Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2011. Вып. 2 (21). С. 39-46
Значение традиций использования куклы
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО1 М. С. Якушкина
В статье анализируются воспитательный потенциал партнерства музея и образовательного учреждения, условия воспитания самостоятельности детей на территории музея с помощью музейных предметов, расположенных в экспозиции, а также формирование детско-взрослых сообществ детей, родителей, педагогов как групповых субъектов воспитательного пространства музея, образовательного учреждения или иной территории.
В психолого-педагогических исследованиях последнего десятилетия отмечается возрастание роли социокультурных учреждений, к которым относятся и музеи, в воспитании подрастающих поколений, в развитии их творчества, способности к осмысленному самостоятельному труду, строительству собственной жизни, самостоятельности.
Фундамент самостоятельности закладывается в первые месяцы жизни ребенка. Первые ее проявления можно увидеть в самом раннем возрасте, когда здоровый малыш стремится в пределах своих еще небольших возможностей исследовать окружающее его пространство, а позже приобрести даже некоторую независимость от взрослых в повседневной жизни. Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества связано с различными видами деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной, учебной деятельности, которые стимулируют развитие активности и инициативы ребенка, поиска им адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, воспитание волевого аспекта самостоятельности и т. д. Самостоятельность детей развивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, самоконтроля и самооценки в осуществлении творческой деятельности.
Самостоятельность ребенка — одно из условий его социализации в современном мире. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества: «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных воздействий», «приобщения его к системе социальных связей» и т. д. Важная роль в развитии самостоятельности ребенка, освоении им раз-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №10-06-00258а.
личных социальных ролей — в его социализации — отводится игре, игрушкам, куклам.
Интерес к образу, знаку, символу, по мнению специалистов, в последнее время значительно возрос. Проблематика куклы, с одной стороны, уходит корнями в традицию, ритуал. С другой стороны, она чрезвычайно современна и актуальна, ведь человек, в связи с усложнением социальной структуры общества, вынужден сегодня «примерять» на себя многие символы и роли. Одевая маску или костюм, человек сам обретает черты куклы-марионетки. В этом, однако, и есть серьезная проблема, ведь марионеткой называют куклу, движениями которой кто-то управляет с помощью «невидимых нитей»2. Сегодня существует даже переносный смысл этого понятия: в разговорной речи «марионетка» — человек, являющийся послушным орудием в чужих руках.
Современные исследователи отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Э. Ле Шан, В. К. Лосева, А. М. Михайлов).
С помощью игры в куклы можно и следует стимулировать развитие любого малыша. Кукла занимает особое место среди игрушек, потому что она — отображение человека. С ее помощью дети, разыгрывая бытовые сценки, ищут собственное «я». Кукла — это «друг, с которым можно поделиться сокровенными мыслями, горестями и радостями». Важно подчеркнуть, что кукла формирует у ребенка мотивацию к доверию, послушанию, желанию делать людям добро, выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях, развивает самостоятельность и собственную активность ребенка3.
Кукла в руках ребенка позволяет ему самостоятельно пробовать то, что делают взрослые, чтобы понять, зачем они это делают. Сначала ребенок переносит в игру с куклой то, что делает мама и другие взрослые; затем — все то, что он видит в жизни. Игра с куклой учит ребенка самостоятельно делать то, в чем он еще не может принимать участие, — ведь это мир взрослой жизни.
Часто родители не обращают внимания на игры своих детей с куклами. Взрослые в первую очередь стремятся научить ребенка чему-то, с их точки зрения, «разумному»: конструированию, счету, письму, анализу и логике, не уделяя должного внимания игре с куклами, не понимая всей ее важности и значения. А ведь через наблюдение за игрой ребенка с куклой можно многое узнать о его проблемах в развитии. Вовремя не замеченные, не увиденные, не осознаваемые взрослыми проблемы малышей приводят подчас к тому, что у ребенка появляется предрасположенность к психологическим заболеваниям, таким как заикание, энурез и т. д. Вместе с тем, эффективным способом лечения таких заболеваний может стать именно кукла, игра с ней. В литературе описаны случаи лечения при помощи кукол бронхиальной астмы, диатеза, кожных аллергических и сердечно-сосудистых заболеваний (Г. Гаристе, Т. Бунь, Т. М. Грабенко, М. Х. Изотова). Наблюдения психологов, медиков, педагогов свидетельствуют о том, что посредством куклы — когда внимание ребенка сосредоточено на игре — можно разрешить накопившиеся проблемы гораздо быстрее и эффективнее, чем в раз-
2 Кукла-марионетка // См.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.livemaster.ru/top-ю/1 ■476), http://www.kukolnihdelmaster. m/26_kuklamarюnetka
3 См.: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб., 1996. С. 26.
говоре, беседе с врачом, психологом (Э. Ле Шан, В. К. Лосева). Организация самостоятельной игры ребенка с куклой позволяет создать условия для коррекции его поведения, т. е., в целом, для социализации ребенка. Самостоятельная игра ребенка с куклой позволяет взрослому — родителю, воспитателю или педагогу детского учреждения — увидеть проблему ребенка: часто дети не рассказывают, что с ними происходит, но воспроизводят ситуацию в игре (Л. Н. Захарова, Л. Е. Ковалева, М. В. Рождественская).
Из исторических источников мы знаем, что кукле придавали не только практическое, но сакральное значение. Так, на Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти; невесте, покидающей дом матери, — от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. Воспитателю дошкольного учреждения организация самостоятельной деятельности ребенка с куклой позволяет защитить себя от многих негативных ситуаций, которые приносят дети из дома, спрятаться, наблюдая со стороны и решая возникшие у детей проблемы, «не погружаясь» в них.
В детской куклотерапии для того, чтобы «снять» с ребенка определенные страхи, применяют методику изготовления куклы, похожей на детский страх, руками самого ребенка: важно помочь ребенку своими руками создать куклу, похожую на его страх, ассоциирующуюся с его страхом. Ребенок рисует куклу на куске плотного картона. Кукла вырезается и подвешивается на нитку. В результате, устраивая театр теней, играя с куклой, ребенок получает возможность как бы «управлять» своим страхом. Но только прежде важно выяснить у ребенка, на что именно похож его страх.
Еще один прием «снятия» стрессовой ситуации, состояния страха или тревожности заключается в том, чтобы смастерить традиционную куколку-«обе-рег» из лоскутков (Н. В. Догаева, А. А.Рыбкина). Для этого нужен следующий материал: прямоугольный или квадратный кусочек льняной или хлопчатобумажной ткани размером примерно с носовой платок, несколько пестрых лоскутков, нитки. Сворачиваем льняную ткань в трубочку. Кладем ее на середину квадрата из белой ткани по диагонали. Сверху ткань загибаем, заворачиваем в нее часть льняного валика. На треть от края перетягиваем все ниткой — получилась шея и голова. Два угла привязанной к валику ткани свободно болтаются по бокам — это руки. Перевязываем их на концах так, чтобы вышли ладошки. Середину туловища обматываем свободной частью белой ткани и фиксируем нитками место талии. На лысую голову повязываем платочек — первый пестрый лоскуток, из второго делаем юбочку. Из третьего, самого маленького, — фартук. Такую куколку можно поставить в детский игровой уголок. С участием куклы ребенок может придумать какие-то диалоги, игровые ситуации, можно использовать куклу для организации семейных спектаклей и разговора с ребенком о народных традициях.
Очевидно, что создание программы самостоятельной работы с куклой в дошкольном учреждении может включать в себя разные направления, связанные с определенными операциями-действиями ребенка с куклой: изготовление народных, этнографических кукол, кукол-«оберегов»; изготовление кукол-«страхов» и обучение ребенка управлять ими для того, чтобы снять страх; изготовление
кукол для каждодневной игры как процесс; обучение ребенка игры с куклами для освоения действий взрослых из взрослой жизни — что, собственно, и станет основой «примеривания» ребенком на себя разных ролей и социализации.
Самостоятельная работа ребенка с куклой не должна быть эпизодичной; это целенаправленный, последовательный, поэтапный процесс, который лучше, эффективнее всего осуществляется в рамках совместного взаимодействия детей и взрослых — воспитателей, сотрудников музея, имеющего тематические кукольные экспозиции, родителей.
Формирование программы самостоятельной деятельности ребенка с куклой в образовательном учреждении может происходить в созданных в ДОУ детско-взрослых творческих сообществах детей, родителей, педагогов4. Такие сообщества могут стать групповыми субъектами модели взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и музея в рамках целостного воспитательного пространства образовательного учреждения, микрорайона, муниципального района5.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об интересе педагогов-ученых и практиков к проблеме развития самостоятельности ребенка в образовательном, воспитательном, игровом пространстве (Ю. П. Азаров, Е. Х. Валеева, О. С. Газман, И. Л. Кириллов, М. С. Якушкина).
Создание интерактивного воспитательного пространства на территории музея требует значительных изменений в деятельности музейных педагогов. Организацию взаимодействия маленького посетителя с музейным педагогом и воспитателем ДОУ на основе материалов экспозиции следует продумывать еще на этапе научно-методического проектирования. Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение самостоятельная творческая деятельность может быть только в том случае, если у детей есть возможность для самостоятельности, самовыражения в условиях, которые обеспечиваются соответствующим образом организованным воспитательным пространством дошкольного образовательного учреждения, микрорайона, муниципального района.
Как пример такого созданного при помощи среды музейных экспонатов воспитательного пространства можно рассмотреть пространство Детского исторического музея, расположенного в Музее политической истории России в Санкт-Петербурге, где воссоздан интерьер крестьянской избы. Здесь детей знакомят с жизнью крестьян на Руси в XIX в., рассказывают и показывают, какими игрушками играли дети в то время.
Важным направлением работы по воспитанию самостоятельности детей может быть деятельность по изготовлению игрушки — так, например, на базе Детского исторического музея Санкт-Петербурга работает «Мастерская Филип-
4 См.: Якушкина М. С. Основные модели взаимодействия институтов непрерывного образования в процессе формирования воспитательного пространства // Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства: тезисы участников Летней научной школы. Тверь, 2005. С. 118—126; Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. научных статей. Пермь, 2001.
5 См.: Якушкина М. С. Механизм формирования воспитательного пространства // Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: тезисы всероссийской научно-практической конференции. Тольятти; М., 2006. С. 147—154.
ка», где детям предлагают самим сделать игрушки из ткани, бумаги или картона. В процессе изготовления игрушки дети учатся ценить чужой труд, ведь и они могут попробовать свои силы в работе. Педагог вместе с ребенком, используя образцы русской народной игрушки — кукол, лошадок, деревянный паровоз, а также вышитую рубашку, лапти, корзины, создает новые игрушки, новые игры, которые педагоги музея могут использовать во время занятий с другими группами детей. Дети любят новые игрушки, поэтому после занятия в «Мастерской Филипка» ребенок обычно уходит из музея со своей игрушкой в руках.
Чтобы получить воспитательный эффект от самого процесса изготовления игрушки и его результата, следует заранее оценить педагогическую полезность будущей игрушки и правильно выбрать материал для ее изготовления. Игрушка всегда должна побуждать ребенка действовать и творить, развивая воображение, моделируя ситуации из реальной жизни, несмотря на то что музейный педагог подсказывает, помогает, учит, как сделать игрушку.
Народная игрушка, органично сочетающая в себе древние традиции и индивидуальное творчество мастера, обязательно несла в себе отпечаток времени и местности, где была изготовлена. Это всегда находило отражение в выборе материала, стиля и сюжета дальнейшего ее использования. Наиболее характерными, подсказанными самой природой материалами, с которыми имели дело русские мастера-игрушечники, были дерево и глина.
Сегодня педагоги при выборе игрушки и материала ориентируются на то обстоятельство, что дети многое познают с помощью осязания: они трогают всюду разные поверхности и структуры, слушают звучание, исследуют другие свойства. Выбирая игрушку и материал для самостоятельного творчества, необходимо также учитывать возраст, личностные особенности ребенка — из какого материала он любит и умеет что-либо делать.
Еще один пример организованной работы детей с игрушками — Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН. Здесь, например, в китайской экспозиции представлены различные куклы, собака Шидза (благожелательный образ), тигры большие и маленькие (тигр — символ силы и здоровья). По ходу занятия с детьми педагог выясняет, с какой игрушкой дети хотели бы поиграть, если бы им разрешили открыть шкафы, дает задание нарисовать эту игрушку дома, принести рисунок в детский сад или школу, устроить выставку рисунков, за которые в школе детям поставят оценку.
На следующее занятие дети приносят рисунки с понравившимися игрушками в музей, из них формируется выставка детских рисунков. Для детей-дошкольников закрепление материала проводится на экспозиции, когда они после экскурсии лепят, рисуют, делают аппликации того, что им больше всего понравилось. Как правило, это бывают игрушки. Все желающие своими руками делают игрушку и уносят с собой частичку уникального национального достояния, которое они видят в витрине.
Педагоги отмечают, что такой творческий практикум развивает у ребенка сосредоточенность, формирует пространственное восприятие. Ребенок увлекается процессом превращения материала для творчества в игрушку; фантазирует, активизируя воображение; старается «оживить» предмет, задавая ему свою собс-
твенную жизнь в пространстве и времени. Создавая подобный практикум, необходимо обратить внимание на то, что самодельные куклы и животные должны иметь существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и радоваться. Такие игрушки могут являться предметами декоративно-художественного промысла и продуктом творческой деятельности ребенка. Незавершенность образа игрушки позволяет ребенку увидеть и создать в ней те черты и те качества, которые ему требуются для самореализации в данный момент. Дети, не имеющие игрушек-самоделок, как отмечают психологи, живут в обедненном мире.
В Российском этнографическом музее разработан комплекс образовательных программ, в которые заложена идея целостного восприятия культур разных народов России через знакомство с традиционной культурой и бытом русского народа в игровой и театрализованной форме. Занятия в музее обязательно включают народные игры, танцы, знакомство с подлинными этнографическими предметами, в частности с игрушками из глины, дерева, соломы, бересты. Это могут быть наборы матрешек, петушки, свистульки, куклы. Дети рассматривают игрушки, описывают их, узнают, что игрушки всегда жили вместе с людьми, служили им, украшали их быт.
Занятия начинаются с приветствия кукле, одетой в национальный костюм. Посещая эти занятия, дети не только знакомятся с народным искусством, но и сами становятся создателями игрушек из природного материала под руководством мастера-педагога. Наиболее востребованно изготовление детьми кукол — персонажей русских народных сказок. Далее с помощью самостоятельно изготовленных детьми кукол происходит постановка и показ уникального — единственного в своем роде спектакля.
В Музее американских индейцев в Нью-Йорке созданию условий для занятий с детьми музейные педагоги уделяют ббльшую часть своего рабочего времени. Программы для детей предусматривают не только самостоятельное изготовление игрушек-кукол, но и воссоздание элементов быта — изготовление цветов, плетение корзин, украшений из бисера, приготовление пищи того народа, с которым в данный момент знакомятся дети. Под руководством педагога дети готовят пищу, затем все это съедают и, конечно же, убирают за собой. Дети уходят из музея сытыми и с игрушками в руках.
Подвижные игры, посильный труд — обязательные условия развития ребенка: ребенок играет потому, что хочет играть, а трудится потому, что это его долг. Здесь для музейного педагога огромное поле деятельности — организовать труд в виде игры. Сфера игры — это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей. Только тот педагог, который сумеет найти занятие по силам и способностям, организовать его и обеспечить ребенку успех, сделает труд ребенка условием его физического, нравственного и интеллектуального развития. Посредством вовлечения в трудовую деятельность взрослый создает условия для воспитания у ребенка трудолюбия, укрепления памяти, закалки воли и характера.
Можно привести пример организации знакомства детей с трудовой деятельностью крестьян в Детском историческом центре Музея политической истории
России. Педагог рассказывает, например, как проходил сев, какие традиции соблюдались: самый уважаемый человек на селе выбирался для того, чтобы весной бросить в землю первые зерна, при этом он надевал лучшую рубаху, плел новые лапти, а корзина для сева внутри обшивалась холстиной, чтобы ни одно зернышко не пропало зря. Детям разрешают трогать игрушки, рассматривать их, поиграть с ними. Им можно примерить детскую крестьянскую рубашку, лапти, подержать в руках корзину, попробовать определенным движением руки «бросить зерна в землю». Цель занятия: через игрушку как этнографический источник погрузить детей в мир русских традиций.
Включение в самостоятельное творчество присутствующих на занятиях родителей, совместное обсуждение проблем, связанных с художественным и нравственным воспитанием детей, является не менее важной задачей. Здесь возможны и очень эффективны совместные занятия детей с родителями по изготовлению игрушек, составлению рассказов, их театральному воплощению.
Позитивный опыт организации самостоятельной деятельности детей и родителей с вышедшими из использования предметами — орудиями труда накоплен в этнографической деревне-музее под названием «Кикиберг», расположенной недалеко от Гамбурга. Она воссоздана на начало XX в., а возраст орудий труда более 70—80 лет. Деревня «Кикиберг» длительное время являлась партнером МАЭ (Кунсткамеры) по организации этнографических исследований, экспедиций с участием школьников. В эту деревню родители с детьми могли приехать на несколько дней — это специфика музея, удаленного от города. На территории музея можно пожить в деревенском доме, поработать на пасеке и попробовать мед, поработать в конюшне: почистить, покормить и поухаживать за лошадью и покататься на ней, скосить участок поляны и покормить корову, заработав при этом молока. Можно постричь овец, почистить пруд, где разводят рыб, покормить их, заработав рыбу на ужин. Можно смастерить деревянную игрушку на старинном станке, но самое популярное место у посетителей — это кузница, где под руководством мастера можно выковать себе сувенир на память о посещении музея. Каждый посетитель сам выбирает себе занятие, мастера-педагоги помогают освоить те или иные трудовые действия. Они показывают, как правильно косить траву, собирать мед на пасеке, доить корову, стричь овец. Посетителям предоставлена возможность «примерить» на себя различные образы: косаря, пасечника, пчеловода, конюха, кузнеца. Хотелось бы подчеркнуть, что такая деятельность, с нашей точки зрения, востребована благодаря тому, что организована через формирование детско-взрослых общностей, где взрослые и дети трудятся рядом.
Уникальность любого музея состоит в том, что подлинные предметы существующей или отжившей материальной культуры позволяют создать условия для активного полилога между ребенком, взрослым и музейным предметом. Преобразуя музейную среду, сообщества детей и взрослых пополняют ее новыми ценностями и традициями, формируя воспитательное пространство как механизм развития самостоятельной деятельности ребенка и в целом — его личности.
Ключевые слова: воспитание, самостоятельность, самостоятельная работа с куклой, социализация ребенка, возрастной подход, детско-взрослые сообщества, музейная среда, интеграция воспитательного потенциала музейных предметов, воспитательное пространство, развитие личности.
Significance of Doll-Playing in Child and Adult Personality Development
M. Yakushkina
The article analyses educational potential of partnership between a museum and an educational institution as well as conditions for development of children’s independent behaviour on museum territory with the help of exhibited museum items. Another focus of interest is formation of child-adult communities embracing children, parents, and pedagogues as subjects of educational environment of a museum, educational institution or other territory.
Keywords: education, independence, independent activity with a doll, socialization of a child, age-group approach, child-adult communities, museum environment, integration of educational potential of museum items, educational environment, personality development.