Сбалансированная система показателей как инструмент реализации и оценки стратегии угледобывающего предприятия Могилина В. А.
Могилина Валентина Александровна /Mogilina Valentina Alexandrovna - аспирант, кафедра организации и управления, экономический факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается сбалансированная система показателей как основной инструмент оценки реализации стратегии угледобывающих компаний. Представлена система сбалансированных показателей, адаптированная к отраслевой специфике угольных предприятий.
Ключевые слова: стратегическая карта, угледобывающая компания, бизнес-процесс, ключевые показатели эффективности.
Для успешной адаптации деятельности угледобывающих компаний к требованиям быстро меняющегося рынка, новым запросам потребителей особое значение приобретают методы, позволяющие не только количественно, но и качественно оценить объективные внутренние возможности с целью успешного противостояния внешним воздействиям и обеспечения эффективного стратегического планирования.
Сбалансированная система показателей Нортона-Каплана (ССП) отражает цели предприятия посредством параметров деятельности и показывает логические взаимосвязи этих параметров, также она использует нефинансовые показатели. Основной принцип заключается в том, что достигнуть цели можно только в том случае, если для нее существуют измеримые показатели.
В ССП рассматриваются следующие основные составляющие оценки деятельности предприятия:
- финансы (отражают представление о состоянии компании у акционеров и инвесторов);
- клиенты (отражают ориентированность на интерес покупателей с целью повышения удовлетворенности и лояльности клиентов);
- внутренние бизнес-процессы (включает цели, направленные на оптимизацию процессов компании, за счет которых достигаются успехи в работе с клиентами и завоевании рынка);
- персонал (отражает перспективы роста за счет обучения и повышения квалификации персонала) [1].
Стратегические цели составляющей финансы могут быть достигнуты после достижения стратегических
целей и показателей клиентской составляющей. Другими словами, если клиенты удовлетворены работой компании, то финансовые результаты деятельности компании будут хорошими. Для того чтобы клиенты могли быть удовлетворены представленной им товарной продукцией (ее ассортиментом, качеством, объемами и сроками поставок), следует развивать производство в соответствии с требованиями потребителей (клиентов) к угольной продукции, что отражено в целях и показателях составляющей внутренние бизнес-процессы. Они, в свою очередь, могут быть выполнены лишь при уровне квалификации персонала, соответствующем сложности производственных и управленческих процессов в компании, отраженном в составляющей обучение и развитие [3].
Непосредственное построение ССП начинается с формирования стратегической карты, которая позволяет выделить причинно-следственные связи между перспективами, целями и показателями. Цепь причинноследственных связей пронизывает все ее составляющие и начинается с показателей обучения и развития персонала и через составляющие внутренних бизнес-процессов и клиентов воздействует на показатели финансовой составляющей системы [3].
После того как стратегические цели сформированы, необходимо определить для каждой из них ключевые показатели эффективности. Ключевые показатели эффективности могут быть как абсолютными (объем выручки), так и относительными (рентабельность). Но для многих показателей важно не столько абсолютное значение, сколько их динамика [2].
Формирование сбалансированной системы показателей для угольной компании должно осуществляться посредством адаптации классической ССП к отраслевой специфике.
Для отбора подходящих для оценки стратегии компании показателей необходимо определить ряд критериев. Можно выделить следующие критерии отбора показателей из большого числа, которые помогают эффективно оценить и выбрать показатели:
1. Связь со стратегией.
Выбор показателей деятельности не влияющих на реализацию стратегии, могут привести к путанице, так как работники будут расходовать ценные ресурсы на выполнение показателей.
2. Измеримость.
Показатели ССП должны иметь количественное выражение. Это позволит избежать субъективизма в оценке деятельности.
3. Сбалансированность.
Показатели должны обеспечивать не только реализацию стратегической цели, но и находиться в балансе с другими показателями [1].
4. Наличие общего определения.
Необходимо указать точное значение каждого показателя деятельности и убедиться в том, что все сотрудники понимают его одинаково [1].
Рассмотрим на практике сформированную ССП на примере угольной компании «Кузбассразрезуголь».
На основе предложенных критериев и учета отраслевой специфики для компании «Кузбассразрезуголь» в рамках стратегии адаптации были разработаны ключевые показатели эффективности (таблица 1).
Таблица 1. Сбалансированная система показателей компании «Кузбассразрезуголь»
Цель Показатель
Рост прибыли Снижение издержек Темп роста чистой прибыли
Рентабельность продаж
Рентабельность продукции по сравнению с конкурентами
Коэффициент финансовой зависимости
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
Своевременные поставки Уровень выполнения контрактных обязательств
Стабильность отношений с клиентами
Эффективная ценовая политика Цена единицы продукции по сравнению с конкурентами
Обеспечение высокого качества угля Доля в экспорте российских компаний
Доля на внутреннем рынке
Стабильность отношений с клиентами
Доля обогащенного и переработанного угля
Калорийность товарного угля
Повышение технического и технологического уровня производства Себестоимость 1 т. угля
Индекс роста производительности труда
Повышение энергоэффективности производства Удельный вес затрат на энергоресурсы в себестоимости угля
Энергоемкость продукции
Повышение безопасности производства Уровень травматизма на 1 млн.т. добычи
Снижение экологической нагрузки Коэффициент соблюдения предельных норм загрязнения окружающей среды
Повышение уровня квалификации сотрудников Коэффициент квалифицированности персонала
Расходы на обучение одного сотрудника
Эффективная мотивация персонала Коэффициент текучести кадров
Коэффициент условий труда
В результате выполнения всех стратегических целей и показателей по всем составляющим ССП компании «Кузбассразрезуголь» будут реализованы ее стратегические направления, видение и миссия компании.
Литература
1. Каплан Р. С. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию: пер. с англ. / Р. С. Каплан Д. П. Нортон. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Олимп-Бизнес, 2006. - 320 с.
2. Комиссарова М. А. Стратегическая карта как инструмент управления угледобывающими предприятиями. / М. А. Комиссарова. // Российское предпринимательство. - 2011. - № 12 (1)) - С. 83-92.
3. Петрова Т. В. Стратегические карты сбалансированной системы показателей угольной компании. / Т. В. Петрова, Г. Г Казанцева. // ГИАБ - М.: МГГУ, 2008. - № 12. - С. 126-132.