I УДК 57.024+612.821+373.31 ББК 74.202.4
оценка адаптации первоклассников к образовательной среде с использованием методов саногенетического мониторинга
Н. Б. Панкова, Е. Б. Романова, О. Л. Кирпанева,
М. Ю. Карганов
Проведено двукратное, в начале и конце учебного года, тестирование показателей психомоторной интеграции (по результатам выполнения двигательных тестов на приборном комплексе «компьютерный измеритель движений» - КИД). В исследовании приняли участие 114 первоклассников, с письменного согласия родителей. Результаты мониторинга сопоставлены с успеваемостью в конце учебного года и динамикой показателей психолого-педагогического мониторинга. По всем изученным показателям за учебный год выявлена значимая динамика: показано возрастание доли детей с более быстрыми и точными движениями, изменения в проявлениях моторной асимметрии, а также улучшение психологических показателей адаптации к школьному обучению. Важно, что динамика медико-биологических и психолого-педагогических показателей адаптации находится в корреляционной связи между собой и с итоговой успеваемостью первоклассников.
Ключевые слова: психомоторная интеграция, адаптация, саногенетический мониторинг, школьники.
ASSESSMENT OF ADAPTATION OF FiRST-GRADERS TO THE EDUCATiONAL ENVIRONMENT USING THE METHODS OF SANOGENETIC MONITORING
N. B. Pankova, E. B. Romanova, O. L. Kirpanyova, M. Yu. Karganov
Double testing of indicators of psychomotor integration is carried out, at the beginning and the end of the academic year (based on the results of motor tests implementation on the instrument complex "computer meter movements" - KMM). The study involved 114 first-graders, with written consent of parents. The monitoring results were compared with the schoolchildren's achievements at the end of the school year, and with the dynamics of indicators of psychological and pedagogical monitoring. For all studied parameters for the school year significant dynamics has been revealed: an increase in the number of children with faster and exact movements, alterations in the manifestations of motor asymmetry, and also improvement in psychological indicators of adaptation to school training is defined. It is important that the dynamics of medical, biological and psycho-pedagogical adaptation indicators are in correlation with each other and with the final achievements of first-graders.
Keywords: psychomotor integration, adaptation, sanogenetic monitoring, schoolchildren.
Укрепление здоровья учащихся является сферой междисциплинарного взаимодействия систем здравоохранения и образования. Медицинские работники проводят мониторинги здоровья обучающихся и дают обоснованные рекомендации по рациональной организации образовательной среды (выполнение гигиенических требований СанПиН)
и по построению индивидуальных образовательных маршрутов (выбор формы обучения и определение физкультурной группы на основании результатов регулярных медицинских осмотров). Педагогические работники создают условия для охраны здоровья детей и работают в гуманитарной сфере по формированию у детей и подростков культуры здорового и без-
опасного образа жизни. При этом оптимальным условием здоровьесберегающего образования является учет в педагогическом процессе данных не только психолого-педагогического, но и медицинского (в том числе, донозоло-гического - саногенетического) мониторингов [1-4]. Комплексный саногенетический мониторинг особенно важен в самом начале школьного обучения, при адаптации первоклассников к систематическому образованию [3; 4]. Проведенные ранее (2003-2009) работы позволили доказать, что использование в начальной школе разных образовательных технологий не оказывает влияния на работу сердечно-сосудистой системы обучающихся, но ускоряет функциональное созревание процессов психомоторной интеграции [5]. В условиях перехода на ФГОС НОО именно последнее обстоятельство дает основной вклад в формирование здоро-вьесберегающего потенциала всей системы начального образования [4; 6].
В задачи данного исследования входила комплексная оценка психолого-педагогических аспектов успешности адаптации современных первоклассников к условиям систематического школьного обучения, и медико-биологических показателей «цены» этой адаптации (с использованием методов саногенетического мониторинга).
Методика
Работа выполнена на базе инновационной площадки «Интеграция здоровьеформирую-щих технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования» (приказ ЗОУОДО г. Москвы от 19.10.2012 г. № 01-07/1417-1) в школе № 41 (бывшая школа № 1008 ЗАО) города Москвы, при участии ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования (кафедра здоровьесберегающих образовательных технологий) и ФГБНУ «НИИ общей патологии и патофизиологии» (лаборатория физико-химической и экологической патофизиологии). Проект заключался в проведении совместного мониторинга состояния здоровья первоклассников традиционными психолого-педагогическими методами Московского центра качества образования («Стартовая диагностика готовности к школьному обучению»; «Мониторинг образовательных достижений
учащихся 1-х классов» [7; 8]) и медико-биологическими методами донозологической диагностики показателей психомоторной интеграции, входящими в полисистемный саногенетический мониторинг [4; 9].
Традиционные психолого-педагогические методы мониторинга (по МЦКО) включали оценку успеваемости по основным предметам (в конце учебного года) и двукратную оценку (в баллах) таких показателей, как эмоциональное благополучие, мотивация на учебу, усвоение норм поведения в школе, успешность функционирования в роли ученика, взаимодействие со сверстниками, нетревожность. Из медицинских показателей педагоги использовали группу здоровья и физкультурную группу, определяемые медицинскими работниками в соответствии с существующей нормативной базой [10], а также соответствие массы тела росту. Были приняты следующие критерии наличия динамики для психолого-педагогических показателей, оцениваемых в баллах:
-2: если показатель весеннего тестирования уменьшился более чем на 30% по сравнению с осенним тестированием;
-1: если показатель уменьшился более чем на 15%, но менее чем на 30%;
0: если изменение показателя было менее 15% в любую сторону;
+1: если показатель возрос более чем на 15%, но менее чем на 30%;
+2: если показатель возрос более чем на 30%.
Количественную оценку показателей психомоторной интеграции обучающихся проводили по двигательным тестам при помощи компьютеризированного устройства КИД («компьютерный измерить движений»). Данный прибор на основании обработки траектории движения руки при выполнении простых циклических двигательных задач (с движениями «от локтя») позволяет оценивать следующие параметры: длительность цикла движения (ДЦД), время изменения двигательного стереотипа (ВИДС), ошибку сенсорной коррекции условных флексоров (ОКФ) и экстензоров (ОКЭ), плавность движения (ПД), латентные периоды простой сенсомоторной реакции на световой (ВРС) и звуковой (ВРЗ) стимулы, а также коэффициент моторной асимметрии (КА), который
рассчитывается по различиям в показателях левой и правой рук [11-13].
Все регистрируемые параметры на приборе КИД, помимо оценки в абсолютных величинах (мс и %), при помощи специальной компьютерной программы пересчитывались в баллах [9]. Данный метод анализа основан на сравнении значения оцениваемого показателя со среднестатистическими данными соответствующей половозрастной условно-нормальной популяци-онной выборки. Значения балльной оценки присваиваются по следующему принципу:
• 0 баллов совпадает с модой популяцион-ной выборки;
• -0,5 и +0,5 баллов совпадают с величинами оцениваемого параметра, ограничивающими 50% средней части распределения значений данного параметра в популяционной выборке;
• -1,5 и +1,5 балла совпадают с величинами, ограничивающими 90% распределения значений в популяционной выборке (по 20% с обеих сторон от центральной 50%-й части);
• -2,5 и +2,5 балла совпадают с границами условно-нормальной выборки (по 5% крайних значений с каждой стороны).
Присвоение баллов происходит с учетом пола и возраста испытуемых и их антропометрических данных. Ранжирование значений оцениваемых параметров производится на основании балльной оценки по шкале «ниже нормы - выше нормы»:
• интервал от -0,5 до +0,5 баллов имеет ранг «0» и считается нормой;
• интервал от -1.5 до -0,5 баллов имеет ранг «-1» и считается умеренно выраженным снижением значения параметра, интервал от 0,5 до 1,5 баллов имеет ранг «+1» и считается умеренно выраженным повышением значения параметра;
• интервал от -2,5 до -1,5 баллов имеет ранг «-2» и считается выраженным снижением значения параметра, интервал от 1,5 до 2,5 баллов имеет ранг «+2» и считается выраженным повышением значения параметра.
Получаемые балльные оценки каждого из показателей психомоторной координации позволяют без привлечения контрольных групп определить соответствие результатов каждого обследованного ребенка своей половозраст-
ной норме. Соответственно, можно сделать заключение о психофизиологичекой зрелости каждого ребенка и сформированности у него предпосылок для начала систематического обучения в школе.
Наличие динамики в показателях психомоторной интеграции, регистрируемых на приборе КИД, определяли по следующим принципам:
• в абсолютных значениях - изменение показателя весеннего тестирования более чем на 15% по сравнению с показателем осеннего тестирования;
• в балльной оценке - изменение показателя весеннего тестирования более чем на 0,5 балла по сравнению с показателем осеннего тестирования.
Обследования проведены дважды, в сентябре 2013 г. и в мае 2014 г. Всего в эксперименте приняли участие 114 первоклассников (при наличии письменного информированного согласия родителей).
Результаты и обсуждение
Как показал сравнительный анализ оценки психолого-педагогических показателей адаптации первоклассников к школьному обучению в начале и в конце учебного года, для большинства детей процесс вхождения в школу не вызывает трудностей. У подавляющего большинства детей не выявлено выраженной динамики (более чем на 30%) таких показателей, как эмоциональное благополучие, мотивации, усвоение норм поведения в школе, взаимодействие со сверстниками (рис. 1).
По показателю успешности функционирования в роли ученика оказалось, что почти в четверти случаев выявляется улучшение, причем в 17% случаев - выраженное. Наибольшие изменения выявлены по показателю нетревожности: улучшение психологического состояния отмечено у более половины первоклассников, при 30% с отсутствием динамики, и 18% с незначительным ухудшением.
Использование инструментария методики МЦКО для оценки показателей здоровья оказалось менее эффективным. Выявлено, что за учебный год группа здоровья была изменена всего у 2 учащихся, физкультурная группа - у 5 человек. Оценка динамики соответствия массы тела росту показала, что в подавляющем боль-
100% 90% 80% 70% 60% 50% -40% 30% -20% 10% 0%
9,2
67,8
12,6
6,9
ея
18,4
58,6
=2=3
13,8
6,9
59,8
21,8
8,0
17,2
12,6
55,2
8,0
6,9
11,5
16,1
51,7
17,2
3,4
23,0
27,6
29,9
18,4
2 1 0
И-1 и-2
6
Рис. 1. Доля детей (в %) с разной динамикой балльной оценки психолого-педагогических показателей адаптации первоклассников в обучению в школе
Оцениваемые параметры (по оси абсцисс): 1 - эмоциональное благополучие, 2 - мотивация на учебу, 3 - усвоение норм поведения в школе, 4 - успешность функционирования в роли ученика, 5 - взаимодействие со сверстниками, 6 - нетревожность. Степень изменения балльной оценки (по сравнению с осенним тестированием): «-2» - снижение более чем на 30%, «-1» - снижение более чем на 15% (но менее 30%), «0» - изменение менее чем на 15%, «+1» - возрастание более чем на 15% (но менее 30%), «+2» - возрастание более чем на 30%.
64,6
и снижение В без динамики В возрастание
Рис. 2. Доля детей (в %) с разной динамикой ИМТ в учебном году
«Снижение» - снижение более чем на 15% по сравнению с осенним тестированием, «возрастание» - возрастание также более чем на 15% по сравнению с осенним тестированием.
шинстве случаев (85%) динамика отсутствует, в 11% масса тела становится выше нормы, в 5% -становится ниже нормы.
Однако использование для оценки динамики гармоничности телосложения индекса массы тела (ИМТ), как это принято в медицинских исследованиях, включая саногенетический мо-
ниторинг, дало принципиально иные результаты (рис. 2). Показано, что у большинства детей (64,6%) сохранился исходный ИМТ, однако у 31,7% отмечено снижение (улучшение) данного показателя за счет того, что дети за оцениваемый период активно росли, а масса тела возрастала более медленными темпами. Доля де-
тей с возрастанием ИМТ составила при таком методе оценки менее 4%.
По результатам первого (осеннего) тестирования мы уже обращали внимание на недостаточную надежность показателей методики МЦКО, оценивающих соответствие массы тела ребенка его росту [14]. Продолжая эту тему, приведем результаты расчета коэффициентов непараметрической корреляции (Спирмена) между степенью изменения балльных оценок параметров методики МЦКО и динамикой ИМТ и показателей здоровья, определяемых в методике МЦКО (табл. 1). Видно, что только изменение ИМТ коррелирует с изменением мотивации на учебу и изменением успешности функционирования в роли ученика, что логично и понятно «на бытовом уровне»: человек с более гармоничным телосложением в любом возрасте чувствует себя психологически более комфортно.
Расхождение оценок соответствия массы тела ребенка его росту по результатам медицинского и психолого-педагогического мониторин-гов, к сожалению, не столь безобидно, как может показаться. Показано, что характер обмена веществ ребенка (отражающийся в его массе тела) оказывает существенное влияние на темы развития психомоторной сферы [2]. Неадекватная физическая нагрузка детей с разной массой тела может стать причиной развития у них сердечнососудистой патологии [15], причем даже среди исходно здоровых детей [16]. Поэтому точность оценки массы тела («соответствует» или «не соответствует» росту и уровню физического рази-
тия) критична для образовательной среды, особенно реализующей программы индивидуализации образования.
Показатели психомоторной интеграции, оцениваемые с помощью приборного комплекса КИД, в соответствии с выявленными в более ранних работах лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии НИИ общей патологии и патофизиологии закономерностями [5; 9], также оказались весьма динамичными. Несмотря на то, что по сумме баллов существенных изменений в распределении рангов балльных оценок не наблюдалось, доля детей со сбалансированным статусом в весеннем тестировании достигла 74% при 57% в стартовом тестировании.
Анализ абсолютных величин показал, что за учебный год происходит снижение ДЦД, ВИДС, ВРС, ВРЗ и ОКФ. При соотнесении абсолютных величин с возрастной нормой - при использовании балльных оценок - в этих показателях также отмечено улучшение (рис. 3). При этом стоит отметить, что в данной школе перераспределение балльных оценок в соответствии с их рангом идет в сторону возрастания доли детей с рангом -1 и -2 для скоростных показателей (ДЦД и ВИДС) и снижения доли детей с рангом +1 для точностных показателей (рис. 4). Данный феномен нуждается в дальнейшем изучении: перераспределение популяции в сторону возрастания доли ее членов с более точными и более быстрыми движениями может отражать общий тренд текущего этапа развития человечества.
Показатели психолого-педагогической диагностики Показатели здоровья
ИМТ диагностика МЦКО
соответствие массы тела росту физкультурная группа группа здоровья
Эмоциональное благополучие -0,162 0,040 0,026 -0,032
Мотивации -0,293 -0,188 -0,037 -0,123
Усвоение норм поведения в школе -0,177 -0,021 -0,062 0,145
Успешность функционирования в роли ученика -0,454 0,071 0,014 0,004
Взаимодействие со сверстниками 0,061 0,050 0,163 -0,095
Нетревожность 0,165 -0,025 0,055 0,098
Таблица 1
Показатели непараметрической корреляции между степенью изменения балльных оценок психолого-педагогических показателей адаптации первоклассников к школьному обучению, и динамикой ИМТ и показателей здоровья, определяемых опросниками МЦКО
Примечание: Жирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции (по Спирмену) ср < 0,05. Наука и Школа № 3'2015
100% и
90% -80% 70% -60% -50% -40% 30% -20% -10% 0%
6,4
34,6
59,0
19,7
36,1
44,3
14,1
46,2
39,7
16,7
43,6
39,7
15,4
32,1
52,6
26,9
30,8
42,3
29,5
39,7
30,8
ДЦД ВИДС ВРС ВРЗ ОКФ ОКЭ ПД
1 0
и-1
Рис. 3. Доля детей (в %) с разной динамикой балльной оценки показателей психомоторной
интеграции (указаны по оси абсцисс) Степень изменения балльной оценки (по сравнению с осенним тестированием): «-1» - снижение более чем на 15%, «0» - изменение менее чем на 15%, «+1» - возрастание более чем на 15%.
50 -| 45 -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0
*
47,1
ДЦД
14,6
-2
42,7
24,7
*
12,6 12,6
*
28,7
18,0
11,5 11,5
0,0 0,0
-1
осень И весна
50 45 40 35 30 25 -20 15 10 5 0
3,4
ОКФ
43,7
45,5
37,9
23,9
27,3
5,7
10,3
0,0
2,3
-2
-1
Jосень И весна
2
2
Рис. 4. Доля детей (в %) с разным рангом балльной оценки ДЦД (вверху) и ОКФ (внизу) в осеннем (фоновом) и весеннем тестированиях психомоторной интеграции на приборе КИД Статистическая значимость различий: *р < 0,05 по точному методу Фишера (двустороннему критерию хи-квадрат).
Отдельно следует остановиться на изменениях в проявлении функциональной межполу-шарной асимметрии. Ранее мы уже показали, что за учебный год происходят существенные изменения в латерализации показателей психомоторной интеграции, особенно в первом классе [17]. В данном исследовании изменений в распределении детей по интегральной эффективности управления руками в тестах прибора КИД не произошло. При этом средние значения КА также не изменились от осеннего к весеннему тестированию. Анализ распределения детей в зависимости от учебно-годовой динамики КА показал уже известные законо-
60 п
50 -
40 -
30
20
10 -
**
мерности: КА остался неизменным только у трети детей, и в равных пропорциях произошло усиление проявлений леворукости или праворукости.
Однако детальный анализ изменения латерализации отдельных показателей психомоторной интеграции выявил, что за учебный год возросла эффективность работы левой руки в заданиях на внимание (показатель ВИДС) и, наоборот, снизилось преобладание левой руки в тесте на оценку сенсомоторной реактивности на звуковой стимул (рис. 5).
Выявленные закономерности, безусловно, имеют большое значение для научных иссле-
ВИДС
31,5
52,9
32,6
**
14,9
36,0
32,2
и осень н весна
леворукость
обоерукость
праворукость
60 50 40 30 20 10 0
ВРЗ
27,0
*
17,2
50,6
55,2
22,5
27,6
осень весна
леворукость
обоерукость праворукость
Рис. 5. Динамика проявлений латерализации (в % при сравнении эффективности выполнения двигательной задачи каждой рукой) в работе на приборе КИД Статистическая значимость различий по точному методу Фишера (двустороннему критерию хи-квадрат):
*р < 0,07, **р < 0,05.
0
дований. Однако в прикладном аспекте более интересно узнать, каким образом они могут влиять на эффективность образовательного процесса. Мы провели поиск корреляционных связей между учебно-годовой динамикой оцениваемых психолого-педагогических показателей адаптации и показателей психомоторной интеграции с педагогическими результатами -с успеваемостью. Оказалось, что динамика успешности функционирования в роли ученика связана с успеваемостью по математике и чтению, динамика нетревожности - с успеваемостью по русскому языку. Общая успеваемость была связана с динамикой балльных оценок усвоения норм поведения в школе и успешности функционирования в роли ученика (табл. 2). Успеваемость по всем предметам оказалась корреляционно связанной с динамикой точности движений (ОКФ), а успеваемость по русско-
му языку - с динамикой интегрального показателя функциональной асимметрии КА. Динамика асимметрии показателя ВРС была связана с успеваемостью по чтению, ВРЗ - с общей успеваемостью, ПД - с успеваемостью по русскому языку, что вполне логично и объяснимо.
Также выявлена корреляционная связь динамики параметров КИД с динамикой других результатов психолого-педагогического мониторинга. В частности, оказалось, что динамика балльного показателя мотивации на обучение была связана с динамикой асимметрии ВРЗ (г = 0,286, р = 0,011). Динамика балльной оценки усвоения норм поведения в школе была связана с динамикой асимметрии ДЦД (г = -0,249, р = 0,027). Динамика балльной оценки успешности функционирования в роли ученика была связана корреляционными связями с динамикой балльной оценки ВРЗ (г = 0,215, р = 0,058). Ди-
Таблица 2
Коэффициенты непараметрической корреляции между успеваемостью и учебно-годовой динамикой психолого-педагогических и медико-биологических показателей
Показатели Успеваемость
математика русский язык чтение общая
- психолого-педагогической диагностики
эмоциональное благополучие -0,051 -0,197 0,064 0,007
мотивации -0,022 -0,055 0,118 0,069
усвоение норм поведения в школе 0,192 0,141 0,108 0,230
успешность функционирования в роли ученика 0,218 0,068 0,226 0,240
взаимодействие со сверстниками 0,055 -0,119 0,161 0,064
нетревожность -0,084 -0,238 -0,118 -0,089
ИМТ 0,071 -0,023 0,039 -0,012
физкультурная группа -0,126 -0,174 0,093 0,075
группа здоровья -0,039 -0,090 -0,104 0,008
- психомоторной интеграции (КИД, балльная оценка)
длительность цикла движения -0,006 -0,126 0,132 -0,077
время изменения двигательного стереотипа 0,039 -0,054 0,162 -0,026
латентный период реакции на световой стимул 0,056 0,001 0,053 -0,023
латентный период реакции на звуковой стимул 0,068 0,040 -0,008 -0,008
ошибка сенсорной коррекции условных флексоров 0,322 0,261 0,223 0,276
ошибка сенсорной коррекции условных экстензоров 0,175 0,075 0,042 0,131
плавность движений -0,004 -0,151 -0,094 -0,108
моторная асимметрия -0,011 -0,274 -0,027 -0,040
- моторной асимметрии (КИД)
длительность цикла движения 0,043 0,138 0,088 -0,046
время изменения двигательного стереотипа -0,031 -0,045 -0,011 -0,010
латентный период реакции на световой стимул -0,003 -0,071 -0,243 -0,144
латентный период реакции на звуковой стимул 0,034 -0,009 0,034 0,247
ошибка сенсорной коррекции условных флексоров 0,015 -0,115 -0,046 -0,086
ошибка сенсорной коррекции условных экстензоров 0,017 0,017 0,168 0,226
плавность движений -0,043 -0,275 -0,119 -0,048
Примечание: Жирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции (по Спирмену) ср < 0,05. 74 Наука и Школа № 3'2015
намика балльного показателя взаимодействия со сверстниками оказалась связана с динамикой балльной оценки ПД (г = -0,319, р = 0,004) и КА (г = -0,239, р = 0,034).
Удивительным оказалось наличие корреляционной связи между динамикой показателей психомоторной интеграции и изменением физкультурной группы, поскольку это были единичные случаи. Тем не менее выявлено, что в таких случаях происходят изменения динамики ДЦД (г = 0,218, р = 0,058), ВИДС (г = 0,258, р =
0.046., ВРС (г = -0,203, р = 0,068), и КА (г = 0,192, р = 0,096). В отношении группы здоровья такой динамики не выявлено, вероятно, вследствие большего консерватизма данного показателя.
Заключение
Полученные данные требуют тщательного анализа психологической службой образовательной организации для более детальной разработки индивидуальных маршрутов обучения, учитывающих показатели не только психолого-педагогического тестирования, но и динамики показателей здоровья. Эта задача становится все более актуальной в контексте устойчивого роста в детской популяции пищевых аллергических проявлений, изменяющих характер обмена веществ и косвенно воздействующих на когнитивные способности обучающихся [2; 18], а также в связи с постоянным ростом (по целому ряду медицинских и социальных причин) распространенности в детской и подростковой популяциях синдрома гиперактивности с дефицитом внимания [19] и расстройств аутистического спектра [20]. Однако важно знать и помнить, что, по крайней мере, часть проблем соматического и психического здоровья обучающихся может быть решена с использованием инструментария здоровьес-берегающего образования [4; 9; 21].
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булин-Соколова, Е. И. Мониторинг здоровья учащегося как элемент индивидуализации обучения [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6. - С. 61-64.
2. Исследование уровней функциональной активности психомоторных процессов и характера регуляции обмена веществ для объек-
тивной регистрации темпов физиологического развития детей [Текст] / М. А. Лебедева, Н. Н. Хлебникова, Е. Н. Архипова и др. // Патогенез. - 2012. - Т. 10. - № 2. - С. 32-38.
3. Санология [Текст] / под ред. А. А. Кубатиева, В. Б. Симоненко; НИИ общей патологии и патофизиологии. - М.: Наука, 2014. - 285 с.
4. Polysystemic approach to school, sport and environment medicine [Electronic resource] / ed. M. Karganov. - OMICS Group eBooks, 2013. - DOI: 10.4172/978-1-63278-000-3-001.
- URL: http://esciencecentral.org/ebooks/poly systemic-approach/ (accessed: 15.01.2015).
5. Сравнительный анализ здоровьесберегаю-щей эффективности различных педагогических технологий (по результатам саногене-тического мониторинга) [Текст] / Н. Б. Пан-кова, И. Б. Алчинова, Е. В. Афанасьева и др. // Оценка здоровьесберегающей составляющей педагогических технологий. Ч. 1. Физи-олого-гигиенические аспекты / Г. Д. Комаров, Н. Б. Панкова. - М.: ИПЦ «Маска», 2009. - С. 189-194.
6. Панкова, Н. Б. Методологические подходы к оценке здоровьесберегающего потенциала образовательных стандартов нового поколения [Текст] / Н. Б. Панкова, М. Ю. Карганов // Здоровьесберегающее образование. - 2012.
- № 1 (21). - С. 87-92.
7. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе [Электронный ресурс] / под общ. ред. Г. С. Ковалевой. - М.: РАО, 2011. - 67 с. - Режим доступа: http://mcko.ru/Monitor/diagn11-12/rec.201 1.pdf (дата обращения: 15.01.2015).
8. Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе [Электронный ресурс] / О. В. Даниленко, И. В. Ермакова, Г. С. Ковалева и др. - Режим доступа: http://mcko.ru/ Monitor/ (дата обращения: 15.01.2015).
9. Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков [Текст]. - М.: МИОО, 2002. - 88 с.
10. Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/fed2003/data01 /tex10069.htm (дата обращения: 15.01.2015).
11. Пивоваров, В. В. Компьютеризированный измеритель движений [Текст] / В. В. Пивоваров // Мед. техника. - 2006. - № 2. - С. 2124.
12. Применение компьютерного измерителя движений КИД-3 для исследования психомоторной координации и сенсомоторной реактивности больных заболеваниями позвоночника [Текст] / Н. Б. Панкова, М. А. Лебедева, В. Н. Слезко и др. // Патогенез. - 2003.
- Т. 1.- № 1. - С. 86-89.
13. Полисистемный саногенетический мониторинг [Текст] / М. Ю. Карганов, М. Ф. Киселев, Г. Д. Комаров и др. - М.: МИПКРО, 2001. - 340 с.
14. Методические подходы к построению индивидуальной образовательной траекторий на основе данных психолого-педагогического сопровождения в целях повышения качества образования [Текст] / Н. Б. Панкова, Е. Б. Романова, О. Л. Кирпанева, Т. Л. Гуденко // Вестн. Московского образования. - 2014. -№. 4. - С. 228-268.
15. Association of body mass index and aerobic physical fitness with cardiovascular risk factors in children [Electronic resource] / R. Gon^alves, L. A. Szmuchrowski, V. O. Damasceno et al. // Rev. Paul. Pediatr. - 2014. - Vol. 32 (3). - P. 208-214. - DOI: 10.1590/0103-0582201432310.
- PMID: 25479851.
16. Cardiovascular disease risk in healthy children and its association with body mass index: systematic review and meta-analysis [Electronic resource] / C. Friedemann, C. Heneghan, K. Mahtani et al. // BMJ. - 2012. -V. 345. - P. e4759. - DOI: 10.1136/bmj.e4759. - PMID: 23015032. - URL: http://www.bmj.com/ content/345/bmj.e4759.long (accessed: 15.01. 2015).
17. Панкова, Н. Б. Изменения показателей моторной асимметрии у первоклассников под влиянием факторов образовательной среды [Электронный ресурс] / Н. Б. Панкова, М. Ю. Карганов // Асимметрия. - 2013. - Т. 7. - №. 3. - С. 20-31. - Режим доступа: http://j-asymmet ry.com/2013/10/pankova_3_201/#more-1681 (дата обращения: 15.01.2015).
18. Food allergies in school: design and evaluation of a teacher-oriented training action [Electronic resource] / L. Ravarotto, G. Mascarello,
A. Pinto et al. // Ital. J. Pediatr. - 2014. - Vol. 40 (1). - PMID: 25472552 - URL: http://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4265358/ pdf/13052_2014_Article_100.pdf (accessed: 15.01.2015).
19. Evans, S. W. Evidence-based psychosocial treatments for children and adolescents with atten-tion-deficit/hyperactivity disorder [Electronic resource] / S. W. Evans, J. S. Owens, N. Bun-ford // J. Clin. Child Adolesc. Psychol. - 2014. - Vol. 43(4). - P. 527-551. - DOI: 10.1080 /15374416.2013.850700. - PMID: 24245813.
20. Convergence of circuit dysfunction in ASD: a common bridge between diverse genetic and environmental risk factors and common clinical electrophysiology [Elwctronic resource] / R. G. Port, M. J. Gandal, T. P. Roberts et al. // Front. Cell. Neurosci. - 2014. - Vol. 8. - DOI: 10.3389/ fncel.2014.00414. - PMID: 25538564. - URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC4259121/ (accessed: 15.01.2015).
21. The association between social capital and mental health and behavioural problems in children and adolescents: an integrative systematic review [Eelectronic resource] / K. E. McPherson, S. Kerr, E. McGee et al. // BMC Psychol. - 2014. - Vol. 2 (1). - DOI: 10.1186/2050-7283-2-7. - PMID: 25566380 -URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articl es/PMC4270040/ (accessed: 15.01.2015).
REFERENCES
1. Bulin-Sokolova E. I., Semenov A. L. Monitoring zdorovya uchashchegosya kak element indi-vidualizatsii obucheniya. Kultura Fizicheskaya i Zdorovye. 2009, No. 6, pp. 61-64.
2. Lebedeva M. A., Khlebnikova N. N., Arkhipova E. N., Lubina B. G., Bogdanova E. V., Kovaly-ova O. I., Torshin V. I., Tarshits D. L., Karganov M. Yu. Issledovanie urovney funktsionalnoy ak-tivnosti i kharaktera regulyatsii obmena veshchestv dlya obyektivnoy registratsii tem-pov fizicheskogo razvitiya detey. Patogenez. 2012, Vol. 10, No. 2, pp. 32-38.
3. Sanologiya. Ed. A. A. Kubatiev, V. B. Simonen-ko. Moscow: Nauka, 2014. 285 p.
4. Polysystemic Approach to School, Sport and Environment. Ed. M. Karganov. USA: OMICS Group eBooks, 2013. DOI: 10.4172/978-163278-000-3-001. Available at: http://escience-
central.org/ebooks/polysystemic-approach/ (accessed: 15.01.2015).
5. Pankova N. B., Alchinova I. B., Afanaseva E. V., Bogdanova E. V., Bogolubova A. A., Leb-edeva M. A., Lubina B. G., Khlebnikova N. N., Karganov M. Yu. Sravnitelniy analiz effek-tivnosti razlichnykh pedagogicheskikh tekh-nologiy (po rezultatam sanogeneticheskogo monitoringa). In: Pankova N. B., Komarov G. D. Otsenka zdorovyesberegayushchey sos-tavlyayushchey pedagogicheskikh tekhnologiy. Part 1. Fiziologo-gigienicheskie aspekty. Moscow: Maska, 2009, pp. 189-194.
6. Pankova N. B., Karganov M. Yu. Metodologi-cheskie podkhody k otsenke zdorovyesberegay-ushchego potentsiala obrazovatelnykh standar-tov novogo pokoleniya. Zdorovyesberegayush-chee obrazovanie. 2012, No. 1 (21), pp. 87-92.
7. Rekomendatsii po izucheniyu gotovnosti pervokla-ssnikov k obucheniyu v shkole. Ed. G. S. Kovalyo-va. Moscow: Russian Academy of Education, 2011, 67 p. Available at: http://mcko.ru/Monitor/ diagn11-12/rec.2011.pdf (accessed: 15.01.2015).
8. Danilenko O. V., Ermakova I. V., Kovalyova G. S., Nurminskaya N. V., Serkov M. V. Rekomendatsii po interpretatsii rezultatov izucheni-ya gotovnosti pervoklassnikov k obucheniyu v shkole. Available at: http://mcko.ru/Monitor/ (accessed: 15.01.2015).
9. Sbornik normativno-metodicheskikh dokumen-tov po otsenke vliyaniya obrazovatelnykh tekh-nologiy na zdorovye detey i podrostkov. Moscow: Moscow Institute of Open Education, 2002, 88 p.
10. Prikaz Minzdrava RF ot 30.12.2003 № 621 "O kompleksnoy otsenke sostoyaniya zdorovya detey". Available at: http://www.bestpravo.ru/ fed2003/data01/tex10069.htm (accessed: 15.01. 2015).
11. Pivovarov V. V. Kompyuterniy izmeritel dvi-zheniy. Meditsinskaya tekhnika. 2006, No. 2, pp.21-24.
12. Pankova N. B., Lebedeva M. A., Slezko V. N., Khorkin N. N., Vinogradov B. I., Kurneshova L. E., Karganov M. Yu. Primenenie kompyuter-nogo izmeritelya dvizheniy KID-3 dlya issledo-vaniya psikhomotornoy koordinatsii i senso-motornoy reaktivtosti u bolnykh s zabolevani-yami pozvonochnika. Patogenez. 2003, No. 1 (1), pp. 86-89.
13. Karganov M. Yu., Kiselev M. F., Komarov G. D., Kuinzhi N. N., Kurneshova L. E., Kuchma V. R., Landa S. B., Noskin V. A., Noskin L. A., Pivovarov V. V., Sukhareva L. M., Stepa-nova M. I. Polisistemniy sanogeneticheskiy monitoring. M.: MIPKRO, 2001, 340 p.
14. Pankova N. B., Romanova E. B., Kirpanyova O. L., Gudenko T. L. Metodicheskie podkhody k postroeniyu individualnoy obrazovatelnoy traektorii na osnove dannykh psikhologo-peda-gogicheskogo soprovozhdeniya v tselyakh povysheniya kachestva obrazovaniya. Vestn. Moskovskogo obrazovaniya. 2014, No. 4, pp. 228-268.
15. Gon?alves R., Szmuchrowski L. A., Damasceno V. O., de Medeiros M. L., Couto B. P., La-mounier J. A. Association of body mass index and aerobic physical fitness with cardiovascular risk factors in children. Rev. Paul. Pediatr. 2014, Vol. 32 (3), pp. 208-214. DOI: 10.1590 /0103-0582201432310. PMID: 25479851.
16. Friedemann C., Heneghan C., Mahtani K., Thompson M., Perera R., Ward A. M. Cardiovascular disease risk in healthy children and its association with body mass index: systematic review and meta-analysis. BMJ. 2012, Vol. 345, p. e4759. DOI: 10.1136/bmj.e4759. PMID: 23015032. Available at: http://www.bmj.com/ content/345/bmj.e4759.long (accessed: 15.01. 2015).
17. Pankova N. B., Karganov M. Yu. Izmeneniya po-kazateley motornoy asimmetrii u pervoklassni-kov pod vliyaniem obrazovatelnoy sredy. Asim-metriya. 2013, Vol. 7, No. 3, pp. 20-31. Available at: http://j-asymmetry.com/2013/10/panko va_3_201/#more-1681 (accessed: 15.01.2015).
18. Ravarotto L., Mascarello G., Pinto A., Schiavo M., Bagni M., Decastelli L. Food allergies in school: design and evaluation of a teacher-oriented training action. Ital. J. Pediatr. 2014, Vol. 40 (1). PMID: 25472552. Available at: http:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC4265358/pdf/13052_2014_Article_100. pdf (accessed: 15.01.2015).
19. Evans S. W., Owens J. S., Bunford N. Evidence-based psychosocial treatments for children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder. J. Clin. Child Adolesc. Psychol. 2014, Vol. 43 (4), pp. 527-551. DOI: 10.1080/15374 416.2013.850700. PMID: 24245813.
20. Port R. G., Gandal M .J., Roberts T. P., Siegel S. J., Carlson G. C. Convergence of circuit dysfunction in ASD: a common bridge between diverse genetic and environmental risk factors and common clinical electrophysiology. Front. Cell. Neurosci. 2014, Vol. 8. DOI: 10.3389/fo-cel.2014.00414. PMID: 25538564. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC4259121/ (accessed: 15.01.2015).
21. McPherson K. E., Kerr S., McGee E., Morgan A., Cheater F. M., McLean J., Egan J. The association between social capital and mental health and behavioural problems in children and adolescents: an integrative systematic review. BMC Psychol. 2014, Vol. 2 (1). DOI: 10.1186/2050-7283-2-7. PMID: 25566380. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/ articles/PMC4270040/ (accessed: 15.01.2015).
Панкова наталия Борисовна, доктор биологических наук, профессор кафедры здоровьесберегающих образовательных технологий Московского института открытого образования, ведущий научный сотрудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии e-mail: [email protected]
Pankova Natalia В., ScD in Biology, Professor, Health-Protecting Technologies Department, Moscow institute of Open Education; Chief Researcher, Laboratory of Physical, Chemical and Ecological Pathophysiology, institute of General Pathology and Pathophysiology e-mail: [email protected]
романова Елизавета борисовна, педагог-психолог ГБОУ Школа № 41 г. Москвы e-mail: [email protected]
Romanova Еlizaveta в., Educational Psychologist, State Budget Educational institution School No. 41, Moscow e-mail: [email protected]
кирпанева ольга леонидовна, специалист по соцзащите учащихся ГБОУ Школа № 41 г. Москвы e-mail: [email protected]
Kirpanyova Olga L., Specialist on Social Protection of Students, State Budget Educational institution , School No. 41 , Moscow
e-mail: [email protected]
карганов михаил Юрьевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии
e-mail: [email protected]
Karganov Mikhail Yu., ScD. in Biology, Professor, Head of Laboratory of Physical, Chemical and Ecological Pathophysiology, institute of General Pathology and Pathophysiology e-mail: [email protected]