ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
PUBLIC ADMINISTRATION AND REGIONAL POLICIES
5.5.3 Государственное управление
и отраслевые политики (политические науки)
Public Administration and Regional Policies
5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки
Private Law (Civil)
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-58-66 УДК: 351/354 ГРНТИ: 11.15 EDN: CJJRXU
Семейная политика
как основа сохранения и обеспечения ценностей в Российской Федерации
Н.В. Летова ©
Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель исследования. В статье определены тенденции развития семейной политики государства, ключевым направлением которой является комплексная защита института семьи, основанной на традиционных семейных ценностях, обеспечение условий для рождения и воспитания детей, популяризации многодетных семей в целях народосбережения и улучшения демографической ситуации в России. Определено, что реализация разноотраслевых мер поддержки семьям с детьми обеспечивает необходимые условия для удовлетворения их базовых потребностей, доказано, что преференции в сфере труда и пенсионного обеспечения многодетных женщин позволит обеспечить им условия для полноценного совмещения ими трудовых обязанностей с семейными. Сделан вывод, что семейная политика государства ориентирована на обеспечение охраны и защиты традиционных семейных ценностей, определяющих сущность семейных отношений, перспективы их дальнейшего развития.
Ключевые слова: государство, семья, семейная политика, защита и охрана семьи, традиционные семейные ценности, демография, благополучие, дети, приоритетная защита прав детей, комплексная поддержка семей с детьми, льготы многодетных
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Летова Н.В. Семейная политика как основа сохранения и обеспечения ценностей в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 1. С. 58-66. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-158-66. EDN: СШХи
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Летова Н.В.
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-58-66
Family Policy as the Basis
for Preserving and Ensuring Values
in the Russian Federation
N.V. Letova ©
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. Purpose of the study. The article identifies trends in the development of state family policy, the key direction of which is the comprehensive protection of the institution of the family, based on traditional family values, providing conditions for the birth and raising of children, the popularization of large families for the purpose of saving people and improving the demographic situation in Russia. It has been determined that the implementation of multi-sectoral support measures for families with children provides the necessary conditions to meet their basic needs; it has been proven that preferences in the field of labor and pensions for women with many children will provide them with conditions for them to fully combine work responsibilities with family responsibilities. It is concluded that the state's family policy is focused on ensuring the protection and protection of traditional family values that determine the essence of family relationships and the prospects for their further development.
Key words: state, family, family policy, family protection and security, traditional family values, demography, well-being, children, priority protection of children's rights, comprehensive support for families with children, benefits for families with many children
FOR CITATION: Letova N.V. Family Policy as the Basis for Preserving and Ensuring Values in the Russian Federation. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 1. Pp. 58-66. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-58-66. EDN: CJJRXU
V_/
ВВЕДЕНИЕ
Семейная политика государства направлена на реализацию положений Конституции Российской Федерации, согласно которым наша страна является социальным государством, нацеленным на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие для каждого человека, улучшение благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, стимулирование рождения в целях улучшения демографической ситуации (ч. 1 ст. 7)1. Сегодня государство заинтересовано в стабильности семейных отношений, обеспечении защиты института семьи, основанного на традиционных семейных ценностях2. Законода-
1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2 Попытки сохранить ценности как категорию, предпринимались в мире, неоднократно. Озвучивались самые разные решения, но их объединяло стремление заменить термин «традиционные ценности» на категорию универсальные ценности. Так, понятие ценности было использовано некоторыми неправительственными организациями с целью предложить некий компромисс: учитывая потенциальную опасность злоупотребления понятием «традиционные ценности», они предложили ссылаться в будущем на «универсальные ценности» или «ценности, подкрепляющие международное право прав человека» (values underpinning international human rights law) // UNHCR
Report of the United Nations High Commissioner for Human Rights;
Human Rights Council, A/HRC/16/37. 2010. P. 15.
тельные новеллы, произошедшие в связи с изменением Конституции Российской Федерации, повлияли на семейную политику, направленную на обеспечение конституционных гарантий, предоставленных семье, условий для защиты материнства, отцовства и детства на постоянной основе [1: 5; 2: 13; 3: 15]. Присутствие таких положений в основном законе позволило создать нормативные предпосылки (выделено мною. - Н.Л.) для развития разноотраслевого законодательства, направленного на обеспечение потребностей каждой семьи в нашей стране, надлежащих условий для рождения и воспитания детей, популяризации многопоколенной семьи, основанной на традиционных семейных ценностях3. Полагаю, что наличие таких конституционных
3 Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»//СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009; Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 №2570-р (ред. от 28.07.2017) «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (вместе с «Планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации» от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // СЗ РФ. 2015. № 51 (ч. III). Ст. 7408; Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы» по укреплению института семьи и семейных ценностей, охране и поддержке материнства // СЗ РФ. 2017. № 11. Ст. 1618.; Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014№ 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»// СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811 и др.
положений, определяющих ценность семьи, брака, нравственного воспитания детей, создают основу для определения механизмов их защиты в случае осуществления посягательств на их правовое и социальное назначение [4:15; 5:123; 6: 253].
Семья, основанная на союзе мужчины и женщины, дети как приоритет политики государства, нуждающиеся в поддержке члены семьи, составляют фундамент для эффективного функционирования общества, определяют нравственную основу государства, пропагандирующего традиционные ценности в качестве его духовной составляющей.
Основы обеспечения защиты традиционных семейных ценностей в нашей стране, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, определили приоритетные направления политики в сфере семейных отношений, закрепив повышенные обязательства государства в части оказания поддержки семьям с детьми, уделяя особое внимание многодетным, женщинам, совмещающим материнство и трудовую деятельность, детям, оставшимся без попечения родителей (ст. 38, 67.1,72).
1. ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
Признание на государственном уровне значимости традиционных семейных ценностей, определение их сущности и назначения как приоритетного направления политики государства, обусловили специфику реализации сугубо отраслевых норм, в частности семейных.
Так, согласно ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ)4 построение семейных отношений основано на любви, уважении и взаимопомощи перед семьей всех ее членов, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности в сфере семейных отношений (ч. 4 ст. 1 СК РФ). Присутствие в законе таких положений свидетельствует о преобладании в их содержании морально - нравственной основы, значимость которой не может быть нивелирована в процессе реализации иных отношений в семье, в частности, имущественных.
Полагаю, что появление в Конституции Российской Федерации положений, направленных на защиту традиционных семейных ценностей, обеспечение их государственными гарантиями, позволило определить не только содержание норм отраслевого законодательства, но и определить их «вектор» дальнейшего направления [7: 27; 8: 99; 9: 3].
Конституционная ценность института семьи, системная защита государством интересов ее отдельных членов, обусловлена ее значимостью в жизни каждого человека, ее особой роли в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей, на что неоднократно обращалось внимание Конституционного Суда
4 См.: Семейный кодекс Российской Федерации.1995 № 223-Ф3 (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
Российской Федерации5. Аналогичный подход к защите семьи и традиционных семейных ценностей прослеживается и в основных направлениях семейной политики, определяющие в качестве системообразующего условия осуществление охраны высших ценностей каждого человека, к которым относятся крепкая семья, нравственное воспитание детей, забота о старшем поколении, милосердие [10: 27; 11: 632; 12: 27]6.
Представляется, что в результате закрепления общепризнанных категорий в Конституции Российской Федерации, значимость которых не вызывает сомнения у подавляющего большинства граждан, их последовательная защита осуществляется посредством применения отраслевых норм. Так, в частности это нормы, определяющие приоритетную защиту прав ребенка, обеспечивающие его право на проживание в семье, воспитание родителями с учетом его интересов (ст. 54, 63, 65 СК РФ), что позволяет обеспечить практическую реализацию тех ценностей, которые до их упоминания в основном законе можно было определить как «статические», поскольку они не были «снабжены» механизмами их защиты. Такие ценности, как крепкая семья, наличие брака между супругами, заключаемого между представителями разных полов, мужчины и женщины, популяризация многодетности, позволило определить их не только в качестве базовых положений семейной политики, но и «наполнить» их социальным назначением.
Отношения в семье, основанные на любви, взаимопонимании и уважении, отвечают их сущности, но выявить четко их объект, посягательство на который предполагает применение соответствующих механизмов их защиты, затруднительно. Можно предположить, что до появления таких положений в Конституции Российской Федерации, нормы, посвященные защите семейных ценностей, отличались декларативностью и отсутствием объекта, подлежащего защите. После их упоминания в основном законе, обозначив семейные ценности в качестве приоритетного направления семейной политики, механизмы их охраны «получили» нормативное обеспечение. Последующее развитие законодательства о ценностях позволило рассматривать каждую их них в качестве самостоятельного объекта, подлежащего защите. В свою очередь, такой подход определил и систему скоординированных мер, предпринимаемых государством в рамках осуществляемой
5 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П // Собрание законодательства РФ. 2014. № 7. Ст. 735; Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-3 «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
6 Как отмечалось в одном из посланий Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, «именно Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа - не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. То есть придает им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства, авторитетом самого Основного Закона формирует социальные институты и образ жизни миллионов людей, а значит, образ бу-
дущего, образ новой России // См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.//Российская газета. 06.11.2008.
Летова Н.В.
им семейной политики, обеспечивающие их комплексную охрану. В итоге, традиционные семейные ценности не только определили вектор развития законодательства в указанной сфере, но и обусловили приоритетные направления семейной политики государства.
В этой связи, принятие Указа Президента от 09.11.2022 № 8097 позволило дать четкий «правовой ориентир» всем органам власти, социальным институтам гражданского общества на безусловное следование тем ценностям, которые поддерживаются в обществе поколениями. Своевременность появления таких законодательных новелл, их важность и значимость не вызывает сомнения, поскольку угрозы утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов возрастают, поэтому их защита должна быть обеспечена на самом высоком уровне. Традиционные семейные ценности, к которым относится крепкая, многопоколенная семья, брак, нравственное воспитание детей, являются консервативными, поскольку их содержание определяется влиянием идеологии, пропагандирующей традиционные социальные устои, правила, религиозные и национальные особенности, обеспечивающие стабильность общества. В этом смысле, ценности, «претендуя» на определение их в качестве традиционно - семейных (выделено мною. - Н.Л.), должны отличаться признаком всеобщности в том смысле, что они одинаково воспринимаются подавляющим большинством граждан. Одновременно, следует признать, что свобода каждого гражданина в социуме ограничена, она не может быть абсолютной, поскольку в отдельных случаях необходимо обеспечить защиту интересов подавляющего числа граждан вопреки интересам отдельных групп или граждан с тем, чтобы не допустить разрушения базовых семейных ценностей в обществе, поддерживаемых большинством. В качестве нормативной основы, позволяющей устанавливать такие ограничения, выступают, прежде всего, положения основного закона государства, допускающие ограничение прав и свобод гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Аналогичное ограничение предусмотрено и отраслевыми нормами, предусматривающие возможность ограничения прав граждан в семье в той мере, когда это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи (абз. 2 ч.4 ст. 1 СК РФ). Нетрудно заметить, что содержание норм неидентично, Конституция Российской Федерации предусматривает ограничение и прав, и свобод гражданин, а статья СК РФ ограничивается лишь ограничением прав гражданина в сфере семейных отношений, исключая его свободы несмотря на то, что основания для таких ограничений едины - в целях защиты основ нравственности или здоровья. Полагаю, что обосновать такие «расхождения» в содержании норм весьма проблематично, поскольку именно в семейной сфере случаи посягательств на жизнь, здоровье, нравственность членов семьи происходят чаще
7 См.: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.
и проявляются куда более отчетливо, нежели в иных отношениях, однако об ограничении свободы члена семьи, посягнувшего на такие ценности, в нормах СК РФ не упоминается [13: 75].
Реализуемая государством семейная политика ориентирована на обеспечение всех семейных ценностей, не допуская посягательств в отношении их социального назначения, что находит свое выражение в соответствующих законодательных решениях. Так, к их числу относятся нормы, предусматривающие запрет на использование суррогатного материнства иностранными гражданами и лицами без гражданства, если предполагаемые родители не в браке и хотя бы один из них не является гражданином России. Аналогичное требование о гражданстве относится и к одинокой женщине, которая не может родить ребенка по медицинским показаниям8. Нет сомнений, что такие положения закона направлены на защиту будущего ребенка и на предотвращение случаев его «вывоза» за пределы Российской Федерации.
Обеспечение приоритетной защиты прав детей последовательно соблюдается и в нормах другого закона, положения которого направлены на предотвращение разрушения базовых ценностей, искоренения пропаганды вседозволенности, насаждения культа насилия, предусматривающих запрет на распространение информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, предпочтения, педофилию, смену пола среди детей, информации, которая направлена на отрицание семейных ценностей, неуважение к родителям или другим членам семьи и может причинить вред здоровью, нравственному, духовному развитию ребенка. Аналогичные запреты предусмотрены и в отношении рекламной продукции, а также нормы, устанавливающие запрет на смену пола, за исключением случаев, когда это необходимо по медицинским показаниям9.
Такие законы можно назвать специальными, поскольку их нормы предусматривают конкретные механизмы, обеспечивающие защиту прав граждан в связи с посягательством на их традиционные семейные ценности. Сущностно они направлены на защиту общества, отдельных граждан, от такой негативной информации, которая может нанести вред нравственному здоровью гражданина, особенно несовершеннолетним, психика которых подвержена влиянию ввиду ее неустойчивости в силу возраста. Так или иначе, осуществление защиты семейных ценностей взаимосвязано и обусловлено реализацией концептуальных направлений семейной политики, предусматривающие
8 См.: Федеральный закон от 19.12.2022 № 538-ФЭ (ред. от 28.04.2023) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 52. Ст. 9368.
9 См.: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства РФ. 2006.
№ 31 (1 ч.). Ст. 3448; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЭ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023)//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
комплексную систему мер в части оказания поддержки семей с детьми, особенно многодетным, приоритетной защиты их прав, защиты трудовых и пенсионных прав многодетныхженщин [14: 2; 15:40; 16:15].
Полагаю, что такие направления можно обозначить как концептуальные, позволяющие реализовать не только семейную политику, нацеленную на осуществление поддержки семей, имеющих детей, обеспечение их благополучия, но и решить демографические задачи в целях сбережения нашего народа [17: 108]. Очевидно, что такое взаимодействие в решении единых задач, стоящих перед государством, позволит обеспечить защиту семьи, семейных ценностей как фундаментальной основы общества. Меры их защиты, предусмотренные нормами отраслевого законодательства, способствуют их охране в процессе реализации отношений разноо-траслевого вида. Их специфика позволяет объединить публичные интересы государства и частные, отдельных субъектов семейных отношений в их единстве, что способствует обеспечению всемерной защиты семейных ценностей, принятию мер оперативного реагирования в случае посягательств на их сущность, в том числе за счет реализации приоритетных направлений семейной политики государства.
Социальная значимость и правовая ценность защиты и поддержки семейных ценностей на постоянной основе состоит в формировании духовно-нравственной основы общества, необходимой для его полноценного функционирования и обеспечения безопасности государства.
2. СЕМЬЯ КАК ОСНОВА СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ И ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Заинтересованность государства в создании наиболее благоприятных условий для семей с детьми, их социального обеспечения, оказание им всесторонней помощи и поддержки, вызвано потребностью сохранения российского народа. На такую проблему неоднократно обращал внимание президент нашей страны, В. Путин, отмечая, что народосбережение является высшим национальным приоритетом России10. Семья как базовый социальный институт, основанный на традиционных ценностях, нуждается в системной защите с предоставлением государственных гарантий, направленных на обеспечение и защиту, прежде всего, наиболее нуждающихся в материальной поддержке и уязвимых в правовом положении членов семьи. Уровень защиты семьи, отдельных членов семьи, определяет гарантии, предоставляемые государством, формирует социальный «индикатор» в обществе [18: 47; 19: 810]. Своеобразие направлений, определяющих семейную политику проявляется в их «многозадачности», в одновременном решении вопросов демографии, в принятии мер, направленных на стимулирование рождаемости, повышении значимости семьи для каждого
10 Президент особо подчеркнул, что прямая поддержка людей, инвестиции в образование, демографию являются залогом роста национальной экономики, устойчивого и динамичного развития страны // См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» Ц СПС Консультант плюс.
человека, привлекательности материнства и отцовства, обеспечении надлежащих условий для граждан, которые принимают решение о рождении ребенка в целях реализации на практике заявленного государством тренда на «многодетность»11.
В условиях стремительно меняющегося современного общества вопросы сохранения традиционных семейных ценностей потребовали не просто пристального внимания государства, но и определили необходимость их защиты в качестве одного из приоритетных направлений семейной политики. Следует признать, что состояние современного общества свидетельствует о кардинальной трансформации семейных отношений, весьма сдержанном отношении к браку, что отрицательно сказывается на «привлекательности» данного института в обществе. Причин этому множество: объективные - изменение политической обстановки, социально-экономических условий; субъективные - изменение отношения к семье, ответственному родительству, изменение жизненных приоритетов молодого поколения, желание сначала «построить» карьеру вытесняет потребность иметь семью, детей, нести за них ответственность. Кроме того, популяризации института семьи не способствует и состояние норм действующего законодательства Российской Федерации, положения которого не признают семью в качестве самостоятельного субъекта права, подлежащего защите12.
Семья, являясь естественной и основной ячейкой общества, имеет право на защиту со стороны государства, которое должно обеспечивать условия для полноценной ее поддержки (ст. 16)13. Особые меры поддержки
11 Путин В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // [Электронный ресурс]. URL: https:// iz.ru/news/511884 (дата обращения: 05.05.2023). Аналогичные подходы реализовались в Стратегии государственной национальной политики, где закреплено понятие российской нации, которая представляет собой весь многонациональный народ Российской Федерации, а в качестве первого приоритета государственной национальной политики Российской Федерации определено укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации, п. 5а // Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.
12 Государством предоставлена защита такой семье, где биологические родители состоят в браке и рождение ребенка происходит в браке, то есть в основе лежат два самостоятельных юридических факта, это регистрация брака в органах записи гражданского состояния и рождение ребенка в установленном законом порядке. Таким образом, в основе мер социальной направленности в определенном смысле «заложена пропаганда» государством именно традиционной семьи с традиционными ценностями, где воспитанием ребенка занимаются его родители и ребенок рождается в семье. Такой подход заслуживает поддержки, особенно на фоне данных о соотношении браков и разводов в нашей стране, в 2019 г. на территории РФ было заключено 843 890 браков, за тот же период состоялось 472 328 разводов, то есть почти каждый второй брак заканчивается разводом, в качестве основной причины прекращения отношений так или иначе можно определить стремление людей к более счастливой жизни.
13 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета. 05.04.1995.№ 67;
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамб-
леей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.
Летова Н.В.
должны быть оказаны наиболее незащищенным членам семьи, детям, создание для них благоприятных условий, что следует из содержания международных актов в сфере защиты детства. Особый статус ребенка, его незрелость в силу возраста обуславливает его нуждаемость в защите, как до, так и после рождения, обязанности каждого государства создать надлежащие условия для реализации его базовых прав, включая его право на семейное воспитание.
Важно, что осуществление защиты семьи, ее отдельных членов, учитывается в содержании конкретных направлений политики государства, когда меры социальной поддержки граждан дифференцируются в зависимости от категории семьи, которой оказывается такая помощь (семьи, в которых воспитанием детей занимается один из родителей (неполные семьи), семьи, где есть ребенок-инвалид, молодые семьи, семьи, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, семьи, воспитывающие приемных детей, семьи мобилизованных граждан и многие др.). Вместе с тем, меры поддержки определяются на основании комплексного подхода, учитывающего в совокупности меры разно-отраслевого вида, например, семейные, гражданские, финансовые, социально-трудовые, направленные на поддержку семей с детьми. Так, были приняты самые разнообразные дополнительные меры поддержки
14
семей с детьми14, продолжает действовать программа по предоставлению средств в качестве материнского капитала, размер которого в 2024 г. при рождении первого ребенка составит 544 301,30 рубля, а при рождении второго - 719 273,90 рубля. Если на первого ребенка уже был получен материнский капитал, то при рождении второго в 2024 г. сумма составит -174 972,60 рубля, детям предоставляется бесплатное питание в школах, предусмотрена льготная ипотека для семей с детьми15.
Для женщин, родивших и воспитавших детей, предусмотрены меры их поддержки в сфере труда и социального обеспечения. Так, для них предусмотрены трудовые гарантии в случае совмещения ими трудовых обязанностей с семейными, включая условия предоставления отпуска по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 255, 256, 260,
14 Так, женщинам, вставшим на учет в медорганизациях в связи с беременностью до 12 недель, выплачивается ежемесячное пособие в размере 50% величины прожиточного минимума, неполным семьям, в которых есть дети от восьми до 17 лет, размер выплат составляет половину детского прожиточного минимума в регионе, что в среднем составит по стране около 5,6 тыс. руб., выплаты на детей до 3 лет около 11 тыс. в месяц в среднем по стране, выплата на детей от 3 до 7 лет от 5500 до 11 000 ежемесячно в зависимости от региона.
15 См.: Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния"» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 27. Ст. 3522; Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817; Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) // БВС РФ. Декабрь, 2016. №12.
262.2 ТК РФ)16. Кроме того, законом предусмотрены дополнительные гарантии их трудовых прав, в частности нельзя отказать женщине в заключении трудового договора в связи с ее беременностью или наличием у нее детей, нельзя устанавливать испытательный срок при приеме на работу в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 64, 70).
Определяя многодетность в качестве приоритета семейной политики, государством предоставлено право досрочного выхода на пенсию женщинам, родившим и воспитавшим более трех детей [20: 66; 21: 165; 22: 222]. В отношении данной категории было принято решение не повышать пенсионный возраст в общем порядке, а при назначении им пенсии учитывать число детей, рожденных женщиной, соответственно снижая общий возраст выхода на пенсию в пропорции от числа детей. Реализация таких положений на практике позволила применить дифференцированный подход при назначении пенсии в отношении строго определенной категории граждан, предусмотрев некоторые исключения в части определения их возраста выхода на пенсию17. В результате, такое право предоставлено следующим категориямженщин:
1) женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
2) женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
3) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (п. 1.1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).
Нетрудно заметить, что правила распространяются в отношении женщин, родивших трех и более детей, воспитание которых было надлежащим, то есть отвечает требованиям семейного законодательства, в частности ст. 63,65 СК РФ. Речь идет о соблюдении таких норм, согласно которым родители обязаны заботиться о физическом, нравственном, эмоциональном развитии
16 Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет (ст. 262.2. ТКРФ).
17 См.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965; Определение КС РФ от 25 мая 2017 г. № 948-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н.Е. Заплавной на нарушение ее конституционных прав п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»; Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2019 г. № 9-КА19-3; Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. № 88-17851/21; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 г. № 88869/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
ребенка, не допуская осуществление родительских прав в противоречии с интересами ребенка. Кроме того, такое воспитание должно иметь место по достижении ребенком определенного возраста, как минимум до достижения им 8 лет, презюмируя, что многодетная мать не привлекалась к семейно - правовой ответственности в виде лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ) или отменены усыновления (ст. 140 СК РФ) [23: 104].
ВЫВОДЫ
Охрана и защита семейных ценностей, законных прав и интересов членов семьи, относится к числу перспективных направлений деятельности государства. Государство предусматривает целый спектр помощи, предоставляемой семьям с детьми, уделяя особое внимание многодетным, предоставляя им дополнительные преференции в сфере труда и пенсионном обеспечении. Важно, что сегодня семейная политика является «социально ориентированной» (выделено мною. - Н.Л.), что позволяет оказывать системную поддержку семьям с детьми, адресный характер которой направлен на удовлетворение ее базовых потребностей.
Ценность таких положений, на мой взгляд, проявляется в формировании необходимой нормативной основы, определяющей «вектор» развития отраслевого законодательства, направленного на поддержку семей с детьми, положения которого не должны противоречить основным положениям семейной политики. Общеизвестно, чем выше уровень защиты семей с детьми, тем эффективнее будут достигнуты необходимые показатели по улучшению их благосостояния, что позволит оптимизировать социальный микроклимат, изменить демографическую ситуацию в стране.
Перспектива развития семейной политики состоит в поддержке семей, основанных на традиционных семейных ценностях, полноценная защита которых актуальна почти для всех государств, поскольку приобрела характер межгосударственной катастрофы на фоне достигнутого высокого уровня технологического развития, который позволил гражданам во всем мире получить в полном объеме т.н. блага цивилизации, многие услуги стали доступнее благодаря неограниченным ресурсам информационного пространства. Их «оборотной стороной» стала почти неограниченная свобода во всех сферах жизни, что, по сути, привело к свободе нравов, убеждений, поведения, что в конечном итоге
ЛИТЕРАТУРА
1. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. 2-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М. 2019.
2. Хабриева Т.Я. Теория современного основного закона и российская Конституция // Журнал российского права. 2008. 2008. № 12. С. 12-18.
3. Зорькин В.Д. Право против хаоса: монография. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018.
4. Трусов Н.А. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти: критический взгляд на отдельные вопросы техники и содержания проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 4. С. 13-18.
обусловило «стирание» границ частной жизни, они стали «размыты» и доступны посторонним лицам. Следствием тому, свобода фактически стала отождествляться со вседозволенностью, в результате чего ценности почти «утратили» свое нравственное предназначение, «превратились в обыденность» в представлении большинства, что потребовало обеспечения их защиты на государственном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предоставление государством комплексных мер поддержки семьям с детьми позволяет обеспечить искомый баланс публичных и частных интересов, что проявляется в последовательной защите семейных прав граждан, гарантирует предоставление им преференций социального характера. Предусмотренные законодательством меры такой помощи отличаются разноотраслевой направленностью, что позволяет добиваться и ожидаемого от них социального результата, в частности преодоление бедности и изменение демографической ситуации в стране. Такой подход свидетельствует о многозадачности семейной политики в современных условиях, которая является самостоятельным направлением, нацеленным на защиту семьи, детей, других членов семьи как фундаментальной основы общества и государства, пропагандирующие традиционные семейные ценности в качестве его духовной основы.
Популяризация многодетности невозможна без осознанного понимания значимости труда женщины, воспитывающей детей, как для общества, так и государства. Обеспечение им условий, способствующих сохранению за ней рабочего места после рождения ребенка, возможности повышать квалификацию, позволят не «выпадать» ей из профессии и чувствовать себя полноценной личностью. Убеждена, что только последовательная совокупность мер, гарантированных государством, позволит обеспечить искомый «социальный баланс» необходимый для создания условий для полноценной жизни семей с детьми, добиться устойчивого развития семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях. Считаю, что функционирование института семьи в интересах общества будет способствовать реализации семейной политики, направленной на улучшение системы поддержки материнства и детства в нашей стране.
REFERENCES
1. Maltsev G.V. Moral foundations of law. 2nd ed. Moscow: Norma; INFRA-M. 2019.
2. Khabrieva T.Ya. The theory of modern fundamental law and the Russian Constitution. Journal of Russian Law. 2008. 2008. No. 12. Pp. 12-18. (InRus.)
3. Zorkin V.D. Law against chaos: Monograph. 2nd ed., rev. and additional. Moscow, 2018.
4. Trusov N.A. On improving the regulation of certain issues of the organization of public power: A critical look at certain issues of technology and content of the draft law of the Russian Federation on an amendmentto the Constitution of the Russian Federation. State Power and Local Self-government. 2020. No. 4. Pp. 13-18. (In Rus.)
Летова Н.В.
5. Летова Н.В. Материнство и детство как основа семейной политики: современность и историческое наследие // Государство и право. 2023. № 3. С. 120-127.
6. Чуча С.Ю. Конституционализация и расширение юридического содержания понятия социального партнерства в Российской Федерации // Правоприменение. 2021. Т. 5. №3. С. 249-261.
7. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности // Вестник РАН. 2020. Т. 90. № 5. С. 24-33.
8. Летова Н.В. Материнский капитал как разновидность социальной поддержки семей с детьми: проблемы правоприменения и пути решения // Государство и право. № 5. 2022. С. 96-103.
9. Астапова Т.Ю. Традиционные семейные ценности как направление совершенствования семейного законодательства // Семейное и жилищное право. 2023. № 3. С. 2-4.
10. Масленникова C.B., Матвеева М.В. Традиционные семейные ценности: конституционно-правовая интерпретация П Конституционное и муниципальное право. 2020. № 12. С. 23-29.
11. Муравьева М. Традиционные ценности и современные семьи: правовые подходы к традиции и модерну в современной России П Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 4. С. 632-633.
12. Беспалов Ю.Ф. К вопросу о семейных ценностях в РФ // Семейное и жилищное право. 2018. № 5. С. 25-30.
13. Насилие как негативное социальное явление: правовые средства противодействия: монография/отв. ред. Н.В. Летова. М.: Проспект, 2023. 280 с.
14. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам // СПС КонсультантПлюс. 2019.
15. Самсонова В.О. Пенсионное обеспечение семей, воспитывающих ребенка-инвалида: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2017. № 3. С. 39-43.
16. Болдырев О.Ю. Социальное государство: как приблизить реальность к конституционному принципу// Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 11-16.
17. Пашенцева C.B. Этапы развития тендерного равноправия в России//Право и политика. 2007. № 12. С. 107-112.
18. Чхутиашвили Л.В. Основные направления реализации новой семейной политики государства // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 46-49.
19. Стародубова У.М.,Игольникова В.А. Трудовые гарантии работникам при предоставлении декретных отпусков // Аллея науки. 2018. Т. 6. № 10 (26). С. 810-814.
20. Матвеева Т.П., Кузнецова H.A., Павловская Ю.В. Сравнительно-правовой анализ системы социальной поддержки материнства и детства в России и за рубежом // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 12А. С. 65-73.
21. Чингисбаева А.Е. Трудовые права беременных женщин и молодых матерей // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2020. № S1 (59). С. 164-169.
22. Пишняк А.И., Надеждина Е.В. Занятость российских женщин после рождения детей: стимулы и барьеры // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 2. С. 221-238.
23. Костенко Е.П., Кузнецова С.Ю. Инструменты преодоления тендерного неравенства на рабочем месте: опыт Франции Ц Journal of Economic Regulation. 2019. T. 10. № 4. С. 103-116.
24. Фаляхов Р. Бедность в России: десятки миллионов за чертой Н Газета.ги. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/ 05/09/11745109.shtml
25. Давыдова Н.М. Депривационный подход в оценках бедности П Социологические исследования. 2003. № 6. URL: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/205329.html
5. Letova N.V. Motherhood and childhood as the basis of family policy: Modernity and historical heritage. State and Law. 2023. No. 3.Pp. 120-127. (In Rus.)
6. Chucha S.Yu. Constitutionalization and expansion of the legal content of the concept of social partnership in the Russian Federation. Law Enforcement. 2021. Vol. 5. No. 3. Pp. 249-261. (In Rus.)
7. Khabrieva T.Ya. Constitutional reform in Russia: In search of national identity. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90. No. 5. Pp. 24-33. (In Rus.)
8. Letova N.V. Maternity capital as a type of social support for families with children: Problems of law enforcement and solutions. State andLaw. 2022. No. 5. Pp. 96-103. (InRus.)
9. Astapova T.Yu. Traditional family values as a direction for improving family legislation I I Family and Housing Law. 2023. No. 3. Pp. 2-4. (In Rus.)
10. Maslennikova S.V., Matveeva M.V. Traditional family values: Constitutional and legal interpretation. Constitutional and Municipal Law. 2020. No. 12. Pp. 23-29. (In Rus.)
11. Muravyova M. Traditional values and modern families: Legal approaches to tradition and modernity in modern Russia. Journal of Social Policy Research. 2014. Vol. 12. No. 4. Pp. 632-633. (In Rus.)
12. Bespalov Yu.F. On the issue of family values in the Russian Federation. Family and Housing Law. 2018. No. 5. Pp. 25-30. (In Rus.)
13. Violence as a negative social phenomenon: legal means of counteraction: Monograph. N.V. Letova (rep. ed.). Moscow: Prospekt, 2023. 280 p.
14. Chirkov S.A. Development of the demographic function in pension law, or New early insurance pensions for mothers of many children. SPS ConsultantPlus. 2019. (In Rus.)
15. Samsonova V.O. Pension provision for families raising a disabled child: Russian and foreign experience of legal regulation. Social and Pension Law. 2017. No. 3. Pp. 39-43. (In Rus.)
16. Boldyrev O.Yu. Social state: How to bring reality closer to the constitutional principle. Constitutional and Municipal Law. 2020. No. 2. Pp. 11-16. (InRus.)
17. Pashentseva S.V. Stages of development of gender equality in Russia. Law and Politics. 2007. No. 12. Pp. 107-112. (In Rus.)
18. Chkhutiashvili L.V. Main directions of implementation of the new family policy of the state. Current Problems ofRussian Law. 2017. No. 5. Pp. 46-49. (In Rus.)
19. Starodubova U.M., Igolnikova V.A. Labor guarantees for employees when providing maternity leave. Alley of Science. 2018. Vol. 6. No. 10 (26). Pp. 810-814. (In Rus.)
20. Matveeva T.P., Kuznetsova N.A., Pavlovskaya Yu.V. Comparative legal analysis of the system of social support for motherhood and childhood in Russia and abroad. Questions of Russian and International Law. 2018. Vol. 8. No. 12A. Pp. 65-73. (InRus.)
21. Chingisbaeva A.E. Labor rights of pregnant women and young mothers. Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan. 2020. No. SI (59). Pp. 164-169. (InRus.)
22. PishnyakA.I., Nadezhdina E.V. Employment ofRussian women after the birth of children: Incentives and barriers. Journal of Social Policy Research. 2020. Vol. 18. No. 2. Pp. 221-238. (In Rus.)
23. Kostenko E.P., Kuznetsova S.Yu. Tools for overcoming gender inequality in the workplace: The experience of France. Journal of Economic Regulation. 2019. Vol. 10. No. 4. Pp. 103-116. (In Rus.)
24. Falyakhov R. Poverty in Russia: Tens of millions below the line. Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/business/ 2018/05/09/11745109.shtml
25. Davydova N.M. Deprivation approach to poverty assessments. Sociological Research. 2003. No. 6. URL: http://ecsocman.hse. ru/socis/msg/205329.html
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 82,91%
Статья поступила в редакцию 05.12.2023, принята к публикации 12.01.2024 The article was received on 05.12.2023, accepted for publication 12.01.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Летова Наталия Валерьевна, доктор юридических наук; главный научный сотрудник, сектор процессуального права; Институт государства и права Российской академии наук; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-7033-977Х; Author ID: 635906; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Natalia V. Letova, Dr. Sci. (Law); chief researcher, Procedural Law Sector; Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-7033-977X; Author ID: 635906; E-mail: [email protected]