Научная статья на тему 'Санкт-Петербургское обществоведческое образование в XXI веке'

Санкт-Петербургское обществоведческое образование в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ / ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Ольга Борисовна

В современной России в целом и в Санкт-Петербурге в частности мы наблюдаем некий бум обществоведческого образования. В соответствии с государственным образовательным стандартом 2004 г., на фоне общего сокращения учебного времени на изучение школьных предметов время обучения обществознанию увеличилось с 210 до 280 часов, а начало знакомства с ним переместилось из 8-го в 6-й класс и даже в начальную школу (в составе курса «Окружающий мир»). Как наиболее идеологический предмет в 2007 г. курс был подвергнут попытке серьезного реформирования через внедрение учебника «Глобальный мир в XXI веке», вызвавшего огромный общественный резонанс. И, наконец, в 2009 г. из всех экзаменов по выбору единый государственный экзамен по обществознанию избрали большинство одиннадцатиклассников города и страны. В новых реалиях должны существенно меняться содержание и методы изучения предмета в школе. Какой вклад внесла санкт-петербургская методическая школа в развитие современного обществоведческого образования? Какой опыт в области обучения обществознанию может быть интересен и полезен другим регионам Российской Федерации? Хотелось бы остановиться на наиболее существенном достижении городских специалистов это создание новой линии школьных учебников по обществознанию, в которых нашли отражение наиболее важные методические достижения петербургской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санкт-Петербургское обществоведческое образование в XXI веке»

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

О. Б. Соболева,

доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ

В современной России в целом и в Санкт-Петербурге в частности мы наблюдаем некий бум обществоведческого образования. В соответствии с государственным образовательным стандартом 2004 г., на фоне общего сокращения учебного времени на изучение школьных предметов время обучения обществознанию увеличилось с 210 до 280 часов, а начало знакомства с ним переместилось из 8-го в 6-й класс и даже в начальную школу (в составе курса «Окружающий мир»). Как наиболее идеологический предмет в 2007 г. курс был подвергнут попытке серьезного реформирования через внедрение учебника «Глобальный мир в XXI веке» [1], вызвавшего огромный общественный резонанс. И, наконец, в 2009 г. из всех экзаменов по выбору единый государственный экзамен по обществознанию избрали большинство одиннадцатиклассников города и страны.

В новых реалиях должны существенно меняться содержание и методы изучения предмета в школе. Какой вклад внесла санкт-петербургская методическая школа в развитие современного обществоведческого образования? Какой опыт в области обучения обществознанию может быть интересен и полезен другим регионам Российской Федерации? Хотелось бы остановиться на наиболее существенном достижении городских специалистов — это создание новой линии школьных учебников по обществоз-нанию, в которых нашли отражение наиболее важные методические достижения петербургской школы.

С 2005 г. авторский коллектив методистов кафедры методики обучения истории и

обществознанию факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования включился в процесс создания новой линии учебников по обществознанию по заказу издательского центра Вентана-Граф. Сегодня этот процесс находится на стадии завершения — в Федеральном перечне учебников на 2010/11 учебный год «петербургская линия» для основной и для полной средней школы впервые войдет в разряд «рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации». Таким образом, город впервые получает свою собственную завершенную линию федеральных учебников.

В 2008 г. были изданы учебники для 6-го и 7-го классов. Учебник для 6-го класса имеет подзаголовок «Человековедение». В нем на доступном для шестиклассников уровне рассматриваются вопросы происхождения и развития человека, его сознания, мышления и деятельность, духовный мир, возрастные особенности, некоторые аспекты межличностных отношений. Учебник красочно иллюстрирован, в нем содержится большое количество заданий разного типа.

Учебник 7-го класса имеет подзаголовок «Человек в обществе» [5]. В нем прослеживаются две основные содержательные линии — социальная и политическая. В первой, социальной, изучаются проблемы строения общества, социального статуса личности, межличностные и межгрупповые отношения, социальные конфликты, проблемы национального и религиозного

развития современного общества. Во второй части, политической, рассматриваются вопросы государственного устройства, взаимодействия личности и общества с государством, способы осуществления власти, глобальные проблемы современности. Главными методическими особенностями учебника являются сюжетные рассказы о семиклассниках Лизе и Сереже, с которыми происходят ситуации, иллюстрирующие изучаемые темы. В учебнике реализуется региональный компонент, используются все виды наглядного материала, включая карикатуры и учебные картины.

Учебники 8-го и 9-го классов подготовлены к выпуску и будут изданы в 2010 г. Учебник 8-го класса имеет подзаголовок «Право в жизни подростка», он написан в соавторстве юристом и методистом. Основной акцент сделан на особенностях правового статуса несовершеннолетних. Особое внимание уделено вопросам прав человека, способам их реализации и защиты. Все задания в учебнике сформулированы в ком-петентностном ключе. Учебники 8-го и 9-го классов имеют ярко выраженную практическую направленность. Подзаголовок учебника 9-го класса «Экономика вокруг нас». Он вводит школьников в мир экономических знаний, необходимых для рационального экономического поведения, знакомит с действием рыночного механизма, денежным обращением, банковской системой, основами семейной и государственной экономики, проблемами инфляции и безработицы. Учебник заканчивается обобщением всего обществоведческого материала, изученного в основной школе.

Завершена работа над учебниками 1011-х классов базового уровня обучения об-ществознанию. В состав авторского коллектива учебников вошли кандидаты и доктора наук по всем областям обществоведческих знаний и методисты-обществоведы, что обусловливает не только соответствие современному уровню научных знаний, но и целям развития умений использовать полученные знания в практической жизни. В каждом тематическом разделе присутствует

несколько нетрадиционных уроков в форме игр, семинаров, тренингов, проектов, лабораторных работ.

Новая линия учебников уже начала обрастать методическим «шлейфом» — вышла Программа для 6-11-х классов общеобразовательных учреждений, Методические рекомендации и Рабочая тетрадь для 6-го класса. Предполагается, что и к учебникам 6-го класса и ко всем другим учебникам линии будут выпущены поурочные методические разработки, практикумы и электронное сопровождение.

Что может быть более интересного, продуктивного и престижного для методиста, чем выход собственного учебно-методического комплекса? В основу новой линии учебников ее авторы постарались заложить все достижения современной психологии, педагогики и методики обучения общест-вознанию. Какие же цели ставили перед собой авторы?

Во-первых, авторы хотели обеспечить раскрытие всего минимума содержания обществоведческого образования, зафиксированного в государственных образовательных стандартах, так как ни один из существующих учебников, особенно для основной школы, не соответствует им полностью. Важнейшей задачей здесь является обеспечение равновесия содержательных модулей курса, так как во всех имеющихся учебниках можно четко выявить, какую из областей социального знания представляет автор и какую он освоил меньше. Для осуществления этой задачи был собран большой коллектив авторов, состоящий из разных специалистов — философов, политологов, юристов, экономистов, социологов, педагогов и методистов. Содержание курса (по образовательному стандарту) было разделено между всеми авторами, что нашло отражение на последней странице каждого учебника в рубрике «Страничка для родителей».

Во-вторых, авторы попробовали в рамках всех нормативных возможностей снизить давление концентрического подхода в обществоведческом образовании. В соот-

ветствии с Примерными образовательными программами сегодня можно выделить пять уровней обучения обществознанию в школе: первый — начальная школа в рамках курса «Окружающий мир»; второй — 6-й класс — пропедевтический курс, третий —

7-9-е классы — основной курс; четвертый — 10-11-е классы — базовый уровень и пятый — 10-11-е классы — профильный уровень. Государственный образовательный стандарт позволяет убрать пропедевтический концентр из 6-го класса и сделать обучение обществознанию в основной школе линейным, что и было реализовано в «петербургской линии» учебников. Каждый учебник линии имеет общее название — «Обществоз-нание» и подзаголовок, соответствующий сфере изучения: 6-й класс — «Человековедение»; 7-й класс — «Человек в обществе»;

8-й класс — «Право в жизни подростка»;

9-й класс — «Экономика вокруг нас».

В-третьих, авторы попытались выстроить единую преемственную линию учебников не только в плане содержания, но и в плане поэтапного формирования умений. За основу решения задачи был выбран компе-тентностный подход в образовании, основные компетентности распределены по ступеням обучения, прописано содержание каждой компетентности на каждом этапе обучения. Далее авторы, работая каждый над своим учебником, должны были следовать этому общему плану.

В-четвертых, авторы попробовали с помощью системы разноуровневых заданий без ущерба для практико-ориентированно-сти и дискуссионности курса осуществить и подготовку учащихся к итоговой государственной аттестации в 9-м классе, к ЕГЭ в 11-м классе. Кроме того, авторы хотели отразить в учебнике региональный компонент (это единственный не «московский» учебник). Решено было сделать это за счет приведения примеров из общественной жизни разных областей страны, а также через систему заданий на приведение учащимися примеров из жизни собственного региона.

И, наконец, авторы решили создать «учительский учебник», то есть удобный и

вариативный в использовании его на уроке. Решению этой задачи должно было способствовать привлечение к работе над учебником активно практикующих, опытных учителей, проведение среди учителей и учащихся социологического опроса о том, каким на их взгляд должен быть «идеальный учебник», а также проведение апробации отдельных фрагментов учебника.

В составе проекта исследования существующих линий учебников по различным предметам в школах России, проводимых О. Е. Лебедевым и Общественным институтом развития образования в 2002 г., методистами кафедры методики обучения истории и обществознанию был проведен комплексный анализ всех существующих в России учебников по обществознанию. При создании собственной линии авторы опирались на результаты этого анализа, на свои профессиональные знания и личный опыт обучения предмету, а также на обширный зарубежный опыт. Были проанализированы школьные учебники по социальным дисциплинам Бельгии, США, Франции, Германии, Польши, Украины, Белоруссии, Китая, Венгрии, Австрии, Англии. Отдельные интересные приемы и подходы были использованы при создании новой линии учебников.

По основной педагогической характеристике учебники «петербургской линии» — это учебники фиксированного формата, реализующие личностно-деятельностный подход в обучении. Концепция учебника фиксированного формата была разработана санкт-петербургскими педагогами и методистами. В 2006 г. вышло соответствующее пособие [3]. Под учебником фиксированного формата понимается учебник с фиксированным набором элементов (текстовых, внетекстовых — аппарата ориентировки, организации усвоения, иллюстраций) и правилами по их включению в учебник. Правила должны определять роль, назначение элементов и способ их представления, стиль в зависимости от ступени обучения и ведущего компонента предмета.

Личностно-деятельностный подход подразумевает управление учебной деятельно-

стью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Все обучение строится с учетом прошлого опыта ученика, его личных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии [4. С. 74-91].

Рассмотрим, как личностно-деятельност-ный подход находит свое выражение в каждом элементе формата данных учебников на примере учебника 7-го класса [5]. В целом формат учебника можно представить как три уровня организации учебного материала — формат всего учебника, формат раздела и формат параграфа. Общая структура учебника включает введение, разделение на разделы, заключение, итоговые вопросы и задания, указатель основных понятий, дополнительные источники информации, анкету для учащихся и страничку для родителей. В каждом из этих компонентов, за исключением странички для родителей, личностно-деятельностный подход находит свое особое преломление.

Во введении, как и во всем учебнике, используется диалоговый стиль. Перед учащимися ставятся вопросы, напрямую касающиеся их жизнедеятельности, на которые в дальнейшем будет дан ответ: «Как общаться с людьми?», «Почему люди ссорятся и как надо мириться?»; кроме того, подробно рассказывается о том, как работать с учебником [5. С. 3-4]. В заключении личностно-деятельностный подход отражен исключительно через содержание учебного материала: «Современное общество признает право человека быть индивидуальностью, сохранять свое "я"... Судьба нового века человеческой цивилизации в руках современных поколений. То, как каждый человек распоряжается своей судьбой влияет на будущее всего общества» [5. С. 183].

Итоговые вопросы и задания построены по типу Единого государственного экзамена. Однако даже в части «А» есть задания, проверяющие имеющийся у ученика личный опыт деятельности. Примером может служить задание А20: «Какое из осуществляемых вами прав отражено в Конституции Российской Федерации?» [5. С. 188]. Задания части «С» являются открытыми, прове-

ряют сформированность различных умений и требуют от ученика выражения и аргументации собственной позиции.

Вместо традиционного словаря в конце учебника приведен перечень основных понятий с указанием страниц, где находятся их определения. Этот прием также способствует развитию умений ученика ориентироваться в учебной книге, искать в ней нужную информацию и вписывать ее в контекст общего содержания учебного материала.

Список дополнительных источников информации довольно обширный. Учебник фиксированного формата призван быть не единственным источником знаний ученика, а навигатором в современном информационном обществе, он рассчитан на постоянное расширение образовательного пространства. В самом учебнике много заданий, требующих привлечения дополнительного материала, а в перечне источников информации присутствуют источники разных видов, в том числе интернет-ресурсы.

Анкета для учащихся содержит вопросы, связанные с особенностями восприятия материала учебника. Она включает, в частности, такие вопросы: «Какой раздел учебника показался вам самым интересным?», «Расставьте разделы учебника в порядке увеличения их значимости для вас», «Какой фрагмент учебника показался вам наиболее трудным для понимания?» [5. С. 201-202]. Таким образом, анкета призвана способствовать развитию у учеников рефлексии процесса и результатов обучения.

Формат раздела включает в себя следующие компоненты: введение, параграфы, контрольные задания. Ключевыми словами введения к разделу являются: «вы узнаете», «вы получите представления», «вы научитесь», «вы поймете», «вы сможете», «вы попробуете свои силы в...» [5. С. 5]. Таким образом, введение написано в компетент-ностном ключе — оно раскрывает перед учеником, какие знания, ценности и умения будут ему доступны в результате изучения соответствующего раздела учебника.

Контрольные задания выстроены в соответствии с компетентностным подходом.

Они подразделяются на группы в соответствии с такими ключевыми компетентно-стями, как: общекультурная (через рубрику «Проверьте себя»); личностная и личност-но-социальная (через рубрику «Поймите себя»); интеллектуальная (через рубрику «Подумайте»); креативная, творческая (через рубрику «Придумайте»); информационная (через рубрику «Узнайте еще»). Часть заданий рассчитана на их выполнение в ходе дискуссий, коллективной, групповой и парной деятельности, что способствует формированию коммуникативной компетентности школьников.

Итоговые контрольные задания к главе носят обобщающий характер, для их выполнения необходимо использовать знания из разных параграфов раздела. Приведем примеры таких заданий из разных рубрик. В рубрике «Проверьте себя» по теме «Общество и государство»: постарайтесь в форме краткого сочинения изложить тему «Что я узнал о современных государствах», используя изученные термины и понятия «государство», «монархия», «республика», «федерация», «демократический режим», «социальный конфликт», «гражданин», «политическая партия», «средства массовой информации» [5. С. 150-151]. В рубрике «Поймите себя» по теме «Общество и его структура»: перечислите как можно больше социальных групп, членом которых вы являетесь [5. С. 41]. В рубрике «Подумайте» по теме «Человек в обществе»: чем отличаются положение и поведение в обществе современного человека и человека эпохи Средневековья? [5. С. 101]. В рубрике «Придумайте» по теме «Современное общество»: напишите сценарий социального рекламного ролика в поддержку решения глобальных проблем человечества [5. С. 181]. В рубрике «Узнайте еще» по теме «Современное общество»: побеседуйте с родителями о том, чем отличалась жизнь человека 20-30 лет назад от его жизни в современном обществе [5. С. 181]. В любой из рубрик могут быть задания, развивающие коммуникативные умения: «Индивидуально или в группе напишите устав вашего клас-

са»; «Обсудите в классе тему: "Что такое успех и как его достичь?"»

Кроме того, от раздела к разделу, от учебника к учебнику, задания постепенно усложняются. Проследим это на примере задания рубрики «Узнайте еще». По первой и второй теме это были: «Найдите материал и подготовьте небольшое сообщение об одном из авторов афоризмов, расположенных перед каждым параграфом». По третьей и четвертой теме они были расширены: «Найдите материал и подготовьте небольшое сообщение об одном из авторов афоризмов, расположенных перед каждым параграфом. Найдите другие афоризмы по темам раздела и выпишите их в тетрадь».

Формат параграфа включает в себя следующие основные компоненты: вопросы на актуализацию личного опыта ученика; вопросы на актуализацию знаний ученика по теме; проблемный эпиграф; пункты параграфа («фонарики»); краткие выводы к параграфу; перечень основных понятий; вопросы и задания. Например, перед началом § 10 на тему «Взаимоотношения и роли в группах» задаются следующие вопросы: «Вспомните, что такое социальная роль? Кто такой лидер? Есть ли лидер в вашем классе?» Для обсуждения предлагается афоризм Анатоля Франса: «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему». Таким образом, изучение темы опирается сразу на знания, личный опыт и оценочные суждения учащихся. Не все параграфы разделены на пункты, с середины учебника появляются параграфы, которые ученику предлагается разделить на логические части самостоятельно (например, § 25). Так же обстоит и с выводами к параграфу — сначала они полностью изложены в учебнике, затем частично (например, § 7).

Основной текст параграфа написан в диалоговом стиле — авторы постоянно обращаются к ученику, его знаниям и опыту деятельности. Например, в § 10 «Взаимоотношения и роли в группах» начинается так: «Рассмотрим формирование группы с самого начала. Вам это будет удобнее всего сде-

лать на примере вашего класса, так как весь процесс происходит на ваших глазах и при вашем участии. Однако вы, наверное, не пробовали посмотреть на него со стороны, да еще и с научной точки зрения» [5. С. 59]. Кроме того, текст параграфов постоянно прерывается риторическими вопросами (Какая семья самая лучшая? Существует ли идеальная семья? Однозначного ответа на эти вопросы дать невозможно); вопросами, требующими ответа (Почему электронные варианты периодических изданий завоевывают все большую популярность среди читателей? Как называется субъект Российской Федерации, в котором вы проживаете? На основе личного опыта определите, какие из типов отношений встречаются часто, а какие редко?), и заданиями (Придумайте сценки вашего общения с людьми разных профессиональных статусов).

Рассмотрим, как проявляется личностно-деятельностный подход в основных рубриках внутри параграфов. Дополнительные тексты условно можно разделить на четыре вида — справочный материал (исторический или социологический), документы, описание примеров из общественной жизни и сюжетные рассказы про сверстников. К каждому виду текстов даются вопросы и задания. Например: «Какие выводы можно сделать на основании представленных данных?», «Что вам нравится, а что не нравится в утопическом государстве Томаса Мора?», «Изучите статьи Конституции РФ — какие из прав человека и гражданина вы считаете самыми важными и почему?» Сами дополнительные тексты являются не просто иллюстрациями к тексту основному, а важным источником знаний. Эти знания в другом виде не представлены — так формируются информационная компетентность учащихся.

Среди всех типов дополнительных текстов самыми интересными, с точки зрения личностно-деятельностного подхода, являются сюжетные рассказы про семиклассников Лизу Новикову и Сергея Малявина, с которыми происходят типичные жизненные ситуации, связанные с изучаемой темой.

С помощью этих рассказов учащиеся не только соотносят свой опыт и деятельность с новым материалом, но и ориентируются на дальнейшее использование этих знаний в процессе собственной жизнедеятельности. Например, после сюжета о конфликте Лизы и Сергей учащимся надо ответить на следующие вопросы: «Определите предмет конфликта. К какому виду относится данный конфликт? Как бы в этой ситуации поступили вы? Предложите пять вариантов поведения в этом конфликте. Какой способ разрешения конфликта кажется вам наиболее приемлемым и почему?» [5. С. 91].

Огромную роль в формировании информационной компетентности играет наглядность. В учебнике представлена наглядность разных видов: условно-графическая (схемы, таблицы, символы, карты, диаграммы) и художественно-иллюстративная (фотографии, репродукции, карикатуры, плакаты, учебные картины). Она выполняет роль полноценного источника информации, которую ученики извлекают с помощью специальных заданий. Например: «Рассмотрите иллюстрации, посмотрите, какие способы борьбы с экологическими проблемами на них изображены; какие еще действия вы могли бы предложить в целях решения экологических проблем» [5. С. 177].

Вопросы после каждого параграфа разделены на такие же рубрики, как и задания к разделу: «Проверьте себя», «Поймите себя», «Подумайте», «Придумайте», «Узнайте еще». Через единую структуру вопросов и заданий учебника осуществляется постепенное становление основных общеучебных и предметных компетентностей учащихся. Система формирования этих компе-тентностей на разных ступенях обучения представлена в таблице.

В целом, общую структуру каждого параграфа, раздела и учебника можно представить в виде формулы: «практика— теория—практика». Из личного опыта ученика выводится максимальный объем информации по изучаемой теме. Далее этот опыт «окультуривается» — разрушаются стереотипы, расставляются акценты, назы-

Показатели образованности (компетентности)

Характеристика уровней образованности

Ступени обучения

Основная школа

Средняя (полная) школа

Базовый уровень

Профильный уровень

Личностный (самоопределение личности)

Развитие способности к самоопределению и самореализации в конкретной ситуации

Выработка принципиальных основ личностного и социального самоопределения и самореализации

Развитие способности к профессиональному самоопределению и элементарных навыков профессиональной самореализации_

Информационный (владение социальной информацией)

Умение находить и использовать социальную информацию в различных источниках

Ориентация в потоке социальной информации из разных источников, ее критическое осмысление

Умение находить, анализировать и обобщать социальную информацию в различных источниках, в том числе профессиональных

Общекультурный (основы знаний и развитие познавательного интереса)

Через содержание пробуждение познавательного интереса к социальному знанию

Формирование устойчивого познавательного интереса к социально -гуманитарному знанию

Формирование интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин

Социальный (отношение к явлениям и событиям социальной действительности)

Наблюдение и оценка явлений социальной действительности с опорой на полученные знания

Целостный анализ явлений социальной действительности с опорой на полученные знания

Анализ явлений социальной действительности с применением методов социальных наук

Личностно-соци-альный (отношение к собственным социальным действиям и действиям других людей)

Способность к самооценке, оценка собственного и иного поведения с точки зрения норм морали и права, экономической рациональности

Соотнесение различных оценок собственного и иного поведения, самостоятельное формулирование правил общественного поведения, применение знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения

Оценка и моделирование собственного и иного социального поведения на основе культурологического подхода, ценно -стей толератности и гражданственности

Интеллектуальный (решение проблемно-познавательных задач)

Решение познавательных и практических задач актуальных жизненных ситуаций

Решение познавательных и практических задач, типичных социальных ситуаций

Решение проблемных и творческих задач по актуальным, дискуссионным проблемам социально-гуманитарного знания

Коммуникативный (развитие способностей общения и взаимодействия)

Выражение собственной позиции, ее аргументация, коллективное и парное решение поставленной задачи

Оппонирование через дискуссии и диспуты, решение поставленной задачи в группе

Квалифицированное участие в дискуссиях и диспутах, самостоятельное выявление дискуссионных проблем и их самостоятельное решение в группе

Креативный (реализация в творческой деятельности)

Выполнение отдельных творческих заданий

Участие в социальных проектах

Собственная проектная и исследовательская деятельность

ИТОГ — овладение уровнем образованности

Функциональная грамотность

Общегражданская компетентность

Предпрофессиональная компетентность

ваются понятия, выстраивается система — знания учащихся переходят с обыденного на научный уровень. Затем новый, обогащенный знаниями опыт должен быть снова применен на практике в контексте индивидуальной жизнедеятельности ученика. В этом и состоит проявление личностно-деятельностного подхода к обучению в новой «петербургской линии» учебников по обществознанию.

Формат можно выстраивать и от учебника к учебнику, от класса к классу. В завершающем учебнике для основной школы (9-й класс) последние параграфы посвящены итоговому повторению, которое выстроено в компетентностном ключе. Это краткосрочный проект на 3 урока, для осуществления которого необходимы все знания и умения, усвоенные в результате изучения общест-вознания в основной школе. Название проекта «Выбор пути». Общая цель проекта сформулирована во вступительном слове к первому уроку: «В заключении обучения курсу обществознания вам предлагается применить различные обществоведческие знания и умения для решения практической и крайне актуальной для вас жизненной задачи. Вы заканчиваете 9-й класс и вам надо выбирать свой дальнейший жизненный путь.

Для этого вам необходимо ответить на несколько вопросов: 1. Какие возможности вам предоставляются государством? 2. Каковы ваши личные интересы? 3. Каковы ваши способности? 4. Какие существуют возможности для реализации ваших интересов? Для решения поставленной задачи необходимы знания об имеющихся юридических возможностях (8-й класс), о способностях человека и навыках самопознания (6-й класс), о профессиональной структуре общества и социальных лифтах (7-й класс), об образовательном и профессиональном пространстве, о рациональном экономическом поведении (9-й класс).

Проектное завершение учебников для основной школы служит одновременно подготовкой к изучению обществознания в полной средней школе, где в учебниках подобные проекты завершают каждый тематический раздел.

Сегодня по учебникам представленной линии работают несколько десятков школ в стране (например, только в городе Сочи 25 школ) и в Санкт-Петербурге учебник 6-го класса уже издан повторно. Таким образом, учебники с 2008/09 учебного года проходят массовую апробацию, которая идет успешно.

Литература

1. Обществознание: Глобальный мир в XXI веке: Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Барабанов В. В., Насонова И. П. Обществознание: Мир человека: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008. 145 с.

3. Барабанов В. В., Соболева О. Б. Возможности реализации идеи учебника фиксированного формата на примере предмета истории. Современная учебная книга: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. 384 с.

5. Соболева О. Б., Корсун Р. П. Обществознание: Человек в обществе: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.