Научная статья на тему 'Семейная медицина: Наука, практика, преподавание'

Семейная медицина: Наука, практика, преподавание Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная медицина: Наука, практика, преподавание»

СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА: НАУКА, ПРАКТИКА, ПРЕПОДАВАНИЕ

СЛ.Акимова

ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава, Россия FAMILY MEDICINE: SCIENCE, PRACTICE, AND TRAINING

S.L.Akimova

St-Petersburg Medical academy of Postgraduate Studies, Russia

Под таким названием прошла 15-16 мая российская конференция с международным участием, приуроченная к 10-летнему юбилею кафедры семейной медицины СПбМАПО. Знаменательно, что открытие конференции совпало с новым для нашей страны праздником — «День семьи».

Конференцию открыл ректор СПбМАПО академик РАМН Н.А.Беляков. Он кратко остановился на истории и перспективах семейной медицины в Российской Федерации.

Представительный форум объединил специалистов общей врачебной практики из разных стран мира — США, Великобритании, Швеции, Норвегии, Финляндии, России.

В обсуждаемых проблемах соединялись разные аспекты — клиника, наука, преподавание и организация службы. Выступали главные специалисты семейной медицины из регионов России, руководители семейных практик Петербурга и Северо-Западного региона, иностранные гости.

Председатель комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга проф. Ю.А.Щербук в докладе «Общая врачебная практика как неотъемлемая составная часть концепции модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга» отметил, что приоритетным направлением развития здравоохранения города является переход на принципы работы общей врачебной практики, а также развитие профилактического направления медицины. Он отметил, что демографическая ситуация в России неутешительна: из 80 млн семей в стране сегодня более 48% бездетных. В Петербурге бездетна каждая пятая семья. Абсолютно здоровыми признаны менее 1/з новорожденных. Численность населения в Петербурге уменьшается ежегодно на 25-32 тыс. человек. Заболеваемость взрослого населения на 8% выше, чем в среднем по России. Соотношение числа родившихся к числу умерших 1:1,9 (по России — 1:1,6).

Вместе с тем, риск смерти от предотвратимых причин может быть снижен, благодаря доступности медицинской помощи, в первую очередь ее первичного звена. Он отметил, что первые отделения общей врачебной практики открылись в Санкт-Петербурге в 1995-1996 гг. (сейчас их 47). В 1999 г. появились нормативные документы по общей врачебной практике, а в 2001-2004 гг. была утверждена Целевая городская программа «Семейная медицина». Сегодня в Санкт-Петербурге 205 врачей общей практики, однако, потребность в семейных врачах в городе составляет 2456 (с учетом только взрослого населения).

Академик И.Н.Денисов из Москвы рассказал о Национальном проекте «Здоровье». Он отметил, что в России имеется разрыв между наукой, прак-

тикой и образованием. Научные исследования медленно внедряются в педагогический и лечебный процесс. Развитие общей практики в РФ затруднено из-за отсутствия единой концепции реформирования здравоохранения. Проблемы кадрового обеспечения связаны с отсутствием изменения приоритетов обучения на додипломном и последипломном уровнях. Адекватное обучение должно стать основой здравоохранения. Необходимы значительные изменения последипломной подготовки врачей, с максимальным приближением ее к практическим условиям. Врач в первичном звене здравоохранения должен быть готовым к решению многих задач организационного, социального и реабилитационного плана. Непрерывное профессиональное совершенствование — долг каждого врача.

Профессор О.Ю.Кузнецовой в своем докладе дала оценку развития общей врачебной практикой в России и в мире. Было отмечено, что в нашей стране открываются новые кафедры общей врачебной практики (ОВП), однако большинство вузов не занимается додипломной подготовкой студентов. СПбМАПО успешно развивает последипломную подготовку врачей общей практики. В последние годы были созданы региональные учебные центры в Ленинградской области — г. Гатчине и г. Выборге, где работают подготовленные преподаватели из числа врачей общей практики. Появились региональные кафедры СПбМАПО в Пскове, Мурманске, Вологде. При этом, несмотря на издание нового приказа министерства, государственный заказ на подготовку врачей общей практики отсутствует.

В странах Западной Европы сохраняются различные модели общей практики. ОВП включена в подготовку резидентов других специальностей. Завершена работа над новой концепцией специальности и программами обучения врачей общей практики, на всех уровнях подготовки, осуществлен переход от непрерывного медицинского образования к непрерывному профессиональному развитию.

Российских докладчиков сменяли иностранные коллеги. Об изменениях в первичном звене здравоохранения в Великобритании рассказал Питер Д.Тун. Пациент в этой стране приписывается теперь к определенному врачу общей практики. Расширенные услуги переходят из вторичного звена в первичное. Введен новый базовый курс: обучение общей практике для всех врачей, впервые получающих эту специализацию. Появилась новая программа обучения, согласно которой увеличено время для обучения врачей общей практики и предусмотрен более качественный контроль.

При ответах на вопросы участников конференции выяснилось, что Великобритания, «бед-

ная» страна, в отличие от «богатой» России, так как не может позволить себе всеобщую диспансеризацию. Важно, что при планировании расходов на здравоохранение учитываются научно-обоснованные данные об эффективности того или иного мероприятия, которое планируется в масштабах всей страны. Так, например, научные исследования показали, что регулярные осмотры здоровых людей в среднем возрасте ничего не дают. Наоборот, их здоровье ухудшается из-за появления ятрогенных проблем. Система регулярных осмотров (диспансеризация) должна быть научно обоснована, хотя некоторые пациенты (например, с сахарным диабетом), несомненно, нуждаются в наблюдении во избежание развития осложнений этого заболевания.

Представитель каждой страны отметил что-то важное в национальной медицинской системе. Л.Персон, эксперт Восточно-европейского комитета Швеции, подчеркнул, что адекватное обучение и исследования являются основой здравоохранения. В любой стране существуют проблемы во взаимоотношениях между узкими специалистами и ВОП, однако в Швеции эта проблема решена: узкие специалисты разработали рекомендации, помогающие врачам общей практики. В Швеции семейная медицина стала признанной специальностью только через 25-30 лет после того, как служба начала работать.

Д-р Паула Вайниомяки из Финляндии отметила, что в ее стране с большим уважением относятся к медицинскому образованию в России: «Мы удивляемся, как много российские врачи могут сделать руками и ушами, провести качественное физикальное обследование. В финских университетах этому не учат....»

Информацией о норвежской медицине поделился д-р Мортен Бейн. Чем дольше длится консультация врача в Норвегии, тем дороже она стоит. В этой стране врачи могут собраться в группе для консилиума, чтобы обсудить больного, и за это им будут платить. Докладчик отметил, что трудные больные в Норвегии отличаются еще и тем, что абсолютно не уважают время врача.

Профессор Пол Джеймс, заведующий кафедрой семейной медицины в университете штата Айова, говорил о кризисе здравоохранения в США. Это самое дорогое здравоохранение в мире. Многие пациенты не имеют страховки и не могут обратиться к врачу. Службы и компании не могут заплатить за медицинскую страховку для своих работников. Система здравоохранение американцев считается потенциально опасной для пациентов из-за ненужных исследований и избыточного назначения лекарств. Надежды связывают с развитием семейной медицины. Однако система здравоохранения США не основана на первичном звене, отмечается неудовлетворительное соотношение семейных врачей и узких специалистов. Чем больше врачей первичного звена, тем ниже уровень смертности (от всех причин). Увеличение числа врачей первичного звена приводит

к улучшению показателей здоровья бедного и малообеспеченного населения, снижению смертности населения. И еще семейная медицина учит важности создания команды для «домашнего» ведения пациентов, учит студентов экономичной по затратам и научно-обоснованной медицине. Однако есть проблемы. Студенты не становятся семейными врачами из-за того, что доход ниже и работа тяжелее. Система здравоохранения в США не обеспечивает адекватных финансовых стимулов для развития первичного звена.

Профессор Джеральд Д.Джогерст из университета Айова признался, что уже давно находится под большим впечатлением от той энергии и активности, которые сопровождали продвижение семейной медицины как новой специальности в России, и что ему удалось почувствовать пионерский дух российской семейной медицины.

Пленарные заседания сменились секционными. Они посвящались науке, преподаванию в семейной медицине, организации общей врачебной практики. Все доклады были ориентированы на практику. Обсуждались методы диагностики, лечения и тактики наблюдения пациентов с наиболее часто встречающейся патологией в ОВП. Разгорелись дискуссии о препаратах, исследованиях, тактике ведения пациентов, о подготовке кадров семейных врачей.

Во многих докладах подчеркивалось значение вопросов образования врача, причем не только базисной и последипломной подготовки, но и непрерывного профессионального развития.

Работа конференции завершилась так же успешно, как и началась. Финальный этап знаменовался проведением интерактивного семинара доктором Питером Туном из Великобритании на тему: «Использование видеоматериалов для обучения навыкам общения». Он показал новый прием изучения качества консультирования в ОВП, общаясь со слушателями в интерактивном режиме.

Группа волонтеров расположилась на сцене перед глазами аудитории — как бы в «аквариуме». Важные навыки отрабатывались в ролевой игре — это было наглядно, понятно, живо и интересно. Как в пословице: «Скажи мне — и я забуду, покажи — может быть, я запомню, но сделай меня участником — и я постигну».

Участники семинара выступали одновременно и в роли обучаемых (по вопросам правильного консультирования), и в роли экспертов, поскольку в качестве обратной связи они давали оценку, интерпретацию увиденного и услышанного во время просмотра видеозаписи.

В заключение следует отметить, что в конференции приняли участие 276 делегатов из различных регионов Российской Федерации от Мурманска до Хабаровска, а также иностранные гости. Участники конференции разъехались по своим рабочим местам, чтобы продолжать заниматься тем, что сегодня нужно стране — образованием врачей общей практики и развитием своей специальности.

Адрес для контакта: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.