Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки менеджеров нефтегазового профиля на основе компетентностного подхода'

Педагогические условия подготовки менеджеров нефтегазового профиля на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА МЕНЕЖДЖЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL COMPETENCES / PREPARATION OF MANAGER OF AN OIL AND GAS COMPLEX / PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняев С. А.

В статье рассматриваются педагогические условия обеспечения качества подготовки менеджеров нефтегазового профиля на основе компетентностного подхода как поэтапный процесс решения комплекса задач, которые определяются основными противоречиями между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к специалисту, и уровнями их сформированности в профессиональной школе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черняев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article pedagogical conditions of ensuring quality of preparation of managers of an oil and gas profile on the basis of a competence approach as stage-by-stage process of the solution of a complex of tasks which are defined by the main contradictions between the social and professional requirements shown to the expert, and levels of their formed at vocational school are considered

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки менеджеров нефтегазового профиля на основе компетентностного подхода»

НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

С.А.Черняев

В статье рассматриваются педагогические условия обеспечения качества подготовки менеджеров нефтегазового профиля на основе компетентностного подхода как поэтапный процесс решения комплекса задач, которые определяются основными противоречиями между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к специалисту, и уровнями их сформированности в профессиональной школе.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональные компетенции, подготовка менежджеров нефтегазового комплекса, психологический климат.

In article pedagogical conditions of ensuring quality of preparation of managers of an oil and gas profile on the basis of a competence approach as stage-by-stage process of the solution of a complex of tasks which are defined by the main contradictions between the social and professional requirements shown to the expert, and levels of their formed at vocational school are considered.

Key words: pedagogical conditions, professional competences, preparation of manager of an oil and gas complex, psychological climate.

Профессиональная компетентность менеджера нефтегазовой промышленности - это сложный феномен, состоящий из синтеза содержательных, профессионально-деятельностных, технических, мотивационно-целевых, интеллектуальных компетенций, трактуемая как высокий уровень актуализации системы умственных и личностных качеств для решения задачи оптимизации интегративных социально-экономических проблем в рамках основной специальности.

Очевидно, что студент - выпускник вуза не может полностью соответствовать этой модели. В его профессиональной компетентности после окончания учебного заведения, как правило, присутствуют лишь ее основы. Поэтому, начиная с первого этапа обучения в ТюмГНГУ (например, с первого курса, с помощью внедрения дисциплины «Введение в специальность»), мы прежде всего развиваем у студентов мотивационную сферу (интерес, осознанность выбора профессии и др.).

Содержательная структура профессиональной компетенции менеджеров нефтегазового профиля в ТГНГУ включает:

1) теоретические основы экономики, умения и навыки решения профессиональных задач, применимость в профессиональной сфере;

2) моделирование, экономико-математические методы, математико-статистические методы, эконометрические методы;

3) обработку информации профессиональной направленности, специализированные экономические и статистические программы;

4) реализацию познавательных потребностей и интеллектуальных возможностей, навыки организации профессионального самообразования, значение профессиональной деятельности;

5) логическое, абстрактное, аналитическое и критическое мышление, профессиональную и экономико-математическую интуицию, профессиональную культуру.

Перспективным направлением разработок в этой области является компетентностный подход. Организация учебного процесса с позиций этого подхода придала процессу формирования менеджеров для нефтегазовой промышленности технологии с характерными признаками: концептуальности (основанности на теории учебной деятельности); диагностического целеполагания; направленности на развитие личности; ориентации обучающихся с целью мотивации учебной деятельности; акцента на дифференцированную самостоятельную работу студентов с подготовленным учебным материалом; регулярности контроля усвоения знаний и способов деятельности; воспроизводимости; управляемости процесса.

Было разработано методическое пособие для преподавателей «Профессиональная подготовка студентов на основе компетентностного подхода» и были выявлены следующие показатели (см. табл. 17).

Таблица 17

Уровни сформированности социально-профессиональной компетенции менеджера

Модули Эксперименталь ная группа Контрольная группа

Тюм.Г.Н.Г.У. Тюм.Г.У.

Коэф. до Коэф. после Коэф. до Коэф. после

1. Общекультурные компетенции

1. Компетенции сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) 1,1 1,2 0,9 1,0

2. Ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления); самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться) 0,8 0,9 1,0 1,0

3. Способность организовывать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей; культура безопасности и рискориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности; 0,6 0,8 -0,3 -0,4

4. Способность работать самостоятельно 0,3 0,6 -0,2 -0,3

способность к познанию деятельности; способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций 5. Использование программных средств, умение пользоваться информационными ресурсами, владение временными средствами телекоммуникаций, использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач 6. Владеть письменной и устной речью на русском языке, способен использовать профессиональноориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способен осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков 7. Способность и готовность к адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и инновационным решениям; владеть навыками публичных выступлений, дискуссий 1,1 0,4 -0,1 0,2 1,2 0,6 +0,1 0,5 0,9 0,6 -0,4 -0,1 1,0 0,7 0,1 +0,1

Социальные компетенции

8. Компетенции здоровьесбережения (знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности вредных привычек, наркомании, СПИДа, знание и соблюдение личной гигиены, обихода, опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности, принятие здоровье сбережение как ценности, регулирование психопатического и эмоционального проявления состояния здоровье 0,9 1,0 0,8 0,9

9. Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн) отношение к статусу гражданина как ценности, управление поведенческое проявлениями статусно-позиционных, ролевых атрибутов; организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимым представлением о здоровом образе жизни 10. Руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина 11. Руководствоваться в своем поведении ценностями бытия (жизни), культуры, социального 0,5 0,7 -0,1 0,1

взаимодействия 0,6 0,4 0,3 0,3

12. Выстраивать и реализовать перспективные

линии саморазвития (самосовершенствования) 0,4 0,3 0,2 0,5

0,6 0,4 0,5 0,3

13. Интегрировать знания в процессе 0,3 0,7 -0,5 -0,6

приобретения и использовать их в процессе

решения социально-профессиональных задач

14. Сотрудничать, руководить людьми и -0,3 0,4 -0,2 -0,5

подчиняться

15. Общаться в устной и письменной форме на -0,6 -0,8 -0,4 -0,9

родном и иностранном языках, находить решения

в нестандартных ситуациях

16. находить творческие решения социальных и 0,4 0,3 0,2 0,6

профессиональных задач;

принимать, сохранять, обрабатывать,

распространять и преобразовывать информацию

(библиотечные каталоги, информационные

системы, интернет, электронная почта и др.)

Профессиональные компетенции

17. Могу оценивать эффективность 1,1 1,2 0,9 1,1

предпринимательской деятельности

18. Могу выбирать предпринимательскую 0,9 1,1 0,7 0,8

стратегию

7. имею навыки анализа текущего состояния 0,7 0,9 0,8 0,9

бизнеса

19. Применяю результаты современных -0,4 0,2 -0,3 -0,2

социологических исследований по проблеме

экономических реформ

20. Понимаю относительность мнений и подходов 0,8 0,9 0,7 0,8

к решению проблемы

21. Могу аргументировать свою позицию и -0,7 +0,1 -0,6 -0,7

координировать ее с позиции партнеров в

сотрудничестве при выработке общего рения в

собственной деятельности

22. Умею приобретать новые знания, используя 0,9 1,1 0,8 0,9

современные информационные образовательные

технологии

23. Владею современными теоретическими -0,4 +0,1 -0,5 -0,6

знаниями о социальном партнерстве

24. Могу продуктивно разрешать конфликты на 0,8 0,9 0,7 0,8

основе учета интересов и позиций всех

участников.

25. Допускаю возможность существования у -0,1 +0,1 -0,3 -0,4

людей различных точек зрения и ориентироваться

на позицию партнера в общении и взаимодействии

26. Умею определять статус человека в группе -0,2 +0,1 -0,1 0,1

27. Умею оценивать совокупность и ассоциации -0,1 +0,1 -0,2 -0,3

отдельного индивида

28. Могу осознанно и произвольно строить -0,7 -0,2 -0,6 -0,7

речевое высказывание в устной и письменной

форме

29. Могу устанавливать аналогии -0,1 +0,1 -0,3 -0,4

30. Имею навыки организации рабочего места и 0,5 0,6 0,6 0,7

распределения рабочего времени

31. Умею принимать профессиональные решения с 0,7 0,9 0,8 0,9

учетом требований этики

32. Умею вести педагогическую деятельность по -0,2 +0,1 -0,6 -0,7

обучению учащихся знаниям о строении и

функциях организма, изменении их при условиях

неблагоприятных факторов внешней среды,

инфекциях и гиподинамии

33. Могу управлять потоковыми процессами -0,1 +0,1 -0,2 -0,3

34. Могу проводить мониторинг конкурентов 0,5 0,7 0,6 0,7

35. Могу выбирать предпринимательскую 0,7 0,9 0,8 0,9

стратегию

36. Имею навыки анализа текущего состояния 1,1 1,2 1,0 1,0

бизнеса

37. Имею навыки управления персоналом

38. Имею навыки моделирования и использование 0,5 0,7 0,6 0,7

методов стратегического планирования

39. Имею навыки проведения совещания -0,3 +0,1 -0,4 -0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Умею выбирать цели, задачи сервисной 0,4 0,5 0,6 0,6

службы

40. Знаю методы выхода из проблемной ситуации -0,1 +0,1 0,1 0,1

41. Умею разрабатывать проекты 0,6 0,8 0,6 0,7

42. Имею знания о основах предпринимательства 0,8 0,9 0,7 0,8

Сравнительный анализ показал, что в выпускных группах в ТюмГНГУ 132 студента имели относительно высокий уровень профессиональной подготовки, 158 - средний уровень и 142 -низкий, то по итогам эксперимента уже 156 из них имели соответственно высокий уровень, 168 -средний и лишь 18 - низкий. Таким образом, коэффициент уровня профессиональной подготовки повысился с 0,3 до 0,6 (см. рис. 17, 18).

Анкета состоит из диагностических признаков и следующих блоков (общекультурный, социальный, специальной подготовки).

Коэффициент уровня сформированности компетенций менеджера вычислялся по формуле: Ксо = (я(+2) + Ь(+1) + ф) + d(-1) + e(-2)) / Н где Ксо - коэффициент самооценки;

70 60 50 40 30 20 10 0

□ Констатирующий эксперимент □ Формирующий эксперимент

Рис. 17. Динамика изменения уровней формирования компетенций студентов ТюмГНГУ (экспериментальная группа).

60 50 40 30 20 10 0

□ Констатирующий эксперимент □ Формирующий эксперимент

Рис. 18. Динамика изменения уровней формирования компетенций студентов ТюмГНГУ (контрольная группа).

а - число ответов с твердой положительной оценкой «да» (+2 балла);

Ь - число ответов с положительной оценкой «скорее да, чем нет» (+ 1 балл); c - число ответов с сомневающейся, неопределенной оценкой «не могу сказать» (0 баллов); d - число ответов с почти отрицательной оценкой «скорее нет, чем да» (-1 балл); е - число ответов с твердо отрицательной оценкой «нет» (-2 балла);

Н - число диагностических признаков: знаний и умений, свойств и качеств личности.

Исходя из указанных критериев самооценки в каждой анкете выделялись степени сформированности всей совокупности умений, свойств, качеств личности, отражающих содержание компонентов формирования компетенций студентов-менеджеров.

Низким уровень считался, если коэффициент составил от (-0,7) до (-2), средний от (-0,6)до (+0,7), высокий от (+0,7) до (+2).

Анализ полученных в ходе экспериментальной работы результатов позволил сделать следующие выводы:

32

586

68

42 ■

Высокий Средний Низкий

• до внедрения в практику учебно-воспитательного процесса модели подготовки менеджеров на основе компетентностного подхода у студентов было ограниченное представление о сущности будущей профессиональной деятельности в современных условиях рынка труда и решаемых в ходе обучения задачах;

• изучение специального курса, деловые игры, формирование управленческого мышления личности на основе компетентностного подхода, его диагностики способствовали осознанию студентами непосредственной связи уровня готовности менеджеров нефтегазового профиля к будущей профессиональной деятельности и требованиями современной социально-экономической обстановки в стране;

• теория и практика подготовки менеджеров нефтегазового профиля на примере ТюмГНГУ значительно обогащена;

• разработанные и апробированные в образовательной деятельности ТюмГНГУ технологии подготовки менеджеров нефтегазового профиля на основе компетентностного подхода обладают характерными признаками: концептуальности (основанности на теории учебной деятельности); диагностического целеполагания; направленности на развитие личности; ориентации обучающихся с целью мотивации учебной деятельности; акцента на дифференцированную самостоятельную работу студентов с подготовленным учебным материалом; регулярности контроля усвоения знаний и способов деятельности; воспроизводимости; управляемости процесса.

Литература:

1. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И. Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка / Казанский педагогический журнал. 2012. №2. С.5-18

2. Черняев С.А. Технологии подготовки менеджера нефтегазовой промышленности на основе компетентностного подхода / модернизация профессионального образования. Казань: Изд-во ИПП ПО РАО. 2010. С.176-179.

3. Васильева В.Д., Петрунева Р.М. Социокультурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста. / Высшее образование в России. 2011. №6. С.13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.