СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИАЛЕКТНЫХ ГЛАГОЛОВ ЗВУЧАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ ГОВОРОВ МОРДОВИИ)
Е. В. Наумова, Л. Н. Денисова
В работе рассматривается лексико-семантическая группа диалектных глаголов звучания, употребляющихся в русских говорах Мордовии. Анализируются собственно глаголы звучания, подразделяющиеся по денотативному содержанию на несколько микросистем.
В связи с возросшим интересом к изучению функционально-смысловой стороны языковых единиц внимание многих ученых, в частности Л. Г. Бабенко [1], Л. М. Васильева [2; 3], Р. М. Гайсиной [4], Ф. П. Филина [5] и др., привлекает изучение семантических классов русских глаголов. Вместе с тем исследования, в которых рассматриваются глаголы звучания, немногочисленны, хотя данная лексико-семантическая группа весьма обширна и многообразна. Обычно анализируется глагольная лексика русского литературного языка; подобные работы, посвященные диалектам, в частности русским говорам Мордовии, отсутствуют.
Глаголы звучания по денотативному содержанию делятся на три основные группы: 1) обозначающие звучание неживых предметов; 2) характеризующие звуки, издаваемые живыми существами (кроме человека); 3) характеризующие звуки, издаваемые человеком. В свою очередь глаголы, обозначающие звуки, издаваемые неживыми предметами, подразделяются по типу источников звука на три подгруппы: а) характеризующие звучание твердых предметов (растений, минералов, металлических и деревянных вещей); б) характеризующие звучание движущейся жидкости (обычно воды); в) характеризующие звучание воздуха.
В русских говорах Мордовии глаголы звучания первой подгруппы менее многочисленны и разнообразны, чем в русском литературном языке. Сюда входят диалектные глаголы, обозначающие:
1) звучание машин, механизмов и автоматов типа фуры'чить = «действовать, издавая звуки (о механизмах)». Например: Мотор в машыни заглох, ни фурычыт (Су-подеевка, Ардатовский район);
2) звучание музыкальных инструментов типа тыры'кать, щёлкать ~ «исполнять музыкальное произведение, играть», тран-ды'кать = «неумело играть на музыкальном
инструменте, бренчать». Например: У нас многи парни нъ гармошки щёлкъют (Че-берчино, Дубенский район); Как придёт с работы, бълалайку в руки и трандыкът. Я тожъ в молъдъсти трандыкъл нъ бъла-лайки (Кулишейка, Рузаевский район);
3) звучание металлических предметов при их трении и ударах вроде ширча'ть ~ = «производить шум (пилой)», шанда-ра'хать, гренча'ть ~ «греметь (о громе)», бла'стить = «бить, звонить (о часах, колоколах)». Например: Слышу ьиырчыт, пи-лют дрова (Суподеевка, Ардатовский район); Гром так ьиындарахът, штъ ушам больнъ (Марьяновка, Болыиеберезников-ский район); Ранъшъ ф кълъкала бласси-ли, прямъ сё бы слушъл (Гумны, Красно-слободский район).
Вторая подгруппа представлена диалектными словами ширча'ть (шурча'ть) = = «производить булькающий шум, журчать», юрганить = «быстро, с шумом течь» и т. п. Например: Как шушурки шурчять напили, знай: висна пришла (Кулишейка, Рузаевский район).
Третья подгруппа состоит из ряда слов, выступающих как в безличном значении, так и в функции предикатов при названиях движущихся слоев воздуха, т. е. при словах ветер, метель, вьюга, буран и т. п.: вуж-жа'ть = «завывать (о ветре)», шурга'нить, пого'дить, раздува'ться с общим значением «мести, вьюжить» и др. Например: Ф трубе ветир так ы вужжит (Горяйновка, Кочкуровский район); Фчяра как паго-дилъ, а нынчи тихъ (Атемар, Лямбирский район).
Диалектные глаголы первой группы могут употребляться не только в рассмотренных значениях «издавать звук» и «раздаваться (о звуках)», но и в значении «производить звук»: шурака'ть, цимба'лить, шу-ма'ркать с общим значением «шуметь, греметь», хо'здать, ло'пать, хла'мать, ухло'пы-
© Е. В. Наумова, Л. Н. Денисова, 2011
«Финно-угроведение. Филологические науки»
вать, то'ркать с общим значением «стучать в дверь»; тупоте'ть ~ «топать» и т. п. Например: Пиристанъ цымбалить-тъ, фее уш давно спят (Казенный Майдан, Ковылкин-ский район); Што ты хоздыи, розбудиш фсех (Суподеевка, Ардатовский район); Ты што тупатиш, разбудит рабёнкъ (Ир-сеть, Старошайговский район). К ним примыкает и рассмотренная ранее группа со значением «играть на каком-либо музыкальном инструменте».
Вторую группу глаголов и в русском литературном языке, и в говорах Мордовии можно условно разделить на три подгруппы: а) обозначающие звуки домашних и диких животных, б) обозначающие звуки птиц (домашних и диких), в) обозначающие звуки остальных живых существ (земноводных, пресмыкающихся и насекомых). Некоторые глаголы русских говоров Мордовии, например зяпать, зычить, брянчеть, сколеть и др., с общим значением «издавать громкие звуки (о животных)» употребляются для обозначения звуков нескольких животных. Например: Што у вас кошкъ-тъ скопит? — Котят зарыли; Ъгъложалъ ско-тинъ, начъли сколеть. Шчас пойлъ принесу (Суподеевка, Ардатовский район); Ку-пилъ сибе афцу, а ана зяпат и зяпат, ни къ двару, матри (Каймар, Краснослободс-кий район); Кады стадъ-ть гонют, каровы зяпают..Как мая Лыскъ зачьнёт зяпать, я врас узнаю (Гумны, Краснослободский район). Диалектные глаголы типа рвать = ~ «громко, неистово лаять», ха'мкать « = «лаять, гавкать» и т. п. обычно используются для обозначения звуков, издаваемых собакой; скуго'лить, вища'ть и т. п. = «визжать, скулить» — для обозначения звуков, издаваемых щенком; южжа'ть ~ «визжать» — для обозначения звуков, издаваемых поросенком, и т. д. Например: Пърася-ты южжают, пъкармитъ надъ (Внуковка, Кочкуровский район); А собакъ-тъ рвёт нъ миня, болънъ уш лаит, и некто из ызбы ни выходит (Суподеевка, Ардатовский район). Сюда же можно отнести ряд диалектных глаголов с общим значением «шуршать (о мышах)»: шуру'чить, шо'ркать, ша'р-хаться, шкворчи'ть, шебурша'ть и т. п. Например: Хэтъ кошкъ и ловит мышэй, а оне феё ровно път шпалеръми-ти игу-ручут (Суподеевка, Ардатовский район); Фею ночь ни спала, мышы нъ пъталке шъбуршали (Паньжа, Ковылкинский район).
Во вторую подгруппу входят такие глаголы, как разлупа'ться ~ «издавать громкие звуки (о птицах, животных)»,
чикова'ть я «стрекотать», тара'кать, ро'ститься ~ «квохтать», трёкать, щебер-ка'ть ~ «петь, щебетать», тили'кать « «пищать» и т. п. Например: У нас ф кустах каке-ти птички феё ьичыберкают (Суподеевка, Ардатовский район); Цыплят надъ кармитъ, а то тиликъют (Марь-яновка, Большеберезниковский район); Варонъ нъ суку весь день ръзлупаццъ (Урей 3-й, Темниковский район).
Третья подгруппа представлена единичными глаголами, например: ква'ркать (ку-ва'ркать) « «издавать характерные отрывистые звуки (о лягушках)». Например: Вясной лягушки болънъ силънъ кваркъ-ют, хътъ ушы зътыкай (Решетино, Торбе-евский район); Эх, как лягушки куваркъ-ют! Спирва адна куваркът, патом фее станут (Енгалычево, Дубенский район).
Глаголы русского литературного языка, обозначающие звуки, издаваемые человеком, можно разделить на две подгруппы: 1) глаголы, обозначающие членораздельные звуки человека, т. е. характеризующие произносительную сторону человеческой речи; 2) глаголы, обозначающие нечленораздельные звуки человека. Такие глаголы наиболее многочисленны как в русском литературном языке, так и в русских говорах Мордовии.
Первая подгруппа представлена диалектными "глаголами, находящимися в тесном взаимодействии с глаголами речи. Так, диалектные глаголы звучания типа брем-ча'ть, буне'ть, бузе'ть, галде'ть и т. п. с общим значением = «брюзжать, ворчать» и др. употребляются в значении глаголов речи, а диалектные глаголы речи вроде ша'вкать, бази'ть, широкоро'тить, хайла'ть и т. п. с общим толкованием «орать, кричать» — в значении глаголов звучания. Например: Чяво зёф-тъ раскрыл нъ миня, ьиафкыи, зъмалчи (Кочелаево, Ковылкинский район); Што вы ьиыръкорОтить ни пиристаё-ти, зёвати въднулук, ругатисъ то и делть? (Суподеевка, Ардатовский район).
Во вторую подгруппу входят диалектные глаголы, обозначающие неречевые или не обязательно речевые звуки, следующих значений:
а) «издавать громкие членораздельные или нечленораздельные звуки»: шуха'ть ~ ~ «прогонять, пугая криком, шумом», вы-зва'нивать = «громко причитать (о невесте)», юхти'ться, сутона'ть, скаме'ть с общим значением «стонать». Например: Ни-вестъ фею свадьбу вызванивът (Се-лищи, Краснослободский район); Што ку-рей-тъ ни ьиухаьи, грятки фее ръшшвыря-
ВЕСТНИК Мордовского университета ¡ 2011 | № 1
ют (Большие Поляны, Ардатовский район); У мужика зуп ръзбалелси, тък он фею ночь юхтылси, спать никаму ни давал (Казенный Майдан, Ковылкинский район); Мальчёнкъ там сутонит, зубы балят (Гарт, Болынеберезниковский район).
б) «издавать те или иные звуки, вызываемые определенными физиологическими процессами в организме»: щёлкать = = «икать»; танчи'кать, чхать, чиша'ть, чи'шить с общим значением «чихать»; ха'паться ~ «делать вздохи, вздыхать»; бу-хи'кать, до'хать « «сильно кашлять»; скворчи'ть « «издавать урчание, клокочущие звуки» и т. п. Например: Ты абирни рабёнкъ-тъ, а то замере ушу вон щёл-кътъ начял (Лада, Ичалковский район); Ты, када чьхаш, хъть зъкрывай рот, а то нас фсех зъразиш (Паньжа, Ковылкинский район); У меня што-тъ в жалутки сквор-чыт (Вечерлей, Атяшевский район) Фсё дохъги? Вон таблетку выпий (Дмитриев Усад, Атюрьевский район);
в) «издавать те или иные звуки при различных действиях (при еде, плаче и т. п.)»: чва'кать (чво'кать), ля'чкать, жма'кать (жмя'кать) и т. п. с общим значением «причмокивать во время еды», хмы'з-дать, хли'бать = «плакать, судорожно вздыхая; всхлипывать», у'ркать » «пить с жадностью, взахлеб» и т. п. Например: Што ты ни можъш дабром есть, фсё чьвокъш, как свинья (Енгалычево, Дубенский район); Ну што ты уркъги так, дабром ни можыш пить? (Соколов Гарт, Чамзинский район); Он её зачнёт ругать, она зачнёт плакъть, сидит хмыздът (Суподеевка, Ардатовский район). Единичны диалектные глаголы, обозначающие звуки междометного характера
вроде кши кать ~ «отгонять птиц окриком „кши"». Например: Накой кгиыкыи, пускай пъклюют (Хлебино, Теньгушевский район).
В составе третьей группы выделяются глаголы с общим значением «петь, производить какую-либо мелодию». В каждом отдельном случае диалектными глаголами вносится дополнительный оттенок значения, ср.: чили'кать = «издавать голосом музыкальные звуки, петь», хайла'ть = «громко петь», распесню'ливать = «петь, распевать», причуда'ть ~ «припевать», пританы'кивать, раскама'ривать = «плясать, припевая», при-баса'ть, подгова'ривать « «петь частушки», прибау'кивать = «укачивая (ребенка), напевать» и т. п. Например: Вон мъладыя на фею улицу песни хайлают (Вырыпаево, Ромодановский район); Ну и гъласок у тибя, Мань, чиликъш как сълавей (Бул-гаково, Кочкуровский район); Свадьбъ уш давно кончылъсь, а эти фсё ръспесню-ливъют, угомонъ на них нет (Красные Поляны, Ардатовский район); Парни нъ бълалайкъх играли, а дефки причудали — висело былъ (Студенец, Зубово-Полянский район); Ты бы прибаукъвъл, он бы, можъ, и уснул (Суподеевка, Ардатовский район).
Итак, проведенный нами анализ позволяет заключить, что в русских говорах Мордовии наиболее многочисленны глаголы, характеризующие звуки, издаваемые живыми существами, в том числе человеком. Глаголы, характеризующие звучание неживых предметов, относительно немногочисленны и семантически менее разнообразны, чем в русском литературном языке. Так, нами не обнаружены глаголы, обозначающие звучание растений (деревьев, трав и т. д.).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабенко Л. Г. Функциональный анализ глаголов говорения, интеллектуальной и эмоциональной деятельности (на материале художественной речи А. Платонова) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Г. Бабенко. — Ростов н/Д, 1980. — 25 с.
2. Васильев Л. М. Семантика глаголов звучания в современном русском языке / Л. М. Васильев // Системные отношения в лексике и методы их изучения. — Уфа, 1977. — С. 15 — 17.
3. Васильев Л. М. Семантика русского глагола (глаголы речи, звучания и поведения) : учеб. пособие / Л. М. Васильев. — Уфа : Изд-во Башкир, ун-та, 1981. — 72 с.
4. Гайсина Р. М. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке / Р. М. Гайсина. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1981. — 196 с.
5. Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов / Ф. П. Филин // Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. — М., 1982. — С. 227 — 239.
Поступила 24.11.09.
«Финно-угроведение. Филологические науки»