А. А. Рысева
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Работа представлена кафедрой общей и прикладной психологии Ангарского филиала Сибирского института экономики, права и управления.
Научный руководитель — кандидат психологических наук, доцент Т. А. Климонтова
В статье рассматриваются результаты изучения особенностей самосознания личности интеллектуально одаренных подростков. Констатируются на основе сравнительного анализа различия в характере самоотношения, содержании Я-концепции, уровне притязаний и субъективного контроля личности интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков.
The paper dwells upon results of study of intellect gifted teenagers’ self-consciousness. Comparative analysis shows differences in their self-attitude
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке значительно усилился интерес к изучению проблемы детской одаренности. Поиск адекватных способов идентификации одаренных и талантливых детей, создание для них оптимальных условий воспитания и обучения рассматривается сегодня в качестве важнейшей стратегической национальной задачи.
Исследование проблемы детской одаренности в нашей стране и за рубежом имеет значительный опыт. Существует много направлений в изучении умственной одаренности: проведение лонгитюд-ных исследований, разработка многофакторных моделей одаренности, изучение возрастных особенностей развития одаренности, развитие познавательной активности, разработка принципов и методов идентификации одаренных детей, исследование аффективного развития одаренного ребенка, особенностей формирования и развития его личностной сферы. Однако до сих пор недостаточно изученной остается проблема самосознания личности интеллектуально одаренных подростков.
Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей самосознания личности интеллектуально одаренных подростков. При решении задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос. Диагностика интеллектуальной одаренности осуществлялась с помощью теста интеллекта Р. Кеттелла, адаптированно -го варианта набора креативных тестов Ф. Вильямса в обработке Е. Е. Туник, «Шкалы рейтинга поведенческих характеристик» Дж. Рензулли и метода наблюдения. Изучение особенностей само-отношения личности проводилось с помощью теста-опросника самоотношения,
разработанного В. В. Столиным, С. Р. Пантелеевым, и проективной методики «Косвенного исследования структуры самооценки» Е. Т. Соколовой, Е. О. Федотовой. Для изучения Я-концепции использовалась методика «Кто Я» М. Куна и Т. Мак-Партланда; уровень притязаний изучался посредством методики «Уровень притязаний» Б. Д. Бороздиной; для изучения локуса контроля использовалась методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина. При обработке полученных данных использовались методы вариационной статистики.
Данные, полученные при сравнительном изучении самосознания личности, позволяют говорить о том, что самосознание одаренных подростков имеет особенности, в отличие от самосознания подростков с обычными возможностями. Установлено, что интеллектуально одаренные подростки имеют более высокие показатели самоуважения личности (р < 0,003), т. е. отличаются большей верой в свои силы, способности, самостоятельность, более самопоследова-тельны. Можно предположить, что этому способствуют успешность выполнения различных видов деятельности и обусловленные этим позитивные оценки окружающих. Также интеллектуально одаренные подростки имеют более высокие показатели самопонимания личности (р < 0,002), т. е. более склонны к осознанию процессов, происходящих во внутреннем пространстве своей личности. В то же время интеллектуально одаренные подростки имеют более высокие показатели самообвинения личности (р < 0,037), т. е. более склонны ставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
Отличия между интеллектуально одаренными и среднеинтеллектуальными подростками состоят в преобладании
конфликтного характера самоотношения. При выделении характера самоотношения мы исходили из того, что аутосимпатия и само приятие являются аспектами отношения личности к себе и в совокупности составляют аффективный компонент, в связи с этим мы сопоставили показатели по шкалам «аутосимпатия», «са-моприятие» опросника В. В. Столина -С. Р. Пантелеева с показателями «само-приятия» по проективной методике «КПСС». Показатели по этим шкалам, на наш взгляд, должны быть относительно согласованы как по данным проективной методики, так и по данным опросника. На этом основании нами были выделены группы подростков с различным характером самоотношения: позитив-
ным, негативным, конфликтным. В группу с позитивным самоотношением были включены подростки, самоотношение которых характеризуют согласованные высокие показатели по обеим методикам. В группу с негативным самоотношением вошли подростки, имеющие низкие показатели по «КПСС» и низкие по шкалам опросника «аутосимпатия», «самоприятие». Конфликтный характер выражался в несогласованности показателей. В целом у одаренных подростков, по сравнению со среднеинтеллектуальными, преобладает конфликтный характер самоотношения, проявляющийся в противоречии аспектов самоотношения, представляющих аффективный компонент (таблица 1).
Таблица 1
Распределение по характеру самоотношения интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков (%)
№ Характер самоотношения Интеллектуально одаренные подростки Среднеинтеллектуальные подростки
1 Позитивный 50 79
2 Конфликтный 44 13
3 Негативный 6 8
Кроме того, существуют отличия в по -казателях самоотношения в зависимости от половой принадлежности. Выявлено, что интеллектуально одаренные мальчики имеют более высокие показатели аутосимпатии (одобрения себя в целом, доверия себе, согласия со своими внутренними побуждениями), чем одаренные девочки (р < 0,022), конфликтный характер самоотношения чаще встречается у одаренных девочек.
Статистически значимые отличия наблюдаются по уровню локуса контроля личности (р = 0,001). Для интеллектуально одаренных подростков характерным является преимущественно интерналь-
ный локус контроля (87%), т. е. одаренные подростки считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственных действий, что они могут управлять ими. Значимые отличия наблюдаются при сравнении локуса контроля одаренных мальчиков и среднеинтеллектуальных мальчиков. Интеллектуально одаренные мальчики имеют более высокие показатели интерналь-ности в области достижений (р < 0,05), в области неудач (р < 0,03), в области производственных отношений (отношений в процессе учебной деятельности) (р < 0,033), в области семейных отношений (р < 0,032). В отличие от одаренных
мальчиков, одаренные девочки имеют сниженные показатели интернальности в области достижений (р < 0,05) по сравнению с их ординарными сверстницами, т. е. они приписывают свои достижения внешним обстоятельствам, везению, помощи других людей.
Значимые отличия (р = 0,001) наблюдаются при сравнении частоты встречаемости различных категорий в содержании Я-концепции интеллектуально-одаренных и среднеинтеллектуальных подростков. Характеристики из категорий «общие сведения», «идентичность половая», «семья, родственники», «друзья, приятели» чаще встречаются в самоотче-тах подростков с обычными возможностями, характеристики из категорий «обобщенные личностные качества», «интересы, увлечения», «убеждения и ценностные установки» чаще встречаются в са-моотчетах интеллектуально одаренных подростков. Также в самоотчетах одаренных подростков четко выделились суждения, характеризующие физический облик подростков (например, я - среднего роста, черноглазый, брюнет и т. п., встречаются в 50% самоотчетов) и метафоры (например, Я - слово, свет, хладнокровие, равнодушие, пришелец, часть мира и т. п., встречаются в 40% самоотчетов). В Я-концепции интеллектуально одаренных подростков преобладают содержательные характеристики над формальными. Доминируют суждения, отражающие личностные качества и интересы. В Я-концепции среднеинтеллектуальных подростков содержательные и формальные имеют равную степень выраженности. Доминируют характеристики категорий «обобщенные личностные качества», «семья, родственники», «идентичность половая» и «друзья, приятели». При этом характеристики категории «обобщенные личностные качества» в самоотчетах интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков имеют качественные отличия. Характе-
ристики в самоотчетах интеллектуально одаренных подростков отражают большую степень дифференцированности Я-кон-цепции (например, я - ехидный, обидчивый, эмоциональный, гибкий, принципиальный и т. п.). Также был проанализирован оценочный характер утверждений в самоотчетах подростков выделенных групп. Все утверждения мы разделили на три группы: позитивные (например, я - хороший, талантливый, любимый и т. п.), негативные (например, я - уродливый, всеми нелюбимый и т. п.) и противоречивые (например, в самоотчетах встречаются следующие характеристики: «Я - лентяй, гадкий тип, очень добрый, обжора, сказочник, злодей и добряк в одном лице, старый мудрец, большой человек, пацифист»). В группе интеллектуально одаренных подростков противоречивые характеристики встречаются чаще (23%), чем в группе среднеинтеллектуальных подростков (4%), что свидетельствует о неоднородности, амбивалентности Я-концепции интеллектуально одаренных подростков, что в свою очередь противоречит определению Я-концепции как системе непротиворечивых представлений о себе. Противоречивая Я-концепция одаренных подростков свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, отражает тенденцию к чрезмерной рефлексии на общем эмоциональном фоне конфликтного отношения к себе.
Также существуют отличия в показателях самосознания одаренных подростков в зависимости от гендерной принадлежности: одаренные девочки имеют сниженные показатели интернальности в области достижений по сравнению с их ординарными сверстницами, уровень притязаний одаренных девочек ниже, чем у одаренных мальчиков, одаренные мальчики имеют более высокие показатели аутосимпатии (р < 0,022), конфликтный характер самоотношения чаще встречается у одаренных девочек.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что самосознание одаренных подростков имеет качественные отличия от самосознания среднеинтеллектуальных подростков: интеллектуально одаренные подростки имеют более высокие показатели самоуважения, самопонимания, однако и более высокие показатели самообвинения; отличия между интеллектуально одаренными и среднеинтеллектуальными подростками состоят в преобладании конфликтного характера самоотношения; Я-концепция является более дифференцированной, содержательные характеристики преобладают над формальными, доминируют суждения, отражающие личностные качества и интересы, в то
же время Я-концепция одаренных подростков является более противоречивой по сравнению со среднеинтеллектуальными подростками. Результаты исследования позволяют говорить, что зоной максимальной уязвимости в сфере самосознания личности интеллектуально одаренного ребенка является его «Я-кон-цепция» и «характер самоотношения». Все вышесказанное определяет необходимость создания программы, направленной на развитие «Я-концепции» и позитивного самоотношения личности интеллектуально одаренного подростка, организации психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся в период обучения.