И.А. Вальдман
САЙТ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Общественное участие в образовании является одним из государственных приоритетов в современной образовательной политике России. С целью выявления возможностей в согласовании позиций заинтересованных сторон, информировании и получении обратной связи, которые предоставляет использование сайта образовательного учреждения, проведен качественный анализ содержания интернет-сайтов 100 российских школ.
Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, школьные интернет-сайты; информатизация; совет школы; попечительский совет.
Общественное участие в образовании, или государственнообщественное управление образованием, это прежде всего согласование целей и интересов всех участников образовательного процесса [4], которое является условием устойчивого развития системы образования в период становления гражданских институтов и построения демократического общества.
Учет мнений заинтересованных сторон1 относительно развития системы образования становится одним из центральных вопросов в деятельности школ, местных властей и государственных ведомств. Наиболее важные решения и действия, лежащие в основе современной образовательной политики, базируются на широком общественном обсуждении и являются предметом договора различных социальных и общественных групп.
Обеспечение гарантий сбалансированности интересов всех сторон, выработка процедур и механизмов, направленных на со-
Статья поступила в редакцию в апреле 2009 г.
Аннотация
Содержание понятия «общественное участие в образовании»
К ним относятся не только государство в лице правительств национального и местного масштаба, но и церковь, коммерческий сектор, военные структуры и ведомства, общественные организации, родители, учащиеся, учителя, представители местного сообщества, средства массовой информации.
129
Практика
гласование различных позиций и удовлетворение потребностей участников сферы образования — вот, пожалуй, основные задачи по включению всех заинтересованных групп в диалог и выработку политических решений. Для их решения нужны последовательные и продуманные действия, к числу которых следует отнести:
на региональном и местном уровнях
• организацию систематических общественных обсуждений/ дискуссий по ключевым вопросам образовательной политики;
• проведение политиками широких консультаций с различными заинтересованными группами до принятия определенного решения;
• создание региональных/муниципальных общественных советов с правом блокирования решений, не способствующих реализации эффективной социальной политики;
на уровне школы
■ привлечение родителей и социальных партнеров к сотрудничеству через создание органов общественного управления школой — попечительских советов, управляющих советов и др.;
• организацию просвещения родителей и заинтересованной общественности относительно их прав и обязанностей как участников образовательного процесса и социальных партнеров;
• развитие договорных отношений: руководитель образовательного учреждения и родители (родительские ассоциации) подписывают договоры, которые регламентируют права и обязанности каждой из сторон;
• удовлетворение нужд и запросов родителей, детей и всех участников образовательного процесса через предоставление образовательных услуг; создание системы мониторинга качества исполнения заказа на образовательные услуги на основе общественной оценки результатов образовательной деятельности;
• обеспечение подотчетности через информирование: проведение систематических встреч и различных мероприятий при непосредственном участии родителей, учащихся, партнеров школы; публикация открытых докладов или других информационных продуктов о результатах деятельности школы; организация общественной оценки данных, опубликованных в открытом докладе;
• введение в процедуру аттестации школы критериев, учитывающих общественную оценку ее деятельности.
Несомненно, что именно школе как базовому институту образовательной системы принадлежит ключевая роль в организации диалога с представителями заинтересованных сторон по учету их интересов.
130
И.А. Вальдман
Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании
Насколько школе удается организовать такой диалог? Какую информацию она для этого использует? Какую роль в информировании общественности играет сайт школы? Насколько информация, представленная на сайтах школ, ориентирована на внешнего потребителя, на поддержку участия заинтересованных сторон в деятельности школы?
Поиску ответов на эти вопросы посвящена данная статья, в которой представлены результаты микроисследования, проведенного автором в августе — сентябре 2008 г. и базирующегося на анализе информации, размещенной на сайтах 100 российских школ.
Целью исследования является качественный анализ информационного наполнения школьных сайтов и выявление на этой основе их возможностей в обеспечении общественного участия в управлении школой. Для этого был разработан список из 13 вопросов, нацеленных на оценку школьных сайтов по следующим критериям:
1) наличие сведений об органах общественного управления, а также информации для родителей и учащихся;
2) наличие своевременно обновляемой информации о результатах работы школы (ежегодный доклад, информация по отдельным направлениям работы);
3) удобный для пользователя формат (ориентация на потребности родителей и представителей местного сообщества, представление данных в динамике и в сравнении, использование графических схем, ясный язык изложения).
Содержательная характеристика вопросов дана в разделе, описывающем результаты исследования.
Информационную базу исследования составили 100 образовательных учреждений из шести регионов Российской Федерации: по 20 школ из Республики Карелия, Красноярского края, Чувашской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра (ХМАО), по 10 школ из Москвы и Петербурга. Из них 62 школы являются городскими (крупные мегаполисы — 20 школ, города — 42 школы) и 38 — сельскими (поселки/районные центры — 16 школ, села/деревни — 22 школы). По видам образовательные учреждения распределились следующим образом: 29 учебных заведений с повышенным статусом (9 лицеев, 12 гимназий, 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 1 центр образования) и 71 общеобразовательная школа (основные или средние). В каждом регионе школы отбирались с помощью метода случайных чисел из списка образовательных учреждений, имеющих сайты в Интернете, со сквозной нумерацией.
Отметим, что первые три региона из названных — участники Комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Для них тема общественного участия в управлении школой — один из важных приоритетов. В Ханты-Мансийском автономном округе принят региональный закон о государственном управлении в
Цель и методика исследования
131
Практика
образовании1, который также ориентирован на поддержку общественного участия. Кроме того, Республика Карелия и Красноярский край участвовали в проекте «Информатизация системы образования»2, и здесь использование информационных технологий на уровне школы, включая Интернет, — одно из актуальных направлений региональной политики в сфере образования. То же можно сказать о ХМАО и Чувашской Республике как о грантовых регионах проекта «Информатизация системы образования». Москва и Петербург — крупнейшие мегаполисы с наиболее развитой инфраструктурой и реальной конкурентной средой.
Таким образом, в исследовании участвовали школы не из самых типичных регионов страны. В этом смысле было бы некорректно распространять полученные результаты на все школы России. Но в задачу исследования и не входит подобное обобщение. Нам было важнее оценить ситуацию в наиболее благополучных и мотивированных к обеспечению общественного участия в управлении школами регионах страны. Ведь если окажется, что в них вовлечение общественности в дела школы находится в состоянии далеком от желаемого, вряд ли можно ожидать лучшего положения дел в других регионах.
В заключение данного раздела коснемся еще одного важного обстоятельства, напрямую связанного с вопросом о корректности оценки состояния общественного участия на основе изучения содержания сайтов. Действительно, правомерно ли проводить такую оценку, если сайт не является для школы естественным элементом ее информационно-коммуникативной среды?
С одной стороны, можно утверждать, что школьные сайты не стали пока привычным инструментом информационного взаимодействия на уровне образовательного учреждения. Как показывают данные итогового отчета по проекту «Информатизация системы образования», в семи пилотных регионах проекта на июль 2008 г. сайты имели 79,31% школ. При этом доля школ, имеющих работающие сайты в Интернете (обновление информации происходит не реже двух раз в месяц), составила 46,88%. Резонно ожидать, что в целом по стране эти показатели ощутимо ниже.
С другой стороны, за последние несколько лет появились все необходимые условия для создания и использования школьных сайтов. В рамках национального проекта «Образование» к концу 2007 г. обеспечено подключение всех российских школ к Интернету3. Появились конструкторы школьных сайтов, с помощью которых можно создавать сайты без специальной технической
1
2
3
Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 16 октября 2006 г. № 104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры». Федеральный проект «Информатизация системы образования» реализовывался в 2005-2008 гг. Правительством РФ на средства займа Всемирного банка.
Конечно, нельзя не отметить, что подключение к Интернету не гарантирует, что связь со Всемирной паутиной будет функционировать долго и стабильно.
132
И.А. Вальдман
Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании
подготовки в этой области. Как показывают данные социологического мониторинга [6], значительно увеличилась доля педагогов и администраторов школ, прошедших подготовку в области информационно-коммуникационных технологий, использующих интернет в своей профессиональной деятельности — как на работе, так и дома.
Кроме того, в нашем исследовании участвовали только те образовательные учреждения, которые имеют свой сайт. На нем школы размещают не только традиционную информацию (адрес школы, основные результаты работы, сведения о педагогическом коллективе, устав школы и т.п.), но и данные по наиболее важным для них направлениям работы. Поэтому наличие или отсутствие на сайте информации для родителей и других представителей общественности может служить реальным индикатором того, насколько школа ориентирована на внешнее партнерство и поддержку общественного участия в своей деятельности.
Представим результаты исследования в соответствии с теми вопросами, на основе которых проводился анализ.
1. Поддерживается ли информация на сайте в актуальном состоянии?
84 школы систематически обновляют информацию, т.е. сайты работают как инструмент. Для регионов КПМО этот показатель — 48 школ.
2. Есть ли на сайте информация об органах общественного управления школой (попечительский совет, управляющий совет, родительский комитет)?
Только 36% школ1 размещают на своих сайтах информацию об органах общественного управления школой. В регионах КПМО — 48%. Под размещением понимается наличие отдельного раздела сайта, посвященного общественному органу управления школой, или наличие информации/ссылки на главной странице сайта. Часто информация об общественном органе управления содержится в уставе школы, но родители редко обращаются к этому документу, да и располагается он обычно в каком-нибудь мало посещаемом разделе типа «Нормативные документы».
Качество данной информации сильно варьирует от школы к школе. Одни публикуют только формальное Положение о совете школы, другие — список членов совета, план заседаний и принятые решения.
В любом случае частота размещения сведений об общественных органах управления неоправданно низка для такой актуальной информации. Особенно этот вывод касается регионов КПМО, в которых каждая школа должна иметь свой совет. Можно, конеч-
Результаты обследования школьных сайтов
Здесь и далее указывается доля от числа школ, вошедших в базу исследования.
133
Практика
но, предположить, что у школ «руки не дошли» до размещения на сайте этой информации. Но скорее всего образовательные учреждения относятся пока к совету школы как к формальной структуре, созданной по предписанию свыше.
3. Есть ли на сайте информация, выставляемая от имени общественного органа управления?
Резонно предположить, что если в школе имеется общественный орган управления и он действует не формально, то такая информация вполне могла бы быть представлена на сайте. Результат более чем плачевный: соответствующие материалы разместила только одна школа из 100.
Объяснение этого факта, по нашему мнению, состоит в том, что школьные советы только начинают приобретать опыт работы, они пока недостаточно самостоятельны и независимы от школьной администрации, их активность и инициатива находятся в зачаточном состоянии.
4. Есть ли на сайте информация для родителей об их правах и обязанностях как участников образовательного процесса?
Этот и следующий вопросы включены в исследование для выяснения, какие реальные усилия прикладывает школа, чтобы сделать родителей равноправными участниками образовательного процесса. Соответствующую информацию — опять-таки не в уставе, а в отдельном разделе сайта — разместили лишь шесть школ. В регионах КПМО — две школы.
Видимо, информирование родителей об их правах и обязанностях не является приоритетом школы. Возможно, так удобнее договариваться и принимать необходимые для администрации решения. Очевидно, что такая ситуация вряд ли способствует установлению партнерских отношений между школой и родителями.
5. Есть ли на сайте информация для родителей о том, как оказывать помощь своим детям в обучении?
Многие исследования показывают, что результаты обучения ощутимо улучшаются, если семья имеет возможность оказывать поддержку ребенку. Информация о возрастных психологических и физиологических особенностях ребенка, советы относительно того, как рационально распределять время на подготовку к урокам, как выполнять домашние задания, готовиться к экзаменам и т.п., несомненно, будут полезны для родителей. Рекомендации такого рода публикуют лишь 15 школ, из них семь — в регионах КПМО.
Школы явно недооценивают ресурс семьи и способность родителей оказывать эффективную помощь своим детям в обучении.
134
И.А. Вальдман
Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании
Советы родителям
Ваховская основная школа Нижневартовского района (Ханты-Мансийский автономный округ) на своем сайте в разделе «Родителям» поместила обширную подборку материалов, целью которых является оказание помощи родителям в развитии, обучении и воспитании детей. Примечательно, что часть представленных материалов подготовлена непосредственно педагогами и специалистами самой школы.
Советы специалистов
СТУПЕНЬКА В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Из опыта работы методического объединения социальнопедагогического цикла МОУ «Ваховская ОСШ» Материал подготовлен специалистами школы: Слинкиной Т.П., педагогом-валеологом, Ершовой Т.В., педагогом-психологом, Фищен-ко Е.Л., социальным педагогом.
ПРИЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ
Каждый волен сам выбирать, какой из приемов запоминания ему подходит больше. Это зависит как от специфики материала, который предстоит выучить, так и от индивидуальных особенностей памяти каждого конкретного человека.
ХОТИТЕ ВОСПИТАТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА?
Воспользуйтесь советами Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаpенные дети.
РОДИТЕЛЯМ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ
Известно, что чаше всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними — закаливание.
РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ
Какие же виды заданий могут способствовать развитию связной речи у младшего школьника?
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Десять заповедей для папы и мамы
ДИАЛОГ В СЕМЕЙНОМ ОБЩЕНИИ Лекторий для родителей
Источник: http://www.vahmosh.narod.ru.
6. Есть ли на сайте информация для учеников об их правах и обязанностях как участников образовательного процесса?
Как и в случае с родителями, информирование учащихся об их правах и обязанностях не является приоритетом школы. Лишь
135
Практика
11 школ разместили эту информацию на своих сайтах, в регионах КПМО — пять школ. При этом нужно отметить, что школы публикуют прежде всего памятки не о правах учащихся, а об их обязанностях (правила поведения, школьная форма и т.п.).
7. Публикуется ли на сайте ежегодный доклад (отчет) школы?
Ежегодный доклад школы или аналитическую информационную записку соответствующего содержания публикуют 56% школ. В это число вошли и три школы, которые имеют на своем сайте соответствующий раздел или ссылку, но сам доклад там отсутствует. В регионах КПМО доклады публикуют 72% школ. Это не очень высокий показатель, учитывая, что каждая школа должна готовить и доводить до общественности такой доклад.
Значительное число школ пока не задействует Интернет в качестве надежного информационного канала. Рискнем предположить, что этот факт менее всего объясняется техническими проблемами использования Интернета на уровне школы. Скорее всего, для школы более важен сам факт подготовки доклада (это модно, многие так делают, начальство требует), нежели его доведение до широкой общественности (ведь могут появиться вопросы к школе, на которые придется отвечать).
На каком языке школа говорит с общественностью
Актуальные и точные сведения — необходимое, но не достаточное условие эффективного информирования социума о результатах деятельности школы. В текстах, обращенных к внешнему потребителю, крайне важно использовать язык, понятный неподготовленному пользователю, не искушенному в специфике образовательного процесса и тонкостях педагогической терминологии. Вряд ли приведенные ниже примеры педагогического сленга мотивируют родителей к внимательному чтению школьных докладов и других информационных материалов.
• «Создание в рамках школьного социума условий для становления учащегося как субъекта культуры требует разработки максимально гибкой модели гимназического образования».
• «Формирование адекватного восприятия сложности и противоречивости современной социокультурной ситуации и осознанного критического отношения к ней является столь же необходимым компонентом воспитания зрелой деятельной личности, как и формирование активной жизненной позиции и ответственности за свои поступки».
Источник: данные исследования.
136
И.А. Вальдман
Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании
8. В каком разделе сайта размещен ежегодный отчет (доклад) школы?
Этот факт, малозначительный на первый взгляд, отражает реальные предпочтения школы, показывает, насколько важным для нее является привлечение общественности. Из 56 школ, публикующих ежегодные школьные доклады, только тридцать размещают доклады в отдельном разделе сайта, ссылка на который имеется на главной странице. Остальные школы представили свои доклады внутри какого-либо другого раздела («КПМО», «Достижения», «О школе», «Администрация», «Документы», «Нормативноправовая база» и т.п.).
Это очень показательная ситуация: ведь если школа считает приоритетом работу с родителями и привлечение внешних партнеров, то она будет делать соответствующую информацию максимально доступной.
На основании проведенного анализа можно выделить варианты размещения школьного доклада (табл. 1).
Таблица 1 Варианты размещения школьного доклада
Раздел сайта, где публикуется доклад школы Экспертная оценка значимости доклада для школы
1. «КПМО» Школа относится к подготовке доклада как к формальному мероприятию КПМО, за которое надо отчитаться
2. «Нормативные документы» Подготовка доклада также рассматривается как некоторое формальное мероприятие, но в отличие от предыдущего случая доклад позиционируется как документ, имеющий отношение ко всей жизни школы и не связанный с конкретным обязательным мероприятием (КПМО)
3. «Информация для родителей» Школа понимает ценность доклада как источника информации и основы диалога с родителями. При этом другие заинтересованные в такой публикации группы школой не рассматриваются
4. Отдельный раздел сайта, например «Публичный доклад школы» Школа рассматривает доклад как источник информации и основу для диалога со всеми заинтересованными группами
9. Как называется школьный доклад?
Казалось бы, не все ли равно, как называется доклад? Главное — публикуется он или нет. Но за названием часто скрывается реальный расклад сил в школьном сообществе. Было бы правильно, чтобы доклад был результатом работы широкой школьной команды: детей, родителей, учителей и администрации образовательного учреждения, совета школы, внешних партнеров. В этом
137
Практика
случае наиболее уместным названием будет именно «доклад школы». В случае тотальной инициативы директора и безоговорочного приоритета его мнения логичным будет другое название — «доклад директора школы».
Из 56 школ, публикующих отчеты, название «доклад школы» используют 59% школ, название «доклад директора школы» — 32% школ. Примерно такая же картина и в регионах КПМО — 60 и 35% соответственно.
Нетрудно заметить, что как минимум треть школ последовательно реализует принцип единоначалия в управлении. В такой ситуации участие общественности, скорее всего, носит весьма формальный характер.
Название школьного доклада
Доклад Ильинской средней школы Олонецкого района (Республика Карелия) называется «Открытый информационный доклад о деятельности школы». Это относительно небольшой (15 стр.) и хорошо подготовленный документ, который будет интересен родителям учащихся и всем жителям поселка. При этом доклад подписан директором школы, а не советом школы, как можно было бы ожидать.
Источник: http://ischool.edusite.ru.
10. Имеется ли возможность оставить на сайте отзыв о работе школы, задать вопрос, обратиться с просьбой, получить консультацию?
Наличие механизма обратной связи позволяет школе не только информировать своих партнеров, но и получать от них реакцию на предоставляемую информацию. Без этого вряд ли возможно понять, насколько предоставляемые школой образовательные услуги соответствуют потребностям детей, родителей и местного сообщества. При знакомстве с сайтами выяснялось, имеется ли возможность оставить отзыв о работе школы, задать вопрос администрации, обратиться с просьбой, получить консультацию специалиста (педагога, психолога и т.п.). Соответствующий сервис имеется только у 13 школ, из них восемь — в регионах КПМО.
Можно сказать, что сайты работают в основном как односторонний канал информации. Скорее всего, образовательные учреждения пока не видят необходимости в налаживании обратной связи.
138
И.А. Вальдман
Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании
Диалог с директором
Раздел с таким названием имеется на сайте Центра образования «Царицыно 548» (г. Москва). Это хорошо организованный и постоянно обновляемый раздел, который используется директором Е.Л. Рачевским для консультирования учащихся, выпускников и родителей (в том числе и потенциальных) и получения обратной связи.
Пример короткого диалога
Здравствуйте, уважаемый Ефим Лазаревич. Вам пишет ученица 7-го класса. Я бы хотела немного поработать летом, пока буду жить в городе. Можно ли это сделать в нашей школе?
Полина
Полина, мы немного трудоустраиваем на лето наших старшеклассников в школе. С 7-м классом сложнее. Надо с тобой поговорить. Зайди ко мне во вторник, узнав в канцелярии, когда я буду в вашем здании.
Рачевский Е.Л.
Источник: http://www.mhs548.ru/?id=8000000
11. Отражена ли информация по наиболее важным показателям работы школы?
Школьные сайты содержат много различных сведений. Вопрос состоит в том, насколько они соответствуют имеющимся информационным запросам. Опираясь на работы, посвященные изучению информационных потребностей в образовании [2; 3; 1], можно констатировать, что родителям важно иметь данные об учебных достижениях школьников (текущие оценки, итоговые оценки, результаты выступлений на конкурсах и олимпиадах и т.п.), о здоровье учащихся и квалификации педагогов. Кто учит моих детей, чему учит и какой ценой — эти вопросы волнуют каждого родителя.
Анализ показывает, что информация по учебным достижениям не отражена на сайтах 19% школ, по учителям — на сайтах 18% школ и по здоровью — на сайтах 70% школ!!! В регионах КПМО соответственно у 13, 18 и 65% школ.
Мы видим ощутимое несоответствие предложения информации спросу на нее, особенно это касается здоровья учащихся. При этом выявление информационных потребностей и их учет явно не лежат в «зоне ближайшего развития» школы.
139
Практика
Выявление информационного запроса
Лицей № 1 г. Нефтеюганска (Ханты-Мансийский автономный округ) использует очень простой и действенный способ выявления информационных потребностей школьного сообщества. На сайте имеется возможность проголосовать за информационные разделы, которые, по мнению голосующих, целесообразно представить на сайте. При этом сразу же доступны результаты опроса. Было бы полезно включить в перечень вариантов ответов один открытый раздел, в котором посетители указывали бы другие направления работы лицея, не представленные в предложенном списке.
Наш сайт находится на стадии заполнения. С чем Вы хотели бы познакомиться в первую очередь?
с~
С нормативно-правовой базой лицея.
С учебными программами, по которым ведется обучение.
С материально-технической базой.
С
С учителями, работающими в лицее.
Узнать о подготовке к итоговой аттестации.
Познакомиться с классами и учениками.
С
О дистанционном обучении, олимпиадах.
О работе детской организации, о совете старшеклассников.
Узнать больше о выпускниках.
Голосовать
Источник: http://ugansk16.ru.
Следующие два вопроса связаны с форматом представления данных. Очевидно, что цифры, отражающие какой-то результат работы школы, могут быть малоинформативными для родителей и представителей других заинтересованных групп. Например, если школа декларирует, что ЕГЭ по математике 65% учащихся сдали на 4 и 5, то неясно, достижение это для школы или неудача. Важнее
140
И.А. Вальдман
Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании
показать, улучшился ли этот показатель по сравнению с предыдущими годами (собственная динамика) и как школа выглядит на фоне других школ, муниципалитета, региона (сравнение с другими).
12. Даются ли эти данные (учебные достижения, информация о квалификации учителей, о здоровье школьников) в динамике, в сравнении с предыдущими годами?
Эти данные публикуют хотя бы иногда 55% школ (в регионах КПМО — 67%). Как видим, многие школы понимают важность представления информации в динамике. В этом отношении ситуацию можно считать обнадеживающей, но не идеальной.
Представление данных в сравнении
К числу школ, имеющих очень хорошее информационное наполнение сайта, можно отнести гимназию № 56 г. Санкт-Петербурга. На сайте образовательного учреждения представлены различные данные, соответствующие информационному запросу учащихся и родителей. Данные приводятся в динамике по годам (см. пример диаграммы) и в сравнении со средними показателями по Петербургу и России. Все полные версии открытых докладов также опубликованы на сайте гимназии.
Динамика распределения учащихся по группам здоровья
66,97%
61,12%
61,70%
--
61,93%
61,93%
2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009
67,20%
■ 1 группа □ 2 группа и 3 группа □ 4 группа
Источник: http://school56.e-ducativa.es.
13. Сравниваются ли эти данные с результатами группы школ, муниципалитетом, регионом?
Здесь ситуация менее радужная. Лишь 13% школ представляют такие данные хотя бы иногда (в регионах КПМО — 20%). Тому
141
Практика
есть субъективные и объективные причины. Во-первых, школы, показывающие низкие результаты, не заинтересованы в том, чтобы «бледно выглядеть» на фоне других. Во-вторых, далеко не всегда школы имеют возможность получать соответствующие данные по другим школам, муниципалитету и региону.
Ориентация школьных сайтов на поддержку участия общества в управлении школой
Обобщая результаты, можно дать следующую характеристику обеспеченности школьных сайтов информацией, ориентированной на внешнего потребителя:
• лишь немногим более трети сайтов школ предоставляют информацию об общественных органах управления школой;
• памятки о правах и обязанностях родителей и учеников как участников образовательного процесса публикуют всего около 10% школ;
• ежегодные публичные доклады размещают на своих сайтах немногим более половины школ;
• сайтов, обеспечивающих обратную связь с пользователями информации, насчитываются буквально единицы;
• актуальную и интересующую родителей информацию публикуют далеко не все школы;
• материалы не всегда представляются в виде, облегчающем их понимание неподготовленным пользователем.
Важно отметить, что и в регионах КПМО, ориентированных на обеспечение общественного участия, ситуация немногим лучше.
Чтобы сделать выводы более наглядными, представим полученные результаты графически (рис. 1). На основе использованного перечня вопросов сформирован список показателей (табл. 2), по каждому из которых на рисунке указана доля школ, имеющих на своем сайте соответствующую информацию.
А Наличие на сайте информации об органах общественного управления школой (попечительский совет, управляющий совет, родительский комитет)
В Наличие на сайте информации для родителей об их правах и обязанностях как участников образовательного процесса
С Наличие на сайте информации для родителей о том, как оказывать помощь своим детям в обучении
D Наличие на сайте информации для учеников об их правах и обязанностях как участников образовательного процесса
E Публикация на сайте ежегодного отчета (доклада) школы
F Наличие возможности оставить отзыв о работе школы, задать вопрос, обратиться с просьбой, получить консультацию
G Наличие на сайте информации по учебным достижениям школьников
H Наличие на сайте информации по квалификации педагогов
I Наличие на сайте информации по здоровью учащихся
J Представление этих данных в динамике по предыдущим годам
K Представление этих данных в сравнении с результатами группы школ, муниципалитетом, регионом
142
И.А. Вальдман
Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании
Пунктирной горизонтальной линией обозначен уровень желаемого информационного обеспечения школьных сайтов (экспертная оценка автора). Конечно, в идеале он должен достигать 100%.
Но в ситуации становления процессов общественного участия на уровне школы более реальным будет показатель 80%.
Рис.1. Наполнение школьных сайтов информацией,
ориентированной на внешнего потребителя
Мы видим, насколько разительно отличается реальная картинка от желаемой. Возможно, конечно, что такая ситуация обусловлена техническими условиями: в школе нет специалистов по сопровождению сайта; выявление информационных запросов, сбор и обработка информации требуют больших организационных усилий и т.п. Однако, на взгляд автора, эти обстоятельства вторичны. Истинные причины связаны со сложившейся школьной политикой. Повторим сказанное ранее: если школа заинтересована в привлечении к сотрудничеству внешних партнеров, стремится вовлечь в свою деятельность представителей общественности, то она будет использовать все возможные способы для реализации такого партнерства. Применительно к обсуждаемой теме можно сказать, что информация, представленная на сайте школы, ориентирована на внешних пользователей ровно настолько, насколько сама школа готова вовлекать общественность в управление образованием и повышать публичность своей деятельности.
Опираясь на результаты проведенного исследования, можно утверждать, что общественное участие является пока внешним (спущенным сверху) и не присвоенным школой приоритетом. Образовательное учреждение не видит явных выгод от привлечения родителей и внешних партнеров к совместной деятельности. Представители внешних заинтересованных групп воспринимаются скорее как помеха, чем как помощники и партнеры. Школьные советы по большей части представляют собой формальные струк-
143
Практика
туры, которые используются для одобрения решений руководства школы, их собственная инициатива крайне незначительна.
Причины такой ситуации следует искать, конечно, не только внутри образовательного сообщества. Проблема, как говорится, шире и глубже. Использование общественного ресурса для решения тех или иных социальных задач не заложено в культурных традициях российского общества. Как правило, мы либо рассчитываем на собственные силы, либо надеемся на государство. Практика решения проблем силами местного сообщества (community base policy) не получила у нас распространения. Родители далеко не всегда готовы и хотят сотрудничать со школой: иногда у них нет на это времени, иногда они не верят, что будут услышаны и смогут повлиять на решение важных для них проблем. Подробное рассмотрение тематики взаимодействия государства и общества выходит за рамки данной статьи, но важно помнить, что без учета этого важного контекста невозможно анализировать любые проблемы и прецеденты в области общественного участия в образовании.
В исследовании, посвященном мониторингу сайтов органов государственной власти, отмечается, что «наличие у органов власти полноценных официальных сайтов дисциплинирует властные структуры и стимулирует их социальную ориентацию» [5]. Это утверждение имеет прямое отношение к обсуждаемой в статье проблематике. Незначительно перефразируя его, можно утверждать, что наличие у образовательных учреждений полноценных сайтов делает школы чувствительными к внешним запросам и стимулирует их ориентацию на диалог с представителями общественности.
1. Вальдман И.А. Каждый родитель желает знать... Как подготовить открытый отчет школы // Управление школой. 2005. № 13. 2 3 4 5 6
2. Константиновский Д.Л., Агранович М.Л., Дымарская О.Я. От сбора статистических данных — к информационному обеспечению принятия решений. М.: Логос, 2006.
3. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Отчет по исследованию «Выявление динамики запросов участников образовательного процесса как субъектов общественного договора на основе мониторинговых исследований». М., 2008.
4. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М.: Университетская книга, 2004.
5. Мониторинг официальных сайтов государственных органов. 2007. СПб.: Институт развития свободы информации, 2007.
6. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? М.: Институт социологии РАО, 2008.