Научная статья на тему 'Поэтика цвета в стихотворениях Н. И. Тряпкина'

Поэтика цвета в стихотворениях Н. И. Тряпкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1367
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ЦВЕТОВОЕ ПОЛЕ / АРХИЛЕКСЕМА / КОЛОРЕМА / ПОЭТИКА / ЧАСТОТНОСТЬ / СТИХОТВОРЕНИЕ / Н.И. ТРЯПКИН / COLOUR / COLOUR FIELD / ARCHAEO-LEXEME / COLOUREME / POETICS / FREQUENCY OF OCCURRENCE / POEM / NIKOLAY TRYAPKIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хриптулова Татьяна Николаевна

Цель работы проанализировать состав и структуру «цветового поля» в лирике Н.И. Тряпкина. «Цветовое поле» поэта состоит из 8 микрополей: красного, синего, зелёного, золотого, коричневого, белого, серого, чёрного; самым объёмным является микрополе золотого цвета; самые частотные цветообозначения золотой, белый, красный, черный. В целом цветообозначения в поэзии Тряпкина сохраняют общеязыковое значение, однако качественное цветовое значение лексемы может дополняться символическим значением. Поэтическое творчество Тряпкина ориентировано на народную традицию. И в фольклорных текстах, и в сти-хотворениях Тряпкина можно встретить белый свет, красную горку, белую лебедь все эти эпические формулыфразеологизмы, сложившиеся в глубокой древности, создали неотразимый народно-цветовой колорит стихотворений поэта. Причем цвет в стихах Тряпкина не нейтрален, как не нейтрален он и в фольклоре. Цветопись является своеобразным ключом сюжетного действия в поэтическом тексте, придавая ему разные оттенки грусти, радости, тревоги. В каждом стихотворении мы видим преобладающий колорит, указывающий на определенную цветовую направленность стихотворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colour poetics in Nikolay Tryapkin’s poetry

The purpose of the work is to analyse the compo-sition and structure of the “colour field” in the lyrics of Nikolay Tryapkin. “Colour field” of the poet consists of 8 micro-fields: red, blue, green, gold, brown, white, grey, black; which is the most voluminous, is the micro-field of gold colour; the most frequent designation of colour, gold, white, red, black. In general, the colour in the poetry of Nikolay Tryapkin retains the overall Russian-language meaning, but qualitative colour meaning of the lexeme can be supplemented with symbolic meaning. Poetry of Nikolay Tryapkin focuses on folk tradition. Both in folklore texts and poems of Nikolay Tryapkin what can be met, are the wide-wide world, firstweek after Easter, white penswan all these epic formulae idioms containing words for colour in spoken Russian (unlike English equivalents) which have developed in ancient times. We have created a compelling national-colour colour pattern in the poet’s poems. At that, the colour in the verses by Nikolay Tyapkin is non-neutral, just as nonneutral as in folklore. Art of reproduction of colour by language of lyrical work is a kind of key action scene in a poetic text, giving it different shades: sadness, joy, anxiety. In each poem, we see the dominant colour, which indicates a certain colour poetic orientation.

Текст научной работы на тему «Поэтика цвета в стихотворениях Н. И. Тряпкина»

УДК 821.161.1.09''19''

Хриптулова Татьяна Николаевна

кандидат филологических наук, доцент Тверской государственный университет khriptulovatat@rambler.ru

ПОЭТИКА ЦВЕТА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Н.И. ТРЯПКИНА

Цель работы - проанализировать состав и структуру «цветового поля» в лирике Н.И. Тряпкина. «Цветовое поле» поэта состоит из 8 микрополей: красного, синего, зелёного, золотого, коричневого, белого, серого, чёрного; самым объёмным является микрополе золотого цвета; самые частотные цветообозначения - золотой, белый, красный, черный. В целом цветообозначения в поэзии Тряпкина сохраняют общеязыковое значение, однако качественное цветовое значение лексемы может дополняться символическим значением.

Поэтическое творчество Тряпкина ориентировано на народную традицию. И в фольклорных текстах, и в стихотворениях Тряпкина можно встретить белый свет, красную горку, белую лебедь - все эти эпические формулы-фразеологизмы, сложившиеся в глубокой древности, создали неотразимый народно-цветовой колорит стихотворений поэта. Причем цвет в стихах Тряпкина не нейтрален, как не нейтрален он и в фольклоре. Цветопись является своеобразным ключом сюжетного действия в поэтическом тексте, придавая ему разные оттенки - грусти, радости, тревоги. В каждом стихотворении мы видим преобладающий колорит, указывающий на определенную цветовую направленность стихотворения.

Ключевые слова: цвет, цветовое поле, архилексема, колорема, поэтика, частотность, стихотворение, Н.И. Тряпкин.

""¥" ""Цветовая картина мира Н.И. Тряпкина I имеет свои яркие индивидуальные осо-1 1 бенности, Что обусловлено своеобразием художественного мировоззрения поэта. Цветопись стала одним из отлиЧительных признаков целого ряда стихотворений: «Ах, речка моя! Ах, лодка моя! / Ах, песня моя - пирога! / Раскрашу тебя, излажу тебя / У хатки моей - у порога [10, с. 415]; «У тебя изба расхваленная - / Да на ста золотых столбах, / Да на ста столбах да на тысяче, / Семицветный скат под резьбой. / Только песенки, только причеты / Да с калиточки расписной» [10, с. 149]. О том, какую роль может играть тот или иной цвет в поэтическом произведении, Тряпкин написал так: «Есть у каждого цвета / Свой желанный удел» [7, с. 176].

Поэт использует достаточно большое количество красок. Путём сплошной выборки было выявлено 534 цветообозначения, составляющие лексико-семантическое цветовое поле. Под лекси-ко-семантическим цветовым полем (ЛСП) понимается группа слов, обозначающих цвет, обладающих высокой степенью организованности и образующих систему. Интегральным признаком, присущим каждому члену системы, является значение цвета. Архилексемой ЛСП цвета является сема цвет - общая сема родового значения ЛСП. Это объединяющий элемент, входящий в семантический набор каждого из членов поля. В данной работе в качестве исходной составной единицы ЛСП цвета рассматривается колорема - двуплановая знаковая категория, характеризующаяся как определённостью цветового значения, так и определённостью его выражения с помощью конкретной лексической морфемы [12, с. 13]. Самыми частотными цветообоз-начениями в лирике Тряпкина являются золотой, белый, красный, чёрный, зелёный, голубой, синий.

Традиционно все цвета делятся на хроматические и ахроматические. В основе этого деления

лежат такие признаки, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Для хроматических цветов обязательным качеством является цветовой тон (красный, жёлтый, зелёный, синий и т.д.). Ряд ахроматических цветов составляет переход от белого через серый к чёрному.

Из ряда хроматических цветов в лирике Тряп-кина доминантами микрополей являются цветоо-бозначения красный, синий, зелёный, жёлтый, так как они обладают важнейшим признаком доминантных лексем - невозможностью определения их лексического значения через другие цветообоз-начения. Особенностью поэзии Тряпкина является то, что в его поле цвета наиболее активной и частотной является колорема золотой. Цветообозна-чение золотой образует собственный словообразовательный ряд: золотой - златой - золотистый.

В устном народном творчестве золотой цвет обладает особой силой. Золото, его красочное сияние связано с поклонением древних людей солнцу. Золотым предметам свойственно возгорание, све-тоизлучение (ср. «Сказку об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Сивку-Бурку» и др.). То же встречается в стихотворениях Тряпкина: «золотая бадейка луны» («Ночная песня», 1949), «златые струи» «А я пойду опять к Восходу» (1971), «Зачерпну-ка я ковшом» (1971), «золотая солома - такая лучистая вдруг» («Первые воспоминания», 1982).

Золотому цвету придается значение могущества, благосостояния: «век золотой» («Дай мне, земля, в эти громкие годы», 1948), «золотое лукошко» («Исцеление Муромца», 1958), «златые врата» («За каким там холмом и заставою», 1973), «золотой терем» («И великое пламя над миром прошло», 1979), «золотой год» («Встреча», 1982), «золотая пила, золотые весенние дрели» («Мой отец был столяр», 1982), «золотой поднебесный убор» («Песнь о российском храме», 1985).

144

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016

© Хриптулова Т.Н., 2016

В стихотворениях «Другу» (1952), «Никаких таких ракит» (1968), «Лотошино» (1982), «Дорогая моя столица!» (1993) значение эпитета золотой метафорическое. В первый двух стихотворениях золотой цвет применятся по отношению к родным, близким людям, в стихотворениях 80-90-х годов при описании городской темы.

Тряпкин использует золотой цвет при описании природы: «золотая Весна» «золотой урожай», («Дай мне, земля, в эти громкие годы», 1948), «на полях золотых» («Песнь о хлебе», 1949), «Ай лю...» (1949), «золотой одуванчик» («Где вы, стены, одетые в тес?» 1953), «золотые сучки» («Журавли», 1955), «золотые ометы» («Осень», 1956), «денекзолотой» («Весенняя прибаска», 1962), «золотая кукушка» («Завивайся, березка»,1963), «золотистый хмель» («Виноградие да зеленое», 1966), «злат листопад» («Листья дубовые.», 1971).

Также золотой цвет выступает в значении фантастического, нечеловеческого могущества, недаром эпитет золотой может относиться к животным, способным помогать людям (у Тряпкина «Ах ты, рыжий космач! Золотой мой чумазый дружище!» («Песнь о лучшей собаке», 1982).

Рассмотренные примеры говорят о популярности и многозначности золотого цвета в стихотворениях Тряпкина. Все прочие цвета находятся по отношению к нему в некотором подчинении.

Ассоциативно к золотому цвету близок желтый цвет - один из семи основных тонов хроматического ряда, спектра солнечного света, обладающий большой экспрессивностью [2, с. 632]. Желтый цвет представлен прилагательными желтый (желтенький, желтолистый) и глаголом пожелтел. Желтый цвет - это цвет осени, соломы, жнивья:

Прозрачная осень.

Спокойные желтые жнивы.

Грачи на ометах.

И голос, далекий, как детство.

Прозрачная осень.

Машины, идущие с хлебом.

И пахнет печеной картошкой

Костер у дороги [8, с.115].

Прилагательное желтый характеризует свет, блеск, блики, производимые различными источниками света. «Равны права у небес и земли. / Желтые блики на сердце легли», - пишет Тряпкин в стихотворении «Свет ты мой робкий, таинственный свет» (1969). Также в лирике поэта желтый цвет -цвет болезненного состояния человека: желтые взгляды («Легенда», 1953), желтые руки («На груди твоей желтые руки», 1954), желтые зубы («Две элегии», 1960).

Очень символичен серебряный цвет - цвет справедливости, единства, открытости. Он выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. В поэтическом творчестве Тряпкина серебряный цвет указывает на то, что человек лю-

бит фантазировать (стихотворения «А я пойду опять к Восходу», 1971; «В самое сердце оконного ромба», 1981; «Стихи о кастальском источнике», 1981).

В легендах и сказаниях многих народов душа и тело человека связаны тончайшей серебряной нитью. У Тряпкина - «И гремят знамена листопадов Жаркие, в серебряную нить. / Дай ты мне во все твои прохлады / Душу-песню шире порас-крыть» [7, с. 207].

Издревле серебряный цвет ассоциировался с луной, светом надежды, мудростью, не эмоциональностью, таинственностью [4, с. 164.]. Поэт не выходит за рамки указанных понятий: у него на первом месте сочетания серебряного цвета со светом луны, дороги, травы, воздуха, воды - действие в ряде стихотворений разворачивается на фоне «серебристой природы»:

Что ни ночь, то луна. До рассветной звезды По окрестным лугам серебрятся пруды. Серебрятся пруды.

Где-то крикнет петух. Где-то скок табуна, А в заснувшем пруду серебрится луна. Серебрится луна [7, с. 296 ].

Широко использует Тряпкин белый цвет, «абсолютный цвет света и поэтому - символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Хотя он имеет и некоторые негативные значения - страх, трусость, капитуляция, холодность, пустота и бледность смерти, белый -позитивная сторона антитезы "черное-белое" во всех символических системах» [6, с. 23]. Значение белого цвета в русском народном творчестве таково: 1. прямое значение цвета (белый снег, белый лебедь, белый конь); 2. «сияющий, сверкающий» (белый день, белый камень, белый месяц, белая заря), 3. красивый» (белая грудь, белое лицо, белое тело, белая шея) [3, с. 29]. В лирике Тряпкина из указанных значений используются первые два: белый снег («Горизонт», 1946; «Победоносцы в фартуках весны!», 1958); белый камень («Горизонт, 1946; «Ходит ветер в чистом поле», 1965); белые туманы «Белая ночь» (1954); белые росы «Только зорька-заряница» (1959); белая береза («Девушка зарницу поджидала», 1962); белый конь («Как у тех у ворот столько всяких бород!», 1966); белый свет («Ходит ветер в чистом поле», 1965; «Среди государства русского», 1982); белая лебедь («Юность», 1972). В целом семантика белого цвета в лирике Тряпки-на имеет позитивный оттенок, в большинстве случаев ассоциирующийся с картинами природы, ее торжественности, праздничности и красоты: Первый снег, первый снег у ворот! Не колышется провод лохматый. В белый-белый зашла огород В белой шубке отцовская хата [7, с. 79].

В то же время в ряде стихотворений белый цвет играет отрицательную роль - это цвет осеннего увядания (белые листья капусты («Прозрачная

осень», 1958); белая капуста («Песня о веселом заморозке», 1962); забелеют кусты на лугу («Два письма», 1960), старости (побелеет русая головка моя - «Лето, мое лето», 1959), несчастья (белые палаты военного госпиталя - «Песня о безногом солдате», 1957).

Говоря об использовании красного цвета в стихотворениях Тряпкина, необходимо указать на его двоякое значение, «в своей символике он подвергался самым разнообразным толкованиям» [1, с. 131]. Он может играть как положительную роль по отношению к добру, красоте, здоровью, так и отрицательную (цвет ада, дьявола).

В народе красный цвет считался самым лучшим, ярким, праздничным. На праздник парни надевали вышитые красные рубахи, а девушки - красные сарафаны и ленты. Персонажи Тряпкина носят красные рубахи («В стороне лесного гула», 1958; «За речками, за кочками», 1981), у которых красные рукава («Только на плечи накинула», 1981), красный полушалок («Старт», 1962), красную шапку «Стихи о героях», 1982). Красный цвет говорит о стыдливости: «краснею поневоле» («Песенка», 1946), «засмеялась калина, краснея счастливо» («Засмеялась калина, краснея счастливо», 1947), «краснеть у тына» («Я построю дом сосновый», 1953). А отсутствие стыдливости указывает внутреннее уродство, холодный эгоизм. Например, в «Стихах о печенегах» (1982) поэт, размышляя о духовном состоянии советского общества, пишет о «лихачах», которые воруя «и тачки, и цемент, и жесть» не стыдятся и не краснеют [10, с. 371].

У Тряпкина красный - это цвет природы, чувств, захватывающих его при виде осеннего красного леса («Письмо», 1953; «Песня о деревне Белавенки, 1966) и красных боров («Песня о деревне Белавенки», 1966; «Пусть где-то есть там город Занзибар» (1966), красных гор («За синие своды», 1957), красных зорь («Гимн», 1957), красных туманов («Я уйду за красные туманы», 1962), красненькой лисицы («Снег да вечер», 1964), восхищения красотой природного мира, например: С красной клюквой в кузовке Ходит солнышко лесное. В золотом березняке Столько света и покоя! [7, с. 212].

Красный - это не только цвет лица героев, цвет их одежды, образов из мира природы, это еще и цвет революции (революционного импульса, эмоций). Такое значение красного цвета в стихотворениях Тряпкина преобладает: красная звезда «Я родился при Советской власти» (1981), Красная Куба («Две романтические оды», 1961; «Песнь о красных чайках», 1961), красное знамя («Песенка про Африку», 1961; «Стихи о Востоке», 1961), красный флаг («Через годы, через броды», 1960; «Умерить пыл...», 1962), красные птицы («Две романтические оды», 1961; «Песнь о красных чайках», 1961), красный Союз («Вербная песня»,

1994), красные петлички и лычки - отличительные знаки одежды красноармейцев («Встреча», 1962).

Кроме того, красный цвет - это цвет крови, который является ярким имплицитным цветообоз-начением. «В традиционном христианском искусстве красный цвет был цветом жертвенной крови Христа» [1, с. 131]. Кровь является прототипом красного цвета, хотя в художественной литературе функционируют и другие цветовые характеристики крови (чёрный, голубой). Кровь - символ жизни, любви, но существует и противоположное значение (смерти, войны, битвы): «кровь боевая» («Старый погост», 1945), «кровь моя крепнет» («Прозрачная осень», 1958), «в кровях у нас прослежены» («Приглашение», 1981), «все кровавые цари» («Прогнали иродов-царей», 1981), «текла уже кровь под рукой» («Стихи о земных переменах», 1982), «кровавое солнце» («Стихи о первом совхозе», 1982), «не спускай своих кровных ран» («Стихи о печенега», 1982). Образ крови играет большую роль в лирике Тряпкина (как и цветоо-бозначение кровавый).

Зеленый цвет повсеместно ассоциируется с жизнью растений (в более широком смысле с весной, молодостью, плодородием) [6, с. 108], в народных представлениях символизирует прежде всего надежду [6, с. 93]. В стихотворениях Тряп-кина зеленый цвет в основном имеет позитивный смысл, ассоциируется с жизнью растений, весной, молодостью, обновлением. Обычно упоминания этого цвета мы видим в сочетаниях со словами, обозначающими растительные и природные объекты. Зеленый выступает в качестве традиционной характеристики леса, луга, травы: «Пускай без страха любит человек / Зеленую траву и белый снег...» [7, с. 37]. В то же время найдены примеры негативного аспекта функционирования зеленого цвета, имеющего оттенок незрелости, угнетенности, безнадежности (зеленый пьяница («Дело было летом», 1957); зеленое вино («Не сердись на меня, молодица», 1971); «дочери наши, как в тлене зеленые мухи» («Рапсодия», 1996).

Синий цвет, цвет ясного неба и моря, представляет высоту, глубину; постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир [12, с. 352]. В народном творчестве синий цвет распространен, в основном связан с характеристикой моря, реже - неба. Значение синего цвета в фольклоре однозначно. Это символ спокойствия, глубины морского простора, молодости и скромности, возвышенности и одухотворенности. Тряпкин скуп на краски, описывающие морские картины. Только в одном стихотворении («Море», 1961) при описании морского пейзажа подчеркивается не морская, а лесная бесконечная синева. Чаще всего Тряпкин употребляет синий цвет для обозначения воды: «Ах, синей рекою по вольным краям! / Пусть солнце ударит по всем якорям!» [9, с. 240]; «льется синяя вода» [7,

146

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2016

с. 144]; «зацвела ромашка над синим ручьем» [8, с. 105], «Победоносцы в фартуках весны! / Мы синевою рек освежены» [7, с. 37].

Голубой цвет, близкий по значению синему, в стихотворениях Тряпкина характеризует разнородные понятия: поэт вводит этот цвет при описании молний («Запев», 1940), воды («По городу Ржеву», 1953; «Размочило, развело», 1955; «Юность», 1972), земли («Голубень», 1982); мостов («Голубели у изб карнизы», 1982), ночи («Прибаски», 1972-1977), окон («Бабка», 1982), растительности (голубые покосы «В долинах пестрели», 1962; голубой кипарис «Радуга», 1971; голубой мезонин «То ли было, не знаю», 1984). Кроме того, многие понятия, не соотносящиеся в реальности с голубым цветом, в поэзии Тряпкина также находят с ним сочетание: голубое тепло («Чернокрылый прокаркал», 1944), голубела зорька («Голубень», 1982), голубая советская Русь («Снова запах весенних проталин», 1993).

Также голубой цвет ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения. «Эпитет голубая кровь для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов "более синие"» [11, с. 352] (У Тряпкина - «кровь моя - не голубая»! [7, с. 541]). Истинно голубой цвет подчеркивает преданность, исходя из того, что истинную преданность может выказать человек аристократического происхождения.

В русской поэзии голубой цвет традиционно исполнен смысла. Как считает Д. Псурцев, голубой цвет - «это уже не былинный, а лирический цвет, заряженный символизмом поэтического преображения действительности в тонах светлой ностальгии, возвышенной, просветленной грусти, есенинский цвет былых молодых надежд» [5]. Не случайно одно из стихотворений Тряпкина называется «Голубень» (1982), эпиграфом которому послужили строки из одноименного стихотворения С. Есенина, написанного поэтом в 1916 году: «Опять передо мною голубое поле» [7, с. 533].

Серый цвет часто используется в пейзажных зарисовках (серый дождик «Распутица», 1946; серая дубрава «Снова беркут над серой дубравой», 1952), при описании животных и птиц: (серенькая птичка подь-полоть «Если синий-синий свет и зори», 1947; серые гуси «Уже не густы листопады», 1961; серая кукушка «Девушка зарницу поджидала», 1962; серая птаха «Девочка с книжкой», 1963), предметов одежды (серые шинели «Я только вспомню те названья», 1966). В стихотворениях «В магазине "Тысяча мелочей"» (1981), «Рапсодия» (1981) серый цвет символизирует признак духовного истощения:

А вы, мои распрекрасные Серенькие соседи!

Любите вы неопасные

Дорожки к своей победе.

С похвальнейшею привычкою

Хлопочете о всемирном, А сами - пред каждой лычкою

Встаете по стойке «смирно» [10, с. 307].

Значение черного цвета в творчестве Тряпкина также совпадает с народным отношением к нему. Это символ несчастья, печали. Черный цвет может предвещать беду, связываться с дурными мыслями героя:

Только с милым по любви Проживешь с охотой. Все же стирку не зови Черною работой [7, с. 110].

Черный цвет - цвет несвободы, войны: черный дым («Ночная песня», 1942), черные темницы («Сколько трав под чужими подковами», 1944), черные пожарища войны («Как эта стая молодых скворцов», 1957). Эпитет черный используется при описании внешности человека, его цвета кожи (черная копоть лица («Лирика», 1971), черные рабы («Стихи о Востоке», 1961), образов природы и природных явлений: пня («Речная нота», 1960), тайги («Черная печорская тайга», 1961), трясей («Лесные загривки», 1961), земли («Я выхожу на школьный двор», 1962), неба («Где-то звонко стучали зенитки», 1971), скал («Поэт», 1982).

Для фольклорных текстов характерны постоянные эпитеты: черный ворон, черная ночь, черная земля, характеризующие животных и явления в природе. Тряпкин использует этот прием при описании птиц: червонные соколы («Возвращение Разина», 1945), черные скворцы («Воскресенье», 1946).

У поэта не наблюдается позитивных характеристик черного цвета. Вместе с тем, когда черный «выступает в паре» с белым цветом или светом, его давление слабеет, и картины, рисуемые поэтом, уже не столь печальны и драматичны: «И я кладу мой черный хлеб / На эти белые страницы» («Рождение», 1958), «Бабочка белая с черненьким носиком!» («Бабочка белая! Бабочка белая!», 1960), «Скользит, несмелый, / Скользит - несмелый - / То облак белый, / То черный пень» («Речная нота, 1960).

В лексико-семантическом поле цвета русского языка выделяется ещё одно микрополе, члены которого объединяются вокруг колоремы коричневый, которая обладает всеми релевантными признаками доминантных лексем. Коричневый цвет встречается единожды (стихотворение «Сколько выпито горячих самоваров», 1971) и выполняет смысловую функцию: коричневая кожанка - свидетельство ее поношенности:

Сколько топано в коричневой кожанке Да с гармоникой за правое плечо! И кричали нам все ярмарки-гражданки, То на «чи» они кричали, то на «чо» [7, с. 429].

Необходимо заметить, что в 30 стихотворениях разные цвета сочетаются в пределах одного предложения, что создает образы двух взаимодействующих цветовых стихий: «В голубых долинах

Нила / Жили черные рабы», «Чайки алые восхода, / Птицы розовой зари!» («Песенка про Африку», 1961), «белая ромашка над синим ручьем» («Зацвела ромашка, 1962), «Зашумит зеленая макушка, / Закукует серая кукушка («Девушка зарницу поджидала», 1962), «Виноградие да зеленое, / Красноспелое, всё в кистях» («Виноградие да зеленое», 1966), «Желтый Тибет и сребристые Анды» («В самое сердце оконного ромба», 1981), «Ах ты, рыжий космач! Золотой мой чумазый дружище!» («Песнь о лучшей собаке», 1982), «Из-за синих рек, из-за белых гор» («Из-за синих рек, из-за белых гор», 1993).

У Тряпкина можно найти примеры повторяющихся определений одного и того же предмета, снег, туманы и гречка у него белые, дуб, ветла, трава - зеленые, струя - золотая, флаг - красный, борода, виски - седые, дорога, путь - серебряные, дождь - синий, а ветер и лед - черные, что указывает на традиционное использование поэтом фольклорной модели, воспринятой им как часть фольклорной поэтической традиции.

Иногда поэт использует индивидуальные метафоры, эпитеты, сравнения: белый агитпункт зимы («Пред этим днем», 1946), раскроется море кругом - голубое дворище «Где вы, стены, одетые в тес» (1953), белая полянка блокнота («Рейд», 1954), красный звон дуги «Радость» (1959), зеленую песню поет огород («Чу! Колосья ржаные», 1964). Таким образом, метафоры, сравнения, эпитеты, способствуя усилению выразительности, в каждом стихотворении создают своего рода миниатюру.

Поэтический мир Н.И. Тряпкина - многоцветный. Основными цветами в нем являются белый, золотой, красный, желтый, зеленый, синий и черный, составляющие более 50% от всех колоро-нимов. В стихотворениях раскрывается многозначный характер этих цветов. Им присущ как реальный, так и символический смысл. Красный цвет, показатель присутствия в человеке жизненных сил, жизненной энергии, - это реальное значение цвета. А символическое значение цвета - цвет Революции. Реальное значение белого цвета - цвет безжизненности, призрачности. Символический смысл белого цвета проясняется в контрасте с черным цветом. Реальное значение желтого цвета у Тряпкина совпадает с традиционным его пониманием. Желтый - это цвет болезненного состояния

человека или состояния увядания природы. Символический смысл золотого цвета - это цвет солнца, питающего солнечной энергией все живое вокруг. Реальный смысл синего цвета совпадает также с традиционным пониманием. Это цвет воды. Зеленый цвет - цвет природы (полей лугов, травы). Все цвета в произведениях Тряпкина взаимодействуют друг с другом. Одни контрастируют, другие сочетаются, третьи преображаются один в другой. Многие эпитеты, сравнения, метафоры построены на цвете. И в целом многие произведения основываются на ключевом для поэта понятии - понятии о цвете.

Библиографический список

1. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. - М.: Республика, 1996. -335 с.

2. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. Т. III. -СПб.: Азбука-классика, 2005. - 752 с.

3. Москалева А.Г., Воробьева Е.А. Цвет в сказках А.С. Пушкина // Начальная школа. - 2003. -№ 7. - С. 27-31.

4. Перелыгин В.П. Цветопись как элемент иди-остиля автора. На материале поэзии С. Есенина и Н. Рубцова // Вестник ТГУ - 2008. - Вып. 1 (57). -С. 161-166.

5. Псурцев Д. Волшебное зеркало (очерк поэзии Николая Тряпкина) // Интернет-журнал «Национальные образы мира» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: plus.gambler.ru>tavlei/lit/poetry_3a. htm (дата обращения: 12.04.16)

6. Тресиддер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1994. - 448 с.

7. Тряпкин Н.И. Избранное: Стихотворения. -М.: Худ. лит, 1984. - 560 с.

8. Тряпкин Н.И. Краснополье. - М.: Молодая гвардия, 1962. - 152 с.

9. Тряпкин Н.И. Скрип моей колыбели. - М.: Сов. писатель, 1978. - 288 с.

10. Тряпкин Н.И. Стихотворения. - М.: Современник, 1989. - 431 с.

11. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. -М.: Вече, АСТ, 1996. - 432 с.

12. Чумак-Жунь И.И. Лексико-семантическое поле цвета в языке поэзии И.А. Бунина: состав и структура, функционирование: дис ... канд. фи-лол. наук. - Киев, 1996. - 187 с.

148

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.