Качаев Т.В.
Аспирант, Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦРФ «Российский университет кооперации», Казань.
Сбалансированность развития агропромышленного комплекса региона на примере Республики Татарстан
Прежде всего, необходимо определить, что представляет собой Агропромышленный комплекс (АПК). Это система производственных структур и предприятий, которые занимаются выращиванием сельскохозяйственной продукции, а также ее хранением, переработкой и сбытом. Согласно еще одному определению - это система взаимосвязанных производственных сфер, которые выпускают и перерабатывают сырьё и продукты сельского хозяйства. При этом АПК является важной частью экономики всей страны, представляя собой одну из базовых отраслей, влияющих на эффективное развитие государства и уровень жизни его населения.
В настоящее время в структуру АПК Республики Татарстан входят следующие отраслевые ветви:
1. Растениеводство (земледелие) и животноводство;
2. Отрасли, которые направлены на переработку сельскохозяйственной продукции;
3. Инфраструктурные организации, задача которых заниматься обслуживанием сельского хозяйства (страховые фонды, лизинговые организации, кредитные компании и т.д.).
На рисунке № 1 отражена структура АПК Республики Татарстан,
Рисунок 1. Основные компоненты агропромышленного комплекса
которая включает в себя компоненты, составляющие взаимосвязанную систему.
Сбалансированное развитие агропромышленного комплекса в стране и ее регионах является важнейшей экономической задачей. Множество современных авторов в своих исследованиях освещают проблемы развития АпК в Российской Федерации и ее субъектах, в частности такие, как: Л.В. Лясников [7], М.Р. Богапова [2,3], Л.А. Ов-сянко [10], Д.Б. Гасанова [5], А.А. Баширова [1], М.С. Оборин [9], Э.В. Гайданова [4], М.М. Шарифзода [11], Б. Мицкевич [8], Э.М. Луб-кова [6] и др.
Существует ряд факторов, которые существенно замедляют сбалансированное развитие АпК Республики Татарстан:
1) Недостаточное число программ государственного и негосударственного уровня, направленных на эффективную регуляцию продовольственного рынка. Все еще существуют торговые барьеры, ограничивающие экспорт между различными регионами, которые сдерживают развитие производственной сферы и снижают конкурентоспособность предприятий.
2) Недостаточное количество финансирования в сельскохозяйственной сфере. Это обусловлено такими факторами, как:
- высокий уровень кредиторской задолженности у компаний агропромышленного комплекса;
- небольшой размер выручки от производства продуктов, что обусловлено низким ценовым уровнем данной продукции, а также ограниченности ее сбыта. при этом в качестве одного из отрицательных последствий выступает уменьшение числа закупок новейшего технологического оборудования, что в итоге приводит к физическому износу основных средств организаций, входящих в агропромышленный комплекс;
- небольшое число оборотных средств, принадлежащих компаниям агропромышленного комплекса.
3) Деградация сельскохозяйственных земель. В последние годы из оборота было выведено более чем три десятка миллионов гектаров земли. Увеличивается площадь почвы с повышенной кислотностью, возникают проблемы с системой мелиорации земель. Это в первую очередь связано с применением почвенных удобрений, имеющих низкое качество, или малоэффективный состав.
4) Недостаток инновационных технологий. Многие региональные агропромышленные предприятия и фермерские хозяйства все еще используют устаревшую технику и технологию производства. Это в свою очередь становится причиной высокой себестоимости и
низкой конкурентоспособности продукции, а также негативно влияет на социальное и экономическое развитие сельских территорий.
Для того чтобы снизить влияние перечисленных выше негативных факторов, необходима реализация на федеральном и региональном уровне программ, направленных на сбалансированное развитие агропромышленного комплекса. В качестве приоритетных задач при этом должны быть определены такие, как:
- увеличение доли кредитных ресурсов - сюда относятся материальные средства, которые инвестируются в агропромышленные комплексы для их модернизации и расширения;
- усиленная помощь в развитии сельскохозяйственного сектора и его подотраслей: животноводства, рыболовства, растениеводства и т.д. Это будет способствовать увеличению конкурентоспособности производителей и росту продаж продукции;
- повышение продуктивности производственного процесса -сюда входят такие меры, как мелиорация земель, с целью повышения их плодородности, а также действия по предотвращению негативных климатических последствий и т.д. Не менее важным является развитие селекционных производственных направлений;
- осуществление мер, направленных на рост показателей, отражающих загрузку агропромышленных предприятий необходимым сырьем;
- реализация мер, предназначенных для стимуляции объема производства и сбыта основной агропромышленной продукции, в том числе с целью импортозамещения;
- осуществление мер, которые предназначены для улучшения уровня жизни сельскохозяйственных регионов и их жителей, а также развития в них инфраструктуры. Они могут быть реализованы с помощью привлечения инвесторов, а также организации специальных мероприятий внутри страны и на международном уровне;
- реализация мероприятий, связанных с эпизоотическим и вете-ринарно-санитарным благополучием. Сюда относятся регулярные вакцинации, в том числе против новых штаммов вирусов, а также меры, направленные на предотвращение безграмотности владельцев фермерских хозяйств в отношении ветеринарно-санитарного контроля.
Комплекс потенциальных возможностей, связанных с повышением результативности производственного процесса за счет эффективной эксплуатации системы трудовых, энергетических, технических и материальных ресурсов, представляет собой ресурсный потенциал различных предприятий и промышленных производств агропро-
мышленного комплекса.
Ресурсный потенциал имеет огромное значение для сбалансированного развития АПК в Республике Татарстан. При этом в обеспечении его устойчивости важную роль играет государственная политика. Под сбалансированным и устойчивым развитием государство понимает три базовых элемента социоприродной системы: социальный, экономический и экологический.
Ресурсный потенциал агропромышленного предприятия зависит от природных и климатических факторов (заморозки, суховеи, засухи), а также тех, которые связанны с производственным процессом: качество и размер сельскохозяйственных земель, материальное и техническое оснащение, численность и уровень подготовки кадрового состава предприятий.
При этом с учетом всего сказанного выше, можно сформулировать несколько рекомендаций, которые относятся к улучшению ресурсного потенциала агропромышленных комплексов Республики Татарстан:
- реорганизация тех производственных предприятий, которые показывают наименьшую эффективность, а также формирование агропромышленных холдингов, кластеров и т.д.;
- повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель;
- развитие сельских поселений, увеличение занятости их жителей, а также привлечение квалифицированных специалистов для работы на сельских фермерских хозяйствах и производствах.
- модернизация АПК регионов, в том числе с помощью привлечения инвестиционных средств.
Республика Татарстан является регионом, в котором регулярно проводятся необходимые меры для сбалансированного развития агропромышленных комплексов.
В 2023 году данный регион РФ занял 5 место в рейтинге среди всех российских субъектов по объемам сельскохозяйственного производства. При этом доля сельского хозяйства составила 4,1 процента в общей структуре экономики республики. Динамика объема сельскохозяйственной продукции Татарстана по итогам 2023 года представлена на рисунке № 2.
Важную роль в сбалансированном развитии агропромышленных комплексов данного региона играет поддержка со стороны государства, которая осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне (Таблица №1) [13].
Рассмотрим актуальные данные, которые относятся к агропро-
400 103,7 102.9 103.6 103,7 103,7 103,} 107;
91,2 91.6 92,1
209,
16,2 33,0 52,8
« а ä " 11
240,6
267,
289,2
■ 60 40
20
ЯНВЯрЬ ДИЙЗрЬ- ЯНВарЬ- ЯИЫрИ- KI Г,лрь- ЯИПарЬ- ET ПЛ pi.- ЯПВИрТ- Я' ВЗрЪ- ЯIГ [,'■ - ■■ - Я\ РЛрТг- Я Г n.lj'il.-март апрель Mail Li ни и. ипт август сентябрь октябрь Еюябрь декабрь
-—Л Объем продукции сельского хозяйства, млрд руб.
-"в сопоставимых ценах, в%к соответствующему периоду 2022 гада
Рисунок 2. Объем продукции сельского хозяйства в Республике Татарстан в 2023 году.
мышленной отрасли Республики Татарстан, в особенности тех её областей, где требуется наиболее активная поддержка для максимально сбалансированного развития.
В начале 2024 года министр сельского хозяйства и продовольствия в Республике Татарстан М.А. Зяббаров представил Доклад «Об итогах работы АпК в 2023 году, и задачах на 2024 год» [12]. перечислим ключевые пункты, которые были в нём озвучены:
- 2023 год был достаточно сложным для сельскохозяйственных предприятий в республике, в связи с ростом цен на строительные материалы, засухой и повышением кредитных ставок;
- Индекс производства в 2023 году был равен 92%. Объем ВРп остался на уровне средних показателей последних лет во многом благодаря росту животноводства в регионе;
- Обеспечение эффективного развития агропромышленной отрасли является приоритетной задачей региона на 2024 год;
- Доля наиболее прибыльных сельскохозяйственных предприятий снизилась на 1,7%;
- Эффективность деятельности предприятий АпК связана с повышением мотивации кадров. За прошедшие пять лет заработная плата работников в данной отрасли выросла почти вдвое;
- перед предприятиями АпК Татарстана на 2024 год поставлены задачи увеличения индекса производства продукции в растениеводстве на 22 и более процента по сравнению с 2023 годом, а также на 1,5 процента и более - в животноводстве;
- Важным направлением, в связи с ростом цен, является оптимизация затрат, связанных со сбором урожая. при этом, как отмечает
Наименований мероприятии Бюджет РФ Бюджет РТ Итого
ВСЕГО 4 041 431,2 11 136 370,9 IS 17Т 810,2
Со фина не дуемые мероприятия государственной поддержки всего, в т.ч.: 4 041431.2 1 502 117.1 5 543 540,4
Субсидия на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышлеиного комплекса и развтие малых форм хозяйствования 908 932.В 605 955,2 1 514 808,0
Субсидия нэ поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным под отраслям растерев од ста а и животноводства 057 848,2 571 898,8 1 429 747,0
Иные межбюджетные трансферты на возмещение части затрат на уплату процентов по игеестициотым кредитом (зо^шм) □ агропромышленном комплексе 274 269.9 14 435.3 288 705,2
Иные межбюджетные трансферты на возмеще1ие производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур 973 211,0 8 757,0 931 96В,D
Субсидия 1е стимулирование увелнмения производства масличных культур 7 010,7 1 785,2 9 395.9
Субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации □ рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего пре дприн«мате пь ства» эзо то 78179,9 408412,9
Субсидии «э реализацио мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» 83 358.9 20 726,2 109 060,1
Субсидии на проведение гидромелиоративных, культуротехн^иеских, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, а также в области известкования кислых почв на пашне 46 107,8 30 738,5 76 846,3
Федеральный проект «Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства» 69 709,3 46 139,6 115 348,9
Субсидии на возмещение части прямых понесённых затрат нэ создание и(или) модернизацию объактов АПК 483 476,3 122 036,7 605 513,0
Меропрттич государственной поддержки финансируемые только из бюджета РТ всего, в т.ч.: 0,0 9 634 261.8 9 634 261,8
Субсидии на 1 кг реализованного и(или) отгруженного не собственную переработку молока 0,0 520 511,7 520 511,7
Субсидии 1-й поддержку животноводства 0,0 1 014 897,9 1 014 897,9
Субсидии на возмещение части затрат, связанны* с уплатой налога на имущество организаций 0,0 864 924.0 864 924.0
Субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных приобретении минеральных удобрений 0,0 1 237 690,5 1 237 690,5
Субсидии техническую и технологическую модернизацию сх производства 0,0 1 724 725,6 1 724 725,6
Таблица 1. Основные направления государственной поддержки АПК Республики Татарстан на федеральном и региональном уровне в 2023 году.
М.А. Зяббаров, сельскохозяйственные предприятия в регионе работают с разной эффективностью. У части хозяйств, рентабельность зерновой продукции составляет более чем 20%, во многом благодаря верно подобранной технологии.
- Важнейшая задача - повышение качества сельскохозяйственной продукции;
- Для того чтобы снизить затраты на производство и улучшить качество продукта в области растениеводства необходимо применять жидкие удобрения комплексного характера. При этом, как и в 2023 году в 2024 сохраняются субсидии на приобретение удобрений.
- На 2024 год правительством на федеральном уровне была поставлена задача увеличения доли отечественных семян с целью реализации импортозамещения в стране.
- Страхование урожая остается важным направлением, в связи с возможностью опасных природно-климатических явлений, таких как атмосферная и почвенная засуха, суховей и заморозки.
- Одна из основных задач - подготовка сельскохозяйственной техники и её топливное обеспечение;
- Несмотря на то, что 2023 год оказался достаточно сложным в финансовом плане, в сфере животноводства региону удалось получить государственные субсидии в размере 371 миллиона рублей и ввести в эксплуатацию девятнадцать молочных комплексов;
- С 2024 года Министерством сельского хозяйства РФ были внесены поправки в постановление о государственной поддержке капек-сов. Если в 2023 году фермерским хозяйствам, которые имели более четырех сотен голов возмещалось 25% расходов на строительство, то с 2024 года будет оказана поддержка фермам, направленная на увеличение количества голов до 1000, а также возмещение затрат в размере 50% на приобретение оборудования и технических средств.
- Одной из приоритетных задач Республики Татарстан на 2024 год является укрепление лидерства в животноводческой отрасли сельского хозяйства;
- Важно расширять рынки сбыта агропромышленной продукции региона, в том числе в сфере электронной торговли. Сегодня в Республике Татарстан ведут свою деятельность семь крупнейших мар-кетплейсов, в частности такие, как: «Яндекс Маркет», «Wildberries», «AliExpress», «Ozon», «Мегамаркет», «Своё», «KazanExpress».
- Для того, чтобы увеличить экспорт продукции, следует не только модернизировать и расширять мощности, которые относятся к её переработке и хранению, но и принимать меры для обновления и расширения подвижного транспортного состава для её отгрузки;
- Республика Татарстан заняла первую строчку среди агропромышленных регионов по уровню их цифровизации.
- В 2023 году на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» Республике Татарстан было выделено 3 миллиарда рублей, а в 2024 году размер средств господдержки составит уже 5 миллиардов рублей. Таким образом, данный регион является самым крупным получателем финансовых средств по данной программе.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Сбалансированное развитие агропромышленного комплекса в рамках Российской Федерации и отдельных регионов страны является важнейшей экономической задачей.
2) Существуют факторы, которые в значительной степени замедляют сбалансированное развитие АПК в регионах;
3) Для минимизации негативного влияния данных факторов, а также повышения ресурсного потенциала отдельных агропромышленных предприятий, государству необходимо осуществлять ряд поддерживающих мер, предназначенных для сбалансированного развития АПК в регионах;
4) Республика Татарстан стабильно занимает лидирующие позиции в российской агропромышленной отрасли, что во многом обусловлено эффективными мерами государственной поддержки на федеральном и региональном уровне.
Библиографический список:
1. Баширова А.А. Сбалансированное развитие элементов ресурсного потенциала как резерв роста аграрного производства в регионе // Проблемы развития АПК региона. 2018. № 4. С. 218-222.
2. Богапова М.Р. Оценка влияния ресурсного потенциала на специализацию и эффективность сельскохозяйственного производства в регионе // Экономические науки. 2018. № 4. С. 118-125.
3. Богапова М.Р., Дозорова Т.А. Эффективность использования ресурсного потенциала: оценка и направления повышения в регионе // Вестник Казанского государственного аграрного университет. 2018. № 1. С. 152-156.
4. Гайданова Э.В. Оценка эффективности использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных организаций региона // Вестник Академии знаний. 2018. № 29. С. 97-105.
5. Гасанова Д.Б. Развитие АПК как двигатель экономического роста // Инновационные кластеры в глобальной экономике: теория и практика / под ред. А.А. Сукиасян [и др.]. - Оренбург., 2018. С. 19-20.
6. Лубкова Э.М., Шелковников С.А. Развитие АПК промышленных регионов. / монография. - Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. 267 с.
7. Лясников Н.В. Агропромышленный комплекс России и необходимость обеспечения продовольственной безопасности в условиях международных санкций // Проблемы рыночной экономики. 2018. № 2. С. 19-25.
8. Мицкевич Б. Мировой опыт инновационного развития организаций АПК в условиях цифровой экономики / Б. Мицкевич, А.Г. Ефименко // Проблемы экономики. 2019. № 2. С. 147-156.
9. Оборин М.С. Проблемы и перспективы развития регионального агропромышленного комплекса как фактора устойчивого роста экономики территорий // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 2. С. 66-71.
10. Овсянко Л.А., Овсянко А.В. Эффективность государственной поддержки субъектов АПК в регионе // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). C. 418-420.
11. Шарифзода М.М. К вопросу об исследовании методических подходов к оценке ресурсного потенциала регионов / М.М. Шарифзода, А.С. Махмудов // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. - Серия общественных наук. 2019. № 2. С. 5-13.
12. Доклад заместителя Премьер-министра Республики Татарстан -министра сельского хозяйства и продовольствия М.А. Зяббарова на коллегии Министерства «Об итогах работы агропромышленного комплекса» за 2023 г. // URL: https://agro.tatarstan.ru/file/ pub/pub_4076453.pdf
13. Основные итоги развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан в 2023 году. // URL: https://коллегия-мсх-рт.рф/pdf/Итоги%20АПК%202023.pdf
References
1. Bashirova A.A. Balanced development of elements of resource potential as a reserve for the growth of agricultural production in the region // Problems of development of the regional agro-industrial complex. 2018. № 4. P. 218-222.
2. Bogapova M.R. Assessing the influence of resource potential on the specialization and efficiency of agricultural production in the region // Economic Sciences. 2018. № 4. P. 118-125.
3. Bogapova M.R., Dozorova T.A. Efficiency of using resource potential: assessment and directions for improvement in the region // Bulletin of the Kazan State Agrarian University.
2018. № 1. P. 152-156.
4. Gaidanova E.V. Assessing the efficiency of using the resource potential of agricultural organizations in the region // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. № 29. P. 97-105.
5. Gasanova D.B. Development of the agro-industrial complex as an engine of economic growth // Innovation clusters in the global economy: theory and practice / ed. A.A. Sukiasyan [and others]. - Orenburg., 2018. P. 19-20.
6. Lubkova E.M., Shelkovnikov S.A. Development of the agro-industrial complex of industrial regions. / monograph. - Kemerovo: Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, 2021. 267 p.
7. Lyasnikov N.V. Agro-industrial complex of Russia and the need to ensure food security in the conditions of international sanctions // Problems of market economy. 2018. № 2. P. 19-25.
8. Mitskevich B. World experience of innovative development of agribusiness organizations in the digital economy / B. Mitskevich, A.G. Efimenko // Problems of economics.
2019. № 2. P. 147-156.
9. Oborin M.S. Problems and prospects for the development of the regional agro-industrial complex as a factor in the sustainable growth of the territorial economy // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2018. № 2. P. 66-71.
10. Ovsyanko L.A., Ovsyanko A.V. Efficiency of state support for agricultural subjects in the region // Economics and Entrepreneurship. 2020. № 11 (124). P. 418-420.
11. Sharifzoda M.M. On the issue of studying methodological approaches to assessing the resource potential of regions / M.M. Sharifzoda, A.S. Makhmudov // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. - Social Science Series. 2019. № 2. P. 5-13.
12. Report of the Deputy Prime Minister of the Republic of Tatarstan - Minister of Agriculture and Food M.A. Zyabbarov at the board of the Ministry "On the results of the work of the agro-industrial complex" for 2023 // URL: https://agro.tatarstan.ru/file/pub/pub_4076453.pdf
13. Main results of the development of the agro-industrial complex of the Republic of Ta-tarstan in 2023. // URL: https://collegia-mskh-rt.rf/pdf/Itogi%20APK%202023.pdf