УДК 811.111+8Г367.625
ВОСТРЯКОВА Анна Вячеславовна, преподаватель кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова; аспирант кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 3 научных публикаций
СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АСПЕКТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ФАЗОВЫМ ГЛАГОЛОМ «GET»
Статья представляет комплексное исследование семантико-синтаксических особенностей аналитических аспектуальных конструкций с фазовым глаголом get в современном английском языке. Автор рассматривает механизм обретения значения начинательности у глагола get и выявляет актуализаторы данного значения.
Фазовость, фазовые глаголы, широкозначные глаголы, аспектуальные аналитические конструкции
Под фазовостью, или фазисностью, в грамматике традиционно понимают значение начала, продолжения или конца действия или процесса. Она выражается в языке различными формальными способами. Основным средством передачи фазового значения в английском языке выступают фазовые (аспектуальные) глаголы, моделирующие ситуации, в которых фазовое значение является ремой. Степень развития процессуального признака квалифицируется различными способами: мгновенно, когда начало и конец действия практически совпадают; длительно, когда в каждой из фаз выделяются начало, середина и конец; завершение действия и т.д. Ограниченная сочетаемость только с процессуальным предикатом может быть объяснена тем фактом, что в исследуемых глаголах наиболее тесно переплетаются видовременные и фазовые характеристики глагольного действия, поскольку они выражают смежные понятия: длительность, предельность, временную локализованность1.
Необходимо отметить, что ряд лингвистов не считают фазовые значения аспектуальными или отводят им место на периферии аспекту-альной семантической зоны, ядерные позиции которой заняты граммемами, выражающими длительность, повторяемость, хабитуальность, ограниченность во времени и т.п. Фазовость характеризует не «внутреннюю структуру ситуации», а факт существования или несуществования описываемой ситуации к более раннему моменту времени2. Так, например, для предиката начаться истинно утверждение о том, что в некоторый фиксированный момент времени ситуация имеет или не имеет место с более ранним моментом времени. Предикат продолжаться утверждает, что ситуация, происходившая в некоторый предшествующий момент, имеет место и в данный момент времени. Следовательно, более правильно говорить об особой группе фазовых значений, занимающих периферийную зону аспектуального семантического поля.
Исходя из логически возможных временных фаз ситуаций, выделяют инхоативные (начало действия/процесса), континуативные (продолжение) и терминативные (конец) значения. Начальная фаза ситуации может быть представлена как фактологическая, когда выделяется точка на временной оси, начиная с которой действие входит в процесс осуществления; как появление ситуации в поле зрения, звукового восприятия наблюдателя; как реализация запланированного действия; как начало и развитие ситуации от момента речи до реального воплощения начального этапа и т.д. Такой широкий диапазон значения начинательности заставляет разграничить ингрессивные глаголы, фиксирующие начальный момент возникновения действия (start, begin, get), и инхоативные глаголы, выражающие постепенное накопление состояния, начало процесса (get, become, grow). В большинстве своем инхоативные глаголы представлены глаголами становления, сочетающими сему нарастания интенсивности и создающими ситуацию развития начала и продвижения действия к концу3.
Особое место среди фазовых глаголов занимает широкозначный глагол get полусвязоч-ного характера, содержащий в своем лексическом значении сему становления. Сочетания глагола get с неличными формами описывают динамику деятельностного состояния субъекта с вхождением в качественное, пространственное или обладательное состояние, т.е. ингрессив-ную начинательность:
• Spending long hours together allows two people to set to know each other and develop a bond quickly (Cosmo);
• I’ve got to set moving (E. Shah).
Однако get способен передавать значение
модификации в самом общем виде как связочный глагол становления состояния и выражать инхоативную начинательность:
• I had a hot date on Saturday night, and while I was showering and setting ready. I turned up the stereo really loud (Cosmo).
Как показывает исследуемый языковой материал, сочетаясь с процессуальным предикативом, фазовый глагол get образует аспекту-альные аналитические конструкции, т.е. конструкции, в которых первый компонент является
десемантизированным. Второй компонент, выраженный инфинитивом или герундием, несет номинативное значение. Акциональное значение, т.е. значение способа протекания и распределения действия во времени, образует вся конструкция в целом4. Выбор неличной формы глагола в качестве комплемента регулируется значениями форм инфинитива (действие/состояние как факт) и герундия (действие как развивающийся процесс).
• I’ll stay downstairs and get to talk to Ashley (M. Mitchell);
• We sot to talking and she challenged me to an eating contest (Cosmo).
Следует заметить, что аналитические глагольные лексемы являются мощным языковым инструментом наряду С другими ЯЗЫКОВЫМИ средствами, при помощи которых происходит категоризация познавательного опыта человека. Данные языковые знаки несут информацию о деятельности человека во времени и пространстве.
Аналитические лексемы представляют собой сложные языковые знаки, в которых глагольный компонент имеет служебную функцию и модифицирует значение второго, лексически ведущего компонента. Лексическая неполноз-начность фазового глагола проявляется в его неспособности обозначать отдельную ситуацию, т.е. выступать в качестве полноправного предиката. Исследуемый глагол функционирует во всех построениях данного типа как регулярный модификатор при словах со значением действия или процесса5. При сочетании двух предикатов могут выражаться две микроситуации, входящие в состав макроситуации, как, например, в каузативных конструкциях:
• I have to set it all off my chest by telling these anonymous tales (Cosmo).
Каждая из этих ситуаций может происходить в момент времени, отличный от момента времени другой ситуации. Однако разновременность фазисного и основного предиката недопустима. Более того, фазовые глаголы не квалифицируют само действие, а лишь его стадию развития. Поэтому данные глаголы описываются некоторыми лингвистами как одноместные операторы особого вида, приводящие к семантической модификации основного предиката6.
С другой стороны, фазовый глагол семантически подчиняет себе включенный предикат и может рассматриваться как предикат в плане содержания и как сказуемое в плане выражения7. Включенный предикат имеет семантическую функцию комплемента и синтаксическую функцию дополнения, сохраняя свойство предикативности и оставляя в пропозиции зависимые компоненты, которым можно приписать функцию включенного объекта и синтаксическую функцию включенного дополнения.
Анализ непосредственных составляющих аспектуальных конструкций позволяет выделить следующие синтаксические модели:
1) Get + to Infinitive
В построениях данного типа фазовый глагол get является двухвалентным, и комплимент в форме инфинитива указывает на действие или состояние как факт. Для глаголов умственной и чувственной сфер деятельности данная конструкция реализует значение становление нового состояния:
• I’ll take for a while for you to get to know everyone (LDCE).
2) Get + (to) Gerund
Исследуемый глагол также является двухвалентным и употребляется с комплиментом в форме герундия с предлогом to или без него. Действие воспринимается как развивающийся процесс:
• This is the sort of thing we all set to talking about when the beer’s flowing (bnc).
Аспектуальная конструкция с герундием выражает активный приступ к действию и может быть заменена конструкцией begin (start) + Gerund.
Как было отмечено выше, глагол get входит в микросистему широкозначных глаголов, прототипическими представителями которой выступают глаголы be, have, do ив совокупности описывают одно из наиболее абстрактных значений языка - состояние предмета. Глагол get является динамическим коррелятом к have и be, сочетая деятельностную семантику (субъект действует с целью включения объекта в сферу субъекга-обладателя) с вхождением субъекта или объекта в качественное, пространственное и обладательное состояние8. Именно поэтому во всех конструкциях с неличными формами
субъект одушевленный и может быть выражен личным местоимением, именем собственным или нарицательным.
Как показывает исследуемый языковой материал, все предикаты семантически подразделяются на несколько групп:
1) Глаголы движения: go, move:
• We must set moving again (R. Moss);
• I want to set soins again (A. Murray).
В аспектуальных конструкциях глаголы данного типа стоят в форме герундия. Фазовый глагол get реализует концептуальное значение «динамическое вхождение субъекта в определенное пространственное состояние». Актуали-заторами данного значения выступают: 1) повелительное наклонение; 2) модальные глаголы; 3) придаточные времени и условия; 4) глаголы желания.
2) Глаголы говорения: talk, chat, speak.
• Every thing was alright, though it rather took the wind out of my sails to know that I wouldn’t set to speak to him after all (bnc);
• If you set talkins to any New Yorkers they ’11 tell what a lousy dirty city it is all full of crime and weirdos and garbage (L. Gavyn).
Исследуемые предикаты могут быть выражены формой герундия и инфинитива с частицей to. Семантическая структура глаголов говорения предполагает одушевленный объект, который выражается нарицательными, собственными существительными и личными местоимениями.
3) Глаголы умственной сферы деятельности и чувственного восприятия:
• I sot to thinkins that if I could fix up some way to keep pap and the widow from trying to follow me...(M. Twain);
• Not only do you set to know your friends much more intimately when you’re out on the hill, the true test of character is how they behave when they come home (M. Gray).
Комплимент при фазовом глаголе стоит в форме герундия или инфинитива с частицей to. Валентность глаголов данной группы предполагает беспредложное дополнение, выраженное нарицательным, собственным именем, личным местоимением или придаточным предложением.
4) Ряд глаголов, для которых сема «активность субъекта в становлении нового состоя-
ния или начинании действия» является ведущей, поскольку может существовать внешняя преграда или предполагается некоторая сложность выполнения действия, например:
• I tried to set to sleep again, but I felt restless and uncomfortable (K.Walters);
• After all, it’s not like every girl sets to share a bed with a movie star (Cosmo);
• I was reading about carrots, so I didn’t set to finish it cos we only had two weeks (bnc).
В данных аспектуальных конструкциях предикат стоит только в форме инфинитива с частицей to. Актуализаторами данного значения выступают: 1) противительные союзы; 2) конструкции типа: it’s not like', 3) модальные глаголы; 4) отрицательная частица.
Наиболее частотными являются конструкции с глаголами движения и говорения. Конструкции с глаголами третьей и четвертой групп встречаются редко.
Примечания
1 Малаховский Л.В. О структуре лексико-семантической группы фазовых глаголов в английском языке II Типология конструкций с предикатными актантами / отв. ред. B.C. Храковский. Л., 1985. С. 159-160.
2 Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. М., 2000. С. 304-305.
3 Тиунова С.П. Средства выражения фазовости в современном английском языке. Томск, 1990. С. 82-88.
4 Степкина Т.Н. Аспектуальные средства английского языка (функциональный подход). Воронеж, 1980. С. 20.
5 Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 2005. С. 38.
6 Богданов В.В. Фазисность и фазисные конструкции II Типология конструкций с предикатными актантами. С. 145.
7 Тиунова С.П. Семантика и синтаксис предложений с английскими фазовыми глаголами II Там же. С. 167.
8 Бородина Т.Л. Особенности парадигматических отношений аналитических глагольных лексем в современном английском языке (с get и make в качестве глагольных компонентов) II URL: http://www.philology.ru/linguistics3/ borodina t-04.htm.
Vostryakova Anna
SEMANTIC-SYNTACTIC PECULIARITIES OF ASPECTUAL CONSTRUCTIONS WITH THE PHASAL VERB «TO GET»
The article is a complex research aimed at semantic-syntactic peculiarities of the analytical aspectual constructions with the phasal verb to get in Modern English. The author analyses the aspectual meaning of the verb «to get» and gives its markers.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Сидорова T.A., доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Таким образом, широкозначный глагол get в аналитических аспектуальных конструкциях с неличными формами глагола выступает в роли ингрессивного фазового глагола. Данные конструкции описывают динамику деятельностного состояния субъекта с вхождением в качественное, пространственное или обладательное состояние. Процессуальный предикат может быть выражен как инфинитивом, так и герундием с предлогом/без предлога to. Семантически данные предикаты подразделяются на: 1) глаголы движения; 2) глаголы говорения; 3) глаголы умственной и чувственной сферы деятельности; 4) глаголы, для которых сема «активность субъекта в становлении нового состояния или начинании действия» является ведущей, поскольку может существовать внешняя преграда или предполагается некоторая сложность выполнения действия.