УДК 349.3:711.455
https://doi.org/10.24158/tipor.2017.12.35
Регалин Владислав Валентинович
соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ УСЛУГА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ВИД ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Regalin Vladislav Valentinovich
PhD applicant, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
HEALTH RESORT SERVICE AS AN INTEGRATED TYPE OF CIVIL LEGAL ACTIVITY, PROTECTION OF LIFE AND HEALTH OF CITIZENS
Аннотация:
В Российской Федерации посредством гражданско-правового регулирования санаторно-курортной деятельности реализуются имущественные и неимущественные договорные отношения в контексте закрепленного в Конституции права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также защиты жизни и здоровья как неот чуждаемых и непередаваемых иным способом нематериальных благ. В статье рассматриваются гражданско-правовые аспекты санаторно-курортной услуги как комплекса по оказанию санаторно-курортной помощи или медицинской реабилитации, а также питанию, проживанию, проведению досуга и в других услуг, предоставляемых на курортах или лечебно-оздоровительных местностях. Анализ действующего законодательства свидетельствует о наличии многочисленных недостатков правового регулирования санаторно-курортной отрасли, необходимости внесения предложений по его совершенствованию. Автор указывает на правовые пробелы, существующие в регламенте оказания санаторно-курортных услуг, предлагает меры по повышению качества оказания санаторно-курортной помощи.
Ключевые слова:
гражданско-правовое регулирование, здоровье, здравоохранение, лечебные ресурсы, профилактика, санаторно-курортная помощь, санаторно-курортная услуга, санаторно-курортное лечение.
Summary:
In the Russian Federation, property and non-property agreements on rendering health resort services are implemented through civil legal regulations in this regard in the context of the citizens' right to healthcare and medical assistance enshrined in the Constitution of the Russian Federation as well as the civil protection of life and health as intangible benefits that are inalienable and non-transferable in any way. The study examines the civil legal aspects of the health resort service as a package for providing health resort assistance or rehabilitation, as well as food, accommodation, leisure and other services at health resorts or health and recreation localities. The analysis of the current legislation reveals numerous shortcomings in the legal regulation of spa and health resort industry, the need to change this situation. The author notes the legal gaps in the regulations of rendering health resort services and propose the effective measures for improving health resort assistance.
Keywords:
civil legal regulation, health, healthcare, medical resources, prevention, health resort assistance, health resort service, health resort treatment.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 128 ГК РФ) к объектам гражданских прав, наряду с другими (имущественные права, результаты работ), относится оказание широкого спектра услуг. В то же время, закрепляя услуги в качестве объекта гражданских прав, законодатель не дает определения данному родовому понятию и, соответственно, его отдельным видам, в том числе понятию «санаторно-курортная услуга». На законодательном уровне определение понятия «услуга» осуществлено в Налоговом кодексе Российской Федерации (п. 5 ст. 38). В данном нормативном акте определено, что «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности» [1]. В гражданском праве услуги, как и работы, выступают в качестве продукта деятельности, товара, предназначенного для свободного эквивалентного обмена.
В системе гражданско-правового регулирования деятельности санаторно-курортных организаций, связанной с жизнью и здоровьем граждан, важнейшим императивом является ясность и однозначность толкования, а также единообразное применение (употребление, использование) основополагающих понятий, относящихся к данной лечебно-оздоровительной сфере. Закрепленные в законах и подзаконных нормативных правовых актах основополагающие понятия, в силу своей законности и нормативности, не допускают смешение, подмену объекта и предмета гражданско-правового регулирования любой сферы деятельности. Особенно это касается здравоохранения.
Вместе с тем, осуществив переход от административно-правового и планово-договорного регулирования санаторно-курортной деятельности к современному договорно-правовому, отечественное законодательство не учло необходимость повышения степени полноты, упорядоченности, непротиворечивости системы гражданско-правовых понятий в данной сфере деятельности.
В Гражданском кодексе и Конституции Российской Федерации, федеральных законах «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых территориях», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О защите прав потребителей» и др. отсутствуют определения, позволяющие однозначно толковать, интерпретировать, а также осуществлять единообразное применение (употребление, использование) понятий «санаторно-курортная организация», «санаторно-курортная помощь», «санаторно-курортная услуга». Как отмечает О.В. Горбунова, «в законодательстве допущены... терминологические пробелы, которые пока не позволяют достаточно оперативно приходить к правильной квалификации сложных правовых отношений» [2, с. 55].
Сформулированное и закрепленное в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] юридическое содержание понятий «здоровье», «охрана здоровья граждан», «медицинская деятельность», «медицинская организация», «медицинская услуга», «профилактика», «диагностика», «лечение» и др. явно недостаточно для определения особенностей санаторно-курортной деятельности по оказанию медицинской помощи (услуг).
На недостаточно полное и точное законодательное определение и закрепление правовых понятий «санаторно-курортная организация», «санаторно-курортная помощь», «санаторно-курортная услуга», порождающее проблемы гражданско-правового регулирования данной сферы, обращают внимание Е.Е. Васильева, Ю.В. Данилочкина, А.А. Сироткина, Ю.Д. Сергеев, Н.В. Зайцева, А.В. Тихомиров и др. Очевидно, что система гражданско-правового регулирования договоров оказания медицинской помощи (услуг) санаторно-курортными организациями продолжает нуждаться в дальнейшей теоретико-методологической разработке.
Законодатель в понятие «санаторно-курортное лечение» включает медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Данный вид деятельности направлен «на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления, а также восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации» [4].
В основе законодательного определения понятия «санаторно-курортная организация» лежит правовая форма, сфера деятельности и виды оказываемых услуг. В настоящее время имеется множество организаций (учреждений), оказывающих санаторно-курортные услуги, но не подпадающих под правовое название «санаторно-курортная организация». В нормативных документах к разряду санаторно-курортных организаций относят хозяйствующих субъектов, объединяемых понятиями «здравница», «оздоровительное учреждение», расположенных в санаторно-курортной местности, имеющих необходимые лицензии, сертификаты, техническую базу для оказания санаторно-курортных услуг населению и т. д. [5, с. 46]. Это всевозможные реабилитационные учреждения, оздоровительные комплексы, пансионаты с лечением, загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, дома отдыха и другие рекреационные организации оздоровления и отдыха. К ним также следует отнести и «иные рекреационные объекты, имеющие базу, необходимые лицензии и сертификаты для оказания санаторно-курортных услуг населению» [6, с. 47].
В свою очередь, Налоговый кодекс Российской Федерации (пп. 18 п. 3 ст. 149) в целях освобождения от обложения НДС выделяет «услуги санаторно-курортных организаций, оздоровительных организаций, организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных лагерей, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности» [7].
Очевидно, что понятия «санаторно-курортная организация», «реабилитационное учреждение», «организация отдыха» не идентичны. Термин «реабилитация» используется в юридической практике применительно к лицам, восстановленным в правах, в медицине же единой точки зрения о сущности реабилитации нет. В одних странах под реабилитацией понимали только восстановление здоровья, в других это понятие относили и к восстановлению трудоспособности, в третьих - к оказанию материальной помощи пострадавшим и т. д. В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 3 ст. 2) под медицинской помощью подразумевается «комплекс мероприятий, направленных на поддержание и
(или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг». Понятие «отдых» также может характеризоваться по-разному.
Г.П. Бусыгин санаторно-оздоровительную услугу описывает как «комплексную услугу по оказанию профилактической, лечебной, диагностической, восстановительно-реабилитационной, транспортной деятельности, а также услуг медицинского сервиса, оказываемых потребителю в санаторно-оздоровительных предприятиях» [8, с. 10]. В данном определении пересекаются понятия услуги по оказанию профилактической, лечебной деятельности и услуги медицинского сервиса.
А.М. Ветитнев и Л.Б. Журавлева, определяя понятие «санаторно-курортная услуга», относят его к рекреационным услугам, которые, в свою очередь, являются «подсистемой сферы отдыха, развлечений, получения новых впечатлений и познавательной целью» [9, с. 19].
По мнению Г.Н. Самышкиной, услуги в санаторной сфере различаются в зависимости от территории, где они оказываются [10, с. 46]. В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 23-Ф3 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры» [11].
Следует также отметить, что в настоящее время санаторно-курортная услуга становится важной частью туристического бизнеса. Многие иностранцы приезжают в Россию для получения санаторно-курортных услуг. При этом они заинтересованы в получении комплексного сервиса. В связи с этим ограничение понятия «санаторно-курортная услуга» исключительно медицинской услугой является препятствием для заключения соответствующего договора с приезжими и предоставления многочисленных оздоровительных и реабилитационных услуг, не подпадающих под категорию медицинские, но которыми так богаты курортные местности.
Комплексный многоаспектный характер санаторно-курортной услуги является специфическим признаком гражданско-правового регулирования профилактической и реабилитационной деятельности санаториев. Санаторно-курортные организации оказывают услуги, предметом которых являются действия (деятельность) при оказании медицинских услуг, по обеспечению «питанием, временному размещению клиентов, спортивно-оздоровительные услуги, анимационно-досуговые, а также сервисные и бытовые» [12, с. 13].
Соответственно, договор может включать широкий набор медицинских, диагностических, консультационных услуг; сервисов, связанных с предоставлением помещения для временного проживания, питания; услуг в сфере досуга, туризма, культурно-массового развлечения, спортивного оздоровления, транспортного обслуживания и др. Действия исполнителя в ходе их оказания в большинстве случаев не сводятся к передаче овеществленного результата, фиксирующего исполнение договора. Результат оказания санаторно-курортной услуги может выражаться в таких формах, как реабилитация, оздоровление потребителя услуги, получение врачебной консультации, духовного и физического удовлетворения от санаторно-курортного отдыха и т. п. При этом основным показателем договорных отношений является качество санаторно-курортных услуг, в том числе: «доступность, коммуникабельность, компетентность, надежность, безопасность и др.» [13, с. 137]. Предлагаемые различными научными школами подходы к определению качества услуг разнообразны, большинство исследователей «отправной точкой» считают «соотнесение ожиданий потребителя и восприятия полученной услуги» [14, p. 56].
Анализ действующего законодательства свидетельствует о наличии многочисленных недостатков правового регулирования санаторно-курортной отрасли, необходимости внесения предложений по его совершенствованию. Так, например, выявленные особенности санаторно-курортной помощи позволяют отделить данный концепт от закрепленного законом понятия медицинских, а также туристических услуг. Ввиду явных отличий и особенностей данных видов деятельности бесспорна необходимость их отдельного гражданско-правового регулирования.
В целях повышения качества оказания санаторно-курортной помощи необходимо также разработать систему сертификации услуг соответствующих организаций, которая включала бы совокупную оценку лечения, питания и проживания, как, например, система звезд у отелей (гостиниц). Это предложение предопределяется, во-первых, тем, что санаторно-курортные организации оказывают комплексные услуги, во-вторых, необходимостью оценки качества предоставляемых услуг.
Ссылки:
1. Налоговый кодекс РФ 2017 [Электронный ресурс]. URL: nkodeksrf.ru (дата обращения: 06.12.2017).
2. Горбунова О.В. Общая характеристика обязательств по оказанию услуг // Вестник ВУиТ. 2017. № 1. С. 54-61.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ // Российская газета. 2011. 23 нояб.
4. Там же.
5. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело : учебное пособие. М., 2006.
6. Там же. С. 47.
7. Налоговый кодекс РФ 2017.
8. Бусыгин Г.П. Организационно-экономический механизм управления санаторно-оздоровительным комплексом региона (на примере Свердловской области) : автореферат дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2006.
9. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Указ. соч. С. 19.
10. Самышкина Г.Н. Государственное регулирование рынка санаторно-оздоровительных услуг в системе восстановительной медицины : дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2012. С. 46.
11. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах [Электронный ресурс] : федер. закон от 23 февр. 1995 г. № 23-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
12. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Указ. соч. С. 13.
13. Коломыц О.Н. Ценностные факторы, определяющие качество санаторно-курортных услуг // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2017. № 1. С. 135-146.
14. Cronin J.J., Taylor S.A. Measuring Service Quality: A Reexamination and Extension // Journal of Marketing. 1992. Vol. 56, no. 3. P. 55-68.