Сектор
информационно-коммуникационных услуг
Резюме: В статье выявлена тенденция к ускоренному росту экспорта ИКТ-услуг, в первую очередь за счет компьютерных услуг. Проведен сравнительный анализ позиций Республики Беларусь и зарубежных стран, лидирующих в Глобальном рейтинге развития ИКТ. Отражены основные нововведения по Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 г. №8 «О развитии цифровой экономики», способствующие подъему сектора ИКТ-услуг.
Ключевые слова: ИКТ-услуги, компьютерные услуги, информационные услуги, телекоммуникационные услуги, ПВТ.
УДК 338.46:681.3
Одним из магистральных направлений международной торговли информационными технологиями становится расширение сектора информационно-коммуникационных услуг (ИКТ-услуг).
Павел Мартынович,
аспирант Института экономики НАН Беларуси, [email protected]
Его актуальность обусловлена большим влиянием на абсолютно все институты, независимо от того, на каком уровне исследуется проблема - мировом, государственном, региональном или на отдельном предприятии. ИКТ широко применяются в бизнесе, политике, образовании, здравоохранении и выступают драйвером научно-технического прогресса, а также причиной информационного разрыва и социального неравенства в мире.
Данный сектор отличается динамичностью, которая проявляется в возникновении инновационных товаров (услуг) и росте основных экономических показателей, включая производительность труда. Наличие конкурентоспособных ИКТ важно для национальной эконо-
мики, которая особенно остро нуждается в развитии высоких технологий. Данная отрасль способна формироваться без масштабного импорта, что имеет большое значение в условиях дефицита торгового баланса, создавать рабочие места и повышать уровень образования в республике.
Растущий в мире спрос создает возможности для формирования в нашей стране сферы информационных технологий с ориентацией на экспорт. На протяжении последнего десятилетия она стабильно демонстрирует темпы роста. Предприятия ИКТ-сектора выпускают программное обеспечение по широкому спектру номенклатуры, однако наиболее быстро растет число заказов, связанных с развитием
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
16,7
18,5 ©-
18,6 -m
9
6,3
10,6 .06,1
11,2
12,6
6,2 Ц7
-4,9-,---
^^^№92,2 206,4Н 740,8|194,1 В 897 223 Щ1003,5 206,1 M152,3 231,6 И14554
5,1
1243,3 j
2011
2012
2013
Экспорт услуг сектора ИКТ, млн долл. Импорт услуг сектора ИКТ, млн долл.
2014
- о-
2015
2016
2017
Доля услуг сектора ИКТ в общем объеме экспорта услуг, % (вспомогательная ось)
Доля услуг сектора ИКТ в общем объеме импорта услуг, % (вспомогательная ось)
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта ИКТ-услуг в 2011-2017 гг., млн долл. [1]
456,4
сети Интернет, созданием информационных сайтов и расширением систем электронной торговли.
Объем экспорта ИКТ-услуг в Республике Беларусь с 2011 по 2017 г. увеличился в 3,2 раза и достиг 1455,4 млн долл., импорта - в 1,35 раза и составил 243,3 млн долл. При этом доля экспорта ИКТ-услуг в общем объеме экспорта услуг выросла с 9% в 2011 г. до 18,6% в 2017 г., импорта - уменьшилась с 6,3% до 5,1% соответственно (рис. 1).
Рассмотрим динамику экспорта ИКТ-услуг по их видам: компьютерные, информационные, телекоммуникационные. Лидирующие позиции - за первым направлением:
рост в 4,42 раза, на втором месте -информационные услуги (в 2,34 раза) (рис. 2).
Названные тенденции привели к изменению структуры экспорта ИКТ-услуг - увеличению доли компьютерных услуг с 59,75 до 82,86% и снижению доли телекоммуникационных и информационных услуг с 38,85% и 1,4% до 16,11% и 1,03% соответственно (рис. 3).
Парк высоких технологий (ПВТ) является основным экспортером компьютерных услуг, причем с каждым годом его доля возрастает (рис. 4). В частности, с 2011 по 2016 г. она увеличилась на 7,4 п.п. (с 77,8% до 85,2% соответственно) (рис. 4).
По результатам 2017 г. экспорт услуг ПВТ составил 1 млрд 25 млн долл.
В последние годы за Республикой Беларусь прочно закрепилась репутация одной из ведущих ИКТ-стран в Восточно-Европейском регионе. Несмотря на то что большинство государств имеет более высокие показатели по экспорту ИКТ-услуг, в целом по платежному балансу по ИКТ-сектору у них наблюдается отрицательное сальдо. Например, в Российской Федерации этот показатель равен 2,5 млрд долл., при этом сальдо внешней торговли по данному сектору - минус 317 млн долл. Что же касается относительных цифр, то объем экспорта компьютерных услуг Беларуси составляет около 86 долл. на душу населения, тогда как у Индии он равен 43 долл., в США - 53 долл. Одним из лидеров среди стран по данному показателю является Израиль -793 долл.
В соответствии с отчетом Международного союза электросвязи «Измерение информационного общества - 2017» Беларусь заняла 32-е место в глобальном рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий, оставшись на аналогичной позиции по сравнению с предыдущим периодом. Данный отчет публикуется ежегодно и включает в себя рейтинг по индексу развития ИКТ, позволяющий оценить его динамику в 175 странах. Индекс составляется по 11 показателям, включая доступ к информационно-коммуникационным технологиям (количество абонентов проводной и мобильной связи, ширина внешнего интернет-шлюза), степень их использования (количество активных пользователей мобильной связи и Интернета), навыки использования ИКТ у насе-
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. 2. Динамика экспорта ИКТ-услуг в разрезе их видов в 2011-2017 гг., млн долл. [1]
ления и т.п. В этом году на первое место в рейтинге поднялась Исландия (8,98 балла), второе место заняла Корея (8,85), затем следуют Швейцария (8,74) и Дания (8,71). Беларусь, набрав 7,55 балла, находится на 32-м месте, существенно опережая остальные страны СНГ и БРИКС. Так, позиция России в данном рейтинге - 45-е место (7,07), Казахстана - 52-е (6,79), Молдовы - 59-е, Азербайджана -65-е, Грузии - 74-е, Армении - 75-е, Украины - 79-е, Узбекистана - 95-е, Кыргызстана - 109-е (для сравнения: Бразилия заняла 66-е место, Китай - 80-е, ЮАР - 92-е, Индия -134-е) (рис. 5).
Можно ожидать, что спрос на программные продукты в мире в ближайшее десятилетие будет расти экспоненциально, в первую очередь в связи с развитием систем электронной торговли и бизнеса, а также с внедрением новых поколений вычислительной техники. По оценкам экспертов, промыш-ленно развитые государства физически не смогут обеспечить подготовку необходимого количества специалистов соответствующего профиля в нужный срок, поэтому следует ожидать дальнейшего распространения практики оффшорного программирования в третьих странах. Наиболее прочные позиции в данной сфере международной торговли имеет Индия. Республика Беларусь обладает необходимым потенциалом для участия в освоении рынка. В нашей стране еще в 2010 г. была принята Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2011-2015 гг., призванная способствовать росту числа сотрудников в ИКТ-компаниях, а также в конце 2017 г. был издан
1,03%
Компьютерные услуги
Телекоммуникационные услуги
Информационные услуги
Рис. 3. Экспорт ИКТ-услуг, % к итогу [1]
720
0
2011
2012
2013
2014
60
0
2015
2016
Всего, млн долл.
компьютерные услуги, млн долл.
Доля экспорта услуг ПВТ в общем объеме экспорта услуг сектора ИКТ, % (вспомогательная ось)
Доля экспорта компьютерных услуг ПВТ в общем объеме экспорта компьютерных услуг, % (вспомогательная ось)
Рис. 4. Экспорт услуг организаций - резидентов ПВТ в 2011-2016 гг. [2]
960
80
40
20
Украина I Казахстан
Российская i i i i i i
Федерация lililí
Литва Латвия Беларусь Испания Израиль Австрия
Республика 1 1 1 1 1
Корея I I I I I I
Исландия
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рис. 5. Индекс развития ИКТ в мире [1]
\4
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Всего ИКТ-специалистов, тыс. чел. Всего ИКТ-специалистов в ПВТ, тыс. чел.
Рис. 6. Среднесписочная численность ИКТ-специалистов в 2011-2017 гг., тыс. чел. [1]
Декрет №8, направленный на привлечение квалифицированных сотрудников, в том числе из зарубежных стран. Число ИКТ-специали-стов в Беларуси по итогам 2017 г. составило 104,5 тыс. чел. При этом наблюдался переток специалистов в организации - резиденты ПВТ. В частности, количество таких сотрудников за 2011-2017 гг. выросло в 2,4 раза. По состоянию на 1 января 2018 г. в ПВТ работало около 32,6 тыс. чел. (для сравнения: в Израиле - около 190 тыс. ИКТ-специ-алистов) (рис. 6).
ИКТ-компании в большинстве своем ориентированы на аутсор-синговую модель (В2В), которая на белорусском ИКТ-рынке получила наибольшее распространение. Ожидается, что ключевыми тенденциями развития данного рынка в Беларуси в ближайшие 5 лет станут переход части компаний с модели В2В (аутсорсинговой) на В2С (когда одна из сторон - розничный покупатель); консолидация сектора, работающего по аутсорсинговой модели; рост М&А активности (как пример - недавние сделки по приобретению компании 8оЙ:С1иЬ со стороны фонда «Зубр Капитал»); рост внутреннего спроса.
Наша страна обладает рядом конкурентных преимуществ в сфере предоставления информационно-коммуникационных услуг, связанных с государственной поддержкой сектора, высоким уровнем профессиональной подготовки специалистов, сравнительно недорогой стоимостью, выгодным географическим положением, представительством крупнейших компаний в отрасли, шесть из которых вошли в сотню лучших мировых поставщиков. Однако в этой сфере у нас в полной мере еще не реализуются все преимущества, которые способствовали бы увеличению валютных поступлений от экспорта товаров и услуг новой высокотехнологичной отрасли белорусской экономики, а также формированию «новой экономики», в которой ИКТ выступают двигателем прогресса, поднимая общий технологический уровень экономического развития, содействуя распространению технологий V и VI укладов во все отрасли национальной экономики. В качестве сдерживающих факторов можно назвать частую изменчивость хозяйственных условий по ведению бизнеса; низкую развитость внутреннего ИКТ-рынка, так как белорусское государство и субъ-
екты хозяйствования в редких случаях являются непосредственными заказчиками на разработку ПО; сложную систему налогообложения (в случае, если компания не является резидентом ПВТ); большое количество рисков для ведения бизнеса, слабую защиту частной собственности и интересов иностранных инвесторов; недостаточное количество местных компаний, работающих на внешний рынок и имеющих международные сертификаты качества; острую нехватку специалистов, в том числе сертифицированных программистов; слабый брен-динг белорусского ИКТ-кластера на международной арене.
В Беларуси уже есть компании, производящие продукт под собственным брендом: Wargaming, Viber, Apalon, Exp (capital). Это качественно отличает наш рынок ИКТ-услуг от рынка одного из мировых лидеров - Индии (там нет примеров подобных успешных проектов). Отечественные ИТ-компании характеризует прогрессивность управления, эффективность маркетинговых решений, клиентская зрелость, сложность реализуемых проектов, умение работать на специализированных рынках [3].
Белорусская ИКТ-отрасль может сыграть значительную роль во внедрении многих современных технологий, таких как облачные вычисления, большие данные, интернет вещей, цифровое производство, мобильность, кибербезопасность. В перспективе успешное развитие белорусской ИКТ-отрасли может стать одним из основных факторов, влияющих на экономический рост страны. Именно с этой целью и был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 г. №8 «О развитии цифровой экономики».
Основные нововведения в соответствии с данным декретом следующие:
■ продлено действие специального налогово-правового режима ПВТ до 2049 г.;
■ введены новые виды деятельности, которыми могут заниматься резиденты Парка высоких технологий: разработка биотехнологий, медицинских, авиационных и космических технологий, киберспорт. Также резидентам ПВТ предоставлено право не только создавать, но и производить высокотехнологичную наукоемкую продукцию. Для них расширяются возможности по коммерциализации своих программных продуктов, в том числе посредством оказания рекламных и маркетинговых услуг, осуществления аутсорсинга бизнес-процессов и др., сняты действовавшие ранее ограничения на объем выручки от дополнительных видов деятельности (консалтинг, тестирование и др.);
■ легализовано ICO, криптовалю-ты и смарт-контракты. Благодаря принятию этого документа в юрисдикцию Беларуси входит комплексное правовое регулирование бизнесов на основе блок-чейн-технологии. Не устанавливаются ограничения и специальные требования к операциям по созданию, размещению, хранению, отчуждению, обмену то-кенов, а также деятельности криптобирж и криптоплатформ. Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токе-нов, осуществляемая физическими лицами, не является предпринимательской деятельностью, а токены не подлежат декла-
рированию. При этом до 2023 г. деятельность по майнингу, созданию, приобретению и отчуждению токенов не облагается налогами;
■ упрощены условия для развития продуктовых IT-компаний. Теперь для проведения внешнеэкономических операций им достаточно распечатанного и подписанного инвойса. Это необходимо в случаях отсутствия возможности получения подписи от контрагента (например, при покупке приложения через App Store);
■ максимально упрощена деятельность резидентов ПВТ. Они вправе совершать операции с электронными деньгами без ряда ограничений, без разрешения Национального банка Республики Беларусь открывать счета в иностранных банках и иных кредитно-финансовых организациях, получать на них денежные средства, проводить в уведомительном порядке валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются на основании разрешения Национального банка. Законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций на операции с участием резидентов ПВТ не распространяется;
■ введены институты английского права для резидентов ПВТ (конвертируемый заем, опцион и опционный договор, соглашение о неконкуренции и запрете переманивания, возмещение имущественных потерь) [4].
Рост ИКТ-отрасли будет способствовать следующим процессам:
■ интеграции Беларуси в общемировой процесс внедрения высоких
технологий (создание инновационных ИКТ-продуктов и услуг на основе белорусской научной и инженерной базы может стать существенным фактором роста ВВП и экспортной выручки; развитие ключевых технологических и научных компетенций отвечает интересам национальной безопасности и может тем самым поднять престиж государства на международной арене);
■ повышению производительности труда в ИКТ-емких секторах экономики, влекущему за собой рост экономики в целом;
■ более эффективной работе государственного сектора (внедрение современных технологий позволяет улучшить качество государственных услуг, медицины и образования).
При создании условий для развития и экспорта информационных технологий Беларуси следует опираться на свои преимущества в области образования,относительно низкую заработную плату в секторе по сравнению с США и европейскими странами, льготную политику государства и привлекательный инвестиционный климат в данной области, связанный с появлением Декрета №8 и работой ПВТ. И
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Информационное общество в Республике Беларусь: стат. сб. / редкол.: И.С. Кангро [и др.].- Минск, 2017.
2. Handbook of statistics. 2016 // http://unctad. org/en/ Publ icationsLibra ry/tdstat41_en. pdf
3. Радионик Е. Анализ IT-индустрии Беларуси: состояние отрасли и перспективы развития / Е. Радионик // Банковский вестник. 2014, №12. С. 39-41.
4. О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь, 21 декабря 2017 г., №8 // / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск, 2018.
ЕшЁ» http://innosfera.by/2018/10/ICT servic