PROSPECTS FOR HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION: EXPERIENCE OF UNIVERSITIES IN ASIA, EUROPE, NORTH AMERICA
© 2015
N.Yu. Gusevskaya, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. Interest in internationalization of higher education has been growing. It can be explained by different reasons. Firstly, the development of international cooperation, globalization of the economy and labour markets pushed demand in internationally competent workers with good foreign language ability, social and intercultural skills. As world economies become increasingly inter-connected, multilingualism and intercultural skills have grown in importance on a global scale. Secondly, an export of educational services has become one of the sources of revenue for higher education institutions and national economies in many countries. Advantages of internationalization of higher education are apparent: improvement quality of training, joint research projects, implementation of international quality standards and enlargement of international cooperation. More and more higher education institutions in Russia became independent and strategic actors in the process of internationalization. The present article deals with an analysis of strategy, concepts and perspectives of development of educational exchanges and cooperation with other countries, based on research experience of higher education reform in a number of countries in Europe, Asia and North America.
Keywords: Bologna process, globalization, internationalization, regionalization, higher education reform, students' exchange, training, student mobility.
УДК 374.1
ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
© 2015
Г.А. Железнякова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранный язык инженерно-технического направления»
Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Процесс реформирования и появления новых педагогических парадигм смещает акцент с образовательной деятельности на самообразовательную. Этот процесс находит отражение в учебных планах высшей школы, в которых количество часов, отводимых на аудиторное обучение, сокращается в пользу самостоятельной работы студента над собой - самообразования. По мнению автора, выбор содержания и технологий образования и самообразования должен осуществляться с позиций учета уникальности, индивидуальности студентов, соответствия их индивидуальным способностям, что позволит осуществлять адресную помощь обучающимся, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Автор рассматривает самостоятельную работу при обучении иностранным языкам как интегральную часть всей системы работы над языком, которая входит в состав аудиторных и внеаудиторных занятий. В статье дается определение самостоятельной работы, раскрываются особенности организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам. Подчеркивается роль самостоятельной работы студентов в формирование навыков самообразования и определенных качеств личности, ее значимость для будущей профессиональной деятельности. Обсуждаются условия, необходимые для развития самостоятельности. Раскрываются трудности в организации самостоятельной работы студентов и намечаются пути их устранения.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, самообразование, навыки самообразования, самостоятельность, развитие самостоятельности, организация самостоятельной работы студентов, самоконтроль, профессиональная деятельность.
Перемены, происходящие в жизни общества, вызванные процессом глобализации, не могли не повлиять на образование. В настоящее время высшая школа переживает процесс реформирования и появления новых педагогических парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Приобретению знаний, умений, навыков и профессиональных качеств способствует самостоятельная работа, которая является переходной ступенью между учением и самообразованием. Разграничение понятий самостоятельная работа и самообразование условно, поскольку в современной высшей школе самостоятельная деятельность, управляемая и организуемая, тесно смыкается с самообразованием. Этот процесс нашел отражение в учебных планах высшей школы, где все меньше становится аудиторного обучения и все больше - самостоятельной работы студента над собой - самообразования. Выбор содержания и технологий образования и самообразования должен осуществляться с позиций учета уникальности, индивидуальности студентов, соответствия их индивидуальным способностям, что позволит осуществлять адресную помощь обучающимся, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
В современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации, непрерывного образования очень важно привить студентам интерес к накоплению знаний, научить их
учиться. Современные дидакты придают особое значение методике научить учиться, усматривая в ней предпосылки непрерывного образования [1]. Задача преподавателя - научить студентов ориентироваться в потоке информации, самим добывать знания, пользуясь рациональными приемами работы с книгой, справочниками и другими источниками, обобщать различные материалы, давать им оценку.
В учебных условиях самостоятельная работа является лишь относительно самостоятельной. Студенты испытывают косвенное воздействие преподавателя, позволяющее им ощутить себя активными субъектами учения.
Многие ученые склонны считать самостоятельной только такую работу, которая выполняется без прямого участия преподавателя (В.К. Буряк, Б.П. Есипов, Р.С. Семенова). Под самостоятельной работой обычно понимают всякую самостоятельную деятельность личности по осуществлению поставленных перед нею целей, осуществляемую без непосредственного участия руководителей [2, с. 28]. Преподаватель оказывает либо непосредственное воздействие на студентов, способствуя вызову мотивации самостоятельной работы и обеспечивая ее рациональный и результативный ход, либо через учебный материал, задания (Ф.М. Рабинович, И. Унт): изучение нового, повторение пройденного, контроль приобретенных умений и навыков. Усилия преподавателя должны быть направлены на повы-
шение мотивации учения [3], раскрытие внутреннего моти-вационного потенциала личности [4, с. 27]. Преподаватель обеспечивает рациональный и результативный характер самостоятельной работы. Вызвав мотив и заложив интерес к самостоятельной работе, преподаватель обеспечивает ее проведение, оставаясь при этом «за занавесом» [5].
Самостоятельная работа студентов (СРС) является одной из актуальных проблем методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и неотъемлемой частью учебного процесса. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование умений в различных видах речевой деятельности. Самостоятельная работа рассматривается как интегральная часть всей системы работы над языком, которая входит в состав аудиторных и внеаудиторных занятий. Учебная программа предусматривает практическое владение иностранным языком, т. е. формирование у студента умения практически использовать приобретенные знания и навыки в будущей профессиональной деятельности. Практически овладеть иностранным языком, не находясь в языковой среде, можно только при условии ежедневной интенсивной тренировки в его употреблении. Результаты в овладении учебным материалом по иностранному языку будут значительно выше, если студент будет заниматься им по 20-25 минут ежедневно, а не 2 часа один раз в неделю, накануне занятия при выполнении задания. Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя. Ведь «никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека» [6, с. 129].
Практическое применение знаний в процессе учебной и будущей трудовой деятельности обеспечивается в том случае, когда перед студентом возникает необходимость решить ряд проблем только при условии использования иностранного языка. Выполнение программных требований не может удовлетворить растущие потребности в знаниях. Это осуществимо лишь при самостоятельной и углубленной работе над иностранными источниками. Формирование речевых умений требует систематически целенаправленной самостоятельной работы студента. В ходе самостоятельной работы каждый студент непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.
Таким образом, под самостоятельной работой понимается форма организации учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие личностно-профессиональных качеств студента, сутью, которой является решение учебно-познавательных или исследовательских задач без непосредственного участия преподавателя.
Мы считаем, что организация самостоятельной работы будет успешной, если будет опираться на систему следующих принципов:
- гуманистическая направленность;
- фундаментализация,
- профессионально-творческая направленность;
- рефлексия.
Гуманистическая направленность - создание условий для максимального развития индивидуальных способностей; формирование мировоззрения.
Фундаментализация, профессионально-творческая направленность включает формирование фундаментальных базовых, связанных с будущей профессией и необходимых для самообразования знаний, сформированных в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии профессиональной деятельности [7]. Необходимо включать студента в реальную практическую самостоятельную (проектировочную, исследовательскую и т. д.) деятельность. Задача
фундаментализации - превращение специализации в универсализацию [8]; она позволит соединить функции образования, воспитания и саморазвития личности студента, расширить сферу познания и создаст предпосылку для осуществления процесса самообразования.
Рефлексия предусматривает целенаправленную работу над формированием общекогнитивных умений сравнивать, анализировать, обобщать, высказывать оценочные суждения, выявлять причинно-следственные связи; рефлексивные знания - это знание методов; владение навыками учебного труда; использование приемов, которые экономят время и силы и дают более эффективные результаты.
Осуществление сознательного и активного процесса учения неизбежно формирует такое важное качество личности, как познавательная самостоятельность, которая является важнейшей характеристикой деятельности студента, высшей формой активности, инициативности и сознательности в процессе учения. Познавательная самостоятельность - качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания и, овладев методологией профессиональной деятельности, творчески применять их на практике, самостоятельно решать творческие задачи, что возможно при наличии таких качеств личности, как активность, ответственность и самостоятельность. Творческие задания стимулируют самостоятельность. Готовность проявить творчество в учении наблюдается в поиске новых способов решения или оформления учебной задачи. Преимущество творческих заданий заключается в предоставлении студентам свободы в организации своей работы. Эффективнее оказываются творческие задания, которые студенты выполняют коллективно или в группах [9]. Поэтому методика обучения должна строиться с учетом усложнения содержания и способов деятельности самостоятельной работы. Необходим коммуникативный подход к овладению языком.
По мнению Г.В. Роговой [10], развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка невозможно без соблюдения следующих условий.
Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать, что он будет делать, в какой последовательности, каков будет конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Осознание цели задания (упражнения) есть ни что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы студента.
Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Преподавателю нужно вооружить студентов рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей студентов и их опыта в иностранном языке. В этом случае также имеет место опора на принцип сознательности, т. е. осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления.
В-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы, словари и т. д.
В-четвёртых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) образцами и создавать свои (субъективные).
В-пятых, важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, т. е. прежде всего определить подходящее место для них: в аудитории, дома или в лингафонном кабинете. В случаях, когда учитель знакомит студентов с рациональными приёмами выполнения задания, эту работу лучше производить в аудитории. Сюда же следует отнести и выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий.
Домашняя работа приобретает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечена и подготовлена под руководством преподавателя в аудитории [11].
Учитывая специфику учебного предмета «иностранный язык» (студент должен практиковаться в нём, чтобы развивать и совершенствовать навыки и умения), необходимо поддерживать примерно одинаковый временной режим в недельной нагрузке студентов по этому предмету и не допускать большого сокращения времени. Если сокращается количество аудиторного времени, то должно увеличиваться количество времени, отводимого на самостоятельную работу студентов по предмету, иначе студенты не смогут овладеть изучаемым языком, так как сокращение практики может вести только к затуханию приобретённых ранее навыков и умений, а не к дальнейшему их развитию. Важное значение приобретает вопрос об организации систематической работы студентов по иностранному языку. Студент должен точно знать, что (какое упражнение, задание, текст), как (какими приёмами, способами и в какой форме) и когда должно быть выполнено им.
Компонентами самостоятельной работы являются действия по выполнению различного рода упражнений. К ним относятся упражнения, формирующие навыки и умения чтения, поиск ценной информации, нахождение нужных источников и ориентирование в них; написание реферата, аннотации, рецензии и пр.). В устной форме речи - это умение устанавливать и поддерживать речевой контакт с собеседником, делать устное информативное сообщение, а также частные умения: работать над лексическим и грамматическим аспектом текста, воспринимать устную речь на слух, осуществлять контроль и самопроверку. Все перечисленные действия могут быть эффективно реализованы в различных формах самостоятельной работы.
Самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфической формы учебной деятельности, а учебно-методическое обеспечение - средством решения учебных или профессиональных задач, средством организации и управления самостоятельной деятельностью. Оно позволяет создать благоприятные условия для организации самостоятельной работы студентов.
Организация - создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания, осуществления самостоятельной работы при отсутствии непосредственного прямого управления со стороны преподавателя. Организация самостоятельной работы студентов требует контроля за выполнением заданий, четкого управления.
На первый взгляд вопросы организации СРС могут показаться несложными, не требующими особого внимания преподавателей. Однако на поиск собственного метода и приобретение собственного опыта самостоятельной работы студенты затрачивают много времени. Организация СРС связана с правильным отбором учебного материала, использованием технических средств, научно-обоснованным планированием самостоятельной работы, рациональным использованием бюджета времени и т.п.
Организация обучения преследует цель - обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью. Без формирования у студентов навыков самостоятельной работы, учебных умений, нельзя создать у студентов необходимые предпосылки для самостоятельной работы, постоянного самообразования. СРС предполагает конструирование форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы. Одна и та же форма (занятие) может иметь различные модификации и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. При правильно организованной СРС обучение становится более эффективным и осуществляется при меньших затратах волевых усилий. Правильная и четкая организация самостоятельной работы позволяет индивидуализировать и диф-
ференцировать самостоятельную работу, обеспечивая каждому студенту тот темп и объем, который необходим ему для успешной работы; она способствует: прочному овладению иностранным языком (то, что усвоено самостоятельно, всегда остается в памяти); овладению приемами изучения языка на занятиях под руководством преподавателя; развитию таких познавательных процессов студентов, как мышление, память, воображение; осуществлению более эффективного контроля за процессом овладения языком на занятии [1]. Методисты сходятся во мнении, что высшим показателем владения иностранным языком, залогом его дальнейшего совершенствования является самоконтроль. Самоконтроль предполагает способность студентов к критической оценке своих действий, проявляющейся по его собственной инициативе. Самоконтроль, как было сказано выше, - ещё одна грань личности студентов, ставящая его в положение субъекта учения [11]. Следовательно, правильно организованная самостоятельная работа позволяет преподавателю: работать с каждым студентом индивидуально, привить ему навык изучения языка, овладеть приемами учебного труда, развивать и усваивать знания и проконтролировать пути формирования этого навыка.
Нужно, чтобы студент знал средства обучения и умел ими пользоваться: ориентировался в учебнике, знал, что, где и как расположено в учебнике, умел пользоваться магнитной записью, словарем, грамматическим справочником, и понимал, с какой целью выполняются те или иные упражнения, задания [11].
Итак, самостоятельная работа решает очень важную задачу - более совершенное, лингвистически грамотное функционирование языка, сознательное усвоение правил формирования и нормативного употребления языка. А это в целом совершенствует коммуникативное общение в том или ином виде коммуникативной деятельности. Решение проблемы самостоятельной работы может обеспечить эффективные условия повышения качества обучения иностранному языку, придаст теоретическому содержанию прикладной характер, а также составит важную предпосылку дальнейшего самообразования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сериков Г.Н. О соотношении между самостоятельной работой и самообразованием // Новые исследования в педагогических науках. - М: Педагогика, 1989, вып. 1, С. 28-30.
2. Никишова А.В. О роли самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Барановичский государственный университет.
3. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология // Ростов н/Дону: Феникс, 1999. -416 с.
4. Моисеенко О.А. Мотивация учебной деятельности // Психология обучения. - 2000, № 6. - С. 27-32.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. - С. 248.
6. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе // М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
7. Барабанщиков А.В. Дидактические основы компьютеризации обучения в высшей школе // М.: НИИВО, 1992. - Вып. 5.
8. Балханов, В.А. Встреча с прошлым и будущим: Наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. - 232 с.
9. Матвеева Н.В. Самостоятельная работа на уроках английского языка // matnatvikeng.ucoz.ru, 2014.
10. Рогова Г.В. Некоторые предложения по организации самостоятельной работы учащихся // Иностр. языки в школе. - 1980. - № 5.
11. Дмитриева И.П. Организация самостоятельной работы учащихся в изучении иностранного языка // МОУ Молькинская СОШ.
С.Е. Каплина
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ...
PECULIARITIES OF STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK ORGANIZATION IN FOREGHN LANGUAGES TEACHING
© 2015
G.A. Zheleznyakova, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, assistant professor of Chair "Foreign language for engineering and technical purposes"
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. The reform process and the emergence of new educational paradigms shift the emphasis from educational activities to self-education. This process is reflected in the curricula of high school, in which the number of hours is devoted to classroom training, reduced in favour of self-dependent work of a student. According to the author's opinion, the choice of content and technology of education and self-education should be carried out taking into account the positions of uniqueness, individuality of students corresponding to their individual abilities. This will allow to individualize and differentiate the teacher's instruction. The author considers self-dependent work in the teaching foreign languages an integral part of the whole system work on the language, which is a part of classroom and extracurricular activities. The article deals with the definition of students' self-dependent work. Peculiarities of students' self-dependent work organization in foreign languages teaching are revealed; the role of students' self-dependent work for acquiring self-education skills and certain personal qualities, its importance for future professional activity is underlined. The conditions necessary for self-dependence development are discussed. The difficulties in organization of students' self-dependent work are revealed and the ways of their elimination are laid down.
Keywords: students' self-dependent work, self-education, self-education skills, self-dependence, self-dependence development, self-dependent work organization, self-control, professional activity.
УДК 377.6
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2015
С.Е. Каплина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Иностранный язык инженерно-технического направления»
Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Статья посвящена описанию результатов анализа проведенного исследования региональных сетевых моделей на предмет интеграции в различных субъектах Российской Федерации. В связи с отсутствием в экономике большинства регионов явно выраженной доминирующей отрасли целесообразна такая организация сети учреждений профессионального образования, которая бы позволила обеспечить максимальное соответствие спроса и предложения рабочих кадров и специалистов требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития. В связи с вышесказанным выделяется ряд моделей сетевой организации, а также приводятся и анализируются ресурсы, способствующие их реализации. В рамках проведения анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субъектах Российской Федерации (на основании документов имеющихся в сети Интернет) были рассмотрены модели сетевого взаимодействия в учреждениях СПО следующих регионов: Республика Карелия, Томская область, Тамбовская область, Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Забайкальский край в соответствии с описываемой автором системой критериев и показателей. В процессе экспертного анализа были выявлены и описаны определенные проблемы и риски связанные с процессом организации сетевого взаимодействия в регионах страны. В качестве заключения автором сформулированы основные предложения по оптимизации сети образовательных организаций реализующих программы НПО / СПО и профессионального обучения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Ключевые слова: региональные сетевые модели, интеграция, экспертный анализ, НПО, СПО, профессиональное обучение, Республика Карелия, Томская область, Тамбовская область, Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Забайкальский край, риски, перспективы оптимизации.
Начальное и среднее профессиональное образование (далее - НПО / СПО) является практико-ориентирован-ным сегментом системы профессионального образования. Его главное предназначение состоит в кадровом обеспечении развития региональной экономики, индивидуального частного предпринимательства, малых форм бизнеса [1].
Учеными доказано, что качество и эффективность профессионального образования в регионе должны обеспечиваться не отдельными учебными заведениями, а их целостной сетью, что продиктовано требованием экономически целесообразного целевого распределения и использования всех типов ресурсов.
На сегодняшний день между учреждениями НПО, СПО, ВПО и социальными партнерами широкое распространение получило сетевое взаимодействие. По мнению И. Галковской, сетевым называется устойчивое, организационно оформленное на принципах сети взаимодействие образовательных организаций между собой и субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы профессионального образования, оптимизации ис-
пользуемых ресурсов и достижения качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям рынка труда [2]. Не менее важно включить в пространство профессионализации на взаимовыгодных условиях образовательные ресурсы всех заинтересованных сторон, в том числе внешних по отношению к системе образования (например, перенося производственное обучение и производственную практику на предприятия и фирмы или вовлекая работодателей в процедуры оценки качества образования и т. д.).
В связи с отсутствием в экономике большинства регионов явно выраженной доминирующей отрасли целесообразна такая организация сети учреждений профессионального образования, которая бы позволила обеспечить максимальное соответствие спроса и предложения рабочих кадров и специалистов требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития. Поэтому принято различать несколько видов сетевой организации:
- Горизонтальная модель взаимодействия - формирование единой поддерживающей инфраструктуры: ресурсные центры; технопарки; бизнес-инкубаторы; ма-