ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Н.Э. Гущин, И.Ю. Кузнецова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ: РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Подчеркивается необходимость осторожного подхода к изменению правовых механизмов функционирования сельскохозяйственных кооперативов в связи с предстоящей работой по совершенствованию законодательства о сельскохозяйственной кооперации.
Ключевые слова: сельскохозяйственный кооператив, крестьянство, правовой акт, федеральный закон, правовой механизм.
N.E. Guschin, I.Yu. Kuznetsova
AGRICULTURAL CO-OPERATIVE: DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION
The article is devoted to the problems of legal regulation of the activities of the agricultural co-operatives. In connection with the forthcoming work on improvement of the legislation on agricultural cooperation the authors stress that the change of the legal mechanisms of functioning of the agricultural co-operatives should be approached with caution.
Keywords: agricultural co-operative, peasantry, the legal act, a Federal law, the legal mechanism.
Сельскохозяйственные кооперативы выполняют важную роль по обеспечению продовольственной безопасности и независимости страны. В целях поддержания деятельности сельскохозяйственных кооперативов требуется активизация усилий государства по развитию данной правовой формы хозяйствования. Сельскохозяйственный кооператив — традиционное производственно-трудовое объединение крестьянства. Сочетание в структуре сельскохозяйственного кооператива разнородных общественных отношений — производственных, социальных, управленческих — становится притягательным моментом для значительного числа сельских жителей. Сельскохозяйственный кооператив — это объединение труженика и капиталиста, производителя и торговца, сочетающее материальные и социальные интересы его членов. Сельскохозяйственные кооперативы не только повышают качество жизни отдельного крестьянина, но и способствуют установлению социально-экономической стабильности в сельском сообществе.
© Гущин Николай Эдуардович, 2012
Кандидат политических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Кузнецова Инна Юрьевна, 2012
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 85
Признавая вклад кооперативов в социально-экономическое развитие государств, Генеральная Ассамблея ООН объявила 2012 г. Международным годом кооперативов. В резолюции от 18 декабря 2009 г. Генеральная Ассамблея отметила роль кооперативов в сокращении бедности, обеспечении занятости и социальной интеграции. Кооператив является автономной добровольной ассоциацией людей, которые объединяются для удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместного владения демократически управляемым предприятием 1.
Правовую основу функционирования кооперации на селе составляет Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 декабря 2011 г.)2 (далее — Закон о сельскохозяйственной кооперации). Принятие этого Закона сыграло значительную роль в деле развития социально-экономического потенциала российской деревни. Кооперированное крестьянство получило возможность пройти период рыночных трансформаций в сельском хозяйстве с наименьшими потерями для себя, своих семей, всего сельского социума. С вступлением Закона о сельскохозяйственной кооперации в силу появилась надежная правовая основа для построения одной из необходимых составных частей аграрной экономики — развернутой системы сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов.
Крестьянская кооперация создает систему защиты интересов сельхозпроизводителей путем образования самоуправляемых форм хозяйствования, отличных и от государственно-коллективных, и от чисто капиталистических хозяйств, как по своим целям, так и по средствам их достижения3. Поэтому не случайно 2 крестьяне выбирают кооперативы в качестве способа организации своей дея-? тельности. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, около 30 % всех 8 правовых форм хозяйствования на селе — кооперативы4.
| Отношение к Закону о сельскохозяйственной кооперации у правоведов неодно-
1 значное. Высказываются как положительные, так и критические оценки, но в | целом ученые сходятся во мнении, что данный Закон обеспечивает качественное
го
| регулирование отношений в сфере деятельности различных видов кооперативов.
§ Научная дискуссия, касающаяся ряда положений Закона о сельскохозяйствен-
| ной кооперации, способствовала внесению в него существенных изменений и
2 дополнений5. Показательной в этом плане, на наш взгляд, является оценка Закона ° о сельскохозяйственной кооперации, данная В.В. Устюковой: «Несмотря на суще-£ ственные недостатки... Закон о сельскохозяйственной кооперации сыграл важную | роль в возрождении сельскохозяйственного кооперативного движения в России. За I прошедшие годы в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Тем не ° менее, и у членов кооперативов, и у самих кооперативов, и у судов постоянно возни-
0
° кают проблемы в толковании тех или иных положений Закона, в его применении»6.
(Го
¿5 Действительно, вносимые изменения в Закон о сельскохозяйственной коопера-
1 ции, зачастую, приводят к усложнению правовых норм, регулирующих деятель-| ность кооперативов. Это, прежде всего, относится к положениям, касающимся
саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.
Закон о сельскохозяйственной кооперации устанавливает, что сельскохозяйственный кооператив — это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства граж-86 данами на основе добровольного членства для совместной производственной или
иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива (ст. 1 Закона о сельскохозяйственной кооперации).
Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (ко-опхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями Закона о сельскохозяйственной кооперации (ст. 3).
Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о сельскохозяйственной кооперации, для выполнения одного или не- ш скольких из указанных видов деятельности (ст. 4 Закона о сельскохозяйственной н кооперации). С
а
Сельскохозяйственный кооператив создается и функционирует на основе т
о
следующих принципов: к
о
добровольности членства в кооперативе; о'
взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооперати- | ва, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности; в
распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом нн
ой
их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности коо- Ю ператива; |
ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не с
к
являющихся его членами; а
ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым Л взносам ассоциированных членов кооператива; и
управления деятельностью кооператива на демократических началах (один • член кооператива — один голос); 68
доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов ^ (ст. 2 Закона о сельскохозяйственной кооперации). 2
Закон о сельскохозяйственной кооперации предоставляет сельским кооперативам различных видов широкие возможности для объединения. На основании ст. 5 кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами — сельскохозяйственными товаропроизводителями — в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) 87
кооперативов, являющихся некоммерческими организациями. Крестьянству, объединенному в кооперативы, союзы и ассоциации, легче отстаивать свои конституционные права в повседневной жизни.
В связи с утверждением Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы7 (далее — Государственная программа) предполагаются разработка и принятие значительного числа нормативных актов. Вопрос о внесении изменений в законодательство о сельскохозяйственной кооперации рассматривался на состоявшемся 25 июля 2012 г. заседании Совета по малому и среднему предпринимательству при Министерстве сельского хозяйства РФ. Совет, в частности, рекомендовал ряду департаментов Министерства при работе над проектами нормативных правовых актов предусмотреть меры по поддержке сельскохозяйственных кооперативов и по созданию кооперативных логистических центров. Также, по мнению Совета, должна быть завершена работа по подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации"» и формулировке предложений по внесению изменений в Гражданский кодекс РФ в части определения правового статуса сельскохозяйственных кооперативов8.
Существенные изменения в правовом статусе сельскохозяйственных кооперативов повлечет принятие Законопроекта о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ (далее — Законопроект), который уже длительное время находится в Госдуме на рассмотрении. В соответствии с Законопроектом кооперативы должны войти в новую категорию организационно-правовых форм хозяйствова-2 ния — категорию корпоративных организаций9. На основе положений Законо-? проекта юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают 8 правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются | корпоративными организациями (корпорациями). К ним законопроект относит, I в частности, производственные и потребительские кооперативы, а также их I ассоциации и союзы.
го
| По нашему мнению, возможное отнесение сельскохозяйственных кооперати-
| вов к новой категории корпораций в дополнение к существующему разделению
| кооперативов на производственные и потребительские, коммерческие и неком-
§■ мерческие усложнит порядок создания и деятельности сельскохозяйственных
° кооперативов.
« В подп. 2 и 3 п. 8 ст. 8 Законопроекта «Переходные положения» указывается,
| что со дня его вступления в силу к созданным до его вступления в силу юридиче-
е ским лицам применяются нормы Гражданского кодекса РФ в новой редакции:
° к потребительским обществам и сбытовым (торговым) потребительским коо-
0
° перативам — о производственных кооперативах (ст. 107-112);
¿5 к некоммерческим организациям — о потребительских кооперативах, обще-
1 ственных организациях, ассоциациях (союзах), фондах, учреждениях, религи-| озных организациях (п. 3 ст. 50).
Таким образом, Законопроект предполагает преобразование сельскохозяйственных сбытовых (торговых) потребительских кооперативов в производственные кооперативы при сохранении статуса потребительских кооперативов за другими видами сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных в соответствии со ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации. Однако 88 в настоящее время в соответствии с данным Законом сельскохозяйственные
сбытовые (торговые) потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями. В случае же распространения на них норм Гражданского кодекса РФ о производственных кооперативах они приобретут статус коммерческих организаций, что повлечет неизбежные изменения в объеме прав и обязанностей, увеличение налогов, отчетности и др.
Возникают вопросы и относительно положения потребительских кооперативов в связи с тем, что Законопроект выстраивает новую законодательную базу для регулирования их деятельности. В соответствии с Законопроектом гражданско-правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов будут определяться законом о потребительских кооперативах. Сейчас порядок создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов регулируется Законом о сельскохозяйственной кооперации10. Из положений Законопроекта следует, что должен быть принят новый закон о потребительской кооперации, который урегулирует деятельность потребительских кооперативов. Какова же будет судьба Закона о сельскохозяйственной кооперации? Из него исключат нормы о порядке создания и деятельности потребительских кооперативов, а правовой основой потребительской кооперации станет единый законодательный акт? Преобразуют ли в закон о сельскохозяйственной производственной кооперации сам Закон о сельскохозяйственной кооперации? Или законодатель примет специальный закон о сельскохозяйственной потребительской кооперации в дополнение к единому закону о потребительской кооперации? Законопроект не дает четкого ответа на эти вопросы. На наш взгляд, правильным выходом из данной ситуации станут разработка и принятие вместо Закона о сельскохозяйственной кооперации двух правовых актов — закона о сельскохозяйственной производственной кооперации и закона о сельскохозяйственной потребительской кооперации. Соответствующие положения должны быть учтены при изменении норм Гражданского кодекса РФ.
К корректировке правовых механизмов функционирования сельскохозяйственных кооперативов необходимо подходить с осторожностью, т. к. перегруженное сложными юридическими конструкциями законодательство не будет способствовать эффективной работе кооперативов.
1 URL: www: http: ru.wikipedia.org.wiki (дата обращения: 04.04.2012).
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50, ст. 4870; 2011. № 49, ч. 5, ст. 7061.
3 См.: Демьяненко В.Н., Демьяненко В.В. Сельскохозяйственно-кооперативное право. Саратов, 2005. С. 14.
4 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. URL: http://www.mcx.ru (дата обращения: 24.09.2012).
5 См.: Галиновская Е.А., Минина Е.Л. Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации». М., 2004. С. 9-11; Чаркин С.А. К критике новых норм о сельскохозяйственной кооперации // Российская юстиция. 2007. № 8. С. 32-33; Разделкин А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 19Э-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» / под ред. А.П. Анисимова. Подготовлен для справ.-правовой системы «ГАРАНТ», 2009; Устюкова В.В. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»: некоторые проблемы применения // Аграрное и земельное право. 2011. № 9. С. 94.
6 См.: Устюкова В.В. Указ. соч. С. 94.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 32, ст. 4549.
8 См.: Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. URL: http://www.mcx.ru (дата обращения: 25.09.2012).
9 См.: Проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10 Порядок деятельности потребительских кооперативов системы Центросоюза регулируется Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 23 апреля 2012 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30, ст. 1788; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 18, ст. 2129. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ
«О кредитной кооперации» (в ред. от 30 ноября 2011 г.) (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 29, ст. 3627; 2011. № 49, ч. 1, ст. 7040) не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения, правовые и экономические основы создания и деятельности которых определяются Законом о сельскохозяйственной кооперации.
Н.А. Иванова
К ВОПРОСУ О МЕДИЦИНСКИХ (ВРАЧЕБНЫХ) ОШИБКАХ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена исследованию вопроса о медицинских (врачебных) ошибках с позиции гражданского права. Анализируется понятие «медицинские (врачебные) ошибки»; приводится классификация, устанавливаются условия наступления ответственности за причиненный вред жизни или здоровью граждан.
Ключевые слова: концепция, медицинская (врачебная) ошибка, заблуждение, противоправные действия.
N. A. Ivanova
TO THE QUESTION OF MEDICAL MISTAKES UPON CIVIL LEGISLATION
Article is devoted to research of a question of medical mistakes from positions of civil law. The concept of medical (medical) mistakes is analyzed, classification and conditions of approach of responsibility for harmed life and health of citizens is given.
Keywords: conception, medical malpractice, failure to realize, misconduct.
Все государства должны нести ответственность за жизнь и здоровье своих граждан и, хотя они не могут гарантировать хорошее здоровье, должны создать определенные предпосылки для охраны и защиты жизни и здоровья людей, предостерегать их от такого явления, как медицинская (врачебная) ошибка1.
Проблема охраны и защиты прав пациента от медицинских (врачебных) ошибок в современной медицине — насущная проблема не только российской, но и мировой общественности. Так, в ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., провозглашалось, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи2.
В ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. указывается, что право каждого человека на жизнь охраняется законом3.
В российском законодательстве защита, охрана здоровья граждан, а также оказание медицинской помощи основываются на конституционных началах, в частности, на ст. 41 Основного Закона РФ.
Социальная природа феномена ошибки — сложный, самостоятельный вопрос, затрагивающий все отрасли знания. Так, в гражданском праве сложилось устойчивое понимание и отношение к фактору ошибок. Ян Шапп отмечает, что «при ошибке в выражении изъявления лицо не знает, что оно говорит, при ошибке
© Иванова Наталия Александровна, 2012
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государ-90 ственная юридическая академия); e-mail: [email protected]