УДК 378.147.88
Рыбакова Ольга Геннадьевна
кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарно-экономических и естественно-научных дисциплин филиала Тюменского индустриального университета в городе Нижневартовске
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Rybakova Olga Gennadyevna
PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Humanities, Economics and Natural Science Department, Nizhnevartovsk branch of Tyumen Industrial University
STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN A HIGHER SCHOOL: USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности применения дистанционной образовательной технологии в области организации самостоятельной работы студентов в вузе. Подчеркивается значение дистанционной технологии как составляющей информационно-коммуникационных технологий в контексте информатизации образования. Показаны возможности оптимизации самостоятельной работы студентов с помощью указанной технологии на примере дисциплины «Английский язык».
Ключевые слова:
дистанционная образовательная технология, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, оптимизация образовательного процесса, самостоятельная работа студентов.
Summary:
The article discusses the features of the distance learning technology in the field of organization of students' independent work in a higher school. The importance of the distance technology as a component of the information and communication technologies in the context of informatization of education is underlined. The author shows possibilities of optimization of the students ' independent work with the help of the given technology by case study of "English as a Foreign Language" course.
Keywords:
distance learning technology, informatization of education, information and communication technologies, optimization of educational process, students' independent work.
Современные социально-экономические условия общественной жизни требуют постоянного улучшения качества подготовки специалистов. Качественная подготовка специалистов, в свою очередь, может обеспечиваться только постоянным совершенствованием полученных знаний. В связи с этим особую актуальность приобретает эффективная организация самостоятельной работы студентов, обеспечить которую можно во многом с помощью современных образовательных технологий.
Для образовательных процессов в российских высших учебных заведениях характерно быстрое развитие и широкое внедрение электронных технологий обучения. Они включают использование сети Интернет, учебно-методических мультимедиаматериалов, удаленных лабораторных практикумов и других электронных ресурсов учебного назначения [1]. Среди вышеперечисленного наибольшее распространение приобретает дистанционная образовательная технология, с применением которой вузы имеют право осуществлять образовательную деятельность на уровне государственных нормативно-правовых документов.
В Тюменском индустриальном университете (ТИУ) дистанционная образовательная технология реализуется через электронную систему поддержки дистанционного обучения [2]. В рамках указанной системы созданы курсы по всем реализуемым в вузе образовательным программам, представляющие полные учебно-методические комплексы по дисциплинам, включающие рабочие программы, карты методического обеспечения учебной и справочной литературой, глоссарии, учебные пособия, методические указания - все необходимые ресурсы для успешной организации самостоятельной работы по дисциплинам.
Данная система обеспечивает доступ ко всем необходимым методическим материалам во время учебного процесса [3, с. 195]. Таким образом, все студенты получают равные возможности при обучении независимо от места своего нахождения и наличия или отсутствия нужного количества экземпляров в библиотеке. С помощью системы поддержки дистанционного обучения возможна индивидуальная организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов, предполагающая выполнение заданий в удобное для студента время, в удобном месте, варьирование порядка выполняемых заданий, возможность получения консультационной помощи преподавателя независимо от времени выполнения задания и местонахождения студента [4].
Содержание электронных курсов в обязательном порядке учитывает специфику дисциплины. Так, отличительной особенностью курсов по дисциплине «Английский язык» является множество практических заданий, преобразованных в различные типы электронных тестовых заданий (множественный выбор, эссе, «верно/неверно», установление соответствия, краткий ответ). Таким образом достигается максимальное соответствие представленного в электронной системе материала усваиваемым на практических занятиях дидактическим единицам.
Система поддержки дистанционного обучения предполагает не только обеспечение студентов учебными материалами, но и контроль усвоенных знаний разного уровня за определенный период обучения. Таковыми являются тесты текущего, промежуточного и итогового контроля. Неоспоримым преимуществом тестирования средствами дистанционной технологии обучения является отсутствие привязки ко времени и месту тестирования, что делает процесс контроля психологически комфортнее. Система предусматривает немедленное получение результата проделанного теста в баллах, адаптированных к рейтинговой системе оценок, принятых в ТИУ, что экономит время студенту на ожидание результата и преподавателю на проверку теста и повышает мотивацию студентов к анализу собственных результатов и углублению знаний в рамках изученного материала в случае необходимости.
Кроме того, предусмотрена возможность контроля усвоения отдельных грамматических или лексических тем, в основном на уровне текущего контроля. Так, по дисциплине «Английский язык» тренировочные тесты по сложности приближены к тестам, предусмотренным уровнем международных экзаменов, что дает студентам возможность приблизительно оценить степень усвоения дисциплины в соответствии с международными стандартами [5], создавая дополнительную мотивацию для изучения дисциплины и самостоятельного совершенствования полученных навыков.
Дистанционная технология обучения применяется как для заочной, так и для очной форм обучения студентов. В связи с этим особое значение приобретает грамотное структурирование материала в пределах электронного курса по дисциплине. Системой поддержки дистанционного обучения в ТИУ предусмотрены следующие формы подачи учебного материала.
1. Структурное представление материала (согласно изучаемым темам, в хронологическом порядке, с возможным делением на семестры и аттестационные периоды). Такой формат подходит прежде всего для студентов заочной формы обучения, где в силу ограниченного количества часов для практических занятий по дисциплине «Английский язык» увеличивается роль самостоятельной работы студентов с целью полноценного усвоения предусмотренного рабочей программой материала. Кроме того, формат-структура дает целостное представление об изучаемой дисциплине и последовательности освоения дидактических единиц, что необходимо студенту как дневной, так и заочной форм обучения при планировании и организации самостоятельной работы.
2. Представление изучаемого материала в виде календарного графика (материал выкладывается в соответствии с учебной неделей в семестре). Подобное структурирование материала эффективно прежде всего для успешного текущего контроля, поскольку конкретно определяет объем усваиваемых дидактических единиц для определенного периода обучения. Формат-календарь подходит для студентов очной формы обучения, где аттестационный период длится 6 недель, а также для студентов, обучающихся по модульной системе (в рамках эксперимента), где в течение семестра чередуются по две недели практики и теоретических занятий.
Имея свои особенности, каждая из форм нацелена на логичное и полное представление материала изучаемой дисциплины, что облегчает студентам всех форм обучения индивидуальное планирование самостоятельной работы.
Система поддержки дистанционного обучения предоставляет возможность контроля изученного материала не только в режиме электронного тестирования. Контроль и оценка усвоенного материала могут производиться также группой студентов (в режиме онлайн-форума, чата, семинара) и преподавателем (возможность прислать на проверку письменное практическое задание, независимо от времени занятия или графика консультирования) [6, с. 35]. Кроме того, система предоставляет возможность отправки сообщения лично участнику курса (в том числе и преподавателю). Подобный способ коммуникации помогает сэкономить время на решение как организационных вопросов по выполнению заданий курса, так и проблем, непосредственно связанных с изучением материала.
Рассмотренные выше факторы подтверждают прочное внедрение в процесс обучения в вузе дистанционной технологии обучения как составляющей современных информационно-коммуникационных технологий. Широкое применение дистанционной технологии обучения отражает одно из основных направлений развития языковой подготовки в техническом вузе, заключающееся в компьютеризации и технологизации обучения, способствующих развитию интеллектуальной деятельности студентов [7, с. 56].
Применение дистанционной технологии обучения для оптимизации самостоятельной работы студентов различных форм обучения в вузе наблюдается в области:
- обеспечения учебным и справочным материалом,
- индивидуального планирования и организации самостоятельной работы студентов,
- организации (структурного представления) изучаемого материала,
- оценки и контроля,
- способа коммуникации (между студентом и преподавателем, студентами в группе).
Ссылки:
1. Ширшов Е.В. Оптимизация учебного процесса в вузе на основе электронных информационно-образовательных технологий [Электронный ресурс] // Письма в Emissia. Offline : электрон. науч.-пед. журн. 2006. URL: http://www.emis-sia.org/offline/2006/1028.htm (дата обращения: 09.12.2016).
2. Рыбакова О.Г. Электронное тестирование в вузе: проблемы и решения // Education & Science - 2016 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. для работников науки и образования. Ч. 3. Сент-Луис, 2016. С. 73-75.
3. Милованова Н.Г., Пчелинцева И.Г. Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 193-195.
4. Рыбакова О.Г., Нордман И.Б. Дистанционная технология образования: традиция или новация? // Высшее образование сегодня. 2016. № 3. С. 12-14.
5. Молодых-Нагаева Е.Г. Тестирование в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 295-297.
6. Нордман И.Б. Система поддержки дистанционного обучения и повышение качества учебного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 34-36.
7. Пчелинцева И.Г. Обучение иностранным языкам для активизации процессов интернационализации в вузе // Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 55-57.