обучения студентов. Необходимы реальные, жизненные условия учебной практики — студент должен находиться в обстановке, соответствующей условиям той практики, в которой он намерен работать в будущем. Важнейшим фактором является наличие компетентных преподавателей, которые любят свое дело. Эта деятельность должна оцениваться как профессионально, так и материально не меньше, чем медицинская практика. Необходимо на самом раннем этапе познакомить студента с концепцией непрерывного самосовершенствования.
Форум экспертов ВОЗ и WONCA дал ряд рекомендаций по подготовке и обучению врачей общей практики. Подчеркивается положение о том, что базовое медицинское образование должно обеспечить «фундамент для последующего специального обучения», а предмет семейной медицины должен преподаваться в каждой медицинской школе и обеспечивать баланс общей/специализированной подготовки.
В программах додипломного медицинского образования все больший акцент должен делаться на самостоятельное проблемно-ориентированное обучение студентов, которое на самом раннем этапе формирования врача вырабатывает у него потребность учиться всю жизнь. Освоение базисных дисциплин является необходимым, но недостаточным условием для выработки умения принимать клинические решения. Когда знания, умения и взгляды приобретаются и формируются на основе реальных проблем уже на первой стадии медицинского образования — на этапе додипломной подготовки — будущий врач получает все необходимое, чтобы в дальнейшем ощущать потребность учиться всю жизнь.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Н.А.Гурина, О.Ю.Кузнецова
ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
USING OF CREDITS SYSTEM IN TRAINING FOR GENERAL PRACTITIONERS
N.A.Gurina, O.Yu.Kuznetsova
St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies
Последипломное образование в Российской Федерации предусматривает подтверждение сертификата специалиста каждые пять лет. Программа ресертификационного цикла рассчитана на 144 часа очной переподготовки. Кафедра семейной медицины СПбМАПО имеет более чем семилетний опыт работы по проведению данных циклов для врачей общей практики не только Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Запада. При подведении итогов каждого цикла врачи общей практики обращали внимание на то, что условия их работы препятствуют отрыву на столь длительный срок от ведения пациентов, что особенно актуально для специалистов, приезжающих из других городов.
Необходимо отметить, что даже в тех странах, в которых ресертификация является обязательным процессом, очные циклы обучения не выходят за пределы 1-1,5 недель. Кроме того, врачи повышают свою квалификацию, участвуя в различных семинарах и конференциях, что разбивает процесс совершенствования знаний на несколько этапов, и занимает практичес-
ки весь пятилетний период. Таким образом, врачи, во-первых, не покидают свое рабочее место на длительный срок, а, во-вторых, находятся в процессе постоянного освежения своих навыков и получения новой информации. В связи с этим в странах Западной Европы была разработана накопительная система кредитов, которая позволяет в течение 5 лет набрать определенное количество часов для подтверждения сертификата врача общей практики. С учетом опыта зарубежных коллег в СПбМАПО было принято решение об апробации подобного способа организации сертификационного цикла по специальности общая врачебная практика. Этому способствовало и то, что в Санкт-Петербурге с 1999 г. работает региональная Санкт-Петербургская Ассоциация специалистов семейной медицины. Очень важно было сделать встречи врачей общей практики интересными и насыщенными. Таким образом родилась идея совместить собрания членов ассоциации с проведением тематических занятий по общей врачебной практике в рамках сертификационного цикла.
На кафедре семейной медицины была разработана программа, утвержден тематический план цикла общего усовершенствования «Общая врачебная практика. Подготовка и прием экзамена на сертификат специалиста (для врачей общей практики /семейных врачей/)» на Совете факультета общественного здравоохранения СПбМАПО. Программа цикла позволяла врачам в течение двух лет пройти обучение в 4 этапа. В сумме он составил 144 ч., что по времени и тематическому насыщению соответствует ресертификационному циклу. Каждой лекции и занятию было присвоено определенное количество кредитов. На цикл зачисляли врачей общей практики, у которых до окончания сертификата оставалось 1,5-2 года.
Каждый этап по продолжительности составил 36 учебных часов. Первый и третий этапы цикла состояли из чтения лекций на заседании Ассоциации каждую среду месяца в течение полугода. Второй этап включал совершенствование практических навыков врачей общей практики, его проводили очно на кафедре семейной медицины. Завершающий, 4-й этап, также был проведен с отрывом от производства, после чего все врачи, нуждавшиеся в подтверждении сертификата, его получили. Всем остальным слушателям, у кого сертификат заканчивается более чем через полгода, полученные кредиты будут учтены на ближайших ресертификационных циклах, куда они будут зачислены, но прослушают только недостающие лекции, что позволит сократить очную часть цикла до одной недели.
По окончании цикла было проведено анкетирование по оценке качества преподавания и курса в целом, а также заключительное тестирование. Качество преподавания было оценено очень высоко, и не было отмечено его снижения в течение всего цикла. Слушатели отметили удобство и функциональность такого прерывистого продолжительного цикла, что позволило безболезненно сочетать обучение с повседневной работой. Вызывает некоторую тревогу, что уровень знаний при заключительном тестировании оказался ниже ожидаемого, несмотря на то, что врачи имеют опыт работы более 5 лет. Один врач получил отлично, остальные — хорошо. Эти данные позволяют предположить, что данная система накопительных кредитов возможна при реализации сертификационного цикла, однако для большего вовлечения врачей в процесс самоподготовки необходимо проводить тестирование после каждого ее этапа, что позволит участникам своевременно выяв-
Тезисы
лять наиболее слабые стороны своей профессиональной подготовки и откорректировать их к концу курса.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Е.П.Мартынюк
ГОУ СПО «Санкт-Петербургский медицинский
колледж № 2»
MODERN APPROACHES TO TRAINING OF NURSES FOR GENERAL PRACTICE
E.P.Martynyuk
St-Petersburg nursing college № 2
В связи с переходом отечественного здравоохранения к принципиально новой организации первичной медико-санитарной помощи населению (создание отделений общей врачебной практики) возникла необходимость подготовки новых специалистов: врача общей практики и семейной медицинской сестры.
По инициативе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в октябре 1993 г. в нашем колледже было открыто отделение повышения квалификации для подготовки семейных медицинских сестер.
Последипломное образование осуществляется по двум направлениям:
• Повышенный уровень образования — 4-й год обучения с получением второго диплома.
• Переобучение через отделение повышения квалификации практикующих медицинских сестер на рабочих местах, со сроком обучения 6 месяцев, по окончании которого выдается сертификат.
Программа подготовки включает не только отработку ма-нипуляционной техники, но и большой блок гуманитарных, социальных, экономических дисциплин. Уделяется большое внимание педагогике, медицинской психологии, психологии общения.
Базисом сестринского образования и практики является сестринский процесс — научно обоснованный метод организации сестринской помощи пациенту.
Сегодняшнее образование позволяет семейной медсестре не только выполнять назначения врача, но и самостоятельно выполнять профилактические мероприятия в офисе и на дому, осуществлять психологическую поддержку пациента и его семьи, обучать пациентов и их родственников практическим навыкам ухода, оказывать больным и пострадавшим первую доврачебную помощь, обеспечивать инфекционную безопасность и многое другое.
Подготовка семейной медсестры с 1995 г. велась по авторским программам, разработанным с учетом международного опыта. В 1999 г. в России введен Государственный образовательный стандарт подготовки семейной медицинской сестры на повышенном уровне образования. С 2004 г. введен Государственный стандарт нового поколения.
Занятия повышенного уровня проводят наиболее опытные преподаватели колледжа, Высшей школы, в первую очередь Медицинской академии последипломного образования, а также специалисты-практики ведущих лечебных учреждений Санкт-Петербурга.
При подготовке семейных медсестер широко используются научно-практические базы города: отделения общей врачебной практики, медико-генетический центр, городской медико-социальный гериатрический центр, центр репродуктивного здоровья подростков «Ювента», хосписы, клиники СПбМАПО, Центры социального обслуживания населения и др.
Налажено тесное творческое сотрудничество с отделениями общей врачебной практики города:
— потребности отделений общей врачебной практики учитываются при разработке учебных программ колледжа;
— медицинские сестры-менеджеры и практикующие сестры отделения привлекаются к преподаванию, участию во внеаудиторных студенческих мероприятиях, работе Государственной аттестационной комиссии, международной деятельности колледжа;
— студенты проходят практическое обучение в отделениях ОВП, где выполняют исследовательские дипломные работы.
Цели исследования определяются нуждами практического здравоохранения и посвящены, как правило, определению потребностей пациента и семьи в целом, планированию долгосрочной медико-социальной помощи семье, обучению пациента и членов семьи уходу. Результаты дипломных работ используются в отделениях врачей общей практики в виде памяток и рекомендаций для пациентов.
Новым направлением сотрудничества колледжа и ЛПУ явилось открытие Школ для пациентов. Организация работы по типу клубов включает тематические встречи с целью вторичной и третичной профилактики различных заболеваний, расширения социальных контактов и способности к самообслуживанию.
Для более эффективной организации работы команды «врач и семейная медицинская сестра» проводятся тренинги, практические занятия и семинары для медицинских сестер и врачей совместно с преподавателями колледжа и МАПО. Полученный опыт может быть интересен и практическому здравоохранению.
Изучать, оценивать и внедрять новые технологии в учебный процесс и в практику помогло многолетнее сотрудничество с Ливерпульским университетом имени Джона Моора (Великобритания) и учебными заведениями Финляндии.
В современных условиях возникла идея кооперации действий медицинской и социальной служб для более эффективной организации помощи нуждающимся семьям. В результате этого сформированы и работают команды, включающие врача, семейную медицинскую сестру, социального работника. Благодаря сотрудничеству этих команд и преподавателей колледжа возможно адресное оказание медико-социальной помощи с учетом приоритетов, определение сроков, вида и объема медико-социальных услуг каждому жителю микрорайона в течение длительного времени. Модель команды жизнеспособна и перспективна в развитии. Многообразие форм интеграции неисчерпаемо.
В колледже организовано тематическое усовершенствование для практикующих медицинских сестер:
— семейная медицинская сестра (сертификационный цикл);
— актуальные вопросы оказания медико-социальной помощи взрослым и детям;
— актуальные вопросы оказания медико-социальной помощи лицам пожилого возраста;
— социальный работник-младшая медицинская сестра по уходу за больными;