Научная статья на тему 'Гражданско-правовое регулирование оказания санаторно-курортных услуг: пробелы нормативной базы и предложения по их устранению'

Гражданско-правовое регулирование оказания санаторно-курортных услуг: пробелы нормативной базы и предложения по их устранению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1649
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ / ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / КОМПЛЕКСНЫЕ УСЛУГИ / CIVIL LEGAL REGULATION OF PROVIDING HEALTH RESORT SERVICES / SERVICES AGREEMENT / MEDICAL SERVICES / DIAGNOSTIC SERVICES / REHABILITATION SERVICES / COMPREHENSIVE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Регалин Владислав Валентинович

Статья посвящена анализу состояния гражданско-правового регулирования санаторно-курортной деятельности, оказания санаторно-курортных услуг (лечение, оздоровление, профилактика заболеваний, медицинская реабилитация, организация отдыха граждан и др.), которые в той или иной форме являются традиционным элементом национальной системы социального обеспечения, неотъемлемой частью охраны здоровья населения. Гражданско-правовые обязанности по оказанию санаторно-курортных услуг пересекаются с гуманными, социально и научно обоснованными прогрессивными принципами профилактической и реабилитационной деятельности, преемственности в оказании услуг амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями. Автором рассматривается состояние отечественного гражданско-правового регулирования предоставления санаторно-курортных услуг, предлагаются меры по его совершенствованию. Отмечено отсутствие четких однозначных критериев оценки качества санаторно-курортной (медицинской) помощи. Подробно охарактеризован договор возмездного оказания санаторно-курортных услуг как основной документ, регулирующий отношения исполнителя и заказчика услуги. Рассмотрено право пациента требовать возмещения вреда в случае некачественного оказания медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil legal regulation of providing health resort services: the gaps and their elimination

The study analyzes the status of civil legal regulation of rendering health resort services (treatment, recovery, prevention of diseases, rehabilitation, and recreation of citizens) which are to some extent the traditional elements of the national social security system and an inseparable part of public health security. Civil legal duties to provide health resort services overlap with the humanitarian, social and science-based progressive principles of prevention and rehabilitation activities, the continuity in providing services by inpatient, outpatient diagnostic facilities and health resort institutions. The author examines the current state of Russian civil legal regulation in this regard and provides measures for its improvement. The research notes that there are no precise criteria for assessing the quality of health resort (medical) assistance. The study describes the health resort services agreement as the basic instrument governing the relationships between a service provider and a customer. It reviews the patient’s right to claim compensation for damages caused by the substandard medical treatment.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовое регулирование оказания санаторно-курортных услуг: пробелы нормативной базы и предложения по их устранению»

УДК 349.3:338.48

https://doi.org/10.24158/pep.2017.11.21

Регалин Владислав Валентинович

соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ: ПРОБЕЛЫ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ

Аннотация:

Статья посвящена анализу состояния гражданско-правового регулирования санаторно-курортной деятельности, оказания санаторно-курортных услуг (лечение, оздоровление, профилактика заболеваний, медицинская реабилитация, организация отдыха граждан и др.), которые в той или иной форме являются традиционным элементом национальной системы социального обеспечения, неотъемлемой частью охраны здоровья населения. Гражданско-правовые обязанности по оказанию санаторно-курортных услуг пересекаются с гуманными, социально и научно обоснованными прогрессивными принципами профилактической и реабилитационной деятельности, преемственности в оказании услуг амбула-торно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями. Автором рассматривается состояние отечественного гражданско-правового регулирования предоставления санаторно-курортных услуг, предлагаются меры по его совершенствованию. Отмечено отсутствие четких однозначных критериев оценки качества санаторно-курортной (медицинской) помощи. Подробно охарактеризован договор возмездного оказания санаторно-курортных услуг как основной документ, регулирующий отношения исполнителя и заказчика услуги. Рассмотрено право пациента требовать возмещения вреда в случае некачественного оказания медицинской помощи.

Ключевые слова:

гражданско-правовое регулирование оказания санаторно-курортных услуг, договор возмездного оказания услуг, медицинские услуги, диагностические услуги, реабилитационные услуги, комплексные услуги.

Regalin Vladislav Valentinovich

PhD applicant, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

CIVIL LEGAL REGULATION OF PROVIDING HEALTH RESORT SERVICES: THE GAPS AND THEIR ELIMINATION

Summary:

The study analyzes the status of civil legal regulation of rendering health resort services (treatment, recovery, prevention of diseases, rehabilitation, and recreation of citizens) which are to some extent the traditional elements of the national social security system and an inseparable part of public health security. Civil legal duties to provide health resort services overlap with the humanitarian, social and science-based progressive principles of prevention and rehabilitation activities, the continuity in providing services by inpatient, outpatient diagnostic facilities and health resort institutions. The author examines the current state of Russian civil legal regulation in this regard and provides measures for its improvement. The research notes that there are no precise criteria for assessing the quality of health resort (medical) assistance. The study describes the health resort services agreement as the basic instrument governing the relationships between a service provider and a customer. It reviews the patient's right to claim compensation for damages caused by the substandard medical treatment.

Keywords:

civil legal regulation of providing health resort services, services agreement, medical services, diagnostic services, rehabilitation services, comprehensive services.

Сфера санаторно-курортных услуг - особая область гражданско-правового регулирования реабилитационно-профилактической деятельности по сохранению и укреплению здоровья граждан. Ее особенности во многом обусловлены тем, что жизнь и здоровье граждан как нематериальные неотчуждаемые блага, являясь объектом гражданских прав (ст. 150 ГК), имеют гражданско-правовую защиту, а также тем, что по своей сути медицинская услуга допускает возможность причинения вреда здоровью пациента (потребителю услуги) «действиями медицинских работников для достижения цели сохранения и улучшения его здоровья» [1, с. 94].

Сложившуюся на данный момент в России систему правового регулирования оказания санаторно-курортных услуг можно охарактеризовать как смешанное частно-публичное возмездное, консенсуальное правовое регулирование. Особенностью правового регулирования гражданско-правовых отношений в данной области является наличие «заведомой «асимметрии» в отношениях между врачом и пациентом, где пациент чаще всего выступает как лицо, недостаточно информированное, не обладающее специальными знаниями, а подчас и полностью лишенное воли и сознания (в момент проведения операции) для самостоятельного проведения контроля качества оказываемой ему услуги» [2, с. 55].

С другой стороны, гражданско-правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности характеризуется специфическим единством правового регулирования «разнообразных, многочисленных услуг, оказываемых гражданам в ходе санаторно-курортной деятельности (лечение, оздоровление, профилактика заболеваний, медицинская реабилитация, организация отдыха граждан и др.)» [3, с. 220]. Специфика оказания санаторно-курортной услуги накладывает особый отпечаток на гражданско-правовое регулирование отношений заказчика и исполнителя. В договоре об оказании санаторно-курортных услуг может содержаться разное число обязанностей исполнителя и потребителя услуг - от единичных до многочисленных, от узко специализированных медицинских до всеохватывающих, включающих нормы перевозки, хранения, подряда и других видов услуг, предусмотренных ГК РФ.

В ходе оказания санаторно-курортных услуг действия исполнителя в большинстве случаев не сводятся к передаче овеществленного результата, фиксирующего исполнение договора со стороны исполнителя. Результат оказания санаторно-курортной услуги может выражаться в таких формах, как реабилитация, оздоровление потребителя услуги, получение врачебной консультации, духовного и физического удовлетворения от санаторно-курортного отдыха и т. п. Во многом это определяется положением ст. 779 ГК РФ, где под услугой подразумевается деятельность исполнителя, создающая полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности.

В договоре возмездного оказания санаторно-курортных услуг на исполнителе не лежит риск недостижения результата, что предусматривает договор подряда, где критерием исполнения обязательств является передача результатов работы. Предоставление исполнителем в процессе оказания санаторно-курортных услуг таких вещных материалов, как письменное заключение о результатах анализов, обследований, рекомендации по дальнейшему укреплению, реабилитации здоровья, не следует путать с овеществленным результатом данной услуги. В то же время если заказчик при формулировании требований к предмету договора включает пункт о предоставлении письменного заключения об изменениях в состоянии здоровья, в анализах, рекомендациях по дальнейшему укреплению здоровья, то природа данного пункта более отвечает признакам договора подряда.

Комплексный характер санаторно-курортной услуги является специфическим признаком гражданско-правового регулирования профилактической и реабилитационной деятельности санаториев и других санаторно-курортных организаций, включает широкий набор медицинских, диагностических, консультационных услуг, услуг эстетической медицины, услуг, связанных с предоставлением помещения для временного проживания, питания, услуг в сфере досуга, туризма, культурно-массового развлечения, спортивного оздоровления, транспортного обслуживания и др.

Особенностью оказания санаторно-курортных услуг является наличие ряда нетиповых условий. Во-первых, в отличие от многих видов других услуг санаторно-курортные услуги в большинстве своем строго регламентированы и требуют согласия на их проведение. Во-вторых, потребитель перед заключением договора санаторно-курортной услуги обязан провести предварительную подготовку, суть которой заключается в медицинском обследовании или сборе медицинских документов. В-третьих, до начала оказания услуги объем лечения невозможно со стопроцентной уверенностью определить заранее. В-четвертых, оценка результата оказания санаторно-курортных услуг во многих случаях бывает неоднозначной.

Результат оказываемых услуг зависит как от выполнения пациентом предписаний врача, так и от многих других причин, отдельные из которых пока не имеют объективного научного объяснения. Кроме этого, следует указать и на такие особенности, как большой объем услуг, оказываемый за счет средств различных бюджетов (государственных, муниципальных, корпоративных), оказание услуг в строго определенном месте (местности), сезонные природно-климатические колебания, влияющие на качество предоставления определенных видов услуг. Следует также отметить, что специфика гражданско-правового регулирования оказания санаторно-курортных услуг проявляется в сближении правового режима разнонаправленных оздоровительно-развлекательно-туристических услуг.

В отечественном гражданском законодательстве отсутствуют определения понятий «санаторно-курортная организация», «санаторно-курортная деятельность», «комплекс санаторно-курортных услуг». С точки зрения гражданского права понятие «санаторно-курортная организация» подразумевает лечебное учреждение, осуществляющее медицинскую помощь в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Санаторно-курортная деятельность - это деятельность, направленная на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления, а также восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации [4]. С точки зрения гражданского права под

«комплексом санаторно-курортных услуг» следует понимать «объединенные в единое целое услуги, оказываемые специализированными предприятиями на базе санаториев, расположенных в курортных местностях» [5, с. 217].

Современное гражданское законодательство Российской Федерации не содержит норм, непосредственно регулирующих оказание комплекса санаторно-курортных услуг, направленных на укрепление (восстановление) здоровья граждан. Гражданский кодекс РФ регулирует лишь общие вопросы возмездного оказания услуг. Применительно к сфере деятельности санаторно-курортных организаций - это оплата услуг, а также условия отказа от исполнения договора (ст. 799). В ГК РФ не выделяются дополнительные отличительные признаки данного вида услуг, оказываемых санаторно-курортными организациями, как источников повышенной опасности для здоровья и даже жизни пациента.

Исследователи выделяют целый ряд пробелов, которые существуют в нормативной базе правового регулирования санаторно-курортного лечения [6, с. 186]. Так, отсутствуют четкие однозначные критерии оценки качества санаторно-курортной (медицинской) помощи. Осуществляемая в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 экспертиза качества медицинской помощи в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, не отвечает нормам гражданского права, федерального закона о защите прав потребителей.

Таким образом, состояние отечественного законодательства показывает, что гражданско-правовое регулирование сферы оказания медицинских услуг санаторно-курортными организациями еще не сформировано в объеме, обеспечивающем требуемую степень полноты, упорядоченности, непротиворечивости. Правовая природа договора на оказание санаторно-курортной услуги, являющегося возмездным, публичным, консенсуальным, взаимным, в большинстве случаев выступает в форме договора присоединения, что подразумевает его заключение в простой письменной форме. Соответственно, путевка не может быть признана письменной формой договора.

Исходя из того, что «здоровье есть нематериальное благо, неотчуждаемое и не передаваемое иным способом (ч. 1 ст. 150 ГК РФ), только сам субъект может распоряжаться этим благом» [7, с. 95]. С учетом данного обстоятельства в целях совершенствования гражданско-правового регулирования данной сферы в договоре оказания санаторно-курортной услуги целесообразно закрепить ряд положений, защищающих данное право. В их числе положение о том, что исполнитель вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение пациентом своих обязанностей по договору оказания санаторно-курортной помощи, в частности непредставление медицинских документов о состоянии своего здоровья, препятствует исполнению договора, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. Если иное не предусмотрено договором, исполнитель в вышеуказанном случае вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Необходимо создать систему сертификации услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций, которая включает в себя оценку соответствия санаторно-курортного лечения, питания и проживания в комплексе. Требуется разработать форму информированного добровольного согласия и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, производимых в санаторно-курортных условиях. Целесообразно также установить форму выполнения обязанности пациента сообщать сведения о своем здоровье.

Договор возмездного оказания санаторно-курортной услуги должен содержать согласие на медицинское вмешательство, информацию о возможности получения медицинской помощи без оплаты, сведения об исполнителе, стоимости, сроках и порядке оплаты, условиях и сроках предоставления услуг, ответственности сторон и порядке изменения и расторжения договора.

Целесообразно вместо устаревшей системы отбора пациентов и направления на санаторно-курортное лечение предусмотреть оптимальный, неформализованный вариант такого отбора и направления на санаторно-курортное лечение. Так, условием заключения договора оказания санаторно-курортной помощи должно быть представление вместо санаторно-курортной карты выписки из амбулаторной карты (истории болезни) пациента. Обследования, необходимые для назначения лечения, проводить непосредственно в санаторно-курортной организации перед подписанием договора. Плату за обследование включать в стоимость санаторно-курортного лечения.

Правоотношения, возникающие по договору возмездного оказания услуг, регулируются нормами гл. 39 ГК РФ, где в ст. 779 прямо указано на то, что правила этой главы «применяются и к договорам оказания медицинских услуг» [8, с. 97]. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ)» [9, с. 100]. В то же время исследователи отмечают, что сложившееся в отечественном законодательстве «нормативное понятие медицинской услуги (как вида медицинской

деятельности) значительно сужает предмет договора оказания медицинских услуг, относя к нему только вмешательства (манипуляции), направленные на психическое и физическое здоровье человека» [10, с. 55].

Важным обязательством санаторно-курортных организаций является обеспечение «соответствия предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации» [11, с. 1539]. Исполнитель (санаторно-курортная организация) обязан предоставить потребителю (его законному представителю) по требованию заказчика «в доступной для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению» [12, с. 1540].

Санаторно-курортная услуга по своему характеру и назначению уникальна. С одной стороны, согласно гражданскому законодательству по поводу санаторно-курортного оздоровления, реабилитации и восстановления здоровья, «обращаются товары, работы услуги и иные не изъятые из оборота объекты гражданских прав. Само здоровье в обращении не находится» [13, с. 199]. С другой стороны, потребитель наряду с пассивным присутствием при оказании услуги сам активно участвует и влияет на результаты этого процесса. Условиями качественного оказания услуг являются отношение человека к своему здоровью, адекватность исполнения им врачебных назначений и рекомендаций.

Кроме того, особенностью договора о предоставлении медицинских услуг является не результат, а процесс, благодаря которому потребитель получает ту или иную услугу, что и является мотивом заключения данного вида договора (выздоровление, несмотря на грамотно проведенные действия, может не наступить в силу объективных причин).

Отечественное законодательство предусматривает, что в случае некачественного оказания медицинской помощи пациент имеет право требовать возмещения вреда. Возмещение вреда не освобождает работников санаторно-курортной организации от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством. Основанием наступления договорной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной своих обязанностей по договору. Основание наступления деликтной ответственности - это противоправное деяние, вред, который был нанесен таким противоправным деянием, и причинная связь между противоправным деянием и его следствием. Если пациенту нанесен ущерб в виде ухудшения здоровья вследствие оказания санаторно-курортных услуг ненадлежащего качества, он может подать иск в суд, в котором может просить взыскать в свою пользу имущественный (убытки) и моральный (неимущественный) вред.

Ссылки:

1. Васильев И.В., Калиниченко А.В., Бурдейн А.В. Проблемы правового регулирования отношений при оказании медицинской помощи // Сибирское медицинское обозрение. 2010. № 1. С. 93-96.

2. Горбунова О.В. Общая характеристика обязательств по оказанию услуг // Вестник ВУиТ. 2017. № 1. С. 54-61.

3. Килоев К.Г. Особенности гражданско-правового регулирования комплекса санаторно-курортных услуг // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2016. № 6. С. 21б—221.

4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ф3 // Российская газета. 2011. 23 нояб.

5. Килоев К.Г. Указ. соч. С. 217.

6. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения военнослужащих: проблемные вопросы и пути их решения / А.В. Мерзликин, Л.А. Воронина, Д.В. Ковлен, Б.М. Адхамов, В.Ю. Тегза // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2016. № 2. С. 185—189.

7. Васильев И.В., Калиниченко А.В., Бурдейн А.В. Указ. соч. С. 95.

8. Донцова Т.К., Донцов Е.М. Некоторые особенности оказания платных медицинских услуг по действующему законодательству // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 2. С. 96—101.

9. Там же. С. 100.

10. Горбунова О.В. Указ. соч. С. 55.

11. Чертухина О.Б., Шишин Г.Г. Новые Правила предоставления платных медицинских услуг в свете защиты прав пациентов // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. № 5-4. С. 1539—1549.

12. Там же. С. 1540.

13. Сергеева Е.С. Некоторые особенности правоотношений по оказанию медицинских услуг // Бизнес в законе. 2007. № 4. С. 198—200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.