УДК81’367.625.5
ВОСТРЯКОВА Анна Вячеславовна, ассистент преподавателя, аспирант кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций
СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИЙ С МОДАЛИЗОВАННЫМ ГЛАГОЛОМ «GET»
Статья представляет комплексное исследование модализованных глаголов в современном английском языке и семантико-синтаксических особенностей конструкций с модализованным глаголом get. Автор анализирует модальные значения в семантической структуре глагола ge? и выявляет актуализаторы данного значения.
Модальность, модальные глаголы, модализованные глаголы, модальные значения
Глагол get в современном английском языке является полифункциональным и способен функционировать в предложении в качестве полнозначного, связочного, вспомогательного, фазового и модализованного глагола.
Данная работа посвящена исследованию функциональной особенности глагола get как модализованного и изучению спектра модальных значений в его семантической структуре.
Представляется необходимым прежде всего рассмотреть категорию модальности, трактовка которой в современной лингвистике достаточно широка. Традиционно под модальностью понимается семантическая категория, показывающая связь между называемыми объектами и действительностью1. Также модальность может быть определена как языковая категория, указывающая на характер объективных связей, отражаемых в содержании предложения (объективная модальность), и степень достоверности предложения с точки зрения говорящего (субъективная модальность)2. Более того, данная категория может показывать степень познанности связи между
объектом действительности и его признаком говорящим3. Утверждается, что в основе модальности лежит более общая категория интеллектуально-рассудочной оценки, что не позволяет включать в сферу модальности эмоционально-этические, эмоционально-волевые и другие виды оценки.
С точки зрения функционально-семантического подхода, модальность представляет собой систему грамматических значений, которая проявляется на разных уровнях языка. Функционально-семантическое поле модальности в английском языке имеет сложную структуру, определяемую разным характером значений и разнообразностью средств выражения. Например, субъективная модальность (внутренняя модальность) может быть выражена при помощи модальных глаголов. Объективная модальность (внешняя) выражается в предложении при помощи наклонения и модальных слов4.
Модальными называют глаголы, не выражающие какое-либо действие или состояние, а передающие отношение говорящего к действию или состоянию, его оценку, т.е. возможность,
необходимость, предположение, долженствование, вероятность совершения действия5. Особенность модальных глаголов состоит в том, что действие, выражаемое инфинитивом при модальном глаголе, является потенциальным. Потенциальность сводится к более широкому понятию обусловленности. Модальность определяется как разновидность потенциальной обусловленности действия, которая отличается от причинно-следственной обусловленности тем, что обуславливаемое действие является в данном случае нереализованным6.
С другой стороны, в современном английском языке помимо модальных глаголов существует большое количество глаголов, в словарном значении которых модальный признак не представлен и может быть установлен только в особом контексте7. Указанные слова объективно выделяются в словаре и характеризуются формальными и содержательными особенностями. Данные глаголы с модальным компонентом в значении называются модализован-ными и классифицируются на основании трех признаков данного компонента:
1) значения (волеизъявление, возможность, внешняя обусловленность и предположение);
2) характера (узуальный или окказиональный);
3) обусловленности в семантике глагола.
Исходя из того факта, что среди словозна-
чений с модальным компонентом могут быть выделены словозначения, которые регулярно появляются в семантической структуре определенных глаголов, и те, в содержании которых модальный компонент обусловлен отражаемой понятийной ситуацией, модализованные глаголы подразделяются на структурно-обусловленные и понятийно-обусловленные.
Структурно-обусловленные глаголы включают в себя три разновидности:
1) глаголы пассивизации, в семантике которых происходит регулярный сдвиг в сторону пассивного значения;
2) глаголы генерализации, в семантике которых происходит регулярный сдвиг в сторону более общего значения;
3) глаголы комментирования, выражающие точку зрения субъекта.
В отличие от них понятийно-обусловленные глаголы выражают понятийную модальную си-
туацию, например, ситуацию, связанную с возможностью неудачного результата, воздействием субъекта на другой субъект и пр. Понятийно-обусловленные глаголы могут быть подразделены на три группы:
1) глаголы возможности;
2) глаголы волеизъявления;
3) глаголы внешней обусловленности, включающие в свое лексическое значение модальный компонент каузативности, необходимости, оценки,уточнения и пр.
Также выделяется особая группа модали-зованных глаголов, смысл которых окказионально связан с понятием, и модальный компонент может быть представлен в нескольких словоз-начениях. К ним относятся: do, get, go, have, hold, keep, make, put, set, take. Данные глаголы являются многозначными, употребляются во фразеологизмах, их исходные значения называют важнейшие процессы: бытия, обладания, действия, движения. Некоторые из них выполняют важные структурные функции в английском языке. Эти глаголы с окказиональной связью между понятием и смыслом именуются широкозначными. Как правило, широкозначные глаголы имеют модальный компонент в своей семантике и часто используются в разговорной речи и сленге. «Можно сказать, что если английский глагол обладает широким значением и активно используется в общении, то в содержании такого глагола закономерно появляется производное модальное значение»8. Подчеркивается, что между регулярностью появления связочного и модального значений широкозначных глаголов существует определенный параллелизм. Следовательно, в семантике связочных глаголов наличествуют модальные значения.
Рассмотрим модальные компоненты в семантической структуре широкозначного глагола to get.
Во-первых, данный глагол может быть отнесен к структурно-обусловленным глаголам пассивизации, т.к. в его семантике присутствует модальный компонент пассивизации: It was raining and we all got wet. Фактически данное предложение означает: The rain made us wet. Фраза Her results are getting better подразумевает She is improving her results (Mac). В дан-
Вострякова А.В. Семантико-синтаксические особенности конструкций.
ном случае глагол get является связкой и стоит в форме активного залога, однако имплицитно выражает пассивное значение.
Во-вторых, данный глагол в форме have got to обладает модальным значением необходимости, следовательно, может входить в состав понятийно-обусловленных глаголов в подгруппу внешней обусловленности: I’ve got to get out of here (Sheldon); I’ve got to give the anaesthetic (A. Christie).
Таким образом, являясь широкозначным глаголом и имея в своей семантической структуре несколько модальных компонентов (пасси-визации и необходимости), глагол get входит в группу структурно-обусловленных глаголов пассивизации и понятийно-обусловленных глаголов внешней обусловленности.
Глагол get в форме have got to также может быть отнесен к полумодальным глаголам (semi-modal verb) наравне с have to, had better, be supposed, be going. Эти глаголы, в отличие от модальных, маркированы категориями вре-
мени, лица и способны образовывать неличные формы глаголов. Употребление have got to ограничено, и он используется только в британской и американской разговорной речи9. Причем, помимо модального значения долженствования have got to обладает модальным значением большой степени вероятности действия: You’ve got to be kidding; You’ve got to be joking (ben).
Следовательно, глагол get обладает модальным значением не только тогда, когда он выступает в качестве модального эквивалента глагола must, но также тогда, когда он является связкой. Причем он может быть отнесен к группе так называемых модализован-ных глаголов. Поскольку глагол get имеет несколько модальных компонентов в своей семантике (пассивизации и необходимости), он принадлежит группе стуктурно-обуслов-ленных глаголов пассивизации и группе понятийно-обусловленных глаголов внешней обусловленности.
Примечания
1 Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М., 2002. С. 231.
2 Бондарко В.Н. Аналитические и синтетические способы выражения модальности в немецком языке II ИЯШ. 1978. №4. С. 31.
3 Беляева Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. Воронеж, 1985. С. 19.
4 ЕрмолаеваЛ.С. О лингвистическом статусе категории модальности// Филол. науки. 1982. №4. С. 67.
5 МылъцеваН.А., ЖималенковаТ.А. Универсальный справочник по грамматике английского языка. М., 2001. С. 167.
6 СилъницкаяГ.В. Система значений модальных глаголов в современном английском языке. Л., 1971. С. 4.
7 Карасик В.И. Категориальные признаки в значении слова. М., 1988. С. 24-28.
8 Там же. С. 36.
9 Вейхман Г. А. Новое в английской грамматике. М.,2001.С.32.
Vostryakova Anna
SEMANTIC-SYNTACTIC PECULIARITIES OF CONSTRUCTIONS WITH THE MODALIZED VERB TO GET
The article is a complex investigation of modalized verbs in Modern English and semantic-syntactic peculiarities of constructions with the modalized verb to get. The author analyses modal meanings of the verb to get and gives markers of the given meanings.
Контактная информация: e-mail\ vostryakova_anna@mail .ru
Рецензент - Сидорова T.A., доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова