УДК 338.482:316 Доктор соц. наук Л.И. ГЕРАЩЕНКО
(ПГТУ, gerashchenko.lшdmila(й)yandex.rll)
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Сельский туризм, социология села, социология туризма
В научных публикациях и программных региональных документах сельский туризм сегодня рассматривается как перспективное направление туристкой индустрии и один из эффективных инструментов устойчивого развития сельских территорий.
Для сферы туризма данный вид отдыха перспективен с точки зрения развития внутреннего туризма. Он создает определенные условия для сохранения туристкой индустрии. По данным Ростуризма, в 2014 году спрос на выездной туризм сократился на 30-50%, а количество туристов, путешествующих по нашей стране, возросло почти на треть. Число организаций, занимающихся внутренним туризмом, за этот же период времени увеличилось на 25% [1]. Для сельских территорий туризм выступает катализатором социально-экономического развития, так как стимулирует деятельность 53-х смежных отраслей экономики - транспорта, пищевой промышленности, связи, строительства, производства товаров народного потребления и др.
Данный вид туризма в России - явление достаточно новое и с научной точки зрения пока еще не получил должного обоснования. Хотя определенные наработки уже сделаны в экономике, менеджменте, отчасти географии. Они связаны с изучением его содержания, разработкой категориального аппарата, анализом зарубежного опыта и т.п. Особый научный интерес исследователей направлен на разработку единой методики оценки туристского потенциала территории в целом и отдельных видов туристской деятельности в частности. Социологический анализ сельского туризма ограничивается лишь немногочисленными эмпирическими исследованиями в рамках реализации исследовательских проектов других наук. Как правило, методом опроса населения выявляются возможности и перспективы развития сельского туризма на конкретных территориях. Такие исследования были осуществлены, например, в Башкортостане, Нижегородской области, Подмосковье. Возможности социологии в изучении данного феномена значительно шире. Исследуя проблемы села как социально-территориальной общности, а туризма - как вида профессиональной деятельности, который объединяет в себе интересы различных социальных групп, социология способна решать, помимо собственно научных, и достаточно большой круг вопросов, в которых заинтересованы экономисты-практики, менеджеры сферы туризма, представители региональной власти и управления. Например, достаточно перспективны с социологической точки зрения анализ влияния сельского туризма на культуру села, систему ценностей его жителей, отдельных аспектов вопросы отношения сельского населения к данному виду туризма, а также выявление степени их заинтересованности в его развитии. Анализ факторов эффективности туристской деятельности требует определения потенциальных потребителей туристского продукта, в том числе, их потребностей и предпочтений, а также исследования проблем, возникающих в организациях туристской индустрии.
Обсуждение роли и места сельского туризма в развитии регионов России сегодня пока находится на стадии накопления информации. В прессе и научной периодике активно представлены достижения конкретных территорий, рассматриваются факторы и условия развития данного вида туризма, определяется круг проблем, обсуждаются пути их решения. Среди регионов-лидеров этого направления - Алтайский край, Республика Карелия, Вологодская, Белгородская, Калужская, Рязанская, Нижегородская, Псковская области. Как отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации организаций сельского туризма Ю. Баландин, в этих регионах раньше, чем в других, были разработаны и заработали механизмы региональной поддержки сельского туризма, в том числе приняты ведомственные целевые программы поддержки нарождающегося сектора экономики [2]. Достаточно активно развивается сельский туризм и в Архангельской, Ленинградской, Самарской, Тверской, Тульской, Ярославской и Калининградской областях, Подмосковье и окрестностях Санкт-Петербурга.
Развитие сельского туризма в странах Европы началось в 60-70-е годы прошлого века. На сегодняшний день существуют устоявшиеся модели его организации, отражающие превалирующие
формы отдыха и виды услуг [3]. Так, например, отдых на фермах популярен в Германии, Словении, Польше. В Италии и Франции наибольшим спросом пользуются проживание в коттеджах и апартаментах. В Британии сельский туризм характеризуется особой системой размещения туристов и существует в сочетании с другими его видами - познавательным, спортивным, экологическим, образовательным и т.п. Множество вариаций сельского туризма с другими его видами (купально-пляжным, гастрономическим и винным) представлено и во Франции. Помощь хозяевам, уход за животными, проведение пикников, рыбалка- как формы проведения досуга типичны для Германии. Здесь сельский туризм очень тесно связан с событийным туризмом. В Италии, Черногории активно предлагаются гастрономические туры и т.д.
В России опыт регионов демонстрирует многообразие как форм организации туризма в сельской местности, так и предлагаемых услуг. На наш взгляд, это связано со следующими обстоятельствами:
во-первых, до сих пор в современной отечественной науке не выработано единого определения термина «сельский туризм», что находит отражение и в практике организации туризма деятельности. С содержательной точки зрения сельский туризм зачастую отождествляют с экологическим или аграрным видами туризма, связывают с этнографическим или спортивно-оздоровительным. В этом случае спектр предлагаемых услуг сводится к определенному функциональному направлению туризма. Это может быть участие в народных праздниках, ярмарках, или сплавы по рекам, или участие в сборе урожая, или экскурсии на ферму и т.п. Акцент в трактовке данного термина на место организации отдыха (село) главным ресурсом и мотивацией путешествия делает сельский образ жизни и природу. Предлагаемые услуги могут включать как типичные для сельской территории виды деятельности (рыбалка, охота, сбор даров леса и т.п.), так и знакомство с местными с традициями и обычаями, посещение природных, культурно-исторических и прочих достопримечательностей.
во-вторых, регионы имеют различную ресурсную базу для развития сельского туризма. Речь идет не только о природных, исторических и этнографических ресурсах, о которых много говорят и пишут исследователи, но и о состоянии туристкой индустрии, социально-экономическом развитии территории и географическом положении. Отраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств, транспортная инфраструктура, занятость населения и их среднедушевые доходы, число туроператоров, занимающихся организацией отдыха на селе, положение региона по отношению к крупным городам - основным источникам спроса на туристский продукт, влияют на масштабы туристских потоков и характер организации отдыха.
Развитие сельского туризма в России идет в двух направлениях [4]. Как специализированный вид деятельности сельский туризм сегодня развивается преимущественно туроператорами, которые решают все вопросы по привлечению и обслуживанию туристов. Степень организации отдыха в этом случае, как правило, очень высока, а спектр предлагаемых услуг весьма широк и разнообразен. Туристской фирмой заранее разрабатывается программа путешествия, оговариваются условия проживания согласно пожеланиям и бюджету туристов. Как дополнительный вид деятельности личных подсобных (или крестьянско-фермерских) хозяйств он ориентирован на предоставление чаще всего малозатратных услуг - ночлег, продажа продуктов питания, баня, рыбалка, сбор грибов и ягод.
Интерес городского населения к сельскому туризму может зависеть от «размера» пакета предлагаемых услуг. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2013 г., привлекательность для россиян традиционного для сельской местности отдыха (походы, рыбалка, охота) серьезно уступает таким его видам как пляжный, познавательный, лечебно-оздоровительный. Доля населения, предпочитающего отдых в сельской местности сопоставима с долей респондентов, предпочитающих отдых на даче, огороде [5] (табл.1).
С целью определения степени активности развития различных форм сельского туризма был осуществлен контент-анализ предложений туристических фирм и индивидуальных предпринимателей, расположенных на информационном портале НАСЕЛО.РУ. Исследование носило разведывательный характер. Анализу были подвергнуты информационные тексты в разделе «Места отдыха» 8 российских регионов: Архангельской области, Республике Алтай, Ленинградской области, Краснодарском край, республиках Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Чувашия. Отбор регионов происходил по случайному принципу. Было рассмотрено 224 информационных текста.
Таблица 1. Предпочтения населения России в различных видах отдыха
Вид отдыха Выбор в %
Пляжный отдых 38,0
Познавательный отдых - экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам 25,0
Лечение в санаториях 21,0
Отдых дома 20,0
Отдых на даче, огороде 18,0
Походы (пешие, велосипедные, байдарочные и т.п.), рыбалка, охота 17,0
Предметом исследования стали понятийно-тематические единицы в общей структуре описания места отдыха, сгруппированные по двум основаниям:
1. Места размещения туристов,
2. Предлагаемые услуги.
Эти единицы представлены в тексте в виде лексических конструкций.
В ходе количественного подсчета понятийно-тематических единиц были получены следующие результаты.
В структуре мест размещения туристов превалируют гостевые дома, как правило, рассчитанные на проживание от 1 до 20 чел. ( табл. 2). Их доля в общем количестве информационных текстов составляет более половины. Не сдают свои позиции и традиционные для россиян места отдыха на природе - базы отдыха. Они составляют треть всех предложений и находятся на второй позиции. Менее всего в структуре предлагаемых мест размещения представлены фермы и туристские деревни.
Таблица 2. Структура мест размещения туристов в общей характеристике мест отдыха
Места размещения туристов Частота упоминания Доля к общему числу единиц(%)
Гостевые дома 121 54
Базы отдыха 77 34,3
Гостиница 16 7,1
Туристские деревни 7 3,5
Ферма 3 1,3
Всего 224 100
Такая ситуация в структуре мест размещения характерна для большинства обследуемых регионов, за исключением Республики Татарстан и Ленинградской области. Базы отдыха в анализируемых информационных текстах в Татарстане встречаются в качестве мест размещения почти в два раза чаще, чем гостевые дома. А в Ленинградской области их доля составила 42,8% всех предложений (табл. 3). Ленинградская область выделяется и по числу гостиниц. Эти объекты проживания степени расположены в курортной зоне (Приозерском районе) или в так называемой «зеленой зоне» региона, на территории, богатой памятниками истории и культуры (Гатчинский район и город Шлиссербург).
ТаблицаЗ. Структура мест размещения туристов по регионам
Регион Гостевые дома Базы отдыха м С - и Туристские деревни Фермы Всего
Архангельская обл. 27 6 2 1 39
Алтайский край 23 11 34
Краснодарский край 21 8 2 31
Ленинградская обл. 13 18 8 3 42
Респ. Башкортостан 5 11 1 17
Респ. Марий Эл 10 5 2 3 20
Респ. Татарстан 4 9 2 1 16
Чувашская Республика 18 6 1 25
Всего 121 77 16 7 3 224
Среди предлагаемых услуг высока доля традиционных, типичных для сельской местности и характерных для баз отдыха, видов проведения отдыха. Это баня, мангал, прокат инвентаря, а также рыбалка, охота, сбор даров природы. Именно эти услуги заявлены соответственно в 186 и 198 информационных текстах. А возможность участия в «делах хозяйских» - работа на скотном дворе, пасеке, конюшне, сенокосе и т.п. - отмечена только в пятой части информационных предложений. Доля услуг активного и познавательного характера еще ниже. Они упоминаются соответственно в 17,8% и 17,4% анализируемых текстах.
Таблица 4. Структура услуг в общей характеристике мест отдыха
Предлагаемые услуги Частота упоминания Доля к общему числу единиц(%)
Баня, мангал, прокат инвентаря 198 88,4
Традиционные виды отдыха (рыбалка, охота, сбор даров природы) 186 83
Дела хозяйские (скотный двор, пасека, конюшня, сенокос и т.п.). 45 20,0
Активный отдых (прогулки - пешие, велосипедные, конные, водные - походы, сплавы по рекам и др.) 40 17,8
Познавательный отдых - экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам, знакомство с местной культурой (праздники, мастер-классы) 39 17,4
Масштабы и характер предлагаемых услуг имеют некоторые региональные различия. Об отдыхе с возможностью участия в «делах хозяйских» заявляют Архангельская область и Республика Чувашия. Примечательно то, что только в одном регионе (Республике Марий Эл) в 3-х случаях из 10 предлагается проживание в гостевых домах совместно с хозяевами. Услуги по организации различных форм активного и познавательного отдыха более представлены в информационных
текстах Алтайского края. Для Краснодарского края характерен низкий уровень организации досуговой деятельности туристов, что вполне объясняется «пляжной» ориентированностью сельского отдыха в этом регионе. Средние позиции по числу предложений в данном виде услуг занимают Республика Татарстан и Республика Марий Эл.
Проведенный контент-анализ информационных текстов предложений отдыха от туристических фирм и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о преобладании в практике организации сельского туризма ориентации на использование ресурсов, не требующих дополнительных материальных, организационных, кадровых ресурсов. В структуре мест размещения лидируют гостевые дома и базы отдыха с весьма ограниченным спектром типичных для них услуг. Для понимания перспектив и выработки путей развития туризма в сельской местности необходим более детальный анализ реального состояния дел в этой отрасли экономики с учетом всей совокупности факторов.
Литература
1. Российская туристическая индустрия сейчас переживает переломный момент. Интервью Олега Сафонова журналу "Инвестиции в туризм" 10 февраля 2015 г.- URL: http://www.russiatourism.ru/contents/press-sluzhba/vy stupleniya-doklady-i-intervyu/oleg-safonov-dal-intervyu-zhurnalu-investitsii-v-turizm-10-fevralya-2015-g/
2. На деревню к дедушке. Интервью исполнительного директора Национальной ассоциации организаций сельского туризма Ю. Баландина «РБГ» 25 сентября 2012 г. - URL: http://www.rg.ru/2012/09/25/selo.htinl
3. Модели организации сельского туризма в странах Европы- URL: http://pandia.ru/text/77/22/50688.php
4. Опрос ВЦИОМ. 12.05.2013. - URL: http://wciom.ru/zlVprint_q.php?s_id=906&q_id=62979&date=12.05.2013
УДК 34: 378 Доктор юрид. наук В.П. ОЧЕРЕДЬКО
(осЬегес&оурйтаД.ги) Канд. юрид. наук Н.Д. КОВБЕНКО
(Ь.ща81 (й!у andex.ru)
ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Право. Международное право. Судейское сообщество. Органы управления
В европейских государствах в настоящее время наметилось несколько направлений развития судебной власти как независимой и самостоятельной ветви единой государственной власти, а именно, через укрепление системы судейских сообществ путем создания специальных органов в области управления юстицией, а также через повышение роли судопроизводства, практики и авторитета судейских структур.
Реализация первого направления ведет к тому, что государства создают систему специальных органов судейского сообщества с компетенцией в области управления юстицией и решением вопросов о назначении судей на должности, формирования судейского корпуса, дисциплинарной практики, реорганизации системы судов и пр. Реализация второго направления обусловливает существенное повышение значения судейского правотворчества как функции деятельности судей в европейских странах с романо-германской (континентальной) системой права, несмотря на официальное отсутствие прецедента в признанной системе источников права.
Важное место в развитии судебной власти принадлежит судейскому сообществу как «корпорации носителей судебной власти»[7] в лице его органов. Органы судейского сообщества в разных странах мира называются по-разному, более того само понятие «орган судейского сообщества» является очень широким, и его смысловое значение даже в сопредельных государствах существенно отличается. Несмотря на существующее многообразие в понимании, практически во всех странах общепризнанной является связь между созданием органов судейского сообщества и необходимостью обеспечения соблюдения принципа независимости судебной власти. Этот принцип является ключевым элементом правопорядка всех демократических государств, определяющим место