СБОРНИК ПОНЯТИЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЕРБАЛИЗМА В
СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКЕ
А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-1-129-131
Аннотация. Статья содержит критический анализ неопозитивистской платформы современного образовательного процесса, в которой вербализм и репродуктивное мышление заняли ведущие позиции. Разработка сборников понятий, основанная на органическом единстве формальной и диалектической логики, формирует высший способ познания (системное, критическое, творческое) и самое знание предмета, а не набор словесных конструкций о нём.
Ключевые слова: содержание сознания, форма сознания, вербализм, идеализация, учебный процесс, понятие, суждение, операции с понятиями.
Языковой характер мышления отмечали логики: язык, очевидно, представляет собой одно из главнейших орудий или пособий мысли.
Свойство мышления отражать мир в виде множества взаимосвязанных понятий, связанных с соответствующими словами естественного языка, позволяет словам замещать сами вещи, в чём и воплощается сущность идеализации, чем объективно и должен заниматься образовательный процесс.
Один из виднейших теоретиков позитивизма Л. Витгенштейн видит роль философии в логическом прояснении содержания научного знания посредством уточнения его языковой формы [1]. Принцип построения такой концепции был идеалистичен: «мир» был скопирован с логики высказываний, что соответствует идиоме: телега впереди лошади. Эту неопозитивистскую позицию реализует современная школа через противоестественный, уродливый подход к обучению, хотя, к сожалению, он и не осознаётся учителем. Накладывая на процесс живого движения знаний жёсткую логическую схему строгого упорядочения «готового» знания = языка, мы закрываем перед учеником пути достижения знания.
При неумелом использовании дидактический принцип наглядности приводит к обратному результату, поскольку «создаёт лишь иллюзию понимания, поскольку за-
мазывает своей разноцветной парфюмерией внешние признаки вербализма. Видимое благополучие загоняет болезнь внутрь «органов познания». И прежде всего -способность размышления... вместо предмета ученику всегда предлагается готовый образ, выдаваемый за предмет. Никакой деятельности с предметом здесь не совершается [2].
Как организовать процесс усвоения знания как знания предмета, т.е. не как отдельную «вещь», а именно как систему вещей, обладающую своей, ни от какого языка не зависящей организацией и связью, как конкретное целое?
Содержанием сознания выступает мышление, а формой сознания - язык. Тут-то и кроется коварство языка: он не предназначен лишь для выполнения одной задачи - наиболее точного выражения мысли, а порой используется и в прямо противоположных целях («язык переодевает мысль» [1]).
Чтобы язык стал ясным и продуктивным в процессе познания, мышление должно глубоко проникнуть в сущность предмета, до самых его оснований, и тогда язык найдёт соответствующую форму -понятие - для выражения объективной сущности, а операции с понятиями выступят индикатором глубины научного осмысления вещи. Такова диалектика мышления и языка.
Операции с понятиями подчинены формально-логическим законам. Вся наша мыслительная деятельность, осуществляется посредством понятий. И если понятие «взято» осмысленно, т.е. подверглось всестороннему анализу и синтезу, оно естественным путём подкрепляется образом. Таким образом, первичный образ - наличное представление - становится вторичным, осмысленным (телега встала позади лошади).
Сборник понятий создаётся не по энциклопедическому принципу расположения словарных статей. Принцип построения сборника понятий - логика следования от общих (родовых) признаков - к особенным (видовым). Сначала даётся содержание понятия, что отражает качество предмета, обозначенного этим понятием, а далее выявляется объём понятия, т.е. его количество. В самой основе построения сборника понятия отражён диалектический закон единства противоположностей: качество и количество.
Для выявления объёма понятия (его деления) указывается основание (признак) деления и члены деления (виды). Отметим, что логическая операция деления понятия - непростая работа мысли. Однако именно здесь наш интеллект приводит в систему научные понятия. Очевидно, по этой причине наши учебная и научная литература далека от культуры мышления: автору данного исследования не удалось обнаружить ни в одном источнике информации подобного рода грамотного деления понятий. Следовательно, всю имеющуюся
использовать в качестве ресурса формирования критического мышления.
Критическое мышление формируется на основе системного мышления. Установление родо-видовых отношений в процессе составления сборника понятий - это, по сути, и есть формирование и проявление системного мышления. При разрешении противоречий (проблем) человеческий интеллект не способен вырваться из плена многовариатности решений, не прибегая к обобщению и ограничению понятий. Именно эти операции с понятиями и лежат в основе сборника понятий.
Каждое новое понятие выводится из объёма предыдущего, затем раскрывается его содержание и устанавливается объём. Деление понятий доводится до единичного, что отражается иллюстрацией примеров - таков алгоритм составления сборника понятий. Таким образом, сборник понятий по прямой связи ограничивает понятие, а по обратной - обобщает их, а в итоге в сознании формируется вся система понятий.
Сборник понятий, с одной стороны, раскрывает систему понятий, т.е. содержание учебной дисциплины, а с другой, - является инструментом познания, следующего от общего через особенное к единичному. Через сборник понятий обучающийся формирует выводные знания, а не нагружает мозг разрозненными фактами.
Автором статьи разработаны учебные пособия по различным дисциплинам, представляющие собой сборники понятий [3, 4].
учебно-методическую литературу можно
Библиографический список
1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М., 1958. - 33 с.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. - 273 с.
3. Поляруш А.А. Социология. Сборник понятий. Учебно-методическое пособие. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://eraofscience.com/EofS/Uchposobija/Arhiv/2015-polj arush_a-a-oktj abr_2018.pdf (дата обращения 05.02.2021).
4. Поляруш А.А. Генетика. Сборник понятий. Учебное пособие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eraofscience.com/EofS/Uchposobija/Arhiv/2021-poljarush_a-a-maj_2020.pdf (дата обращения 06.02.2021).
COLLECTION OF CONCEPTS AS A WAY OF OVERCOMING VERBALISM IN
MODERN DIDACTICS
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences
Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University
(Russia, Achinsk)
Abstract. The article contains a critical analysis of the neo-positivist platform of the modern educational process, in which verbalism and reproductive thinking have taken a leading positions. The development of collections of concepts, based on the organic unity of formal and dialectical logic, forms the highest way of cognition (systemic, critical, creative) and knowledge of the subject itself, and not a set of verbal constructions about it.
Keywords: content of consciousness, form of consciousness, verbalism, idealization, educational process, concept, judgment, operations with concepts.