_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК9
З.Ж.Абутова
Ассистент КГУ имени Бердаха И.П.Хошмуратова Ассистент КГУ имени Бердаха А.А.Уразова Ассистент Нукусского филиала ТУИТ г.Нукус, Республика Узбекистан
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНЦЕПТА «СВОБОДА» В ЛИРИКЕ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Аннотация
В статье рассматривается семантическая интерпретация концепта «свобода» в творчестве В.Высоцкого, по семантическому принципу важное место принадлежат текстам, в основе которых лежат семы «тюрьма» и «полёт».
Ключевые слова
Концепт, свобода, сема, тюрьма, полёт
В поэтическом мире В.С.Высоцкого круг текстов, входящих в тот или иной семантический цикл, довольно широк. Выбор семы играет для поэта определяющую роль и ведет к раскрытию важных животрепещущих проблем человека и бытия на разных уровнях человеческого и авторского восприятия. В основу некоторых из семантических циклов поэта легли такие важные темы как: война, игра (карточная), тема противостояния «Я» и «Другого», любовь, спорт, альпинизм и т.д. Эти циклы в высоцковедении отдельно не выделяются, однако вся поэзия Высоцкого «рождается из определенных «пучков смысла» [2, с.64], сем, лежащих в основе целых циклов. В процессе творческой эволюции те или иные темы волнуют поэта в большей или меньшей степени. и весь его творческий опыт состоит из неравномерного переплетения произведений, развивающих определенный семантический аппарат.
Свобода для Владимира Высоцкого не была простой умозрительно-поэтической ценностью, отличавшей его творчество от многих, более удачливых, на первый взгляд, современников-поэтов и обеспечивающей ему рядом с ними такое прочное положение аутсайдера. Стремление к свободе было сущностью его натуры, подтвержденной как образом жизни Высоцкого-человека, так и, - а это неразделимо, - жизнью Высоцкого-поэта. "Не пущенный" в официальный литературный процесс 60-70-х годов, он, тем не менее, участвовал в нем, но развивался как поэт абсолютно свободно, не то чтобы без равнения, но - без самой приблизительной оглядки на вкусы и запросы издателей, без оглядки на тех, от кого оказывались зависимы многие другие авторы. Отсюда - совершенно естественная и органичная эволюция его таланта, уверенный и быстрый рост "изнутри самого себя".
Выбор семы очень важен для Высоцкого. От него зависит круг проблем, которые он сможет поднять в своем художественном тексте. Основная семантика в какой-то мере определяет и предполагает сюжет и проблематику. Остальные детали поворачивают план повествования в ту или иную сторону, акцентируют или приглушают те или иные мотивы и проблемы.
В реализации концепта «свобода» по семантическому принципу важное место принадлежат текстам, в основе которых лежат семы «тюрьма» и «полёт». Именно эти семы содержат в себе наиболее широкий потенциал для развития и разработки данного концепта.
Так, тюрьма, в первую очередь, осознается как лишение свободы в том или ином ее значении. С этих позиций проанализированы следующие песни поэта: «Я был душой дурного общества», «Вот раньше жизнь... », «Так оно и есть», «Весна еще в начале», «Город уши заткнул», «Я в деле», «За меня невеста
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070
отрыдает честно», «Ребята, напишите мне письмо», «Вот - главный вход, но только вот...», «Был побег на рывок».
Песни, имеющие в своей основе семантику полета, открывают в себе возможность многомерной и разветвленной интерпретации концепта свободы в силу того, что в каждой из них меняется ракурс рассмотрения за счет новых дополняющих реалий. Так, в рамках семантической модели «полет» были проанализированы следующие песни поэта: «Две песни об одном воздушном бое», «Я еще не в угаре», «песня о погибшем летчике».
Доминирование одной определенной структурно-содержательной семы в нескольких песнях у В.С.Высоцкого является для поэта «определенным средством создания, отображения многогранного бытия, попыткой отразить его с максимально возможных точек зрения с максимально возможными отношениями и проявлениями, то есть стремлением создать полное, разностороннее, многоаспектное бытие» [2, с.91].
В песнях тюремно - лагерной тематики актуализируется понятие свобода как состояние отсутствия ограничений и принуждения. Оно актуализируется через понятия заключенный - охранник - побег. В песнях, объединенных общей семой полет, понятие свободы расширяет свою содержательную сторону. В само определение «свобода» вкрадывается антиномичное понятие ответственности.
Симметрия языковой реализации слотов заключенный, охранник, побег, полет рассматриваемого концепта «свобода» является свидетельством универсальности культурных стереотипов данного концепта как результата взаимодействия, взаимопроникновения и взаимодополнения сем, оказывающих влияние на формирование, аккультацию и социализацию языковой личности.
Список использованной литературы:
1. Сергеева Е. Понятие концепта и аспекты его изучения в современной лингвистике./ Вестник ВЭГУ, №3, 2009.
2. Солнышкина Е. Семантика образов В.Высоцкого. - М., 2000.
© Абутова З.Ж., Хошмуратова И.П., Уразова А.А., 2017
УДК 81
Н.С. Алисенова
старший преподаватель Южный федеральный университет г. Махачкала, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ И ТЕХНИКЕ
ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения системно-комплексного сопоставительного способа обучения произношению и технике чтения на английском языке как наиболее эффективного способа, применяемого в неязыковом вузе.
Ключевые слова
Произношение, постановка произношения, интонация, звуковой, интерференция, системно-комплексный
сопоставительный способ.
Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе преследует практические цели. К моменту окончания обучения иностранному языку в вузе студенты должны научиться:
а) читать оригинальную литературу по специальности с целью получения нужной информации; б) вести беседу, делать сообщения и понимать английскую речь на слух на основе изученного материала[7].