Научная статья на тему 'Secretaries of spiritual consistories in system of diocesan management (on the example of the vladimiro-suzdal diocese)'

Secretaries of spiritual consistories in system of diocesan management (on the example of the vladimiro-suzdal diocese) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ЕПАРХИЯ / DIOCESE / АРХИЕРЕЙ / BISHOP / КОНСИСТОРИЯ / CONSISTORY / СЕКРЕТАРЬ КОНСИСТОРИИ / CONSISTORIAL SECRETARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Frolova E.V.

The article, based upon materials from Vladimir-and-Suzdal diocese, deals with local administrative bodies of the Russian Orthodox Church clerical consistories and their secretaries. They concentrated in their hands sufficient powers and to certain extent limited bishops' authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Secretaries of spiritual consistories in system of diocesan management (on the example of the vladimiro-suzdal diocese)»

УДК 391 ББК 63.521 (=60)

ОБ ОДНОМ МИФОЛОГИЧЕСКОМ ПЕРСОНАЖЕ ТАБАСАРАНЦЕВ Р.И. Сефербеков, кандидат исторических наук, доцент Дербентского филиала Ивановского государственного университета, (8722) 62-90-94

На основе полевого этнографического материала, мифов, обычаев и обрядов, праздников, лексики и фразеологии исследуется мифологический персонаж Кьамкьам, входивший в языческий пантеон и демонологию одного из этносов Дагестана - табасаранцев. Рассматриваются его гендерная природа, многоаспектность и амбивалентность.

Ключевые слова: Дагестан, мифология, язычество, божества.

ON ONE MYTHOLOGICAL PERSONAGE OF TABASARANS

Seferbekov R.I.

The article is devoted to the mythological personage Kamkam, which was part of the pagan pantheon and demonology of Dagestan ethnie of Tabasarans. On the basis of a field ethnographic material, myths, customs and ceremonies, holidays, lexicon and phraseology his gender nature and ambivalence are considered.

Keywords: Dagestan, mythology, paganism, gods.

Несмотря на многовековое исповедание одним из народов Дагестана - табасаранцами - ислама, в их духовной культуре значительный пласт составляли реликты прежних языческих верований. Источниками для их реконструкции служат мифы, обычаи, обряды, верования, праздники, лексика и фразеология. Особый интерес представляет языческий пантеон табасаранцев, имевший, как и у других народов мира, свою иерархическую структуру, верховное божество Умчар [1, с. 9-11] и отраслевое многообразие.

В мифологических представлениях табасаранцев важное место занимало аграрное божество нового сельскохозяйственного года Эбелцан, в честь которой в день весеннего равноденствия отмечали одноименный праздник. Непременным атрибутом божества был посох - «пятнистая палка» («ц1ару маргъ») из лещины. Животным, находившимся в подчинении Эбелцан, был медведь. В некоторых селениях (Думуркиль, Ругуж, Ханаг) произошла контаминация образов Эбелцан и медведя. Эбелцан появлялась в новогоднюю ночь из очажной трубы («вход» из одного мира в другой») [2, с. 125] и оставляла гостинцы под подушками детей. Когда уставшие от беготни за день дети засыпали, взрослые мазали им сажей лицо, живот, спину. Утром удивленным детям говорили: «Ночью из дымохода приходила Эбелцан и лизнула вас языком». В с. Яргиль (союз сельских обществ «Нит1рихъ») Эбелцан называли и по другому - Кьамкьамиса баб [3, с. 98-101]. Возможно, что Кьамкьамиса баб являлась также аграрным (локальным) божеством со сходными с Эбелцан функциями, что и привело к смешению этих образов.

Интересно отметить, что в с. Лака (союз сельских обществ «Дирчва») бытовала формула запугивания детей: «Кьамкьанис аба гъюру!» («Дедушка (отец) Кьамкьанис придет!») [1, с. 14].

Примечательно, что в мифологических представлениях жителей с. Ляхля (союз сельских обществ «Сувак») сохранилась вера в трех добрых братьев-джиннов - Кьамкьам, Т1амт1ам, Самсам [1, с. 26].

Интересные полевые этнографические данные об исследуемых мифологических персонажах собраны со слов информаторов с. Кандик (союз сельских обществ «Дирчва») аспирантом Института ЯЛИ ДНЦ РАН Ю.М. Муртузалиевым. Им зафиксированы три персонажа - Кьамкьама дада, Кьамкьамиса аба, Кьамкьамиса баб. Согласно мифу, Кьамкьамиса аба и Кьамкьамиса баб в образах старика и старухи ходят по селам и раздают людям огонь, выбивая его при помощи кремней («чахмах»). У табасаранцев того, кто давал огонь, называли Кьамкьамиса. Если в очаге остается один тлеющий уголек, его называют Кьамкьама дада [4, с. 2829].

Таким образом, анализируя представленную информацию о мифологических персонажах Кьамкьам // Кьамкьама дада // Кьамкьамиса // Кьамкьамиса баб // Кьамкьамиса аба // Кьамкьа-

УДК 94 ББК 86

СЕКРЕТАРИ ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ В СИСТЕМЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ) Э.В. Фролова, аспирант Ивановского государственного университета, (4932) 32-62-10

В статье на примере Владимиро-Суздальской епархии идет речь о местных органах управления Русской православной церкви -духовных консисториях - и их секретарях. В их руках была сосредоточена значительная власть в епархии, они в определенной сте-

нис аба, можно отметить масштаб их бытования (охвата), многообразие функций, тендерных ролей и ипостасей: в с. Ляхля Кьамкьам - локальный (в рамках одного села) добрый джинн явно местного происхождения; в с. Кандик Кьамкьама дада - божество, связанное с культами огня и очага, а старик Кьамкьамис аба и старуха Кьамкьамиса баб - культурные герои, раздающие людям огонь; в с. Яргиль Кьамкьамиса баб - аграрное (локальное) божество; в с. Лака Кьамкьанис аба - злой демон, образ которого не идентифицируется.

Обращают на себя внимание и почтительные прибавления к основному имени - «дада» («мать»), «баб» («мать», «бабушка»), «аба» («отец», «дедушка»).

При анализе и сопоставлении указанных теонимов у всех явственно выделяется основа - кьамкьам.

Учитывая отраслевое многообразие образов, ролей и функций, можно предположить существование первоначально единого мифологического образа женского пола, по типу Богиня-мать [5, с. 178-180]. С течением времени и в связи с процессами, происходившими в обществе, произошла переоценка роли божества: единый образ распался на ряд божеств (что привело к инверсии и трансформации гендерных ролей, функций и ипостасей), причем некоторые из них могли перейти в разряд демонов с отрицательной характеристикой, сохранившихся, например, в формулах обмана и запугивания детей [6, с. 115-116]. Возможно также, что речь идет о божественной паре супругов с самым широким кругом функций и полномочий (культурные герои, божества, связанные с культами огня и очага, аграрная сфера и т.д.).

Литература

1. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными). - Махачкала, 2000.

2. Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах / Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. - М.: Наука, 1994.

3. Сефербеков Р.И. Аграрные культы табасаранцев. - Махачкала, 1995.

4. Муртузалиев Ю.М. Мифологическая проза табасаранцев: Дис... кандидата филолог. наук. - Махачкала, 2007.

5. Рабинович Е.Г. Богиня-мать / Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. // Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Российская энциклопедия, 1994.

6. Сефербеков Р.И. Бранные выражения и формулы запугивания детей как источники по реконструкции мифологических персонажей народов Дагестана / Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2000-2001 гг.: Краткое содержание докладов. - СПб., 2002.

пени ограничивали полномочия архиереев.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, епархия, архиерей, консистория, секретарь консистории. SECRETARIES OF SPIRITUAL CONSISTORIES IN SYSTEM OF DIOCESAN MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE

VLADIMIRO-SUZDAL DIOCESE)

Frolova E.V.

The article, based upon materials from Vladimir-and-Suzdal diocese, deals with local administrative bodies of the Russian Orthodox Church - clerical consistories - and their secretaries. They concentrated in their hands sufficient powers and to certain extent limited bishops' authorities.

Keywords: Russian Orthodox Church, diocese, bishop, consistory, consistorial secretary.

Церковная реформа Петра I положила начало созданию си- контролировать епархиальные органы смогут молодые люди с но пе

| нодальнои системы церковного управления, одним из аспектов которой стало ограничение единовластия епархиальных архиереев. Высказанная в составленном по инициативе Петра «Духовном Регламенте» идея замены епископа на время его болезни послужила в дальнейшем основанием для организации особых местных церковных учреждений - консисторий. 9 июля 1744 г. Синод издал указ о преобразовании архиерейских домовых правлений в консистории - высшие административные и судебные органы местного епархиального управления под начальством архиерея, в дела которых могли вмешиваться только Синод и епархиальный владыка.

Большое влияние на работу духовной консистории оказывал секретарь, чья должность была введена тем же указом в 1744 году. Он назначался Синодом по представлению обер-прокурора без участия местного архиерея. Значение секретарской должности в консистории было существенно выше, чем в прочих присутственных местах. Секретарь объединял функции начальника канцелярии с ежегодным представлением «через голову» архиерея отчетов о ходе дел в консистории обер-прокурору, и таким образом через него Синод наблюдал за исполнением законов по духовному ведомству на местах. В то же время, до начала XIX в. секретарь консистории, по сути, являлся секретарем личной канцелярии архиерея и назначался Синодом по рекомендации правящего владыки.

Усиление влияния обер-прокурора Синода и его канцелярии, которое последовало в начале XIX в. после назначения обер-прокурором князя А.Н. Голицына, отразилось и на практике назначения секретарей консисторий. Изменения в системе высшего церковного управления привели к тому, что при назначении на должность секретарей консисторий мнения епархиальных владык постепенно сводились на нет, а во главе консисторских канцелярий ставились направленные в провинцию синодальные чиновники. Наглядным примером может служить Владимиро-Суздальская епархия.

С 1812 г. должность секретаря Владимирской духовной консистории занимал чиновник Синода П. А. Протопопов, который был направлен во Владимир из столицы. Обер-офицерский сын, получивший только домашнее образование, он попал в Петербург из повытчиков Тамбовской консистории. Канцелярию Владимирской консистории он возглавлял 25 лет [1].

Ни одно дело, которое рассматривалось в консистории, не проходило мимо секретаря. От того, в каком виде преподносил секретарь дело членам консистории, во многом зависело его окончательное рассмотрение. Поэтому духовенство зачастую делало секретарю различные подношения, чтобы дело приняло оборот в их пользу. Так, исключительно на такого рода подарки упомянутый П. А. Протопопов приобрел во Владимире небольшой, но удобный деревянный дом, в котором жили его потомки до 1874 г. [2].

Дальнейшее усиление роли секретаря консистории в вопросах епархиального управления произошло в 1840-х гг. при обер-прокуроре графе Н.А. Протасове. Реальное влияние обер-прокурора на епархиальное управление было узаконено в 1841 г. Уставом духовных консисторий, в ходе «борьбы обер-прокурорской власти с Синодом и вообще с иерархиею» [3].

Политику графа Н. А. Протасова продолжил обер-прокурор граф Д.А. Толстой, известный в истории Православной Церкви своими либеральными начинаниями. В 1869 г. в качестве министра народного просвещения и обер-прокурора Святейшего Синода Д.А. Толстой, решив «проветрить епархиальные болота», обратился к образованной молодежи. Он считал, что помочь ему

высшим светским образованием, заняв должности секретарей в консисториях. На обращение Толстого тогда откликнулось 15-20 выпускников университетов.

В 1840-х гг. наметился приток в епархиальные консистории выпускников духовных академий. Должность секретаря Владимирской консистории в XIX - начале ХХ вв. исполняли чиновники из духовного сословия, имевшие среднее или высшее духовное образование и являвшиеся уроженцами Владимирской епархии. Последнее стало одной из причин отсутствия во Владимире каких-либо конфликтов секретаря консистории и правящего архиерея, которые имели место в большинстве епархий.

«Кузницей кадров» епархиальных органов управления стал Демидовский лицей в г. Ярославле. Как правило, выпускники этого вуза - потенциальные секретари консисторий - были выходцами из духовного сословия, и среднее образование получали в семинариях. Четыре бывших семинариста из Владимира, окончивших в 1870-е годы Демидовский лицей, впоследствии служили секретарями провинциальных духовных консисторий: в Перми, в Могилеве, Оренбурге и Костроме; в Минске; в Симферополе [4].

Однако высшее образование начальников канцелярий зачастую не способствовало лучшей организации дел в консистории. Наоборот, бюрократизм, карьерные соображения некоторых консисторских секретарей и их умение использовать свое положение в личных целях создавали еще больше трудностей в решении вопросов епархиального управления. Порядок в канцелярии духовной консистории во многом определялся личными качествами и организаторскими способностями ее секретаря, а не уровнем его образования.

Известны многочисленные случаи, когда именно секретари с высшим образованием заслуживали справедливых нареканий правящих архиереев, которые обвиняли их в развале деятельности органа епархиального управления. Таковых от епископа Саввы (Тихомирова) удостоился секретарь консистории коллежский асессор М. Г. Никольский - владимирский уроженец, который был назначен на эту должность как имевший академическое духовное образование. Однако ученый секретарь консистории не оправдал надежд, и взяточничество консисторских чиновников приобрело при нем вопиющие масштабы. Наконец, после получившего огласку случая, когда один крестьянин за выдачу ему-метрического свидетельства был вынужден отдать не только все свои деньги, но и шубу, в которой пришел в консисторию, М. Г. Никольский был вынужден оставить секретарскую должность [5].

Если до 1887 г. канцелярию Владимирской духовной консистории возглавляли местные уроженцы, окончившие духовные семинарии и академии, то с этого времени и до 1917 г. консисторскими секретарями во Владимире стали служить чиновники со светским высшим образованием - выпускники Петербургского университета юрист А.В. Филипповский и историк А. В. Гроздов. Оба они были сыновьями священников.

А.В. Филипповский, после окончания университетского курса в 1873 г. прослуживший в Петербургском окружном и военно-окружном судах и в Томской духовной консистории, в 1886 г. был переведен во Владимир, где возглавлял канцелярию местной консистории более 12 лет [6]. Его преемником стал надворный советник А.В. Гроздов. Получив первый опыт канцелярской работы в Синоде, куда он был определен сразу же после окончания университета, он с 1886 по 1898 гг. был секретарем Таврической духовной консистории, одновременно являясь членом Таврической ученой архивной комиссии и публикуя работы по истории

Таврической епархии. А. В. Гроздов стал последним начальником канцелярии Владимирской духовной консистории в синодальный период. В качестве секретаря консистории он участвовал во всех значимых событиях епархиальной жизни и был удостоен орденов - св. Анны 3-й и 2-й степеней [8]. Его судьба после 1917 года остается неизвестной.

Таким образом, пример Владимиро-Суздальского епархиального управления показывает, что усиление влияния обер-прокурора Синода и его канцелярии в центральном звене церковного управления на местах выразилось в возрастании роли секретаря духовной консистории, который стал независимым от архиерея обер-прокурорским «оком» в епархии.

Литература

1. Государственный архив Владимирской области (ГАВО).

2. Малицкий Н.В. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии. 1750-1900. - М., 1902.

3. Малицкий Н.В. История Владимирской духовной семинарии. Вып. 2. - М., 1902.

4. Танеев В.И. Детство. Юность. Мысли о будущем. - М., 1959.

5. Хроника моей жизни. Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. 9. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911.

УДК 94(47) ББК 66

ВЗГЛЯДЫ В.М. ПУРИШКЕВИЧА НА «ФИНЛЯНДСКИЙ ВОПРОС» В.В. Клепикова, аспирант кафедры истории России МПГУ, (916) 071-97-16

В.М. Пуришкевич возглавлял Русский народный союз им. Михаила Архангела и бът одним из лидеров правого движения в России начала XX в. Национальный вопрос - центральный вопрос в идеологии правых. Пуришкевич специализировался на проблемах Финляндии. Он рьяно защищал в Думе правительственный законопроект о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения, хотя его собственные взгляды были куда более радикальны, чем те, на которых выстраивался законопроект.

Ключевые слова: В.М. Пуришкевич, консерваторы, национальный вопрос, финский вопрос.

V.M. PURISHKEVICH'S VIEW ON THE PROBLEM OF FINLAND

Klepikova V.V.

V.M. Purishkevich was one of the leaders of conservatives in Russia in the beginning of the XX century. The national problem was the main for conservatives. Purishkevich specialized on the problem of Finland. He encouraged the parliament to agree with the project that created the government for Finland (the aim was to make Finland more dependent on Russia), but his own opinion on the problem was far more radical than government's project.

Keywords: V.M. Purishkevich, conservatives, national problem, problem of Finland.

Финляндия находилась в составе Российской Империи с для дерева. Снимите с дерева кору, и оно тотчас же начнет со-1

и

11809 г. Её положение всегда было особым, однако происходящие в связи с революцией 1905 г. изменения в государстве создали условия для дарования Финляндии ещё больших свобод. Консерваторов с их идеологемой о России «единой и неделимой» подобные тенденции крайне тревожили. Взгляд В.М. Пуришкевича (лидер Русского народного союза им. Михаила Архангела) на проблему Финляндии был агрессивным, чрезвычайно эмоциональным и, вероятно, из-за этого последнего и противоречивым. Основные свои мысли по вопросу Пуришкевич изложил в думских речах, а также в брошюре «Россия и Финляндия», которая вышла накануне обсуждения в Государственной думе законопроекта о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения. В них он, прежде всего, подвергал сомнению автономное положение Финляндии в России. Он пытался доказать, что у Финляндии нет на неё никаких прав, точно так же, как и прав на государственную самостоятельность. Видимо именно поэтому в «России и Финляндии» он писал название этой страны с маленькой буквы, как бы подчеркивая её негосударственное значение. Пуришкевич доказывал, что Финляндия всегда существовала лишь в качестве части территории другого государства (вначале Швеции, потом России), а значит, не может считаться независимым образованием. Кроме того, Россия её завоевала военным способом, а это в принципе отвергает претензии на независимость края.

Из этой общей посылки - Финляндия часть России и никак иначе - происходило основное обвинение в её адрес, обвинение такого рода, что по тону и содержанию напоминает обыкновенную человеческую обиду. Сводится это обвинение-обида к следующему: Финляндия не желает стать частью России, несмотря на все щедроты русских монархов, а народ её за почти столетнее проживание под одной короной не сделал никаких шагов, чтобы слиться с русским народом. По этой причине со стороны Финляндии в адрес России происходят недопустимые, по мнению Пуришкевича, вещи. Во-первых, финны, претендуя на самостоятельность, отказывались подчиняться русскому правительству и проявляли «недостаточное уважение к монаршим предначертаниям». Пуришкевич с возмущением пересказывал речи, произносимые в финском сейме, где депутаты высказывались в ключе, что любят талантливый русский народ, но ненавидят русское правительство. «.. .Правительство для народа есть то же, что кора

хнуть; потом сгинет и рассыплется в труху», - доказывал он. Во-вторых, Пуришкевич обвинял Финляндию в сочувствии революционным движениям и участии в событиях 1905-1907 гг. (подобный упрек был общим для всех консерваторов). В-третьих, Пуришкевич возмущался тем, что Финляндия имеет особые привилегии в империи, хотя финны - народ, «который не только не лучше, а во много раз хуже и бесполезнее прочих инородцев». «Пользуясь от России только её щедротами, Финляндия ничем не вознаграждала её, ничем по отношению её не обязывалась, не приносила ей никакой пользы; она принимала все, как должное, ей одной присущее, от неё неотделимое.», - писал он. Пуриш-кевич приводил ряд фактов «нечестного» отношения Финляндии по отношению к России: отсутствие личной воинской повинности у финнов (заменена налогом); таможенная граница; собственная денежная система; запрет принимать русских на службу в Финляндии; запрет на выборы в сейм русских; отсутствие для русских бесплатных мест в гельсингфорском университете; отсутствие прав в Финляндии у врачей, фармацевтов, дантистов и акушерок, которые получили диплом в имперских университетах и др. Пуришкевич оговаривал, что нет никаких выгод для государства иметь в своем составе подобную «собственность», но тут же и поправлялся, что отказаться от неё все же нельзя: слишком «дороги заветы предков, трудами и заботами которых ширились во все стороны границы русского государства - не для того, чтобы их потом суживать из-за чьих-либо безумных притязаний!».

Интересно, какой способ предлагал Пуришкевич для борьбы со всеми вышеперечисленными несправедливостями: принять меры, адекватные финляндским. Например, отменить бесплатные места в русских университетах для финнов, не принимать финнов на службу на территории России, считать бесправными врачей, фармацевтов и дантистов, закончивших гельсингфорский университет и т.п. То есть Пуришкевич, утверждая щедрость России по отношению к Финляндии, утверждая её стремление слиться с ней в единое целое и превратиться в вечных друзей, не предлагает Финляндии пересмотреть некоторые из её законов и исправить несправедливость, расширив права русских на территории Финляндии, а прямо обращается к русским людям с призывом наказать финнов, отплатив им тем же на территории России. Иначе говоря, предлагает меры, которые принимают только тогда, когда имеют дело с врагом, причем часто - в военное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.