УДК 615.825:616.7 ББК 53.541.1 К 68
Цеева Н.А.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Золотцева Е.В.
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Чунтыжева З.И.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Чувакин А.Л.
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Ушхо Ю.Д.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Тхакумачева Ю.Б.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected]
Коррекция нарушений осанки студенток специальной медицинской группы средствами лечебной физической культуры
(Рецензирована)
Аннотация. Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья, так как обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Основным средством для формирования правильной осанки являются специальные корригирующие упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата. В статье обосновывается целесообразность использования средств лечебной физической культуры, обеспечивающих коррекцию нарушений осанки у студенток, занимающихся в специальных медицинских группах.
Ключевые слова: лечебная физическая культура, нарушения осанки, специальная медицинская группа, опорно-двигательный аппарат, коррекция.
Tseeva N.A.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Zolotseva E.V.
Senior Lecturer of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Chuntyzheva Z.I.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Chuvakin A.L.
Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Ushkho Yu.D.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Tkhakumacheva Yu.B.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected]
Correction of faults in posture at special medical group students by means of medical physical culture
Abstract. The correct posture is one of important indexes of health since it provides optimum conditions for functioning of all organs and systems of an organism as a whole. The main means for formation of the correct posture are the special corrective exercises aimed at the harmonious development of a locomotorium. The paper proves expedi-
ency of use of the means of medical physical culture providing correction of faults in posture at the students who are engaged in special medical groups.
Keywords: medical physical culture, faults in posture, special medical group, locomotorium, correction.
Введение
Современные условия обучения в вузе студентов с отклонениями в состоянии здоровья, связанные с высоким уровнем интеллектуального и эмоциональной нагрузки, одновременно сопровождаются недостаточной двигательной активностью, что приводит к патологическим изменениям и способствует прогрессированию имеющегося заболевания и ухудшению состояния здоровья в целом. По данным медицинского осмотра, с каждым годом увеличивается число студентов с серьезными отклонениями в здоровье, имеющиех различные заболевания органов и систем, в том числе патологий опорно-двигательного аппарата (ОДА). Таких студентов по результатам медицинского осмотра направляют в специальную медицинскую группу (СМГ) для занятий лечебной физической культурой (ЛФК) [1]. Организация и методика проведений занятий с такими студентами имеют свои особенности. Правильно подобранные, общеразвивающие, специальные и корригирующие упражнения в соответствии с уровнем физического развития и физической подготовленности оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, укрепляя мышцы туловища, способствуют формированию хорошей осанки [2].
Цель работы. Разработать и применить комплексы лечебной гимнастики, направленные на коррекцию нарушений осанки студенток специальной медицинской группы, занимающихся в группах ЛФК. Определить и обосновать эффективность влияния средств ЛФК, способствующих коррекции нарушений осанки.
Методы исследования
1. Педагогические наблюдения.
Педагогические наблюдения за реакцией организма в ответ на физические нагрузки проводились в течение учебного года. Было проанализировано количество занятий, пропущенных студентками по болезни.
2. Педагогический эксперимент.
В лечебных целях для оказания корригирующего действия разработаны и применены специальные корригирующие упражнения, избирательно направленные на нормализацию опорно-двигательного аппарата и на формирование правильной осанки.
3. Педагогическое тестирование.
Педагогическое тестирование проводилось в процессе констатирующего и формирующего эксперимента для измерения и оценки показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей обследуемых студентов. Тестирование уровня физической подготовленности включало в себя измерение показателей, характеризующих развитие физических качеств у студентов. Использовались следующие тесты:
• для определения силовых способностей мышц ног - прыжки в длину с места (см);
• сила мышц плечевого пояса и рук определялась количеством сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (отжимание);
• для оценки скоростных способностей - бег 60 метров с высокого старта;
• силовая выносливость мышц брюшного пресса определялась подъемом туловища из положения лежа на спине до положения седа (количество раз);
• силовая выносливость мышц спины оценивалась подниманием ног в висе на гимнастической стенке до горизонтали (количество раз);
• уровень развития гибкости (подвижности тазобедренных суставов и позвоночника) определялся в сантиметрах.
Измерение веса и роста осуществлялось традиционными методами. На основании полученных данных рассчитывался весоростовой индекс Кетле и сравнивался с должными показателями.
Организация исследования
Исследование проводилось на кафедре физического воспитания Адыгейского государственного университета. В обследовании приняло участие 50 студенток, имеющих различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Для оценки эффективности разработанной программы были сформированы две группы студенток: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли 24 студентки юридического факультета с нарушениями осанки, которые занимались по специально разработанной программе, а по общепринятой программе в контрольной группе занимались 26 студенток экономического факультета, имеющие различные заболевания опорно-двигательного аппарата [3].
Экспериментальная группа выполняла специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию нарушений осанки, под контролем преподавателя 2 раза в неделю и самостоятельно (дома). Обязательным условием для участников эксперимента была посещаемость занятий. Во время занятий в зависимости от самочувствия и возможностей участников эксперимента применялись упражнения, направленные на коррекцию нарушений осанки и упражнения, способствующие укреплению костно-мышечной системы, оценивались правильность выполнений упражнений и формирование навыка правильной осанки. Выявлялись субъективные ощущения сложности выполнения корригирующих упражнений, давались необходимые рекомендации для дальнейших занятий, корректировалась нагрузка в зависимости от индивидуальных возможностей организма занимающихся студенток.
Результаты исследования и их обсуждение
Со всеми студентами проводилась беседа о значимости осанки, ее назначении для жизненно важных систем организма, для здоровья в целом, значимости специальных упражнений, направленных на коррекцию нарушений осанки.
Коррекция нарушений осанки в экспериментальной группе средствами лечебной физической культуры осуществлялась на практических занятиях по следующей методике:
• использовались упражнения, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки;
• специальные упражнения, направленные на коррекцию нарушений осанки с учетом видов и степени деформаций позвоночника;
• упражнения, направленные на повышение уровня развития физических способностей и функционального состояния;
• упражнения на укрепление мышечного корсета (для мышц спины);
• упражнения для мышц брюшного пресса;
• упражнения для мышц боковой поверхности туловища;
• симметричные и асимметричные упражнения;
• упражнения, направленные на волевую коррекцию искривлений позвоночника.
Общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку
навыка правильной осанки применялись независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирались индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.
Комплекс дыхательных упражнений включался во все части занятия. Для каждого занятия разрабатывался отдельный комплекс, содержащий основной и вариативный компонент. При этом вариативная составляющая комплекса выполняла функции корригирующих упражнений и применялась в зависимости от конкретного заболевания занимающихся. Примеры комплексов опубликованы в печати [3].
Результаты нашего исследования показали, что вследствие экспериментальных занятий произошли следующие достоверные изменения: уровень физического развития студенток обеих групп практически не изменился; показатели массы тела, роста и весоростового индекса Кетле остались практически на прежнем уровне (Р>0,05).
За время проведения педагогического эксперимента улучшились показатели физиче-
ской подготовленности.
Так, данные, характеризующие уровень развития гибкости в экспериментальной группе, достоверно возросли с 9,02±2,1 до 15,8±2,4 см (Р<0,05), а в контрольной - с 10,8±4,2 до 13,8±2,4 см (Р>0,05).
Если до начала эксперимента студентки экспериментальной группы сгибали-разгибали руки в упоре лежа в среднем 7,0±1,7 раз, то по окончании 14,5±1,2 раза (Р<0,01), в контрольной соответственно - 7,1±1,5 и 11,3±2,0 раза (Р>0,05).
Аналогичное положение характерно и для показателей, характеризующих уровень развития других физических качеств.
Так, результаты в скоростно-силовом тесте существенно возросли в группе студенток, занимавшихся по разработанной методике.
В прыжках в длину с места данные увеличились с 135,6±4,3 до 152,0±3,6 см и с 21,1±1,9 до 25,5±1,5 см (Р<0,05).
В контрольной группе эти показатели возросли незначительно (с 138,5±5,0 до 148,2±6,3 см, Р>0,05) и (с 19,8±3,1 до 21,2±2,9 см, Р>0,05).
Результаты в беге на 60 м с высокого старта в экспериментальной группе улучшились с 12,5±0,3 до 11,5±0,1 с (Р<0,01), а в контрольной - с 12,9±0,3 до 12,1±0,3 с (Р>0,05).
Аналогичное положение характерно и для других тестов.
У студенток контрольной группы также произошло увеличение исследуемых показателей физической подготовленности, но не столь значительно, как в экспериментальной.
Таким образом, целенаправленные педагогические воздействия средствами, включенными в программу, способствовали прогрессивному улучшению физической подготовленности у студенток экспериментальной группы при незначительных изменениях в физическом развитии, учитывая, что выраженного воздействия на развитие физических качеств в эксперименте не проводилось.
Данные, отражающие характер изменения уровня физической подготовленности и физического развития студенток, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей студенток СМГ в процессе педагогического эксперимента
Показатели Экспериментальная t P Контрольная t P
до, х±G после, х±G до, х±G после, х±G
Рост, см 165,0±6,3 165,4±6,9 0,04 >0,05 167,6±3,9 168,0±3,7 0,07 >0,05
Масса тела, кг 57,5±8,9 55,8±7,8 0,14 >0,05 56,9±8,0 55,2±7,25 0,16 >0,05
Индекс Кетле, кг/см 0,348±0,04 0,337±0,04 0,28 >0,05 0,339±0,04 0,329±0,04 0,21 >0,05
Наклон вперед, см 9,02±2,1 15,8±2,4 2,12 <0,05 10,8±4,2 13,8±2,4 0,38 >0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз 7,0±1,7 14,5±1,2 4,06 <0,01 7,1±1,5 11,3±2,0 2,00 >0,05
Подъем туловища, из положений лежа на спине, количество раз 20,1±1,8 25,6±1,3 2,47 <0,05 22,1±3,2 24,8±3,6 0,56 >0,05
Прыжок в длину с места, см 135,6±4,3 152,0±3,6 2,93 <0,05 138,5±5,0 148,2±6,3 1,2 >0,05
Прыжок вверх с места, см 21,1±1,9 25,5±1,5 2,16 <0,05 19,8±3,1 21,2±2,9 0,8 >0,05
Бег 60 м с высокого старта, с 12,5±0,3 11,5±0,1 3,2 <0,01 12,9±0,3 12,1±0,3 1,88 >0,05
Поднимание ног в висе, количество раз за 30 с 8,2±1,5 12,5±1,14 2,28 <0,05 7,5±2,0 10,5±2,3 0,98 >0,05
Для контроля над эффективностью влияния использованного упражнения на здоровье был проведен учет заболеваемости студенток. Для этого были проанализированы врачебно-медицинские карты и больничные листы студенток (табл. 2).Установлено, что в течение учебного года студентки болели в основном гриппом и ОРЗ [4].
Как показывают данные до начала проведения эксперимента, количество пропущенных учебных занятий по болезни составило в экспериментальной 140,0±6,2 дней, а в контрольной группе значительно меньше - 122,0±8,5 дня.
Таблица 2
Количество пропущенных дней по болезни в ходе эксперимента (w=50)
Показатели Статистические величины t P
до эксперимента после эксперимента
Экспериментальная 140,0±6,2 92,0±5,0 6,0 <0,01
Контрольная 122,0±8,5 105,0±6,8 1,6 >0,05
После проведения педагогического эксперимента количество пропущенных по болезни дней уменьшилось в обеих группах. Так, если в группе занимавшихся по экспериментальной программе показатели сократились до 92,0±5,0 дней, то в контрольной группе количество больничных дней уменьшилось со 122,0±8,5 до 105,0±6,8. Различия между величинами в первом случае статистически достоверны при высоком уровне значимости (Р<0,01). На основании полученных данных можно считать, что занятия по разработанной методике способствуют укреплению защитных сил организма, повышают его иммунитет и сопротивляемость к изменениям окружающей среды.
Выводы
1. Методика, основанная на использовании средств ЛФК, направленных на коррекцию нарушений осанки, не обеспечивает достоверного (Р>0,05) изменения тотальных размеров тела (длину тела, массу тела, индекс Кетле), но при этом обеспечивает достоверное увеличение следующих показателей: силы, сгибания-разгибания рук в упоре лежа: в экспериментальной группе результаты выросли на 7,5% (Р<0,05), в контрольной группе выросли на 4,0% (Р>0,05); подъем туловища из положения лежа: в экспериментальной группе результаты выросли на 5,6% (Р<0,05), в контрольной группе выросли на 2,7% (Р>0,05); поднимание ног в висе до горизонтали: в экспериментальной группе результаты выросли на 4,5% (Р<0,05), в контрольной группе выросли на 3% (Р>0,05); при определении гибкости - наклон туловища вперед: в экспериментальной группе результаты значительно выросли на 6,6% (Р<0,05), в контрольной группе выросли всего на 3,0% (Р>0,05).
2. Проведенные исследования показывают, что в занятиях со студентками СМГ, имеющими нарушения осанки, основным средством коррекции являются физические упражнения, направленные на укрепление костно-мышечной системы; упражнения, направленные на улучшение координации движений, на воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Целесообразно применение статических и динамических упражнений, способствующих коррекции деформации позвоночника, дыхательных упражнений, способствующих повышению функциональной тренированности организма и общему укреплению здоровья.
3. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют, что при разработке индивидуальных коррекционно-профилактических мероприятий необходимо учитывать как вид нарушения осанки, так и функциональное состояние опорно-двигательного аппарата.
Примечания:
1. Остеохондроз позвоночника: причины появления, способы предупреждения и методика ЛФК: учеб.-метод. пособие / Н.А. Цеева [и др.]. Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. 40 с.
2. Цеева Н.А., Хакунова М.М., Исаков О.И. Методика проведения занятий по физической культуре со студентами, отнесенными по состоянию здоровья в группу ЛФК: учеб.-метод. пособие. Майкоп, 2014. 47 с.
3. Цеева Н.А., Чермит З.К. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у студентов специальных медицинских групп посредством лечебной физической культуры: учеб.-метод. пособие. Майкоп, 2010. 42 с.
4. Цеева Н.А. Формирование базовой физической культуры личности студенток на занятиях в специальных медицинских группах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2009. 24 с.
References:
1. Vertebral osteochondrosis: causes, methods of prevention and methods of physical therapy: a manual / N.A. Tseeva [et al.]. Maikop: ASU Publishing House, 2005. 40 pp.
2. Tseeva N.A., Khakunova M.M., Isakov O.I. Methods of organizing physical culture classes with students, classified for health in the physical therapy group: a manual. Maikop, 2014. 47 pp.
3. Tseeva N.A., Chermit Z.K. Correction of posture and flat feet of students of special medical groups through medical physical training: a manual. Maikop, 2010. 42 pp.
4. Tseeva N.A. Formation of the basic physical culture of students during classes in special medical groups: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2009. 24 pp.