Симоненко Е. С. Сэм Хьюз и преодоление кризиса комплектования канадской армии в разгар Первой мировой войны (1915—1916) / Е. С. Симоненко // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 5. — С. 499—514. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-5-499-514.
Simonenko, E. S. (2022). Sam Hughes and Overcoming Recruiting Crisis of Canadian Army at Height of First World War (1915—1916). Nauchnyi dialog, 11(5): 499-514. DOI: 10.24224/22271295-2022-11-5-499-514. (In Russ.).
^»science I ERIHJUk
ИВИАИУ.И11
журнал включен в Перечень ВАК
DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-5-499-514
Сэм Хьюз и преодоление Sam Hughes and Overcoming
кризиса комплектования Recruiting Crisis
канадской армии в разгар of Canadian Army
Первой мировой войны at Height of First World
(1915—1916) War (1915—1916)
Симоненко Екатерина Сергеевна Ekaterina S. Simonenko
orcid.org/0000-0001-7329-5346 orcid.org/0000-0001-7329-5346
кандидат исторических наук, PhD in History, Associate Professor,
межинститутская кафедра Inter-Institutional Department of Natural
естественно-научных Sciences and Social
и социально-гуманитарных дисциплин and Humanitarian Disciplines
eka-1982.82@mail.ru eka-1982.82@mail.ru
Приморская государственная Primorskaya State
сельскохозяйственная академия Agricultural Academy
(Уссурийск, Россия) (Ussuriysk, Russia)
© Симоненко Е. С., 2022
оригинальные статьи
Аннотация:
Анализируется процесс преодоления кризисных явлений в ходе комплектования канадской добровольческой армии в разгар Первой мировой войны в контексте деятельности министра милиции и обороны Сэма Хьюза. Хронологические рамки обусловлены началом кризиса комплектования канадской добровольческой армии (октябрь 1915) и завершением деятельности С. Хьюза на посту министра милиции и обороны (ноябрь 1916) в связи с вынужденной отставкой. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые в отечественной историографии формулируются взгляды и анализируется мобилизационная активность министра С. Хьюза в изучаемый период. Прослеживаются усилия С. Хьюза по преодолению кризиса комплектования и стимулированию набора в ряды канадской добровольческой армии. Изучается реакция прессы и общественности на мобилизационную активность С. Хьюза в разгар войны. Выясняются причины, обстоятельства и последствия отставки С. Хьюза с поста министра. Доказано, что за время руководства военным министерством С. Хьюзу удалось добиться впечатляющих результатов, однако из-за бурного темперамента и личных амбиций, он нередко выходил за рамки своих полномочий, что в итоге и предопределило его отставку.
Ключевые слова:
история Канады; Первая мировая война; Сэм Хьюз; министр милиции и обороны; канадская добровольческая армия; кризис комплектования армии.
ORIGINAL ARTICLES
Abstract:
The process of overcoming crisis phenomena during the recruitment of the Canadian volunteer army at the height of the First World War is analyzed in the context of the activities of the Minister of Militia and Defense Sam Hughes. The chronological framework is due to the beginning of the crisis in the recruitment of the Canadian volunteer army (October 1915) and the completion of S. Hughes's activities as Minister of Militia and Defense (November 1916) in connection with the forced resignation. The relevance of the study is due to the fact that for the first time in Russian historiography, views are formulated and the mobilization activity of Minister S. Hughes is analyzed during the crisis in the recruitment of the Canadian volunteer army at the height of the First World War. The efforts of S. Hughes to overcome the recruitment crisis and stimulate recruitment into the ranks of the Canadian Volunteer Army are traced. The reaction of the press and the public to the mobilization activity of S. Hughes at the height of the war is studied. The reasons, circumstances and consequences of the resignation of S. Hughes from the post of minister are clarified. It is proved that during the leadership of the War Department, S. Hughes managed to achieve impressive results, however, due to his stormy temperament and personal ambitions, he often went beyond his powers, which ultimately predetermined his resignation.
Key words:
history of Canada; World War I; Sam Hughes; Minister of Militia and Defense; Canadian Volunteer Army; recruitment crisis.
УДК 94(71)"1915/16"
Сэм Хьюз и преодоление кризиса комплектования канадской армии в разгар Первой мировой войны (1915 — 1916)
© Симоненко Е. С., 2022
1. Введение = Introduction
В годы Первой мировой войны процесс мобилизации канадских добровольцев происходил под началом министра милиции и обороны Сэма Хью-за. Решительный характер С. Хьюза и авторитарный стиль его руководства предопределили характер канадской мобилизации. Фактически она вышла из-под контроля британских властей вследствие отказа министра от официального мобилизационного плана, предусматривавшего слишком медленные темпы комплектования войск. Таким образом, личные усилия С. Хьюза по организации процесса мобилизации способствовали ее полному успеху в начале войны [Симоненко, 2021, с. 430]. Однако его тщеславие и сложный характер усугубляли ситуацию. Премьер-министр Канады Р. Борден в своих мемуарах не раз подтверждал «абсурдную склонность» С. Хьюза не только выполнять функции министра, бывшего по должности гражданским чиновником, но и играть роль военного командира. Следует пояснить, что С. Хьюз не имел профессионального военного образования и возглавлял канадскую милицию как гражданское лицо. Тот факт, что он имел чин полковника и в доминистерский период командовал пехотным батальоном, не имел большого значения, поскольку в Канаде практика назначения парламентариев на высшие командные должности в милиции была обычным явлением [Симоненко, 2018, с. 43]. С другой стороны, по мнению Р. Бордена, его неиссякаемая энергия и находчивость были большим достоянием: ни один другой человек не смог бы за аналогичный период достичь того, чего добился он в обучении и организации первого канадского контингента [Borden, 1938, p. 462—463]. Несмотря на усилия министра, к осени 1915 года в Канаде обозначился первый с начала войны кризис добровольческого набора.
2. Материал, методы и обзор = Material, Methods, Review
Цель данной работы — проанализировать деятельность министра милиции С. Хьюза, направленную на преодоление кризиса комплектования канадской добровольческой армии в разгар Первой мировой войны (1915—1916), и оценить ее последствия. Для достижения поставленной
8
ACCFS5
цели автор формулирует ряд задач: проследить усилия С. Хьюза по преодолению кризиса комплектования и стимулированию набора в ряды канадской добровольческой армии; изучить реакцию прессы, а также широкой канадской и британской общественности на мобилизационную активность С. Хьюза; выяснить причины, обстоятельства и последствия отставки С. Хьюза с поста министра.
Историографическую основу работы составляют труды канадских авторов, где изучаются представления и деятельность министра милиции и обороны С. Хьюза в разгар Первой мировой войны в разных исторических контекстах. В рамках официальной истории канадских вооруженных сил в годы войны А. Фортескью Дугид исследует проблему управления канадскими войсками на британских островах, а также механизм создания специального органа управления отрядами под контролем властей доминиона [Duguid, 1938]. С. Дж. Харрис восстанавливает детали партийной критики со стороны Либеральной партии Канады, недовольной предельной централизацией власти С. Хьюза в военном министерстве [Harris, 1988]. Дж. Льюис предпринимает попытку оценить роль министра милиции в консервативном правительстве Р. Бордена на фоне статистики набора в армию канадских добровольцев в разгар войны [Lewis, 1919]. В ходе изучения политики и стратегии канадской обороны Ч. Стейси описывает условия и обстоятельства отправки канадских воинских формирований за пределы доминиона в ходе имперских конфликтов. Особое внимание уделяется материальным факторам несения заграничной службы, в том числе ставкам оплаты их услуг [Stacey, 1940]. Наконец, А. Б. Кейт и Д. Винс выясняют причины и обстоятельства отставки С. Хьюза с поста министра в разгар войны, а также описывают процесс реструктуризации канадского военного ведомства после его ухода с поста [Keith, 1921; Vince, 1950].
В процессе подготовки статьи автор обращается к различным видам исторических источников: периодической печати, исторической статистике, публицистике и источникам эпистолярного жанра. Основу источ-никовой базы составляют публикации британской и канадской прессы за 1915—1916 годы, позволяющие детально изучить реакцию канадской общественности на усилия С. Хьюза по преодолению кризиса добровольческого набора. Кроме того, в них активно дискутировался вопрос о стиле руководства министерства и личности самого министра. Газетные публикации дополняют историко-статистические сборники под редакцией Дж. Хопкинса, в которых содержится статистика мобилизационной активности за 1915—1916 годы, а также выдержки военных речей С. Хьюза [CAR, 1916]. В источниках публицистического характера, которые представляют собой политические обзоры британского движения «Круглого
8
АГСF S?
стола», содержатся факты, иллюстрирующие состояние канадской добровольческой армии в разгар войны. Наконец, в работе используется личная переписка С. Хьюза с премьер-министром Канады Р. Борденом, по которой можно проследить причины и обстоятельства его отставки [LAC, 1916].
3. Результаты и обсуждения = Results and Discussion
3.1. Усилия С. Хьюза по стимулированию набора в армию
Будучи проницательным политиком и опытным военным руководителем, министр С. Хьюз первым отметил едва заметные симптомы кризиса комплектования канадской добровольческой армии и решил «по горячим следам» принять энергичные меры для стимулирования военного набора. В начале ноября 1915 года, выступая перед Лигой по вербовке гражданских лиц, он со свойственной ему уверенностью заявил, что надеется увидеть канадцев в решающем марше на Берлин [Hamilton Daily Times, 1915, 23 Sept., p. 1.]. Тогда же министр объявил о создании специального штата инспекторов, чья главная задача заключалась в посещении военных баз и военных учебных частей, где они должны были выявлять случаи недобросовестных отказов от поступления на службу. В конце декабря 1915 года министерство милиции и обороны опубликовало списки штабных офицеров и гражданских чиновников с указанием их персональных данных, в том числе семейного положения и степени годности к военной службе за пределами Канады. Такие же списки были составлены и в отношении гражданского персонала и канцелярских служащих Главного штаба, где напротив каждой фамилии, помимо всего прочего, указывался факт наличия или отсутствия добровольного желания поступить на действительную службу. Эта «бумажная работа» была проделана после того, как министр обратил внимание на занятость в различных военных ведомствах большого количества гражданских лиц, годных к военной службе. Он заявил, что хотел бы предоставить им возможность выполнить свой гражданский долг. По замыслу С. Хьюза, освободившиеся должности должны были временно занять гражданские лица, признанные негодными к военной службе, и солдаты, по разным причинам вернувшиеся с фронта. Благодаря энергичным действиям министра и патриотизму канадского населения, в 1915 году на фронт было отправлено почти 190 тыс. человек, или в среднем по 3,4 тыс. человек в неделю [Reynold's Newspaper, 1915, 5 Dec., p. 3]. Вместе с первым контингентом и подкреплениями к концу года общее число канадцев, находившихся под ружьем, достигло более 212 тыс. человек [CYB 1915, p. 685].
1916 год начался с новогоднего обращения премьер-министра Р. Бор-дена к нации, в котором сообщалось, что Канада должна была отправить на фронт в общей сложности полмиллиона человек. Этот призыв полу-
8
ACCFS5
чил закрепление на законодательном уровне 12 января 1916 года и означал неизбежность дополнительного набора [Ibid., pp. 685—686]. С. Хьюз понимал, что к тому времени все возможные «запасы» профессиональных военных были исчерпаны, поэтому предложил привлекать в армию в качестве офицеров сильных духом людей, построивших успешный бизнес или профессиональную карьеру. Они должны были возглавить новые батальоны для службы за границей. «На сегодняшний день, говорил министр, самыми лучшими солдатами являются инженеры, адвокаты, подрядчики, одним словом, дельцы, которые в свое время прошли военную подготовку» [Blairmore Enterprise, 1916, 11 Feb., p. 2]. Министр был уверен, что все его усилия в создания «гражданской» армии увенчаются успехом. По его замыслу, в течение года каждая канадская провинция должна была набрать от 2 до 5 батальонов таких добровольцев.
В начале января 1916 года генерал С. Хьюз отправился в тур по городам Канады, в ходе которого намеревался произносить патриотические речи и тем самым стимулировать набор добровольцев. Начав поездку со своего избирательного округа в провинции Онтарио, он в течение двух дней проехал по нескольким городам и произнес два десятка патриотических речей. В своих обращениях к жителям он говорил о том, что его ведомство набирает на службу по 1000 человек в день и что если пополнение канадской армии продолжится теми же темпами, то война закончится до начала следующей зимы [Taxation and recruiting in Canada, 1916, p. 542]. При этом он жестко раскритиковал тех молодых людей призывного возраста, которые не хотели поступать на службу. В конце февраля 1916 года в газете «Нью-йорк Таймс» появилось интервью С. Хьюза, в котором он с возмущением рассказал, что на днях встретил 600 молодых людей, выходивших с катка. «Эти крепкие молодые парни, говорил он, должны поступить на службу, надеть униформу и сражаться с немцами вместо того, чтобы заниматься болтовней на хоккейном матче» [CAR 1916, p. 258].
3.2. Реакция канадской и британской прессы на усилия С. Хьюза
Достижения С. Хьюза на посту министра были значительными и не вызывали сомнения ни у его политических оппонентов, ни у той части канадской общественности, которая разделяла его имперские взгляды. Однако после отправки первого контингента за границу наметился всплеск критики в адрес министра со стороны либеральных печатных изданий. Так, в одном из августовских выпусков «Торонто Стар» появилась «сенсационная» статья. В ней утверждалось, что все военное имущество, произведенное в Канаде и отправленное вместе с первым контингентом в Англию, власти метрополии забраковали как не соответствовавшее британским стандартам. Издание утверждало, что в утиль отправились канадские транс-
8
ACCFS5
портные вагоны, пушки, велосипеды, солдатская обувь и многое другое. В будущем такая же участь должна была постигнуть канадские винтовки Росса, которые, по слухам, британские власти планировали заменить на Ли-Энфилд [Ibid., p. 255]. Спустя неделю военное министерство опубликовало официальное опровержение таких газетных утверждений.
Еще одним печатным органом, энергично критиковавшим министра, стала либеральная «Торонто Глоуб». В редакционных статьях С. Хьюз подвергался критике, прежде всего, за опрометчивые речи и неэффективное управление милицией. В нескольких статьях 1915-1916 годов в экспрессивной манере его осудили за «заносчивость, хвастовство и за то, что он вмешивается не в свои дела». Министра упрекали в том, что он считал себя военным гением и подражал Наполеону, а также стремился командовать канадскими отрядами во Франции. «Было бы преступлением, самым ужасным и кровавым военным преступлением, ... разрешить генералу Сэму Хьюзу распоряжаться жизнями солдат на фронте» [Ibid., p. 256]. По мнению издания, судьба канадской армии на бельгийском и французском фронтах под его руководством была предопределена. Для того чтобы предотвратить это «преступление», «Глоуб» требовала отставки министра. Однако этими публикациями либералы не достигли цели: С. Хьюз оставался равнодушным к партийной критике. Более того, он заявил, что никогда не делал ошибок, рекомендуя или отказывая в назначении или повышении по службе. Следуя этому убеждению, он приказал издать в декабре 1915 года указ о том, что без его одобрения в будущем не будет производиться никаких серьезных назначений [Harris, 1988, p. 117—118].
Особое внимание в канадской прессе уделялось проблеме вмешательства министра в полномочия имперских военных властей. Летом 1916 года в интервью корреспонденту «Оттава Джорнэл», подробно описывая свою мартовскую поездку в Англию, С. Хьюз сделал особый акцент на своей встрече с Г. Китченером. Он сообщил, что в ходе разговора с британским фельдмаршалом он высказал мысль о том, что командование должно отказаться от дальнейшей обороны Ипра. Свою точку зрения министр мотивировал тем, что, во-первых, британская армия оставалась в том регионе, руководствуясь больше сентиментальными, а не стратегическими соображениями, и, во-вторых, в ходе операций в окрестностях бельгийского города британские войска могли понести огромные потери. По свидетельству С. Хьюза, Г. Китченер находился под сильным впечатлением от его слов и попросил изложить все в письменном виде. Кроме того, он пообещал, что доведет высказанную точку зрения до главнокомандующего британской армией Дугласа Хейга [Ottawa Journal, 1916, 9 Jun., p. 2]. Между тем данный инцидент, казалось, не имел дальнейшего развития: на следующий
8
ACCFS5
день С. Хьюз получил срочную телеграмму из Оттавы и вынужден был вернуться на родину. Публикация этого интервью заставила Р. Бордена сделать официальное заявление, полностью опровергавшее слова министра милиции. Премьер-министр заявил, что после тяжелых потерь, которые понесли британские и канадские отряды на Ипре, правительство доминиона сделало запрос в британский генштаб и получило ответ, что эта позиция имеет очень важное стратегическое значение и ее защита должна продолжаться во что бы то ни стало [Lacomb Guardian, 1916, 7 Jul. 7, p. 4].
История получила продолжение после того, как в середине июня в канадской прессе было опубликовано письмо, написанное С. Хьюзом 24 марта 1916 года и адресованное Г. Китченеру. В нем министр обращал внимание на то, что позиции канадских войск на Ипре не были должным образом укреплены и солдаты находились под открытым огнем неприятеля. Послание заканчивалось словами надежды на то, что этот вопрос будет поставлен на обсуждение главнокомандующего Д. Хейга. После публикации письма на министра обрушился шквал критики. Его обвинили в том, что он вмешивается не в свои дела и пытается повлиять на политику объединенного штаба британской и французской армий. По мнению канадских изданий, генерал был не прав и со стратегической точки зрения: бельгийский город Ипр был «ключом, которым можно было открыть ворота, ведущие на территорию французского побережья и в Англию» [CAR 1916, p. 260—261].
Манера поведения и стиль высказываний министра продолжали подвергаться нападкам со стороны прессы и его политических оппонентов. Примечательно, что несколько особенно резонансных обвинений рассматривалось в палате общин парламента в присутствии премьер-министра Р. Бордена, который оправдывал С. Хьюза тем, что он добросовестно и честно выполнял свою работу, находясь в своем кабинете с раннего утра до позднего вечера. Под его руководством офицеры отлично справлялись со своими обязанностями и достигли прекрасных результатов [Lacomb Guardian, 1916, 7 Jul., p. 4.]. Между тем существовала и другая сторона медали. С. Хьюз нередко сам становился жертвой газетчиков, давая им повод манерой своей речи. По обыкновению он не стеснялся в выражениях, говорил прямо и открыто. В прессе слова министра обычно сопровождались ироническими комментариями корреспондентов, которые нередко искажали первоначальный смысл его высказываний. Публика охотно их читала, составляя искаженное представление о предмете разговора и личности интервьюера.
Если в канадских изданиях С. Хьюз, как правило, подвергался жесткой критике, то английская пресса всегда отдавала канадскому министру должное, высоко оценивая его достижения. Первой в череде похвальных публикаций стала статья в лондонской «Дэйли Экспресс». В ней говорилось, что
генерал сделал для создания канадских экспедиционных сил столько, сколько не могли сделать ни правительство, ни другие выдающиеся люди. Но основная серия хвалебных статей вышла, когда министр находился с рабочей поездкой в Англии в июле — сентябре 1916 года. Лондонская «Дэйли Мэйл» сообщила своим читателям, что за несколько месяцев С. Хьюз превратил слабую канадскую милицию в одну из эффективных вооруженных сил в мире. «Лондон Пост» убеждала, что он заботился о том, чтобы в канадской армии не было фаворитизма и политического патронажа [CAR 1916, р. 260—264]. Канадский министр в сопровождении Д. Ллойда Джорджа, для которого эта поездка на фронт стала первой после назначения на пост военного министра, инспектировал канадскую дивизию [Belfast News-Letter, 1916, 8 Aug., р. 8]. Он так понравился английским наблюдателям, что в газетах стали появляться одобрительные характеристики его личности и деятельности. йоркширская «Лидс Меркьюри» назвала его «Китченером великолепной канадской армии», который был неутомим во время своего визита на фронт, с неослабевающим интересом вникая в каждую деталь [Leeds Mercury, 1916, 6 Sept., р. 6]. Вероятнее всего, писала лондонская «Рейнольдс», Англия получит обещанные Канадой полмиллиона солдат [Reynold's Newspaper, 1916, 13 Aug., р. 2]. В американской прессе можно было встретить сходные высказывания. Один американский офицер, инспектировавший канадские отряды в Европе, видел заслугу канадского генерала в том, что «до него в Канаде была милиция, а при нем в доминионе появилась полноценная армия», за это он предлагал продвинуть С. Хьюза в звании до полевого маршала [Blairmore Enterprise, 1916, 11 Feb., р. 3].
3.3. Проблема контроля над канадскими отрядами за границей
Еще одной проблемой для канадских властей стала попытка С. Хьюза установить личный контроль над канадскими вооруженными силами, находившимися за границей. Это намерение министра выходило за рамки его обычных полномочий, но рассматривалось им как способ привлечь в ряды канадских добровольцев тех, кто отказывался служить на европейским континенте под началом британских офицеров и британского командования. Впервые этот вопрос был поставлен на повестку дня еще в самом начале войны. До этого момента специального контроля над такими силами не требовалось, поскольку их численность была незначительной, а время службы было непродолжительным. Так, канадцы, сражавшиеся в Ю. Африке, получали жалованье и контролировались имперскими властями, а «Канада просто компенсировала разницу между имперской шкалой оплаты труда и своей собственной» [Stacey, 1914, р. 68].
Когда началась война, между С. Хьюзом и фельдмаршалом Г. Китченером была достигнута договоренность о том, что канадский контингент
8
ACCFS5
по прибытии в Плимут перейдет под командование британского генерала Э. Олдерсона, который возглавлял войска доминиона в Ю. Африке. Однако вскоре министр милиции попытался установить личный контроль над канадскими отрядами в Англии и Франции путем назначения «собственного агента», которым стал богатый бизнесмен из Монреаля полковник Дж. Уоллес Карсон [^псе, 1950, р. 3—4]. Ситуация осложнялась тем, что для координации контроля над канадскими отрядами в Англии правительство доминиона назначило своего официально представителя, которым стал канадский бригадный генерал Дж. Макдугалл.
Канадские власти вынуждены были произвести разграничения полномочий своих представителей на материке: Дж. Карсон был назначен «агентом министра милиции по содержанию складов оборудования и других предметов снабжения», а Дж. Макдугалл отвечал за «все назначения, обучение, дисциплину, а также запасы и оборудование». Вскоре «агент» С. Хью-за занял ведущее положение, так как Дж. Макдугалл значительно уступал Дж. Карсону в способностях, энергии, силе. Ограничив свою деятельность наблюдением за обучением и фактической отправкой подкреплений, он позволил последнему решать политические вопросы, которые расширили полномочия Дж. Карсона, включив в них «все и вся». Ситуация еще более осложнялась наличием отдельного командования, ответственного за обучение и общее управление войсками гарнизона Шорнклиффа, который был преимущественно канадским. С августа 1915 года его возглавил канадский генерал-майор С. Стил. Позже он жаловался канадскому верховному комиссару в Лондоне Дж. Перли, что ему пришлось работать в очень сложной ситуации: «Мне было очень тяжело ... Фактически, меня постоянно отвлекали и игнорировали». Конечным результатом этой путаницы стало то, что министерство милиции в Оттаве вело переписку со всеми тремя генералами. Вдобавок к этому в 1916 году Макс Эйткен благодаря своей энергии и способностям оказал большое влияние на С. Хьюза, вследствие чего был назначен «генеральным представителем Канады на фронте» [Ушсе, 1950, р. 4—5].
К 1916 году острая необходимость в полной реорганизации и немедленном разделении военных и гражданских «администраторов» стала очевидной. Еще в декабре 1915 года Дж. Карсон сообщил С. Хьюзу, что в системе управления канадскими отрядами на британских островах существовало «множество злоупотреблений, ошибок и нелепостей», с которыми нужно было разбираться на месте, и, по его мнению, был только один способ исправить ситуацию — организовать специальный орган канадского управления войсками с реальными полномочиями [Duguid, 1939, р. 128—129]. Он разработал конкретные рекомендации по созданию своеобразного филиала канадского министерства милиции и обороны на британских островах, ко-
8
ACCFS5
торый должен был состоять из самого генерала, фактически исполнявшего обязанности канадского военного министра в Великобритании, генерал-адъютанта, генерал-квартирмейстера и генерального инспектора. Генерал отправил С. Хьюзу телеграмму с припиской: «Жду вашего разрешения, чтобы воплотить их в жизнь, и надеюсь, что у вас будет возможность ненадолго отправиться в Англию, чтобы лично контролировать эти вопросы и лично санкционировать все изменения на месте» [Vince, 1950, p. 6]. В итоге в сентябре 1916 года без консультации с канадским правительством С. Хьюз создал в Лондоне Армейский совет по управлению канадскими войсками за границей. Когда об этом стало известно, Р. Борден приказал министру возвращаться домой, заявив о назначении Дж. Перли на пост министра заграничных сил доминиона. С. Хьюз резко протестовал против кандидатуры Дж. Перли, убеждая, что его друг М. Эйткен достоин занять этот пост. Этот инцидент явился «последней каплей» и послужил предлогом для его будущей отставки. Этого повода Р. Борден, судя по его воспоминаниям, ожидал, глядя «на встревоженную публику, рассерженный парламент, враждебный кабинет». 3 апреля 1916 года в своем дневнике он записал: «Совершенно очевидно, что Хьюз не может оставаться в правительстве» [Borden, 1938, p. 559—560].
3.4. отставка С. Хьюза с поста министра милиции
В начале октября 1916 года С. Хьюз возвратился Канаду и обнаружил, что правительство фактически отстранило его от военного руководства, распределив обязанности между заместителями. По словам Дж. Хопкин-са, «прежняя суета в департаменте, изображавшая напряженную работу, и бесконечный поток просителей, закончились» [CAR 1916, p. 265]. В начале ноября С. Хьюз совершил свой последний официальный визит в должности министра по городам Канады. В Торонто его встретил шквал критики от тех, кто осуждал его чрезмерную активность, но были и те, кто поддерживал его стремления. Так, только что вернувшийся с фронта полковник Р. Гатри объявил, что слишком много людей критикуют С. Хьюза, при этом сами ничего не делают. «Где была бы Канада сегодня, вопрошал полковник, если бы не действующий министр милиции?» [Ibid.]. На собрании в методистской церкви в Торонто, устроенном в честь прихожан, сражавшихся на фронте, министр впервые упомянул о возможности введения в доминионе всеобщей воинской повинности. Он заявил, что, если к следующей весне департамент милиции не наберет еще 100 тыс. человек, власти вынуждены будут обсуждать конскрипцию. При этом С. Хьюз заметил, что, по его мнению, следовало освободить от конскрипции те военные округа, которые добросовестно выполняли все квоты по набору [Ibid].
9 ноября в разгар поездки по стране С. Хьюз получил письмо от Р. Бор-дена, в котором тот объявил ему об отставке. Премьер указал на то, что
8
ACCFS5
министр управлял своим ведомством так, как будто оно было не частью правительства, а руководящим органом, которому все должны были подчиняться [Letter from Borden to Hughes, 1916, 9 Nov., f. 9]. Однако были и другие причины для отставки, прямо в письме не указанные. Например, С. Хьюза критиковали за то, что он слишком часто ездил в Европу и не занимался текущими делами департамента. Его причастность к скандалам в сфере снабжения армии военным имуществом и продовольствием, печально известный фаворитизм в назначениях, его неосмотрительное поведение — все это создавало большие политические трудности, но, несмотря на протесты членов кабинета, Р. Борден позволял ему «до поры до времени идти свои путем» [Lewis, 1919, p. 46—47].
11 ноября С. Хьюз направил премьер-министру Канады заявление об отставке, не устояв перед искушением опровергнуть аргументы, изложенные последним в письме от 9 ноября. Однако, удовлетворенный решением министра, Р. Борден не ответил на это послание [Letter from Borden to Hughes, 1916, 11 Nov., f. OC 318 (2)]. Новость об отставке С. Хьюза произвела фурор в политических и военных кругах Канады [London Evening Mail, 1916, 15 Nov., p. 5]. Она сопровождалась цитатами из прощальных речей бывшего министра, произнесенных в день отставки, где он открыто раскритиковал канадские и британские власти. С. Хьюз заявил, что власти доминиона позволили контролировать свои войска британским генералам, в свою очередь обвинив метрополию в отказе от канадского снаряжения. Со всей ответственностью министр заявил, что были забракованы канадские винтовки, грузовики и вагоны, упряжь и седла для лошадей, форменная одежда, обувь и др., но, самое главное, они были заменены аналогами более плохого качества [Pall Mall Gazette, 1916, 11 Nov., p. 1]. В заключение С. Хьюз открыл «секрет», что в первые месяцы войны Германия потратила 50 млн долларов, чтобы воспрепятствовать набору в Канаде и других союзных странах [Lewis, 1919, p. 46]. Однако это не помешало ему набрать и отправить на европейский континент почти 250 тыс. человек [Temper of the Country Canada, 1916, p. 322].
После ухода С. Хьюза департамент милиции был подвергнут серьезной реструктуризации, в результате которой в Канаде возникли два военных ведомства, каждое из которых возглавлял свой министр [Keith, 1921, p. 77]. 23 ноября 1916 года во главе министерства милиции и обороны был назначен министр без портфеля Эдвард Кемп. Круг полномочий нового министра сократился: впредь он не имел права вмешиваться в дела, связанные с состоянием и содержанием канадских отрядов за пределами доминиона. Напротив, министр заграничных вооруженных сил Дж. Перли, назначенный на должность 28 октября 1916 года, должен был заниматься вопросами, связанными с нахождением канадских отрядов в Европе [CYB 1916—1917, p. 692].
Год спустя, в ноябре 1917 года, Э. Кемп сменил Дж. Перли на посту, так как последнему было сложно совмещать полномочия Верховного комиссара и военного министра. Освободившееся место занял генерал Сидни Мьюбёрн, известный либеральный деятель, вхождение которого в кабинет Р. Бордена было результатом создания коалиционного правительства.
4. заключение = Conclusions
Таким образом, в разгар войны министру милиции и обороны С. Хьюзу удалось добиться впечатляющих результатов. Он сумел преодолеть присущую жителям Канады инертность и в кратчайшие сроки создать полноценную добровольческую армию. Во многом благодаря своей предприимчивости и удивительному трудолюбию он смог преодолеть кризис и набрать, экипировать и транспортировать в Европу четверть миллиона человек. В условиях дефицита профессиональных военных С. Хьюз сделал ставку на создание так называемой «гражданской» армии, привлекая на службу чиновников, бизнесменов и лиц других гражданских профессий. Одним из эффективных методов вербовки гражданских добровольцев стали поездки министра по стране и произнесение патриотических речей. Реакция канадской и британской прессы на усилия С. Хьюза оказалась диаметрально противоположной. Если в канадских печатных изданиях министра нещадно критиковали за несдержанный нрав, агрессивный стиль руководства и стремление распространить свою власть над канадскими отрядами за пределами доминиона, то в британской прессе, наоборот, отмечалась его напористость, целеустремленность в достижении целей, а также способность обеспечить стабильную мобилизацию войск. Канадское правительство оказалось солидарно с местной прессой, обвинив С. Хьюза в том, что, обладая темпераментом военного диктатора, он неоднократно выходил за рамки своих полномочий. Это в конечном счете и предопределило его отставку.
Источники и принятые сокращения
1. CAR 1916 — The Canadian Annual Review, War Series 1916 / Ed. by J. Castell Hopkins. — Toronto : Canadian Annual Review Limited, 1918. — Vol. 16. — 929 p.
2. CYB 1915 — The Canada Year Book 1915. — Ottawa : Census and Statistics Office, 1916. — 707 p.
3. CYB 1916 — 1917 — The Canada Year Book 1916—1917. — Ottawa : Census and Statistics Office, 1917. — 720 p.
4. LAC — Library and Archives Canada. Letter from Sir Robert Laird Borden, Prime Minister of Canada, to Sir Sam Hughes, Minister of Militia and Defense, November 9, 1916. MG27-IID23. — Vol. 1. — File 9.
5. LAC — Library and Archives Canada. Letter from Sir Sam Hughes, Minister of Militia and Defense, to Sir Robert Laird Borden, Prime Minister of Canada : Letter of Resignation, November 11, 1916. — MG26-H. Vol. 69. File OC 318 (2). Pp. 35887—35890. Reel C-4314.
8
ACCFS5
6. Canada's Kitchener Has a Kindly Word for Tommy // Leeds Mercury [newspaper]. — 1916. — September 6. — P. 6.
7. Canada's Part. A Story of Duty and Devotion to the Empire // Reynold's Newspaper [newspaper]. — 1916. — August 13. — P. 2.
8. Canada's 190,000. According to a Statement Issued to-day by Sir Sam Hughes // Reynold's Newspaper [newspaper]. — 1915. — December 5. — P. 3.
9. Discuss Continuation of Kitchener's Plans? // Ottawa Journal [newspaper]. — 1916. — June 9. — P. 2.
10. Resignation of Sir Sam Hughes. A Conflict of Authority // London Evening Mail [newspaper]. — 1916. — November 15. — P. 5.
11. Robert Laird Borden : His Memoirs / Ed. by H. Borden. — Toronto : The Macmillan Company of Canada, 1938. — 2 vols. — xxii, 1061 p.
12. Sir Sam Hughes Says They Will Gan Their Way to Berlin // Hamilton Daily Times [newspaper]. — 1915. — September 23. — P. 1.
13. Sir Sam Hughes, the Minister of Militia, Made Some Remarkable Statements To-day in Address to the Empire Club // Pall Mall Gazette [newspaper]. — 1916. — November 11. — P. 1.
14. Taxation and recruiting in Canada // The Round Table. A Quarterly Review of the Politics of the British Empire. — 1916. — Vol. 6. — № 23. — Pp. 539—542.
15. Temper of the Country Canada // The Round Table. A Quarterly Review of the Politics of the British Empire. — 1916. — Vol. 6. — № 22. — Pp. 319—326.
16. Tribute to General Hughes. U.S. Officer Declares the Canadian Army Deserves a Field Marshal // Blairmore Enterprise [newspaper]. — 1916. — February 11. — P. 3.
17. Unfortunate Coincidence in Sir Sam Careers // Lacomb Guardian [newspaper]. — 1916. — July 7. — P. 4.
18. Want strong Men. Sir Sam Looking for Good Officers for New Battalions // Blairmore Enterprise [newspaper]. — 1916. — February 11. — P. 2.
19. What Canada Has Done. Mr. Lloyd George's Tribute // Belfast News-Letter [newspaper]. — 1916. — August 8. — P. 8.
Литература
1. Симоненко Е. С. Сэм Хьюз и мобилизация канадских добровольцев для участия в войне (август 1914 — октябрь 1915) / Е. С. Симоненко // Научный диалог. — 2021. — № 12. — С. 429—443. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-12-429-443.
2. Симоненко Е. С. Сэм Хьюз и его концепция имперской обороны в Канаде накануне Первой мировой войны / Е. С. Симоненко // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2018. — № 4 (61). — С. 40—46.
3. DuguidA. F. Official History of the Canadian Forces in the Great War 1914—1919 / A. F. Duguid. — Ottawa : J. O. Patenaude, I.S.O., 1938. — Vol. 1. — 567 p.
4. Harris S. Canadian Brass : The Making of a Professional Army, 1860—1939 / S. Harris. — Toronto : University of Toronto Press, 1988. — 271 p. — ISBN 0802057659.
5. Keith A. B. War Government of the British Dominions / A. B. Keith. — Oxford : At the Clarendon Press, 1921. — 353 p.
6. Lewis J. Canada at War / J. Lewis // Canada in the Great World War. An Authentic Account of the Military History of Canada from the Earliest Day to the Close of the War of the Nations. By Various Authors. — Toronto : United Publishers of Canada, 1919. — Vol. 2. — 374 p.
7. Stacey C. P. The Military Problems of Canada ; a Survey of Defense Policies and Strategic Conditions Past and Present / C. P. Stacey. — Toronto : Issued for the Canadian Institute of international affairs by the Ryerson Press, 1940. — 184 p.
8. Vince D. M. The Acting Overseas Sub-Militia Council and the Resignation of Sir Sam Hughes / D. M. Vince // The Canadian Historical Review. — 1950. — Vol. 31. — № 1. — Pp. 1—24.
Material resources
Borden, H. (ed.). (1938). Robert Laird Borden: His Memoirs, 2. Toronto: The Macmillan Company of Canada. xxii, 1061 p.
Castell Hop-kins, J. (ed.). (1918). The Canadian Annual Review, War Series 1916, 16. To -ronto: Canadian Annual Review Limited. 929 p.
Canada's Kitchener Has a Kindly Word for Tommy. (1916). Leeds Mercury [newspaper]. September 6. P. 6.
Canada's Part. A Story of Duty and Devotion to the Empire. (1916). Reynold's Newspaper [newspaper]. August 13. P. 2.
Canada's 190,000. According to a Statement Issued to-day by Sir Sam Hughes. (1915). Reynold's Newspaper [newspaper]. December 5. P. 3.
Discuss Continuation of Kitchener's Plans? (1916). Ottawa Journal [newspaper]. June 9. P. 2.
Library and Archives Canada. Letter from Sir Robert Laird Borden, Prime Minister of Canada, to Sir Sam Hughes, Minister ofMilitia andDefense, 1 (9). (1916). November 9. MG27-IID23.
Library and Archives Canada. Letter from Sir Sam Hughes, Minister ofMilitia and Defense, to Sir Robert Laird Borden, Prime Minister of Canada: Letter of Resignation, 69. (1916). November 11, 1916. MG26-H. Vol. 69. File OC 318 (2). 35887—35890. Reel C-4314.
Resignation of Sir Sam Hughes. A Conflict of Authority. (1916). London Evening Mail [newspaper]. November 15. P. 5.
Sir Sam Hughes Says They Will Gan Their Way to Berlin. (1915). Hamilton Daily Times [newspaper]. September 23. P. 1.
Sir Sam Hughes, the Minister of Militia, Made Some Remarkable Statements To-day in Address to the Empire Club. (1916). Pall Mall Gazette [newspaper]. November 11. P. 1.
Taxation and recruiting in Canada. (1916). The Round Table. A Quarterly Review of the Politics of the British Empire, 6 (23): 539—542.
Temper of the Country Canada. (1916). The Round Table. A Quarterly Review of the Politics of the British Empire, 6 (22): 319—326.
The Canada Year Book 1915. (1916). Ottawa: Census and Statistics Office. 707 p.
The Canada Year Book 1916—1917. (1917). Ottawa: Census and Statistics Office. 720 p.
Tribute to General Hughes. U.S. Officer Declares the Canadian Army Deserves a Field Marshal. (1916). BlairmoreEnterprise [newspaper]. February 11. P. 3.
Unfortunate Coincidence in Sir Sam Careers. (1916). Lacomb Guardian [newspaper]. July 7. P. 4.
Want strong Men. Sir Sam Looking for Good Officers for New Battalions. (1916). Blair-more Enterprise [newspaper]. February 11. P. 2.
What Canada Has Done. Mr. Lloyd George's Tribute. (1916). Belfast News-Letter [newspaper]. August 8. P. 8.
References
Duguid, A. F. (1938). Official History of the Canadian Forces in the Great War 1914—1919, 1. Ottawa: J. O. Patenaude, I.S.O. 567 p.
Harris, S. (1988). Canadian Brass: The Making of a Professional Army, 1860—1939. Toronto: University of Toronto Press. 271 p. ISBN 0802057659.
Keith, A. B. (1921). War Government of the British Dominions. Oxford: At the Clarendon Press. 353 p.
Lewis, J. (1919). Canada at War. In: Canada in the Great World War. An Authentic Account of the Military History of Canada from the Earliest Day to the Close of the War of the Nations. By Various Authors, 2. Toronto: United Publishers of Canada. 374 p.
Simonenko, E. S. (2018). Sam Hughes and his concept of Imperial Defense in Canada on the eve of the First World War. Bulletin of Ryazan State University named after S. A. Yesenin, 4 (61): 40—46. (In Russ.).
Stacey, C. P. (1940). The Military Problems of Canada; a Survey of Defense Policies and Stra-tegic Conditions Past and Present. Toronto: Issued for the Canadian Institute of international affairs by the Ryerson Press. 184 p.
Symonenko, E. S. (2021). Sam Hughes and Mobilization of Canadian Volunteers for War (August 1914 — October 1915). Nauchnyi dialog, 12: 429—443. https://doi. org/10.24224/2227-1295-2021-12-429-443. (In Russ.).
Vince, D. M. (1950). The Acting Overseas Sub-Militia Council and the Resignation of Sir Sam Hughes. The Canadian Historical Review, 31 (1): 1—24.
Статья поступила в редакцию 12.04.2022, одобрена после рецензирования 21.05.2022, подготовлена к публикации 10.06.2022.