УДК 615.825 ББК 53.541.1 С 17
Цеева Н.А.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Заболотний А.Г.
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, директор центра «Здоровье» Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: Zabolotniy-tol1 @yandex.ru
Ушхо Ю.Д.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Чунтыжева З.И.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Золотцева Е.В.
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983
Самооценка физического развития студенток специальных медицинских групп
(Рецензирована)
Аннотация. Освобождение студентов от занятий по физическому воспитанию приводит к утрате базовых основ, ценностных ориентаций по сохранению собственного здоровья, к негативному влиянию заболевания на социальную адаптацию личности в условиях будущей профессиональной деятельности. В этой связи изучение степени осознания собственных способностей и уровня своей подготовленности с учетом падения физического здоровья студенческой молодежи является актуальной задачей.
Ключевые слова: самоописание физического развития, лечебная физическая культура, самооценка, физическое развитие, здоровье.
Tseeva N.A.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Zabolotniy A.G.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Physical Education Department, Director of the Health Centre, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Ushkho Yu.D.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Chuntyzheva Z.I.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Zolotseva E.V.
Senior Lecturer of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983
Self-assessment of physical development of female students of special medical groups
Abstract. Excuse of students from classes in physical training leads to loss of bases, value orientations on preservation of one's own health, to negative impact of a disease on social adaptation of the personality in future professional activity. In this regard, studying extent of awareness of one's own abilities and level of the readiness taking into account decline of students' physical health is a relevant task.
Keywords: self-description of physical development, medical physical culture, self-assessment, physical development, health.
Введение. Ежегодный рост числа студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья в условиях прогрессирующего дефицита двигательной активности, обусловленного условиями образовательной среды, требует оптимизации процесса формирования физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и занимающихся в группах лечебной физической культуры (ЛФК) [1, 2].
Освобождение их от занятий по физическому воспитанию приводит к утрате базовых основ, в частности ценностных ориентаций, мотивов, знаний, умений, навыков по сохранению собственного здоровья и нейтрализации негативного влияния заболеваний на социальную адаптацию личности в условиях будущей профессиональной деятельности [3, 4].
Оптимизация подхода формирования базовой основы лечебной физической культуры студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в современных условиях затруднена их низким уровнем рефлексии собственных физических способностей. В этой связи изучение степени осознания собственных способностей с учетом падения физического здоровья студенческой молодежи является актуальной научной задачей [2].
Исследование уровня самооценки физического развития и физической подготовленности студентов вуза, в котором участвовали 228 студенток в возрасте от 18 до 22 лет, проведено на кафедре физического воспитания в Адыгейском государственном университете.Все испытуемые по состоянию здоровья на основании медицинского заключения относились к специальной медицинской группе и занимались в группах ЛФК.
В результате опроса установлено, что 95,6% занимающихся студенток были освобождены от уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, из них: 7,06% были переведены в специальные медицинские группы в семь лет, с начала обучения в школе; 11,4% - в десятилетнем возрасте; 26,6% - в 14 лет; 50,0% - при поступлении в ВУЗ.
Наиболее распространенными патологиями, встречающимися у студенток, являются заболевания опорно-двигательного аппарата (25,4%), патологические изменения нервной системы (23,7%), нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем (19,3%), патологии органов зрения (18,9%), заболевания органов пищеварения (10%) [5].
Методы исследования
Для проведения исследования был адаптирован и применен англоязычный опросник «Самоописание физического развития» Боченковой Е.В., созданный на основе австралийского личностного опросника «Physical Self-Description Questionnaire» H.W. Marsh [6-8].
Опросник является информативным инструментом мониторинга формирования представлений студентов о своем «физическом „Я"» и позволяет охарактеризовать индивидуальный профиль «физического „Я"» личности [9]. Этот личностный опросник содержит 70 утверждений. Испытуемые могут выразить свое отношение к этим утверждениям, используя один из 6 вариантов ответов, то есть дают расширенную оценку своим представлениям о физическом развитии. Устанавливается 10 показателей физического развития и одноименный показатель общей самооценки, а именно: «Здоровье», «Координация движений», «Физическая активность», «Стройность тела», «Спортивные способности», «Глобальное физическое „Я"», «Внешний вид», «Сила», «Гибкость», «Выносливость», «Самооценка». К каждому показателю относится 6 вопросов опросника, а к «Здоровью» и «Самооценке» - 8.
В ходе эксперимента рассмотрели возрастную динамику показателей самооценки физического развития, условно распределив показатели на две группы. К первой группе отнесены показатели, характеризующие принятие своего физического состояния студентками различного возраста, посещающими занятия по ЛФК. Это - «Здоровье», «Физическая активность», «Стройность тела», «Глобальное физическое „Я"», «Внешний вид», «Самооценка». Ко второй группе отнесены показатели, характеризующие оценку физической подготовленности студентками, такие, как «Координация движений», «Спортивные способности», «Сила», «Гибкость», «Выносливость».
Результаты исследования и их обсуждение
В возрастном отрезке от 17 до 21 года, по результатам исследования, существенных и значимых изменений показателей самооценки студенток, посещающих занятия ЛФК, не происходит ни по одному из признаков. Уровень самооценки «Здоровья» и «Стройности тела» в большинстве возрастных групп находятся в группе низких показателей (в 18, 19, 20 лет по «Здоровью» и во всех группах по «Стройности тела»). Такие показатели, как «Внешний вид» и «Глобальное физическое „Я"», принимаются во всех возрастных группах на высоком уровне.
Из физических качеств, на взгляд девушек, на высоком уровне находится и сохраняется на протяжении всего отрезка онтогенеза «Координация» и «Гибкость», а такие показатели физической подготовленности, как «Сила», «Выносливость», оцениваются как среднеразвитые (табл. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования на предмет принятия своего физического состояния студентками различного возраста, посещающими занятия по ЛФК (опросник «Самоописание физического развития»)
Лет Показатели самоописания физического развития
здоровье физическая активность стройность тела глобальное физич. „Я" внешний вид самооценка
x±g Н Ö о и Ü x±g Н Ö о и Ü x±g Н О о и 1 x±g Н О о и Ü x±g Н О о и Ü x±g Н О о и Ü
17 (n=43) 21,8± 5,3 45,4 20,3± 7,0 56,4 13,3± 7,4 36,9 25,6± 7,8 71,1 22,5± 4,7 62,5 22,4± 5,3 46,7
18 (n=51) 20,6± 5,2 42,9 23,2± 6,2 64,4 13,2± 6,5 36,7 24,9± 5,8 69,2 22,7± 5,3 63,0 22,7± 4,7 47,3
19 (n=41) 19,5± 5,1 40,6 18,9± 8,8 52,5 12,3± 6,4 34,2 24,5± 5,9 68,1 22,5± 4,2 62,5 20,3± 4,1 42,3
20 (n=51) 20,5± 6,2 42,7 18,8± 6,8 52,2 12,6± 6,7 35,0 23,9± 8,2 66,4 22,0± 4,5 61,1 22,6± 5,5 47,1
21-23 (n=42) 21,7± 6,2 45,2 18,5± 5,7 51,4 15,2± 9,6 42,2 24,5± 7,8 68,1 23,2± 4,9 64,4 23,6± 4,6 49,2
Сред. показ. 20,8± 5,6 43,3 6 20,0± 6,9 55,4 13,3± 7,3 37,0 24,7± 7,12 68,6 22,6± 4,7 62,7 22,3± 4,9 46,5
Примечание: х - среднее арифметическое; g - стандартное отклонение
То обстоятельство, что Боченковой Е.В. было проведено аналогичное исследование среди юношей и девушек, посещающих занятия физической культуры в вузе в основной группе, позволяет сравнить ее данные с нашими данными (табл. 2) [7].
Таблица 2
Сопоставительный анализ «Самоописания физического развития» юношей и девушек, занимающихся в основной медицинской группе (данные Е. В. Боченковой), и девушек, занимающихся в группах ЛФК (% от максимального балла)
Группы Здоровье Коорд. движений Физич. активность Стройность тела Спорт. способ. Глобальное физич. „Я" Внешний вид Сила Гибкость Выносливость Самооценка
Юноши 83,8 83,6 67,2 94,2 73,8 78,7 82,5 75,1 72,1 64,3 85,2
Девушки из осн. гр. 76,3 75,0 52,4 82,1 60,5 73,5 81,3 57,6 68,0 45,5 86,3
Девушки из гр. ЛФК 43,4 69,2 55,4 37,0 55,9 68,6 62,7 55,8 63,3 49,5 46,5
Анализ показывает, что представления о степени физической активности, степени развития «Силы», «Гибкости», «Выносливости», «Координированности» у девушек, посещающих занятия по ЛФК, завышен, что говорит о неадекватной самооценке лиц, недостаточно уделяющих внимание физической культуре. А уровень самооценки «Здоровья» находятся в группе низких показателей. Следует полагать, что студенты, занимающиеся в группах ЛФК, вряд ли могут быть довольны своим здоровьем.
Уровень общей самооценки у студенток, посещающих занятия в группах ЛФК, ниже, чем у других студенток, занимающихся в основной группе, что является следствием объективных условий. Однако ряд особенностей низкой самооценки связан с незнанием составных компонентов физической культуры. Состав применяемых средств, методов и методик по ЛФК не позволяет объективно и гармонично воспринимать свое состояние в целостности и объективно оценить его компоненты. В силу неизменности показателей физической подготовленности в течение ряда лет она начинает восприниматься как высокий или достаточный уровень, что не соответствует действительности. Подобное явление не свойственно группам студентов, прошедших процесс формирования базовой физической культуры и занимающихся в основной группе.
Недостаточная гармоничность представлений девушек, занимающихся в группах ЛФК,
и потребность учета этого обстоятельства при формировании содержания ЛФК приводят к необходимости проверки взаимосвязи компонентов физического развития и физической подготовленности с самооценкой личности.
Формирование позитивного самоотношения студентов вуза может быть осуществлено через осознание «Физического „Я"» за счет создания условий для формирования реальной самооценки физических качеств с учетом отклонений в состоянии здоровья, за счет увеличения объема самостоятельной работы, выполнения студентами действий по самоконтролю и самооценке и расширения их знаний в области физической культуры. Процесс исследования и изучения студентами своего «Физического „Я"» на учебных занятиях будет оказывать положительное влияние на развитие самосознания и в целом повышать эффективность процесса физического воспитания в вузе.
В соответствии с методами математической статистики для данного количества испытуемых (п=228) критическое значение г при Р<0,05 равно 0,325; для Р<0,01 равно 0,426 и для Р<0,001 равно 0,544.
Самооценка показателя «Здоровье» достоверно коррелирует с показателями «Координация» (г=0,48; Р<0,01); «Физическая активность» (г=0,56; Р<0,001); с «Глобальным физическим „Я"» (г=0,51; Р<0,01); с показателями «Сила» (г=0,41; Р<0,05); «Выносливости» (г=0,63; Р<0,001).
Представляет интерес тот факт, что «самооценка» в общем-то не зависит от состояния «Здоровья», но зависит от «Спортивных способностей» (г=0,63; Р<0,001) и от «Выносливости» (г=0,66; Р<0,001).
Для внешнего вида девушек из перечисленных свойств имеет значение «Координиро-ванность движений» (г=0,33; Р<0,05) и «Стройность тела» (г=0,47; Р<0,01).
Самооценку «Глобального физического „Я"» девушки связывают только со «Здоровьем» (г=0,51; Р<0,001). Наибольшее количество связей со шкалами имеет «Сила» со «Здоровьем» (г=0,41; Р<0,05), с «Координацией» (г=0,34; Р<0,05), «Стройностью тела» (г=0,55; Р<0,001), «Спортивными способностями» (г=0,48; Р<0,01) и «Внешним видом» (г=0,34; Р<0,05); «Гибкость» - с «Координацией» (г=0,46; Р<0,01), «Стройностью тела» (г=0,54; Р<0,001), «Спортивными способностями» (г=0,35; Р<0,05), «Внешним видом» (г=0,38; Р<0,05); «Выносливость» - со «Здоровьем» (г=0,63; Р<0,001), «Спортивными способностями» (г=0,50; Р<0,001), «Силой» (г=0,48; Р<0,01).
Статистические данные, полученные в ходе эксперимента относительно «Самоописания физического развития», могут не в полной мере проявляться в экспериментальной и контрольной группах, в которых приняли участие 24 студентки юридического факультета и 26 студенток экономического факультета, в связи с чем мы посчитали целесообразным выделить их результаты отдельно (табл. 3).
Таблица 3
Результаты тестирования участников эксперимента по опроснику «Самоописание физического развития» до и после эксперимента
Наименование шкал Группы
экспериментальная (п =24) контрольная (п=26)
этапы эксперимента этапы эксперимента
до эксп. (х±G) после эксп. (х±G) до эксп. ^G) после эксп. (х±G)
Здоровье 20,4±1,7 22,3±1,4 20,9±1,3 21,3±1,6
Координация движений 23,3±1,1 20,7±1,9 24,0±1,7 24,2±1,7
Физическая активность 18,3±2,3 21,6±2,1 18,6±2,0 20,8±1,8
Стройность тела 11,8±1,9 11,3±1,5 12,0±1,7 14,0±1,3
Спортивные способности 18,1±2,6 15,2±1,8 22,7±1,1 22,9±2,0
Глобальное физическое «Я» 23,3±2,2 26,3±2,1 23,7±1,6 23,4±1,2
Внешний вид 23,1±2,4 22,7±1,9 20,2±1,1 24,7±2,6
Сила 18,1±1,7 21,3±1,1 18,7±2,6 18,3±1,9
Гибкость 22,8±2,1 19,4±1,6 21,9±2,6 19,9±1,6
Выносливость 17,2±2,9 21,4±1,7 17,4±1,7 17,4±1,8
Самооценка 21,7±1,9 19,6±1,7 22,0±2,0 24,1±1,9
Примечание: х - среднее арифметическое; G - стандартное отклонение
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента достоверные изменения произошли по всем показателям опросника, за исключением показателя «Стройность тела». Студентки стали ниже оценивать себя по шкалам «Координация движений», «Спортивные способности», «Внешний вид», «Гибкость», «Самооценка». Одновременно повысились составные показатели самооценки по шкалам «Здоровье», «Физическая активность», «Спортивные способности», «Сила» и «Выносливость».
В контрольной группе достоверные изменения произошли по пяти шкалам. При этом увеличение показателей произошло по шкалам «Физическая активность», «Стройность тела», «Внешний вид» и «Самооценка». Одновременно произошло понижение уровня самооценки по шкалам «Гибкость» и «Сила».
Такая динамика значений самооценки по совокупности шкал, уменьшение одних и увеличение других позволяет предположить развитие у девушек экспериментальной группы более точной дифференциации о своем «Физическом „Я"».
Перевод полученных результатов в процентном отношении к максимальному баллу позволяет констатировать в обеих группах нижние значения по шкалам «Стройность тела», составляющие 31,4% и 38,9%, однако относительно исходного достоверное увеличение произошло в контрольной группе (табл. 4).
Таблица 4
Результаты тестирования участников эксперимента по опроснику «Самоописание физического развития» на заключительном этапе (% от максимального балла)
Наименование шкал Экспериментальная группа (п=24) Контрольная группа (п=26)
Здоровье 46,5 44,4
Координация движения 57,5 67,2
Физическая активность 60,0 57,8
Стройность тела 31,4 38,9
Спортивные способности 42,2 63,4
Глобальное физическое «Я» 73,1 65,0
Внешний вид 63,1 68,6
Сила 59,2 50,8
Гибкость 53,9 55,3
Выносливость 59,4 48,3
Самооценка 40,8 50,2
В экспериментальной группе выделяются группы значений: около 45% от максимального - «Здоровье», «Спортивные способности», «Самооценка»; имеющие значения около 60-65% - «Координация движения», «Физическая активность», «Внешний вид», «Сила», «Выносливость», приближающаяся к 75% - «Глобальное физическое „Я"».
На наш взгляд, такое распределение показывает максимальное внимание к своему «Физическому „Я"» при точном анализе составляющих, требующих изменения, и точное определение в потребности их развития.
В контрольной группе выделяются группы значений: около 45% от максимального -«Здоровье», «Стройность тела» и «Выносливость»; имеющие значения около 60-65% - «Физическая активность», «Спортивные способности», «Глобальное физическое „Я"», «Гибкость», «Самооценка»; приближающаяся к 75% - «Координация движения», «Внешний вид». Обращает на себя внимание тот факт, что шкалы оценки физических качеств попадают во все три группы, что при занятиях физической культурой является неестественным.
Для оценки адекватности самооценки физического развития использовалась методика определения уровня физической подготовленности студентов по четырем физическим качествам: «Координация», «Сила», «Гибкость» и «Выносливость», так как именно эти физические качества представлены в опроснике «Самоописание физического развития». Полученные результаты представляли собой объективные показатели физического развития студентов, а субъективные параметры - данные опросника «Самоописание физического развития». Адекватность самооценки физического развития устанавливалась по степени соответствия результатов опросника и контрольных упражнений. Для подтверждения этой гипотезы проведен
корреляционный анализ ряда показателей опросника и «Самоописания физического развития и физической подготовленности» с результатами сдачи контрольных нормативов (табл. 5).
Таблица 5
Объективные показатели развития физических качеств в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе эксперимента
Физические качества Группы
экспериментальная (п=24) (х±а) контрольная(п=26)(х±о)
Координация (баллы) 4,8±0,8 3,6±0,6
Сила (кол-во раз) 8,7±3,6 5,1±3,8
Гибкость (см) 12,9±5,2 14,6±3,4
Выносливость (кол-во раз в мин) 29,3±3,7 25,8±5,3
Примечание: х - среднее арифметическое; а - стандартное отклонение
Заключение
Приобретенные участниками экспериментальной группы знания, навыки, умения повысили самооценку и степень осознанности своих способностей и уровня своей подготовленности, что подтверждается достоверными значениями коэффициента корреляции на заключительном этапе. Следует отметить, что этого на начальном этапе в обеих группах не наблюдается. Такая динамика значений самооценки по совокупности шкал (уменьшение одних и увеличение других) позволяет предположить развитие у студенток экспериментальной группы более точной дифференциации о своем «Физическом „Я"». Можно утверждать, что примененный подход к организации занятий ЛФК позволяет обеспечить коррекцию самосознания и физического состояния студенток.
Примечания:
1. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования валеологии // V Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии, 21-24 июня 1998 г., Санкт-Петербург. СПб.: РИПМиВ, 1998. С. 10-12.
2. Чермит К.Д., Шаханова А.В., Хасанова Н.Н. Физиологические аспекты адаптации детей и подростков к различным образовательным и физкультурно-оздоровительным технологиям // Валеоло-гия. 2003. № 4. С. 9-11.
3. Выдрин В.М., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие. Воронеж, 1991. 160 с.
4. Глущенко И.А. Система профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 26 с.
5. Цеева Н.А. Формирование базовой физической культуры личности студенток на занятиях в специальных медицинских группах: автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 2009. 24 с.
6. Marsh H.W. Construct validity of Physical Self-Description Questionnaire responses: Relations to external criteria // Journal of Sport & Exercise Psychology. 1996. No. 18 (2). P. 111-131.
7. Боченкова Е.В. Формирование позитивного самоотношения студентов в процессе физического воспитания (на примере экономического вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2000. 24 с.
8. Боченкова Е.В., Павленко И.Ю. Самооценка физического развития как регулятор самоотношения в подростковом и юношеском возрасте: сб. науч. трудов. Краснодар, 1998. С. 79-90.
9. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1985. 78 с.
References:
1. Apanasenko G.L. Individual health as a subject of valeology research // V National Congress on Preventive Medicine and Valeology, June 21-24, 1998, St. Petersburg. SPb.: RIPMiV, 1998. P. 10-12.
2. Chermit K.D., Shakhanova A.V., Khasanova N.N. Physiological aspects of adaptation of children and teenagers to various educational and physical health-improving technologies // Valeology. 2003. No. 4. P. 9-11.
3. Vydrin V.M., Lotonenko A.V. Physical culture of University students: a manual. Voronezh, 1991. 160 pp.
4. Glushchenko I.A. System of profile training of senior pupils for activity in the field of physical culture: diss. abstract for the cand. of pedagogy degree. Maikop, 2007. 26 pp.
5. Tseeva N.A. Formation of the basic physical training of female students at lessons in special medical groups: diss. abstract for the cand. of pedagogy degree. Maikop, 2009. 24 pp.
6. Marsh H.W. Construct validity of Physical Self-Description Questionnaire responses: Relations to external criteria // Journal of Sport & Exercise Psychology. 1996. No. 18 (2). P. 111-131.
7. Bochenkova E.V. Formation of the positive self-attitude of students in the process of physical education (based on the economic institution): diss. abstract for the cand. of pedagogy degree. Krasnodar, 2000. 24 pp.
8. Bochenkova E.V., Pavlenko I.Yu. Self-assessment of physical development as a regulator of self-attitude in adolescence and young adulthood: coll. of proceedings. Krasnodar, 1998. P. 79-90.
9. Stolin V.V. Self-consciousness of a person. M.: MSU Publishing House, 1985. 78 pp.