ПЛАХИН Андрей Евгеньевич
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-26-63 e-mail: [email protected]
СТАВРОВА Анна Борисовна
Менеджер проектов
ООО «ITERUS»
620026, РФ, г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 3 Контактный телефон: (343) 236-63-17 e-mail: [email protected]
Сегментирование рынка инвестиций в региональные промышленные парковые структуры1
Представлены результаты исследования инвестиционного климата Свердловской области, включая факторы принятия решений потенциальными резидентами о размещении производств в индустриальных парках Свердловской области. Получены данные о доступности ресурсов и качестве инфраструктуры для бизнеса, а также степени удовлетворенности потенциальных инвесторов наличием и качеством инвестиционных площадок, оборудованных объектами инфраструктуры по муниципальным образованиям Свердловской области. Выделены четыре группы потенциальных резидентов индустриальных парков Свердловской области, в отношении потребностей которых управляющие компании должны адаптировать свои маркетинговые стратегии и сформировать соответствующую ценовую политику, а также учитывать их при разработке стратегий дальнейшего развития. Сформулирован перечень рекомендаций для повышения инвестиционного климата в Свердловской области по ряду параметров, среди которых регуляторная среда, институты для бизнеса, доступность инфраструктуры.
JEL classification: E22, Р21, H54
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; инвестиции; сегментирование рынка; промышленные (индустриальные) парки; промышленные парковые структуры; кластеры; региональная экономика.
w <
Актуальность темы исследования
Рынок инвестиций в России в настоящее время претерпевает значительные изменения, обусловленные сложившейся экономической ситуацией, как в стране, так и в мире в целом. Исследователи отмечают, что во многих регионах России этот рынок только формируется [13]. В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестициями понимаются денежные средства,
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках гранта «Разработка стратегии взаимодействия промышленных кластерных формирований Свердловской области и Республики Беларусь в рамках Союзного государства» (проект № 16-07-00018).
ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, на законодательном уровне определено, что основной характеристикой инвестиций является условие ориентации потенциальных инвесторов на уровни прибыли и рентабельности, а также максимально быстрой окупаемости вложенных средств, что характеризует рыночный характер процесса инвестирования в отличие от существовавшего ранее в условиях плановой (затратной) экономки.
Следовательно, в зависимости от степени развитости рынка инвестиций требуется решение задач стимулирования деятельности отдельных организаций и отраслей путем наиболее эффективного использования различных ресурсов через их привлечение в конкретные инвестиционные проекты, являющиеся наиболее значимыми для конкретного региона.
Основными факторами, способными увеличить приток инвестиций и обеспечить выполнение приоритетных задач государственной политики в регионах Российской Федерации, являются эффективное управление инвестиционными процессами и формирование благоприятного инвестиционного климата через развитие инвестиционной и инновационной инфраструктуры.
Теоретические подходы к исследуемой теме
Объективную значимость инвестиций для передовой инновационной экономики очень содержательно формулирует В. В. Ивантер. Согласно его определению, инвестиции формируют «пространство» экономического роста и расширяют спрос на инновации. Благодаря переоснащению и увеличению производственных мощностей реализуется структурно-технологическая модернизация экономики региона. Инвестиции, создавая конечный и промежуточный спрос на продукцию отраслей, определяют материальные условия эффективного экономического развития [7].
По мнению Г. Идрисова, который дополняет указанную точку зрения, инвестиции в физический и человеческий капитал крайне чувствительны к качеству институциональной среды, которая определяет объем ресурсов, направляемых экономическими агентами на цели развития, и итоговые результаты, т. е. эффективность вложений [8].
Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется понятие «инвестиционный климат». В экономической литературе существует большое количество определений инвестиционного климата и методов его исчисления. Наиболее полное определение этого понятия можно сформулировать следующим образом: совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, предопределяющих степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования, которые, в том числе, оказывают прямое воздействие на приток внутренних и внешних инвестиций, способствуя инновационному развитию экономики [1].
Обобщенный анализ работ, посвященных исследованию проблем привлечения инвестиций и инвестиционного климата в России и мире [6; 10; 18-22], показал, что инвестиционный климат представляет собой среду, формирующуюся из совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему и степень риска инвестиций.
Содержанием инвестиционного климата регионов является, с одной стороны, инвестиционный потенциал как совокупность объективных предпосылок, открытость региона для инвестиций, т. е. насыщенность территории факторами, которые могут быть выражены количественно и качественно, а с другой - инвестиционный риск как
фактор, определяющий условия деятельности инвесторов с точки зрения возможности потери инвестиций и дохода от них.
Необходимо отметить, что для всех разновидностей инвестиций характерен разный инвестиционный климат. Получатель инвестиций и инвестор преследуют разные цели. Так, первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при минимуме привлекаемых средств, второй извлечь максимальную прибыль и закрепиться на рынках в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат в целом должен соответствовать балансу интересов.
На региональном уровне инвестиционный климат проявляется через двусторонние отношения предпринимательских структур, банков, профсоюзов, органов власти и других участников процесса. На этом уровне конкретизируется обобщенная оценка инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов инвестора и среды [3].
Как показывают исследования российских и зарубежных авторов, высокая инвестиционная активность достигается прежде всего посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Изучение проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях [17].
Ученые сходятся во мнении о том, что обеспечение благоприятного инвестиционного климата в России в настоящее время является вопросом стратегической важности, от реализации которого зависит социально-экономическая динамика, эффективность участия в мировом разделении труда, возможности модернизации на этой основе национальной экономики [17].
Проблемы привлечения и использования инвестиций отечественными предприятиями обусловлены, по мнению многих исследований, рядом факторов, среди которых можно выделить: дефицит проработанных и готовых к коммерциализации проектов; недостаточную согласованность и отсутствие взаимодействия в деятельности инфраструктурных организаций инновационной сферы; слабое развитие малого инновационного бизнеса; рост технологической отсталости основных отраслей экономики страны; барьеры между наукой и инновациями.
Можно согласиться с тем, что в основе многих проблем лежат такие причины, как недостаток государственного финансирования, сокращение числа исследователей; отсутствие действующих рыночных механизмов конкуренции при распределении бюджетных финансовых средств; низкая активность на рынке изобретений и патентов; необходимость создания и постоянного совершенствования инновационной инфраструктуры [14]. Следовательно, интерес потенциального инвестора к вложению своих средств в ту или иную территорию определяется множеством факторов, которые могут быть заранее изучены и положены в основу стратегий общерегионального развития, а также конкретных субъектов инвестиционной инфраструктуры региона, таких как индустриальные парки и промышленные кластеры.
Объектом анализа инвестиционной привлекательности и перспектив размещения потенциальными инвесторами своих производств стала Свердловская область как один из наиболее экономически развитых российских регионов, который в традиционном рейтинге инвестиционной привлекательности уверенно занимает одно из первых мест в России и характеризуется высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности. По большинству основных социально-экономических показателей развития Свердловская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.
Основой роста экономики Свердловской области является мощный производственный комплекс. Уровень концентрации промышленного производства на территории в четыре раза превышает среднероссийские показатели. Стабильный экономический рост делает Свердловскую область привлекательной для многих российских и иностранных инвесторов. Ярким подтверждением благоприятного инвестиционного климата являются реализуемые в регионе масштабные международные инвестиционные проекты в различных отраслях промышленности, такие как производство электровозов (Siemens AG и Группа «Синара»), цемента (Dyckerhoff и Сухоложскцемент), титановых деталей для самолетов (The Boeing Company и Корпорация ВСМПО-АВИСМА).
В феврале 2015 г. международное рейтинговое агентство Standard&Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Свердловской области на уровне «ВВ» со стабильным прогнозом. Согласно шкале S&P, рейтинг «ВВ» означает, что «эмитент платежеспособен, но неблагоприятные экономические условия могут отрицательно повлиять на возможности выплат». Стабильность прогноза свидетельствует о том, что рейтинг скорее всего останется неизменным.
По итогам 2014 г. рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Свердловской области рейтинг 1В (высокий потенциал - умеренный риск). Среди 83 субъектов Российской Федерации Свердловская область заняла пятое место по критерию «инвестиционный потенциал»1.
По объему инвестиций в основной капитал Свердловская область занимает седьмое место среди субъектов Российской Федерации. В 2014 г. объем инвестиций в основной капитал составил 370,4 млрд р. (2,7% общего объема инвестиций в основной капитал России).
В отраслевом разрезе наибольший объем инвестиций в основной капитал организаций направлен на развитие производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 72 млрд р. (28%), обрабатывающих производств - 62,4 млрд р. (24,3%), деятельности по операциям с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг -38,3 млрд р. (14,9%), транспорта и связи - 37,5 млрд р. (14,6%)2.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал 48% приходится на машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь.
Иностранные вливания в Свердловскую область, по данным за 2013 г., составили 1,57 млрд дол. В структуре иностранных инвестиций значительная доля традиционно приходится на торговые и прочие кредиты (89,1%)3.
Не вызывает сомнений, что для дальнейшего увеличения темпов экономического роста субъектов РФ первостепенную роль играет инвестиционный потенциал региона, т. е. уровень привлекательности его для инвесторов (как внешних, так и внутренних). Задача улучшения инвестиционного климата в настоящее время отнесена на федеральном, региональном и местном уровнях к числу приоритетных.
Одним из эффективных инструментов формирования инновационно-инвестиционной инфраструктуры в регионе, на наш взгляд, является прежде всего создание и развитие специализированных инвестиционных площадок, в том числе в формате промышленных парковых структур, как центров притяжения инвестиций. Целями создания их являются [5] повышение инвестиционной привлекательности региона, обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности и в целом создание условий для динамичного развития конкурентоспособных производств (на основе эффективного использования технических возможностей компаний, входящих в состав резидентов промышленного парка).
1 Путеводитель инвестора. Свердловская область // PricewaterhouseCoopers, 2015.
2 Там же.
3 Там же.
4 (66) 2016 ■ПЗЩЭЗЕ
69
Можно сказать, что промышленная парковая структура, или промышленный (индустриальный) парк, фактически представляет собой площадку, технически обеспеченную всем необходимым для объединения разрозненных компаний в единую структуру кластерного типа для решения производственных задач промышленности региона, обеспечивая создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Промышленный парк позитивно влияет на социально-экономического развитие региона благодаря активизации на его территории инновационных исследований и разработок. Такая инвестиционная площадка предусматривает также формирование комплексной информационной инфраструктуры.
При определении направленности потенциальных инвестиций в промышленные парковые структуры необходимо исходить из того, что рынок инвестиций, как и любой другой, требует тщательного изучения и детального сегментирования. В соответствии с наиболее общей трактовкой под сегментированием рынка понимается процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на группы (сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга.
Известный французский маркетолог Ж.-Ж. Ламбен рассматривает сегментирование рынка как два взаимосвязанных процесса, каждый из которых соответствует двум уровням разделения рынка [12]. Задача первого процесса (макросегментирования) - идентификация макросегментов рынка организации, второго процесса (микросегментирования) - выявление целевых сегментов внутри каждого ранее идентифицированного рынка. На этапе макросегментирования сфера деятельности организации представляется в трехмерной системе координат Д. Эйбела [16], включающей функции или комбинации функций («что удовлетворяется?»), заказчиков или группы потребителей («кто получает удовлетворение?») и технологии («каким образом удовлетворяются?»).
Согласно исследованиям Ф. Котлера, для макросегментирования следует использовать географические признаки [9]. Так, транснациональные компании вначале сегментируют рынки по национальному или региональному признаку (макросегментирование), а затем в рамках каждого региона - на основе других подходов (микросегментирование).
Таким образом, сегментирование является критически важным элементом маркетинга, позволяющим адаптировать товар и ценовую политику под запросы потенциальных потребителей, а в основе управления маркетингом должно лежать эффективное рыночное сегментирование, являющееся базой маркетинговой стратегии. Насколько глубоко компания понимает различия в покупательских потребностях, настолько эффективно она сможет перевести их в действенные сегментные стратегии [4].
Следовательно, чтобы обеспечить разработку эффективной маркетинговой стратегии создания и развития промышленного парка, необходимо определить категории инвесторов и выбрать те, потребностям которых он в наибольшей степени может соответствовать и на которые в дальнейшем будет ориентирован. Характеризуя в целом понятие промышленного парка, следует сказать, что это, прежде всего, земельный участок с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств, т. е. некий товар инвестиционного назначения, удовлетворяющий спрос хозяйствующих субъектов1 и требующий применения комплексного маркетинга в отношении своего позиционирования на рынке инвестиций.
1 Стандарт индустриального (промышленного) парка : утв. Правлением НП «Ассоциация индустриальных парков» 30 марта 2012 г. (ред. от 18 декабря 2013 г.).
Следуя данной логике, авторы статьи поставили задачу - изучить и сформировать комплекс ключевых факторов, определяющих решения об инвестировании, а также основные параметры российских и зарубежных компаний-инвесторов, для которых может быть привлекательным размещение своих производств в том или ином промышленном парке.
Результаты исследования
В результате сегментирования рынка потенциальных инвесторов выявлены шесть наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на принятие инвестиционных решений о размещении производств.
1. Значимые для компании-инвестора объекты и цели инвестирования. В экономической науке выделяются различные виды инвестиций и инвесторов. Далеко не всем из них могут быть интересны лишь земельные участки в промышленном парке в качестве объекта инвестирования. По объектам инвестирования следует различать реальные (капиталовложения) и финансовые инвестиции.
Капитальные вложения предполагают вложения в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Финансовые инвестиции направлены на покупку ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и т. д.1 Следует отметить, что финансовые вложения не ограничиваются целями извлечения прибыли за счет разницы в цене продажи и покупки актива, являющегося объектом вложений. Например, приобретение акций действующей компании позволяет инвестору установить контроль над производством и является способом расширения влияния в соответствующей отрасли. Примером финансовых инвестиций является также процесс слияний и поглощений. Данный процесс предполагает укрупнение бизнеса и капитала путем интеграции существующих хозяйствующих субъектов и их предприятий, а не наращивания деятельности путем создания новых или расширения существующих производств. В результате процесса слияний и поглощений на рынке появляются более крупные компании взамен нескольких менее значительных. В связи с этим в рамках настоящего исследования важное значение приобретает деление инвестиций в зависимости от целей инвестирования. По этому основанию выделяют стратегические и портфельные инвестиции.
Стратегические инвестиции - любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров или услуг. Это вложения, направленные на увеличение основных средств предприятия, как производственного, так и непроизводственного назначения. Финансовые вложения, имеющие стратегический характер, также могут быть способом роста отдельных компаний реального сектора экономики и источником развития реальных производств. Зачастую осуществляется поглощение менее эффективных компаний более эффективными. После установления контроля над приобретаемой компанией происходит модернизация ее производств. Такие приоритетные направления первоначально должны быть определены каждым предприятием самостоятельно в процессе поиска и выбора наиболее эффективной стратегии выхода на устойчивое развитие [11].
Портфельные инвестиции - вложения денежных средств в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными и корпоративными компаниями, а также государством с целью получения прибыли за счет последующей перепродажи актива. Такие инвестиции, будучи важной составляющей финансового рынка и позволяя аккумулировать финансовые ресурсы, являются источником финансирования для
1 Сущность и виды инвестиций. иЯЬ: Ьйр://шш^'.есопошу-шеЬ.огд/?р=428.
компаний реального сектора экономики, но напрямую не связаны с развитием производств.
В связи с тем, что промышленный парк представляет собой земельный участок, обеспеченный инженерной инфраструктурой, и является «товаром» только для вновь создаваемых объектов промышленного и логистического назначения, располагаемых за пределами действующих имущественных комплексов предприятий, целевой аудиторией для привлечения инвестиций в индустриальный парк становятся исключительно компании-инвесторы, осуществляющие стратегические инвестиции в форме капиталовложений.
2. Принятая в компании-инвесторе стратегия роста компании. Очевидно, что спрос на земельные участки может формироваться только со стороны фирм, осуществляющих расширенное воспроизводство, причем не любое, а только проекты, которые выходят за рамки освоения существующих земельных участков и имущественных комплексов действующих предприятий фирм.
Все возможные варианты расширенного воспроизводства компаний систематизированы И. Ансоффом, который предложил классификацию возможных стратегий роста на основе двух переменных: выбираемых рынков сбыта и товаров компании [2].
И. Ансофф выделил три группы стратегий роста.
Стратегия концентрированного (интенсивного) роста - применяется тогда, когда фирма не до конца использовала возможности, присущие ее нынешним товарам и рынкам. Выделяются три основные разновидности возможностей интенсивного роста:
а) глубокое проникновение на рынок заключается в изыскании фирмой путей увеличения сбыта своих существующих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга;
б) расширение границ рынка заключается в попытках фирмы увеличить сбыт благодаря внедрению ныне существующих товаров на новые рынки;
в) совершенствование товара заключается в попытках фирмы увеличить сбыт за счет создания новых или усовершенствованных товаров для ныне существующих рынков.
Стратегия интегрированного роста - расширение границ фирмы путем создания внутри компании подразделений, осуществляющих виды деятельности, которые находятся на предшествующих (обратная вертикальная интеграция) или последующих (вперед идущая вертикальная интеграция) по отношению к существующим производствам компании переделах, или поглощение аналогичных производств конкурентов (горизонтальная интеграция). Данная стратегия может осуществляться путем покупки готовых предприятий или создания собственных новых производств.
Стратегия диверсифицированного роста. Диверсифицированный рост оправдан в тех случаях, когда отрасль не дает фирме возможностей для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее [2].
В качестве целевой аудитории промышленного парка могут рассматриваться компании-инвесторы, реализующие все стратегии роста по И. Ансоффу, за исключением стратегий концентрированного роста в формах глубокого проникновения на рынок и совершенствования товара. Для реализации последних не требуется расширение производства, они с высокой степенью вероятности реализуются на существующих мощностях компании-инвестора.
3. Динамика рынка сбыта компаний-инвесторов. Предпосылками для рассмотрения возможности создания предприятия компанией-инвестором на территории России и Уральского экономического района являются, с одной стороны, наличие значительного по объему и/или растущего рынка сбыта, с другой - отсутствие производства или недостаточный объем существующих производственных мощностей. Вероятность положительного решения увеличивается при влиянии на компанию факторов, указанных ниже.
4. Эффективный масштаб производства. Одним из важнейших факторов для выбора места размещения производства может быть эффективный объем производства (степень влияния эффекта масштаба). Если отраслевая специфика компании обусловливает необходимость создания значительных по объему производства предприятий с большим объемом инвестиций, то возможность размещения таких производств на территории России будет ограничена одним или малым количеством заводов. В этом случае подобное производство с высокой степенью вероятности будет локализовано в районе с большим объемом рынка. При этом в отношении таких производств сильнее будет проявляться конкуренция со стороны индустриальных парков регионов России.
Если эффективный масштаб производства небольшой, то возникает возможность «тиражирования» и максимального приближения такого производства к локальным рынкам сбыта. В этом случае возможно размещение производств в нескольких регионах России, что экономически более целесообразно благодаря экономии транспортных затрат. Ключевым фактором принятия решения тогда будет достаточность локального рынка для потребления продукции, производимой размещаемым в регионе заводом.
Резидентами промышленного парка могут являться иностранные и отечественные компании, не имеющие производств на территории Свердловской области и/или Уральского экономического района, масштаб производств которых позволяет их эффективно локализовать в Свердловской области с учетом имеющегося в регионе рынка сбыта.
5. Доля транспортных расходов в себестоимости продукции. Целевой аудиторией промышленного парка могут являться компании-инвесторы, не имеющие производств в Свердловской области и/или Уральском экономическом районе и производящие виды продукции, транспортировка которых затруднена и является дорогостоящей.
6. Влияние таможенных барьеров и пошлин. Кроме выбранной стратегии развития важным фактором для принятия решений инвесторами о возможности размещения производств в России, в частности в промышленных парках Свердловской области, будет влияние таможенных барьеров. Для определения влияния данного фактора все компании-инвесторы могут быть разделены на два крупных блока с позиции текущего местонахождения их производств. С одной стороны, это иностранные компании, существующие производства которых расположены за рубежом, а с другой - иностранные компании, производства которых локализованы в России.
Для иностранных компаний значимым будет фактор таможенных барьеров, которые вводятся Правительством РФ для защиты внутреннего рынка. По ряду товаров таможенные пошлины могут достигать 25% и более1. Соответственно перенос производства в Россию может обеспечить зарубежным компаниям значительный рост маржинальной прибыли.
На эффективность привлечения инвесторов в регион влияют и многие другие факторы, в том числе состав и профессиональный уровень команды специалистов, курирующих проект, а также общая система взаимодействия с инвесторами. Она предполагает наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работу по принципу «одного окна» на всех этапах проекта.
Важным фактором является наличие льгот и различных преференций для потенциальных резидентов промышленных парков, устанавливаемых областными органами власти и органами местного самоуправления, такие как уменьшение ставки налога на прибыль (не более чем на 4,5%), снижение ставки или освобождение от налога на имущество (в отношении используемых в производстве основных средств), снижение ставки или освобождение от транспортного налога, субсидии из регионального бюджета
1 Ставки ввозных таможенных пошлин // Таможенный брокер. URL: http://www.brokert.ru/ material/stavki-vvoznyh-tamojennyh-poshlin.
на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры [15].
Анализ влияния указанных выше факторов позволил выделить четыре группы потенциальных компаний-инвесторов (рис. 1, 2):
1. Иностранные компании, имеющие производственное подразделение в России, продукция которых характеризуется высокой долей транспортных затрат в себестоимости. Эффективный объем производства предприятий отрасли, в которой работает компания, меньше или сопоставим с рынком Уральского экономического района (УЭР) или Свердловской области.
2. Иностранные компании, не имеющие производственного подразделения в России, у которых высокая доля транспортных затрат в себестоимости и высокие таможенные пошлины на продукцию делают экономически эффективным размещение производства компании в России. Эффективный объем производства предприятий компании меньше или сопоставим с рынком Уральского экономического района или Свердловской области.
3. Российские компании, не имеющие производства в Уральском экономическом районе, продукция которых характеризуется высокой долей транспортных затрат в себестоимости.
4. Российские компании, имеющие производства в Уральском экономическом районе, в отношении существующего производства которых целесообразнее перенос предприятия (а не построение нового) в связи с плохой логистикой существующего объекта, наличием разницы в цене или в затратах на содержание существующего имущественного комплекса.
Рис. 1. Принципиальная схема процесса выбора целевых сегментов для позиционирования промышленных парков Свердловской области из числа российских компаний
Эффективный масштаб производства?
Сопоставим с мировым рынком
Сопоставим с рынком России
Сопоставим с объемом
рынка УЭР или Свердловской области
Компании не являются потенциальными резидентами. Масштаб производства не позволит локализовать его в РФ. Исключение - наличие ресурса, необходимого для производства, который присутствует только в РФ
Компании не являются потенциальными резидентами. Масштаб производства не позволит локализовать его в РФ. Исключение - наличие ресурса, необходимого для производства, который присутствует только в РФ
1 Есть ли производственное подразделение РФ?
I [Да] [Нет!
Высоки^ ли транарр^ные I затраты? '
I [Да~][Нет] ГДа||Нет1
Высоки ли таможенное ПОШЛИНЫ?
| теГ][Нет] .
__Ы__
Являются потенциальными резидентами. Масштаб производства позволяет локализовать его в России и даже создать несколько предприятий в регионах с целью снижения затрат на траспотрировку и/или таможенные пошлины
Рис. 2. Принципиальная схема процесса выбора целевых сегментов для позиционирования промышленных парков Свердловской области из числа иностранных компаний
Таким образом, в ходе исследования выявлены четыре группы потенциальных резидентов индустриальных парков Свердловской области, в отношении потребностей которых управляющие компании должны адаптировать свои маркетинговые стратегии и сформировать соответствующую ценовую политику, а также учитывать их при разработке стратегий дальнейшего развития.
Проведенное по заказу Министерства инвестиций и развития Свердловской области в 2015 г. изучение инвестиционного климата и лучших практик в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области1, позволило проанализировать доступность ресурсов, качество инфраструктуры для бизнеса и в целом дать оценку наличию и качеству областных инвестиционных площадок. Установлено, что общее количество инвестиционных площадок по муниципальным образованиям Свердловской области составляет более 350 объектов разной степени готовности. Наибольшим количеством обладают г. Екатеринбург, Нижнесергинский муниципальный район, Пышминский, Краснотурьинский, Ивдельский, Полевской городские округа, МО Алапаевское.
Результаты опроса показали, что средняя оценка удовлетворенности респондентов (предпринимателей) наличием и качеством инвестиционных площадок, оборудованных объектами инфраструктуры, по всем муниципальным образованиям Свердловской области составила всего 2,94 балла. Выявлены такие недостатки, как нехватка промышленных площадок с необходимой инфраструктурой для проектов различной отраслевой направленности, отсутствие на законодательном уровне формализованной процедуры присвоения статуса индустриального парка и управляющей компании индустриального парка.
1 Государственный контракт № 0162200032215000009-0657446-01 от 7 декабря 2015 г.
Основные выводы
В ходе проведенного исследования выделены основные факторы сегментирования рынка потенциальных инвестиций в региональные промышленные парковые структуры, которые фактически определяют принципиальные аспекты инвестиционного привлекательности территории.
Анализ показал, что принципиально важным для формирования положительного инвестиционного климата является не столько количество инвестиционных площадок, сколько их качество, которое включает в себя комплекс действий, направленных на привлечение интереса потенциальных инвесторов - администраций муниципальных образований и исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации, управляющих компаний, курирующих развитие той или иной инвестиционной площадки, в том числе в формате индустриального парка.
Сформулирован перечень рекомендаций по улучшению инвестиционного климата в муниципальных образованиях Свердловской области по ряду параметров, среди которых регуляторная среда, институты для бизнеса и качества, доступность инфраструктуры. В отношении последнего параметра представляется важным реализовать следующий комплекс мер:
• определить в региональных нормативно-правовых актах статус и меры поддержки индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и других объектов инвестиционной инфраструктуры для резидентов;
• включить раздел, посвященный развитию инвестиционной инфраструктуры, в государственную программу «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2020 года»;
• продолжить развитие интернет-портала и карты объектов инвестиционной инфраструктуры региона;
• обеспечить функционирование Инновационно-технологического центра технопарка высоких технологий Свердловской области «Университетский»;
• расширить меры государственной поддержки управляющих компаний технопарков, базовых организаций технопарков и резидентов технопарков (в соответствии с Законом Свердловской области «О технопарках в Свердловской области» от 20 октября 2011 г. № 95-ОЗ);
• обеспечить дальнейшее продвижение и реализацию проектов создания индустриальных парков и особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина»;
• стимулировать создание и продвижение частных индустриальных парков, а также парков на основе государственно-частного партнерства, функционирующих на территории Свердловской области;
• реализовать следующие виды поддержки в рамках услуг управляющих компаний в отношении резидентов индустриальных парков: юридическое сопровождение сделок по приобретению прав собственности на земельный участок; сопровождение процесса согласования проектной и исходно-разрешительной документации (получение разрешения на строительство); выполнение функций генерального подрядчика, службы заказчика, застройщика; обеспечение проектирования и строительства высокотехнологичных и общеплощадочных инженерных сетей и подведение их к границам каждого участка; оказание консультационных услуг по получению налоговых льгот для будущих резидентов индустриального парка.
Реализация данного перечня мероприятий обеспечит рост показателей удовлетворенности предпринимателей качеством и доступностью инфраструктуры для бизнеса и значительно повысит инвестиционную привлекательность Свердловской области.
Источники
1. Абакумов Р.Г. Методология системного исследования управления воспроизводством основных средств // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2015. № 4. С. 120-123.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М. : Экономика, СПС «Гарант», 2014.
3. Асаул А. Н., Карпов Б. М., Перевязкин В. Б., Старовойтов М. К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб. : АНО ИПЭВ, 2008.
4. Бест Р. Рыночное сегментирование и маркетинг взаимоотношений с клиентами (Часть 3). URL: http://www.classs.ru/stati/marketing/segmentirovanije_3.html.
5. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Индустриальные парки: привлечение инвестиций в регион // Вестник магистратуры. 2014. № 9 (36). С. 67-69.
6. Гитман Л., Джоше М. Основы инвестирования : пер. с англ. М. : Дело, 1997.
7. Ивантер В. В., Ксенофонтов М. Ю. Концепция конструктивного прогноза роста российской экономики в долгосрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 2012. № 6. С. 4-13.
8. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 4-20.
9. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга : пер. с англ. 2-е европ. изд. М. ; СПб. : Вильямс, 2003.
10. Кравченко Н. А. Проблемы формирования инвестиционных рынков: региональный аспект / под ред. В. В. Титова; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 1998.
11. Крюкова Т. М., Аверкин М. Г., Симонец Н. Л. Социоэкономический анализ инвестиционной привлекательности индустриального парка (на примере ОАО «Индустриальный парк «Ока-Полимер») // Труд и социальные отношения. 2015. № 5. С. 67-84.
12. Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. СПб. : Питер, 2008.
13. Лукин В. К., Петров Д. В. Механизм управления рынком инвестиций // Естественно-гуманитарные исследования. 2014. № 3 (3 квартал). С. 61-67.
14. Назаров М. А., Фомин Е. П. Проблемы развития инновационной инфраструктуры в российской экономике // Экономические науки. 2015. № 4. С. 38-43.
15. Огородникова Е. С., Сидоренко М. М. Промышленные парки как драйвер модернизации экономики Свердловской области // Агропродовольственная политика России. 2013. № 11 (23). С. 97-99.
16. Семенов И. В. Стратегическая сегментация рынка организации // Маркетинг. 2004. № 4. С. 111-122.
17. Уразаев Р. А., Иванова Е. В., Хазипова Г. А. Инвестиции в экономику региона как основа формирования экономического потенциала // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-3 (ноябрь). С. 208-211.
18. Фоломьев А. Н., Ревазов В. Г. Инновационное инвестирование. СПб. : Наука, 2001.
19. Amram М., Kulatilaka N. Real Options: Managing Strategic Investments in an Uncertain World. Harvard: Harvard Business School Press, 1998.
20. Dixit A., Pindyck R. et al. Options, the Value of Capital and Investment // National Bureau of Economic Research. 1995. Working Paper № 5227.
21. Elton T., Gruber M. Portfolio Theory and Investment Analysis. 5th ed. N. Y. : John Wiley & Sons, 1995.
22. Kort P., Lukach R., Plasmans J. Strategic Dynamic R&D Investments. First Draft, 2002.
Market Segmentation of Investments into the Regional Industrial Parks
by Andrey Ye. Plakhin and Anna B. Stavrova
The article presents the findings of the study on investment climate in Sverdlovsk oblast, including the factors behind the decision on placing production in the oblast's industrial parks. The authors collected data on the availability of resources and the quality of business infrastructure as well as assessed the degree of potential investors' satisfaction with the availability and quality of investment platforms accompanied with necessary infrastructure in the municipalities of Sverdlovsk oblast. The paper identifies four groups of potential residents of Sverdlovsk oblast's industrial parks whose needs should be taken into account by management companies while adapting their marketing strategies as well as during the design of appropriate pricing policy and strategies for future development. In addition, the authors formulate recommendations to improve the investment climate in Sverdlovsk oblast according to a number of parameters, namely, the regulatory environment, business and the quality institutions, and availability of infrastructure.
Keywords: investment attractiveness; investment; market segmentation; industrial parks; industrial parks structures; clusters; regional economy.
References:
1. Abakumov R. G. Metodologiya sistemnogo issledovaniya upravleniya vosproizvodstvom os-novnykh sredstv [Methodology of system research of managemen of fixed assets reproduction]. Vest-nik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta imeni V.G. Shukhova - Bulletin of BSTU named after V. G. Shukhov, 2015, no. 4, pp. 120-123.
2. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie [Strategic management]. Moscow: Ekonomika Publ., SPS "Garant", 2014.
3. Asaul A. N., Karpov B. M., Perevyazkin V. B., Starovoytov M. K. Modernizatsiya ekonomiki na os-nove tekhnologicheskikh innovatsiy [Economic modernization of the basis of technological innovations]. Saint Petersburg: ANO IPEV Publ., 2008.
4. Best R. Rynochnoe segmentirovanie i marketing vzaimootnosheniy s klientami (Chast 3) [Market segmentation and customer relationship marketing (Part 3)]. Available at: http://www.classs.ru/stati/ marketing/segmentirovanije_3.html.
5. Garkin I. N., Garkina I. A. Industrial'nye parki: privlechenie investitsiy v region [Industrial parks: Attracting investment into region]. Vestnik magistratury - Master's Bulletin, 2014, no. 9 (36), pp. 67-69.
6. Gitman L., Dzhoshe M. Osnovy investirovaniya [Fundamentals of investment]. Moscow: Delo Publ., 1997.
7. Ivanter V. V., Ksenofontov M. Yu. Kontseptsiya konstruktivnogo prognoza rosta rossiyskoy ekonomiki v dolgosrochnoy perspektive [The concept of a constructive forecast of the growth of Russian economy]. Problemy prognozirovaniya - Forecasting Problems, 2012, no.6, pp. 4-13.
8. Idrisov G., Sinelnikov-Murylev S. Formirovanie predposylok dolgosrochnogo rosta: kak ikh poni-mat? [Formation of the prerequisites for a long-term growth: How to understand them?]. Voprosy ekonomiki - The Issues of Economics, 2014, no.3, pp. 4-20.
9. Kotler Ph., Armstrong G., Saunders J., Wong V. Osnovy marketinga [Principles of marketing]. Moscow; Saint Petersburg: Williams Publ., 2003.
10. Kravchenko N. A. Problemy formirovaniya investitsionnykh rynkov: regionalnyy aspect [Problems of forming investment markets: A regional aspect]. Novosibirsk: Institute of Economics and Industrial Engineering (Siberian branch of RAS), 1998.
11. Kryukova T. M., Averkin M. G., Simonets N. L. Sotsioekonomicheskiy analiz investitsionnoy privlekatel'nosti industrial'nogo parka (na primere OAO "Industrial'nyy park "Oka-Polimer") [Socioeconomic analysis of investment attractiveness of an industrial park (case of "Oka-Polymer Industrial Park")]. Trud i sotsialnye otnosheniya - Labor and Social Relations Journal, 2015, no. 5, pp. 67-84.
12. Lambin J.-J. Menedzhment, orientirovannyy na rynok. Strategicheskiy i operatsionnyy marketing [Market-driven management. Strategic and operational marketing]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2008.
13. Lukin V. K., Petrov D. V. Mekhanizm upravleniya rynkom investitsiy [The mechanism of investment market management]. Yestestvenno-gumanitarnye issledovaniya - Natural and Human Studies, 2014, no. 3 (3 quarter), pp. 61-67.
14. Nazarov M. A., Fomin Ye. P. Problemy razvitiya innovatsionnoy infrastruktury v rossiyskoy ekonomike [Problems of development of innovative infrastructure in Russian economy]. Ekonomich-eskie nauki - Economic Sciences, 2015, no. 4, pp. 38-43.
15. Ogorodnikova Ye. S., Sidorenko M. M. Promyshlennye parki kak drayver modernizatsii ekono-miki Sverdlovskoy oblasti [Industrial parks as a factor in modernization of the Sverdlovsk oblast economy]. Agroprodovolstvennaya politika Rossii - Agriculture and Food Policy of Russia, 2013, no. 11 (23), pp. 97-99.
16. Semenov I. V. Strategicheskaya segmentatsiya rynka organizatsii [Strategic segmentation of Industrial market]. Marketing - Marketing, 2004, no. 4, pp. 111-122.
17. Urazaev R. A., Ivanova Ye. V., Khazipova G. A. Investitsii v ekonomiku regiona kak osnova formi-rovaniya ekonomicheskogo potentsiala [Investment into regional economy as a basis for forming economic potential]. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk - Topical Issues of Human and Natural Sciences, 2015, no. 11-3 (Nov.), pp. 208-211.
18. Folomyev A. N., Revazov V. G. Innovatsionnoe investirovanie [Innovation investment]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 2001.
19. Amram M., Kulatilaka N. Real Options: Managing Strategic Investments in an Uncertain World. Harvard: Harvard Business School Press, 1998.
20. Dixit A., Pindyck R. et al. Options, the Value of Capital and Investment. National Bureau of Economic Research Working paper, 1995, no. 5227.
21. Elton T., Gruber M. Portfolio Theory and Investment Analysis. 5th ed. N. Y.: John Wiley & Sons, 1995.
22. Kort P., Lukach R., Plasmans J. Strategic Dynamic R&D Investments. First Draft, 2002.
Contact Info:
Andrey Ye. Plakhin, Cand. Sc. (Econ.), Ural State University of Economics
Associate Prof. of Management Dept. 62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,
Phone: (343) 221-26-63 Russia, 620144
e-mail: [email protected]
Anna B. Stavrova, Project Manager OOO "ITERUS"
Phone: (343) 236-63-17 3 Dekabristov St., Yekaterinburg, Russia, 620026
e-mail: [email protected]