Научная статья на тему 'Проблемы социального обеспечения и защиты семей с детьми мобилизованных граждан'

Проблемы социального обеспечения и защиты семей с детьми мобилизованных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / семейная политика / социальная политика / мобилизация / мобилизованные граждане / семьи мобилизованных / социальные нормы / семейные отношения / состав семьи / члены семьи / виды семей / критерии нуждаемости / метод регулирования семейных отношений / меры социальной помощи / меры поддержки / льготы мобилизованных граждан / обязательства мобилизованных / защита мобилизованных / публичные и частные интересы / state / family policy / social policy / mobilization / mobilized citizens / families of mobilized / social norms / family relations / family composition / family members / types of families / criteria of need / method of regulating family relations / social assistance measures / support measures / benefits of mobilized citizens / obligations of mobilized / protection of mobilized / public and private interests

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летова Наталия Валерьевна

Цель исследования. В статье рассматриваются меры социальной помощи и поддержки мобилизованных граждан и их семей, систематизированы виды льгот, которые предоставлены законодательством в отношении данной категории граждан, выявлены проблемы их применения на практике, обусловленные в том числе отсутствием необходимого понятийного аппарата в сфере семейных отношений. Автором определено принципиально новое значение критериев, традиционно применяемых для назначения выплат социального вида, выявлены их особенности при использовании метода ситуационного регулирования социальных отношений в связи с необходимостью обеспечения защиты прав мобилизованных граждан в максимально короткие сроки. В статье предложен анализ предусмотренных законодательством мер поддержки семей мобилизованных, выявлены их преимущества и отдельные несовершенства, доказан их комплексный и межотраслевой характер, сформулирован вывод о практической конвергенции публичных и частных интересов в вопросах обеспечения защиты прав и интересов мобилизованных граждан и их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Летова Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Social Security and Protection of Families with Children of Mobilized Citizens

The purpose of the study. The article discusses measures of social assistance and support for mobilized citizens and their families, systematizes the types of benefits that are provided by legislation in relation to this category of citizens, identifies problems of their application in practice, caused, among other things, by the lack of the necessary conceptual apparatus in the field of family relations. The author defines a fundamentally new meaning of the criteria traditionally used for the appointment of social payments, their features are revealed when using the method of situational regulation of social relations in connection with the need to ensure the protection of the rights of mobilized citizens in the shortest possible time. The article offers an analysis of the measures provided for by the legislation to support the families of the mobilized, their advantages and individual imperfections are revealed, their complex and intersectoral nature is proved, a conclusion is formulated about the practical convergence of public and private interests in ensuring the protection of the rights and interests of mobilized citizens and their families.

Текст научной работы на тему «Проблемы социального обеспечения и защиты семей с детьми мобилизованных граждан»

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.3.) 3.10. Проблемы социального обеспечения и защиты семей с детьми мобилизованных граждан

DOI: 10.33693/2072-3164-2023-16-2-138-145

©Летова Наталия Валерьевна

Институт государства и права РАН, г. Москва, Российская Федерация [email protected]

Аннотация: Цель исследования. В статье рассматриваются меры социальной помощи и поддержки мобилизованных граждан и их семей, систематизированы виды льгот, которые предоставлены законодательством в отношении данной категории граждан, выявлены проблемы их применения на практике, обусловленные в том числе отсутствием необходимого понятийного аппарата в сфере семейных отношений. Автором определено принципиально новое значение критериев, традиционно применяемых для назначения выплат социального вида, выявлены их особенности при использовании метода ситуационного регулирования социальных отношений в связи с необходимостью обеспечения защиты прав мобилизованных граждан в максимально короткие сроки.

В статье предложен анализ предусмотренных законодательством мер поддержки семей мобилизованных, выявлены их преимущества и отдельные несовершенства, доказан их комплексный и межотраслевой характер, сформулирован вывод о практической конвергенции публичных и частных интересов в вопросах обеспечения защиты прав и интересов мобилизованных граждан и их семей.

Ключевые слова: государство; семейная политика; социальная политика; мобилизация; мобилизованные граждане; семьи мобилизованных; социальные нормы; семейные отношения; состав семьи; члены семьи; виды семей; критерии нуждаемости; метод регулирования семейных отношений; меры социальной помощи; меры поддержки; льготы мобилизованных граждан; обязательства мобилизованных; защита мобилизованных; публичные и частные интересы.

Для цитирования: Летова Н.В. Проблемы социального обеспечения и защиты семей с детьми мобилизованных граждан // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №2. С. 138-145. DOI:

10.33693/2072-3164-2023-16-2-138-145

v__^

Problems of Social Security and Protection of Families with Children of Mobilized Citizens

DOI: 10.33693/2072-3164-2023-16-2-138-145

©Letova Natalia Valerievna

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation [email protected]

Abstract: The purpose of the study. The article discusses measures of social assistance and support for mobilized citizens and their families, systematizes the types of benefits that are provided by legislation in relation to this category of citizens, identifies problems of their application in practice, caused, among other things, by the lack of the necessary conceptual apparatus in the field of family relations. The author defines a fundamentally new meaning of the criteria traditionally used for the appointment of social payments, their features are revealed when using the method of situational regulation of social relations in connection with the need to ensure the protection of the rights of mobilized citizens in the shortest possible time.

The article offers an analysis of the measures provided for by the legislation to support the families of the mobilized, their advantages and individual imperfections are revealed, their complex and intersectoral nature is proved, a conclusion is formulated about the practical convergence of public and private interests in ensuring the protection of the rights and interests of mobilized citizens and their families.

Keywords: state; family policy; social policy; mobilization; mobilized citizens; families of mobilized; social norms; family relations; family composition; family members; types of families; criteria of need; method of regulating family relations; social assistance measures; support measures; benefits of mobilized citizens; obligations of mobilized; protection of mobilized; public and private interests.

For citation: Letova N.V. Problems of Social Security and Protection of Families with Children of Mobilized Citizens // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №2. Pp. 138-145. (in Russ.). DOI: 10.33693/2072-3164-2023-16-2138-145

V_

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня государство уделяет пристальное внимание семьям с детьми, их проблемам социального обеспечения и мерам, направленным на оказание им всесторонней помощи и поддержки. Такой подход направлен на реализацию семейной, социальной и демографической политики в целях улучшения благосостояния семей с детьми, преодоления бедности, стимулирования рождения, улучшения демографической ситуации в нашей стране1. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7). В зависимости от степени защищенности семьи, отдельных категорий граждан, обладающих определенным правовым статусом, защита их прав является определенным социальным «индикатором» (выделено мною - Н.Л.), определяющим уровень социальных гарантий государства2.

Как известно, в основе семейной политики семья относится к особому объекту охраны государством, потребности которой удовлетворяются в зависимости от самых разных критериев, так учитывается относимость семьи к определенному виду (категории), например, полные, неполные, находящиеся в трудной жизненной ситуации, многодетные, семьи, в которых воспитываются дети- инвалиды, дети с особыми заболеваниями, место проживания семьи (город, сельская местность), материальное положение семьи и др. (1, с. 34, 36; 2, с. 19, 20). Вместе с тем, какие бы разновидности семей не появлялись на практике, отношение государства к семье остается неизменным - это основной, системообразующий социальный институт, основная ячейка общества, от функционирования и благосостояния которой зависит по существу национальная безопасность государства3.

Президентом нашей страны, В. Путиным определена основополагающая задача для всех органов власти и институтов гражданского общества - это народосбе-режение, которое относится к одному из национальных приоритетов страны. Очевидно, что реализация политики, в частности семейной, не представляется возможной без человеческого ресурса, поэтому не

1 Для справки. Естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) в РФ в 2020 году выросла более чем в два раза — до 688,7 тысячи человек с 316,2 тысячи человек в 2019 году, а число родившихся в РФ в 2020 году детей стало минимальным с 2002 года (данные Росстата). В период с декабря 2020-го по ноябрь 2021 года (в период распространения коронавирусной инфекции) смертность превысила 2,4 млн человек, а убыль населения приблизилась к 1 млн россиян.

2 Конкретизация данного положения прослеживается и в других положениях Конституции РФ, согласно которым каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

3 На это указывается и в Конвенции о правах ребенка, согласно которой семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Институт семьи выступает предметом особой поддержки в конституциях большинства государств. //Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

случайно были приняты многочисленные акты4, направленные на улучшение демографической ситуации в нашей стране, положения которых взаимосвязаны с направлениями семейной политики (3, с. 40, 45).

I. СЕМЬИ МОБИЛИЗОВАННЫХ ГРАЖДАН -НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Семейная политика в современных условиях функционирования общества является многогранной, охватывает не только традиционные, основные направления по поддержке семей с детьми, например, где есть мать и отец, но и предполагает оказание помощи семьям, которые оказались в «нетипичных условиях существования» (выделено мною - Н.Л.), которые обусловили появление нового типа семей, семьи мобилизованных граждан5. Своеобразие правового положения таких семей заключается в том, что в них один из родителей, как правило, отец, мобилизован и по объективным причинам не может выполнять свои функции и как родитель, и как супруг6. На мой взгляд, такая семья фактически является на момент отсутствия одного из супругов неполной, хотя юридически таковой не является, тем не менее, все функции по обеспечению семьи, воспитанию детей практически «ложатся на плечи» одного супруга. Поэтому государством приняты беспрецедентные меры социальной помощи и поддержки таких семей, с тем чтобы максимально «облегчить» жизнь членам семьи мобилизованного гражданина на период его отсутствия в связи с выполнением им обязанности по защите государства.

Меры, направленные на оказание социальной поддержки семей мобилизованных отличаются системным, комплексным характером и охватывают практически весь спектр отношений, оказывающих влияние на нормальное функционирование семьи, направ-

4 Базовым документом, регламентирующим государственную политику в сфере демографии, стала принятая в 2007 г. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая взаимосвязана с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. Последняя представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. // Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"// Собрание законодательства РФ.2007, N 42, ст. 5009.

5 Указ Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 26.09.2022, N 39, ст. 6590.

6 Отсрочка предоставлена гражданам, имеющим статус многодет-

ных отцов. Согласно п. 4 и 4.1 ст. 18 закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более до 16 лет (женщинам, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет // Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2022) // Собрание законодательства РФ.1997, N 9, ст. 1014.

ленных на обеспечение не только базовых потребностей ее членов, в том числе и детей, но и на решение самых разных обязательств имеющихся у семьи. Это каникулы по кредитным и иным заемным обязательствам, налоговые преференции, мораторий по долгам за услуги ЖКХ, трудовые гарантии, льготы, касающиеся оказания услуг в сфере дошкольного, школьного, высшего образования и досуга детей (кружки, секции), социального обеспечения детей, воспитывающихся в таких семьях.

Указанные меры социальной поддержки распространяются на семьи мобилизованных граждан, которые являются таковыми согласно требованиям закона, то есть основанные на зарегистрированном браке в органах записи актов гражданского состояния, в результате которого лица приобретают статус супругов (ст. 10 Семейного кодекса РФ - далее СК РФ)7. Лица, которые состоят в длительных отношениях, т. н. фактических, на них указанные меры социальной поддержки не распространяются, так же, как и в отношении детей, независимо от их числа, в отношении которых не было установлено отцовство мобилизованного лица (ст. 49 СК РФ). Очевидно, что и в данном случае государство проводит последовательную политику по защите традиционных семейных ценностей, в основе которых семья, основанная на браке, который и порождает право членов семьи на получение такой поддержки.

Сложности, возникающие на практике в связи с применением норм, определяющих меры социальной поддержки семей мобилизованных граждан, «обнажили» существующие проблемы теории семейного права, обусловленные отсутствием необходимого категориального аппарата в сфере семейных отношений, в частности определений на законодательном уровне таких понятий как «семья», «член семьи», «состав семьи», «многодетная семья» и др. Их отсутствие не позволило на практике удовлетворить потребности всех мобилизованных граждан и их семей оперативно, что потребовало в некоторых случаях применять метод ситуационного правового регулирования семейных отношений, то есть когда решение принимается исходя из конкретной жизненной ситуации, в которой находится семья (4, с. 164; 5, с. 144; 6, с.72). На активное применение такого метода было обращено внимание Президента, В. Путина, отметив, что в сложившихся условиях, в целях обеспечения своевременного социального обеспечения интересов мобилизованных граждан всем органам власти необходимо отступать от некоторых нормативов и принимать решения с учетом конкретной жизненной ситуации (7, с. 25; 8, с. 47; 9, с. 80).

Государство, реализуя семейную политику, определяет меры социальной поддержки с учетом статуса семьи, то есть, когда на законодательном уровне учитывается принадлежность семьи к определенному виду, в частности семьи мобилизованных граждан. Несмотря на то, что статус таких семей является новым для нашего законодательства, пока он не определен и не урегулирован, тем не менее, меры их социальной поддержки направлены не только на решение проблем таких семей, но и в конечном итоге определяют основные направления демографической и социальной по-

7 Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ.1996, N 1, ст. 16.

литики (повышение значимости семьи для каждого человека, защита традиционных ценностей, сохранение и сбережение народонаселения, защита прав детей в приоритетном порядке)8. Полагаю, что важнейшей предпосылкой для осуществления семейной политики в современных условиях является осознание на государственном уровне тесной взаимосвязи семейной политики и происходящими в обществе социально значимыми событиями, имеющих важное значение и для государства, и для отдельного гражданина.

11. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ МОБИЛИЗОВАННЫХ ГРАЖДАН

Сегодня в нашей стране объявлена частичная мобилизация9, в период прохождения которой государством определены меры социальной поддержки не только граждан, которые принимают участие в таких мероприятиях как по контракту, так и на добровольной основе, но и их семей (10, с. 12). Таким гражданам определено денежное содержание и установлен его размер, в частности определено, что в период военной службы по мобилизации уровень денежного содержания должен соответствовать уровню денежного содержания военнослужащего-контрактника. Так же определено, что включает в себя денежное довольствие, оно состоит из оклада денежного содержания, дополнительных выплат (ежемесячная надбавка за выслугу лет и т.п.). Кроме того, дополнительно установлен размер единовременной выплаты, которая составляет 195 тыс. руб. и ее должны получить лица, которые мобилизованы начиная с 21 сентября 2022 г, то есть с момента начала мобилизации10. Принципиально важно, что в данном случае предусмотрено исключение из общего правила, когда действие норм распространяется на отношения, которые возникли ранее даты их принятия. Присутствие такого положения свидетельствует о проведении социально справедливой политики в части мер, направленных на оказание помощи и поддержки в отношении мобилизованных граждан, которые должны распространяться на всех лиц, которые мобилизованы. К числу общего условия, которое позволяет получать такое довольствие относится то, что такие лица должны были заключить контракт в пе-

8 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2014, N 35, ст. 4811; Указ Президента РФ от 19.11.2018 N 662 (ред. от 12.04.2021) «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей» (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей») // Собрание законодательства РФ.2018, N 48, ст. 7393; Указ Президента РФ от 20.03.2020 N 199 (ред. от 10.03.2021) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрание законодательства РФ.2020, N

12, ст. 1745; Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 22.12.2020, с изм. от 29.06.2021) // Собрание законодательства РФ.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19.

9 Указ Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 26.09.2022, N 39, ст. 6590 и др.

10 Указ Президента РФ от 02.11.2022 N 787 (ред. от 30.12.2022)"О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.11.2022.

риод проведения специальной военной операции на военную службу в ВС РФ сроком на год и более11.

В целях последовательного обеспечения конституционного права каждого гражданина на жизнь, мобилизованные граждане подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Кроме того, если военнослужащий в результате прохождения им службы стал инвалидом, ему выплачивается страховка уже в период прохождения военной службы. Особо следует подчеркнуть, что социальная поддержка таких лиц включает оказание им медицинской помощи, их последующую реабилитацию и иные виды социальных выплат. Так, в частности, если в ходе военной службы будет установлено, что мобилизованный выполнял задачи, которые неблагоприятно отразились на его состоянии здоровья, то такому лицу гарантирована бесплатная медико-психологическая реабилитация сроком до 30 суток. Кроме того, в случае увольнения такого лица с военной службы по специальным основаниям, например, ранения, которое было им получено при исполнении обязанностей, он направляется на обследование, лечение и последующую реабилитацию в специализированные медицинские организации (как правило,это военные госпитали, клиники, санатории).

Последовательная защита мобилизованных граждан в полной мере распространяется и в отношении их семей, с тем, чтобы члены их семей ни в чем не нуждались, не испытывали каких- либо проблем пока их супруг (отец) находится на службе. В целях обеспечения комплексной помощи семьям мобилизованных, своевременной их поддержки, на законодательном уровне были изменены критерии, традиционно учитываемые при назначении выплат социального характера, а именно, состав семьи, ее нуждаемость. Последние относятся к числу системообразующих критериев, которые определяют особенности реализации норм социального вида и от них зависит размер, условия и порядок выплат социального характера12.

11 Согласно установленным Правилам осуществления выплаты военнослужащему необходимо подать рапорт с указанием, в частности, срока (периода), на который заключен контракт о прохождении военной службы в ВС РФ. В течение 10 рабочих дней со дня поступления рапорта издается приказ об осуществлении единовременной денежной выплаты. Ее произведут не позднее 10 рабочих дней со дня издания такого приказа. При увольнении с военной службы ранее срока, установленного контрактом, по определенным основаниям, выплаченные деньги взыщут (их нужно вернуть) в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока контракта (за полные месяцы) // Постановление Правительства РФ от 09.12.2022 N 2278 "Об утверждении Правил осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ.2022, N 50 (Часть IV), ст. 8961.

12 Установить, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, установленной Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", не учитываются доходы, предусмотренные частью 1 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", а также доходы и суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента

Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации". Установить, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежеме-

Отступление законодателя от таких критериев в случае оказания социальной помощи семьям мобилизованных, безусловно, свидетельствует о повышенном внимании к ним государства, применении специальных мер поддержки с учетом статуса семьи, обеспечении защиты прав и интересов членов их семей в приоритетном порядке и практической реализации ситуационного метода правового регулирования соответствующих отношений. Уместно напомнить, что данный метод правового регулирования традиционно применяется в сфере семейных отношений, когда набор приемов, средств, применяемых для регулирования семейных отношений определяется исходя из конкретной жизненной ситуации, в которой находится семья (11, с.25,30; 12, с. 11, 12). Полагаю, что такие оперативные решения и необходимые отступления от общепринятых критериев оказания помощи указывает на потребность в обеспечении необходимого баланса публичных и частных интересов в новых реалиях существования нашего государства.

Практическая реализация таких «отступлений» от установленных нормативов проявляется в том, что доходы граждан, призванных на военную службу по мобилизации, не учитываются при оценке нуждаемости их семей для получения следующих социальных выплат, а именно ежемесячного пособия беременной женщине, вставшей на учет в ранние сроки; ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет; ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 8 до 17 лет; ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Аналогичный подход в назначении выплат применяется и в случае, если у семьи мобилизованного вообще нет дохода, данное обстоятельство не учитывается в расчетном периоде13.

сячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", не учитываются доходы, предусмотренные пунктом 47 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка", а также доходы и суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации". Установить, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста 3 лет, установленной Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", не учитываются доходы, а также суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации"(введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2522) //Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.12.2022

13 Налоговая служба 23 ноября текущего года проинформировала, что Закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ освободил от НДФЛ и страховых взносов безвозмездные выплаты мобилизованным и членам их семей. Речь о подобных выплатах в порядке материальной поддержки

Системное обеспечение приоритетной защиты прав детей прослеживается в нормах, предусматривающих льготы в отношении детей мобилизованных в случае, если их отец проходит военную службу в период мобилизации и принимает участие в специальной военной операции на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, начиная с 29.12.2022 года. Их дети имеют льготы при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета, преимущественное право на первоочередное предоставление их детям по месту жительства их семей мест в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях (ДОО) и летних оздоровительных лагерях14.

К числу наиболее социально значимых мер поддержки мобилизованных относятся трудовые гарантии, обеспечивающие сохранность их рабочих мест по возвращении15. Так, в случае если организация, где работал мобилизованный ликвидирована, по его возвращении в службе занятости ему обязаны предоставить работу в первоочередном порядке. В случае, если гражданин трудился на основании срочного трудового договора, он приостанавливается на основании приказа работодателя, производятся все выплаты, предусмотренные трудовым договором16. Если работник, получил повестку и был уволен, необходимо издать приказ об отмене приказа об увольнении, направить сведения об этом в Пенсионный фонд РФ и издать приказ о приостановлении трудового договора, при этом период его приостановки включается в трудовой стаж. Государством гарантировано, что все работники, призванные по мобилизации, за ними сохраняется их рабочее место на прежних условиях по их возвращении, увольнение возможно только по желанию или по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)17. Кроме того, периоды участия в СВО засчиты-

и передаче имущества (экипировки и т.п.) призванным по частичной мобилизации, добровольцам и контрактникам, участвующим в СВО, а также членам их семей. К первому случаю может относиться, например, выплата работодателем ребенку мобилизованного средств для сбора в школу; выделение из регионального бюджета денег на покупку добровольцам теплой одежды; материальная помощь от организации на приобретение лекарств. Для освобождения от налогообложения источник выплаты не важен, это могут быть как работодатели, так и органы власти субъектов РФ // Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ"О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.2022, N 48, ст. 8310.

14 Функции и полномочия по осуществлению информирования членов семьи мобилизованных граждан о наличии у них такого преимущественного права, порядке его осуществления, необходимых документов, возложены на Министерство просвещения РФ Письмо Минпросвещения России от 31.10.2022 N ТВ-2419/03.

15 Статья 351.7. Особенности обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации(введена Федеральным законом от 07.10.2022 N 376-ФЗ) //Федеральный закон от 07.10.2022 N 376-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 2022, N 41, ст. 6938.

16 К таким выплатам относятся: зарплата за все отработанные, но еще не оплаченные дни; оплата командировочных расходов; единовременные поощрительные и другие выплаты, в связи с праздничными днями и юбилейными датами; оплата питания; материальная помощь; дополнительные денежные суммы при предоставлении работникам ежегодного отпуска; оплата учебного отпуска и др. Осуществить выплаты необходимо как можно быстрее, не дожидаясь даты выплаты зарплаты.

17 Веселов А.В. Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2022

ваются в двойном размере при исчислении страхового стажа для назначения страховой пенсии и распространяется такое правило как на время прохождения военной службы, так и пребывания в добровольческом формировании. В аналогичном порядке страховой стаж рассчитывается и при назначении досрочной страховой пенсии по старости18.

Решение о приостановлении принято и в отношении производств по делам рассматриваемым в судах по АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, поскольку мобилизованные не могут принимать в них участие по объективным причинам. Если мобилизованный является стороной в деле и не заявил ходатайство о его рассмотрении в свое отсутствие, производство по делу обязаны прио-становить19. Следует обратить внимание, что на суды возложена именно обязанность приостановить производства по разным категориям дел, это не право суда, что является, на мой взгляд дополнительной гарантией для обеспечения процессуальной защиты прав и интересов мобилизованных. Вполне последовательными являются и решения в отношении имеющихся исполнительных производств мобилизованных, судебный пристав-исполнитель обязан их приостановить, за исключением производств в отношении требований по алиментным обязательствам и по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.

Полагаю, что в данном случае законодатель системно обеспечивает приоритетную защиту детей, их безусловное право на получение содержания в виде алиментов и обеспечивает дополнительную защиту гражданам, которые потеряли единственного кор-мильца20. В таком случае, признавая, что интересы мобилизованных имеют первостепенное значение для

N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Нормативные акты для бухгалтера. 2022. N 23. С. 20 - 22.

18 Для ветеранов боевых действий предусмотрены такие меры со-цподдержки, как, например, льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году // Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 N 2055 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.2022, N 48, ст. 8459.

19 Федеральный закон от 29.12.2022 N 603-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета", N 1, 09.01.2023.

20 Ребенок, являющийся по своему статусу инвалидом, имеет право и на получение социальной пенсии, в соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12. 2001 № 166- ФЗ. Подтверждением такого вывода является предусмотренные в законе разновидности трудовых пенсий, трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца (п.6. ст. 19 ФЗ о трудовых пенсиях в РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ), из названия которых следует не только целевое назначение соответствующей пенсии, но и учитываются различные критерии, а именно, возраст, состояние здоровья, семейный статус, а в некоторых случаях, и количество детей, рожденных женщиной. Согласно п.1 подп.1 ст.28 женщины, родившие пять и более детей, сохраняют право на досрочное назначение трудовой пенсии. Примером может служить ст. 17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12. 2001 № 166- ФЗ, которая называется «размеры пенсий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей», или ст. 29 «члены семьи, имеющие право на пенсию» ФЗ от 12. 02. 1993г. № 4468- 1 «Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и псхотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей». Нетрудно заме-

государства, тем не менее, непрерывность алиментных платежей в пользу детей должна быть обеспечена безусловно и дети, лишившиеся одного из родителей, не должны быть ограничены в праве на получение пенсий, пособий и иных социальных выплат (ст. 60 СК РФ)21.

Законом предусмотрено не только приостановление исполнительного производства, но и фактически его порядок определен в зависимости от категории спора. Речь идет о приостановлении производств о возврате просроченной задолженности по заключенным мобилизованными или членами его семьи договорам кредита или займа (далее - кредитным договорам), (п. 3 ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве) и дополнительно запрещено накладывать арест в отношении денежных средств, выплачиваемых должнику в период его призыва на военную службу по мобилизации, а так же организациям ЖКХ запретили начислять мобилизованным, членам их семей пени за просрочку оплаты услуг22.

Значительные преференции мобилизованным предоставлены в сфере налоговых взаимоотношений с государством, так, предоставлена отсрочка по уплате налогов, сборов и страховых взносов, продлены сроки уплаты транспортного и земельного налогов, налога на имущество, налоговые уведомления, не оплаченные мобилизованным до 01.12.2022 включительно, исполнять не нужно. Исполнение налоговых обязательств мобилизованным будет осуществлено после его увольнения с военной службы и погашать долг можно равными частями ежемесячно по 1/6 от общей суммы либо в общеустановленном порядке (13, с.25, 26; 14, с. 20, 22; 15, с.43; 16, с. 481).

Следует особо подчеркнуть, что в данном случае речь не идет об освобождении мобилизованных граждан от заемных обязательств перед банками (иными кредитными организациями), государством предоставлены т.н. «кредитные каникулы» на период прохождения ими военной службы и определен порядок погашения ими задолженности по возвращении. Полагаю, что возникшие на практике определенные сложности в связи с применением такой льготы обусловлены тем, что льгота предусмотрена только в отношении мобилизованного, который как предполагается является заемщиком, но не распространяется на членов его семьи. Возникает вопрос, применимо ли данное положение закона в случае, если супругами был заключен договор ипотеки, по которому, как известно, второй супруг является созаемщиком, то есть равноценным субъектом по заемному обязательству? Полагаю, что на такого супруга данная льгота не рас-

тить, что в самом названии закона используется термин «семья», а в конкретных его нормах применяется отсылка к категории «члены семьи».

21 В соответствии с п.2 ст. 60 СК РФ, «суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка». Из содержания данной нормы следует, что указанные суммы имеют строго целевой характер, предназначены для удовлетворения личных потребностей ребенка.

22 Федеральный закон от 07.10.2022 N 378-ФЗ "О внесении изме-

нений в статьи 166 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.2022, N 41, ст. 6940.

пространяется и он обязан осуществлять все необходимые платежи по договору. Иными словами, если по заемным обязательствам единственным заемщиком является мобилизованный, тогда на него данная льгота распространяется, а если по договору созаемщиком является второй супруг, то его от обязанности выплачивать кредит никто не освобождал. Представляется, что в этой части должно быть дано точное пояснение, что если супруг мобилизован, то второй супруг, по крайней мере, может воспользоваться льготным кредитным периодом, а если он по своему финансовому положению может продолжать исполнять кредитные обязательства, то он должен это делать. Кроме того, на мой взгляд, в связи с не совсем точным пониманием данной преференции может сложиться неправильное представление, что данная категория граждан полностью освобождается от заемных обязательств, а это не так, это лишь временная мера и очевидно, что проблемы, связанные с финансовыми обязательствами семьи могут возникнуть после возвращения таких лиц. Несмотря на то, что предоставлен и весьма комфортный вариант погашения долга, тем не менее и проценты по задолженности, и основной долг могут быть весьма существенными, поскольку продолжительность специальной операции не определена, что может стать причиной существенного ухудшения материального положения семьи, в крайних случаях, послужить основанием для осуществления процедуры банкротства семьи. В целях устранения таких ситуаций на практике, не допуская случаев судебного рассмотрения таких дел, полагаю, что необходимо точно определить состав семьи мобилизованного, определить на кого из членов семьи она распространяется и можно ли ее применить в отношении второго супруга, который является созаемщиком по кредитным обязательствам.

В этой связи, не менее важные решения были приняты в отношении иных, гражданско - правовых обязательств, а именно предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. Такое изменение возможно, если в результате мобилизации возникли обстоятельства, влекущие невозможность исполнения данного обязательства сторонами. Иными словами, мобилизация фактически признана обстоятельством непреодолимой силы, наличие которого не позволяет сторонам исполнить свои обязательства (ч. 65.1 ст. 112)23. Принимая во внимание, что исполнение невозможно по объективным, не зависящим от сторон обстоятельств, соответственно, стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств, в том числе, включая начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней), которые подлежат списанию.

23 Согласно системному толкованию положений данного закона следует признать, что сторонам можно менять и существенные условия данных контрактов // Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838"Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1663 // Собрание законодательства РФ.2022, N 43, ст. 7399.

На мой взгляд, признание мобилизации как обстоятельства непреодолимой силы потребует и нового осмысления соответствующих норм Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), предусматривающих определение понятия непреодолимой силы, определяющих ее правовую сущность и правовые последствия неисполнения обязательств сторонами, в том числе возникших в результате заключения контрактов, направленных на обеспечение публичных интересов государства.

ВЫВОДЫ

Появление на практике нового вида семей с детьми, семей мобилизованных граждан, предоставление им самых разных мер социальной помощи и поддержки, дополнительно «сфокусировали» внимание на своеобразии норм социального вида, обусловили их динамику, тенденции к постоянному изменению в связи с возникающими новыми социальными процессами в обществе. Формирование новых условий, критериев для применения норм социального вида одновременно «обнажили» существующие проблемы теоретического порядка, обусловленные отсутствием необходимого категориального аппарата в сфере семейных отношений, в частности «социальный статус ребенка», «состав семьи», «член семьи», «мобилизованные лица», «мобилизованные граждане», «семьи мобилизованных граждан».

Дополнительные сложности связаны еще и с тем, что законодатель, отступая от традиционных критериев, определяющих уровень социальной помощи семье, такие как ее нуждаемость, состав семьи потребовали оперативного принятия нормативных решений с тем, чтобы обеспечить своевременную защиту прав мобилизованных граждан, членов их семей.

Принятие государством самых разнообразных, комплексных мер поддержки мобилизованных, которые охватывают практически весь спектр отношений, воз-

ЛИТЕРАТУРА

1. Летова Н.В. Основы защиты материнства, детства, семьи в свете новелл Конституции Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. № 1. 2021. С. 34- 40.

2. Крашенинников П.В., Бадулина Е.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки // Семейное и жилищное право. 2020. N 4. С. 19 - 24.

3. Зенкин С.А. Модернизация Конституции Российской Федерации: нормативная модель и практика // Lex russica. 2018. N 11. С. 40 - 62.

4. Микрюков В.А. Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров. Москва: Статут, 2021. 164 с.

5. Вихарев А.А. Договор как инструмент регулирования семейных отношений // Российский юридический журнал. 2017. N 3. С. 144 - 152.

6. Савельева Н.М. Защита прав должника в алиментном обязательстве родителей и детей // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 5. С. 72 - 77.

7. Величкова О.И. Трансформация имущества супругов: теоретические аспекты и реалии судебной практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 1. С. 24 - 27.

никающих в семье и обеспечивающих ее нормальное функционирование (выплаты на детей, обеспечение социальной поддержки, налоги, пенсии, займы, кредиты, судебные и исполнительные производства, занятость и сохранение рабочих мест), безусловно, свидетельствуют о повышенном внимании государства к мобилизованным и обеспечении их защиты в приоритетном порядке.

Убеждена, что меры социальной поддержки мобилизованных являются беспрецедентными и направлены на защиту прав не только самих мобилизованных, но и их семей. Оперативный характер таких мер и порядок их принятия свидетельствует не только о практической потребности в максимально короткие сроки обеспечить защиту прав и интересов мобилизованных, но и в активном применении метода ситуационного регулирования соответствующих отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предоставление государством широкого спектра мер социальной помощи и поддержки мобилизованных граждан и их семей позволяет наглядно обеспечить конвергенцию публичных и частных интересов на практике, что проявляется в предоставлении особых гарантий защиты граждан, имеющих определенный правой статус и их семей, когда в индивидуальном порядке, исходя из конкретной жизненной ситуации семьи оперативно принимается решение о ее защите, отдельных членов, особенно детей.

Практическое значение таких решений одновременно направлено на потребность решения вопросов теории семейного, социального права, определения статуса нового вида семей, в обеспечении синхронизации семейных и социальных отношений, в применении ситуационного метода, что позволит эффективнее реализовывать основные направления семейной и социальной политики в современных условиях функционирования нашего государства.

REFERENCES

1. Letova N.V. Fundamentals of protection of motherhood, childhood, family in the light of the novels of the Constitution of the Russian Federation // Gaps in Russian legislation. No. 1. 2021. P. 34-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Krasheninnikov P.V., Badulina E.V. Support for the institution of the family: constitutional amendments // Family and housing law. 2020. N 4. Р. 19 - 24.

3. Zenkin S.A. Modernization of the Constitution of the Russian Federation: normative model and practice // Lex russica. 2018. N 11. Р. 40 - 62.

4. Mikryukov V.A. Analogy of law and analogy of law in the practice of resolving family law disputes. Moscow: Statut, 2021. 164 p.

5. Vikharev A.A. The contract as a tool for regulating family relations // Russian legal journal. 2017. N 3. Р. 144 - 152.

6. Savelyeva N.M. Protection of the rights of the debtor in the maintenance obligation of parents and children // Actual problems of Russian law. 2017. N 5. Р. 72 - 77.

7. Velichkova O.I. Transformation of property of spouses: theoretical aspects and realities of judicial practice // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2019. N 1. Р. 24 - 27.

8. Чашкова С.Ю. Проблемы алиментного обязательства родителей и детей: частноправовой и публично-правовой аспекты // Закон. 2022. N 1. С. 46 - 55.

9. Пьянкова А.Ф. Баланс интересов в алиментных правоотношениях // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 1. С. 77 - 87.

10. Чимидова Е. Комментарий к Указу Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" // Нормативные акты для бухгалтера. 2022. N 19. С. 11 - 13.

11. Ксенофонтова Д.С. Правовые гарантии в сфере алиментирования: монография. М., 2018.

12. Микрюков В.А. О недопустимости аналогии закона в механизме ограничения прав усыновителей // Семейное и жилищное право. 2020. N 2. С. 11 - 14.

13. Соболева Е.А. О налоговых преференциях для мобилизованных граждан // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. N 11. С. 25 - 32.

14. Веселов А.В. Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2022 N 443-Ф3 "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Нормативные акты для бухгалтера. 2022. N 23. С. 20 - 22.

15. Bix B. Agreements in Family Law. 2012 // Minnesota Legal Studies Research. Paper N 12-43 (https://ssrn. com/abstract=2125343).

16. Langenbucher K. Argument by Analogy in European Law // The Cambridge Law Journal. 1998. N 57 (3). P. 481.

8. Chashkova S.Yu. Problems of maintenance obligations of parents and children: private law and public law aspects // Law. 2022. N 1. P. 46 - 55.

9. Pyankova A.F. Balance of interests in alimony legal relations // Actual problems of Russian law. 2018. N 1. P. 77 - 87.

10. Chimidova E. Commentary to the Decree of the President of the Russian Federation of September 21, 2022 N 647 "On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation" // Normative acts for an accountant. 2022. N 19. P. 11 - 13.

11. Ksenofontova D.S. Legal guarantees in the field of alimony: monograph. M., 2018.

12. Mikryukov V.A. On the inadmissibility of the analogy of the law in the mechanism of restricting the rights of adoptive parents // Family and housing law. 2020. N 2. P. 11 - 14.

13. Soboleva E.A. On tax preferences for mobilized citizens // Payment for labor: accounting and taxation. 2022. N 11. P. 25 - 32.

14. Veselov A.V. Commentary to the Federal Law of November 21, 2022 N 443-FZ "On Amendments to Article 4 of Part One, Part Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Normative acts for an accountant. 2022. N 23. P. 20 - 22.

15. Bix B. Agreements in Family Law. 2012 // Minnesota Legal Studies Research. Paper N 12-43 (https://ssrn. com/abstract=2125343).

16. Langenbucher K. Argument by Analogy in European Law // The Cambridge Law Journal. 1998. N 57 (3). P. 481.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 89,96%

Статья поступила в редакцию 17.02.2023, принята к публикации 13.03.2023 The article was received on 17.02.2023, accepted for publication 13.03.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Летова Наталия Валерьевна, д-р юрид. наук, главный научный сотрудник сектора процессуального права, Институт государства и права РАН. ORCID: Шрз:// orcid.org/ 0000-0001-7033-977Х; АиШогЮ: 635906. Е-таИ: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Letova Natalia Valerievna, Dr.Sci.(Law), Chief Researcher of the Procedural Law Sector, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-7033-977X; AuthorlD: 635906. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.