УДК 378.14.015.62
САМООЦЕНКА КАК ЛИЧНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Дина В. Шалимова1' @1, Ольга В. Митякина1' Мария А. Силкова1' @
1 Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Россия, 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47 @1 avsh86@mail.ru @2 olgamityakina 72@mail. ru @3 maria. silkova@mail.ru
Поступила в редакцию 28.03.2016 г. Принята к печати14.06.2016 г.
Ключевые слова: личность выпускника, конкурентоспособность, конкурен-тозначимые качества, самооценка, мотивация, трудоустройство.
Аннотация: В статье рассматривается содержание понятия «конкурентоспособность» с социально-экономической и психо лого-педагогической точки зрения. Целью работы является определение роли самооценки кон-курентозначимых качеств в ценностно-мотивационной системе личности выпускника вуза. Методы проведения работы: анкетирование, диагностическое тестирование. В результате исследования установлено, что наличие адекватной самооценки конкурентнозначимых качеств является одним из факторов формирования конкурентоспособности выпускника. Учет данного фактора может применяться при определении критериев потенциально конкурентоспособной личности выпускника вуза и создании соответствующих педагогических условий в системе высшего образования.
Для цитирования: Шалимова Д. В., Митякина О. В., Силкова М. А. Самооценка как личностный критерий конкурентоспособности выпускников вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 51 - 55.
Подготовка конкурентоспособного выпускника является одной из главных задач высшего образования страны. Наличие спроса на труд конкретной личности, ее востребованность на рынке труда является внешним проявлением конкурентоспособности, ее результатом, проецирующим реальные социально-экономические условия на систему профессиональной подготовки выпускников вузов. Именно относительно выпускников вузов стала применяться изначально экономическая категория «конкурентоспособность».
Анализ исследований конкурентоспособности свидетельствует о том, что изучению подлежат ее экономические, социальные, профессиональные, психологические, профессионально-педагогические аспекты. Феномен «конкурентоспособная личность» является предметом изучения таких наук, как педагогика, психология, социология, экономика. Теоретические и практические наработки в различных научных областях представляют интерес для педагогической науки.
Т. Г. Кутейницына, изучая различные аспекты конкурентоспособности, отмечает интерес отечественных исследователей к данному понятию как к социально-экономической категории, характеризующей потенциальные способности человека к труду. Конкурентоспособность в данном аспекте представлена как интегратив-ная характеристика личности, обладающей различными уровнями способностей: совокупностью качеств, характеризующих способности к труду; навыками поиска работы и умениями убедить работодателя в своих преимуществах; соответствующим уровнем качества рабочей силы [1, с. 18 - 19].
В педагогической науке исследование «конкурентоспособной личности» в основном связаны с подготовкой конкурентоспособного выпускника в вузе (Н. А. Бреднева, Л. А. Бодьян, О. О. Горшкова, С. В. Зверев, Г. В. Ившина, Р. А. Кривцов, Р. Г. Минзарипов, О. В. Перевозова,
Т. А. Сливина, С. А. Хазова, Ж. А. Шуткина и др.). Приведем примеры некоторых определений конкурентоспособности выпускника вуза в педагогическом контексте.
С. А. Хазова считает, что конкурентоспособность - это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха. Она определяет адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающее внутреннюю уверенность в себе, гармонию с окружающим миром. Конкурентоспособность представлена структурными компонентами: компетентностью личности, акмеологической составляющей личности и конкурентоопределяющими личностными качествами (совокупностью качеств и способностей личности, востребованных обществом, и обеспечивающие успешность деятельности) [2].
Согласно определению Т. А. Сливиной, конкурентоспособный выпускник вуза - это субъект профессиональной деятельности, выступающий лидером в условиях конкуренции, обладающий интегральной, динамической, деятельностной характеристикой - конкурентоспособностью, выражающей сущностные возможности личности и проявляющейся в потребности к успешности и самосовершенствованию, в способности к самореализации, к достижению высокой эффективности деятельности [3].
Авторы, рассматривающие условия формирования конкурентоспособной личности в условиях вуза, основными категориями конкурентоспособности считают «стрессоустойчивость, способность к непрерывному профессиональному росту, лидерские качества, четкость целей, творческое отношение» [1, с. 14 - 15].
Особую важность выявления теоретических обоснований феномена «конкурентоспособная личность» для педагогической науки имеют исследования в области психологии, поскольку любая педагогическая проблема, как утверждает С. Д. Смирнов, имеет психологический
контекст. В этом «обнаруживается синкретическая слитность педагогического и психологического знания» [4]. Данное утверждение справедливо и в отношении конкурентоспособности как педагогического феномена. В нём обязательно наличие психологической составляющей, поэтому исследования, рассматривающие конкурентоспособность как психологический и психолого-педагогический феномен представляются актуальными.
Именно психологические знания позволяют, на наш взгляд, определить сущность личностного аспекта конкурентоспособности выпускника, который заключается в способности к саморазвитию личности, означающей «способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации [5, с. 8].
Практический опыт показывает, что перечисленные выше качества, прежде всего, интересуют работодателя. Именно эти способности должны продемонстрировать выпускники вуза в процессе самопрезентации на этапе трудоустройства. Оказываясь в ситуации социального взаимодействия, например собеседования, соискатель становится субъектом самопрезентации, предъявляя специалисту по подбору персонала информацию о себе. О. А. Пикулёва отмечает, что самопрезентация - это непрерывный процесс предъявления субъектом Я-информации в межличностном взаимодействии, «независимо от степени осознанности субъектом этого процесса» [6, с. 80].
Несомненно, для соискателя, претендующего на трудоустройство, важно то, как он выглядит в глазах окружающих. Не в меньшей степени, на наш взгляд, важна адекватность самооценки соискателя: выпускник к моменту трудоустройства должен иметь некоторую совокупность представлений о себе, должен отдавать себе отчет об особенностях своих личностных качеств, собственной ценностно-мотивационной сферы, возможностях, что обнаруживается в уровне его притязаний.
По мнению ученых, самооценка относится к ядру личности и, определяя отношение личности к успехам и неудачам, она является важным регулятором поведения. Неадекватная самооценка может приводить к выбору слишком трудных или слишком легких целей, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования. С другой стороны, установлена положительная корреляционная связь между самооценкой и стрессоустойчивостью [7; 8].
Несмотря на роль самооценки в регуляции деятельности, в работах по конкурентоспособности выпускника ей уделено, на наш взгляд, недостаточное внимание. Исследования готовности студентов к профессиональной деятельности, включающие самооценку студентов в качестве важного критерия, немногочисленны. К их числу относится анализ уровней профессиональной подготовки выпускников, предпринятый О. А. Урбан. Автор выделяет значительную по количеству группу выпускников, чей уровень профессиональной подготовки сложно классифицировать из-за эклектичности их установок (желание основать собственное дело при невысоком уровне мотивации достижений, планы трудоустройства по специальности при отрицательном отношении к выбранной профессии и др.) [9, с. 89]. Очевидно, что данные студенты не имеют адекватной самооценки, и завышенный уровень
притязаний в данном случае приведет их к неудачам в процессе трудоустройства.
Исследуя конкурентоспособность выпускника вуза, мы исходим из того, что самооценка стимулирует личность к саморазвитию и в то же время является одним из важнейших личностных критериев. Нами было проведено исследование с использованием анкетирования студентов Кемеровского технологического института пищевой промышленности по оценке ими своих конкурентозначимых качеств, которые определялись как социально значимые.
На основе литературных источников нами был составлен перечень основных качеств, потенциально характеризующих конкурентоспособную личность. Данный перечень был предложен студентам в виде анкеты с инструкцией «Отметьте качества, которые, как Вы считаете, свойственны Вам» (таблица 1) [10, с. 75 - 77].
Результаты опроса показали, что на первом месте по самооценке студентов находится качество «общительность» (80 %), на втором - ответственность (65 %), на третьем - уверенность в себе (58 %). Лидерские качества и практичность обнаружили у себя 30 % респондентов. Оценка будущими специалистами качеств «ответственность» и «инициативность» оказалась выше по сравнению с данными, приведенными в некоторых литературных источниках [11; 12].
Таблица 1. Оценка значимых личностных качеств студентами (n = 800)
Table 1. Assessment of personal qualities of students (n = 800)
№ Конкурентозначимые Студенты,
п/п качества %
1 Общительность 80
2 Ответственность 65
3 Уверенность в себе 58
4 Лидерство 30
5 Практичность 30
6 Самостоятельность 26
7 Целеустремленность 20
8 Эрудиция 19
9 Инициативность 15
Понимание значимости определенных личностных качеств необходимо будущим выпускникам, чтобы избежать несоответствия уровня притязаний и возможностей при трудоустройстве. Завышенный уровень притязаний выпускника может вызвать впоследствии чувство отчаяния и социальной апатии. Заниженный уровень притязаний приводит к отсутствию готовности к конкуренции на рынке труда. По данным исследователей, каждый пятый молодой человек опасается остаться без работы, а каждый второй - боится не справиться с материальными трудностями [13]. Результатом этого может явиться отчуждение молодежи от общества, уход от действительности, погружение в мир собственных проблем.
Сформированные конкурентные качества и адекватная их самооценка могут обеспечить выпускнику мобильность в период трудоустройства, гарантировать определенный «иммунитет» к невостребованности. Для успешного участия в конкурсном отборе выпускник должен уметь адекватно оценить себя относительно тех критериев, которые используются работодателем при выборе сотрудника. Если одним из критериев является,
например, умение управлять социальными процессами, то выпускник вуза должен, прежде всего, оценить свои лидерские качества, коммуникабельность и способность урегулировать конфликты. Поскольку сущностью личностного аспекта конкурентоспособности, как было отмечено, является саморазвитие, то без анализа собственных значимых качеств, без определения «точек роста» выпускник будет испытывать затруднения при выборе профессиональной деятельности и реализации своих планов. Поэтому развитию навыков самооценки конкурентных качеств у студентов необходимо уделять, по нашему мнению, более пристальное внимание.
Также, выпускнику вуза к моменту трудоустройства необходимо иметь систему собственных приоритетов, то есть понимать важность таких аспектов будущей деятельности, как успешность компании и личный успех, перспектива руководящей или подчиненной позиции в группе и т. д.
Для изучения ценностно-мотивационной сферы будущих выпускников, нами была применена методика Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности». Согласно авторам данной методики, основными стремлениями, регулирующими социально-психологическую активность субъекта, являются: стремление к достижению успеха; стремление к власти; тенденция к аффилиации (признанию и уважению в группе) [14].
Из приведенных в таблице 2 данных видно, что доминирующей тенденцией в реализации активности выпускников является их стремление к групповому признанию и уважению, а наименее действующей - стремление к власти.
Данные тестирования социально-психологической активности сопоставимы с результатами опроса студентов по самооценке значимых личностных качеств (таблица 1). У опрошенных студентов средняя оценка тенденции стремления к групповому признанию и уважению явилась превалирующей и составила 21,1 балла, что находит внешнее проявление в высокой значимости качества «общительность». Тенденция стремления к достижению успеха, свойственная ответственным и уверенным в себе студентам, заняла вторую позицию - 18,5 балла. Тенденция «стремление к власти» получила минимальное количество баллов - 6,5, проявив себя в оценке лидерских качеств лишь 30-ю процентами респондентов.
Результаты данного сопоставления позволяют рассматривать самооценку конкурентозначимых качеств как один из параметров ценностно-мотивационной системы личности будущего выпускника вуза. Как известно, именно система эмоционально-оценочных отношений задает иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих личность к ее утверждению в деятельности [5]. Поэтому участники диагностического тестирования и анкетирования по самооценке значимых качеств стали объектами нашего дальнейшего наблюдения с це-
Мы рассматриваем данные тенденции как терминальные ценности претендентов на трудоустройство, поскольку они являются существенными в связи с участием в выборе траектории дальнейшего профессионального становления, предполагающего конкурентноспособность.
Данная методика была применена в нашем исследовании с участием студентов Кемеровского технологического института пищевой промышленности, явившихся респондентами при оценивании конкурентозначимых качеств. Уровень выраженности каждого из трех вышеупомянутых мотиваторов активности студента вычислялся нами как сумма баллов, определяемая из оценки утверждений диагностического теста по 5-балльной положительной или отрицательной шкале. Позиции респондентов группировались по трем указанным видам тенденций активности. Например утверждение «Мне больше нравится работать в группе, чем в одиночку» характеризовало стремление к групповому признанию и уважению; утверждение «Мне нравится ставить перед собой реальные задачи и выполнять их» характеризовало стремление к успеху.
Каждое из пятнадцати утверждений оценивалось студентами в диапазоне от max «+5» до min «- 5» баллов; максимальная оценка по каждому мотиватору не превышала 25 баллов. Результаты диагностического тестирования соотношения ведущих тенденций, характеризующих активность будущих выпускников, приведены в таблице 2 [10, с. 68 - 69].
лью выяснения их реального трудоустройства. Нами было установлено, что трудоустроенными оказались 91 % участников предшествующих опросов и тестирования, причем более 65 процентов из них заняли рабочие места, требующие квалификации не ниже приобретенной в вузе.
Таким образом, студенты, обладающие определенными социально-психологическими чертами и адекватной их самооценкой, реализовали свою потенциальную способность конкурировать на рынке труда, что способствовало их успешному трудоустройству.
Потенциальные конкурентозначимые качества студентов в нашем исследовании были выявлены в том числе благодаря использованию инструмента самооценки, что свидетельствует о его определенной прогностической ценности. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что адекватная самооценка конкурентозначи-мых качеств выпускников является критерием конкурентоспособности и личностным резервом формирования готовности к конкурентному поведению.
В КемТИПП ведется активная работа по созданию и реализации соответствующих педагогических условий формирования конкурентоспособности выпускников [15; 16]. Научно-педагогические работники вуза учитывают необходимость для выпускников обладания такими компетенциями и навыками, как сотрудничество или работа в команде, коммуникативные навыки, ориентация на результат, навыки работы с информацией, планирование
Таблица 2. Тенденции социально-психологической активности выпускников вуза (n = 800) Table 2. Trends in social and psychological activity of graduates (n = 800)
№ п/п Мотиваторы, регулирующие активность выпускников Оценка потребности в баллах в среднем
1 Стремление признанию и уважению в группе 21,1
2 Стремление к достижению успеха 18,5
3 Стремление к власти 6,5
и организация деятельности малого предприятия, лидерство и т. д. Студенты принимают участие в тренингах, знакомятся с ассессмент-центром как комплексным методом оценки персонала, осознают свои сильные и слабые стороны, получают информацию о вакансиях в профильных компаниях, учатся составлять резюме [17, с. 83 - 86]. То есть студенты имеют возможность развивать в себе конку-рентозначимые качества с целью трудоустройства и дальнейшей личностной и профессиональной самореализации.
Мы полагаем, что система перечисленных выше компетенций, конкурентозначимых качеств и тенденций реализации активности, с учетом их самооценки студентами, применима для описания потенциально конкурентоспособной личности выпускника вуза. Полученные данные свидетельствуют о перспективах дальнейшего исследования тенденций конкурентного поведения выпускников, изучая их самооценку в период обучения в вузе.
Литература
1. Кутейницына Т. Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций // Современные исследования социальных проблем. 2011. Вып. № 4. Т. 8. Режим доступа: http://cyberle-ninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-spetsialista-kriticheskoe-prochtenie-otechestvennyh-publikatsiy#ixzz43aNvZ4Wj
2. Хазова С. А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2011. 58 c.
3. Сливина Т. А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сиб. федер. ун-т. Красноярск: Издательство КГПУ, 2008. 24 с.
4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 304 с.
5. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. М. Митиной. М.: Academia, 2005. 336 c.
6. Пикулёва О. А. Профессиональные особенности самопрезентации личности // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 2. C. 80 - 92.
7. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 c.
8. Сорокина Л. В., Туляшева А. Б. Уровень притязаний как фактор резистентности личности подростков при смене образовательной среды // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10 - 2. С. 220 - 222.
9. Урбан О. А. Уровни профессиональной подготовки выпускников вузов Кузбасса // Социологические исследования. 2007. № 11, ноябрь. C. 83 - 90.
10. Шалимова Д. В. Формирование социальной активности будущих специалистов в воспитательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2010. 208 с.
11. Неделько С. С. Ориентирование обучения на формирование ключевых компетенций как основа успешной социально-профессиональной адаптации выпускников на производстве // Непрерывное профессиональное образование и карьера -XXI век: сб. трудов региональной научно-практической конференции. Апрель, 2007. Юрга: Томск: STT, 2007. С. 80 - 83.
12. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 83 - 90.
13. Субъект, личность и психология человеческого бытия: Труды Института психологии РАН / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005. 384 с.
14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
15. Альмяшова Л. В., Шалимова Д. В. Внеаудиторная деятельность по иностранному языку как показатель формирования конкурентоспособности будущего специалиста (из опыта работы) // Europaeische Fachhochschule. European Applied Sciences. 2012. № 1. С. 108 - 110.
16. Шалимова Д. В., Жданова Г. А. Влияние внеаудиторной деятельности на иностранных языках на формирование компетентного специалиста. Научные труды SWorld. 2013. № 1. Т. 23. С. 12 - 15.
17. Митякина О. В., Борисенко Е. Н. Формирование готовности выпускника вуза к конкуренции на рынке труда на этапе трудоустройства // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2(62) Т. 3. С. 83 - 87.
SELF-ESTEEM AS PERSONALITY CRITERION OF GRADUATES' COMPETITIVE ABILITY
Dina V. Shalimova1, @1, Olga V. Mityakina1, @2, Mariya A. Silkova1, @
1 Institute of Food Science and Technology (University), 47, Stroitelei Avenue, Kemerovo, Russia, 650056 @1 avsh86@mail.ru @2 olgamityakina72@mail.ru @3 maria. silkova@mail.ru
Received28.03.2016. Abstract: The article deals with the "competitive ability" concept from socio-
Accepted 14.06.2016. economical, psychological and pedagogical points of view. The paper is aimed at
identifying personality self-esteem in the system of value-oriented and motivational
Keywords: graduate's personality, competi- parameters of the competitive graduate. Methods of research are: polling, diagnostic tive ability, achievement-oriented qualities, testing. The research exposed self-acceptance of achievement-oriented qualities as self-esteem, motivation, employability. one of the factors of the graduate's competitive ability development. The exposed
factor can be used for identifying potential competitive ability criteria and applied when creating proper pedagogical environment in the higher education system.
For citation: Shalimova D. V., Mityakina O. V., Silkova M. A. Samootsenka kak lichnostnyi kriterii konkurentosposobnosti vy-pusknikov vuza [Self-esteem as Personality Criterion of Graduates' Competitive Ability]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2017): 51 - 55.
References
1. Kuteinitsyna T. G. Konkurentosposobnost' spetscialista: kriticheskoe prochtenie otechestvennyh publikatsii [Specialist's competitiveness: critical analyses of the national literature]. Sovremennye issledovaniia sotsial'nyhproblem = Modern Research of Social Problems, 8, no. 4 (2011). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-spetsialista-kriticheskoe-prochtenie-otechestvennyh-publikatsiy#ixzz43aNv-Z4Wj
2. Hazova S. A. Razvitie konkurentosposobnoi lichnosti v sisteme obrazovaniia. Avtoref. diss. doctora ped. nauk [Development of the competitive personality in the system of education. Dr. ped. Sci. Diss. Abstr.]. Maikop, 2011, 58.
3. Slivina T. A. Formirovanie konkurentosposobnoi lichnosti budushchego spetsialista v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Development of the future specialist's competitive personality in the educational process of the higher educational institution. Cand. ped. Sci. Diss. Abstr.]. Sib. Feder. Univ. Krasnoiarsk, 2008, 24.
4. Smirnov S. D. Pedagogika i psikhologiia vysshego obrazovaniia: ot deiatel'nosti k lichnosti [Pedagogy and psychology of higher education: from activities to personality]. Moscow: Akademiia, 2001, 304.
5. Lichnost' iprofessiia: psihologicheskaiapodderzhka i soprovozhdenie [Personality and profession: psychological support and follow-up]. Ed. Mitin L. M. Moscow: Academia, 2005, 336.
6. Pikuleva O. A. Professional'nye osobennosti samoprezentatsii lichnosti [Occupational traits of self-presentation]. Aktual'nye problemypsikhologicheskogo znaniia - Current issues of psychological knowledge, no. 2 (2013): 80 - 92.
7. Kratkiipsihologicheskii slovar' [Concise dictionary of psychology]. Comp. Karpenko L. A., Ed. Petrovskii A. V., Iaroshevs-kii M. G. Moscow: Politizdat, 1985, 431.
8. Sorokina L. V., Tuliasheva A. B. Uroven' pritiazanii kak faktor rezistentnosti lichnosti podrostkov pri smene obrazovatel'noi sredy [Level of aspiration as the factor of teenager personality's resistance while changing the educational environment]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Current issues of humanities and sciences, no. 10(2) (2013): 220 - 222.
9. Urban O. A. Urovni professional'noi podgotovki vypusknikov vuzov Kuzbassa [Level of professional training of the Kuzbass higher educational institution graduates]. Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological studies, no. 11 (2007): 83 - 90.
10. Shalimova D. V. Formirovanie social'noi aktivnosti budushchikh spetsialistov v vospitatel'noi srede vuza. Diss. kand. ped. nauk [Modeling of future specialists' social inclusion in the higher educational institution environment. Cand. ped. Sci. Diss.]. Kemerovo State. Univ. Kemerovo, 2010, 208.
11. Nedelko S. S. Orientirovanie obucheniia na formirovanie kliuchevyh kompetentsii kak osnova uspeshnoi sotsial'no-professional'noi adaptatsii vypusknikov na proizvodstve [Vectoring to key competence development as basis for successful graduates' social and professional adaptation]. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie i kar'era - XXI vek: materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Aprel' 2007) [Continuous professional training and career: Proc. Reg. Sc.-Prac. Conf.]. Iurga: Tomsk, 2007, 80 - 83.
12. Petrov A. V. Tsennostnye predpochteniia molodezhi: diagnostika i tendentsii izmenenii [Youth axiological preferences: diagnosis and development trends]. Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological studies, no. 2 (2008): 83 - 90.
13. Sub"ekt, lichnost' i psichologiia chelovecheskogo bytiia [Behaver, personality and psychology of human being-in-the-world]. Ed. Znakov V. V., Riabikina Z. I. Moscow: Institut psichologii RAN, 2005, 384.
14. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaia diagnostika razvitiia lichnosti i malych grupp [Social and psychological diagnosis of personality and small group development]. Moscow: Institut Psichoterapii, 2002, 490.
15. Al'miashova L. V., Shalimova D. V. Vneauditornaia deiatel'nost' po inostrannomu iazyku kak pokazatel' formirovaniia konkurentosposobnosti budushchego specialista (iz opyta raboty) [Independent student work in a foreign language as an element of competitiveness]. Europaeische Fachhochschule. European Applied Sciences, no. 1 (2012): 108 - 110.
16. Shalimova D. V., Zhdanova G. A. Vliianie vneauditornoi deiatel'nosti na inostrannyh iazykakh na for-mirovanie kompe-tentnogo spetsialista [Influence of extracurricular activities in foreign languages on the competitive specialist development]. Nauch-nye trudy SWorld = Proceedings of SWorld, 23, no. 1 (2013): 12 - 15.
17. Mitiakina O. V., Borisenko E. N. Formirovanie gotovnosti vypusknika vuza k konkurencii na rynke truda na etape trudous-troistva [Development of higher educational institution graduate readiness for the labour market competition at the employment stage]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 3, no. 2 (2015): 83 - 87.