Научная статья на тему 'Сектор «Домашние хозяйства» в расчетах макроэкономических показателей (на примере Курской области)'

Сектор «Домашние хозяйства» в расчетах макроэкономических показателей (на примере Курской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ДОМОХОЗЯЙСТВО / ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА / THE SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS / GROSS REGIONAL PRODUCT / HOUSEHOLD / GROSS VALUE ADDED / THE INDEX OF VOLUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минакова Ирина Вячеславовна, Бурдейный Александр Александрович

В статье осуществлен анализ структуры сектора «Домашние хозяйства» в составе валового регионального продукта. Сделан вывод о том, что в условиях многоукладной экономики развитие сектора «Домашние хозяйства» является одним из резервов повышения эффективности социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сектор «Домашние хозяйства» в расчетах макроэкономических показателей (на примере Курской области)»

н '1> я

о "iA

7 -6 -

5 -4 -3 -2 -1 -О --

ОД

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

Коэффициент автономии Коэффициент инвестиционной активности

0,8

0,9

-ь max масштаб 24 %

Рис. 3. Определение предпочтительного предприятия химической промышленности (максимизация показателей): 1 - ОАО «Синтез»; 2 - ОАО «ДПО «Пластик»; 3 - ОАО «СИБУР-Нефтехим»; 4 - ООО «Корунд»; 5 - ОАО «ПО «Оргхим»; 6 - ОАО «Акрилат»

4. В общем случае эффективное множество не монолитно. Раскрыть неопределенность позволит исследование качества переходов между альтернативами. Базу для сопоставления вариантов составят направления изменения показателей.

5. Поиск лучшей альтернативы необходимо производить посредством совместного перехода от всех частных оптимумов по траекториям, способствующим улучшению максимального числа параметров.

6. Такое решение удовлетворяет принципу Паре-то, поскольку условия перехода жестче, чем при формировании области допустимых значений в методике определения эффективных альтернатив.

Литература

1. Лапаев, Д.Н. Многокритериальная оценка экономи-

ческого состояния предприятий и отраслей промышленности с учетом интересов сторон: монография / Д.Н. Лапаев, Ф.Ф. Юрлов. - Н. Новгород, 2008.

2. Лапаев, Д. Н. Многокритериальная оценка экономического состояния хозяйствующих субъектов: монография / Д. Н. Лапаев. - Н. Новгород, 2008.

3. Лапаев, Д.Н. Многокритериальное принятие инвестиционных решений: монография / Д.Н. Лапаев. - Н. Новгород, 2009.

4. Лапаев, Д. Н. Многокритериальное принятие решений в экономике: монография / Д.Н. Лапаев. - Н. Новгород, 2010.

5. Многокритериальная оценка экономического состояния промышленных предприятий: монография / Д.Н. Лапаев, Л.Н. Басова, Л.В. Завражнов, Г.М. Мирясов. -Н. Новгород, 2010.

УДК 332.142

И.В. Минакова, А.А. Бурдейный

СЕКТОР «ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА» В РАСЧЕТАХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (на примере Курской области)

В статье осуществлен анализ структуры сектора «Домашние хозяйства» в составе валового регионального продукта. Сделан вывод о том, что в условиях многоукладной экономики развитие сектора «Домашние хозяйства» является одним из резервов повышения эффективности социально-экономического развития региона.

Система национальных счетов, валовой региональный продукт, домохозяйство, валовая добавленная стоимость, индекс физического объема.

The article analyses the structure of the sector «Household» as a part of the gross regional product. The conclusion is made that in conditions of multistructure economy the development of the sector «Household» is one of the reserves of increasing the efficiency of social and economic development of the region.

The system of national accounts, gross regional product, household, gross value added, the index of volum.

В последние годы в связи с проводимой в стране региональной политикой возросла потребность органов государственной власти в данных макроэкономической статистики, в первую очередь, региональных счетов, которые являются составляющей системы национальных счетов (СНС) Российской Федерации.

Необходимость составления региональных счетов в России обусловлена масштабами нашей страны, ее федеративным устройством. Ключевым показателем СНС является валовой региональный продукт (ВРП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов и измеряющийся стоимостью товаров и услуг, предназначенных для конечного использования.

Валовой региональный продукт и составляющие его элементы вошли в систему показателей прогнозирования регионального развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Данные о ВРП используются в качестве исходной информации для определения суммы трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой помощи от федерального центра.

Основным методом расчета валового регионального продукта является производственный. Производство понимается в СНС как физический процесс, осуществляемый под ответственностью, контролем и управлением институциональной единицы, в котором используются труд и активы для преобразования затрат товаров и услуг в выпуск других товаров и услуг [1, с. 72].

В СНС различаются два основных вида институциональных единиц (или субъектов хозяйственной деятельности) - юридические лица и домашние хозяйства, объединенные в соответствующие сектора экономики.

Сектор представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.

В расчетах ВРП выделяются следующие сектора экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Домашнее хозяйство определяется в СНС как «небольшая группа лиц, проживающих совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и совместно потребляющих определенные виды товаров и услуг, к которым относятся главным образом жилье и продукты питания» [2].

В расчетах макроэкономических показателей и валового регионального продукта домашние хозяйства выступают как потребители материальных благ и услуг и в качестве производителей в границах производства в СНС.

Границы производства домашних хозяйств охватывают производство всех товаров независимо от того, проданы они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных подсобных хозяйствах, строительство своими силами и раз-

личные услуги, реализованные на сторону, в том числе торговые, посреднические и т.д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства.

При расчете макроэкономических показателей, в частности валового регионального продукта, в сектор «Домашние хозяйства» включается деятельность индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий, надомных работников, личных подсобных хозяйств населения.

Рассмотрим влияние данного сектора экономики на формирование валового регионального продукта Курской области за период 2005-2008 гг. (см. табл. 1) [3].

Таблица 1

Выпуск продукции, работ и услуг и валовая добавленная стоимость сектора «Домашние хозяйства»

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Выпуск, млн р. 33 077,5 41 825,2 42 822,0 53 241,4

Удельный вес производства сектора «Домашние хозяйства» в общем объеме выпуска, % 18,7 19,0 15,3 15,3

Валовая добавленная стоимость (ВДС), млн р. 15 702,2 18 673,8 17 536,6 26 938,2

Удельный вес сектора «Домашние хозяйства» в общем объеме ВДС, % 18,1 17,9 13,6 16,0

Для сравнения: вклад домашних хозяйств в формировании валовой добавленной стоимости Российской Федерации составляет около 11,5 %. Доля выпуска сектора «Домашние хозяйства» в областных итогах за анализируемый период, по данным табл. 1, сократилась на 3,4 процентных пункта (п.п.), удельный вес в валовой добавленной стоимости (ВДС) -на 2,1 п.п.

С учетом того, что доля домашних хозяйств не является доминирующей, кривые динамики темпов роста выпуска экономики региона и анализируемого сектора значительно различаются (см. рисунок) [4].

:::■: :::; Год

Индекс изменения стоимостного объема выпуска продукции (в фактически действовавших ценах; в процентах к предыдущему году): -♦- по всем секторам экономики; -•- сектор «Домашние хозяйства»

К хозяйствам населения относятся личные подсобные хозяйства населения сельской и городской местности, хозяйства граждан, имеющих садовые, огородные и дачные земельные участки.

Личные подсобные хозяйства населения ориентируются, в первую очередь, на производство продуктов питания, необходимых для жизнедеятельности членов домохозяйств, таких как картофель (в 2008 г. доля хозяйств населения в производстве данного вида сельскохозяйственной продукции составила 99,3 %), овощи (96,0 %), скот и птица на убой (в убойном весе) (48,3 %), молоко (56,3 %), яйца (89,6 %).

Как видно из табл. 3, темпы производства продукции в хозяйствах населения ниже, чем в целом по области (в хозяйствах всех категорий), что привело к структурным сдвигам в сельскохозяйственном производстве региона и является основной причиной снижения доли сектора «Домашние хозяйства» в выпуске и валовой добавленной стоимости по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

Для определения параметров изменений выпуска сектора «Домашние хозяйства», вызванных структурными сдвигами, целесообразно осуществить факторный индексный анализ и оценку абсолютных изменений выпуска анализируемых видов экономической деятельности за счет влияния различных факторов. Факторный индексный анализ основывается на

Таблица 2

Структура выпуска продукции, работ и услуг в секторе «Домашние хозяйства»

Виды экономической деятельности 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе (в %):

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 44,8 35,4 28,9 33,2

рыболовство, рыбоводство 0,0 0,1 0,0 0,1

обрабатывающие производства 8,4 4,4 6,4 3,7

строительство 2,0 4,5 2,5 3,9

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 33,0 39,4 43,6 40,9

гостиницы и рестораны 1,7 1,6 1,6 2,2

транспорт и связь 4,9 7,0 8,6 8,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,0 6,1 6,5 5,2

образование 0,2 0,3 0,3 0,3

здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,3 0,3 0,4 0,3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,7 0,9 1,2 1,4

Таблица 3

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

Годы Хозяйства населения Хозяйства всех категорий (справочно)

2005 97,4 102,5

2006 95,2 100,7

2007 106,8 108,6

2008 100,5 124,6

2005 - 2008 99,5 139,7

Снижение стоимостных темпов роста выпуска сектора «Домашние хозяйства» в 2007 г. совпадает с резким сокращением удельного веса данного сектора в общем объеме выпуска. Для определения причин этого явления необходимо определить структуру формирования выпуска в секторе «Домашние хозяйства» (табл. 2) [4].

За анализируемый период в выпуске сектора «Домашние хозяйства» увеличился удельный вес следующих видов деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (далее - торговля) - на 7,9 п.п., строительство - на 1,9 п.п., операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - на 1,2 п.п., предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - на 0,7 п.п. (см. табл. 2).

Несмотря на произошедшие в структуре выпуска сектора «Домашние хозяйства» изменения, доля вида деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (далее - сельское хозяйство) остается значительной - 33,2 %, хотя в сравнении с 2005 г. она и сократилась на 11,6 п.п.

Доля сельского хозяйства в структуре ВРП еменьшилась с 15,1 % в 2005 г. до 14,5 % в 2008 г. Одна из причин этого явления - сокращение выпуска сельскохозяйственной продукции хозяйствами населения (табл. 3) [5].

существующей между индексами (индексом переменного состава, индексом постоянного состава, индексом структурных сдвигов) взаимосвязи и взаимозависимости как между самими экономическими явлениями. Благодаря индексному методу можно рассматривать все факторы независимо друг от друга, что дает возможность определить размер абсолютного изменения сложного явления за счет каждого фактора в отдельности.

Факторный индексный анализ, осуществленный по относительным весам (долям) выпуска вида экономической деятельности в валовом выпуске сектора «Домашние хозяйства», показал, что абсолютный рост валового выпуска вида экономической деятельности «Сельское хозяйство» в 2008 г. к уровню 2005 г. составил (в действовавших ценах соответствующих лет) 2834,3 млн р. При сохранении удельного веса сельского хозяйства на уровне 2005 г., в 2008 г. выпуск его продукции должен был увеличиться на 6694,4 млн р., однако за счет структурных сдвигов в секторе «Домашние хозяйства» он сократился на 3860,1 млн р. [5].

Другие виды экономической деятельности в 2008 г. формировали 66,8 % валового выпуска сектора «Домашние хозяйства».

Предусмотренный методологией Росстата алгоритм расчета выпуска по видам экономической деятельности сектора домашних хозяйств (кроме сельского хозяйства) базируется на числе индивидуальных предпринимателей (ИП) и годовом объеме выпуска одного ИП.

Следовательно, одним из основных факторов увеличения выпуска продукции в секторе «Домашние хозяйства» является рост числа индивидуальных предпринимателей. За период 2004-2008 гг. количество ИП увеличилось на 14 478 человек, однако если в 2005 г. 8010 человек пополнили ряды индивидуальных предпринимателей, то в 2008 г. - только 1628 человек [4].

Это результат влияния многих факторов, среди которых можно выделить следующие:

- стабилизация рынка Курской области (т.е. рынок товаров и услуг практически сформирован, вовлечение большого числа новых «игроков» приведет к резким колебаниям, что не всегда влечет положительные результаты);

- сохранение на одном уровне за весь анализируемый период суммарной доли занятых в экономике и безработных (зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости) при сокращении общей численности населения свидетельствует об уменьшение мобильного резерва трудовых ресурсов области;

- отсутствие стартового капитала для начала собственного дела.

Торговля является третьим по значимости видом экономической деятельности в формировании валового регионального продукта, в 2008 г. на ее долю приходилось 13,5 % валовой добавленной стоимости области. Доля сектора «Домашние хозяйства» в валовой добавленной стоимости данного вида деятель-

ности сократилась с 51,1 % в 2005 г. до 37,9 % в 2008 г. [6]. Снижение значимости домашних хозяйств в торговле связано в определенной степени с объективными причинами развития потребительского рынка Курской области:

- утрачивает лидирующие позиции деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую торговлю, включая торговлю через агентов (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами). Доля сектора «Домашние хозяйства» в добавленной стоимости данного вида экономической деятельности (ВЭД) в целом по области сократилась с 36,4 % в 2005 г. до 31,9 % в 2008 г. Одна из причин этого - создание крупными российскими производителями и оптовыми компаниями региональных дистрибьюторских сетей (юридических лиц);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наиболее значительное сокращение доли домашних хозяйств произошло по ВЭД «Розничная торговля без ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования, включая розничную торговлю моторным топливом», за период 2005-2008 гг. (на 20,0 п.п.). Это обусловлено развитием на территории Курской области торговых сетей («Европы», «ГРиНН», «Магик», «Мир продуктов», «Эконом» и др.), конкуренцию с которыми мелкие частные торговые точки не выдерживают. В последние годы торговля бытовой техникой и строительными материалами также концентрируется в специализированных торговых организациях, являющихся юридическими лицами.

Абсолютное изменение валового выпуска торговли в секторе «Домашние хозяйства» в 2008 г., по сравнению с 2005 г., (в действовавших ценах) составило 10 863,7 млн р., в том числе за счет роста валового выпуска - 8247,1 млн р., за счет структурных сдвигов - 2616,6 млн р. [6].

Высокий процент прироста доли в структуре валовой добавленной стоимости региона за анализируемый период сложился по виду деятельности «Транспорт и связь» (3,2 п.п.). Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с ВЭД «Деятельность сухопутного транспорта», увеличилось с 2005 по 2008 г. на 2833 человека, прирост составил 133 % [7]. Это объясняется ростом объемов оказанных услуг в деятельности автомобильного (автобусного) транспорта, такси (доля домашних хозяйств, т.е. деятельность индивидуальных предпринимателей, в выпуске данного вида деятельности в целом по области составила в 2008 г. 53,7 %, в ВДС -50,2 %). Основной объем внутригородских пассажирских перевозок осуществляется маршрутными такси и таксомоторами, принадлежащими физическим лицам.

По сравнению с 2005 г., в 2008 г. индекс изменения стоимостного объема по виду экономической деятельности «Транспорт и связь» вырос на 289,0 %, абсолютное изменение - на 3057,9 млн р., в том числе за счет структурных сдвигов, произошедших в секторе «Домашние хозяйства», валовой выпуск вырос на 1283,4 млн р. [7].

В 2008 г. тревожным фактом стало резкое снижение объемов выпуска ИП, осуществляющих промышленную деятельность (обрабатывающие производства): с 8,4 % в 2005 г. до 3,7 % в 2008 г. (на 4,7 п.п.), притом что численность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, относящуюся к данному ВЭД, за этот период увеличилась на 822 человека и на конец 2008 г. составила 1715 человек [8]. Одной из причин сокращения объемов производства при росте числа производителей является снижение объемов выработки одного ИП.

Таким образом, в условиях многоукладной экономики, развитие сектора «Домашние хозяйства» является одним из резервов повышения эффективности социально-экономического развития области. Домашние хозяйства могут заниматься любым видом хозяйственной деятельности. Деятельность домашних хозяйств носит более разнообразный характер, чем деятельность юридических лиц, действия которых ограничиваются целями и задачами, для выполнения которых они создаются. В экономике Курской области, несмотря на структурные сдвиги, наиболее значимой в секторе «Домашние хозяйства» остается аграрная сфера.

Литература

1. Дополнения и поправки к Системе национальных счетов 1993 года: методологические исследования: Депар-

тамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел Организации Объединенных наций. -URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesf/seriesf_2 rev4_add1r.pdf

2. Кремлев, Н.Д. Система национальных счетов / Н.Д. Кремлев: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Курган-стат, 2009.

3. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Курской области. Социально-экономическое положение Курской области. - URL: http://kurskstat.gks.ru/default.aspx

4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курская область в цифрах. - URL: http://kurskstat.gks.ru/digital/ default.aspx

5. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Курской области. Сельское хозяйство. - URL: kurskstat.gks.ru/digital/region4/default. aspx

6. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курская область в цифрах. Потребительский рынок. - URL: http://kurskstat.gks.ru/digital/default.aspx

7. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курская область в цифрах. Транспорт и связь. - URL: http://kurskstat.gks.ru/digital/default.aspx

8. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курская область в цифрах. Промышленность. - URL: http://kurskstat. gks.ru/digital/default.aspx

УДК 339.138

Ю.В. Шурчкова

КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Статья содержит анализ ключевых характеристик сети Интернет как среды для формирования эффективных маркетинговых коммуникаций. Выделены основные характерные особенности сети Интернет в сравнении с традиционными средствами массовой информации. Обозначены базовые элементы комплекса маркетинговых коммуникаций в Интернете.

Маркетинговые коммуникации, Интернет, электронный маркетинг, веб-сайт.

The article contains the analysis of the key characteristics of the internet as a new media to build effective marketing communications. The basic features of the network in comparison with traditional media are presented in the article. The basic elements of marketing communication complex on the internet are given.

Marketing communications, internet, e-marketing, web site.

Значимость сети Интернет для маркетинга в целом и интегрированных маркетинговых коммуникаций в частности определяется тремя основными факторами, а именно: цифровой революцией, которая предоставляет возможность перевода данных в цифровую форму с последующей их обработкой при помощи современных информационных технологий, сетевыми эффектами (согласно закону Меткалфа, ценность любой сети пропорциональна квадрату ко-

личества ее пользователей), созданием дополнительной ценности для потребителей [3, с. 132]. По данным исследований Фонда «Общественное мнение», количество пользователей сети в России превышает 43,3 млн человек, в мировой масштабе их число приближается к 2 млрд, в связи с чем Интернет становится реальной силой, преобразующей мировую экономику и бизнес.

Выгоды от присутствия компании в сети Интер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.