Научная статья на тему 'Саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков'

Саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
427
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / САНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / АДАПТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Потапчук Алла Аскольдовна, Эмануэль Татьяна Сергеевн, Эмануэль Юлия Владимировна

Состояние здоровья детей школьного возраста неуклонно ухудшается. Целью работы является саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков и разработка рекомендаций по сохранению и укреплению их физического состояния. Саногенетический мониторинг проводился в течение 2011-2012 гг. в 12 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Участниками мониторинга стали ученики 1-9 классов, в количестве 883 человека. Мониторинг проходил посредством аппаратно-программного комплекса, состоящего из двух основных приборов: Спироартериокардиоритмографа и устройства для оценки психомоторной активности ребенка по двигательным тестам. Данные с приборов обрабатывались и представлялись в виде индивидуальных профилей учеников – санотипов. По результатам саногенетического мониторинга выдавались рекомендации, направленные на улучшение состояния здоровья конкретного ребенка, а также составлялась диаграмма, показывающая, какого рода нарушения адаптации имеются у учеников данного класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Потапчук Алла Аскольдовна, Эмануэль Татьяна Сергеевн, Эмануэль Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S

The state of health of children at school age worsens steadily. The purpose of work is sanogenetic monitoring of state of health of the children and teenagers and development of recommendations on preservation and strengthening of their physical condition. Sanogenetic monitoring was carried out during 2011-2012 in 12 educational institutions of St.-Petersburg. Pupils of 1-9 classes, in number of 883 persons became participants of monitoring. Monitoring passed by means of the hardware-software complex consisting of two main devices: Spiro-arterio-kardioritmo-graph and the device for the assessment of psychomotor activity of the child according to the motor tests. Data from devices have been processed and represented in the form of individual profiles of pupils – sanotypes. By results of sanogenetic monitoring the recommendations have been given directed on improvement of the state of health of the child, and also the chart was made, showing what sort of violations of adaptation are observed among the pupils of this class.

Текст научной работы на тему «Саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков»

№ 5 (75). - С. 7S-SG.

б. Перова, Г. М. Исследование эффективности организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» для студентов подготовительной группы педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.GG.G4 I Перова Галина Михайловна ; Тульский пед. гос. ун-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 2GG4. - 172 с.

REFERENCES

1. Gattarov, R.Y. (2GG7), “Study of the functional status of the students of the three medical groups”, Education, health care, physical culture, No. 12, pp.69-75.

2. Golomolzina, V.P., Lyovushkin, S.P. (2GGS), “Influence of various kinds of load on physical conditions and sickness rate of the students with different types of figure”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 4G, No. 6, pp. 24-2S.

3. Zubkov, C.M. (2GGS), Peculiarities of adaptation of the organism to students (I)-(III) courses of the preparatory group for standard and differentiated physical training programs: dissertation, Chelyabinsk, Russian Federation.

4. Karas, T.U. (2GG7), “Technique improvement students preparatory medical group of secondary special educational institutions using the navigation”, Bulletin of science and education, No. 1, pp. 22-31.

5. Perova, G.M. (2GG4), Study of the efficacy of the educational process for the subject "physical education" for students of the preparatory group of the Pedagogical University: dissertation, Tula, Russian Federation.

6. Lipovka, V.P., Ivchenko, E.V. and Lipovka, A.J. (2G11), “Structure and content of health improving lessons among the special medical group students of Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 7S-SG.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.10.2012.

УДК 613.95 : 610.215.1

САНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ

Алла Аскольдовна Потапчук, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Татьяна Сергеевна Эмануэль, ассистент,

Юлия Владимировна Эмануэль, кандидат медицинских наук, ассистент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова

Аннотация

Состояние здоровья детей школьного возраста неуклонно ухудшается. Целью работы является саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков и разработка рекомендаций по сохранению и укреплению их физического состояния. Саногенетический мониторинг проводился в течение 2G11-2G12 гг. в 12 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Участниками мониторинга стали ученики 1-9 классов, в количестве SS3 человека. Мониторинг проходил посредством аппаратно-программного комплекса, состоящего из двух основных приборов: Спиро-артериокардиоритмографа и устройства для оценки психомоторной активности ребенка по двигательным тестам. Данные с приборов обрабатывались и представлялись в виде индивидуальных профилей учеников - санотипов. По результатам саногенетического мониторинга выдавались рекомендации, направленные на улучшение состояния здоровья конкретного ребенка, а также составлялась диаграмма, показывающая, какого рода нарушения адаптации имеются у учеников дан-

ного класса.

Ключевые слова: образовательное учреждение, саногенетический мониторинг, здоровье школьников, адаптация, реабилитация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p131-136 SАNOGENETIC MONITORING OF CHILDREN AND YOUTH HEALTH STATE

Alla Askoldovna Potapchuk, the doctor of medical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Tatyana Sergeevna Emanuel, the assistant,

Yulia Vladimirovna Emanuel, the candidate of medical sciences, assistant,

The Pavlov State Medical University

Annotation

The state of health of children at school age worsens steadily. The purpose of work is sanogenetic monitoring of state of health of the children and teenagers and development of recommendations on preservation and strengthening of their physical condition. Sanogenetic monitoring was carried out during 2011-2012 in 12 educational institutions of St.-Petersburg. Pupils of 1-9 classes, in number of 883 persons became participants of monitoring. Monitoring passed by means of the hardware-software complex consisting of two main devices: Spiro-arterio-kardioritmo-graph and the device for the assessment of psychomotor activity of the child according to the motor tests. Data from devices have been processed and represented in the form of individual profiles of pupils - sanotypes. By results of sanogenetic monitoring the recommendations have been given directed on improvement of the state of health of the child, and also the chart was made, showing what sort of violations of adaptation are observed among the pupils of this class.

Keywords: educational institution, sanogenetic monitoring, health of school students, adaptation, rehabilitation.

ВВЕДЕНИЕ

Саногенетический мониторинг - это постоянное динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащегося и оценка адаптационных возможностей его организма [1]. Можно выделить следующие составляющие саногенетического мониторинга: обследование на приборной базе, формирование индивидуального профиля ребенка - санотипа, адресные рекомендации при выявлении нарушений в адаптации, повышение культуры здоровья школьников.

Исследование было направлено на оценку степени адаптации школьников Санкт-Петербурга с целью применения комплексных мероприятий по сохранению и укреплению их здоровья на основе саногенетического мониторинга.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Саногенетический мониторинг проводился в течение 2011-2012 гг. два раза в год: осенью и весной в 12 образовательных учреждениях СПб. Участниками мониторинга стали ученики 1-9 классов, в количестве 883 человек. Родителями подписаны информированные согласия на участие своих детей в мониторинге здоровья.

Мониторинг проходил посредством аппаратно-программного комплекса, состоящего из двух основных приборов.

«Спироартериокардиоритмограф (САКР)» - позволяет одновременно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и ее нейровегетативной регуляции в совокупности с состоянием системы дыхания. Одновременно измеряется артериальное давление, ЭКГ во втором стандартном отведении и показатели внешнего дыхания. Гемодинамические показатели анализируются по вариабельности артериального давления, ритма сердца и дыхания обследуемого. Они регистрируются непрерывно в течение 2-х минут и оцениваются с помощью экспертной программы. Спектральный анализ непрерывных измерений артериального давления и сердечного ритма несет информацию о

соотношении их вариабельности. Для определения спектральных характеристик вариабельности по непрерывным измерениям строятся ритмограммы частоты сердечных сокращений, диастолического и систолического артериального давления, соответствующие минимальному и максимальному давлению пульсовой волны каждого сердечного сокращения. На основе ритмограмм при помощи преобразования Фурье вычисляется спектральная плотность мощности вариабельности, которая характеризует активность вегетативной нервной системы и работу барорефлекторных механизмов.

Компьютеризированное устройство для оценки психомоторной активности ребенка по двигательным тестам (УПМД) - позволяет проанализировать точность, скорость, плавность движений человека, а также его скорость реакции на свет и звук.

Оценка состояния двигательной сферы проводится по кинемато-граммам по трем тестам на основе следующих характеристик:

- Длительность цикла движения (ДЦД) - определяется как среднее время перемещения рычага в секундах от одного маркера (светодиода) к другому и обратно.

- Величина ошибки сенсорной коррекции движений (ОК) - рассчитывается как средняя величина отклонений от границ требуемого диапазона движения, отнесенная к общей амплитуде переме-щений рычага за весь цикл и переведенная в проценты (отдельно для экстензоров и флексоров).

- Время перестройки двигательных установок (ПЦУ) — определяется как число циклов, необходимое для достижения требуемой точности движения в новом амплитудном режиме.

Методы саногенетического мониторинга, разработанные Носкиным Л. А. [1], обладают следующими характеристиками: оперативность обследования и обработки информации; оценка взаимовлияния различных характеристик основных систем организма ребенка; автоматизация измерений и компьютерная обработка результатов (минимизация ошибок); неинвазивность методов обследования.

Данные с приборов обрабатывались и представлялись в виде индивидуальных профилей учеников - санотипов. По результатам саногенетического мониторинга выдавались рекомендации, направленные на улучшение состояния здоровья детей и подростков. Основу данных рекомендаций составили комплексы упражнений, оформленные в виде цветных иллюстраций. Для детей начальной школы каждый комплекс сопровождался сказочным сюжетом [2].

РУЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По итогам проведённого в школах Санкт-Петербурга мониторинга было выявлено, что ряд детей одного класса имеют нарушения адаптации со стороны сердечнососудистой системы. Так осенью 2011 года в младших классах у детей 7-10 лет функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы отмечено в 22%, у подростков 11-14 лет в 39%. Высокий процент функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы у подростков 11-14 лет возможно объясняется и особенностями пубертатного периода (таблица 1). Сопутствующие успешному выполнению двигательных тестов нарушения в работе сердечно-сосудистой системы могут свидетельствовать о перегруженности детей, недостатке физических нагрузок, неблагоприятном климате в классе и т.д. Примечательно, что подобная зависимость отсутствия нарушений психомоторной функции при наличии нарушений адаптации со стороны сердечнососудистой системы выявлена и в первых и в девятых классах (референтные интервалы, используемые при оценке тестирования на УПМД соответствуют возрасту ребенка). Если по результатам саногенетического мониторинга при оценке состояния сердечнососудистой системы на приборе САКР были выявлены нарушения были впервые выявлены, то необходимость применения 12-ти канальной ЭКГ, ЭХО-КГ и дальнейшего обследования у кардиолога/ревматолога устанавливал врач. В случае, если результаты саноге-

нетического мониторинга только подтверждают имеющиеся у ребенка нарушения, то по согласованию с врачом ребенок выполнял необходимые рекомендации по двигательному режиму, которые зачастую приводили к улучшению функционального состояния ребенка. В таком случае мониторинг выступал как превентивная диагностика и профилактическое воздействие.

Таблица 1

Наличие функциональных изменений систем организма школьников по результатам саногенетического мониторинга за 2011-2012 учебный год ____________________(% от количества обследованных) ________________

Сердечно-сосудистая система Система дыхания ЦНС

2011 2012 2011 2012 2011 2012

кол- во % кол- во % кол- во % кол- во % кол- во % кол- во %

Начальная школа (7-10 лет) 171 22 262 33 72 9 49 6 141 18 90 12

Средняя школа (11-14 лет) 43 39 153 54 14 13 26 9 12 11 7 2

Учитель имел возможность задуматься о необходимости специальных мероприятий по улучшению состояния здоровья своих учеников: физкультминутки на уроках, динамические паузы, привлечение детей в физкультурные секции, психологические тренинги, теоретические занятия по культуре здоровья и т.д.

На основе саногенетического мониторинга образовательное учреждение объединяет в своей деятельности как групповые мероприятия, так и индивидуальный подход, учитывающий особенности отдельного ребенка. Данный принцип продемонстрирован в таблице 2.

Таблица 2

Роль саногенетического мониторинга в образовательном учреждении _________характеристики, типологические особенности, типоспецифические средства______

Индивидуальный подход:

Ориентация на обследование и лечение (профилактику) одного школьника__________________

Групповой подход:

Оценка коллективного здоровья, мероприятия, направленные на группу________________________

Мониторинг - динамическое наблюдение:

1. Выявление нарушений у отдельного школьника,

2. Выявление закономерностей в классе, образовательном учреждении

Деятельность образовательного учреждения:

1. Оценка общешкольной среды с точки зрения здоровьесозидания.

2. Применение образовательных технологий с точки зрения сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

3. Индивидуальный подход в зависимости от наличия функциональных отклонений____________

На основе проведенного саногенетического мониторинга детей и подростков были разработаны следующие рекомендации:

Функциональные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы:

• Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

• Улучшение морально-психологического климата в классе и (или) ОУ.

• Организация занятий в группах ЛФК.

• Введение физкультминуток на уроках, организация перемен и внеурочного времени детей. Анализ внешкольной занятости детей с возможной корректировкой применяемых образовательных технологий. Организация выполнения адресных рекомендаций по результатам СГМ в сформированных подгруппах учеников силами ОУ (после согласования с врачом).

• Воспитательная работа по культуре здоровья участников образовательного

процесса

Функциональные нарушения в работе системы дыхания:

• Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

• Возможное установление в классах воздухоочистителей.

• Использование системы БОС (биологическая обратная связь).

• Контроль со стороны педагогов за осанкой детей.

• Воспитательная работа по культуре здоровья участников образовательного процесса.

Функциональные нарушения психомоторной функции:

• Анализ используемых образовательных технологий и уровня образования педагогов с последующей коррекцией при необходимости.

• Использование элементов пальчиковой гимнастики, мнемотехники и т.д., привлечение в ОУ логопедов, дефектологов и т.д.

• Организация выполнения адресных рекомендаций (осанка) по результатам СГМ в сформированных подгруппах учеников силами ОУ.

• Воспитательная работа по культуре здоровья участников образовательного процесса

Саногенетический мониторинг является эффективным инструментом интеграции медицинского и гигиенического подходов, совмещая в себе сильные стороны каждого. Результативность этого инструмента доказана на практике деятельностью по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а именно - механизмом оценки состояния здоровья отдельного ученика и группы учащихся, применением образовательных технологий и улучшением внутришкольной среды.

ВЫВОДЫ

1. При проведении саногенетичсекого мониторинга важна диагностика состояния здоровья школьников для выработки адресных рекомендаций по общему и двигательному режиму. На основе оценки состояния здоровья детей, каждому ребенку определяют индивидуальный санотип, служащий фактически паспортом здоровья.

2. Саногенетический мониторинг может служить скрининговым динамическим осмотром. При этом полученная информация о состоянии здоровья ребенка передается школьному врачу, педагогу и родителям, которые принимают решение о необходимости дополнительного консультирования и/или обследования.

3. По результатам саногенетического мониторинга школьников образовательного учреждения может составляться диаграмма, показывающая, какого рода нарушения адаптации имеются у учеников данного класса.

4. Методика саногенетического мониторинга имеет междисциплинарный характер, результаты которого используют педагоги, медики, психологи с целью улучшения состояния здоровья детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогическая санология / Л. А. Носкин, В.Ф. Кривошеев, В.Р. Кучма, А.Г. Румянцев, В. А. Носкин, Г. Д. Комаров, М.Ю. Карганов. - М. : Изд-во Московского ин-та открытого образования, 2006. - 224 с.

2. Хомич, М.М. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / М.М. Хомич, Ю.В. Эмануэль, Н.П. Ванчакова. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. мед. ун-та им. акад. И.П. Павлова, 2010. - 152 с.

REFERENCES

1. Noskin, L.A., Krivosheyev, V.F., Kuchma, V.R., Rumyantsev, A.G., Noskin, V.A.,

Komarov, G.D. and Karganov, M.Yu., (2006). Pedagogical sanology, publishing house Moscow State Institute of Open Education, Russian Federation.

2. Homich, M.M., Emanuel, Yu.V. and Vanchakova, N.P., (2010), Complexes of correcting actions at decrease in adaptable reserves of an organism on the basis of sanogenetic monitoring, publishing house of The Pavlov St.-Petersburg State Medical University, St.-Petersburg, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.10.2012.

УДК 799.3

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ЮНЫХ СТРЕЛКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПИСТОЛЕТНОЙ ПРОГРАММЫ

Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры,

Александр Митрофанович Володин, кандидат педагогических наук, Воронежское региональное отделение ВРО ОГО ВФСО «Динамо»,

Александр Александрович Володин, соискатель,

Оперативный полк полиции Управление по работе с личным составом ГУ МВД России по Воронежской области (ОПП УРЛС ГУ МВД России по Воронежской области)

Аннотация

В статье обсуждается проблема отбора наиболее одаренных спортсменов в различные виды пистолетной программы на основе изучения индивидуальных психофизиологических особенностей организма. На примере квалифицированных спортсменов показано, что определенный набор психофизиологических характеристик способствует более быстрому освоению и совершенствованию техники стрельбы в различных видах пистолетной программы. Вместе с тем в статье утверждается методология инновационного отбора, способствующего адекватной и точной ориентации одаренных спортсменов. А также разрабатывается педагогическая технология профессионального отбора начинающих спортсменов и их ориентация в различные виды пистолетной программы.

Ключевые слова: технология отбора, психофизиологические особенности, виды пистолетной программы, сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p136-140

FEATURES OF SPORTS SELECTION OF YOUNG SHOOTERS IN DIFFERENT TYPES OF THE GUN PROGRAM Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksandr Mitrofanovich Volodin, the candidate of pedagogical sciences,

Voronezh regional department of VRO OGO VFSO “Dynamo”,

Aleksandr Aleksandrovich Volodin, the competitor,

Operative regiment ofpolice Department on work with staff of State Agency of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh region

Annotation

The article deals with the problem of selection of the most gifted athletes in different kinds of the gun program based upon the examination of individual psychophysiological peculiarities of a body. It has been shown on the example of qualified athletes that a particular set of psychophysiological peculiarities can help to better mastering of the shooting technique in different kinds of the gun program. At the same time the methods of innovative selection that can provide more adequate and precise orientation of the gifted athletes have been presented in the article. Teaching technique for professional selection of the firsttime athletes and their orientation to different gun programs have been worked out.

Keywords: selection technique, psychophysiological peculiarities, kinds of the gun program,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.