Научная статья на тему 'Информирование в целях подотчётности'

Информирование в целях подотчётности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СВОБОДА / ПОДОТЧЁТНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / ЗАПРОСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КЛИЕНТЫ / ЗАКАЗЧИКИ / ПОСТАВЩИКИ УСЛУГ / ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальдман Игорь Александрович

Автор рассматривает систему подотчётности, ориентированную на достижение запланированных результатов, оказывающую положительное влияние на повышение качества образования и ответственности всех участников образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информирование в целях подотчётности»

Автор рассматривает систему подотчётности, ориентированную на достижение запланированных результатов, оказывающую положительное влияние на повышение качества образования и ответственности всех участников образовательного процесса

Вальдман Игорь Александрович,

директор

Центр международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

г. Москва [email protected]

ИНФОРМИРОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ ПОДОТЧЁТНОСТИ

Какой существует международный опыт информирования и подотчётности, влияющий на повышение качества образования и ответственности всех участников образовательного процесса?

Ключевые слова: результаты деятельности школ; качественное образование; профессиональная свобода; подотчётность в образовании; запросы потребителей; клиенты; заказчики; поставщики услуг; запланированные результаты образования

Информирование заинтересованных сторон о результатах деятельности школ является одним из ключевых компонентов эффективной системы подотчётности в школьном образовании. В статье рассматриваются наиболее успешные примеры информирования потребителей образовательных услуг в различных странах мира. Эти примеры будут полезны для совершенствования практики общественного участия в образовании, которая сравнительно недавно начала формироваться в российском образовании.

Подотчётность в образовании

Политика смещения акцента с широкого охвата образовательными услугами на вопросы обеспечения их качества, осуществляемая во многих развитых и развивающихся стран мира, требует перехода к децентрализованной модели образования. В рамках такой модели ключевой стратегией является предоставление школам и муниципалитетам самостоятельности в разработке и реализации политических мер и управленческих решений, что позволяет приблизить поставщиков услуг к потребителю, повысить требования к качеству работы школ и местных властей.

Самостоятельность школ и муниципалитетов реализуется на практике через предоставление широкой автономии, дающей право принимать решения по всем вопросам образовательной политики - найм преподавателей, определение целей и приоритетов развития, выбор методов обучения, планирование и распоряжение бюджетом и т.д. Но все такие решения должны быть ответственными и ориентированными на запросы потребителей, поэтому наряду с автономией используется принцип подотчётности.

Подотчетность означает требование обязательной ответственности школ/органов управления образованием перед общественностью по результатам своей деятельности.

Автономия школы и подотчётность - отличительная особенность системы управления в децентрализованном образовании. Как отмечают представители системы образования Великобритании, качественное образование требует как профессиональной свободы, так и подотчетности перед общественностью1.

Существует множество исследований, посвящённых теме подотчётности и в области государственных услуг и в образовании. Эти материалы, обобщённые в докладе о мировом развитии Всемирного банка 2004 года «Как повысить эффективность услуг для бедного населения»2, определяют три ключевых игрока в этой области: клиенты или потребители государственных услуг; непосредственные поставщики услуг; политики, которые принимают решения относительно того, сколько образовательных услуг необходимо предоставить и как организовать их финансирование и распространение.

Клиенты. Существует два основных группы клиентов государственного образования. Одни из них прямые благополучатели - учащиеся и их родители. Другие являются непрямыми благополучателями - граждане, которые получаю выгоды от хорошо образованного населения и от квалифицированной рабочей силы.

1 Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии.- М.: Университетская книга, 2006

2 Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. М.:, Весь мир, 2004.

Поставщики услуг. Основной поставщик образовательных услуг - это школа, которая включает директора, учителей и другие ресурсы. Однако, школа имеет поддержку большого числа различных профессионалов, включая инспекторов, специалистов системы повышения квалификации учителей, специалистов по учебному плану и экспертов по оценке. Некоторые из них находятся в школе, но многие из них находятся в других организациях, включая окружные или муниципальные учреждения.

Политики, принимающие решения. Множество лиц играет роль в процессе выработки политических решений - государственные чиновники, возглавляющие министерства финансов и министерства образования (национальные, региональные); представители муниципальных властей; иные субъекты политики, такие как учительские союзы и учёные, которые оказывают влияние на образовательную политику.

Эти три группы составляют триаду, включённую в процесс подотчётности в государственном образовании. Говоря простыми словами, клиенты дают знать о своих предпочтениях политикам через избирательные наказы. Политики, принимающие решения, формулируют программы действий, которые отражают эти предпочтения, и дают команду поставщикам услуг их выполнять. Поставщики услуг следуют объявленной политике и нормам, спущенных с верхнего уровня, и за счёт финансирования обеспечивают организацию образовательных услуг. Рисунок 1 иллюстрирует эту схему подотчётности для государственного сектора образования.

Более кратко и прозрачно реализуется схема подотчётности для частного сектора образования. Как показано на рисунке 2, клиенты без «посредников» приобретают образовательные услуги у частных школ. Деньги движутся напрямую от клиентов к поставщикам услуг, которые также напрямую подотчётны своим клиентам. В этом случае родители выражают свои требования, посылая своих детей и финансирование напрямую в частные школы, голосуя ногами. Вместо

получения заказов от политиков, школы в рыночной ситуации берут свои заказы прямо от своих клиентов или заказчиков. Школы, не реагирующие на потребности и ожидания своих клиентов, вполне вероятно могут оказаться за пределами бизнеса.

Существуют несколько причин, обуславливающих слабость подотчётности в традиционном государственном образовании1.

• Слабость голоса (влияния) клиентов. В большинстве развивающихся стран голос клиентов в государственном образовании крайне слаб. Они используют его во время голосования за национальных законодателей и лидеров. Однако, эти лидеры ответственны за полный набор государственных услуг, не только в области образования. Клиенты, требующие больше или лучших услуг в образовании, могут иметь крайне слабое влияние относительно военных, требующих средств на вооружение, относительно учительских союзов, желающих повышения зарплаты, или относительно представителей обеспеченных слоёв населения, сопротивляющихся высоким налогам.

• Неудовлетворительная информация. Родители и, во многих случаях, политики нуждаются в информации о финансировании, ресурсах и результатах работы школ. Даже в развитых странах родители обычно имеют недостаточно знаний об истинной эффективности - добавленной ценности - школ, в которых учатся их дети. Эта проблема особенно остро стоит в развивающихся стра-

нах, где зачастую родители не имеют даже самой основной информации и не могут усилить своё влияние, используя аргументацию, основанную на фактах. Отсутствие информации по таким вопросам как школьные достижения также вносят вклад в незаинтересованность и пассивность родителей,

1 Donald R. Winkler. Strengthening Accountability in Public Education. EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED, 2004.

Рисунок 1. Подотчётность в государственном образовании

Политики (Министерство образования)

Клиенты Поставщики услуг

(Родители) (Школы)

особенно тех, кто малообразован. Такая пассивность не способствуют повышению качеству образовательных услуг школы.

• Неясное распределение ролей. Даже если родители имеют информацию о достижениях школы и результатах работы учителей, зачастую они не

инструкциям; 2) приверженность профессиональным нормам; 3) ориентация на результат. Различие между этими типами связано с ответом на два основных вопроса Подотчётность для чего? и Подотчётность кому? В приведённой таблице даются ответы на эти вопросы.

Рисунок 2. Подотчётность в частном образовании

Клиенты / Заказчики Поставщики услуг

(Родители) (Школы)

знают, как выразить запрос или претензию и в чёй адрес это можно сделать. Лица, ответственные за предоставление образования не всегда прозрачны. В децентрализованных системах ещё более трудно узнать, кто и за что ответственен. Образовательное законодательство часто двусмысленно и неопределённо относительно функций каждого уровня управления и распределённая ответственность часто является результатом компромисса. Такая нео-пределённость ещё более усиливается, когда министерства образования противятся выполнению законодательства, поддерживающего децентрализацию системы управления, с целью сохранения своего влияния и власти.

• Незначительные стимулы. Сильная подотчётность требует сильных стимулов. В ситуации конкуренции и рыночной экономики неспособность удовлетворить запросы клиентов оборачивается банкротством или как минимум снижением доли рынка. В государственном образовании, однако, почти ни один случай ненадлежащего предоставления услуг, из-за которого дети терпят неудачи в обучении, не является причиной потери клиентов и снижения финансирования школ. Учительская зарплата обычно не связана с достижениями учеников в классе. Учителя и директора почти никогда не теряют свою работу по причине неудовлетворительных результатов, показанных учащимися (напри-

На практике редко используется какой-то один тип подотчётности, обычно имеет место сочетание всех трёх подходов. Но каждая образовательная система в соответствии со своими политическими приоритетами делает акцент на конкретном типе.

Как отмечалось выше, информирование является важным элементом системы подотчётности в образования. Особенно важную роль этот элемент играет в образовательных системах, реализующих модель подотчётности, ориентированной на результат. В рамках такой модели проводится гораздо более широкое (в сравнении с другими типами подотчётности) информирование общественности и различных заинтересованных групп о деятельности школ.

Школы и муниципалитеты используют различные способы информирования родителей и представителей местного сообщества о достигаемых результатах и планируемых действиях. На практике содержание такой информации широко варьируется от простых отчётов по результатам тестирования до более всеобъемлющих отчётов, содержащих данные о социальноэкономических характеристиках учащихся, финансировании, квалификации учителей и разных измерениях академических достижений.

Рассмотрим далее наиболее удачные, с точки зрения автора, примеры информирования потребителей образовательных услуг школьного образования, используемых в ряде стран мира. Преимуществен-

Таблица

Характеристика основных типов подотчётности

Подотчётность для чего? Подотчётность кому?

Тип 1. Соответствие правилам и инструкциям для строго соблюдения правил представители системы образования подотчётны бюрократии (вышестоящему начальству)

Тип 2. Приверженность профессиональным нормам для строго соблюдения профессиональных стандартов представители системы образования подотчётны «авторитетам» от образования (ведущим учёным и образовательным деятелям)

Тип 3. Ориентация на результат для улучшения обучения учащихся представители системы образования подотчётны общественности

мер, при тестировании). В развивающихся странах учителя и директора гораздо реже вознаграждаются или наказываются из-за достигнутых результатов.

Отметим, что в сфере образования существуют три типа подотчётности1: 1) соответствие правилам и

1 Jo Anne Anderson. Accountability in education. Education policy series. UNESCO, 2005.

но они касаются различных вариантов школьных докладов, но также будут представлены иные ресурсы

- интернет-сайты национального и субнационального уровней, доклады школьных инспекций

На основе рассмотренных примеров попытаемся выделить основные характеристики информационных продуктов, ориентированных на обеспечение подотчётности перед общественностью.

Международный опыт информирования потребителей образовательных услуг Опыт США

Web-pecypc «Школьная семья» для родителей и семей, меняющих своё место жительства (http:// www.schoolfolks.com)

America's Resource for Relocating Parents and Families “

1 Welcome

Welcome to SchoolFolks.com - a source of community and public school information for relocating parents and families.

2 Parents

Detailed School Reports help you find the best school for your children,

3 Families

Comprehensive Community Information and Relocation Services are designed to help you locate the perfect community and home for you and your family.

• Detailed School Reports

■ Valuable Community Information

• Relocation Services for Parents & Families

Search For School and Community Information

Д SEARCH I

I Search By School Name

¡Search by City or Zip

Or Click an State Below to View School/Community Information By State

школе», помогает родителям подобрать лучшую школу для своих детей.

Интернет-отчёт для родителей содержит следующую информацию.

О школе

• Общая информация о школе

• Охват образованием (соотношение ученик/учитель, пропорция этнических групп, охват по классам-годам обучения, гендерный охват)

• Экономический уровень семей учащихся (доля учащихся, получающих бесплатный или частичный обед, получает ли школа поддержку от федерального правительства)

• Учебные достижения (балл за тесты)

См. пример информации о старшей школе Энкени, штат Айова (Ankeny High School).

\

Д SFARCH~l

■ States Available Willi Data

Как известно в США высокая мобильность населения, люди и семьи очень часто меняют своё место жительства, переезжая в другие города и штаты из-за смены места работы. Созданный и поддерживаемый Советом по переселению родителей (Parent Relocation Council) интернет-ресурс, который можно перевести как Школьная семья или Школьные родственники (SchoolFolks), даёт возможность родителям получить информацию о конкретной школе и местной общине (местном сообществе) для принятия решения о выборе нового места жительства и школы. Подробная и понятная неподготовленному читателю информация, содержащаяся на сайте в разделе «О

II

SchoolFOLKS.com

America's Resource for Relocating Parents and FamiliesSM

Enrollment Information

Student/Teacher Ratio

Total Teachers (FTE) 73

Total Students 1273

Student Teacher Ratio: 17

Enrollment by Ethnicity

American Indian/Alaskan Native 0

Asian Pacific Islander: 16

Hispanic 16

Black. non-Hispanic: 11

White. non-Hispanic: 1230

Enrollment by Gender

Male: 649

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Female: 624

25

20

15 17 15

10 ■

5

0

S/T Flat» US A vo

Enrollment by Grade Grade Levels: Grade 10:

Grade 11:

Grade 12:

473

401

399

О местном сообществе

• Общее представление о сообществе (доход, демографические характеристики, климат и погода, крайние значения температур и загрязнённость воздуха, индекс преступности, образование - общественные колледжи и процент их выпускников, аэропорт, спортивные команды)

• Местные магазины и услуги (кафе и рестораны, магазины и торговые центры, учреждения здравоохранения, места для занятия спортом, церкви и приходы)

Ресурсы для родителей школьного округа Сан Диего, штат Калифорния

(http://www.sandi.net/indices/parents.htm)

На сайте практически любого школьного округа1 США можно найти разнообразную информацию, ориентированную на родительскую аудиторию. Как правило, она размещается в специальном разделе «Для родителей».

В школьном округе Сан-Диего такие ресурсы имеют следующие комбинацию.

• Родительский университет - раздел с ресурсами, помогающими родителям быть более вовлечённым в процесс обучения своих детей, способствующими улучшению родительских навыков и взаимоотношений между детьми и родителями.

• Словарь терминов и сокращений - помогает родителям разобраться с педагогической и образовательной терминологией, содержащейся в различных публичных документах.

• Факты для родителей - буклет, дающий базовую информацию о школьном округе, о правах и обязанностях родителей и требованиях законодательства штата и страны.

1 Школьный округ - территориальное объединение государственных школ, которые управляются местной властью.

шн SE) San Diego Unified School District

USD

About the District

Board of Education

Employment

Enrollment Options

For District Staff

For Parents

For Parents

• General Information

• Academics & Student Achievement

• Accountability

• Getting Involved

• Additional Resources

• Key Contacts

Quick Links

h Superintendent's Letters to Parents ► Glossary of Terms &

Aero n y m s

» Resolving Parent Concerns t Information for Military Families

Offices & Departments

Our Schools

Proposition MM

Site Map

Student Testing

Superintendent

Files designated with open with the free Acrobat® Reader®:

¿«Adobe'

Reader

, Pandemic Flu Preparedness , M eth i ci 11 i n - Re s i stant Sta p h v I и со ccu ; Au re и ; iMRSA] Infоrm atiоn

General Information for Parents

How to Enroll Your Child

» General Enrollment Information: English | Spanish

Facts for Parents information pamphlet

* Gives basic information about the school district.

* Explains parent rights and responsibilities.

* Provides high school graduation requirements

* Lists disclosures required by state or federal law.

>> View pamphlet in:

English A- | Spanish ^ | Cambodian A" | A | Somali A- | Taoalog Ï | Vietnamese

• Достижения школьников - в данном разделе представлена информация о стандартах по предметам, учебном плане, образовательных программах и программах тестирования, в которых участвуют школы округа.

• Подотчётность - содержат ежегодные информационные доклады (карты) по каждой школе округа

Кроме того, на сайте размещено много важной дополнительной информации. Например, об условиях предоставления школьного питания, медицинских услугах, работе с жалобами и заявлениями родителей, стандартах поддержки детей с особыми нуждами и т.п.

Очень важно, что вся эта информация представляется на языках основных этнических групп, представленных в школьном сообществе. В данном случае используются следующие языки: английский, испанский, лаосский, вьетнамский и камбоджийский.

Информационная карта школы (http://studata.sandi.net/research/sarcs, http://www.ncreportcards.org)

Ещё одним важным инструментом информирования общественности, используемом на практике, является ежегодный доклад школы или школьная информационная карта. Подобные доклады используются во всех штатах США в качестве инструмента подотчётности на разных уровнях образования - школы, школьного округа и штата.

Например, в школьном округе Сан-Диего каждая школа готовит такую информационную карту с целью обеспечения подотчетности - School Accountability

Report Cards (SARC). В соответствии с законом штата государственные школы по всей Калифорнии с ноября 1988 года обязаны предоставлять сообществу информацию о себе в форме такой карты, которая включает разнообразные данные, позволяющие оценивать и сравнивать школы по семи основным областям:

• демографическая информация,

• безопасная среда и учебный климат в школе,

• данные об академических успехах,

• размер класса,

• информация об учителях и персонале,

• учебный план и обучение,

• данные о финансах и расходах.

Выпускаются доклады в 2-х версиях - краткая (2-3

стр.) и полная (до 14 стр.). В качестве примера представим структуру полной и краткой версии школьного доклада средней школы Рузвельта (Roosevelt International Middle School).

Структура полной версии

• Первая титульная страница (содержит оглавление, информация о школе и описание её миссии, возможности для вовлечения родителей, адрес и контакты, что такое SARC).

• О школе (охват по классам и этническим группам, средний размер класса по предметным областям).

• Школьный климат (план школьной безопасности, практики обеспечения школьной дисциплины и поддержки учащихся, временное отстранение от обучения и исключение из школы, посещаемость).

SE)

USD

SCHOOL ACCOUNTABILITY REPORT CARD

Short Version, Issued Spring 2007 for Academic Year 2005-06

Dr. Carl A Cohn, Superintendent

4100 Normal Street

San Diego, CA 92103

www.sandi.net

3366 Park Blvd.

San Diego, CA 92103 Phone: (619) 293-4460 Fax: (619) 497-0918 roosecfisandi.net roosevelt.sandi.net Julie Martel, Ed.P., Principal

At A Glance: 2005-06 School type: Middle Level

Schedule: Traditional

Grade level: 6-8

Total enrollment: 999

Total teachers: 53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Per pupil expenditure:

І.1Е

Enrollment Breakdown

White 15.6-^. Indochin. 1.0-

Roosevelt International Middle School

Principal’s Statement

Welcome to Roosevelt Middle School, an International Baccalaureate Magnet School located at the northeast edge of Balboa Park. Our school features four National Board Certified teachers and award-winning teacher's. We provide resources to support instruction, including a multimedia lab. a new state-of-the-art word-processing lab, cart of Alpha Smart word-processing keyboards, and laptop cart, as well as video-editing equipment and a mobile recording studio. Our newly renovated library has a research lab and its own laptop cart. We believe that every student can learn, and it is our goal to provide the learning opportunities and a safe, positive environment to support all our students. Last year, our standardized test scores in reading and math showed mixed results. Roosevelt’s future plans include refining our International Baccalaureate Middle Years Programme to further the academic continuity with the International Baccalaureate program at the San Diego School of International Studies and a Linking Education, Activity, and Fitness (L.E.A.F.) grant program.

Highlights from 2005—06 school year include a successful International Festival, participation in the San Diego County Science Olympiad, a Girls and Science Program, a science fail’. Amnesty International cultural awareness assemblies, walks for diabetes and cancer, a winter Jamboree with students and staff performances, and major facility renovation sponsored by Proposition MM. This year, the exterior of the facility will be painted, a new electronic marquee will be installed, and we secured the funding to turf the physical education field at the comer of Park Ave. and Upas St.

• Материальное оснащение школы (качество состояний помещений, оборудования, освещения, водоснабжения и т.п.)

• Учителя (наличие дипломов об образовании, учителя, работающие без официального утверждения, вакансии, ведение основных предметов учителями с высокой квалификацией, наличие кадров для замены отсутствующих учителей, процесс оценки работы учителей).

• Персонал, обеспечивающий поддержку (консультанты и другой персонал, обеспечивающий поддержку в области обучения, здоровья и безопасности).

• Учебный план и учебные материалы (качество, использование и доступность учебников и учебных материалов, перечень используемых учебников и учебных материалов).

• Школьные финансы (расходы на одного учащегося и средняя заработная плата учителя, виды финансируемых услуг, информация о средних зарплатах учителей и администраторов по школьному округу).

• Достижения учащихся (данные стандартизированного тестирования по предметам, годам, этническим группам).

• Подотчётность (индекс академических достижений, программы интервенций на уровне штата, достижение критериев ежегодного прогресса в рамках программы «Ни одного отстающего ребёнка», федеральные программы поддержки).

• Завершение школы и подготовка к продолжению образования (раздел используется только для средних школ).

• Планирование обучения (процесс обучения и лидерство, профессиональное развитие, число сокращённых дней в учебном году).

Структура краткой версии

• На полях первой страницы (краткие данные о школе, адрес и контакты, диаграмма охвата, таблица уровня посещаемости, партнёры школы из бизнеса и сообщества).

• Обращение директора школы.

• Учебный план и обучение.

• Возможности для вовлечения родителей.

• Учителя.

• Индекс академических достижений.

• Данные тестирования школьников.

В тексте имеется указание, что полная версия доклада доступна в Интернет или может быть получена в школе.

Другой поучительный пример использования информационной карты на уровне школы предоставляет штат Северная Каролина. Наряду с самой картой (её объём всего 2 страницы) читателям доступно руководство «Как прочесть информационную карту вашей школы», толкующее все специфические термины, используемые в тексте (см. пример). Терминология разделена на разделы, соответствующие разделам карты - профиль школы, высокие достижения учащихся (результаты различных тестов), безопасность в школе и доступ к технологиям, качество учителей.

Следует отметить, что как и в случае со школьным округом Сан-Диего данные даются в сравнении со средними показателями по округу и штату.

A GUIDE ТО READING YOUR SCHOOL'S REPORT CARD

NC’SCHOOL

REPORT CARDS

HOW TO READ YOUR K-8 SCHOOL REPORT CARD

SCHOOL PROFILE

Undo 'School Profile ' you II find fi

school including school tin aad average clast un

School Sue a important because It can rtfuence the types tf academic programs or actMOas (Ike sports and rtusicl Out a school can offer.

Class Sim may itfluenee the one on one an атол that teachers provide to studants and tha level of classroom discipline How does you Chiu's class sea compara wih tha school's avaraga and class tea averages n tha state* Ask your school principal about targeted dass seas m your school

Sour* of Fund* (Amount par Studeno shorn you where your school's funding coma» from and how much money я receives par student from ena tadaral. and local sources Educaoon funds ara

HIGH STUDENT PERFORMANCE

There ate a number of ways lo meat uta iMent performance itila test results and 1M1M promotion rates are just Iwo of la statewide measures ftat ate covered la year sc beefs report card Oa a scheol by school basis there ate additional ways te avalúale itadent performance as »mil leak si tSadeat grades si Ihe percentafe of ttadeats earn mg lop grades at repeatedly fading.

ce, the NC School Report Cards oMer a

thefletrbJbon

tr school operatmg ■e about how your school spenc

FVrSomiance of Students n Each Grade on ABC» End of Grade Tests helps you to see M*iat percentage of students passed the End of-Grade raadng (est vsd the End-of Grade math last n the spmg of 7007 look for large ddterences n performance across grade levels, tatt to your cMTs teacher ю leant more about how you school n workjng to increase academic achievement Mamnnw of Each Student Group on the ABC* End-of-Gnda tests displays last results so thaï differences m passing rales (often referred to as ecbwement gaps) between studetls of afferent ethnic «es. gander, famfy circumstances, or rectal back grounds ara apparent Norm Carokna is working hard to at an nata реПогтапсе deferences between the groups of students ksted here

as county property and salas utas When of fcmds n your schod with the state avarege. note 9i federal fmdlng are ad(usfad by the Anancial needs of so the sources of funds may ddfer substantialy from ti averagas shown For an estríate of total spendng peí yol* schod. add the dolar aatounb fundng bars together Use of Funds pnwides an overwe budgets Use thés graph to laarn mo money day to day for operations

Tilla I Status enfiestes wftether «m schod is parí of the federal program (hat provales tundng for hgh povarty schools to hdp studants who ara befietd ecadenacaPy or at nsk of takng bafand

these *gepa* find out what your sc hod в dong to close achmvament gaps and what you rnght be able to do to help The Three-Vtoar Trend of Student Performance on ABC* End-of-Grade Reading and Math Te»t* prowde* an Idea Of whether or not your school is making progress m student achieve ment from one year to tha пел Ideally, student реПогтапсе іа increasing with a graphed I ne that steadfy ne rea ses from left to right A m j»i year trend lor math is only erasable begetning m 70K 06 bee і use of new tests based on the revisad Standard Cotssa of Study

Adéquat« Vfc arty Progre** (AYP) Rnull* - Adequate Yearly Progress 'sets the bar* tor school performance by groups of students, and schools can ether clear the bat or mss с there is no cred* for gelling pan way In order to make АУР. schools need to meet every single performance target set for them. Targets are set for student attendance and tor student performance on the state's End-ol-Grade readetg and mat) tests Schools work toward targets mi each of those areas for the schoofs performance as a whole and tor the lot owing student groups when they coman 10 or more studants: «Ma. Hick. Ніірмс. American Indian, economical* ¿«advantaged. lanced EngMi proficient, ai

Опыт Англии

Хорошим примером систематического информирования широкой общественности о результатах образования является подход, используемый в Англии. В стране имеется несколько информационных продуктов, которые применяются для коммуникаций с родителями и другими заинтересованными группами на разных уровнях образования.

Таблицы достижений (http://www.dcsf.qov.uk/performancetables)

Размещённые в открытом доступе в Интернет таблицы достижений (Achievement and attainment tables) содержат информацию о результатах обучения школьников на ключевых этапах обучения по разным предметам, особенно по математике и английскому языку. Такая информация даётся по каждой школе в динамике по годам, а также в сравнении с другими образовательными учреждениями.

Пример. Содержание таблиц достижений 2009 года для ключевого этапа (КЭ) 41.

• Общая информация (название и адрес школы; тип школы; гендерный состав, возраст учащихся),

• Информация о когорте школьников, сдававших экзамены на КЭ4 (число учащихся; число и процент

1 В Англии формальное образование разделено на 4 возрастных этапа: ключевой этап 1 - от 5 до 7 лет; ключевой этап 2 -от 7 до 11 лет; ключевой этап 3 - от 11 до 14 лет; ключевой этап 4 - от 14 до 16 лет.

школьников с особыми образовательными потребностями),

• Измерение добавленной стоимости (значение добавленной стоимости на этапах КЭ2-4, доверительный интервал ДС; процент школьников, для которых рассчитывалась ДС),

• Измерение прогресса (процент школьников, продемонстрировавших минимально ожидаемый прогресс по английскому и математике между КЭ2 и КЭ4),

• Результаты экзамена на получение сертификата о среднем образовании2 (процент учащихся, освоивший предмет на определенном уровне включая математику и английский язык; средний бал за экзамен на ученика);

• Сравнение по годам (процент учащихся, достигших уровня 5 и выше на экзамене GCSE по разным предметам в 2006, 2007, 2008 и 2009 гг.);

• Пропуск занятий (процент учебных дней, потерянных из-за пропусков; процент учащихся, систематически пропускающих занятия).

Несмотря на важность, представляемых в таблицах статистических данных, они доступны для понимания не всякому неподготовленному пользователю.

Доклад государственной инспекции (http://www.ofsted.gov.uk)

В Англии с 1992 года существует государственная инспекция Ofsted, которая полностью независима от национального министерства образования DСSF (Department for Children, Schools and Families), что позволяет проводить инспекцию школ и обсуждать её результаты более беспристрастно и объективно. Целями инспекции школ являются: проведение внешней, независимой оценки деятельности школ; информирование родителей о качестве работы и стандартах школы, в которой учатся их дети; обеспечение вклада в улучшении работы каждой конкретной школы через определение её сильных и слабых сторон. В соответствии с законом инспектора оценивают и отражают в своём отчёте следующие стороны школьной политики:

• образовательные стандарты, достигнутые школой;

• качество образования, предоставляемое школой;

• качество руководства и управления, включая эффективность использования финансовых ресурсов;

• духовное, моральное, социальное и культурное развитие учащихся школы.

По итогам инспекции3 готовится доклад, который размещается на сайте Ofsted (и доступен для любого желающего с ним ознакомиться), а также направляется в школу. При этом школа должна разослать доклад родителям каждого своего ученика. На базе доклада, в котором содержатся рекомендации и советы по улучшению работы, школа готовит план действий, направленных на устранение обнаруженных недостатков и проблем.

2 GCSE - General Certificate of Secondary Education

3 Обычно школы инспектируются один раз в три года. Для школ, демонстрирующих устойчивые положительные результаты, периодичность инспекции может быть увеличена до шести лет.

Доклад имеет следующую структуру:

• Введение (когда проводилась инспекция, в каком составе, каковы были её цели, какие документы школы изучались и т.п.)

• Информация о школе (её размер, особенности образовательных программ, наличие детей с особыми нуждами, представителей этнических меньшинств, мигрантов и т.п.);

• Выводы инспекции по следующим областям:

- Общее заключение о деятельности школы (характеристика таких аспектов как управление школой, результаты обучения, учебный план, сохранение здоровья и ориентация на нужды разных групп детей);

- Что школе следует сделать для улучшения работы (индивидуальные и групповые результаты учащихся, в какой степени ученики довольны обучением в школе, чувствуют себя в безопасности, ведут здоровый образ жизни, вносят позитивный вклад в деятельность школы и местного сообщества, развиваются духовно и культурно);

- Насколько школа эффективно обеспечивает обучение (качество преподавания, насколько учебный план соответствует потребностям детей, насколько эффективна система поддержки и консультирования школьников);

- Насколько эффективно управление и руководство школой (организация управления школой, качество работы управляющего совета, умение вовлекать родителей, предоставление возможностей для обучения и противодействие дискриминации по отношению к детям, обеспечение безопасности, управление финансовыми ресурсами);

- Мнения родителей и опекунов (посредством анкетирования выясняется, насколько родители согласны с рядом утверждений: нравится ли детям учиться в школе, находятся ли дети в безопасности, демонстрируют ли дети прогресс в обучении, хорошо ли работают учителя, готовит ли школа для продолжения обучения, учитывает ли школа предложения и запросы семьи и т.п.);

По каждому из указанных выше разделов школе выставляется оценка (от 1 до 4 баллов), а также приводится словесное описание с выводами и рекомендациями. Крайне важно, что в тексте доклада имеется словарь с разъяснением основных терминов, используемых в тексте. Это помогает сделать доклад более понятным для родителей.

Доклад инспекции обязательно сопровождается письмом-обращением к ученикам и родителям. В нём содержатся основные выводы и заверения (в случае, если школа хорошо работает) что учителя и руководство учебного заведения прилагают все усилия для обеспечения образования высокого качества.

Он-лайн профиль школы (http://www.teachernet.gov.uk/management/ newrelationship/schoolprof¡le)

Все государственные школы обязаны не реже одного раза в год1 публиковать на специальном сайте информацию о своей деятельности. Школьный про-

1 Если школа желает, она может чаще обновлять некоторые данные.

филь был разработан для того, чтобы образовательные учреждения могли информировать родителей о прогрессе школы, её приоритетах и достижениях. Профиль заполняется и публикуется в режиме он-лайн на специальном сайте. Доступ к нему возможен только через пароль, который школа выдаёт каждому родителю. Если родители не имеют доступа в Интернет, им может быть предоставлена печатная версия документа.

Формат профиля школы был разработан на базе консультаций со школами, местными властями, представителями управляющих советов, родителями и учащимися, и периодически обновляется на основании обратной связи от тех, кто его заполняет.

Профиль школы содержит три блока информации: данные, предоставляемые и обновляемые ежегодно национальным министерством образования DCSF; резюме последнего доклада государственной инспекции Ofsted, предоставляемого также DCSF и обновляемого не режем, чем каждые три года; раздел, который пишется школой и обновляется не менее одного раза в год.

Раздел, который готовит школа, носит повествовательный характер и содержит ответы на следующие вопросы:

• Каковы наши успехи в этом учебном году?

• Что мы пытаемся улучшить?

• Как менялись наши результаты на протяжении времени?

• Как мы можем удостовериться, что каждый ребёнок получает образование, соответствующее его индивидуальным потребностям?

• Как мы можем удостовериться, что наши ученики здоровы, находятся в безопасности и получают хорошую поддержку?

• Что нам удалось сделать в ответ на доклад государственной инспекции о нашей школе?

• Как мы работаем с родителями и местным сообществом?

Проспект школы (http://www.schoolzone.co.uk/resources/articles/ GoodPractice/Management_f nance/Prospectus)

Проспект школы - это ещё один информационный ресурс, ориентированный, прежде всего, на потенциальных потребителей услуг учебного заведения и используемый для привлечения новых учеников в школу.

За подготовку и публикацию проспекта отвечает Управляющий совет школы. Проспект обычно публикуется не позднее, чем за 6 недель до даты подачи родителями заявления о поступлении в школу или выражения предпочтений о выборе места обучения своего ребёнка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управляющие советы отвечают за то, чтобы школьный проспект был доступен всем желающим (а в случае необходимости и на разных языках) в школе для знакомства и бесплатно бы предоставлялся родителям по их просьбе. Средние школы должны посылать свои проспекты местным чиновникам, отвечающим в муниципалитете за вопросы развития карьеры взрос-

Начальная школа Сауффилд Парк - это

Заботливая школа, в которой все дети счастливь! и имеют хорошую мотивацию к учёбе

Место, где дети достигаю высоких стандартов посредством увлекательного и разнообразного учебного плана

Школа, где все члены школьного сообществ® имеют равный доступ к образованию и получают удовольствие от того, что они учатся и развиваются вместе

лых и молодёжи. Они будут использовать проспекты наряду с другими материалами в профориентационной работе с учащимися старших классов.

Проспекты содержат следующую информацию:

• Название школы, адрес и телефон;

• тип школы;

• имя директора школы и председателя управляющего совета;

• условия поступления в школу и другие требования для потенциальных родителей;

• миссия и ценности школы;

• основные вопросы школьной политики для детей со специальными потребностями в обучении;

• информация о предоставлении религиозного образования, с упоминанием, что родители могут отказаться от такого образования, а также с указанием деталей предоставления таких услуг для родителей, которые хотят воспользоваться своими правами на религиозное образование;

• информация о статусе школы по отношению к какой-то конкретной религии, а также о пропуске занятий учащимися по религиозным причинам (праздники, посты и т.д.);

• информация о результатах оценки обучения учащихся школы в соответствии с требованиями национального учебного плана;

• информация о результатах достижения требований национального учебного плана на уровне страны.

Средние школы должны предоставлять дополнительную информацию:

• подробности о количестве мест в школе, доступных в данном учебном году;

• число заявлений от родителей, заинтересованных в этих местах;

• информация о результатах школы по итогам сдачи государственных экзаменов на получение сертификата о завершении среднего образования;

• средние показатели результатов экзаменов по муниципалитету и стране для школ с учащимися в возрасте 16 лет и старше;

• сведения, куда идут выпускники после завершения обучения в школе.

Информационная карта школы1 (ttp://www.dcsf. gov.uk/consultations)

Несмотря на то, что в Англии имеются разнообразные источники о результатах деятельности школ, осенью 2009 года начался трёхлетний эксперимент по апробации ещё одного информационного продукта -информационной карты школы (school report card). Целью эксперимента является содействие созданию более согласованной и лучше координируемой системы подотчётности, способной учитывать широкий спектр

разнообразных достижений школы. Для этого необходимо, чтобы информация о школе представлялось в ясном виде, была убедительной, легко понимаемой и легкой используемой управляющим советом школы, родителями и общественностью.

Предполагается, что информационная карта будет как раз таким документом, который удовлетворит названным выше условиям. Она имеет небольшой размер - буклет размера А4 из 4 страниц с титульной страницей, на которой размещается сводная информация об основных достижениях школы (см. пример).

Введение в практику нового информационного документа направлено на достижение следующих целей: для родителей

■ предоставление ясной, сбалансированной и полной информации о достижениях каждой

1 Данная информация приводится на основе документа, подготовленного DCSF для консультаций с общественностью. Итоговая версия информационной карты может иметь несколько иную структуру и набор ключевых показателей.

школы, которая будет дополнять отчёты национальной инспекции Ofsted;

■ обеспечение информированного выбора школы родителями и улучшение подотчётности школы перед родителями;

■ предоставление информации в легко понимаемом формате, доступном широкой аудитории;

для школ

■ формулирование списка ясных и приоритетных результатов работы, по отношению к которому школа будет оцениваться (с предсказуемыми последствиями в обоих случаях - когда школа показывает слабые результаты и когда - сильные);

■ признание ценности работы школы по отношению ко всем детям и для всех достигнутых результатов (но только для тех результатов, на которые школа может повлиять);

■ предоставление сбалансированной оценки достигнутых результатов с учётом тех трудностей, с которыми столкнулась школа;

для правительства

■ обеспечение возможностей достижения образа современной школы 21 века;

■ стимулирование школ двигаться в правильном направлении и бороться с ложными стимулами;

для инспекции Ofsted

■ поддержка процесса инспекции школ.

Содержание карты включает следующие категории школьных результатов:

■ достижения (attainment): академические результаты, продемонстрированные учащимися на основе тестов или экзаменов (например, доля учащихся, достигших уровня 4 на Ключевом этапе 2 или средний балл при сдаче экзамена на аттестат о среднем образовании);

■ прогресс учащихся: прогресс, который ученики демонстрируют за время обучения в школе, принимая во внимания их стартовый уровень и способности, а также их итоговые результаты (например, добавленная стоимость или доля учащихся, которые продвинулись на два уровня между КЭ1 и КЭ2);

■ более широкие результаты: здоровье учащихся, удовлетворение от учёбы, возможность и способность вносить позитивный вклад, шансы на будущее экономическое благополучие1 (данная категория может также включать информацию о дополнительных услугах, предоставляемых школой, и о их влиянии на достижение и благополучие);

■ преодоление разрыва: информация, показывающая как школа преодолевает различия в результа-

1 Начиная с сентября 2007 года в рамках национальной программы «Каждый ребёнок главный» (Every Child Matter) школы обязаны рассматривать благополучие как один из ключевых результатов своей работы. Указанная программа определяет пять областей результатов: быть здоровым, быть в безопасности, получать удовольствие (от учёбы) и иметь достижения, вносить позитивный вклад и достигать экономического благополучия.

тах обучения между детьми из благополучных семей и детей из групп риска (дети из бедных семей, представители этнических меньшинств, мигранты, дети с ограниченными возможностям и т.п.);

■ мнение родителей и учеников: мнения потребителей школьных услуг, включая родителей потенциальных учеников, об общих и конкретных аспектах деятельности школы (например, в какой степени школа вовлекает родителей в процесс обучения и развития их детей; мнение учеников, в какой степени они чувствуют себя в безопасности и защищены от насилия со стороны сверстников).

Опыт Новой Зеландии

Доклад по итогам инспектирования школы http://www.ero.govt.nz

В Новой Зеландии существует аналог английской государственной инспекции Ofsted - офис для проведения обзоров в образовании (ERO - Education Review Offi ce). ERO является независимым агентством, созданным для реализации вполне конкретной задачи -оценивать качество работы школ по всей стране, делать обнаруженные данные публичными (обычно итоговый отчёт вывешивается в самих школах) и предоставлять специфические рекомендации для школы, чтобы она могла улучшать процесс обучения.

При проведении обзора и оценивания деятельности конкретной школы ERO фокусируется на трёх ключевых областях:

• Специфические приоритеты школы - как школа влияет на достижения учащихся.

• Области национального интереса - информация о том, как государственная политика реализуется на уровне школы.

• Соответствие нормам законодательства -свидетельства того, что школа предпринимает все необходимые меры для обеспечения требований законодательства.

При этом целью обзора не является детальное изучение всех направлений работы школы - каждый доклад по итогам оценки школы может рассматривать различные вопросы школьной политики. Цель состоит в предоставлении информации по тем аспектам, которые напрямую связаны с достижениями детей и полезны для самой школы.

Рассмотрим пример содержания доклада ERO по конкретной школе - католическая школа Св. Джозефа (St Joseph’s school)2. Его размер достаточно небольшой - 12 страниц.

• О школе. Небольшой раздел, включающий в табличном виде информацию об образовательном учреждении (адрес и тип школы, число учащихся и учителей, распределение учащихся по гендерному и этническому составу, список предыдущих обзоров, проводимых ERO);

• Оценка ERO. Содержит основные выводы по следующим вопросам: религиозное образование, его влияние на уклад школы и его место в общем учебном плане; ожидания педагогов и администрации относительно достижений учащихся; использование дан-

2 Доклад подготовлен в январе 2006 года.

ных о результатах обучения для организации образовательного процесса; насколько учащиеся удовлетворены своим обучением и какие образовательные возможности предоставляет им школа; как учителя оказывают поддержку учащимся; насколько эффективно организовано управление с целью достижения приоритетов развития школы.

• Специфические приоритеты школы. В качестве приоритета для оценки (он определялся на основе обсуждений между командой ERO и Советом попечителей школы) выбрана тема качества преподавания и обучения с акцентом на грамотность чтения. В данном разделе обсуждаются прогресс и достижения учащихся (результаты стандартизированных тестов и других способов оценивания обучения); фиксируются сильные стороны работы школы (планирование работы учителей, программы обучения чтению и письму, помощь в области чтения слабым ученикам, оценка результатов обучения, информирование родителей о достижениях учащихся в области чтения, использование разнообразных учебно-методических материалов, эффективное использование школьной библиотеки) и области, нуждающиеся в улучшении (предоставление письменной обратной связи учащимся относительно их прогресса в обучении в области чтения и письма).

• Области национального интереса. Эта часть доклада подробно описывает сильные и слабые стороны работы школы по таким государственным приоритетам, как достижения студентов из групп коренных национальностей (Маори и народности тихоокеанского региона), качество преподавания социальных исследований (часть национального учебного плана) для учащихся восьмого года обучения, образование по планированию карьеры и выбору будущей профессии, предоставление образовательных услуг иностранным студентам (включая помощь в изучении английского языка).

• Обеспечение норм законодательства. Рассматривается соответствие законодательству в следующих областях: управление школой; учебный план; обеспечение здоровья, безопасности и физического благополучия детей; управление персоналом; управление финансами и имуществом.

• Рекомендации. ERO и попечительский совет школы фиксирует основные направления работы школы по итогам проведения обзора. В случае школы Св. Джозефа - это повышение качества обратной связи в письменной форме для учащихся и предоставление учащимся большей самостоятельности в обучении (через формирование навыков самооценки и рефлексии).

• Дальнейшие действия. Здесь ERO выражает уверенность, что попечительский совет сможет осуществлять управление школой и проводить улучшения по направлениям, указанном в данном докладе.

Как и в случае английской инспекции, доклад ERO заключается письмом-обращением к родителям и местному сообществу, в котором представлены основные выводы по итогам обзора.

Опыт Бразилии

Информационная карта школы штата Парана (http://www.pr.gov.br/cie)

Один из наиболее интересных примеров более всесторонней системы отчётности существует в штате Парана (Paraná) в южной Бразилии, где местный орган образования ежегодно выпускает информационные карты (report card) для каждой школы, большинство из которых управляются и финансируются муниципальными органами власти.

Основные цели использование информационных карт в штате Парана заключаются в предоставлении инструмента для лучшего принятия решений, особенно на уровне школы, и для усиления подотчётности результатов. Другими заявленными целями являются мониторинг качества образования, обеспечение прозрачности и стимулирование вовлечение родителей и местного сообщества в деятельность образовательного учреждения. Информационные карты включают результаты оценки учащихся посредством тестирования (тестовый балл по португальскому языку, математике и естественным наукам в 4 и 8 классах), а также более широкие результаты (здоровье, безопасность и т.п.), движение учащихся и иные характеристики школы (например, процент учителей, имеющих университетское образование), результаты оценки школьной эффективности и индикаторы родительской/общественной вовлечённости.

Важной особенностью данного документа является включение мнений родителей, учащихся, учителей и директоров о школе. Другая особенность этих информационных карт состоит в том, что они представляют мнения стэйкхолдеров о своей школе в сравнении со средним значением по школам муниципалитета или штата.

Приведём описание структуры и содержания информационной карты школы. Она включает следующие разделы:

• Введение (общая информация о школе; команда, ответственная за подготовку доклада);

• Оценка достижений школы. Представлены результаты национального теста по португальскому языку и математике для учащихся 4-х и 8-х классов - общее число учащихся, сдававших тест; процент учащихся, продемонстрировавших овладение определённым уровнем знаний и навыков (всего четыре уровня). Данные приводятся в сравнении с результатами по муниципалитету и штату Парана.

• Перевод, повторное обучение, выбытие. Эти данные даются по трём ступеням обучения (1-4 классы, 5-8 классы, старшая школа) и также в сравнении по школе, муниципалитету и штату.

• Учителя и учащиеся. По каждой ступени обучения фиксируется общее число учащихся и учителей, средний размер класса и доля учителей с высшим образованием.

• Мнения родителей относительно:

- качества предоставляемого образования (общая удовлетворённость образованием, качество школьной инфраструктуры, преданность учителей профессии);

- вовлечение родителей (насколько родители вовлечены в деятельность школы, поощряет ли директор участие родителей и местного сообщества в деятельности школы, сколько родителей приняли участие в различных школьных мероприятиях и т.п.);

- распространения информации (поощряет ли школа проведение регулярных встреч учителей и родителей; имеется ли в школе система регулярного информирования родителей, получают ли родители советы относительно оказания помощи детям при подготовке домашнего задания);

- вопросов безопасности (насколько защищены дети в школе, существуют ли проблемы с дисциплиной, обсуждаются ли вопросы обеспечения безопасности среди членов местного сообщества);

- сведений о родителях (участие в деятельности Совета школы, членство в ассоциации учителей и родителей, работа в качестве волонтёров школы, число детей-учащихся данной школы);

- общей оценки работы школы (подсчитывается средний балл на основе оценки, выставленной каждым родителем по 10-бальной шкале).

• Информация от учеников относительно: участия родителей в жизни школы (посещение различных школьных мероприятий), уровня образования родителей, чувствуют ли дети себя успешными в школе, имеется ли у них домашний компьютер, нужна ли им систематическая помощь по подготовке домашнего задания, нравятся ли используемые в классе методы преподавания, испытывают ли они трудности в обучении.

• Информация от директора школы: какую часть своего времени директор посвящает вопросам организации системы управления школой, как часть проходят заседания Совета школы, доля родителей, посетивших школьные мероприятия.

Общие выводы

Можно было бы продолжать описание многочисленных примеров информирования общественности в образовании в разных странах. Однако, рассмотренных случаев вполне достаточно, чтобы выделить наиболее продуктивные подходы и особенности в информационной политике регионов, муниципалитетов и школ, ориентированной на вовлечение родителей и местного сообщества в деятельность образовательных учреждений. Итак, какие же выводы мы можем сделать, рассматривая такие разные (по политическому, организационному и культурному устройству) образовательные системы США, Англии, Новой Зеландии и Бразилии?

1. Школы имеют достаточно большую автономию и должны информировать государственные органы и общественность о достигнутых результатах и мерах по улучшению ситуации. Представляемая школами информация тесно увязана с национальными (региональными) образовательными приоритетами и ориентирована на запросы потребителей услуг школы (пре-

жде всего родителей). В различных школьных презентационных документах (буклет, ежегодный доклад, сайт и т.п.) можно увидеть разделы «Области национальный интересов», «Как мы достигаем национальных приоритетов» и т.п.

2. Информирование проводится не как частная инициатива наиболее активных школ, а как часть общей политики на уровне страны или региона (штата), зафиксированной законодательно. Это является общим правилом для всех школ. Как следствие имеется много различных информационных ресурсов, прежде всего в Интернет, которые предоставляют информацию о результатах деятельности учебных заведений.

Среди них:

• отчёты по итогам проведения школой процедуры самооценки1;

• доклады национальных инспекций;

• публичные доклады, которые готовит школа или школьный Совет (включая school report card2);

• другие способы информирования потребителей услуг: Интернет, СМИ, проведение очных встреч.

3. Появление нового информационного продукта в практике деятельности школы не является волевым решением сверху, а базируется на обсуждении и широких консультациях с общественностью и профессиональным сообществом относительно формата, содержания и процедур использования (пример информационной карты школы в Англии). Сначала проводится эксперимент по апробации, а затем (в случае положительной оценки школ-участниц эксперимента) новый формат документа внедряется в систему управления.

4. На практике существуют различные информационные продукты, каждый из которых конкретное целевое назначение и все вместе они являются взаимодополняющими, а не дублирующими друг друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Наиболее удачные образцы таких продуктов, как школьные доклады3 обладают следующими характеристиками4:

• небольшой объём информационного продукта

(который можно прочитать за короткий промежуток времени);

• наличие двух версий - короткой (содержащей минимально необходимую информацию) и пол-

1 Школы Англии, например, ежегодно проводят самооценку своей деятельности с целью определения направлений дальнейшего развития, отслеживания хода выполнения поставленных ранее задач, определения достигнутых результатов. Процесс самооценки осуществляется при помощи специальной формы - self evaluation form. (см. Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии,- М.: Университетская книга, 2006).

2 См. подробнее: Sevilla, Maribel, and Don Winkler. 2003. “Information for Accountability in Decentralized Education: Implementation of Report Cards.” Draft EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED.

3 Под термином школьный доклад понимается ежегодный доклад школы или информационная карта школы (school report card).

4 Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта. - М.: Московский центр качества образования, 2009.

ной, более подробной, - которые используются для разных целей;

• доступный язык изложения, ориентированный на неподготовленного пользователя;

• пояснения, как правильно интерпретировать представленные данные (например, использование тезауруса или специального приложения с комментариями);

• наличие сравнительных данных (с собой, в динамике по годам, и с другими школами, муниципалитетом, регионом);

• включение мнений о работе школы участников образовательного процесса - данные опросов родителей, учащихся, сотрудников школы;

• разнообразные способы доведения опубликованных данных до целевой аудитории -Интернет-сайт школы, печатная версия, презентация в рамках встреч и собраний.

Наличие таких разнообразных ресурсов позволяет сравнивать и оценивать работу школ, создаёт основу для осознанного выбора школы родителями, способствует вовлечению общественности в образовательный процесс.

В России процесс всестороннего информирования потребителей образовательных услуг находится в ста-

дии становления. Мы ещё только приобретаем опыт информационного взаимодействия школ, родителей и представителей широкой общественности. Именно поэтому нам не следует оставлять без внимания позитивный зарубежный опыт в этой области. Мы должны учиться не только на своих ошибках, но и на чужих успехах.

Список источников

1. Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. М.: Весь мир, 2004.

2. Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта. - М.: Московский центр качества образования, 2009.

3. Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии.- М.: Университетская книга, 2006.

4. Donald R. Winkler. Strengthening Accountability in Public Education. EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED, 2004.

5. Maribel Sevilla and Winkler Don. 2003. “Information for Accountability in Decentralized Education: Implementation of Report Cards.” Draft EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED.

6. Ana Florez Guio, Ray Chesterfield and Carmen Siri. The CERCA School Report Card: Communities Creating Quality Education. Washington, D.C.: AED, 2006.

7. Jo Anne Anderson. Accountability in Education. Education policy series. UNESCO, 2005.

Автор предлагает образовательную программу, направленную на подготовку участников образовательного процесса к компетентному участию в деятельности комиссий и комитетов управляющего совета школы.

Гладик Владимир Адамович,

зам. директора по учебно-воспитательной работе

ГОУ СОШ № 1945 г. Москва [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ ВМЕСТЕ: УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ КАК ШКОЛА ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Как подготовить учащихся 10-11 классов и их родителей к участию в деятельности комиссий и комитетов управляющего совета школы?

Ключевые слова: образовательная программа; управленческие знания и умения, нормативно-правовые документы, демократические органы управления, управляющий совет школы, комиссии и комитеты, подготовка к участию.

Образовательная программа «Учимся управлять вместе» предназначена для учащихся 10-11 классов, родителей школьников и направлена на их подготовку к компетентному участию в деятельности комиссий и комитетов управляющего совета школы.

Необходимость разработки данной образовательной программы и ее внедрения в жизнедеятельность школы обусловлена рядом причин:

Во-первых, современная стратегия развития российского образования предполагает расширение уча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.