Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов технического вуза в профессионально ориентированном обучении иностранному языку: условия оптимизации'

Самостоятельная работа студентов технического вуза в профессионально ориентированном обучении иностранному языку: условия оптимизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / STUDENTS' SELF-STUDY IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROJECT METHOD / INFORMATION EDUCATIONAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Т. В.

В статье рассматривается значение и роль самостоятельной работы для системы высшего образования, основные подходы к отбору и содержанию учебных материалов в соответствии с целями профессионально ориентированного обучения иностранному языку, а также определяются педагогические условия, при которых организация самостоятельной работы студентов будет наиболее эффективной, что позволит повысить уровень профессиональной компетенции будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF TECHNICAL UNIVERSITIES STUDENTS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE: CONDITIONS OF OPTIMIZATION

In solving the problem of improving the quality of higher technical education, special attention is paid to arranging students self-study work. The paper reviews some approaches based on creation of pedagogical conditions to planning and arranging students self-study in learning foreign languages for specific purposes. The importance of a good command of English for IT specialists is also emphasized. The author underlines the importance of following the balance in the development of teaching materials between what students need and how they can get it.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов технического вуза в профессионально ориентированном обучении иностранному языку: условия оптимизации»

УДК 800:378.147.886

Т. В. Сидоренко

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:

УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

В статье рассматривается значение и роль самостоятельной работы для системы высшего образования, основные подходы к отбору и содержанию учебных материалов в соответствии с целями профессионально ориентированного обучения иностранному языку, а также определяются педагогические условия, при которых организация самостоятельной работы студентов будет наиболее эффективной, что позволит повысить уровень профессиональной компетенции будущих специалистов.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, самостоятельная работа студентов, педагогические условия, проектная методика, информационно-образовательная платформа.

С развитием международного сотрудничества и информационно-коммуникативных средств общения значительно повысилась значимость владения иностранным языком как средством не только бытового, но и узкоспециализированного профессионального общения. Методика преподавания иностранного языка неразрывно связана с проблемой планирования и организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку, в том числе и профессионально ориентированному.

Содержание профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе определяется, прежде всего, целями обучения, отражающими социальный заказ в области профессиональной подготовки специалистов. Требования, предъявляемые работодателями в настоящее время к выпускникам вузов, имеют прямое отношение к их способности критически и аналитически мыслить, быстро адаптироваться в изменяющихся экономических, социальных и политических условиях, использовать весь арсенал современных информационных технологий, лаконично и доходчиво выражать свои мысли в устной и письменной форме [1]. Поэтому традиционная модель обучения, как модель передачи знаний, должна перейти в модель обработки и конструирования знаний. В этом случае иностранный язык рассматривается не только как средство овладения лингвистическими знаниями, необходимыми специалисту для карьерного роста, но и как средство получения адекватных, современных знаний профессиональной сферы деятельности.

Вышеизложенное позволяет определить цели курса «Профессиональный иностранный язык» в техническом вузе как приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык на практике как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразо-

вания. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Практическое владение языком специальности предполагает также развитие умения самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения необходимой информации для решения личностно значимых и профессиональных задач [2].

Все, что обеспечивает достижение указанной цели, относится к содержанию обучения, включая и самостоятельную работу студентов как компонент целостной структуры планирования учебного процесса. Усиление роли самостоятельной работы студента - один из самых актуальных аспектов модернизации педагогического образования в России по причине того, что за счет самостоятельной работы компенсируется недостаточное количество аудиторных часов на изучение дисциплины, в том числе и иностранного языка. Также, по мнению многих исследователей (А. В. Барыбин, А. С. Елизаров, А. Р. Ганеева, Э. А. Сарибекова и др.), самостоятельная работа содержит в себе потенциал для активизации внутренних познавательных мотивов студента к приобретению новых знаний и его стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.

При планировании самостоятельной работы студентов по иностранному языку профессиональной направленности преподаватель руководствуется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в котором предъявляются требования к содержанию курса, такие как: лексический минимум в объеме 4000 лексических единиц общего и терминологического характера, понятие об основных способах словообразования, основные грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию

общего и профессионального характера, понятие о стилях речи (письменной и устной), навыки аудирования, навыки чтения по широкому и узкому профилю специальности и навыки академического письма, включающие написание аннотации, реферата, тезисов, сообщения, делового письма [3]. Стандарты фиксируют те общеобязательные знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы получить соответствующую квалификацию.

Как видно из вышеперечисленных требований к содержанию курса «Иностранный язык», ГОС ВПО практически не предусматривает специфику обучения профессионально ориентированному иностранному языку и не содержит информации о формах профессиональной коммуникации как об особых знаниях, навыках и умениях, а между тем о необходимости формирования и развития таких умений говорить излишне. В подтверждение этому обратимся к ГОС ВПО по направлению подготовки 654600 «Информатика и вычислительная техника», где обозначены профессиональные умения специалиста в области информационных технологий, такие как:

1) готовность участвовать во всех фазах исследования и разработки объектов профессиональной деятельности;

2) способность использовать современные методы, средства и технологии исследования объектов профессиональной сферы;

3) способность осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме;

4) способность изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в профессиональной области;

5) взаимодействие со специалистами смежного профиля при совместных исследованиях;

6) способность к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей и приобретению новых знаний, используя современные образовательные технологии в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики [3].

Очевидно, что содержание курса «Профессиональный иностранный язык» должно отражать обозначенные умения специалиста по компьютерным технологиям, потому как несогласованность целей и содержания компонентов образовательного процесса может привести к ослаблению профессиональной мотивации и к приобретению обезличенных «ничейных» знаний, которые оказываются оторванными от реальных потребностей будущей профессиональной деятельности студентов и ставят их в положение «выученной беспомощности» [4].

Программа самостоятельной работы по дисциплине разрабатывается каждым вузом индивидуально и представляет национально-региональный и вузовский блок образовательного стандарта. В Том -ском политехническом университете программа самостоятельной работы по овладению профессионально ориентированным иностранным языком призвана дополнять аудиторную работу студентов и решать следующие задачи:

1) совершенствование навыков и умений иноязычной коммуникации в социально-бытовой сфере и сфере профессионального общения, приобретенных в аудитории под руководством преподавателя;

2) приобретение новых знаний, умений и навыков , обеспечивающих возможность осуществления коммуникативных намерений на иностранном языке;

3) развитие умений исследовательской деятельности с использование изучаемого языка;

4) развитие умений самостоятельной учебной работы.

Во избежание расхождения между учебными и реальными потребностями студентов в использовании иностранного языка, для организации самостоятельной работы в программу рекомендуется включать проблемные задания, ориентированные на исследование определенной социальной, профессиональной или личностно значимой проблемы. Примером таких заданий могут служить задания проектной методики. Основные идеи данной методики разработали Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик, считавшие, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность обучающихся, связанную с личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и личностно значимая для обучающихся проблема. Студенты должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат.

Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути [5]. Проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Это означает, что осваиваемые в учебном процессе знания, умения и навыки перестают быть безличными и разрозненными. При этом ориентация на использование иностранного языка в создании проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым и личностно мотивированным.

Эффективность проектной деятельности в рамках самостоятельной работы студентов по овладению профессионально ориентированным иностранным языком очевидна и не вызывает сомнения. Главная задача преподавателя при планировании данной деятельности заключается в четкой постановке задач и формулировке проблемных заданий, тематика которых должна способствовать повышению как познавательной, так и профессиональной мотивации студентов, соответствовать их потребностям и интересам, а также их индивидуальным особенностям, к которым можно отнести уровень владения иностранным языком.

Не менее эффективным видом деятельности для овладения профессионально ориентированным иностранным языком в рамках самостоятельной работы является работа с аутентичными ресурсами, такими как:

- базы данных сети Интернет для осуществления профессионального чтения с целью сбора и анализа профессионально значимой информации;

- видеоаудиоматериал, который способен выступать как средство моделирования естественной языковой среды. Эффективность использования в учебных целях таких материалов бесспорна, потому как требование аутентичности является неотъемлемой частью коммуникативного подхода, однако аудиторные условия часто не позволяют осуществлять такую работу на достаточно высоком уровне.

Очевидно, что организация самостоятельной работы студентов будет более эффективной при технологической поддержке обучения посредством информационно-образовательной платформы как компонента веб-сайта. Под информационно-образовательной платформой понимается взаимосвязанная совокупность информационных локальных образовательных ресурсов и сервисов Интернет, имеющая вертикальную структуру, информационное наполнение которой соответствует учебной тематике, а именно организации самостоятельной работы студентов [6]. Разработка такой платформы переводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяя задействовать множество каналов передачи информации, что повышает доступность и эффективность обучения.

Содержательно компонент информационно-образовательной платформы может включать:

- электронные учебные материалы, разработанные специально для выполнения установленного минимума программы самостоятельной работы (если их размещение возможно в сети);

- методические рекомендации по использованию информационных ресурсов в образовательных целях;

- ссылки на интернет-ресурсы, распределенные по категориям в качестве дополнительного справочного материала;

- справочные материалы информационно-рекомендательного характера, отражающие текущие требования к оформлению сопроводительной документации, а также требования, предъявляемые к итоговой аттестации;

- возможность интерактивного общения с преподавателем.

Учитывая вышесказанное, к педагогическим и методическим условиям, определяющим эффективность планирования и организации самостоятельной работы студентов по профессионально ориентированному иностранному языку, на наш взгляд, можно отнести следующие:

1) адекватное соотношение объема аудиторной и внеаудиторной работы студентов;

2) применение современных средств и методов обучения профессионально ориентированному иностранному языку;

3) соответствие содержания учебных материалов современному состоянию науки и техники;

4) соответствие содержания учебных материалов целям обучения иностранному языку, которые подчиняются социальному заказу общества;

5) использование гибких современных инструментальных и программных средств для разработки учебно-методических материалов;

6) методически выдержанная организация учебных материалов и наличие четких рекомендаций по их выполнению;

7) материально техническая база в виде специализированных языковых лабораторий и технических средств обучения;

8) степень готовности и заинтересованности преподавателя иностранного языка использовать в учебном процессе современные средства информационных и образовательных технологий для создания гибких, актуальных учебно-методических материалов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что создание приведенных педагогических и методических условий будет способствовать повышению эффективности планирования и организации самостоятельной работы студентов по овладению профессионально ориентированным иностранным языком и как результат развитию важных практических умений, характеризующих профессиональную компетенцию будущего специалиста.

Список литературы

1. Медведева Н. Е. Языковой контроль как способ и метод обучения // URL: http://www.ffl.msu.ru/nauka/vestnik/2009/

2. Барыбин А. В. Информационные технологии профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов технических специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2005.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Томского политехнического университета. Направление подготовки дипломированного специалиста 654600 «Информатика и вычислительная техника». Мин. обр. РФ. М., 2001. С. 23.

4. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. АРКТИ, 2000. С. 18-19.

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные системы образования. М.: Академия, 2000. С. 273.

6. Султанова Б. К. Активизация самостоятельной работы студентов дистанционного обучения на основе образовательного портала: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Астана, 2007.

Сидоренко Т. В., зав. учебно-методическим центром языковой подготовки факультета.

Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий.

Ул. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

Материал поступил в редакцию 28.10.2009.

T. V Sidorenko

INDEPENDENT WORK OF TECHNICAL UNIVERSITIES STUDENTS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE:

CONDITIONS OF OPTIMIZATION

In solving the problem of improving the quality of higher technical education, special attention is paid to arranging students’ self-study work. The paper reviews some approaches based on creation of pedagogical conditions to planning and arranging students’ self-study in learning foreign languages for specific purposes. The importance of a good command of English for IT specialists is also emphasized. The author underlines the importance of following the balance in the development of teaching materials between what students need and how they can get it.

Key words: professional training, students ’ self-study in learning foreign languages, pedagogical conditions, project method, information educational platform.

National Research University of Resource-Effective Technologies.

Ul. Lenin, 30, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634050.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.