ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Социальная сфера и образование ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Ольга Александровна ПАРШУТИЧ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Полесский государственный университет,
Пинск, Республика Беларусь
Аннотация
Предмет и тема. В условиях становления и развития рыночной экономики важное значение имеет сфера услуг. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост является ключевой задачей как для развитых, так и для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В последние годы наблюдается тенденция повышения роли сферы услуг, причем развитие данной отрасли опережает рост материального производства. Это связано с активным преобразованием производства, рынка товаров, инвестиций, капитала, ростом научно-технического прогресса. В связи с кризисными явлениями в мировой экономике и политикой открытости экономики Республики Беларусь развитие сферы услуг приобрело в последнее время еще большую актуальность.
Цели и задачи. Целью статьи является анализ развития сферы услуг в Республике Беларусь и ее влияния на экономическое развитие страны, выделение приоритетных секторов и разработка основных направлений их развития.
Методология. В настоящей работе с помощью аналитических методов проанализированы различные аспекты развития сферы услуг в Республике Беларусь, методом синтеза выделены наиболее эффективные направления и механизмы их реализации.
Результаты. Предложен комплекс мероприятий по развитию перспективных направлений сферы услуг в Республике Беларусь.
Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что для обеспечения ускоренного развития перспективных направлений сферы услуг в Республике Беларусь следует совершенствовать законодательство в целях комплексного регулирования рынка услуг. Область применения. Полученные результаты могут быть использованы при анализе и выборе направлений развития рынка услуг с учетом текущего внешнеэкономического положения страны на внутреннем и мировом рынках.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 18.03.2015 Одобрена 26.05.2015
УДК 339.56
Ключевые слова: услуга, рынок услуг, экспорт услуг, импорт услуг
В настоящее время роль сферы услуг как одного из важнейших секторов экономики становится весьма актуальной. Это связано с усложнением технологий производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса. Все это невозможно без функционирования широкого рынка информационных, финансовых, транспортных, страховых и других услуг [1, с. 128]. Кроме того, услуги являются неотъемлемой составляющей сферы торговли, особенно технически сложными товарами, поскольку их эксплуатация требует все более развитой сети потребительских услуг.
Все большее значение в последние годы придается совершенствованию сферы услуг в Республике Беларусь. В стране принято и реализуется более 30 программ по развитию различных отраслей в
сфере услуг, которая относится к важнейшим видам деятельности, связанным с функционированием и развитием всех отраслей экономики, удовлетворением жизненно важных потребностей человека. Услуги рассматриваются как источник роста валового внутреннего продукта, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге - повышения качества жизни населения. Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь предусмотрены увеличение экспорта услуг и усиление позиций Белоруссии на мировом рынке услуг.
В настоящее время к сфере услуг относятся 19 отраслей. Наибольшую долю в ВВП занимают такие отрасли, как торговля и общественное питание, транспорт, образование, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. Объем экспорта услуг с 2005 по 2013 г. увеличился
больше чем в 3 раза и достиг 7 357,7 млн долл (рис. 1). составлял порядка 3,5 млрд долл. (10,2 % ВВП) и
За этот период сальдо внешнеторгового обмена увеличился по сравнению с предыдущим годом на
услугами стабильно складывалось положительным, 1,6%. Сальдо внешней торговли услугами также
и в 2013 г. составило 2 164,3 млн долл., что позволило было положительным и составило 0,7 млрд долл.
компенсировать от 1/3 до 1/2 дефицита внешней (2,1% ВВП).
торгов промышленной и сельск°х°зяйственной в региональном распределении торговли услугами
щзодущшш. Экспорт услуг за январь-июнь 2014 г. преобладают страны дальнего зарубежья, на которые Рисунок 1
Структура внешней торговли услугами в Республике Беларусь в 2013 г., млн долл.:
а - экспорт; б - импорт
а
б
приходится 62,2% экспорта и 57,6% импорта услуг Республики Беларусь. В 2013 г. основными потребителями белорусских услуг выступали резиденты стран ЕС (им оказано 48,6% экспорта услуг), включая Германию (12,8%) и Польшу (6,8%). На государства - члены Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) пришлось 28,9% белорусского экспорта услуг (на долю РФ - 28,1%) [2, с. 14].
Анализ структуры предоставляемых Белоруссией услуг свидетельствует о доминировании в их экспорте трудоемких видов: транспортных -главным образом, грузоперевозок (почти 2/3 объема экспорта), услуг по переработке нефти (входит в статью «прочие деловые услуги»), а также строительства и поездок. Сектор капиталоемких и высокотехнологичных услуг (плата за использование интеллектуальной собственности, финансовые и страховые услуги), а также услуги в сфере культуры в республике развиты слабо в силу отсутствия необходимых финансовых ресурсов [3].
Несмотря на выгодное рекреационно-географическое положение и значительный природный и историко-культурный потенциал, по объему экспорта туристских услуг Республика Беларусь уступает большинству европейских государств.
Одной из существенных характеристик внешней торговли услугами по сравнению с торговлей товарами является высокая доля контрактов, предполагающих оплату в денежной форме: по экспорту она составила 93%, по импорту - 98,4%.
Рост экспорта в 2013 г. отмечен практически по всем видам услуг (за исключением страховых услуг), при этом 70% прироста экспорта обеспечено за счет транспортных услуг. Их основу, как обычно, составили услуги по перевозке грузов для нерезидентов (3 213,7 млн долл., или 52% от общего объема экспорта). Рост экспортных грузоперевозок был обеспечен увеличением услуг автотранспорта, причем во многом этому способствовала таможенная политика государства, предполагающая льготный режим для ввоза по договорам лизинга автомобилей для международных перевозок. Это позволило национальным перевозчикам за последние три года на 60% обновить свой подвижной состав машинами, соответствующими европейским экологическим стандартам. Сдерживающим фактором для более интенсивного развития автомобильных грузоперевозок для третьих стран является политика стран, защищающих своих автоперевозчиков посредством предоставления квот для иностранных
транспортных компаний. Еще одним фактором, повлиявшим на развитие грузоперевозок, стала унификация железнодорожных тарифов Беларуси и России. Снижение тарифов позволило на 1/3 увеличить физический объем экспорта услуг железнодорожного транспорта в РФ. Следует отметить, что весь рост экспорта грузоперевозок пришелся на страны вне СНГ, несмотря на то, что основным торговым партнером Беларуси является Россия. Причина этого - в транспортном обслуживании российского импорта из европейских стран [4, с. 13].
Услуги по перевозке пассажиров, оказанные нерезидентам в 2013 г., составили 363,7 млн долл., что на 21% больше, чем в предыдущем году. Такой прирост был обеспечен увеличением на 6,9 млн долл. объема перевозок железнодорожным транспортом российских граждан.
Следует отметить увеличение в 2013 г. на 8% экспорта услуг по статье «поездки», составившее 14 млн долл. При этом расходы нерезидентов в Республике Беларусь на туризм и частные поездки выросли на 7,4 млн долл., расходы, связанные с деловыми поездками, увеличились на 6,6 млн долл. Изменилась региональная структура личных поездок: на 1/8 возросла доля выезжающих в страны вне СНГ. Это обусловлено изменением предпочтений белорусских граждан, в результате чего затраты на частные и туристические поездки в страны СНГ снизились на 7,1%, а в страны вне СНГ выросли на 48,9%.
Немаловажной статьей экспорта услуг являются деловые услуги, включая бухгалтерские, юридические, научно-исследовательские и др. В 2013 г. их объем составил 622,6 млн долл., что на 17% выше, чем в 2012 г. Прирост в размере 88,8 млн долл. был распределен между странами СНГ и вне СНГ в объемах 58,1 и 330,7 млн долл. соответственно. Увеличение экспортируемых деловых услуг произошло за счет роста объема услуг по переработке, техническому обслуживанию и ремонту спецтехники. Кроме того, имеет место также организация деловых поездок, что способствует налаживанию партнерских отношений со многими странами мира, развитием экспорта технологий, знаний, информации. Наиболее значительный вклад в прирост экспорта по данной статье был получен за счет увеличения стоимости оказанных нерезидентами деловых, профессиональных и технических услуг, а также вследствие роста уровня жизни населения и деловой активности, увеличения
туристических и деловых поездок, деловых и финансовых услуг, связанных с увеличением внешнеторговых операций.
В определенной мере повлияла на динамику экспорта строительных услуг и унификация железнодорожных тарифов с Россией. Снижение стоимости транспортировки стройматериалов позволило белорусским строительным организациям более эффективно конкурировать на рынках России. В результате экспорт строительных услуг в страны СНГ составил 437,8 млн долл.
Положительной динамикой в 2013 г. характеризовался экспорт телекоммуникационных, информационных и компьютерных услуг, объем которых составил 747,5 млн долл., увеличившись по сравнению с 2012 г. на 25%. В современных условиях новые научные открытия, технологические инновации, рост качества интеллектуального капитала, динамичное развитие информационно-компьютерных технологий, электронной коммерции, средств мобильной связи, расширение бизнес-пространства становятся важнейшими факторами повышения услуг связи во внешней торговле Республики Беларусь.
Продолжается рост плотности и протяженности междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объема предоставляемых услуг и их качества. Так, в Беларуси достигнута наибольшая среди стран СНГ телефонная плотность - 32,2 аппарата на 100 жителей; по данному показателю она значительно опережает Россию и Украину. Число междугородных переговоров на одного жителя республики значительно превышает аналогичный показатель по странам СНГ.
В 2013 г. вырос также экспорт компьютерных и информационных услуг. Серьезной проблемой в данной сфере является статистический учет этого вида услуг, поскольку их отражение в платежном балансе осуществляется на основе банковской информации о платежах. При этом существует высокая вероятность того, что мелкие компании и частные лица разрабатывают программную продукцию для нерезидентов без заключения каких-либо контрактов и оформления платежных документов, а оплата в этом случае не попадает в банковскую статистику, оценить же по косвенным показателям объем подобных услуг невозможно. Значительное влияние на динамику туристических услуг оказал рост реальных доходов населения на 7,7%. Другим фактором, повлиявшим на импорт поездок, явилось изменение относительных цен в
республике и за рубежом и ростом доходов в самой Беларуси. Экспорт страховых услуг увеличился на 2%, или на 23,6 млн долл.
В 2013 г. в Республику Беларусь импортировано услуг на сумму 5 193,4 млн долл., таким образом, прирост составил 1 150,3 млн долл., или 12,8%. Основной прирост импорта пришелся на транспортные (27% от общего объема прироста, или 1 397 млн долл.) и строительные (24%, или 1 219,2 млн долл.) услуги. Значительный вклад в увеличение импорта услуг оказали поездки (22%, или 1 153,1 млн долл.) и деловые услуги (12%, или 608,9 млн долл.).
Следует особо отметить негативное сальдо баланса туристских услуг, достигшее 114,7 млн долл. Компенсировать рост импорта туристских услуг можно за счет развития индустрии туризма в самой республике, повышения роли внутреннего туризма (своеобразного варианта импортозамещения) и привлечения большего числа иностранных посетителей. Для дальнейшего развития экспорта туристических услуг необходим комплекс мероприятий по максимальному увеличению средств размещения и вовлечению в туристический оборот объектов историко-культурного наследия и природных лечебных ресурсов Беларуси, развитию оздоровительного, агро- и других видов туризма, совершенствованию его инфраструктуры, продвижению национальных туров на мировой рынок туристических услуг. Кроме того, этому будет способствовать упрощение визового режима для туристов из стран ЕС.
Слабое развитие сферы услуг в Республике Беларусь в сравнении с зарубежными странами отражает показатель доли расходов домашних хозяйств на приобретение услуг в общей величине расходов на конечное потребление. По данным 2013 г., удельный вес расходов домашних хозяйств на услуги здравоохранения, транспорта, связи, культуры, образования, гостиниц и ресторанов в общей величине расходов на конечное потребление домашних хозяйств в Республики Беларусь составил 24,2%, тогда как в Латвии этот показатель равен 36,6 %, Литве - 34%, Германии - 37%, Франции - 36,7%, США - 49,8%.
Приоритетным направлением структурной перестройки национальной экономики должно явиться ускоренное развитие и расширение экспортного потенциала сектора услуг. В настоящее время положительный баланс внешней торговли услугами Беларуси позволяет компенсировать порядка 40% негативного сальдо товарного обмена.
В связи с невысоким экспортным потенциалом высокотехнологичных услуг информационного, делового и научно-технического характера, пользующихся повышенным спросом на рынках экономически развитых государств, в ближайшей перспективе следует создать оптимальные условия для развития сектора трудоемких услуг (транспортных, строительных, туристских и др.) с постепенным повышением уровня наукоемкости экспортируемых услуг и товаров.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития связи являются создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов. Совершенствование структуры сферы услуг предполагает ускоренное развитие видов деятельности с высокой добавленной стоимостью, одним из которых являются информационные услуги, служащие базой для постоянно растущих сегментов деловых услуг и управленческого консалтинга [5, с. 135; 16, с. 25].
Следует признать, что сфера услуг в республике пока не достигла степени значимости, характерной для мировой экономики. Недостаточно высокий удельный вес услуг в ВВП (около 52%) свидетельствует о недостаточном раскрытии их потенциала [6, с. 61]. Таким образом, основной задачей Республики Беларусь является наращивание экспорта финансовых и страховых услуг, услуг в сфере культуры, услуг по использованию интеллектуальной собственности и прочих коммерческих и деловых услуг (табл. 1).
Среди основных недостатков развития сферы услуг в Республике Беларусь можно выделить отсутствие современной инфраструктуры,
Таблица 1
Целевые показатели совершенствования структуры экспорта услуг в Республике Беларусь в 2015 г.
Виды услуг Прирост в 2015 г. к уровню 2010 г., %
Транспортные услуги 310
Строительные услуги 400
Услуги связи, компьютерные 400
и информационные услуги
Туристские услуги 350
Образовательные услуги 300
Финансовые услуги 300
Бизнес-услуги 390
Источник: авторская разработка.
недостаточное развитие услуг в малых городах и сельской местности, ограниченный спектр оказываемых услуг, медленное развитие среднего и малого бизнеса в данной сфере. Также следует отметить низкую инновационную составляющую в большинстве отраслей, преобладание организаций государственной формы собственности, более низкую, чем в промышленности, производительность труда и значительный объем теневого рынка [7, с. 159].
Одной из главных задач развития сферы услуг является повышение ее доли в ВВП до 60% на основе совершенствования структуры и ускоренного развития новых видов рыночных услуг [8]. Для определения наиболее перспективных отраслей сферы услуг, направленных на повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке, обычно используется методика портфельного анализа А.А.Томпсона и А.Дж. Стрикленда [9, с. 20-23]. Данная методика, разработанная компанией Boston Consulting Group (BCG), предполагает построение графической зависимости в координатах «темп роста - рыночная доля» применительно к показателям компаний. В нашем случае вместо стратегических хозяйственных подразделений корпорации рассматриваются стратегические отрасли сферы услуг, а вместо хозяйственного портфеля фирмы - общий отраслевой портфель сферы услуг страны [10, с. 134-136]. Каждая отрасль представлена в виде круга, расположенного в одном из четырех квадрантов (или на их границе), причем площадь круга отражает долю отрасли в общем объеме сектора услуг страны.
Для построения зависимости отложим коэффициент концентрации данной отрасли по одной оси, а по другой - темп ее роста в стране. Граница между отраслями «высокого» и «низкого» роста проводится в зависимости от темпов роста отраслей сферы услуг в Республики Беларусь в среднем за 2012-2013 гг. Отрасли сферы услуг, в которых темп роста выше, попадут в ячейки «быстрого роста», а отрасли, в которых темп роста ниже, - в ячейки «низкого роста» (табл. 2).
После графического построения зависимости «рост - коэффициент концентрации» можно выявить четыре группы отраслей сферы услуг, в отношении которых должна проводиться различная стратегия (рис. 2).
Отрасли, попавшие в I (левый верхний) квадрант, в терминологии портфельного анализа называются «вопросительными знаками», или «проблемными
Таблица 2
Показатели для построения зависимости «темп роста - коэффициент концентрации (доля на рынке)», %
Параметр s - £ & о 2 В н s И ч о 2 В = 0 S Й S а - 1 ^ s - * & о = Л s - о 2 В & s - о я s - ос о щ 2 = = § В н
& о в и о с г* s ■- = н 2 л о и = г. я о Ч s у ft ^ о ■fr
= й Н § | H о н и в S £ = © А В s
Коэффициент концентрации отрасли 26,9 22,2 2,2 23,5 1,4 4,4 11,7 7,7
Темп роста отрасли 6,1 15,4 0,4 97,6 35,3 -3,2 16,6 5,6
Источник: составлено на основе данных: Сфера услуг в Республике Беларусь: стат. сб. Минск: Белстат, 2012. 306 с.
Рисунок 2
Графическая зависимость «темп роста - коэффициент концентрации (доля на рынке)»:
1 - строительные услуги; 2 - поездки; 3 - транспортные услуги; 4 - компьютерные услуги; 5 - деловые услуги; 6 - информационные услуги; 7 - телекоммуникационные услуги; 8 - финансовые услуги
120 -,
детьми». Принято считать, что от таких активов (в данном случае направлений услуг) следует избавляться. В данном случае в эту категорию не попала ни одна отрасль сферы услуг Республики Беларусь.
Во II (правом верхнем) квадранте матрицы находятся отрасли, именуемые «звездами», к которым в республике относятся строительные услуги. Эти отрасли обычно занимают доминирующее положение с учетом доли рынка и темпов роста отрасли. Они требуют значительных финансовых вливаний и поддержки, но в целом обеспечивают свои потребности за счет крупных масштабов
производства. Иногда молодые «звезды» требуют значительных инвестиционных вложений сверх той прибыли, которую получают сами, поэтому основные инвестиции региона должны быть направлены в эти отрасли, поскольку именно они составляют основу конкурентоспособности страны.
Отрасли, попавшие в III (правый нижний) квадрант, называют «дойными коровами», так как они обычно производят наличность, превышающую их потребности в средствах для реинвестирования и роста. В Республике Беларусь такими «дойными коровами» являются поездки и транспортные услуги. Благодаря высокой относительной доле рынка, эти отрасли могут получать высокую прибыль и иметь большой объем продаж. Но, поскольку темпы роста данных отраслей невысоки, поступления от текущих операций обычно превосходят их потребности в капиталовложениях и конкурентном маневрировании. «Дойные коровы» являются важными генераторами национального дохода, они могут дать средства для структурной трансформации экономики страны. Эти отрасли более самодостаточны и меньше зависят от внешних вливаний капитала. Тем не менее отрасли, находящиеся в данном квадранте, все же могут нуждаться в дополнительных инвестициях для развития. Несомненно, «дойные коровы» представляют собой ценность для экономики страны, их следует поддерживать из-за их способности приносить наличность. Стратегическая цель должна заключаться в защите позиций «дойных коров» на рынке, пока они могут приносить средства для использования в других отраслях экономики страны.
Отрасли с низкой относительной долей на рынке и невысокими темпами роста (VI, или левый нижний квадрант) называются «собаками». В Республике
Беларусь к ним относятся телекоммуникационные услуги, информационные услуги, компьютерные, деловые и финансовые услуги. Перспективы их роста неопределенны, а позиции на рынке неустойчивы. К таким отраслям рекомендуется применять стратегию отказа или ликвидации, однако более сильные единицы этой категории (в данном случае компьютерные и деловые услуги) можно сохранить, пока их прибыли и потоки наличности находятся на приемлемом уровне.
На основании проведенного исследования можно выделить отрасли сферы услуг, имеющие ключевое значение для Республики Беларусь. Это строительные услуги, поездки, транспортные услуги, компьютерные и деловые услуги, которые за счет крупных масштабов составляют основу конкурентоспособности страны. Приоритетной в развитии коммерческих отраслей сферы услуг должна быть задача развития отраслей, формирующих инфраструктуру экономики. Учитывая процессы глобализации мировой экономики, необходимо отдавать преимущество развитию коммуникационных, компьютерных и транспортных услуг. Развитие последних требует, прежде всего, формирования транспортных узлов, обеспечивающих повышение эффективности и надежности перевозок [11, с. 97]. В частности, в развитии транспортных услуг можно выделить следующие основные направления:
• формирование соответствующих современным требованиям транспортной инфраструктуры и рынка транспортных услуг;
• реализация транзитного потенциала, рост экспорта транспортных услуг;
• строительство транспортно-логистических центров во взаимодействии с инвесторами на принципах государственно-частного партнерства;
• поэтапное повышение тарифов на услуги пассажирского транспорта общего пользования в целях сокращения перекрестного и бюджетного субсидирования транспортных организаций.
Автор считает, что для реализации перечисленных направлений следует использовать следующие механизмы:
1) на железнодорожном транспорте:
- совершенствование инфраструктуры посредством модернизации грузовых терминалов и железнодорожных путей;
- дальнейшую электрификацию Белорусской железной дороги;
- развитие скоростных перевозок за счет организации движения ускоренных пассажирских поездов в республиканском межобластном сообщении;
2) на автомобильном транспорте - отмену разрешительной системы перевозок грузов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, в том числе на перевозки грузов в/из третьих стран;
3) в области дорожного хозяйства:
- дальнейшее развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих через территорию страны, автодорожных пунктов пропуска через государственную границу Республики Беларусь;
- реконструкцию напряженных участков республиканских автомобильных дорог по параметрам I категории в направлениях от г. Минска к областным центрам;
- строительство на территории республики 168 объектов придорожного сервиса;
- строительство автодорог к АЭС, первой очереди второй кольцевой дороги вокруг г. Минска в обход территории Национального парка «Беловежская пуща» и др.;
4) на воздушном транспорте:
- обеспечение безопасности полетов за счет технической реконструкции и модернизации аэродромов, аэропортов, наземной инфраструктуры навигации;
- формирование современного пассажирского терминала в национальном аэропорту «Минск» путем строительства второй взлетно-посадочной полосы, создания центра по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и центра бизнес-авиации для оказания современных услуг по техническому обслуживанию воздушных судов;
5) на водном транспорте - создание туристических маршрутов на смешанных железнодорожно-и автомобильно-водных перевозках с использованием маломерных судов;
6) на трубопроводном транспорте:
- дальнейшее развитие системы распределения природного газа;
- обеспечение транзита природного газа в соответствии с контрактом с ОАО «Газпром», нефти - в объемах, соответствующих межправительственным соглашениям;
- поиск альтернативных источников и путей загрузки магистральных трубопроводов.
Увеличению экспорта транспортных услуг будут также содействовать:
• модернизация общеевропейских транспортных коммуникаций, проходящих через территорию Республики Беларусь, в целях повышения транзитного потока транспортных средств;
• обеспечение скоростного движения пассажирских поездов на участках Брест - Минск - Осиновка и Минск - Вильнюс;
• развитие и совершенствование технологии организации перевозок транзитных грузов прямыми ускоренными поездами, в том числе контейнерными.
Транзитно-транспортный потенциал Республики Беларусь определяется геоэкономическими условиями и возможностями реализации имеющихся преимуществ. По сути, он является двухуровневой системой: нижний уровень представлен естественными преимуществами (прежде всего географическим положением), а верхний (уровень управления) - трудовыми и интеллектуальными ресурсами [12].
Примером стремления Белоруссии к достижению поставленной цели на конкретном направлении стало принятие правительством Программы развития в Республике Беларусь логистической системы на период до 2015 г., утвержденной постановлением Совета министров РБ от 29 августа 2008 г. Эксперты посчитали, что при развитии логистического обслуживания, уже в 2015 г. республика получит экономический эффект в размере 5,7 млрд долл. [13]. Эта программа призвана разрабатывать основные направления развития национальной системы логистики, создавать организационные схемы размещения логистических центров и формировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в создание объектов и инфраструктуры логистической системы. В соответствии с данной программой предлагается построить или создать путем модернизации существующей инфраструктуры 6 региональных и 12 территориальных транспортно-логистических центров. С учетом анализа внешнеторговых и транзитных грузопотоков и проходящих через
территорию Беларуси международных транспортных коридоров транспортно-логистические центры предполагается создать кроме областных центров в городах Жлобине, Речице, Мозыре, Солигорске, Пинске, Барановичах, Орше, Волковыске, Лиде, Борисове, Кричеве и Бобруйске [14].
Немаловажное значение отводится развитию и освоению информационных технологий как одному из перспективных направлений международной торговли. [15] Основными путями развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь являются:
• непрерывная модернизация инфраструктуры ИКТ до уровня передовых государств ЕС;
• активизация предпринимательской инициативы в сфере ИКТ;
• обеспечение количественного и качественного роста белорусских организаций, оказывающих услуги в области информационных технологий, а также производителей программного обеспечения;
• обеспечение государственной поддержки развития внутреннего рынка ИКТ-услуг на основе стимулирования спроса со стороны государства, населения и предприятий всех сфер экономики.
Механизмы реализации дальнейшего развития белорусских ИКТ могут быть следующими:
1) расширение внешнего шлюза доступа в сеть Интернет;
2) проведение работ по модернизации магистральных и зональных сетей связи, оптимизации маршрутов пропуска международного трафика;
3) увеличение транзитной емкости международных каналов электросвязи, предоставляемой в аренду нерезидентам Республики Беларусь;
4) наполнение и развитие отечественного интернет-контента за счет расширения присутствия государственных органов управления, общественных и коммерческих организаций, населения;
5) создание единых технологических условий работы интернет-версий белорусских СМИ путем их объединения на общем интернет-портале;
6) развитие направления по предоставлению электронных услуг отечественным и иностранным участникам международной торговли.
Среди наиболее актуальных векторов структурной политики государства, способствующей развитию сферы услуг, следует выделить также расширение отечественных исследований в области современных биотехнологий, нанотехнологий и лазерных технологий, внедрение их результатов в производственные процессы [16]. Основными направлениями развития научных исследований и разработок, по мнению автора, являются:
- создание научно-технической продукции, конкурентоспособной на международных рынках;
- реализация приоритетных направлений науч но -те хнич е с ко й д е я те ль но с ти посредством выполнения государственных и межгосударственных научно-технических программ и проектов, расширение межгосударственного научного и инновационного сотрудничества;
- формирование условий для повышения творческой активности организаций, обеспечивающих научное сопровождение инновационного развития экономики;
- создание научно-инновационной инфраструктуры;
- коммерциализация результатов научно-технической деятельности и развитие инновационного предпринимательства;
- повышение уровня подготовки кадров для научных исследований и разработок;
- совершенствование механизмов мотивации и стимулирования научной деятельности;
- развитие отраслевой и «фирменной» науки;
- совершенствование законодательства, регулирующего научно-техническую и инновационную деятельность в Республике Беларусь, механизмов правовой охраны и коммерческого использования интеллектуальной собственности [17].
К перспективным направлениям развития сферы услуг в РБ следует также отнести туризм. На развитие туризма в стране направлена реализация государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на2010-2015 гг., государственной программы развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 гг., государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009-
2011 гг., государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 гг., комплексной программы развития г. Мстиславля и Мстиславского района на 2011-2016 гг. Транзитный и трансграничный туризм в регионах страны развивается по программам добрососедства и побратимских связей с регионами России и стран-соседей, а также в рамках реализации мероприятий в сфере туризма Союзного государства. Реализация международных проектов («Неизвестная Европа» в Гродненской области, «Еврорегион «Поозерье», «Белла-Двина» в Витебской области и др.) позволяет эффективно использовать историко-культурное наследие и уникальный природный потенциал страны [18, 19]. Основными путями дальнейшего развития сферы туризма в республике являются:
• максимальное вовлечение в туристический оборот объектов историко-культурного наследия и природных лечебных ресурсов Беларуси;
• совершенствование механизма привлечения частных инвестиций в модернизацию объектов туристической индустрии и улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
• дальнейшее развитие агроэкотуризма, оздоровительного туризма на основе укрепления санаторно-курортной базы республики;
• продвижение национальных туров на мировой туристический рынок, разработка новых международных туристических маршрутов в целях наращивания экспорта туристических услуг.
Для развития данной отрасли услуг целесообразно использовать следующие механизмы:
1) увеличение количества субъектов агроэкотуризма в 2,5 раза (до 3 тыс. ед.), в том числе не менее 200 ед. - на базе сельскохозяйственных организаций;
2) создание системы национальных брендов в позиционировании агроэкотуризма (например, бренд «Белорусская деревня»), проведение традиционных фольклорных праздников;
3) развитие сети туристических баз и центров по детскому туризму и краеведению;
4) проведение реставрационно-восстановительных работ на 50 объектах историко-культурного наследия, улучшение их технического состояния, позволяющее вернуть их в хозяйственный оборот для осуществления культурной деятельности;
5) открытие новых музеев в регионах: Мстиславского историко-археологического музея-заповедника, историко-культурного комплекса «Бобруйская крепость», трех государственных музеев в Гомельской области и одного в Гродненской;
6) п р о д о л ж е н и е р е с т а в р а ц и о н н о -восстановительных работ в дворцово-парковом ансамбле ХУ1-ХУШ вв. «Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», замковом комплексе «Мир»;
7) создание единого культурно-информационного про стр анства путе м заве р ше ния компьютеризации к 2015 г. публичных библиотек с подключением к сети Интернет, обновление их компьютерного парка не менее чем на 20% в год;
8) реализация международных проектов в сфере туризма: «Неизвестная Европа» в Гродненской области, «Еврорегион «Поозерье» и «Белла-Двина» в Витебской области и др.;
9) принятие необходимых мер по использованию в туристической деятельности современных технологий, упрощению визового и пограничного режимов;
10) внедрение информационных технологий в рекламно-информационное обеспечение
National interests: Priorities and Security
туристических возможностей Беларуси, в том числе расширение числа интернет-сайтов и туристско-информационных терминалов;
11) участие в реализации международных программ по развитию туризма.
Таким образом, к наиболее перспективным направлениям развития белорусского сектора услуг в международной торговле услугами следует отнести:
• опережающее развитие прогрессивных, наукоемких услуг, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий;
• либерализацию сферы услуг, смягчение жестких систем регламентации хозяйственной деятельности;
• совершенствование рынка туристических
услуг;
• использование инноваций и передовых технологий [20].
Для обеспечения ускоренного развития сферы услуг в Республике Беларусь предусмотрено совершенствование законодательства в целях комплексного регулирования рынка услуг на основе единых принципов.
28 (2015) 52-64
Список литературы
1. Кондратьев В.Б. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Креативная экономика. 2011. № 7. С.128-135.
2. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за январь-июнь 2014 г. Бюллетень банковской статистики НБ РБ. URL: http://nbrb.by/ publications/bulletin/Bulletin2014_10.pdf.
3. Торговая инфраструктура. Министерство торговли Республики Беларусь. URL: http://mintorg.gov. by/index.php?option=com_content&task.
4. Маннапов Р.Г., Берешева Л.А. Региональный аспект развития сферы услуг в контексте модернизации отечественной экономики // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 11-14.
5. Воронина Н.А. Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны // Российское предпринимательство. 2010. № 6. Вып. 2. С. 134-137.
6. Худякова И.В. Тенденции, проблемы, перспективы развития сферы услуг в Республике Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2010. № 7. С.61-70.
7. Черемисина А.С. Развитие сферы услуг как важнейшее направление трансформации отраслевой структуры экономики Республики Беларусь // Проблемы управления. 2009. № 4. С. 156-161.
8. Балаева О.Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 3. С. 23-28.
9. ТомпсонА.А., СтриклендА.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 2001. 350 с.
10. Сосунова Л.А., Рябова Е.В. Функциональное управление развитием сферы услуг // Российское предпринимательство. 2013. № 8. С. 133-142.
11. Яковлева Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики. URL: http://cyberleninka.m/artide/n/innovatsionnaya-infrastruktura-kak-osnovnoy-element-sfery-uslug-sovremennoy-ekonomiki.
12. Расширение торговли услугами: потенциал для развития. URL: http://urlid.ru/chy0.
13. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. URL: http:// mintrans.by/rus/translogistic_306.
14. Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. URL: http:// economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia.
15. Сфера услуг в современной экономике. URL: http://voprosik.net/sfera-uslug-v-sovremennoj-ekonomike.
16. Гайдерова Е.А. Формирование сферы услуг в условиях новой экономики России. URL: http://m-economy.ru/art.php?nArtId=3409.
17. Каточков В.М. Инновационные направления развития сферы услуг как фактор экономического роста // Вопросы инновационной экономики. 2014. № 1. С. 14-20.
18. Программа социально-экономического развития страны на 2011-2015 гг. - новое лицо белорусского государства. Минск: ИАЦ при Администрации Президента Республики Беларусь, 2010. 32 с.
19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск: Юнипак, 2004. 202 с.
20. Обзор экономической сферы Республики Беларусь. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://ved.gov.ru/exportcountries/by/about_by/eco_by.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Social Services and Education
PRIORITY DIRECTIONS FOR DEVELOPING THE SERVICE SECTOR IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Ol'ga A. PARSHUTICH
Polessky State University, Pinsk, Brest Oblast, Republic of Belarus [email protected]
Article history: Abstract
Received 18 March 2015 Importance The service sector becomes especially important when the market economy emerges
Accepted 26 May 2015 and develops. The developed and developing economies and economies in transit should accelerate
the development of the service sector in order to boost economic growth. The service sector has been grown even more important for recent years, with its development outperforming the dynamism of the material production. It stems from active transformation of production, commodity market, investment, capital, growth in R&D. Considering crisis phenomena in the global economy and transparency policy of the Republic of Belarus, the service sector development gains relevance. Objectives The research analyzes the development of the service sector in the Republic of Belarus and its effect on the national economic development, identifies the prevailing segments and outlines the main directions for their development.
Keywords: siem^ service market, Methods Using analytical methods, I review various aspects of developing the service sector in
exPort, import the Republic of Belarus. The synthesis method helps identify the most effective directions and
mechanisms for their implementation.
Results I performed a set of activities to develop the promising areas of the service sector in the Republic of Belarus.
Conclusions and Relevance I conclude the legislation should be enhanced so to accelerate the development of the promising areas of the service sector in the Republic of Belarus and regulate the service market. The outcome of the research may prove useful to analyze and choose areas for developing the service market, considering the current foreign economic position of the country in the domestic and global markets.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Kondrat'ev V.B. Sfera uslug v postindustrial'noi ekonomike [Services in the post-industrial economy].
Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2011, no. 7, pp. 128-135.
2. Bulletin of Banking Statistics of the National Bank of the Republic of Belarus. Available at: http://nbrb. by/publications/bulletin/Bulletin2014_10.pdf. (In Russ.)
3. Trade infrastructure. Ministry of Trade ofthe Republic of Belarus. Available at: http://mintorg.gov.by/index. php?option=com_content&task. (In Russ.)
4. Mannapov R.G., Beresheva L.A. Regional'nyi aspekt razvitiya sfery uslug v kontekste modernizatsii otechestvennoi ekonomiki [Regional aspect in the development of the sphere of services in the context of Russian economic modernization]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2013, no. 1, pp.11-14.
5. Voronina N.A. Sfera uslug: pokazateli znachimosti v ekonomike strany [Services: indicators of significance in the national economy]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, vol. 6, iss. 2, pp. 134-137.
6. Khudyakova I.V. Tendentsii, problemy, perspektivy razvitiya sfery uslug v Respublike Belarus' [Trends, issues, prospects of development of the service sector in the Republic of Belarus]. Ekonomicheskii byulleten'NIEI Ministerstva ekonomiki Respubliki Belarus' = Economic Bulletin of R&D Economic Institute at the Ministry of Economy of the Republic of Belarus, 2010, no. 7, pp. 61-70.
7. Cheremisina A.S. Razvitie sfery uslug kak vazhneishee napravlenie transformatsii otraslevoi struktury ekonomiki Respubliki Belarus' [Developing the service sector as the most important area of transforming
the industrial structure of Belarus's economy]. Problemy upravleniya = Control Sciences, 2009, no. 4, pp.156-161.
8. Balaeva O.N. Sfera uslug v mirovoi ekonomike: tendentsii [Services in the world economy: trends]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2007, no. 3, pp.23-28.
9. Thompson A.A.Jr., Strickland A.J. Strategicheskii menedzhment: kontseptsii i situatsii [Strategic Management: Concepts and Situations]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001, 350 p.
10. Sosunova L.A., Ryabova E.V. Funktsional'noe upravlenie razvitiem sfery uslug [Functional management of the service sector]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 8, pp.133-142.
11. Yakovleva N.V. Innovatsionnaya infrastruktura kak osnovnoi element sfery uslug sovremennoi ekonomiki [Innovation infrastructure as an essential component of the service sector of modern economy]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-infrastruktura-kak-osnovnoy-element-sfery-uslug-sovremennoy-ekonomiki. (In Russ.)
12. Rasshirenie torgovli uslugami: potential dlya razvitiya [Expanding trade in services: the potential for development]. Available at: http://urlid.ru/chy0. (In Russ.) (accessed 25.09.2014)
13. The program for developing the logistic infrastructure of the Republic of Belarus up to 2015. Available at: http://mintrans.by/rus/translogistic_306. (In Russ.)
14. The program for socio-economic development of the Republic of Belarus for the period of 2011 to 2015. Available at: http://economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia. (In Russ.)
15. Sfera uslug v soveremennoi ekonomike [The service sector in modern economy]. Available at: http://voprosik. net/sfera-uslug-v-sovremennoj-ekonomike. (In Russ.) (accessed 20.06.2012)
16. Gaiderova E.A. Formirovanie sfery uslug v usloviyakh novoi ekonomiki Rossii [Formation of the service sphere in the context of Russia's new economy]. Available at: http://m-economy.ru/art.php?nArtId=3409. (In Russ.)
17. Katochkov V.M. Innovatsionnye napravleniya razvitiya sfery uslug kak faktor ekonomicheskogo rosta [Innovative directions in the development of the service sector as a factor of economic growth]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki = Russian Journal of Innovation Economics, 2014, no. 1, pp. 14-20.
18. Programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya strany na 2011-2015 gg. - novoe litso belorusskogo gosudarstva [The program for socio-economic development of the country for the period of 2011 to 2015. A new face of Belarus]. Minsk, IAC at the Presidential Administration of the Republic of Belarus Publ., 2010, 32 p.
19. Natsional 'naya strategiya ustoichivogo sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus' na period do 2020 g [The national strategy for sustainable social and economic development of the Republic of Belarus up to 2020]. Minsk, Yunipak Publ., 2004, 202 p.
20. Obzor ekonomicheskoi sfery Respubliki Belarus' [An overview of the economic sphere in the Republic of Belarus]. Available at: http://ved.gov.ru/exportcountries/by/about_by/eco_by. (In Russ.)