FORMATION OF THE COMPETENCESAFETY SPORTSTOURISM ACTIVITY BACHELOR
OF PHYSICAL EDUCATION
M.A. Vozisova
This article presents a theoretical and methodological material for the formation of the competence Bachelor of Physical Education in matters of tourists safety providing. The results of the pedagogical experiment carried out within four years from the future bachelor of physical education are also presented at this one.
Key words: competencesafety sportstourism activity, tourism, vocational training of students Bachelor of Physical Education.
Vozisova Maria Aleksandrovna, senior lecturer, vozisova.mariya@mail.ru, Russia. Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture
УДК 796.078
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В.Н. Егоров, Д.В. Заботин, Д. Л. Миронов
Представлен экспериментальный материал об уровне физического развития, физической подготовленности и функционального состояния военнослужащих. Осуществлен выбор средств физической подготовки и их распределение на различных этапах процесса физической подготовки военнослужащих.
Ключевые слова: программно-методическое обеспечение, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние, военнослужащие.
На практике программа физической подготовки военнослужащих представляют собой типовой организационно-методический продукт, разработанный с учетом нормативно-регламентирующих документов, теоретико-методических наработок и результатов апробирования [2]. Как правило, ориентация на типовой подход, при отсутствии процесса индивидуализации, ограничивает возможность достижения высокого уровня физической подготовленности военнослужащих [4]. В реальных условиях преобразования общества, социальной напряженности, необходимости в решительных и профессиональных действиях правоохранительных органов, физическая подготовка военнослужащих выступает как основа служебно-боевой готовности и приобретает государственно-важное значение [1, 6, 7].
Традиционно технология разработки программно-методического обеспечения осуществляется по отдельным этапам, которые между собой последовательны и взаимосвязаны [5]. В нашей работе, первый этап
предполагал составление достаточно полного представления об уровне физического развития, физической подготовленности и функционального состояния военнослужащих. Второй этап носил методический характер и был направлен на выбор средств физической подготовки и их распределение. Основными составляющими методической части являлись физические упражнения и двигательные режимы, оптимальное сочетание которых позволяло осуществить планирование физических нагрузок на различных этапах процесса физической подготовки военнослужащих.
Общепринятая методика исследования и оценки физического развития основывается на измерении роста, массы тела и тотальных размеров тела: окружности шеи, грудной клетки, плеча, бедра и голени [5].
Исследование и оценка физической подготовленности военнослужащих определена рядом нормативных актов и соответствующих инструкций [3]. Придерживаясь их установок, нами выделены шесть двигательных тестов: подтягивание в висе на перекладине, бег на 100 м и 1000 м, прыжок в длину с места, бег на лыжах 5000 м и плавание на 50 м.
Выбор оценочных критериев функционального состояния был ориентирован на использование наиболее информативных физиологических показателей - частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД), а также ортостатической пробы и проб Штанге и Мартине.
Исследование проведено на базе кафедры физического воспитания и спорта Тульского государственного университета. Обследовано 254 военнослужащих. В комплекс обследования входили антропометрические измерения, двигательные и функциональные тесты. Результаты тестирования статистически обработаны и представлены в табл. 1-3.
Таблица 1
Описательная статистика показателей физического развития
военнослужащих
Стат. хар-ка Рост, см МТ, кг ОШ, см О] "К, см ОП, см ОБ, см ОГ, см
Покой Вдох Выдох Напр. Рассл.
М 179,0 84,6 39,4 103,5 105,0 101,4 36,9 34,5 53,6 38,5
±т 0,74 2,05 0,56 1,34 1,87 1,32 0,62 0,78 0,87 0,65
Ме 180 80,5 39,5 100 104 98,75 35,5 33 53 38
Мо 180 75 40 100 102 93 34 33 50 36
Ех -0,65 0,18 2,67 0,15 7,13 0,27 -0,48 6,43 0,51 0,75
ЛБ -0,14 0,81 1,19 0,88 -1,54 0,97 0,29 1,76 -0,04 0,66
Примечание: МТ - масса тела; ОШ - окружность шеи; ОГК - окружность грудной клетки, ОП - окружность плеча, ОБ - окружность бедра; ОГ - окружность голени.
Из табл. 1 видно, что показатели роста и тотальные размеры тела военнослужащих соответствовали средним должным величинам физического развития для данного обследуемого контингента. За рамки нормы выходил только показатель, отражающий массу тела. При норме -80 кг его значения, в среднем, составляли 84,6 кг.
Для получения более полной информации о характерных особенностях физического развития военнослужащих был проведен анализ кривых эмпирического распределения показателей физического развития. Асимметричность кривых распределения определялась по величине меры скошенности, а характеристики «пикообразности» распределения по величине эксцесса.
Обращало на себя внимание, что при наличии незначительной правосторонней асимметрии кривой распределения показателей роста, просматривалась выраженная левосторонняя асимметрия по показателям массы тела. Это указывало на то, что у военнослужащих в большинстве случаев наблюдалось превышение среднестатистических показателей роста, в то время как наиболее часто встречающиеся показатели массы тела в выборке находились на уровне ниже средних значений. Из тотальных размеров тела выраженная левосторонняя асимметрия была свойственна показателям окружности шеи, грудной клетки на вдохе и выдохе и плеча в расслабленном состоянии.
Анализ плотности эмпирического распределения в зависимости от величины эксцесса показал, что по отдельным рассматриваемым показателям физического развития военнослужащих - массы тела, окружности грудной клетки на вдохе и окружности плеча в расслабленном состоянии наблюдалась резко выраженная тенденция к островершинности вариационных рядов.
Описательная статистика физической подготовленности военнослужащих представлена в табл. 2.
Таблица 2
Описательная статистика показателей физической подготовленности
военнослужащих
Стат. хар-ка Подтягивание, кол-во раз Бег на 100 м, с Бег на 1000 м, с Прыжок в длину с/м, см Бег на лыжах 5000 м, с Плавание на 50 м, с
М 10,4 14,4 276,7 206,7 2032,6 63,5
±т 0,77 0,17 9,50 5,96 72,51 3,32
Ме 11,5 15,0 263,5 211,5 1937,5 58,5
Мо 15,0 15,0 240,0 243,0 2603,0 45
Ех -0,92 -0,78 -0,76 14,37 -0,44 -0,49
ЛБ -0,39 -0,34 0,64 -3,04 -0,06 0,49
Анализ результатов тестирования (табл. 2) свидетельствовал о несоответствии уровня физической подготовленности военнослужащих по большинству двигательных показателей общепринятым контрольным нормам. Крайне низкие значения отмечались в беговых дисциплинах. Практически во всех двигательных заданиях отмечалась правосторонняя ассиметрия при незначительной плосковершинности вариационных рядов.
Заключительной частью нашего исследования являлось статистическое описание функциональных показателей военнослужащих (табл. 3).
Таблица 3
Описательная статистика функциональных показателей
военнослужащих
Стат. хар-ка ЧСС, уд/мин АД, мм рт.ст. Ортостатич. проба, с Проба Штанге, с Проба Мартине, у. е.
СД ДД
М 71,7 131,9 85,5 12,9 41,1 7,6
±m 0,5 1,4 1,0 0,9 1,6 1,4
Me 71,0 130,0 85,0 15,0 41,5 5,5
Мо 68,0 130,0 80,0 15,0 45,0 2,9
Ex -0,73 -0,35 -0,07 0,01 -0,92 5,48
As 0,49 0,40 0,19 -0,79 0,15 2,31
Анализ экспериментальных данных, отражающих уровень функционирования отдельных систем организма выявил, что показатели ЧСС, АД и функциональных проб находились ниже нормостатистических значений. У военнослужащих просматривались отчетливые признаки отклонений в деятельности кардиореспираторной системы. Повышенные значения ЧСС и АД указывали на наличие тахикардии и гипертонии. Результаты функциональных проб свидетельствовали об отклонениях в регуляции и достаточности кровообращения.
Опираясь на результаты исследования физического развития, физической подготовленности и функционального состояния военнослужащих, прорабатывалась методическая часть программы физической подготовки, ориентированная на преимущественное развитие физических качеств: сила, быстрота, выносливость и ловкость, с последующим формированием на их основе военно-прикладных двигательных навыков.
Средства физической подготовки военнослужащих по основным тематическим разделам программно-методического обеспечения представлены в табл. 4.
Таблица 4
Средства физической подготовки военнослужащих
№ п/п Наименование упражнения
Гимнастика и атлетическая подготовка
1 Комплекс вольных упражнений № 1,2
2 Подтягивание на перекладине
3 Поднимание ног к перекладине
4 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях
5 Прыжок ноги врозь через козла в длину
6 Прыжок ноги врозь через коня в длину
7 Комплексное силовое упражнение
8 Поднимание гири 24 кг (рывок)
9 Толчок двух гирь 24 кг по длинному циклу
10 Кроссфит
11 Комбинированная эстафета
12 Упражнения на многопролетных снарядах
13 Упражнения с тяжестями и на тренажерах
Преодоление препятствий и ускоренное передвижение
1 Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий
2 Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения
3 Метание гранаты Ф-1 (600 г) на дальность
4 Челночный бег 10*10 м
5 Бег на 1 км
6 Бег на 3 км
7 Марш-бросок на 5 км
8 Бег по глубокому снегу на 1 км
Рукопашный бой
1 Приемы самостраховки
2 Кувырки вперед, назад, через плечо
3 Удары рукой прямо, сбоку, снизу, сверху кулаком или ребром ладони и локтем
4 Удар ногой снизу носком , подъемом стопы или коленом
5 Удары ногой (вперед, прямо, сверху, сбоку, назад)
6 Защита от ударов рукой подставкой рук
7 Загиб руки за спину: рывком, нырком, при подходе за спину
8 Защита от удара ногой подставкой стопы (каблука, бедра) под удар
9 Защита от удара ногой с уходом в сторону
10 Защита от удара коленом снизу
11 Рычаг руки внутрь и наружу
12 Обезоруживание при ударе ножом снизу, сверху, наотмашь, прямо
13 Обезоруживание при подходе спереди и сзади
14 Конвоирование
15 Освобождение от захвата противника туловища спереди, сзади, с руками и без
16 Обезоруживание противника при угрозе пистолетом в упор спереди и сзади
17 Освобождение от захватов автомата противником
18 Обезоруживание противника при уколе штыком
19 Изготовка к бою с автоматом
20 Уколы штыком
Окончание табл.4
21 Удары прикладом
22 Освобождение от захвата шеи сзади, спереди
23 Связывание и обыск противника
24 Изготовка к бою с щитом и резиновой палкой
Лыжная подготовка
1 Строевые приемы с лыжами и на лыжах
2 Техника передвижения на лыжах
3 Подъемы на лыжах
4 Повороты на лыжах
5 Торможения на лыжах
6 Спуски на лыжах
7 Боевые приемы на лыжах
8 Лыжная гонка на 5 км
9 Марш на лыжах в составе подразделения на 5 и 10 км
Военно-прикладное плавание
1 Плавание на 100 м (вольный стиль, брасс)
2 Плавание 3 по 25 метров
3 Оказание помощи утопающему
4 Прыжки в воду
5 Плавание при помощи подручных средств
6 Плавание в обмундировании с оружием
7 Ныряние в длину
Спортивные игры
1 Мини-футбол
2 Волейбол
Авторская программа по физической подготовке военнослужащих предполагает планирование с учетом периодов и задач боевой подготовки.
Первый период - общая физическая подготовка (1-й месяц).
Второй период - формирование военно-прикладных двигательных навыков (2-й месяц).
Третий период - совершенствование физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков (начиная с 3-го месяца и далее).
Каждый период имеет свои особенности. В рамках первого периода тренировочные занятия носят комплексный характер. Для второго периода характерно использование средств физической подготовки по тематическим разделам программно-методического обеспечения. В третьем периоде занятия по физической подготовке проводятся преимущественно комплексно.
В нормировании физических нагрузок акцент делается на выполнении упражнений преимущественно средней и высокой интенсивности.
Таким образом, можно констатировать, что у обследуемого контингента на фоне относительного соответствия средним должным величинам физического развития отмечалось умеренное и выраженное
снижение уровня развития физических качеств и функционирования кардиореспираторной системы. Результаты начального этапа исследования позволили разработать методическую часть программы физической подготовки военнослужащих, ориентированную на комплексное использование средств физической подготовки с акцентом на развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости.
Авторское программно-методическое обеспечение физической подготовки военнослужащих предполагает использование индивидуального подхода и апробирование данного программно-методического продукта в реальных условиях служебно-боевой деятельности.
Список литературы
1. Болотников А. А. Военно-физическая подготовка курсантов младших курсов с недостаточной физической подготовленность: дис. ...канд. пед. наук. Казань. 2002. 181 с.
2. Заботин Д.В., Егоров В.Н. Анализ нормативно-регламентирующих и методических положений физической подготовки военнослужащих // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 19-24.
3. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации 2009 г. (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации №200 от 21 апреля 2009 г.). URL: http:// stat.doc.mil.ru/documents/quick search/more.htm?id=10970348@egNPA (дата обращения: 10.09.2016).
4. Прокопенко В.В. Индивидуализация физической подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России: дис. .канд. пед. наук. СПб., 2007. 183 с.
5. Теоретические основы физической культуры (модульная компоновка) / Е.Д. Грязева [и др.] Тула, ТулГУ, 2014. 186 с.
6. Торопов В. А. Физическая подготовка: учеб. пособие для курсантов, слушателей и преподавателей образовательных учреждений МВД России. СПб., 2008. 310 с.
7. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 431 с.
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., EgorovW@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Заботин Денис Валентинович, магистрант, Egorov W@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., dl_mironov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
PROGRAM AND METHODICAL ENSURING PHYSICAL TRAINING OF THE MILITARY
PERSONNEL
V.N. Egorov, D.V. Zabotin, D.L. Mironov
Experimental material about the level of physical development, physical fitness and functional condition of the military personnel is presented. The choice of means of physical training and their distribution at various stages of process of physical training of the military personnel is carried out.
Key words: program and methodical providing, physical development, physical fitness, functional state, military personnel.
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Zabotin Denis Valentinovich, undergraduate, EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl mironov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011:378
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.В. Китикарь, Н.В. Левченко
Представлен инновационный взгляд на процесс подготовки будущих педагогов по физической культуре к профессионально-педагогической деятельности. Определены и обоснованы структурные компоненты готовности к творческой деятельности. Раскрыты педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие рассматриваемой готовности с учетом специфики творческой деятельности и особенности профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры. Рассмотрены современные интерактивные технологии и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей студентов - будущих педагогов по физической культуре в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: готовность к творческой деятельности, физическая культура, интерактивные технологии обучения.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства
Калужской области в рамках проекта проведения научных исследований («Формирование ценностно-смысловой готовности педагогов к первичному социальному воспитанию ребенка в дошкольном детстве: (опыт регионального исследования),
проект № 16-16-40021)
Сегодня в условиях современной парадигмы образования одним из приоритетных направлений подготовки в вузе является обучение студентов - будущих педагогов на основе деятельностного подхода. Однако