УДК 37 ББК 74
самозащита без оружия как важнейший элемент профессионально-
прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел (исторический аспект)
Е.А никоноров,
доктор педагогических наук, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя;
В.М. БЫЧКОВ адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования E-mail: nikonorovy82@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основные периоды становления и развития системы самозащиты без оружия. Приводится анализ изменений в методике подготовки сотрудников силовых ведомств.
Ключевые слова: самозащита, защита от ударов, болевые приемы, физическая подготовка.
Annotation. The article discusses the main periods of formation and development of self-defense without weapons. The analysis of changes in the method of training of law enforcement agencies.
Keywords: self-defense, protection from bumps, painful receptions, physical training.
Физическая подготовка сотрудников правоохранительных органов — один из важнейших показателей их профессиональной подготовленности.
Организация физической подготовки на должном уровне, а также прикладных видов спорта в органах внутренних дел повышает физическую и психологическую готовность сотрудников решать поставленные оперативно-служебные задачи, умело применяя физическую силу, боевые приемы борьбы и специальные средства. Одной из задач достижения данной цели является овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности.
Сложившиеся социально-экономические условия образуют существенные различия уровня материального благосостояния среди населения, что может приводить к обострению общей криминогенной обстановки. Нередки случаи, когда сотрудникам органов внутренних дел приходится оказывать противодействие правонарушителям в условиях массового скопления людей. В подобных ситуациях зачастую затруднена или полностью отсутствует возможность применения сотрудниками огнестрельного оружия,
что еще раз отражает актуальность уверенного владения приемами самозащиты без оружия и рукопашного боя, как необходимого условия успешного выполнения поставленных перед ними задач.
Анализ проведенных исследований, посвященных данной проблеме, показал, что владение самозащитой без оружия совершенствовалось на протяжении длительного периода.
Выделим несколько основных периодов развития и становления школы самозащиты без оружия:
Период от средневековья до 1917 года.
Самозащита без оружия существует столько же, сколько существует человечество. Дошедшие до нас источники свидетельствуют о существовании ряда приемов защиты и нападения еще в далеком прошлом.
Историки считают, что самыми ранними источниками, дошедшими до наших дней, являются труды немецких авторов Ганса Вурма «Борьба» (1511 г.), Фа-биана фон Ауэрсвальда «Искусство борьбы. Восемьдесят пять приемов» (1539 г.) и голландца Николаса Петера «Искусный борец» (1674 год).
Также известно, что в русской армии в XIX веке проводились соревнования по рукопашному бою, су-
ществовали английский и французский бокс, японское джиу-джицу. Формирование же органов полиции, как и других государственных органов, военнослужащими, имеющими специальную подготовку, было естественным процессом.
Одним из первых исследований в области подготовки полицейских кадров в России стало пособие по прикладной полицейской системе «Самооборона и арест», которое выпустил в марте 1915 года Иван Владимирович Лебедев. Считается, что в разработанной системе Лебедев И.В. объединил приемы русского рукопашного боя и французской борьбы.
2. Период с 1917 до 1941 года на наш взгляд является переломным в становлении отечественной школы самозащиты без оружия.
Известно, что в этот период необходимые приемы самозащиты преподавались милиционерам только в одном российском городе — Владивостоке, где вел обучение единственный в стране дзюдоист первого дана В.С. Ощепков, система подготовки которого была более доступной для массового распространения. В 20-е годы ХХ века развитием теории самозащиты без оружия занимался В.А. Спиридонов, в то время работавший преподавателем предмета «защита и нападение без оружия» Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки, одного из тех учебных заведений, которым суждено было стать родоначальниками советского спорта. К 1921 году он создает новую «синтетическую» систему защиты и нападения без оружия, составленную из приемов уже существующих единоборств. А в 1933 году была опубликована книга В. Спиридонова «Самозащита без оружия», в которой был изложен 20-часовой курс прохождения самозащиты для сотрудников НКВД, включавший 19 приемов джиу-джитсу.
В 1923 году издается руководство — «Гимнастика. Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи», состоявшее из девяти книг [1]. Стоит отметить шестую книгу, посвященную владению саблей и винтовкой, под названием «Владение холодным оружием». Курс владения холодным оружием включенный в данную книгу состоял из обучения владению саблей для кавалерии, артиллерии и комсостава всех родов войск и обучения владению винтовкой для пехоты и кавалерии [2]. Восьмая книга под названием «Способы защиты и нападения без оружия. Французская борьба, бокс, джиу-джитсу» включала приемы французской борьбы, английского бокса и японского боевого искусства джиу-джитсу. Борьба и бокс представлялись больше как полезные виды спорта, а джиу-джитсу «исключительно в форме изучения основных приемов, причем обязательно под наблюдением опытного инструктора» [3]. В программу обучения входи-
ло: удары, чувствительные точки, обратный рычаг, дожатие. Джиу-джитсу осваивалось в объеме тринадцати приемов.
В «Руководстве по физической подготовке РККА», утвержденном начальником штаба РККА Б. Шапошниковым 15 апреля 1930 г. и в пособии «Физические упражнения РККА» (1931), наряду с приёмами рукопашного боя с использованием оружия были включены приёмы «борьбы невооружённого с вооружённым». В этот же период данной проблемой занимался другой ученый, педагог Н.Н. Ознобишин. В 1930 году в издательстве НКВД СССР вышла его книга «Искусство рукопашного боя». Автор разработал одну из первых в нашей стране систему «боевого стиля», которую он начал разрабатывать еще в 1910 году. Система Н.Н. Ознобишина была основана на делении возможной «дистанции боевого соприкосновения» противников на шесть частей [4].
Дальнейшее развитие тактики самозащиты как неотъемлемой части физической подготовки связано c А.А. Харлампиевым [5], который посвятил свои труды развитию подготовки сотрудников милиции (Самозащита без оружия «самбо»: учебное пособие для сотрудников милиции).
3. Период Великой Отечественной войны (19411945 гг.).
В результате действий подразделений и частей вооруженных сил в Великой Отечественной войне стали доступны направления, требующие особого внимания [6,7,8]:
• атаки подразделений советских войск часто завершались рукопашным боем, в котором применялся: штык — в 58, 4% случаев, приклад — в 45%, нож — в 13%, пехотная лопата — в 10%, большая лопата — в 5%;
• при действиях в разведке военнослужащие применяли: нож — в 22% случаев, штык — в 11%, приклад — в 10%, пехотную лопату — в 5%, подручные средства — в 8%, борьбы — в 9%;
• рукопашные схватки в основном происходили при проведении атак: в поле — в 50, 1% случаев, лесистой местности — в 40, 1% и населенных пунктах — в 9, 8%.
За годы войны было разработано и введено в практику значительное количество официальных документов по физической подготовке и рукопашному бою, которые существенно обогатили как практическими, так и методическими материалами советскую систему физического воспитания военнослужащих.
4. Период после Великой Отечественной войны.
В Наставлении по физической подготовке Вооружённых Сил СССР 1954 г. (НФП-54) расширены раз-
делы: приемы обезоруживания противника и приемы боя невооруженного.
В 1959 году выходит в свет «Наставление по физической подготовке Вооруженных сил Союза ССР». В программу обучения приемам рукопашного боя без оружия вводятся: захваты, броски, удары руками и ногами и приемы обезоруживания противника.
В 1966 году опубликовано «Наставление по физической подготовке Вооруженных сил СССР (НФП-66)». В НФП-66 приемы рукопашного боя с оружием сократили, в основном из-за изменения тактики ближнего боя. Это было вызвано тем, что личный состав частей начал постепенно переходить на новые короткоствольные образцы стрелкового оружия. Раздел «Рукопашный бой» стал называться «Нападение и самозащита» и был выделен отдельной главой.
Изменения, произошедшие на рубеже 60-70-х гг. (локальные войны и вооруженные конфликты) привели к развитию боевой техники, ведения боевых действий и порядка комплектования личным составом Вооруженных сил, что в свою очередь потребовало пересмотра средств и методов физической подготовки военнослужащих. Данное положение было учтено при разработке нового Наставления по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-78).
Содержание рукопашного боя составили упражнения, приемы и действия для подготовительной части и приемы для основной части занятий, которые были изложены в двух упражнениях — 41 (комплекс № 1) и 42 (комплекс № 2).
В содержание комплекса № 1 включались: приемы боя с оружием — укол штыком, удар прикладом сбоку, отбивы автоматом, удары ножом; приемы боя малой лопатой — удары и отбивы; приемы боя без оружия — удары рукой' и ногой и защиты от них, болевые приемы (загиб руки за спину и рычаг руки наружу); обезоруживание противника (при ударе ножом снизу, при угрозе пистолетом в упор спереди, при уколе штыком с уходом влево); броски (с захватом ног сзади и удушением, задняя подножка). Эти приемы предназначались для изучения военнослужащими срочной службы, прапорщиками и офицерами 1-й возрастной группы воинских частей всех видов Вооруженных Сил и частей Гражданской обороны, а также курсантами первых курсов военно-учебных заведений.
В содержание комплекса № 2 были включены приемы из комплекса №1, а также болевые приемы (рычаг руки внутрь и узел руки наверху) и приемы обезоруживания противника (при угрозе пистолетом в упор сзади, при ударе ножом сверху и наотмашь, при уколе штыком с уходом вправо). Эти приемы предусматривались для изучения военнослужащими срочной служ-
бы, прапорщиками и офицерами 1-й и 2-й возрастной группы десантируемых частей, а также морской пехоты и курсантов вторых и старших курсов военно-учебных заведений.
Стоит отметить, что с наставления по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-87), происходит разделение раздела рукопашного боя по родам войск.
Упражнения рукопашного боя разделялись: на упражнение 29 — общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1); упражнение 30 — специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2), включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, дополнительных приемов; упражнение 31 — специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3), предназначен для уничтожения и пленения противника и включает приемы, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительные приемы.
В содержание комплекса (РБ-1) входили приемы боя с оружием: уколы штыком (тычки стволом) с выпадом, удары прикладом сбоку, защиты подставкой автомата (карабина), колющие удары ножом и освобождение от захвата автомата (карабина); приемы боя без оружия: удары рукой прямо (кулаком, ладонью), ногой снизу (носком), защиты подставкой рук (предплечья, ладони), удушение стоя сзади, освобождения от захватов противника (за шею сзади и спереди) и обезоруживание противника при уколах штыком (с уходом влево и вправо).
Комплекс (РБ-2) включал дополнительно: приемы боя с оружием — уколы штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удары затыльником приклада, отбивы автоматом (карабином), удары и отбивы пехотной лопатой; приемы боя без оружия — удары рукой сбоку, снизу, сверху (кулаком, ребром ладони и локтем), удары ногой, вперед прямо, сверху, снизу (каблуком, стопой и коленом), защиты отбивом (предплечья, кулаком, ребром ладони вверх, внутрь, наружу и вниз-наружу) и подставкой (стопы, каблука, бедра) под удар противника ногой, обезоруживание.
Наконец специальный комплекс (РБ-3), предназначенный для личного состава разведывательных частей и подразделений, курсантов военных училищ, готовящих офицеров для указанных частей и подразделений, содержал наиболее полный объем приемов рукопашного боя и включал приемы, предусмотренные комплексами (РБ-1) и (РБ-2), а также дополнительные: режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом; болевые приемы (загиб руки за спину, рычаги руки наружу и внутрь); броски (заднюю подножку и через спину); освобождение от захватов противника (за шею спереди и сзади, туловища спереди и сзади, туловища
с руками спереди и сзади, ног спереди и сзади); обезоруживание противника при ударах ножом (прямо, сверху, снизу, наотмашь), при попытке достать пистолет (из кобуры, кармана, из-за пояса брюк), при угрозе пистолетом (в упор спереди и сзади); связывание противника (веревкой, брючным и поясным ремнем); обыск противника при угрозе оружием.
Необходимо также отметить, что подготовке к рукопашному бою в Советской армии всегда уделялось большое внимание и рассматривалась в двух основных аспектах: как средство боевой подготовки к ведению ближнего боя с противником и как средство физической подготовки военнослужащих.
Характерно, что в программы по рукопашному бою Советской и Российской армии были включены приёмы самозащиты без оружия и, в частности, болевые приёмы.
Также стоит отметить, что до 1987 года часть болевых приемов стоя в наставлениях по физической подготовке была представлена без «расслабляющих» ударов, а часть — с ними. В число болевых приемов стоя, используемых в качестве обезоруживания, включались: рычаг руки наружу, рычаг руки внутрь, загиб руки за спину (рывком).
Таким образом, современные условия создают необходимость повышения уровня подготовки сотрудников силовых ведомств. Предъявляются повышенные требования и к комплексной прикладной рукопашной подготовке, к физической и психофизической подготовке. Как следует, накопленный опыт в развитии самозащиты без оружия безусловно должен оказать
содействие внедрению инновационных технологий в данной сфере.
Литература
1. Гимнастика. Физическая подготовка рабоче-крестьянской красной армии и допризывной молодежи. Высший военный редакционный совет. Москва. 1923.
2. Физическая подготовка рабоче-крестьянской красной армии и допризывной молодежи книга шестая. Владение холодным оружием с 36 рисунками в тексте. Высший военный редакционный совет. Москва. 1923.
3. Физическая подготовка рабоче-крестьянской красной армии и допризывной молодежи. Способы защиты и нападения без оружия. Французская борьба, бокс, джиу-джитсу, с 75 рисунками в тексте. Государственное военное издательство. Москва. 1925., с.4
4. Ознобишин B.C. Искусство рукопашного боя. — М.: НКВД РСФСР, 1930. — 228 с.
5. Харлампиев А.А. Борьба самбо. 6-е изд., доп. — М.: «Физкультура и спорт», 1964. — 387 с.
6. Уничтожай врага в рукопашной схватке / А.А. Тарасов. — М.: Воен. изд. НКО СССР, 1941.
7. Методические указания по рукопашному бою для частей, учебных подразделений и курсов Лен-фронта. Л.: Воениздат. 1943г., 46 с.
8. Организационно-методические указания по проведению физической подготовки и рукопашного боя в подразделениях Всеобуча: [утв. зам. комвой-сками МВО 19 апр. 1942 г.] / Гл. упр. связи Красной Армии. — Чебоксары :Чувашгосиздат, 1943. — 37 с.: ил., табл.
Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-коть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
Применительно к реалиям современного общества системати-зированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.