Научная статья на тему 'Особенности восприятия другого человека интеллектуально одаренными подростками'

Особенности восприятия другого человека интеллектуально одаренными подростками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА / САМООТНОШЕНИЕ / INTELLECTUAL ENDOWMENTS / PERCEPTION OF ANOTHER PERSON / THE SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишкина И. А.

Анализируется специфика восприятия людей интеллектуально одаренной личностью в подростковом возрасте. Автором рассматривается восприятие других людей в контексте самоотношения субъекта. Констатируются различия восприятия людей одаренными подростками и подростками со средним уровнем интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERCEPTION OF OTHER PERSON INTELLECTUALLY GIFTED TEENAGERS

The article is devoted to studying of specificity of perception of people by intellectually gifted person at teenage age. The author considers perception of other people in a context of the self-attitude of the subject. Distinctions of perception of people by the gifted teenagers and teenagers with an intelligence average level are ascertained.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия другого человека интеллектуально одаренными подростками»

УДК 159.923.2

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

И. А. Шишкина (Иркутск)

Аннотация. Анализируется специфика восприятия людей интеллектуально одаренной личностью в подростковом возрасте. Автором рассматривается восприятие других людей в контексте самоотношения субъекта. Констатируются различия восприятия людей одаренными подростками и подростками со средним уровнем интеллекта.

Ключевые слова: интеллектуальная одаренность; восприятие другого человека; самоотношение.

Проблемы интеллектуальной одаренности, психологических особенностей одаренных, их отличий от других людей, а также способов и условий организации образовательного пространства для одаренных учащихся обсуждаются в настоящее время в психологии достаточно часто. Одаренные подростки обладают высоким интеллектуальным потенциалом, особым складом мышления, креативностью, высокими достижениями в учебной или специальной деятельности. В то же время их характеризует неравномерность развития различных сфер личности, узким кругом социальных контактов, эмоциональной незрелостью. В подростковом возрасте происходит перестройка самосознания личности, на основе соотнесения себя с другим человеком подросток начинает стоить собственное представление о себе, формируются собственные критерии самооценки. Однако одаренные подростки отстают зачастую в эмоциональном развитии и оказываются некомпетентными в сфере социальных отношений в первую очередь со сверстниками, они пытаются компенсировать это отставание преимуществами в интеллектуальной сфере [4]. Среди факторов успешного общения выделим особенности восприятия другого человека.

Восприятие другого человека представляет собой восприятие физических и поведенческих характеристик объекта, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. По мнению А.А. Бодалева [1], В.А. Барабанщикова [2], восприятие другого человека - это взаимопроникновение партнеров по общению друг в друга, которое охватывает индивидуально-психологические, эмоциональные, этнические, гендерные и другие характеристики. На основе этой информации коммуниканты строят свое поведение относительно партнера по общению.

Познание и взаимодействие с другими людьми строятся на основе характера развития самоотношения личности одаренных учащих-

43

№ 43

Сибирский психологический журнал

2012 г.

ся. В процессе восприятия другого человека всегда присутствует сознание, которое оказывает влияние на формирование того или иного отношения к нему. По мнению В.В. Столина [3], самоотношение личности и восприятие другого человека взаимосвязаны и имеют общую точку соприкосновения. В самоотношении проявляется его эмоционально-оценочное отношение к другим людям. Восприятие другого происходит через призму отношения к себе.

Недостаточный объем научно обоснованных, эмпирических данных о специфике развития самоотношения одаренной личности, специфике восприятия ею других людей, с одной стороны, и потребность практиков в научно обоснованных рекомендациях по работе с одаренными детьми - с другой, и определило цель нашего исследования. Нами был использован комплекс методик: авторская методика «Восприятие другого» [5]; тест-опросник самоотношения В.В. Столина и Р.С. Пантелеева; «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла.

Исследование проводилось на базе Лицея-интерната № 1 г. Иркутска, специализирующегося на обучении одаренных учащихся. Выборку составили 50 подростков в возрасте 14-17 лет. Группа испытуемых была разделена на одаренных подростков (50%) и подростков со средним уровнем интеллекта (50%). Идентификация одаренных испытуемых проводилась на основе результатов диагностики уровня интеллекта, анализа реальных достижений и наблюдения. В группу одаренных вошли испытуемые с уровнем интеллекта от 120 и выше, имеющие высокие достижения в учебе, а группу испытуемых со средним уровнем интеллекта составили подростки с IQ 90-110, имеющие средние достижения в учебе.

Остановимся на интерпретации основных результатов исследования. На первом этапе мы изучали особенности восприятия другого человека и самоотношения личности респондентов. Исследования показали, что незнакомый человек вызывает у одаренных подростков недоверие, безразличен для них, превосходит их по каким-либо параметрам, в то же время имеет больше достоинств и может быть приятен для окружающих людей. Результаты исследования самоотношения свидетельствуют о том, что для большинства одаренных подростков характерно общее недифференцированное позитивное принятие себя, уважение и интерес к собственной личности, своим действиям и мыслям; высокая степень уверенности в собственных силах и способностях.

Подростки со средним уровнем интеллекта чаще одаренных видят в другом человеке больше достоинств. Вместе с тем они воспринимают другого человека неоднозначно, наряду с доверием проявляют недоверие к нему. Подростки данной группы, воспринимающие другого человека с симпатией, считают, что он может превосходить их по другим параметрам и быть приятным для других людей. Испытуемые со средним уровнем интеллекта проявляют высокое принятие, пони-

44

Особенности восприятия другого человека

мание, уважение к собственной личности, интерес к своему внутреннему миру, своей личности, действиям и мыслям, уверенность в своих силах и способностях управлять событиями собственной жизни.

Далее исследование предполагало выявление взаимосвязи восприятия другого человека с самоотношением личности в группе одаренных испытуемых и испытуемых со средним уровнем интеллекта. Соотнесение параметров восприятия другого человека и самоотношения с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показало, что между исследуемыми параметрами существует достоверная связь. В группе одаренных связь между параметрами восприятия и самоотношения имеет сложный характер (рис. 1). Многие параметры восприятия у одаренных испытуемых связаны более чем с одним параметром самоотношения. Можно сказать, что одаренные подростки имеют многоаспектную сложную структуру взаимосвязей с восприятием другого человека, при этом особое значение для положительного восприятия имеет личность испытуемых, их самоотношение.

Имея высокий уровень по интегральной шкале, одаренные подростки при восприятии доверяют другому человеку (г = -0,54; р = 0,007) и в сравнении с собой считают его физически сильнее (г = -0,47; р = = 0,021). Низкие показатели шкал «Самоуважение» (г = -0,48; р = 0,018), «Аутосимпатия» (г = -0,48; р = 0,018), «Ожидание положительного отношения других» (г = -0,48; р = 0,018) и «Самопонимание» (г = -0,43; р = 0,036) соотносятся с восприятием одаренными подростками в другом человеке преимущественно недостатков. Высокие значения по шкале «Самоинтерес» в группе одаренных подростков опосредуют безразличное отношение к другим (г = 0,57; р = 0,004), которые в то же время обладают достоинствами (г = 0,44; р = 0,034), превосходят испытуемых по каким-либо другим параметрам (г = 0,51; р = 0,011) и могут быть приятными для окружающих людей (г = -0,41; р = 0,05).

Высокий уровень самопонимания также связан с восприятием одаренными подростками в другом человеке большего числа достоинств (г = 0,52; р = 0,011) и представлении о нем как о приятном для других людей (г = 0,47; р = 0,023). Низкий уровень шкалы «Ожидаемое отношение других» опосредует восприятие другого человека физически более привлекательным, чем испытуемые (г = -0,44; р = 0,033). Высокий уровень по шкале «Самопоследовательность» способствует восприятию другого человека как симпатичного (г = 0,50; р = 0,013), приятного для окружающих (г = 0,42; р = 0,042), превосходящего испытуемых по другим параметрам (г = 0,43; р = 0,039). Восприятие другого человека как несимпатичного (г = 0,41; р = 0,048) и превосходящего одаренных подростков по физической привлекательности (г = 0,44; р = 0,032) соотносится с высоким уровнем по шкале «Самообвинение». Низкий уровень интереса одаренных подростков к себе (г = -0,41; р = 0,046) опосредует восприятие другого человека неприятным для

45

№ 43

Сибирский психологический журнал

2012 г.

окружающих. Чем чаще одаренные подростки проявляют интерес, принятие себя и своей личности, тем чаще незнакомого человека они воспринимают позитивно, видят в нем положительные стороны.

Восприятие другого одаренными

Самоотношение

Восприятие другого среднеинтеллектуалами

Рис. 1. Статистически значимые связи восприятия другого человека с самоотношением личности в группе одаренных и среднеинтеллектуальных подростков:

------------положительная связь (р < 0,05),-----отрицательная связь (р < 0,05),

-----------положительная связь (р < 0,001),----отрицательная связь (р < 0,001)

В отличие от одаренных подростков их сверстники со средним уровнем интеллекта имеют достаточно малое количество связей между изучаемыми параметрами (см. рис. 1). Высокий уровень самообвинения у подростков со средним уровнем интеллекта опосредует восприятие другого человека симпатичным как для испытуемых (г = 0,47; р = 0,018), так и для окружающих людей (г = 0,58; р = 0,003). Недоверие к другому человеку у подростков этой группы возрастает с повы-

46

Особенности восприятия другого человека

шением показателей шкал «Глобальное самоотношение» (г = 0,45; р = 0,026) и «Ожидание положительного отношения других» (г = 0,44; р = 0,027). Чем чаще они относятся к себе негативно, тем чаще другой человек воспринимается ими с положительной стороны.

Статистический анализ показал существование значимых корреляционных связей параметров восприятия другого человека с показателями самоотношения как у одаренных подростков, так и у подростков со средним уровнем интеллекта. При этом одаренные подростки обнаруживают более богатый спектр опосредования восприятия другого через самоотношение в отличие от сверстников со средним уровнем интеллекта, которые имеют единичные связи между отношением к себе и восприятием другого человека. Выявленная структура взаимосвязи параметров восприятия человека и параметров самоотношения у одаренных подростков свидетельствует о более сложном характере опосредования восприятия человека через самоотношение личности.

Литература

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Моск. ун-

та, 1982. 200 с.

2. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивно-

го процесса. М. : Когито-Центр ; Высшая школа психологии, 2006. 240 с.

3. Столин В.В. Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.

4. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Во-

пр. психол. 1993. № 1. С. 32-39.

5. Шишкина И.А. Особенности самоотношения и восприятия других людей подрост-

ками с разным уровнем интеллекта // Психологические исследования интеллекта и творчества : матер. науч. конф., посвящ. памяти Я.А. Пономарева и

В.Н. Дружинина. М. : Ин-т психол. РАН, 2010. С. 269-271.

FEATURES OF PERCEPTION OF OTHER PERSON INTELLECTUALLY GIFTED TEENAGERS Shishkina I.A. (Irkutsk)

Summary. The article is devoted to studying of specificity of perception of people by intellectually gifted person at teenage age. The author considers perception of other people in a context of the self-attitude of the subject. Distinctions of perception of people by the gifted teenagers and teenagers with an intelligence average level are ascertained.

Key words: intellectual endowments; perception of another person; the self-attitude.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.