ББК 81.2Рус-3+83.3(2Рос=Рус)6-8Зайцев Б.К. УДК 811.161.1+821.161.1
Т.А. ЕРМАКОВСКАЯ
Т.А. YERMAKOVSKAYA
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСЕМ МИКРОПОЛЯ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА В ПРОЗЕ Б.К. ЗАЙЦЕВА
SEMANTIC FEATURES OF LEXEMES OF CHROME MICROFIELD IN B.K. ZAITSEV'S PROSE
В статье представлен анализ единиц микрополя жёлтого цвета в прозе Б.К. Зайцева. Рассмотрена ядерная часть микрополя и околополевое пространство, на основе статистического подсчёта и лексического анализа выделены семантические области, в которых часто употребляется колоративная лексика, а также сделан вывод о функционировании общих и индивидуально-авторских цветовых единиц микрополя жёлтого цвета в художественном пространстве писателя.
The analysis of lexemes of chrome microfield in B.K. Zaitsev's prose is presented in the article. The nucleus of the microfield and circumfield space are considered; with the help of statistic calculation and lexical analysis the semantic fields containing colour vocabulary are singled out; the conclusion on functioning of general and author's colour lexemes of chrome in the writer's artistic field is made.
Ключевые слова: лексическое поле, микрополе, ядро микрополя, примыкающие компоненты, околополевое пространство, колоратив, семантическая область.
Key words: lexical field, microfield, nucleus of microfield, adjoining components, circumfield space, colour words, semantic field.
Б.К. Зайцева справедливо называют «мастером акварельной прозы» [1, с. 6]. Цветовые явления охватывают всё художественное пространство писателя, поэтому за цветообозначениями закреплено множество смысловых и выразительных оттенков, что позволяет определить колоративную лексику как комплексное художественное явление, обладающее интегрирующими свойствами и функциями. Под колоративной лексикой мы понимаем слова, в структуре лексического значения которых есть сема цвета.
Приём анализа микрополя жёлтого цвета позволяет показать, как функционируют лексемы этого микрополя в прозе писателя, и какую семантику они имеют.
Основу микрополя жёлтого цвета в художественном пространстве писателя составили 145 единиц.
Ядерная часть в творчестве Б.К.Зайцева представлена следующими языковыми элементами: жёлтый (10), жёлтенький, желтеющий (2), изжелтить, жёлто-раскалённый, желтовато-молочный, жёлто-красный, золотой (22), золотеющий (2), золотистый (13), златистый (3), золото (15), золотисто-коричневый (2), золотеть(7), золотить (2), позолота, золоте (2), золотист (4), золотистее, золотящийся, златотканый, золотисто-голубоватый (2), золотисто-оранжевый, златоогненный, златисто-зеленоватый, золотисто-зеленеющий, златопери-стый, златисто-голубоватый, золотисто-туманный, золотясь, позлащать.
В качестве примыкающих были определены компоненты: пыльно-золотистый (2), огненный (2), дымно-золотистый (2), солнечный (2), рыжий (2), рыжевато-сияющий, персиковый, солнечно-палевый, сонно-желтеющий, слюдя-но-золотой, бледно-золотисто, бледно-персиковый, нежно-персиковый, нежно-золотистый (2), огненно-золотистый, бледно-золотистый, пёстро-золотой, неж-но-златистый (2), стеклянно-златистый, прозрачно-золотеющий, кристально-з-латистый, бледно-золотеющий, огнезлатистый, запоздало-золотистый, светло-золотистый, янтарно-молочный.
Кроме этого, были выделены единицы околополевого пространства: золотой зайка, золотой вечер (2), золотые жуки (фонари), золотой образ, золотая глава, золотое облако, золотистый простор, ослепительно золотой шар (солнце), золотые сети, золотые пчёлы.
Лексема, обозначающая жёлтый цвет в прозе Б.К. Зайцева, не играет большой роли в структуре цветового микрополя. Поэтому в качестве ядра микрополя мы принимаем колоратив золотой, парадигма которого может быть представлена в виде следующей схемы:
При участии архисемы золотой образованы сложные слова: золотисто-коричневый, золотисто-голубоватый, золотисто-оранжевый, златоогненный, златисто-зеленоватый, золотисто-зеленеющий, златоперистый, златисто-го-лубоватый, золотисто-туманный, пыльно-золотистый, дымно-золотистый, слюдяно-золотые, бледно-золотистый, нежно-золотистый, огненно-золотистый, бледно-золотистый, пёстро-золотой, нежно-златистый, стеклянно-златистый, прозрачно-золотеющий, кристально-златистый, бледно-золотеющий, огнезлатистый, запоздало-золотистый, светло-золотистый.
Принимая во внимание глубокую религиозность автора анализируемых текстов, считаем необходимым, обозначить основные моменты, касающиеся семантики цветообозначения золотой.
Золото, благодаря своему солнечному блеску, является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение - царственной славы, достоинства, богатства, однако первостепенное его значение - образ «Божественного света». Небесный Свет, открывшийся людям, нашёл свой природный символ в том свете, который освещает землю: свет солнца оживляет человека и согревает его своим теплом. «Эти два атрибута Бога проявляются в сознании мира и возрождении людей и представляются неделимыми в обозначении солнца, золота и жёлтого цвета» [2, с. 384]. На близость солнца (золотого) и света указывают слова: латинское аигит - золото, французское ог и еврейское аог - свет.
Е.Н. Трубецкой называет «золото полуденного солнца - из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг него "чин"» [4, с. 48]. Золотой символизирует духовное солнце, а оно - славу Христа и тех, кто просветился божественным светом. Трубецкой уточняет, что «этот божественный цвет в нашей иконописи носит специфическое название ассиста. <...>. в озарении Божьего света нередко прославляется ассистом и то из окружающего мира, что уже вошло в Божественную жизнь и представляется ей непосредственно близким. Так, ассистом покрываются сверкающие ризы Софии Премудрости Божией и ризы возносящейся к небу Богоматери. Ассистом часто искрятся ангельские крылья. Он же во многих иконах золотит верхушки райских деревьев» [2, с. 192-193].
Подобно божественным писаниям перед читателем зайцевских произведений разворачиваются сюжеты, одну из главных ролей в которых играют лексемы, обозначающие золотой цвет. Отпечаток этого колоратива присутствует практически в каждом творении писателя. Он есть и в названиях произведений, например: «Золотой узор», и в именах собственных: один из героев рассказа «Тихие зори» носит символическое для своего положения имя -Алексей Золотницкий. Алексей - «Божий человек», золотой цвет - цвет Бога, этим колоративом автор пронизывает всё произведение. С большой эстетической выразительностью в качестве одного из средств репрезентации христианского милосердия лексемы с корнем злат-/золот- используются в структуре рассказа, с их помощью подчёркивается идея пантеизма: Бог во ВСЁМ. В тексте рассказа соответствующие корни используются несколько раз: «... то пыльно-золотистые, то паутинные полосы растягивались над городом» [I, с. 37]; «Но солнце к вечеру и небо - по-прежнему были золотисты и прозрачны» [I, с. 41]. Автор употребляет первую цитату в начале произведения, до смерти Алексея, и в конце произведения, после смерти Золотницкого, показывая, таким образом постоянство окружающего мира, независимость бытия от жизни человека.
Рассмотрим подробно семантические области, в которых функционирует цветообозначение 'золотой' и проанализируем состав этого микрополя.
1. Семантическая область «космологические объекты и явления» (74 единицы): в языковой картине мира Б.К. Зайцева лексема золотой находится в ядерной части микрополя жёлтого цвета наряду с лексическими единицами, называющими космологические объекты и явления: солнце, звёзды, месяц, небо, зарево, молнии, воздух, закат, туман. В основе философско-эстетической концепции писателя находится идея соединения неба и земли. Сама русская природа в его художественной системе воспринимается как храм, в котором человек очищает душу, приобщаясь к великому и таинственному. В мире произведений Б.К.Зайцева мастерски перекликаются и соответствуют друг другу образы русских церквей, природа, человек, поэтому через пейзажи художника слова всегда передаётся стремление к свету, к успокоению, выраженному в желании молиться, неважно чему: закату, восходу или ночному небу и звёздам. Одним из способов выражения этого состояния является использование цветообозначе-ний микрополя жёлтого цвета с ядерной лексемой золотой, например: «И снова все мы - даже Скромная, кажется, чуем, что здесь нам вольно дышать, что тут мы любим солнце золотеющее, вербы, тишину, полковника» [I, с. 68] (все подчёркивания наши - Е.Т.) или «От ветерка, ходившего под золотистым млеющим небом, цветочки гнулись волнами покорно и кротко и как будто тихо звенели в тон светлому небу. <...>. Комары, золотясь на солнце, реяли зигзагами» [I, с. 336]; «Дымно-золотистый воздух кружит голову: спицы слились в сверкающий круг, и огненный диск растёт, разлива-
ется, влечёт к себе» [I, с. 55]. В приведённых примерах прослеживается пантеистическое мировоззрение Б.К. Зайцева, остро ощущавшего внутреннее родство с природой. Особая эстетическая выразительность присуща цветовым лексемам микрополя, характеризующим солнце. При этом соответствующие реализации данной лексемы в ряде случаев осуществляются в составе сравнений и метафор: «Золотой приятель - солнце - смотрит прямо на них. <...>. Лисичка снимает шляпу, и в рыжеватых её волосах сразу зажигается сияние. <...>. В глазах её бегают те же чудесные световые зайчики» [I, с. 52]; «Опять за окном блестит снег, и теперь солнце так отразилось где-то, что золотой зайка вбежал в комнату и ударил в лицо Никандру»; «Вода, воздух, всё казалось ему обольстительным, тело блестело в брызгах, под золотом солнца» [IV, с. 200]. Важным, на наш взгляд, является то, что колоратив золотой несёт позитивный настрой, а лексема, имеющая значение жёлтого цвета, употребляется, как правило, там, где речь идёт о болезни, смерти или других негативных событиях: «Из ночи, через стенку лился холод, пустынное безмолвие было там, и из-за крыши дома слабо поднялся месяц: жёлтый, ущербный. Он был тускл и скорбен. Он осветил мёртвым светом огромный клён перед флигелем, стоявший в глубоком убранстве огненных листьев, в бездонном трауре осени» [I, с. 89] или «Жёлтый месяц обливал нас с высоты прохладно-мёртвым своим золотом, и золотой узор снежинок на терновом венце сына моего был мрачен» [III, с. 188].
Интересно употребление автором лексем с корнем злат-, свойственных высокой стилистической интонации. У Б.К. Зайцева они используются в качестве средства цветовой характеристики, когда речь идёт о небе, звёздах, воздухе. Это придаёт контексту особую красоту, значимость, таинственность: «В невесомом полёте ласточек, сиянии златистого воздуха, безмолвии... было что-то необычное» [IV, с. 28]; «Солнце садится поля позлащает» [I, с. 295]; «В мартовском небе звёзды вновь раскинулись узорами златыми» [III, с. 140]. Обращает на себя внимание инверсия, использованная автором в приведённых примерах. Необычны образованные художником слова сложные прилагательные, описывающие рассматриваемую семантическую область: "небо стеклян-но-златистое", "облака златоперистые", "звёзды огнезлатистые", "зарево златисто-голубоватое", "прозрачность златисто-зеленоватая".
2. Семантическая область «природа» (32 единицы): случаев употребления единиц микрополя жёлтого цвета в этой семантической области достаточно много. В основном они используются при описании осеннего пейзажа, например: «И хоть несколько капель капнуло с бледно-лиловеющего неба, и звонили уже довольно отдалённо, мы идём садом меж золотеющих антоновок, меж клёнов златоогненных, чрез рощу, ясным полем с изумрудом зеленей» [II, с. 342]; «Золотисто-коричневатый лист лежал на дорожке... Местами клён ярко золотел» [II, с. 210]. При описании природы писатель старается не использовать жёлтый цвет. Б.К. Зайцев предпочитает природу яркую, колоритную. Многочисленные варианты и оттенки золотого цвета переданы художником слова словообразовательными средствами: «Утром был лёгкий мороз; он свернул и изжелтил последние листики на деревьях» [VIII, с. 19]; «Отсюда видны только сонно-желтеющие купы яблок. В поле перед Мишей лежат жнивья - в тишине, как золотистые покровы, а под ногой слабо ломаются слюдяно-золотые колосики» [I, с. 51]. Часто используется метафора с применением колоративов микрополя: «А мякинные мордвины шагали дальше; из-за поворотов дороги, в желтеющем море ржи были видны только их головы» [VIII, с. 12]; «Ели были залиты золотом, что-то креп-
кое, вечное было в пейзаже» [I, с. 214]; «Он тоже поехал на Бахчисарай и видел там золотых пчёл среди цветущих персиков» [I, с. 263].
3. Семантическая область «артефакты» (24 единицы): в этой семантической области цветовая лексика присутствует в основном при описании церквей российской глубинки и московских куполов. Русская литература всегда была озабочена вопросами религии, местом и образом церкви. Этот образ является одним из центральных и в прозе Б.К.Зайцева. Как священное место поклонения и почитания церковь способствует плодотворной медитации, поскольку это синтез и центр света, земное отражение божественного мира, связующее звено между возвышенным (небо) и низменным (земля), земная обитель Бога, где ярко воссияла его слава, символ его присутствия. Герои произведений постоянно созерцают на своём пути церквушки, монастыри, храмы, они словно сопровождают их по жизни, являются путеводителями и хранителями внутреннего благополучия: «Всё в Москве казалось Клавдии таким покойным, ясным, как кусок голубого неба у ней над головой, как золотой образ церкви Николая Чудотворца на Арбате» [I, с. 467]; «Я помню тихое мрение куполов золотых, золотистый простор, безбрежность» [III, с. 24]; «В темноте выступил нежно-златистый, в светлом дыму силуэт церкви» [IV, с. 179]. Лексемы золотого цвета вносят в контекст значение спокойствия, отстранённости от земных забот, передают присутствие Бога.
Б.К. Зайцев употребляет единицы микрополя жёлтого цвета и при обозначении предметов быта, источников искусственного освещения, от которых исходит тепло и уют, например: «Справа веяло тёплым золотом печки -она разгоралась» [IV, с. 172]; «Паркет золотисто сверкал в солнечном потоке» [IV, с. 107]; «Сизело, тёплые сумерки надвигались. Золотыми жуками светили фонари» [I, с. 157].
4. Семантическая область «природное время» (14 единиц): писатель колоративом золотой маркирует лексемы: день, ночь, утро, но особого внимания заслуживает существительное вечер, поскольку именно оно неоднократно встречается в текстах с определением золотой. Вечер это время у Б.К. Зайцева, связанное с тишиной, покоем, размышлениями о вечном, но вместе с тем несущее на себе положительную семантику: «Большие карие глаза разглядывали задумчиво не то липу, облитую блеском, не то небо кристально-зла-тистого вечера» [IV, с. 545]; «Когда Элли поднялась наверх, прозрачно-золотеющий вечер наступил уже. После дождя всё просияло и промылось, искрится в благоухании» [IV, с. 420].
Вечернее время в ряде произведений трактуется Б.К.Зайцевым как время элегических, ностальгических воспоминаний, приносящих герою успокоение и - одновременно печаль: «И уплывала наша Москва, и потянулись в золотистом вечере знакомые наши края, великорусско-подмосковные» [III, с. 197]; «Золотой вечер наклонялся; на горизонте катился белый дымок-поезд, прощально голубели холмы» [I, с. 198]. Лексемы со значением цвета выполняют здесь функцию акцентуации и визуализации.
5. Семантическая область «человек» (11 единиц): относительно описания внешности человека Б.К.Зайцев в большинстве случаев употребляет ко-лоратив жёлтый, когда речь идёт о патологических состояниях, болезнях, негативных фактах: «Едва проснувшийся Никандр, жёлтый и хмурый, вылез из каморки» [I, с. 167]; «Жёлтый свет лампочки, жёлтый пушок на руках, жёлтый отлив неживой кожи на лице» [III, с. 175]; «Мелькнули на вершок от лица чьи-то жёлтые, невидящие от ярости глаза, и сейчас же он понял, что погиб» [I, с. 34]. И напротив, когда речь идёт о здоровье, полноценности,
психологическом комфорте функционируют колоративы: золотой, персиковый, рыжий: «Помню себя так: глаза серо-зелёные, пышные волосы, светлые; тепловатая кожа - с отливом к золоту» [III, с. 15]; «На дороге фигура женщины; сразу он узнаёт её - это жена, рыжевато-сияющая лисичка <...> ласковое загорелое лицо и тёплое, прозрачно-персиковое тело» [I, с. 51].
Особо необходимо выделить те случаи, в которых цветовая лексема золотой употребляется относительно неопределённого местоимения ВСЁ. Речь идёт о присутствии Бога, его участии во всём, что происходит: «Незаметно наступил тот короткий предвечерний час, когда золотее всё, умирённее, и в зеркальной глубине светлого неба как бы чуешь правду чистую и бесконечную» [I, с. 93]. Золото заполняет всё пространство, пронизывает весь мир вокруг, оно излучает спокойствие, гармонию, умиротворённость.
Интересным, на наш взгляд, является передача света ядерным словом золотой. Отметим, что этот приём неоднократно появляется у писателя, переходя из одного текста в другой. Золотой выступает у писателя синонимом прилагательных яркий, тёплый: «Золотые волны-свет пробивались кое-где сквозь липы лёгкими столбами и каскадами, зажигали воздух без того душисто-душный» [III, с. 36)]; «Или запустить мяч Бог знает, куда к небу, где ласточки шмыгают в золотом свете» [VIII, с. 48].
Проведённый семантический и количественный анализ лексем микрополя жёлтого цвета свидетельствует о том, что данные слова имеют ключевой статус, что подтверждается большой частотностью их употребления. Слово золотой является ядерной лексемой микрополя и входит в число наиболее частотных лексем, что связано с основными категориями мироощущения писателя. Жёлтый цвет употребляется в произведениях с присущей ему символикой увядания, обыденности, приземлённости, золотой - несёт семантику блеска, божественного начала, тепла, праздничности, внутреннего покоя. Проанализированные примеры, касающиеся таких реалий, как звёзды, солнце, луна, являются авторскими, контекстуальными употреблениями, выполненными в присущей писателю манере изображения. Целью автора является не только передача конкретной, реальной окраски видимых предметов и явлений окружающего мира, но и более важные эстетические задачи. Это мастерски проявляется, когда Б.К. Зайцев строит описание на синтезе двух или нескольких цветовых микрополей.
Литература
1. Зайцев, Б.К. Собрание сочинений [Текст]: в 11 т. / Б.К. Зайцев; вступ. ст., подг. текста и коммент. Т.Ф. Прокопов. - М.: Русская книга, 1999-2001.
2. Порталь, Ф. Символика цвета от Античности до нового времени [Текст] / Ф. Порталь // Приложение II в кн.: Серов Н.В. Античный хроматизм. - СПб.: Лисс, 1995. - 475 с.
3. Православная икона. Канон и стиль. К Богословскому рассмотрению образа [Текст]. -М.: Паломник, 1998. - 83 с.
4. Трубецкой, Е.Н. Избранные произведения [Текст] / Е.Н. Трубецкой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.