7. Sociology: Encyclopedia / Comp. A.A. Gratsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. Minsk: Book House, 2003. - 1312 p. - (World encyclopedias)
8. Khaleeva I.N. Training of the translator as a «secondary language personality» (auditive aspect). A translator's notebooks, Vol. 24, Moscow, 1999.
9. Klukhon F., Strodbeck F. Variation in value orientation. N.Y., 1961.
10. Hall E.T. Beyond culture, New York: Anchor Press, 1976.
УДК 378.048.2
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Self-Study of Students Learning Foreign Languages as an Effective Means of Personality Development of a Future Specialist
Резунова М.В., кандидат филологических наук, Овчинникова О.А., кандидат филологических наук, RezunovaM.V., Ovchinnikova O.A.
ФГБОУ ВПО «Брянский филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 241050, г. Брянск, ул. Горького, д.18
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Bryansk Branch
Реферат. В статье рассматривается самостоятельная работа студента при изучении иностранных языков как эффективное средство развития личности будущего специалиста. Для реализации основной задачи высшего образования, а именно, для формирования творческой личности специалиста, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, недостаточно передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в саморазвивающуюся личность, способную сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, выбрать оптимальный вариант действий и доказать его правильность. Целью самостоятельной работы является научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.
Summary. Self-study of students learning foreign languages is considered in the article as an effective means of personality development of a future specialist. To perform the main tasks of higher education, namely, the formation of a specialist as a creative personality, capable of self-development, self-education, and innovation, it is insufficient just to impart knowledge in its finished form from a teacher to a student. It is necessary to 'convert' a student from a passive consumer of knowledge into a self-developing person, able to formulate the problem, analyze the solutions, select the optimal course of action and to prove its rightness. The aim of self-study is to teach students to work without assistance at first with the teaching material, then with scientific information, to lay the foundations of self-organization and self-education in order to cultivate the ability to continuously improve their skills in the future. This presupposes the focus on active methods of learning, development of creative abilities of students, the transition from mass to individualized training taking into account the needs and abilities of an individual.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, управляемая самостоятельная работа студента, изучение иностранных языков, предметно-языковое интегративное обучение, образовательная среда Moodle.
Keywords: self-study of students, in-class and extracurricular self-study, the controlled self-study of students, learning foreign languages, content and language integrated learning, learning environment Moodle.
Одним из аспектов успешной профессиональной деятельности специалиста является его способность к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Это связано с тем, что сегодня рынок труда нуждается в работниках, способных адаптироваться к быстроизменяющимся
реалиям и условиям профессиональной деятельности, к тому же компании приветствуют повышение квалификации без отрыва от производства. Высшее профессиональное образование отреагировало на эту потребность переходом на деятельностную парадигму образования. В результате этого перехода самостоятельная работа становится одной из ведущих форм организации учебного процесса, который, по мнению В.В. Сергеенковой, помимо передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, предполагает и всемерное развитие у обучающихся способности к постоянному, непрерывному саморазвитию, стремлению к пополнению и обновлению знаний, к творческому использованию их на практике [1, с.4].
Одним из путей подготовки к инновационной деятельности является изучение иностранных языков: языковая подготовка специалистов не только позволяет осуществлять деловое общение с иностранными компаниями, но и упрощает процесс изучения и адаптации зарубежного опыта в той или иной сфере, что расширяет возможности профессионального саморазвития. Таким образом, изучение иностранных языков становится еще одним из важнейших аспектов обучения студентов неязыковых вузов.
Как отмечает Л.А. Горбунова, самостоятельная работа при изучении иностранного языка обладает большим образовательным потенциалом, поскольку способствует систематизации и закреплению полученных на занятиях теоретических знаний и практических умений. Правильно организованная внеаудиторная работа позволяет развить у студентов как общеучебные умения (работать с учебником, словарем, справочной литературой, составлять план доклада, подготовить выступления по проблеме и т. д.), так и специальные учебные умения (реферировать текст, составлять аннотации, осуществлять тематический подбор лексики, составлять сообщения, готовить презентации; начинать, поддерживать и завершать беседу; пользоваться двуязычным словарем и т.д.) [2, с.63].
Для развития коммуникативных умений по видам речевой деятельности необходимы различные типы самостоятельной работы (аудиторной, внеаудиторной самостоятельной работы, а также творческой, в том числе научно-исследовательской работы). В рамках внеаудиторной самостоятельной работы это может быть подготовка и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ на определенные темы. Выполнение домашних заданий является важным видом самостоятельной работы. Это выполнение упражнений по образцу, работа с учебным и аутентичным текстом (перевод и пересказ текста, составление планов и тезисов по тексту, конспектирование текста, составление плана ответа, аналитическая обработка текста, т.е. аннотирование, реферирование или рецензирование); создание презентации; подготовка сообщений; подготовка ответов на контрольные вопросы; составление кроссвордов на отработку активной лексики; подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах переводов, в деловой игре, в конкурсах эссе (например, в ежегодном международном конкурсе студенческих эссе «Many Languages, One World», организаторами которого являются ООН и компания ELS Educational Services) и т.д.
Возможны также индивидуальные и групповые задания творческого и научно-исследовательского характера (подбор и изучение литературных источников, сайтов для изучающих тот или иной иностранный язык; создание иноязычной аудио- и фильмотеки; выполнение исследовательских проектов и работ по специальности, сопряженных с изучением и использование иностранных языков и др.).
Однако эффективность самостоятельной работы прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Преподавателю необходимо тщательно продумывать структуру занятия, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку необходимо также продумать проведение контроля и оказание помощи студентам.
При этом, планирование этой деятельности обусловлено в первую очередь этапом обучения (начальный или продвинутый уровень освоения языка), а также спецификой дисциплины («Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной сфере», «Иностранный язык в сфере профессионального общения», «Деловой иностранный язык») [3, с.156]. Это связано с тем, что на разных этапах изучения иностранного языка, предполагается освоение отличных компетенций, находящихся в иерархических отношениях (освоение следующего этапа предполагает закрепление знаний, умений и навыков предыдущего). Рассмотрим этот вопрос на примере двух последовательных курсов «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере».
Так, основной этап изучения иностранного языка (дисциплина «Иностранный язык») предполагает систематизацию полученных ранее знаний, умений и навыков с последующим развитием спо-
собности провести деловую встречу на иностранном языке. В результате освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» у студентов уже должны быть сформированы способность подготовить публичное выступление на иностранном языке и способность вести деловую переписку на иностранном языке.
Если первый этап, охватывающий «Иностранный язык для общих целей» и «Иностранный язык для академических целей», предполагает работу с бытовыми, учебно-познавательными и социально-культурными материалами, то второй этап, подразумевающий «Иностранный язык для профессиональных целей» и «Иностранный язык для делового профессионального общения», уже является профессионально ориентированным и предполагает работу со специализированными источниками информации. В этом случае речь уже идет об учебных материалах, включающих аутентичные тексты, содержащие профессионально значимую информацию. Как отмечает, Н.А. Кононова, именно «реализация межпредметных связей позволяет студентам практически использовать иностранный язык для формирования интереса к будущей специальности, способствует интеграции познавательных интересов к иностранному языку с профессиональными интересами» [4].
На втором профессионально-ориентированном этапе изучения иностранного языка будет достаточно актуальна методика CLIL (Content and Language Integrated Learning - предметно-языковое интегративное обучение), т.н. методика двуязычного образования, в которой неязыковые учебные предметы преподаются на иностранном языке. Данная методика максимально направлена на формирование рецептивных навыков (восприятие речи на слух и чтение); на развитие словарного запаса для делового профессионального общения; закрепления морфологических знаний (структуры языковых единиц, таких как морфемы); на развитие беглости и объема разговорной речи в бытовом и профессиональном общении.
Несомненно, интенсивность и коммуникативный характер методики предполагает грамотно организованную внеаудиторную самостоятельную работу, направленную на приобретение устойчивых знаний терминологии и языковых клише, характерных для конкретной предметной области и научного языка в целом; развитие способностей определять, анализировать, классифицировать, упорядочивать, сравнивать изучаемые процессы и явления на родном и иностранном языке, делать выводы, обобщать, оценивать и интерпретировать явления и тенденции в выбранном профессиональном направлении, а также самостоятельно находить и анализировать аутентичную информацию по соответствующей предметной теме; развитие умений выразить собственную точку зрения, подкрепляя ее аргументами, а также участвовать в дискуссиях, дебатах в пределах изученных предметных тем не только на русском, но и на иностранном языке [5, с.75] .
Следует понимать, что «самостоятельность не является врожденным качеством человека, поэтому, чтобы обеспечить активное владение иностранным языком в повседневной, специальной и общеобразовательной сферах общения, необходимо готовить студентов к самостоятельности» [2, с. 61]. Таким образом, внеаудиторная работа должна быть хорошо спланирована, чтобы этот вид деятельности не вызывал у студентов организационных сложностей, а также являлся логическим продолжением работы на практических занятиях.
Решающая роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю, который должен работать с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя — увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. В современных исследованиях все чаще встречается понятие «управляемая самостоятельная работа студента» (УСРС), т.е. самостоятельное выполнение студентом поставленного преподавателем учебного задания.
Для организации этого вида работы необходимо подготовить методические рекомендации по организации и выполнению УСРС по учебной дисциплине; перечни заданий и оценочные средства; учебную, справочную, методическую литературу, а также учебно-методические комплексы, в том числе электронные.
Стоит отметить, что студент не просто получает перечень рекомендаций по выполнению УСРС, а начинает осваивать этот вид работы в аудитории при поддержке преподавателя. Таким образом, деятельность на практических занятиях становится фундаментов для самостоятельной работы вне аудитории. К тому же обучаемый всегда может обратиться к рекомендуемой справочной литературе.
Что касается учебной базы, то в рамках изучения иностранного языка на начальном уровне предполагается работа с материалами повседневной тематики, а на продвинутом — с аутентичными учебными текстами, содержащими профессионально ориентированную информацию. В зависимости от этапа освоения дисциплины меняются виды заданий: студенты начинают выполнения упражнений, ориентированных на освоение нового лексического материала, непосредственного чтения тек-
стов и выполнения послетекстовых заданий, затем происходит постепенное усложнение учебных материалов и видов деятельности (студенты учатся аннотированию и реферированию, что позволяет научиться лаконично излагать основные мысли первоисточника, систематизировать, обобщать и давать оценку информации).
Важным моментом в УСРС является контроль этой деятельности: «учебные материалы для самостоятельной работы студента должны быть составлены так, чтобы возместить отсутствие непосредственного контроля со стороны преподавателя во внеаудиторное время и, таким образом, нести функцию управления самостоятельной деятельностью студента» [3, с. 157]. На начальных этапах изучения иностранного языка для определенных видов упражнений можно предоставить соответствующие оценочные средства (например, экспресс-контроль по тестам), однако далее, при выполнении более сложных заданий, оценка результатов требует более комплексного подхода. В этом случае преподаватель может организовать групповой или индивидуальный контроль, основанный на рейтинговой оценке в соответствии с определенной системой ранжирования результатов внеаудиторной деятельности. Следующим этапом должен стать самоконтроль, который возможен при успешном освоении соответствующих знаний, умений и навыков и выхода студента на уровень осознанной творческой деятельности.
Изучение теоретического и практического материала по теме роли самостоятельной работы в вузе говорит о том, что сегодня это «совместная деятельность преподавателей и студентов, продуктивность которой во многом зависит от инициативной позиции преподавателя» [6].
Одним из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы обучающихся является использование электронных учебных курсов на базе платформ дистанционного обучения, таких, например, как LMS Moodle, ATutor, WebCT, Прометей и т.д. [7, с.5].
Например, образовательная среда Moodle (Modular Object Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) позволяет преподавателям создавать собственные online-курсы и управлять их содержимым.
В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут осваивать материал с учетом своих возможностей.
Электронный формат позволяет использовать в качестве учебного материала не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата - от статьи в интернет-энциклопедии до видеоролика на видео-хостингах (YouTube, RuTube, Яндекс.Видео, Видео@Mail.Ru и др.). Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.
Здесь для этого предусмотрены такие инструменты, как Форум, Анкетный опрос, Задания с различными видами ответов, Лекция, Тесты, Глоссарий, Вики (Wiki) и Hot Potatoes тесты. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары. Система поддерживает обмен файлами любых форматов как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.
Широкие возможности для коммуникации — одна из самых сильных сторон Moodle. Так, назначение элемента Форум в формировании навыков ведения дискуссий, корректного ведения диалога, краткость и четкость изложения мысли. В Форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях — обсудить конкретную проблему с преподавателем. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.
Для подготовки Форума преподаватель задает тему для обсуждения, дает рекомендации по работе в Форуме, отслеживает работу студентов и направляет обсуждение в необходимое русло с помощью дополнительных тем для обсуждения.
Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях: не нужно писать каждому студенту о новом задании, группа получит уведомления автоматически.
Элемент курса Wiki работает подобно сайту Wikipedia, где любой зарегистрированный пользователь может внести на страницу свои изменения, комментарии и дополнения, которые будут доступны всем, кто после него откроет данную страницу.
Обучаемым предлагается блок материала для изучения. Каждый может внести изменения, добавить материал, комментировать высказывания, предложенные другими обучаемыми.
Важным элементом курса является Глоссарий, так как позволяет и преподавателю, и студентам создавать словарь активной лексики по изученным темам.
Элемент Лекция преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Каждая лекция состоит из набора страниц. Все страницы заканчиваются вопросом, на который студенты должны ответить. В зависимости от правильности ответа, обучаемые либо переходят на следующую страницу, либо возвращаются на предыдущую.
Элемент Тесты позволяет проконтролировать и объективно оценить сформированные умения и навыки по теме. Здесь представлены вопросы с несколькими вариантами ответов, с выбором «верно / не верно», предполагающие короткий текстовый ответ и другие. Студентам разрешается проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка оценивается автоматически. Тесты показывают правильные ответы и оценку.
Hot Potatoes тесты предлагают различные упражнения и тесты с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации (JQuiz — Викторина: вопросы со множественным выбором ответа (4 типа заданий), JCloze - Заполнение пропусков, JMatch - Установление соответствий (3 типа заданий), JCross - Кроссворд, JMix - Восстановление последовательности). Соответствия в блоке JMatch устанавливаются, как правило, между следующими элементами: слово — синоним, слово — антоним, фраза — толкование, слово — определение, слово — перевод, слово — изображение, слово — звуковая форма и т.п. Упражнение может быть представлено в трех форматах: установление соответствий с помощью перемещения элементов мышью; выбор варианта соответствия из раскрывающегося списка; карточки для запоминания соответствий.
Moodle создает и хранит портфолио каждого студента: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Система позволяет контролировать так называемую «посещаемость» — активность студентов, время их самостоятельной работы в сети. В итоге, преподаватель использует свое время эффективнее. Он может собирать статистику по студентам: какие материалы просматривались, какие домашние задания сделаны, какие оценки по тестам получены, что позволяет проанализировать, насколько студенты разобрались в теме, какой материал необходим для дальнейшей работы [8, с.85-86].
Таким образом, для реализации основной задачи высшего образования, а именно, для формирования творческой личности специалиста, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, недостаточно передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в саморазвивающуюся личность, способную сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, выбрать оптимальный вариант действий и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что «в современном образовательном контексте самостоятельную работу стоит рассматривать как эффективное средство развития личности будущего специалиста» [9, с.131]. Цель самостоятельной работы — научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.
Библиографический список
1. Сергеенкова В.В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы. Мн.: РИВШ, 2004. 132 с.
2. Горбунова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков// Образование. Карьера. Общество, № 4-1 (40)/2013-2014. С. 61- 65.
3. Архипкина Г.Д. Факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка// Международный научный журнал «Символ науки», №5/2015. С. 156-158.
4. Кононова Н.А. Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009/2010 учебный год - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/%D 1%81 %D 1%82%D0%B0%D 1%82%D 1 %8C%D0%B8/560627/
5. Ториков В.Е., Резунова М.В. Предметно-языковое интегративное обучение (CLIL) в высшей школе//Вестник Брянской ГСХА, 2016. № 4 (56). С. 73-78.
6. Зубрицкая Л.С., Чайковская Е. В. Организация управляемой самостоятельной работы при изучении иностранных языков в техническом вузе// Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика», 2015. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5141
7. Белобородова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных образовательных технологий, 2014. Режим доступа: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/24722/1/notv-2014-019.pdf
8. Семышев М.В., Резунова М.В. Формирование информационно-коммуникационной компетенции будущего агрария при реализации новых образовательных стандартов//Международный научный журнал, 2016. № 3. С. 82-88.
9. Ильичева Н. В., Махонина А.А. К вопросу о повышении эффективности самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2014. С. 131-136.
References
1. Sergeenkova V.V. The controlled self-study of students. Module-rating and rating systems. Minsk.: National Institute of Higher Education, 2004. 132 p.
2. Gorbunova L.A. Organization of self-study of students when studying foreign language education// Education. Career. Society, № 4-1 (40)/2013-2014. P. 61 - 65.
3. Arkhipkina G.D. Factors determining the efficiency of self-study of students when learning a foreign language// International scientific journal "Science Symbol", №5/2015. P. 156-158.
4. Kononova N.A. Self-study of students when learning a foreign language as a key to the success of their further professional development// Festival of pedagogical ideas "Demonstration lesson" in the 2009/2010 academic year. - Access mode: http://открытыйурок.рф/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D1 %82%D1 %8C%D0%B8/560627/
5. Torikov V.E., Rezunova M.V. Content and Language Integrated Learning at higher educational in-stitutions//Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy, 2016. № 4 (56). P. 73-78.
6. Zubritskaya L.S., Chaykovskaya E.V. Organization of the controlled self-study of students when learning foreign languages in technical universities// Electronic scientific and practical journal "Psychology, Sociology and Pedagogy", 2015. Access mode: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5141
7. Beloborodova, T. G. Organization of independent work of students using distance learning technologies, 2014. Access mode: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24722/1/notv-2014-019.pdf
8. Semyshev M.V., Rezunova M.V. Formation of informational-communication competence offuture farmers in the implementation of new educational standards// International Scientific Journal, 2016. № 3. P. 82-88.
9. Ilicheva N.V., Makhonina, A.A. To the increase of efficiency of self-study of students when learning a foreign language// Vestnik of the Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2014. P. 131-136.
УДК. 796:378
З НАЧИМОСТЬ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В УКРЕПЛЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ
The Significance of Ski Training in Improving the Functional Capabilities of the Students' Organism
Якуткина И.В., старший преподаватель Петраков М.А. к.п.н., доцент Ахмадуллина Э.Т. к.б.н., доцент Yakutkina I.V., Petrakov M. A., Ahmadullina E. T.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с.Кокино, ул.Советская, 2а
Bryansk State Agricultural University
Реферат: В статье излагается значимость занятий лыжной подготовкой на повышение двигательной активности студентов. Современный ритм жизни требует подготовки высококвалифицированных развитых специалистов. Высокие требования предъявляются к общей и к специальной психофизической подготовленности выпускников ВУЗов. Требуется крепкое здоровье, как физическое, так и духовное, нравственная и профессиональная подготовленность к работе, готовность работать в сложных, а иногда экстремальных ситуациях. Известно, что основным профилактическим средством против роста заболеваемости, является правильный образ жизни и регулярная физическая актив-