Научная статья на тему 'Региональный опыт адаптации сельского хозяйства к макроэкономическим изменениям'

Региональный опыт адаптации сельского хозяйства к макроэкономическим изменениям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
адаптация / меры поддержки / ресурсное обеспечение / проекты / сельское хозяйство / стабилизация / agriculture / adaptation / resource provision / support measures / stabilization / projects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин М. С.

Введение. Планирование отраслевого развития в условиях макроэкономических изменений является сложной задачей государства. Следует признать, что меры системной поддержки не окажут длительного эффекта, если на уровне регионов будут предприниматься недостаточные усилия по сотрудничеству с сельскохозяйственными производителями, включая слабо обоснованные и продуманные управленческие решения. Положительные долгосрочные изменения требуют комплексного подхода к различным аспектам функционирования производства, среди которых ресурсное обеспечение занимает основное место. Консолидация совместных усилий органов власти и региональных лидеров агробизнеса способствует не только достижению положительных результатов, но и наращиванию компетенций по сотрудничеству и реализации сложных задач. Статья посвящена исследованию регионального опыта адаптации сельского хозяйства к макроэкономическим изменениям. Целью исследования является разработка направлений поддержки сельскохозяйственного производства на примере Республики Татарстан. Материалы и методы: 1) научно-теоретический анализ; 2) систематизация и расчетно-аналитическая интерпретация данных статистики о состоянии сельского хозяйства Республики Татарстан; 3) контент-анализ нормативно-правовой базы регулирования сельского хозяйства региона, включая доклады и аналитические записки представителей органов власти. Результаты. Систематизированы и уточнены основные тенденции, проблемы и ограничения развития сельского хозяйства субъекта РФ в меняющихся региональных и макроэкономических условиях. Выделены ключевые подходы к поддержке положительных тенденций в отрасли, к которым необходимо отнести системность мер государственной и региональной поддержки, преемственность программно-целевого планирования, кластерную связанность территории, автономность ресурсного обеспечения и стимулирование кооперационного взаимодействия крупного агробизнеса. Обсуждение. Республика Татарстан относится к высокоразвитым регионам страны. Темпы интенсификации сельскохозяйственного производства поддерживаются социально-экономическими институтами, совместной координацией выработки и реализации управленческих решений органами власти и руководства субъектов агропромышленного кластера. Исследуемый период показал наличие системных изменений, но результаты являются нестабильными, высокая рентабельность и инновации, характерные для крупного агробизнеса, должны поддерживаться другими субъектами при возможности использования технологий и цифровых решений, участия в программах и проектах улучшения состояния сельских территорий. Заключение. В регионе сложились устойчивые предпосылки развития сельского хозяйства как элемента крупного кластера, включающего передовые предприятия агропромышленного комплекса на основе партнерства, координации и поддержания технологического вектора производства. Сельское хозяйство в сегменте малых и средних предприятий может обеспечить стабильность за счет участия в качестве важного ресурсного элемента. Такой подход позволяет стабилизировать финансово-экономическое состояние основных и обслуживающих субъектов агрокластера, получить технологические преимущества от сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional experience in adapting agriculture to macroeconomic changes

Introduction. Planning sectoral development in the context of macroeconomic changes is a difficult task for the state. It should be recognized that systemic support measures will not have a lasting effect if insufficient efforts are made at the regional level to cooperate with agricultural producers, including poorly informed and thoughtful management decisions. Positive long-term changes require an integrated approach to various aspects of the functioning of production, among which resource provision occupies the main place. The consolidation of joint efforts of government authorities and regional agribusiness leaders contributes not only to achieving positive results, but also to building up competencies for cooperation and the implementation of complex tasks. The article is devoted to the study of the regional experience of adapting agriculture to macroeconomic changes. The purpose of the study is to develop areas of support for agricultural production using the example of the Republic of Tatarstan. Materials and methods: 1) scientific and theoretical analysis; 2) systematization and computational and analytical interpretation of statistical data on the state of agriculture of the Republic of Tatarstan; 3) content analysis of the regulatory framework for regulating agriculture in the region, including reports and analytical notes by government representatives. Results. The main trends, problems and limitations of the development of agriculture in the subject of the Russian Federation in changing regional and macroeconomic conditions are systematized and clarified. The key approaches to supporting positive trends in the industry are highlighted, which should include systematic measures of state and regional support, continuity of program and target planning, cluster connectivity of the territory, autonomy of resource provision and stimulation of cooperative interaction of large agribusiness. Discussion. The Republic of Tatarstan belongs to the highly developed regions of the country. The pace of intensification of agricultural production is supported by socio-economic institutions, joint coordination of the development and implementation of management decisions by the authorities and the leadership of the subjects of the agro-industrial cluster. The period under study showed the presence of systemic changes, but the results are unstable, high profitability and innovations are characteristic of large agribusiness, should be supported by other entities with the possibility of using technologies and digital solutions, participating in programs and projects to improve the condition of rural areas. Conclusion. The region has developed stable prerequisites for the development of agriculture as an element of a large cluster, including advanced enterprises of the agro-industrial complex on the basis of partnership, coordination and maintenance of the technological vector of production. Agriculture in the segment of small and medium-sized enterprises can ensure stability through participation as an important resource element. This approach makes it possible to stabilize the financial and economic condition of the main and servicing entities of the agro cluster, to obtain technological advantages from cooperation.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт адаптации сельского хозяйства к макроэкономическим изменениям»

WW^WW^V РРГМПНД пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл

РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338.22

DOI: 10.24412/2227-9407-2024-11-117-127 EDN: MHAJFJ

Региональный опыт адаптации сельского хозяйства к макроэкономическим изменениям

Матвей Сергеевич Оборин1'2 3

1 Пермский институт (филиала) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Пермь, Россия;

2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия; 3Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

гесгеасЫп@гатЬ1ег.ги, https://orsid.org/QQQQ-0QQ2-4281-8615

Аннотация

Введение. Планирование отраслевого развития в условиях макроэкономических изменений является сложной задачей государства. Следует признать, что меры системной поддержки не окажут длительного эффекта, если на уровне регионов будут предприниматься недостаточные усилия по сотрудничеству с сельскохозяйственными производителями, включая слабо обоснованные и продуманные управленческие решения. Положительные долгосрочные изменения требуют комплексного подхода к различным аспектам функционирования производства, среди которых ресурсное обеспечение занимает основное место. Консолидация совместных усилий органов власти и региональных лидеров агробизнеса способствует не только достижению положительных результатов, но и наращиванию компетенций по сотрудничеству и реализации сложных задач. Статья посвящена исследованию регионального опыта адаптации сельского хозяйства к макроэкономическим изменениям. Целью исследования является разработка направлений поддержки сельскохозяйственного производства на примере Республики Татарстан.

Материалы и методы: 1) научно-теоретический анализ; 2) систематизация и расчетно-аналитическая интерпретация данных статистики о состоянии сельского хозяйства Республики Татарстан; 3) контент-анализ нормативно-правовой базы регулирования сельского хозяйства региона, включая доклады и аналитические записки представителей органов власти.

Результаты. Систематизированы и уточнены основные тенденции, проблемы и ограничения развития сельского хозяйства субъекта РФ в меняющихся региональных и макроэкономических условиях. Выделены ключевые подходы к поддержке положительных тенденций в отрасли, к которым необходимо отнести системность мер государственной и региональной поддержки, преемственность программно-целевого планирования, кластерную связанность территории, автономность ресурсного обеспечения и стимулирование кооперационного взаимодействия крупного агробизнеса.

Обсуждение. Республика Татарстан относится к высокоразвитым регионам страны. Темпы интенсификации сельскохозяйственного производства поддерживаются социально-экономическими институтами, совместной координацией выработки и реализации управленческих решений органами власти и руководства субъектов агропромышленного кластера. Исследуемый период показал наличие системных изменений, но результаты являются нестабильными, высокая рентабельность и инновации, характерные для крупного агробизнеса, должны поддерживаться другими субъектами при возможности использования технологий и цифровых решений, участия в программах и проектах улучшения состояния сельских территорий.

© Оборин М. С., 2024

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 11 (162). C. 117-127. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 11 (162). P. 117-127. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

Заключение. В регионе сложились устойчивые предпосылки развития сельского хозяйства как элемента крупного кластера, включающего передовые предприятия агропромышленного комплекса на основе партнерства, координации и поддержания технологического вектора производства. Сельское хозяйство в сегменте малых и средних предприятий может обеспечить стабильность за счет участия в качестве важного ресурсного элемента. Такой подход позволяет стабилизировать финансово-экономическое состояние основных и обслуживающих субъектов агрокластера, получить технологические преимущества от сотрудничества.

Ключевые слова: агрокластер, адаптация, меры поддержки, ресурсное обеспечение, проекты, сельское хозяйство, стабилизация

Для цитирования: Оборин М. С. Региональный опыт адаптации сельского хозяйства к макроэкономическим изменениям // Вестник НГИЭИ. 2024. № 11 (162). С. 117-127. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-11-117-127. EDN: MHAJFJ.

Regional experience in adapting agriculture to macroeconomic changes

Matvey S. Oborin1,2 3

1 Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russia;

2 Perm State National Research University, Perm, Russia;

3 Perm State Agrarian and Technological University named after ak. D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia [email protected], https://orsid.org/0000-0002-4281-8615

Abstract

Introduction. Planning sectoral development in the context of macroeconomic changes is a difficult task for the state. It should be recognized that systemic support measures will not have a lasting effect if insufficient efforts are made at the regional level to cooperate with agricultural producers, including poorly informed and thoughtful management decisions. Positive long-term changes require an integrated approach to various aspects of the functioning of production, among which resource provision occupies the main place. The consolidation of joint efforts of government authorities and regional agribusiness leaders contributes not only to achieving positive results, but also to building up competencies for cooperation and the implementation of complex tasks. The article is devoted to the study of the regional experience of adapting agriculture to macroeconomic changes. The purpose of the study is to develop areas of support for agricultural production using the example of the Republic of Tatarstan.

Materials and methods: 1) scientific and theoretical analysis; 2) systematization and computational and analytical interpretation of statistical data on the state of agriculture of the Republic of Tatarstan; 3) content analysis of the regulatory framework for regulating agriculture in the region, including reports and analytical notes by government representatives. Results. The main trends, problems and limitations of the development of agriculture in the subject of the Russian Federation in changing regional and macroeconomic conditions are systematized and clarified. The key approaches to supporting positive trends in the industry are highlighted, which should include systematic measures of state and regional support, continuity of program and target planning, cluster connectivity of the territory, autonomy of resource provision and stimulation of cooperative interaction of large agribusiness.

Discussion. The Republic of Tatarstan belongs to the highly developed regions of the country. The pace of intensification of agricultural production is supported by socio-economic institutions, joint coordination of the development and implementation of management decisions by the authorities and the leadership of the subjects of the agro-industrial cluster. The period under study showed the presence of systemic changes, but the results are unstable, high profitability and innovations are characteristic of large agribusiness, should be supported by other entities with the possibility of using technologies and digital solutions, participating in programs and projects to improve the condition of rural areas. Conclusion. The region has developed stable prerequisites for the development of agriculture as an element of a large cluster, including advanced enterprises of the agro-industrial complex on the basis of partnership, coordination and maintenance of the technological vector of production. Agriculture in the segment of small and medium-sized enterprises can ensure stability through participation as an important resource element. This approach makes it possible to stabilize the financial and economic condition of the main and servicing entities of the agro cluster, to obtain technological advantages from cooperation.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Keywords: agriculture, adaptation, resource provision, support measures, stabilization, projects

For citation: Oborin M. S. Regional experience in adapting agriculture to macroeconomic changes // Bulletin NGIEI. 2024. № 11 (162). P. 117-127. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-11-117-127. EDN: MHAJFJ.

Введение

Сельское хозяйство за последние годы показывает во многих регионах страны положительные результаты, что особенно важно в условиях адаптации национальной экономики к геополитическому давлению и обеспечении продовольственной безопасности. Исследование причинно-следственных связей необходимо для распространения и применения положительного опыта управления в регионах с различными природно-климатическими условиями. Если традиционно сельскохозяйственная специализация формировалась под влиянием исключительно естественных факторов окружающей среды, то в настоящее время отраслевая трансформация происходит при воздействии цифровых технологий управления, научно-технологических решений в сфере производства, участии в государственных программах поддержки и т. д. [10; 14; 18; 19; 20]. Рациональные управленческие решения, системность применения разнообразных инструментов может способствовать устойчивому росту показателей объемов производства, его диверсификации, привлечению в основные области деятельности новых субъектов бизнеса [7; 13].

В этой связи интересен опыт Татарстана, который по итогам 2023 года показал пятое место в стране по объемам продукции сельского хозяйства. Рассматриваемый субъект занимает третье место в России, входя в число полюсов роста, формирующих наиболее значительный вклад в социально-экономическое развитие страны. Экономическая система Татарстана обладает стабильностью и высокой ресурсной независимостью, в том числе за счет согласованной политики в отношении ключевых предприятий региона, относительно благоприятными природными условиями развития сельского хозяйства. Согласно Стратегии развития Татарста-на2 агропромышленный комплекс входит в пять базовых экономических комплексов, при этом долгосрочные ориентиры определены на основе кластерного подхода организации производства в регионе. Показатели, заложенные в базовом сценарии, предполагают к 2030 году долю сельского хозяйства в ВРП до 4,5 %, при поддержании объема инвестиций в 2,4 %, которые будут менее выраженными, чем в агропромышленном комплексе в целом, включая производство пищевой продукции и иные виды дея-

тельности2. В регионе действует высокотехнологичный агропромышленный кластер, в состав которого входят субкластеры «Зерновой», «Сахарный», «Масложировой», «Овощной», «Картофельный», «Плодово-ягодный», «Мясной», «Молочный», «Аквакультура», а также обособленный инновационный кластер «Экопитание»2, объединяющие около 50 предприятий крупного бизнеса.

В регионе созданы благоприятные условия для бизнеса, которые отразились на улучшении социально-экономического развития, при этом значительный потенциал сельского хозяйства будет продолжать развиваться на основе инновационного проектного финансирования при активной государственной поддержке технологической модернизации [2; 8; 9]. Положительно оценивается реализация Стратегии развития региона, согласно которой в Татарстане создан мощный вертикально интегрированный агропромышленный кластер, обладающий конкурентными преимуществами на базе совокупности производств продуктов качественного и безопасного питания и инноваций, интегрирующий как крупные предприятия, так и субъекты малого и среднего бизнеса [4].

Отмечено нарастающее влияние в отрасли крупного агропромышленного бизнеса, который более устойчив к нестабильности спроса и геополитическим изменениям, а также является активным субъектом инновационного процесса. Отраслевая структура производства меняется под влиянием цифровых технологий, потребностей рынка, происходит плавное снижение доли животноводства (крупного рогатого скота) [3].

В регионе развивается сельскохозяйственное машиностроение, при этом отмечаются высокая производительность, сокращение временных и ресурсных затрат, что очень важно при проведении весенних полевых работ [6].

Данные преимущества развиваются по пути сетевого сотрудничества предприятий Татарстана с другими регионами страны, усиливая технологическую и научную платформу дальнейшего развития машиностроения и снижения импортной зависимости.

В имеющихся исследованиях отмечено, что освоение цифровых технологий крупными пред-

^^WWW^^WW втпмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

приятиями республики существенно повлияло на снижение себестоимости в сфере растениеводства, в частности, при заготовке зерна - на 13 %, расходы на оплату труда сократились на 14,5 % за счет автоматизации и уменьшения численности основных рабочих. Рост выручки и урожайности за счет внедрения систем точного земледелия составил прирост рентабельности в размере 14,7 % [12].

Ресурсная база сельского хозяйства значительно пострадала в период, когда в приоритете государственного регулирования были другие сферы социально-экономического развития. Опустошение сельскохозяйственных земель, деградация инфраструктуры во многих субъектах РФ потребовали длительного восстановления, субсидий и иных мер государственной поддержки. Самыми серьезными последствиями стали зависимость от импорта продуктов питания, семян [11; 15; 16].

Ряд авторов [5] относят Татарстан к регионам с сельскохозяйственной специализацией, несмотря на то, что его вклад в ВРП составляет около 4 %, доля сельского населения 23 %, а число занятых в отрасли 6,9 % (свыше 138,5 тыс. чел.). В последние годы наблюдается сокращение поголовья крупного рогатого скота, но рост поголовья коз, овец, свиней, а также птицы. Трансформационные изменения в сельском хозяйстве связаны перераспределением материальных и трудовых ресурсов в растущие сферы производства при сохранении проблем оптимизации затрат, цифровизации бизнес-процессов,

700000 -

8 01 38 9 5

го 80 28

2018 2019

зависимости от импортного генетического семенного материала, необходимости наращивания потенциала альтернативных и сопутствующих видов деятельности [5].

Перспективным направлением развития сельского хозяйства республики является экономика замкнутого цикла, базирующаяся на вовлечении отходов производства в переработку и повторное использование, однако при этом должно быть соответствующее материально-техническое оснащение, изменение принципов управления и понимание экономической целесообразности [1].

Материалы и методы При написании статьи использовался научно-теоретический анализ, систематизация и расчетно-аналитическая интерпретация данных статистики о состоянии сельского хозяйства Республики Татарстан. Были изучены труды российских ученых, занимающихся проблемами развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан. Применялся контент-анализ нормативно-правовой базы регулирования сельского хозяйства региона, включая доклады и аналитические записки представителей органов власти. Оценка экономических результатов сельского хозяйства Республики Татарстан была проведена на основе материалов Росстата.

Результаты Динамика производства сельского хозяйства Республики Татарстан в 2015-2023 годах показывала разнонаправленную динамику (рис. 1).

as m f-

Tt- <N Os

<N Os О тГ

2020 2021 2022 2023

600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

2015

■ Краснодарский край ■ Ростовская область ■ Республика Татарстан

Рис. 1. Динамика роста продукции сельского хозяйства Республики Татарстан и регионов-лидеров РФ в 2015-2023 гг., млн руб. Fig. 1. Dynamics of agricultural production growth in the Republic of Tatarstan and the leading regions of the Russian Federation in 2015-2023, mln rubles Источник: составлено автором по данным1

ww^ww^v рргмпнд пкн&я iiптрдгптдя яwnнпмикд

РЕ! И ОПАЛЬНАЯ И и 1 РАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

Краснодарский край и Ростовская область последовательно наращивали объемы производства продукции, незначительный спад и замедление зафиксированы по итогам 2023 года. В Республике Татарстан объемы производства колебались в зависимости от инвестиционной активности ключевых предприятий отрасли, требующей отвлечения финансовых ресурсов и замедления темпов основной деятельности в расчете на отдачу в последующие

годы. Учитывая, что регион по итогам прошлого года занимает пятое место в стране и составляет конкуренцию субъектам, расположенным на юге страны, можно признать высокие результаты развития сельского хозяйства.

Темпы роста объемов сельского хозяйства в целом по выбранным субъектам также были неравномерными (рис. 2).

160,0 140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

2018 2019

Краснодарский край

2020 2021 2022 2023

Ростовская область ■ Республика Татарстан

Рис. 2. Темпы роста продукции сельского хозяйства Республики Татарстан и регионов-лидеров РФ в 2015-2023 гг., % Fig. 2. The growth rates of agricultural products of the Republic of Tatarstan and the leading regions of the Russian Federation in 2015-2023, % Источник: составлено автором по данным

В регионах Южного федерального округа наибольший рост пришелся на 2021 год, тогда как в Республике Татарстан это были 2020 и 2022 годы. Можно сделать вывод о том, что в регионе накоплен существенный инновационный опыт развития сельского хозяйства, что способствует быстрой адаптации к негативным условиям внешней среды. Вместе с тем колебания объемов и темпов производства свидетельствуют о необходимости стабилизации положительных тенденций и сохраняющихся высоких рисках.

По основным видам специализации в сельском хозяйстве регионов можно выделить некоторые особенности темпов производства (рис. 3).

В растениеводстве субъекта наблюдается перераспределение ресурсов в пользу различных культур, обусловленное процессами ресурсного обеспечения, инновациями и стратегическим вектором развития крупных предприятий, входящих в основные субкластеры агропромышленного комплекса. В лидирующих регионах наблюдаются похожие процессы при менее значительном колебании объемов производства, которое обеспечено более благоприятным климатом и более низкими затратами.

В животноводстве субъектов отмечается стабильность сложившейся специализации (рис. 4).

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

180,0 160,0 140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

,4

0, 6

2015

2018

2019

2020

Краснодарский край

Ростовская область

2021 2022 ■ Республика Татарстан

2023

Рис. 3. Темпы роста растениеводства Республики Татарстан и регионов-лидеров РФ в 2015-2023 гг., % Fig. 3. The growth rates of crop production of the Republic of Tatarstan and the leading regions of the Russian Federation in 2015-2023, % Источник: составлено автором по данным1

140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

2015 2018

■ Краснодарский край

2019 2020 2021 2022 2023

■ Ростовская область ■ Республика Татарстан

Рис. 4. Темпы роста животноводства Республики Татарстан и регионов-лидеров РФ в 2015-2023 гг., % Fig. 4. The growth rates of animal husbandry of the Republic of Tatarstan and the leading regions of the Russian Federation in 2015-2023, % Источник: составлено автором по данным1

Стабильность отрасли связана со значительными затратами, содержанием и обустройством ферм и животноводческих комплексов, а также незначительным влиянием природно-климатических факторов, создающих большие риски для сельскохозяйственных растений, включая кормовые культуры.

Обобщая результаты проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что сельское хозяйство

региона испытывало влияние как макроэкономических, так и структурных факторов, включая такие, как рост цен на материалы и энергию, удорожание кредитов при снижении цены на некоторые виды готовой продукции. В 2023 году вклад отрасли в ВРП Татарстана снизился с 7 до 6,5 %. Положение предприятий малого и среднего агробизнеса остается сложным, как отмечено в докладе3, доля предприятий-банкротов составила 75 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Обсуждение

Основной проблемой сельского хозяйства Республики Татарстан является рентабельность, составляющая без государственной поддержки менее трех процентов, с учетом субсидирования не превышающая 9 %. Данный показатель не всегда связан с неэффективностью и высоким рисками, может быть обусловлен высокой инвестиционной активностью, необходимостью поддержания и обновления основных фондов ключевых агропроизводственных предприятий. В 2023-2024 годах наибольшую эффективность и привлекательность для инвесторов показали проекты с короткими сроками окупаемости, что обусловлено несколькими значимыми факторами: снижение инфляционных и макроэкономических рисков, прозрачность участия в проектах, быстрый финансово-экономический эффект и сокращенный цикл обращения денежных средств по

сравнению с другими по срочности проектами. Агропромышленный кластер занимает четвертое место в регионе по инвестиционной привлекательности, сохраняя уровень ежегодных вложений около 6 млрд руб.

Важным социально-экономическим направлением, отмеченным стратегией, является мотивация и повышение оплаты труда в сфере сельского хозяйства. Крупный корпоративный бизнес достиг в регионе значительных успехов, рост средней заработной платы на таких предприятиях достигает 80 тыс. руб. Сектор малого и среднего бизнеса уступает данному показателю, поскольку имеет ограниченный ресурсный потенциал и нестабильные рыночные условия.

Для поддержания и стабилизации темпов сельскохозяйственного производства можно предложить следующие (рис. 5).

Ресурсный потенциал и меры по его обеспечению

Развитие инфраструктуры

Развитие ресурсной базы отраслей сельского хозяйства: земля, производственные мощности

Развитие инноваций

Технологии контроля, мониторинга и поддержки критически важных

ресурсов для ядра кластера предприятий сельского хозяйства

Развитие координации

Координационные центры и ответственные лица административных структур для разработки системы мер тактики и стратегии

Устойчивость агрокластера и меры по его обеспечению

Поддержка предприятий МСП, входящих в агрокластер

Поддержка ядра агрокластера (9 субкластеров)

Развитие институциональной среды

Разработка программ и проектов, обеспечивающих участие МСП

сельского хозяйства в цикле производства кластерного «ядра»

Обеспечение участия в программах, проектах экономики «замкнутого цикла», внедрении зеленых технологий, линий эко-продуктов

Расширение направлений сотрудничества с крупным агробизнесом: участие в ФЦП, проектах, закупках, поддержка социальных инициатив, программ

Предоставление финансово-экономических льгот при внедрении социально полезных инициатив и проектов, развития связанных секторов, включая услуги

Нормативно -правовые и административные меры поддержки, включая выходы

на новые рынки сбыта, межрегиональные проекты

Формирование научно-технологической среды, развитие сотрудничества в генно-инженерных исследованиях

Рис. 5. Направления стабилизации сельского хозяйства на базе агрокластера Республики Татарстан Fig. 5. Directions of stabilization of agriculture on the basis of the agro cluster of the Republic of Tatarstan

Источник: составлено автором

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

jjfyify^^^^ REGlONAL AND SECT ORAL ECONOMlCS_

Предлагаемый подход позволит стабилизировать финансово-экономическое положение предприятий сельского хозяйства региона, которые относятся к сегменту малого и среднего бизнеса. Участие в кластерном взаимодействии позволит обеспечить стабильность сбыта продукции, необходимые условия ее сбора, хранения и транспортировки. Сотрудничество с крупными сельхозпроизводителями отразится на постоянстве доходов и оплаты труда, что частично решит проблему занятости и поддержки работающих на сельских территориях Татарстана.

Заключение По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что развитие сельского хозяйства Республики Татарстан базируется на инновационно-кластерном подходе, обеспечивающим связанность территории и координацию действий субъектов, являющихся лидерами в своей специализации.

Сельское хозяйство Республики Татарстан характеризуется следующими тенденциями состояния сельского хозяйства: ростом объемов производства, наращиванием присутствия крупного агропромышленного бизнеса, изменениями отраслевой структуры вследствие участия в программах государственной поддержки, реализации крупных проектов. Ограничивающими рост факторами являются низкий уровень рентабельности, высокие затраты в сфере животноводства, необходимость системных инвестиций, повышающих текущую неплатежеспособность. Положительными условиями дальнейших устойчивых изменений являются контроль органов республиканской власти за крупными проектами, поддержка бизнес-инициатив, создание благоприятных административных и рыночных условий производителям, формирование технологической основы сельскохозяйственного машиностроения.

Примечания:

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 25 октября 2024 г.).

2 Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: Strategy_RT-2(1).pdf (дата обращения 25 октября 2024 г.).

3 Доклад «Об итогах работы агропромышленного комплекса в 2023 году и задачах на 2024 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agro.tatarstan.ru/file/pub/pub_4076453.pdf?ysclid=m37em7wrdz502032278 (дата обращения 25 октября 2024 г.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Валеева Ю. С., Гарипова Г. Р., Галимова Э. И. Практика внедрения принципов и механизмов циркулярной экономики в агропромышленном комплексе // Вестник НГИЭИ. 2023. № 7 (146). С. 72-89. Б01 10.24412/2227-9407-2023-7-72-89. ЕБК 8ЛиЬУ1.

2. Гайсин А. А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе региона Республики Татарстан // Торговля, сервис, индустрия питания. 2024. № 4 (2). С. 147-155.

ббк соисот.

3. Дождева Д. А. Современные тенденции развития сельского хозяйства в Республике Татарстан // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2024. № 1. С. 136-141. ЕБК БШТР.

4. Зайцев А. Г., Полторыхина С. В. Агропромышленные кластеры как источник инновационного развития: стратегия и институты // Вестник аграрной науки. 2021. № 2 (89). С. 113-118. Б01 10.17238Л88п2587-666Х.2021.2.113. ЕБК ЕВЛЛОМ.

5. Кузнецова А. Р., Головина С. Г., Кот Е. М. Тенденции развития сельского хозяйства в Республике Татарстан // Уфимский гуманитарный научный форум. 2023. № 4 (16). С. 144-157. Б01 10.47309/2713-2358-20234-144-157. ЕБК СЖ^!

6. Мазитов Н. К., Сахапов Р. Л., Хоменко В. В., Шарафиев Л. З. Развитие импортонезависимой механизации сельского хозяйства в Республике Татарстан // Технический сервис машин. 2022. № 3 (148). С. 60-73. Б01 10.22314/2618-8287-2022-60-3-60-73. ЕБК КИБЛХ^

7. Михайлова Л. В. Предпосылки эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Татарстан // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2023. Т. 15. № 3 (59). С. 156-162. ЕБК ОЛВ^МЯи.

vwwwww рргипнд пкнля и птрдгtifra я жпнпмнк'д vwwwww

РЕ1 ИОПАЛ IP ПАЯ И О1 ГАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

8. Мухаметгалиев Ф. Н., Садриева Ф. Ф., Амирова Э. Ф., Губанова Е. В., Захарова Г. П. Современное состояние и перспективы развития технической базы сельского хозяйства в условиях цифровой экономики // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 15. № 3 (59). С. 121-125. DOI 10.12737/2073-0462-2020-121-125. EDN YWPDGA.

9. Мухаметгалиев Ф. Н., Ситдикова Л. Ф., Мухаметгалиева Ф. Ф. Предпосылки эффективного развития сельскохозяйственных организаций в Республике Татарстан // Финансовая экономика. 2019. № 11. С. 275-278. EDN VJJGFI.

10. Набиева А. Р., Минниханов Р. Р. Потребительская кооперация в развитии сельских территорий Республики Татарстан // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2023. № 4. С. 3-9. DOI 10.37984/2076-9288-2023-4-3-9. EDN NJMPZT.

11. Сафин М. И., Морозова Н. И. Управление ресурсной базой сельского хозяйства в Республике Татарстан // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 5, № 11. С. 57-63. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.05.008. EDN ZGWQXG.

12. Субаева А. К., Александрова Н. Р. Теория и практика цифровизации сельского хозяйства Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 15. № 3 (59). С. 133-138. DOI 10.12737/2073-0462-2020-133-138. EDN ZENKCL.

13. Шарипов С. А., Якушкин Н. М., Харисов Г. А. Тенденции развития предпринимательства и взаимодействия различных форм аграрного бизнеса в Республике Татарстан // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 11. С. 64-70. DOI 10.31442/0235-2494-2019-0-11-64-70. EDN CFXOLU.

14. Шарипов С. А., Харисов Г. А. Формирование конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий на основе инноваций // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 4. С. 2-7. DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-4-2-7. EDN LKIBCZ.

15. Шарипов С. А., Титов Н. Л., Харисов Г. А. Повышение производительности труда и эффективности использования производственных ресурсов предприятий аграрного бизнеса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 1. С. 2-7. DOI 10.31442/0235-2494-2021-0-1-2-7. EDN DHVDQB.

16. Хисматуллин М. М., Хисматуллин М. М., Уллах Р. Экономическая эффективность мелиорации и проблемы ее развития (опыт Республики Татарстан) // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 20. № 12 (507). С. 2335-2363. DOI 10.24891/re.20.12.2335. EDN NRJSFQ.

17. Якушкин Н. М., Гайнутдинов И. Г., Губайдуллин Р. Г. Малые формы хозяйствования в Республике Татарстан: состояние, тенденции и проблемы развития // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31. № 12. С. 72-77. EDN YMEMZT.

18. Алферов И. Н., Яковенко Н. В. Проблема обеспечения качественной питьевой водой населения во-додефицитного региона Оренбургской области // Экология человека. 2016. № 4. С. 3-8. EDN VWHQZN.

19. Сибиряев А. С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: подходы к разработке и реализации. Москва, 2011. 25 с. EDN ZOJJAR.

20. Тимофеев Е. И., Родионова И. А. Управление развитием цифрового сельского хозяйства на основе проектного подхода // Агрофорсайт. 2022. № 2 (39). С. 101-108. EDN RJZIFR.

Дата поступления статьи в редакцию 03.09.2024; одобрена после рецензирования 09.10.2024;

принята к публикации 10.10.2024.

Информация об авторах: М. С. Оборин - д.э.н., профессор, Spin-код: 8200-9024.

REFERENCES

1. Valeeva Yu. S., Garipova G. R., Galimova E. I. Praktika vnedreniya principov i mekhanizmov cirkulyarnoj ekonomiki v agropromyshlennom komplekse [The practice of implementing the principles and mechanisms of the circular economy in the agro-industrial complex], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2023, No. 7 (146), pp. 72-89, DOI 10.24412/2227-9407-2023-7-72-89, EDN SAULYJ.

2. Gajsin A. A. Gosudarstvennoe regulirovanie investicionnoj deyatel'nosti v agropromyshlennom komplekse regiona Respubliki Tatarstan [State regulation of investment activity in the agro-industrial complex of the Republic of

^^WWW^^WW nrrinwл i л Ain сггтппл i рглдмм/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMlLà_

Tatarstan region], Torgovlya, servis, industriyapitaniya [Trade, service, food industry], 2024, No. 4 (2), pp. 147-155, EDN CQUCQT.

3. Dozhdeva D. A. Sovremennye tendencii razvitiya sel'skogo hozyajstva v respublike Tatarstan [Modern trends in the development of agriculture in the Republic of Tatarstan], Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy], 2024, No. 1, pp. 136-141, EDN DJAJTP.

4. Zajcev A. G., Poltoryhina S. V. Agropromyshlennye klastery kak istochnik innovacionnogo razvitiya: strate-giya i instituty [Agro-industrial clusters as a source of innovative development: strategy and institutions], Vestnik agrarnoj nauki [Bulletin of Agricultural Science], 2021, No. 2 (89), pp. 113-118, DOI 10.17238/issn2587-666X.2021.2.113, EDN EBAAOM.

5. Kuznecova A. R., Golovina S. G., Kot E. M. Tendencii razvitiya sel'skogo hozyajstva v respublike Tatarstan [Trends in the development of agriculture in the Republic of Tatarstan], Ufmskij gumanitarnyj nauchnyj forum [Ufa Humanitarian Scientific Forum], 2023, No. 4 (16), pp. 144-157, DOI 10.47309/2713-2358-2023-4-144-157, EDN CIKJQI.

6. Mazitov N. K., Sahapov R. L., Homenko V. V., Sharafiev L. Z. Razvitie importonezavisimoj mekhanizacii sel'skogo hozyajstva v respublike Tatarstan [Development of import-independent mechanization of agriculture in the Republic of Tatarstan], Tekhnicheskij servis mashin [Technical service of machines], 2022, No. 3 (148), pp. 60-73, DOI 10.22314/2618-8287-2022-60-3-60-73, EDN KRDAXW.

7. Mihajlova L. V. Predposylki effektivnogo razvitiya krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv v respublike Tatarstan [Prerequisites for the effective development of peasant (farm) farms in the Republic of Tatarstan], Vestnik Ka-zanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta [Bulletin of the Kazan State Energy University], 2023, Vol. 15, No. 3 (59), pp. 156-162, EDN QABWRU.

8. Muhametgaliev F. N., Sadrieva F. F., Amirova E. F., Gubanova E. V., Zaharova G. P. Sovremennoe sos-toyanie i perspektivy razvitiya tekhnicheskoj bazy sel'skogo hozyaj stva v usloviyah cifrovoj ekonomiki [The current state and prospects for the development of the technical base of agriculture in the digital economy], Vestnik Ka-zanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Kazan State Agrarian University], 2020, Vol. 15, No. № 3 (59), pp. 121-125, DOI 10.12737/2073-0462-2020-121-125, EDN YWPDGA.

9. Muhametgaliev F. N., Sitdikova L. F., Muhametgalieva F. F. Predposylki effektivnogo razvitiya sel'sko-hozyaj stvennyh organizacij v respublike Tatarstan [Prerequisites for the effective development of agricultural organizations in the Republic of Tatarstan], Finansovaya ekonomika [Financial Economics], 2019, No. 11, pp. 275-278, EDN VJJGFI.

10. Nabieva A. R., Minnihanov R. R. Potrebitel'skaya kooperaciya v razvitii sel'skih territorij respubliki Tatarstan [Consumer cooperation in the development of rural areas of the Republic of Tatarstan], Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy], 2023, No. 4, pp. 3-9, DOI 10.37984/2076-9288-2023-4-3-9, EDN NJMPZT.

11. Safin M. I., Morozova N. I. Upravlenie resursnoj bazoj sel'skogo hozyajstva v Respublike Tatarstan [Management of the agricultural resource base in the Republic of Tatarstan], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and management: problems, solutions], 2021, Vol. 5, No. 11, pp. 57-63, DOI 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.05.008, EDN ZGWQXG.

12. Subaeva A. K., Aleksandrova N. R. Teoriya i praktika cifrovizacii sel'skogo hozyajstva respubliki Tatarstan [Theory and practice of digitalization of agriculture in the Republic of Tatarstan], Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Kazan State Agrarian University], 2020, Vol. 15, No. 3 (59), pp. 133-138, DOI 10.12737/2073-0462-2020-133-138, EDN ZENKCL.

13. Sharipov S. A., Yakushkin N. M., Harisov G. A. Tendencii razvitiya predprinimatel'stva i vzaimodejstviya razlichnyh form agrarnogo biznesa v respublike Tatarstan [Trends in the development of entrepreneurship and interaction of various forms of agricultural business in the Republic of Tatarstan], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pere-rabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, No. 11, pp. 64-70, DOI 10.31442/0235-2494-2019-0-11-64-70, EDN CFXOLU.

14. Sharipov S. A., Harisov G. A. Formirovanie konkurentnyh preimushchestv sel'skohozyajstvennyh predpri-yatij na osnove innovacij [Formation of competitive advantages of agricultural enterprises based on innovations],

vwwwww рргипнд пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л vwwwww

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ1 И ОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2020, No. 4, pp. 2-7, DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-4-2-7, EDN LKIBCZ.

15. Sharipov S. A., Titov N. L., Harisov G. A. Povyshenie proizvoditel'nosti truda i effektivnosti ispol'zovani-ya proizvodstvennyh resursov predpriyatij agrarnogo biznesa [Increase of labor productivity and efficiency of use of production resources of agricultural enterprises], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2021, No. 1, pp. 2-7, DOI 10.31442/0235-2494-2021-01-2-7, EDN DHVDQB.

16. Hismatullin M. M., Hismatullin M. M., Ullah R. Ekonomicheskaya effektivnost' melioracii i problemy ee razvitiya (opyt respubliki Tatarstan) [Economic efficiency of land reclamation and problems of its development (experience of the Republic of Tatarstan)], Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], 2022, Vol. 20, No. 12 (507), pp. 2335-2363, DOI 10.24891/re.20.12.2335, EDN NRJSFQ.

17. Yakushkin N. M., Gajnutdinov I. G., Gubajdullin R. G. Malye formy hozyajstvovaniya v respublike Tatarstan: sostoyanie, tendencii i problemy razvitiya [Small business forms in the Republic of Tatarstan: the state, trends and problems of development], Dostizheniya nauki i tekhniki APK [Achievements of science and technology of agriculture], 2017, Vol. 31, No. 12, pp. 72-77, EDN YMEMZT.

18. Alferov I. N., Yakovenko N. V. Problema obespecheniya kachestvennoy pit'yevoy vodoy naseleniya vodo-defitsitnogo regiona Orenburgskoy oblasti [The problem of providing high-quality drinking water to the population of the water-deficient region of the Orenburg region], Ekologiya cheloveka [Human ecology], 2016, No. 4, pp. 3-8, EDN VWHQZN.

19. Sibiryaev A. S. Gosudarstvennaya innovatsionnaya politika v Rossiyskoy Federatsii: podkhody k razrabot-ke i realizatsii [State innovation policy in the Russian Federation: approaches to development and implementation], Moscow, 2011, 25 p. EDN ZOJJAR.

20. Timofeev E. I., Rodionova I. A. Upravleniye razvitiyem tsifrovogo sel'skogo khozyaystva na osnove proyektnogo podkhoda [Managing the development of digital agriculture based on a project approach], Agroforsayt [Agroforsight], 2022, No. 2 (39), pp. 101-108, EDN RJZIFR.

The article was submitted 03.09.2024; approved after reviewing 09.10.2024; accepted for publication 10.10.2024.

Information about the author: M. S. Oborin - Dr. Sci. (Economy), Professor, Spin-code: 8200-9024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.