28. Селин А. А. О росписи новгородских церквей 1615 г. архимандрита Киприана // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 206—219.
29. Чумакова Т. В. Музей истории религии АН СССР: передача Казанского собора в ведение АН СССР в 1931—1932 гг. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 244—248.
30. Шкаровский М. В. Почитание Св. Апостола Андрея на Северо-Западе России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 253—259.
31. Герасимова И. В. Жизнь ученых и ремесленников поликонфессиональной Вильны в период московской оккупации (1655—1661) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 28—34.
32. Левин М. М. Некоторые особенности церковной музыки стран Балтийского региона в XX в. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 132—138.
33. Тулинин Ф. П. Об участии лютеран в музыкальной жизни Санкт-Петербурга // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2010. Вып. 6. С. 80—85.
34. Филатов А. Б. Феномен музея Старой Руссы, наследие Достоевского — источник православия // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 112—116.
35. Протоиерей Владимир (Федоров) Социальная значимость межконфессионального и междисциплинарного сотрудничества в светском и религиозном образовании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 109—112.
36. Кудрина Т. Социальный запрос на религиозное образование: кому и как его исполнить? // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 123—128.
37. Григоренко А. Ю. Религиозное образование глазами социолога и религиоведа // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 47—54.
38. Морина Л. Г. О духовно-нравственном просвещении и воспитании молодежи в Вологодской области // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 154—162.
39. Тарасенко Г. С. Православные приходы при высших светских учебных заведениях Санкт-Петербурга // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 228—231.
40. Белов В. Н. Предмет «Основы православной культуры» и проблема взаимодействия светского и религиозного образования // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 12—16.
Соболева О. Б.
УЧЕБНИК ФИКСИРОВАННОГО ФОРМАТА В ЖИЗНЬ! (СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ УНИВЕРСИТЕТА)
В 2005 году по заказу издательства «Просвещение» ученые нескольких факультетов Герценовского университета, прежде всего кафедры педагогики, начали разработку школьного учебника будущего. На основе обобщения существующих теорий, касающихся средств обучения, исследования отечественных и мировых традиций в деле создания школьных учебников, анализа передовых зарубежных образцов, опроса всех участников педагогического процесса от Москвы до Магадана была создана модель идеального
современного учебника. Методологической базой этой модели стал новый тогда компе-тентностный подход. Сама модель получила название учебника фиксированного формата (УФФ ).
Под фиксированным форматом понимается четкая структурированность всех частей одного учебника и линии учебников в целом. Параграф, раздел, учебник, линия — шаг за шагом развертывают не только содержание предмета, но и обеспечивают поэтапное формирование разных видов компетенций учащихся. Все компоненты учебника, как текстовые, так и внетекстовые (аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения, иллюстрации), подчинены строго определенным правилам их включения в книгу, прежде всего правилам целесообразности. В целом они должны обеспечивать оптимальность и максимальную эффективность освоения учащимися знаний, умений и ценностей, развитие способности их применения для решения жизненных и учебных задач. Учитывая специфику современного информационного общества учебник должен служить навигатором в информационном пространстве, включающем социальное окружение школьника и его личный опыт. По соотношению текстовых и внетекстовых компонентов УФФ представляет собой «учебник нового поколения», в котором это соотношение должно быть примерно равным.
В разработке модели принимали участие ведущие ученые и педагоги — А. П. Тря-пицына, Н. Ф. Радионова, С. А. Писарева, О. В. Акулова, Е. В. Пискунова, Т. В. Менг, Р. У Богданова, О. Н. Крылова и др. Однако проект не ограничился только теорией. Чтобы показать, что реализация предложенных идей возможна и как именно они должны воплощаться в жизнь, было создано два экспериментальных параграфа: по истории и биологии методистами соответствующих кафедр И. Н. Пономаревой, В. В. Барабановым и О. Б. Соболевой
Модель получила признание педагогической и издательской общественности, были проведены конференции, выпущены две коллективные монографии [1], представители издательства «Просвещение» заявили о намерении отныне создавать учебники в новом формате. Однако никаких конкретных заказов не поступило. Реализовать идеи стало возможно только в 2006—2007 годы, когда издательский центр «Вентана-Граф» предложил РГПУ им. А. И. Герцена создать учебники по биологии, обществознанию и истории.
Сегодня можно подвести некоторые итоги этой работы. Линия учебников по биологии, созданная под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора кафедры методики обучения биологии и экологии И. Н. Пономаревой, включает учебники с 6 по 11 класс базового и профильного уровней, а также рабочие тетради и методические пособия к ним [2]. В создании одного из учебников принимал участие ректор университета В. П. Соломин.
Линия учебников по истории создана в результате тесного сотрудничества преподавателей факультета социальных наук и Академии постдипломного педагогического образования. Она также полностью завершена и снабжена «методическим шлейфом» [3].
Линия учебников по обществознанию для 5—11 классов курируется доцентом кафедры методики обучения истории и обществознанию О. Б. Соболевой, ее титульным редактором является президент РГПУ Г. А. Бордовский [4]. Все учебники «рекомендованы Министерством образования и науки РФ» и входят в Федеральный перечень учебников [5]. Сегодня издательский центр «Вентана-Граф» осуществляет сотрудничество в деле создания школьных учебников с факультетами географии, химии и ОБЖ.
Процесс внедрения наших учебников в российское образовательное пространство носит противоречивый характер. С одной стороны, благодаря новизне и мощной психолого-педагогической базе они являются одними из самых лучших на современном российском
рынке учебников. Этому способствует политика издательского центра «Вентана-Граф», который включает в авторские коллективы учебников не только ученых-предметников и методистов, но и практикующих учителей. Вот уже более пяти лет учебники проходят успешную апробацию на 150 площадках большинства субъектов страны, началось их массовое внедрение. Учебники получили высокую оценку Министерства образования и науки России и Академии наук РФ.
С другой стороны, новым учебникам очень трудно пробивать себе дорогу на рынке. Несмотря на то что издательский центр «Вентана-Граф» занимает третье место в стране по выпуску школьных учебников, что он имеет системы учебников (то есть учебники по всем предметам, объединенные общими методическими подходами) для начальной и основной школы, ему трудно конкурировать с таким мощным издательством, как «Просвещение». Проблема здесь даже не в агрессивной конкурентной борьбе, а в чрезвычайном консерватизме школы как социального института, в бюрократизации всей системы образования в целом. К примеру, главным редактором линии учебников по обществозна-нию издательства «Просвещение» является академик РАО Л. Н. Боголюбов, лаборатория которого готовит федеральные примерные программы по предмету, проводит государственную экспертизу учебников. Сотрудники этой лаборатории возглавляют предметную комиссию Федерального института педагогических измерений, разрабатывающую контрольно-измерительные материалы и задания ГИА и ЕГЭ по обществознанию. Поэтому учителя уверены, что только по учебникам этой линии они смогут подготовить своих учеников к итоговой государственной аттестации. Поскольку результаты ЕГЭ сегодня считаются самым значимым показателем работы учителя, влияющим на его зарплату и аттестацию, большинство учителей главной целью своей работы видят подготовку учащихся к ЕГЭ.
Такой подход является в корне ошибочным и опасным для всей системы социализации подрастающего поколения, он еще неверен и с точки зрения организации подготовки к итоговой государственной аттестации. И лаборатория содержания и методов обучения, возглавляемая Л. Н. Боголюбовым, и предметная комиссия ФИПИ, возглавляемая А. Ю. Лазебниковой, являются открытыми к сотрудничеству, поэтому авторы других линий учебников также принимают деятельностное участие в создание КИМов и заданий ГИА и ЕГЭ. Кроме того, современные тенденции совершенствования ЕГЭ сводят к минимуму задания части А и постоянно увеличивают число заданий частей В и С. Без выполнения третьей части ученик не может надеяться на сколько-нибудь высокий балл. Между тем именно учебники «нового поколения» лучше всего готовят к выполнению этой части заданий ЕГЭ. Все это приходится разъяснять учителям на многочисленных консультациях.
В последние три года авторы и представители издательского центра «Вентана-Граф» развернули активную деятельность по внедрению наших учебников. В частности, преподаватели университета — авторы учебников участвуют в проведении выставок, семинаров и конференций, вэбинаров, брифинг-консультаций в интернет-пространстве, ездят по стране от Калининграда и Сочи до Магадана и Южно-Сахалинска.
Сегодня процесс внедрения наших учебников в широкую практику школьного обучения переживает ответственный этап. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов все школы вынуждены переходить на новые учебники, и все издательства обновляют свои линии учебников в соответствии с новым стандартом. Учебники издательского центра «Вентана-Граф» имеют в этом смысле преимущество, поскольку при своей подготовке они во многом предвосхитили требования
нового ФГОС и требуют лишь небольшой корректировки и доработки [6]. Неожиданно главный минус учебников обернулся их преимуществом! Момент наиболее важен еще и потому что изменилась система комплектования школ учебниками: вопрос выбора учебника решается либо методическими объединениями самой школы или районным научно-методическим центром, но не региональными властями.
В этих условиях представляется крайне важным ознакомить учителей Санкт-Петербурга с методическими особенностями наших линий учебников. В частности, 16 мая 2011 года в РГПУ им. А. И. Герцена пришел официальный ответ на обращение В. П. Соломина в Комитет по образованию Санкт-Петербурга. В письме содержится рекомендация по информированию учителей истории и обществознания города о методических особенностях комплекта учебников по обществознанию. Эта работа ведется в течение всего 2011/12 учебного года. На сегодняшний день около 30 школ города работают по тем или иным учебникам, созданным преподавателями нашего университета, и их число необходимо расширять.
Насколько же соответствуют созданные учебники идеям учебника фиксированного формата? Рассмотрим это с опорой на один из новых учебников — учебник по общество-знанию для 5 класса. Особенность нашей линии учебников по обществознанию состоит в том, что она максимально возможно уходит от концентрической системы обучения: каждый учебник для основной школы, начиная с 6 класса, носит модульный характер и имеет соответствующий подзаголовок (6 класс — «Мир человека», 7 класс — «Человек в обществе», 8 класс — «Право в жизни человека, общества, государства»; 9 класс «Экономика вокруг нас»). В соответствии с новым ФГОС с 2014 года обществознание будет изучаться во всех классах, начиная с 5 (ранее — с 6). Учебник 5 класса по отношению к общей линии носит пропедевтический характер. Подзаголовком курса является «Введение в обществознание». Однако сущность этого курса — не просто введение учащихся в мир обществознания, а формирование интереса к социальной жизни и социальным знаниям, осознание непосредственного влияния изучаемых явлений на жизнь любого человека в любом возрасте, а потому практической значимости обществоведческих знаний и умений. Именно поэтому, начинать изучение обществознания как самостоятельного учебного предмета целесообразно с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам, что напрямую затрагивает их личный социальный опыт и интересы.
Для достижения этих целей в качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пятиклассника. В течение этого обычного учебного дня среднестатистический пятиклассник исполняет типичные социальные роли: члена семьи, ученика, одноклассника, друга, пешехода и т. д. В ткань этого дня вплетаются социальные, экономические и правовые отношения, анализируются психологические состояния и культурные ценности. В течение этого дня (года обучения) пятикласснику требуется решить большое число жизненных и учебных задач, направленных на активное формирование личностных результатов, универсальных учебных действий и предметных компетентностей. Особенностью обучения обществознанию в 5 классе является акцент на вопросы формирования здорового образа жизни, понимаемого в широком смысле слова как здоровья не только физического, но и психического, нравственного и духовного. Таким образом, тематика учебника полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
В целом формат учебника можно представить как три уровня организации учебного материала: формат всего учебника, формат раздела и формат параграфа. Общая структура учебника включает введение, разделы, итоговые задания к разделам, заключение, итоговые вопросы и задании к учебнику, памятки, указатель основных понятий, дополни-
тельные источники информации, анкету для учащихся, страничку для родителей. Такую же четкую структуру можно проследить и в каждом параграфе, который начинается с вопроса, актуализирующего знания и опыт учеников по новой теме цитатой, мотивирующей ее изучение, а заканчивается выводами, перечнем основных терминов и системой вопросов и задний. В целом общую структуру каждого параграфа можно представить в виде формулы: «практика — теория — практика». Из личного опыта ученика выводится максимальный объем информации по изучаемой теме. Далее этот опыт «окультуривается»: разрушаются стереотипы, расставляются акценты, называются понятия, выстраивается система — знания учащихся переходят с обыденного на научный уровень. После этого новый, обогащенный знаниями опыт должен быть снова применен на практике в контексте индивидуальной жизнедеятельности ученика.
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и примерной программы по предмету выделены основные компетентности, которыми должен овладеть пятиклассник в ходе изучения обществознания. Каждой из них соответствует рубрика в учебнике, оформленная в виде специального символа. Эти символы расшифрованы во введении, где так же подробно объяснено, как работать с учебником. Рубрики в учебнике 5 класса направлены на организацию работы с социальной информацией, на размышление, на установление преемственных связей в обучении, на использование личного опыта, на самопознание на исполнение социальных ролей, на творчество, на формирование ценности здорового образа жизни, на развитие коммуникативных умений и умений работать в команде. После каждого параграфа есть избыточное количество заданий под разными рубриками. Таким образом, можно точно утверждать, что все необходимые компетенции формируются, причем учитель имеет возможность выбирать задания в соответствии с личными предпочтениями и психолого-педагогическими возможностями конкретного класса. По новым требованиям ФГОС все основные учебные действия и результаты обучения (в виде формирования соответствующих компетентно стей) отражены в рабочей программе по предмету, которую составляет каждый авторский коллектив линии учебников и корректирует каждый учитель.
В теле параграфа каждый неосновной компонент учебника служит источником информации, которую ученику надо извлекать самостоятельно, чему способствует выстроенная система вопросов и заданий. В учебнике представлена наглядность разных видов: условно-графическая (схемы, таблицы, символы, карты, диаграммы) и художественно-иллюстративная (фотографии, репродукции, карикатуры, плакаты, учебные картины). Они не просто отражают содержание параграфа, а служат источниками дополнительной информации. Среди всех типов дополнительных текстов самыми интересными с точки зрения компетентностного подхода являются сюжетные рассказы. В 5 классе это рассказы про девочку Соню, которая все делала неправильно, в 6 классе — про Катю Антонову, пытающуюся проникнуть в свой внутренний мир; в 7 классе — про Лизу Новикову и Сергея Малявина, которые вступают в различные виды социальных отношений друг с другом и окружающими, в 8 классе — это уже описание правовых ситуаций с разными участниками. Благодаря этим текстам теоретический материал оживает, становится более близким и доступным ученикам.
Работая с неосновными компонентами учебника, учащиеся учатся извлекать социальную информацию из разных источников, а также перекодировать эту информацию из одной формы в другую для решения жизненных и учебных задач. Таким образом, методический аппарат учебника составляет около половины его объема, что и делает данный учебник «учебником нового поколения».
Итоговые задания в конце каждого раздела и учебника представляют собой разнообразные проекты: индивидуальные, групповые и коллективные; информационные, тре-нинговые, исследовательские художественные и фантастические. Заключают учебник рекомендации о том, как выполнять и представлять такой проект, что очень удобно для учителя и развивает регулятивные умения школьников. Правильно организуют самостоятельную работу ученика, а также делают работу учителя более технологичной памятки, которые усложняются от учебника к учебнику, поэтому очень важно научить учащихся ими пользоваться при выполнении заданий учебника.
Вместо традиционного словаря в конце учебника приведен перечень основных понятий с указанием страниц, на которых можно найти их определения. Этот прием также способствует развитию умений учеников ориентироваться в учебной книге, искать в ней нужную информацию и вписывать ее в контекст общего содержания учебного материала.
Рекомендуемые дополнительные источники информации, прежде всего интернет-источники, служат расширению информационного пространства, превращают учебник в навигатор в мире социальной информации. Страничка для родителей, многочисленные задания, которые надо выполнять с привлечением ближайшего социального окружения, а также задания для родителей в рабочих тетрадях направлены на расширение социального партнерства в образовательном процессе, развивают коммуникативные умения.
Анкета для учащихся содержит вопросы, связанные с особенностями восприятия материала учебника. Она включает, в частности, такие вопросы: «Какой раздел учебника показался вам самым интересным?», «Расставьте разделы учебника в порядке увеличения их значимости для вас», «Какой фрагмент учебника показался вам наиболее трудным для понимания?». Таким образом, анкета призвана способствовать развитию у учеников рефлексии процесса и результатов обучения.
К учебнику прилагается рабочая тетрадь, главная задача которой научить ученика выделять в окружающей его жизни социальные, политические, правовые, духовные и экономические явления. Тетрадь имеет оригинальную структуру, которая соответствует, с одной стороны, конкретным параграфам, а с другой — основным сферам общественной жизни. В результате обучения у учащихся должно сформироваться целостное представление о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни и как необходимо вести себя в социальных ситуациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста. Курс вводит учеников в круг основных проблем общественной жизни, формирует умение соотносить свою жизнь и свой опыт с обществоведческой проблематикой, учит решать типичные жизненные задачи. После изучения обществознания по этому учебнику пятиклассник не только оказывается подготовленым к дальнейшему изучению курса, но и ждет этого изучения.
Таким образом, можно сделать вывод что большинство идей УФФ реализуются в наших учебниках. Между тем необходимо отметить, что современный учебник — плод коллективного труда и каждый его участник имеет свое субъективное видение и свои объективные ограничения в создании учебника. Сначала общедидактические идеи учебника фиксированного формата корректируются в связи с предметными особенностями. Затем с трудом приходят к компромиссным решениям авторы учебников — учителя, методисты и ученые. Редакторы издательства имеют свои методические идеи, которые далеко не всегда совпадают с мнением авторского коллектива. Учебник ограничивают нормы Сан-ПиН, макеты издательства, коммерческая целесообразность и необходимость соблюдения авторских прав. Для того чтобы попасть в Федеральный перечень, учебники должны получить высокую оценку двух экспертиз — Российской академии наук и Российской
академии образования, требования которых не просто не совпадают, но часто являются прямо противоположными. В этих условиях первоначальные идеи претерпевают существенные изменения, и тем не менее линии школьных учебников, созданные преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена, являются учебниками «нового поколения», учебниками фиксированного формата и наиболее последовательно реализуют идеи ФГОС основного общего образования второго поколения.
Библиографический список
1. Современная учебная книга: Матер. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
2. Издательский центр «Вентана-Граф»: 1) Пономарева И. Н., Сухова Т. С., Швец И. М. Природоведение. Биология. Экология: Программа. Класс: 5—11. 2) Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Учебник. Класс: 6. 3) Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Рабочая тетрадь. № 1, 2. Класс: 6. 4) Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Дидактические материалы. Класс: 6. 5) Пономарева И. Н., Кучменко В. С., Симонова Л. В. Биология: Методическое пособие. Класс: 6.
3. Издательский центр «Вентана-Граф»: 1) Лазукова Н. Н., Журавлева О. Н. История России: Учебник / Под ред. Р. Ш. Ганелина. Класс: 8. 2) Журавлева О. Н., Пашкова Т. И., Кузин Д. В. История России: Учебник. Класс:10. 3) Искровская Л. В., Федоров С. Е., Гурьянова Ю. В. История средних веков: Учебник. Класс: 6. 4) Климов О. Ю., Земляницин В. А. и др. Всеобщая история: Учебник / Под ред. В. С. Мясникова. Класс: 10. 7) Пленков О. Ю., Андреевская Т. П., Шевченко С. В. Всеобщая история: Учебник / Под ред. В. С. Мясникова. Класс: 11.
4. Издательский центр «Вентана-Граф»: 1) Барабанов В. В., Насонова И. П. Обществознание. Мир человека: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 6. 2) Соболева О. Б., Корсун Р. П. Обществознание: Человек в обществе: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 7. 3) Соболева О. Б, Чайка В. Н. Обществознание. Право в жизни человека, общества, государства: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 8. 4) Насонова И. П. Обществознание. Экономика вокруг нас: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 9. 5) Соболева О. Б. и др. Обществознание. Базовый уровень: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 10.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. «РГ». Федеральный выпуск № 5722 7 марта 2012 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
Е. П. Кораблина
ОБРАЗ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «ОБРАЗ РОССИИ ВО ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ» (СПБ.: ИЗД-ВО РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА, 2012)
Проблема исследования образа России становится одной из ключевых в современном социогуманитарном знании. Ее актуальность обусловлена ведущими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в современном российском обществе, необходимостью дальнейшего укрепления международного авторитета страны в мировом сообществе, развития гражданского общества, усиления внимания к духовным