Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов неязыкового вуза как условие эффективного учебного процесса'

Самостоятельная работа студентов неязыкового вуза как условие эффективного учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РА БОТА СТУДЕНТОВ / УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБО ТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ / HUMANITY EDUCATION / LEADER QUALITIES / MOTIVATION / SELF-STUDY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гутарева Надежда Юрьевна

Автор рассматривает самостоятельную работу студентов неязыкового вуза при обу чении иностранному языку как возможность личностного роста, как условие повышения профессионального становления и средство социализации в мировое глобальное про странство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гутарева Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students'' self-study in a non-language university as a condition of effective academic activity

The notion “self-study” is carried out from methods of teaching foreign languages and physiology point of view in the article. The main principles of such education are considered. The author focuses on the advantages or positive things of the application of independent learning activities and considers other methods of such education in works of Russian and foreign scientists. The purpose of the work -to establish the significance of self-study application of students of nonlinguistic high school, on the example of learning English language, where a language is a major incentive to disclose the identity of a student.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов неязыкового вуза как условие эффективного учебного процесса»

Experience of professional educational organization activities

УДК/UDC 378.14 Н. Ю. Гутарева

N. Gutareva

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА STUDENTS' SELF-STUDY IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY AS A CONDITION OF EFFECTIVE ACADEMIC ACTIVITY

Автор рассматривает самостоятельную работу студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку как возможность личностного роста, как условие повышения профессионального становления и средство социализации в мировое глобальное пространство.

The notion “self-study’’ is carried out from methods of teaching foreign languages and physiology point of view in the article. The main principles of such education are considered. The author focuses on the advantages or positive things of the application of independent learning activities and considers other methods of such education in works of Russian and foreign scientists. The purpose of the work — to establish the significance of self-study application of students of nonlinguistic high school, on the example of learning English language, where a language is a major incentive to disclose the identity of a student.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, уровни самостоятельной работы, конкурентоспособная личность.

Keywords: humanity education, leader

qualities, motivation, self-study students.

Изменения требований к качеству подготовки студентов по английскому языку обусловили реформы и в формах организации учебного процесса, методах, средствах обучения и контроля в вузе. Современный мир нуждается в специалистах с высокоразвитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, организаторскими навыками, умеющих добиваться поставленных целей, учитывающих потребности, интересы и возможности других. «...Перед высшим образованием ставится задача формирования конкурентоспособной личности, готовой принять на себя роль лидера, стремящейся к интеллектуальному и творческому саморазвитию, самоопределению и самореализации» [4, с. 39]. Самостоятельная работа, в частности и самостоятель-

ная учебная деятельность, позволяет развить лидерские и интеллектуальные качества современной молодежи. Студенческий возраст наиболее продуктивен для развития внутреннего потенциала будущего специалиста. Первая ступень к лидерству — это культура и образование. Они включают в себя общую культуру (культура своей страны, культура других стран, национальностей, общие знания, необходимые для каждого образованного человека) и профессиональную культуру.

Самостоятельная учебная деятельность — это вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой студентами как субъектами этой деятельности, и нацеленной на усвоение предметных знаний и умений, а также культурного и исторического опыта [7].

Самостоятельная работа студентов (СРС), как и аудиторная работа, представляет одну из форм учебного процесса, являясь значимой его частью. Самостоятельная работа студента — это средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, создающую у него психологическую потребность в регулярном самообразовании. В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы — подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе — выполнение проекта и защита диплома. Следовательно, самостоятельная работа студента способствует:

• углублению и увеличению знаний студентов;

• развитию интереса обучающихся к познавательной деятельности;

• усвоению студентами приемов процесса познания;

• вырабатыванию у будущих выпускников вуза познавательных и творческих способностей.

Самостоятельная работа студента включает репродуктивный, или тренировочный, реконструктивный и творческий, поисковый уровни. В современной методической литературе принято выделять следующие уровни самостоятельной работы студента.

Репродуктивная самостоятельная работа выполняется по образцу: решение задач, заполнение графиков, таблиц и т. д. Познавательная деятельность студента основывается на узнавании, понимании, запоминании. Цель такой работы — закрепление и отработка знаний, формирование навыков и умений.

Реконструктивная самостоятельная работа предполагает перестройку решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания в виде курсовых и дипломных проектов) [Ю].

Основные особенности проектной работы как вида самостоятельной работы студента:

• реализация принципа гуманизации обучения, когда происходит ориентация на личность обучаемого;

• учет его возрастных интересов и уровня развития;

• развитие творческого потенциала и степени самостоятельности студентов;

• развитие умений работы в коллективе;

• ориентир на активную деятельность обучающихся;

• акцент на профессиональную деятельность, связь проекта с реальной жизненной ситуацией, нацеленность на создание конкретного продукта.

Таким образом, под самостоятельной работой студентов понимают такую форму работы, в которой организуется и осуществляется учебно-познавательная деятельность без непосредственного руководства со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа студентов неязыкового вуза позволяет оптимизировать управление обучением, значительно повысить эффективность и объективность учебного процесса и, безусловно, сэкономить время и силы преподавателя иностранных языков.

Для организации и благополучного проведения самостоятельной работы студентов необходимы:

• комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы;

• совмещение всех уровней (типов) СРС;

• обеспечение контроля качества выполнения (требования, консультации);

• формы контроля.

В ходе самостоятельной работы осуществляют: закрепление знаний, получение новых, а также превращение их в устойчивые умения и навыки. Современные ученые выделяют несколько важных этапов для успешной организации самостоятельной работы студентов. Процесс организации самостоятельной работы студентов охватывает три этапа:

• подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования);

• основной (реализация программы; использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний; фиксирование результатов; самоорганизация процесса работы);

• заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда) [8].

Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной природы обладает большим творческим потенциалом, высокой направленностью на создание обучаемыми собственных речевых продуктов, что требует независимости мышления и креативности [7]. Приоритетная роль преподавателя, выработанный стереотип поведения обучающийся — преподаватель как форма взаимодействия на уроке приводят впоследствии к ослаблению внутренней мотивации, неуверенности в своих силах, боязни ошибок, инертному, безынициативному и беспомощному поведению студентов. Отсюда следует необходимость пересмотреть саму концепцию самостоятельной работы с точки зрения вовлечения студентов в продуктивную учебную деятельность. Такая форма работы, а также ее результат должны стать личност-но значимыми для каждого обучающегося. Актуальным становится и устранение несоответствия между учебным материалом и реальным использованием изучаемого языка. Акценты при эффективной организации самостоятельной работы студентов должны быть смещены не только к принципам личностно ориентированного подхода, но и мобильности и адаптивности представленного в ней

116

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (15) 2014

Experience of professional educational organization activities

языкового и речевого материала. Иностранный язык, в частности английский, является не только обязательным образовательным предметом, но и средством социализации молодежи, проникновения в глобальное образовательное пространство «вращивания индивида в мировую культуру», создания «образа мира» (А. Н. Леонтьев).

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.

2. Гутарева Н. Ю. Электронный учебник как средство дистанционного обучения иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 2 (20). — С. 62 - 65.

3. Гутарева Н. Ю. Организация интенсивного обучения английскому языку в вузе // Гуманитарные и обще-

ственные науки. — 2013. — № 9 (45). — С. 326 - 336.

4. Викулина М. А., Зорина А. В. Лидер в студенческой среде: теоретический аспект // Педагогические науки. — 2010. — № 10. — С. 39 - 40.

5. Жигалова М. П. Человек. Образование. Культура. // Веснк адукацьп. — 2005. — № 5. — С. 12 - 17.

6. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. — М.: Русский язык, 1989. — 97 с.

7. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителей. — М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.

8. Куимова М. В. Интернет-технологии в организации самостоятельной работы студентов (на примере дисциплины «иностранный язык») // В мире научных открытий. — 2013. — № 11.8 (47). — С. 345 - 347.

9. Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1986. — 80 с.

10. Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 2004. — 95 с.

УДК/UDC 378.046-021.68(100) И. А. Тишкова

I. Tishkova

МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ USE OF THE PROJECT METHOD FOR INTERNATIONAL EDUCATION ACTIVITIES TRAINING AT MASTERS' LEVEL

В статье предлагается опыт использования метода проектов при подготовке обучающихся отечественных вузов к международной образовательной деятельности, приводится пример реализации проекта по созданию учебных терминологических словарей-минимумов, способствующих участию в международной образовательной деятельности обучающихся в магистратуре инженерного вуза.

The article grounds the relevance of Russian students' international education activities training. An example of a project of educational terminology concise dictionaries creation which promotes engineering high school students' training for participation in international educational activities is given.

Ключевые слова: интеграция, международная образовательная деятельность, инженерный вуз, магистратура, метод проектов.

Keywords: integration, international

education activities, engineering high school, master's degree course, the project method.

Интеграция российских вузов в международное образовательное и научное пространство в целях повышения конкурентоспособности отечественного высшего профессионального образования и науки выступает одним из приоритетов развития системы образования Российской Федерации [5].

Достижение указанной цели, прежде всего, предусматривает подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих рядом компетенций (в виде освоенной способности выполнения действий, обеспечиваемых совокупностью приобретенных знаний и навыков и необходимых для решения различных задач в современной профессиональной деятельности). В данном контексте повышение конкурентоспособности российского ВПО означает смену образовательной парадигмы, ориентацию профессиональной подготовки на реальные потребности международного рынка труда и образовательных услуг. В соответствии с данной концепцией одним из условий дости-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.