ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
1 2 Вавилова Т.Е. , Еремина Е.И.
'Вавилова Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Воронежский институт МВД России;
2Еремина Елена Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой,
кафедра иностранных языков, Центральный филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Воронеж
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения ими иностранного языка в нелингвистическом образовательном учреждении, которые авторы считают важной формой аудиторных и внеаудиторных занятий. Приводится краткий анализ организационных форм проведения самостоятельной работы. Описываются методики, используемые во внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательная деятельность, внутренняя мотивация обучающихся, самовыражение, методики обучения, самоорганизованность, внеаудиторная работа.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть того собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением...
Адольф Дистервег
Самостоятельная работа является важной формой организации учебных аудиторных и внеаудиторных занятий, в процессе которой обучающиеся под руководством преподавателя или самостоятельно совершенствуют свою творческую и познавательную деятельность.
Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся способствует формированию активной позиции личности в будущей профессиональной деятельности, служит важным средством перехода теоретических знаний в убеждения. В процессе самостоятельной деятельности развиваются не только познавательные, творческие способности личности, но формируется самостоятельное мышление, и совершенствуются потребности к дальнейшему самообразованию.
Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы обучающихся, в ходе которой должна осуществляться главная функция обучения - закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые компетенции; без усиления ответственности преподавателей за формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности, за стимулирование
профессионального роста обучающихся, воспитание у них творческой познавательной активности.
Существуют различные точки зрения на организацию самостоятельной деятельности обучающихся. Наиболее полное определение самостоятельной деятельности, по нашему мнению, дает в своих работах Б.П. Есипов, считающий самостоятельной такую деятельность, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально предоставленное для этого время. Обучающиеся при этом сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других одновременно) действий [3, с. 34]. К несомненным достоинствам данного определения следует отнести описание особенностей познавательной деятельности. Автор обращает особое внимание на осознанность в достижении поставленной цели, подчеркивая важность собственных усилий обучающихся при выполнении ими заданий, равно как определяет роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающихся.
На наш взгляд, заслуживает внимания определение И.А. Зимней, которая считает, что самостоятельная - это высшая форма учебной деятельности обучающегося, форма самообразования, связанная с его работой в классе [5, с. 149].
Самостоятельная работа учащихся, по определению Н.М. Борытко, заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности и является одним из важных средств подготовки учащихся к активному самообразованию [1, с. 44].
Целью самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, по мнению А.Н. Рыбловой, является приобретение ими системы самостоятельных познавательных действий по переработке профессионально значимой информации и норм поведения в ситуациях профессиональной коммуникации для качественной подготовки компетентных специалистов, владеющих навыками самоуправления [6, с. 298].
В.И. Загвязинский считает основой вузовского образования такую самостоятельную работу, которая формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно, переучиваться, быть сознательным и активным гражданином и созидателем. Автор уверен, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью [4, с. 154].
Суммируя сказанное, можно с уверенностью утверждать - самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию самостоятельной познавательной активности, овладению приемами процесса познания; она мотивирует устойчивый личностный и профессиональный интерес и направлена на самосовершенствование обучающегося.
Иностранный язык - это дисциплина, в ходе изучения которой в нелингвистической образовательной организации формируются коммуникативная компетенция (приобретаются и совершенствуются навыки репродуктивной речевой деятельности на изучаемом языке), а также основы социокультурной и лингвострановедческой компетенций.
В качестве учебной дисциплины иностранный язык играет важную роль в подготовке специалистов министерства внутренних дел. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование общекультурных (способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков) и профессиональных (способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования) компетенций, из чего следует - владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной компетенции современного сотрудника органов внутренних дел. Поэтому актуальной проблемой методики обучения иностранному языку становится направленность всего
53
учебного процесса на организацию активной самостоятельной деятельности курсантов, создание необходимых условий для их самовыражения и саморазвития.
Известно, что активность в обучении не принадлежит к врожденным качествам личности. Она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств обучающихся. Поэтому обучение иностранному языку в условиях отсутствия естественной языковой среды требует больших усилий, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося.
Безусловно, важным фактором формирования постоянной потребности в самостоятельном совершенствовании языковых навыков является создание ситуаций для самовыражения курсантов. Такие ситуации возникают, если преподаватель проявляет постоянный интерес к самостоятельной деятельности курсантов. При этом обучающиеся имеют возможность обмениваться информацией и впечатлениями об интересных передачах, о прочитанном и пр. Умение преподавателя мотивировать курсантов, привлечь их внимание к фильму, передаче на иностранном языке, несомненно, будет стимулировать их самостоятельную деятельность, создаст психологическую готовность к восприятию новой информации.
Разумеется, отбор информации должен осуществляется преподавателем в соответствии с содержанием и направлением будущей профессии курсанта. Курсантам следует предъявлять только целевую качественную и полезную информацию, актуальную для подготовки будущего специалиста и содержащую материал практической направленности. Выбор форм и средств также необходимо осуществлять в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности.
Самостоятельная деятельность курсантов осуществляется, в первую очередь, с целью систематизации, закрепления и расширения полученных теоретических знаний и практических навыков, развития их познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. По мере приобретения курсантами навыков выполнения самостоятельной работы происходят существенные изменения в методах и формах руководства со стороны преподавателя за счет сокращения его непосредственного участия, что также способствует повышению активности курсантов и эффективности их деятельности. При этом преподаватель может организовать коллективный анализ изучаемых терминов, понятий, фактов и т.п.; их самостоятельный анализ с итоговой коллективной проверкой и оценкой; самопроверку и самооценку. На заключительном этапе курсанты самостоятельно, без помощи преподавателя, обращаясь к нему только в случае серьезных затруднений, осуществляют самостоятельную познавательную деятельность [2, с. 70].
В современной методике преподавания иностранных языков понятие самостоятельной деятельности обучающегося обязательно соотносится с организующей ролью преподавателя. Поэтому самостоятельная деятельность курсанта, как и деятельность в сотрудничестве с преподавателем, может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в малых группах и всей группой. Индивидуально самостоятельная деятельность в учебной аудитории может проявляться в двух направлениях:
1) все курсанты выполняют одно общее задание (аудиторный перевод специального иноязычного текста на основе ранее изученной лексики с последующим обсуждением и анализом полученной информации; выполнение заданий аналитического и синтезирующего характера; поиск профессионально значимой информации и др.);
2) курсанты выполняют разные, в зависимости от их возможностей, задания (аутентичные тексты для перевода и задания к ним подбираются с учетом уровня знаний и индивидуальной подготовки курсантов).
Каждая из этих форм самостоятельной работы призвана создавать и развивать в сумме информационные, познавательные и коммуникативные умения курсантов, владение которыми обеспечит их продвижение в изучении и усвоении иностранного языка.
В современных условиях обучения иностранному языку в нелингвистической образовательной организации существенное внимание уделяется вопросам организации и управления внеаудиторной работой курсанта как одного из видов его самостоятельной учебной деятельности.
Основная задача преподавателя в управлении внеаудиторной самостоятельной деятельностью заключается, прежде всего, в том, чтобы активизировать не только мышление курсанта, но и его направленность на самостоятельное восприятие и изучение учебного материала, умение делать самостоятельные выводы и обобщения.
Курсантам можно рекомендовать различные виды внеаудиторной самостоятельной деятельности: чтение представляющих интерес статей на конкретные темы, просмотр передач, приуроченных к разным событиям, праздникам и др. Важно при этом предоставить обучающимся право выбора предложенных стратегий внеаудиторной самостоятельной деятельности, возможность находить собственные способы удовлетворения познавательных и лингвистических потребностей.
Наиболее распространенным видом иноязычной деятельности во внеаудиторное время является аудирование, предоставляющее широкие возможности в процессе самостоятельного изучения языка. Чаще всего реализуемым видом деятельности в стратегии аудирования остается работа с аудио- и видеозаписями на языке оригинала (просмотр видеофильмов, прослушивание радиопередач на английском языке).
В стратегии чтения ведущую роль играет чтение специальной и художественной литературы, журналов, газет и других источников информации. Чтение профилированного иноязычного текста является одним из основных источников информации, поэтому важное значение приобретает обучение курсантов нелингвистических специальностей умению читать литературу по специальности на иностранном языке для получения необходимой информации с целью расширения и углубления знаний в контексте своей будущей профессиональной деятельности.
Неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку по-прежнему является внеаудиторное чтение, которое формирует у курсантов готовность к осуществлению межкультурной коммуникации, способствует повышению их интеллектуального и культурологического уровня. Внеаудиторное чтение, как самостоятельный аспект учебной дисциплины «Иностранный язык», способствует более прочному формированию всех видов коммуникативной компетенции, поскольку основной его задачей в учебном процессе является обучение чтению как виду речевой деятельности. Не менее важным является подбор материала для внеаудиторного чтения, виды заданий, упражнений и способы проверки прочитанного. Тексты должны быть подобраны по тематике и адаптированы по степени сложности в соответствии с уровнем языковой подготовки курсантов. Вот почему внеаудиторное чтение рассматривается нами как средство овладения языковым материалом и обучения устной речи.
Действенность самостоятельной работы курсантов во многом определяется наличием активных методов контроля. Нами определены следующие виды контроля:
- входной контроль знаний курсантов в начале изучения дисциплины в институте;
- текущий контроль знаний, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на практических занятиях;
- промежуточный контроль, проводимый по окончании изучения раздела курса;
- самоконтроль за степенью усвоения учебного материала, осуществляемый курсантами в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям (тестам);
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний проводится спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Следует отметить и все более проникающие в учебный процесс автоматизированные системы обучения и контроля, позволяющие курсанту самостоятельно изучать разделы, темы дисциплины и одновременно контролировать уровень усвоения учебного материала.
Конечно, активная самостоятельная работа курсантов возможна только при наличии их заинтересованности в получении знаний, а также внутренней мотивации к самостоятельной познавательной внеаудиторной деятельности. Именно поэтому главной задачей преподавателя является формирование и развитие творческих способностей обучающегося, привитие ему навыков поисковой работы, умений самостоятельно мыслить.
Таким образом, главным в организации самостоятельной работы курсантов, как средства повышения их познавательной активности, является не только оптимизация отдельных ее видов, но и создание условий высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся за ее выполнение при инициирующей и направляющей деятельности преподавателя.
Список литературы
1. Борытко Н.М. Теория обучения Учебник для студентов пед. вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 72 с.
2. Вавилова Т.Е. Формирование культуры познавательной деятельности курсантов в процессе обучения иностранному языку (на примере подготовки юристов в вузах МВД России): дисс. ... канд. пед. наук. / Т.Е. Вавилова. Елец, 2008. 171 с.
3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Л., 1991. 174 с.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2007. 192 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе доп. испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
6. Рыблова А.Н. Технологии построения систем образования с заданными свойствами. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 419 с.
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ
Герасименко Г.А.
Герасименко Галина Александровна - старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска муниципального образования
Ейский район, г. Ейск
Аннотация: вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлен ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции педагога происходит повышение качества воспитания и развития детей.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.