УДК 82.085
О.В. ФИЛИППОВА
Мордовский государственный университет,
г. Саранск
СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ УЧИТЕЛЯ
В статье рассматриваются формы выражения побудительных речевых актов в педагогическом общении. Автор анализирует типичные языковые средства и косвенные формы выражения побуждения, используемые современные учителями в процессе управления деятельностью учащихся.
The subject of this article is the language manifestation of teachers directions. The author analyses the typical language models and indirect forms of order used by modern teachers that control the pupils' activity.
Исследование языковых форм выражения различных речевых действий учителя представляет и лингвистический, и методический, и риторический интерес. Для педагогической риторики «живая» речь учителя - предмет анализа, цель которого - выявление моделей профессионального общения и оценка их эффективности.
При обучении основам профессиональной риторики в педагогическом вузе продуктивен подход к изучению особенностей речи учителя через постижение особенностей речевых актов, функционирующих в учебно-научной сфере.
Большое место в речи учителя занимают побуждения, с их помощью учитель реализует одну из трех основных функций педагогического общения - регуляционно-коммуникативную, заключающуюся в организации совместной деятельности, коррекции способов взаимодействия с учащимися.
Побуждение («директива») - это речевой акт, выражающий волеизъявление говорящего и направленный на побуждение собеседника к определенным действиям в самом широком смысле этого слова. Для более точной интерпретации речевого акта мало ограничиться семантико-
грамматической формой, необходимо учитывать и интонационный рисунок побуждения, и преобладающий индивидуальный стиль учителя, и другие факторы.
С целью выявления языковых средств выражения побуждения в речи учителя были проанализированы уроки разных учителей гимназии № 12 г.Саранска. В качестве критериев отбора побудительных актов выступили, во-первых, ориентация на цель речевого высказывания (коммуникативное намерение), во-вторых, типичные формы выражения побуждения в русском языке, в-третьих, учет ситуации общения (пропозиция).
Анализ отобранных побуждений (124 единицы) показал, что их можно сгруппировать по нескольким основаниям:
1) цели побуждения, то есть к чему конкретно побуждает данный речевой акт (се-мантико-прагматический аспект), и
2) грамматической структуре выражения побудительного значения речевого акта.
Исходя из специфики педагогического общения, учитывая семантику и прагматику побуждений, можно выделить такие группы речевых актов: 1 - побуждения к речемыс-лительным операциям (24 %), 2 - побуждения к разным видам речевой деятельности (42 %), 3 - побуждения к действиям с учебными принадлежностями (10 %), 4 -побуждения к соблюдению дисциплины (24 %).
В основе актов первой группы лежат глаголы «выделить», «выразить», «сравнить», «найти», «проанализировать», «от_ 83
Санкт-Петербург. 2005
метить», «пройтись» (в знач. «вспомнить», «повторить»), «вспомнить», «представить», «внимать», «смотреть», «рассмотреть» (в знач. «проанализировать»), «изучит» и тому подобное. (А теперь / пошли смотреть, что не так и другое). Часто в качестве ядра побудительного речевого акта выступает существительное «внимание» (Внимание / еще один маленький нюанс // Внимание сюда).
Больше половины второй группы составили побуждения к письму (Пишем / смотрим в учебник // Дальше русским языком пишем), на втором месте оказались побуждения к говорению (Будьте добры / ответьте мне на вопрос...), остальное приходится на долю чтения и слушания (Павел / прочитай условие задачи // Слушай / ведь если я тебя спрошу / ты не ответишь). При выражении побуждения учителя используют и разговорные, и жаргонные слова. Таким является, например, слово «отключаться» в значении «прекращать слушать» (Не отключайтесь / мы быстро идем) или «срисовывать» в значении «списывать» (Срисовывай на оценку).
Особого внимания заслуживает группа побуждений, с помощью которых учителя призывают учащихся к дисциплине. Среди этой группы немало косвенных речевых актов (Если бы у меня было бы меньше материала / мы бы сейчас с тобой поиграли бы / попрыгали друг перед другом / А так я не успею). Степень категоричности и эмоциональной оттенок косвенному побуждению придает та или иная конкретная интонация, с которой учитель произносит фразу, это может быть любой вариант волюнтативной интонемы: интонемы приказа, интонемы совета и даже просьбы. Безошибочная интерпретация этих актов со стороны собеседника (учеников) позволяет говорить о некоторых стандартных формах (моделях) выражения косвенных речевых актов определенного значения, закрепленных в языке данной сферы. Выбор языковых средств выражения косвенных речевых актов учителя обусловлен спецификой профессионального общения, которое все больше испытывает в последнее время влияние дру-
гих видов общения. Особую группу составляют косвенные речевые акты, подлинный иллокутивный характер которых прочитывается из ситуации, а дополнительные эмоционально-экспрессивные оттенки - из коммуникативного опыта общающихся.
Высказывание Костерин / ты зачем сюда пришел с интонемой приказа в ситуации педагогического общения не может быть воспринято иначе, как эмоциональное побуждение заняться на уроке делом. Реакция ученика на данное высказывание - не перечисление целей «визита», а прекращение определенных «неучебных» действий. Такая модель (вопросительное по синтаксической структуре предложение в значении побуждения) является чуть ли не клишированной именно для педагогического общения, в пропозицию которой входят знания об обязанностях ученика - обязанности ученика на уроке строго регламентированы, не допускают такой свободы поведения, чтобы не заниматься учебной работой вовсе.
Пропозицией речевого акта Кто съел линейку являются знания как педагогом, так и учащимися моделей косвенных речевых актов, используемых при непринужденном общении. В разговорной речи, непринужденном общении «Кто съел.?» - игровая форма побуждения вернуть что-то. Игровое значение вытекает и из несовместимости лексем данной фразы. Поскольку косвенные речевые акты - возможность для игровой речевой деятельности, создания юмора и шутки, использование такой модели - своего рода речевая игра, привнесение в официальную обстановку урока элементов неофициальности.
Предпочтение косвенных форм выражения профессионально значимых речевых актов и выбор лексико-синтаксического наполнения данных форм - показатель индивидуального стиля профессиональной речи педагога, гибкого стиля общения, яркой коммуникативной личности. Так, учительница Р.Н.В. чаще всего побуждает учащихся к письменной речи. В ее побуждениях-приказах превалирует глагол «писать», ак-туализаторы вежливости отсутствуют. У
84 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2
Е.О.В. партнерские отношения с учащимися, «любимое» слово давайте, частотны побуждения с глаголом «смотреть». Стиль А.Л.А. отличается мягкостью, доверительностью, поэтому побуждения А.Л.А. напо-
минают просьбу и совет, наиболее употребительный глагол - «сказать», в каждом ее побуждении присутствуют актуализаторы вежливости.
_ 85
Санкт-Петербург. 2005