ББК 88.52
Л.Д. Демина, А.С. Кузьмина
Самоотношение судебных приставов-исполнителей в контексте профессионально важных качеств
L.D. Demina, A.S. Kuzmina
Self-Relation of Bailiffs in the Context of Professional Important Qualities
Анализируются особенности самоотношения судебных приставов-исполнителей. Выявляются взаимосвязи типов самоотношения с профессионально важными качествами специалиста.
Ключевые слова: самоотношение, самореализация, профессионально важные качества, судебный пристав-исполнитель.
The authors analyze the peculiarities of bailiffs’ selfrelation, identify relationship between types of self-relation and the professional important qualities of specialist. Key words: self-relation, self-actualization, professional important qualities, bailiff.
Психология служебной деятельности в настоящее время является одним из перспективных направлений в психологии, поскольку данная область знания является недостаточно изученной. Психологическое исследование особенностей самоотношения судебных приставов-исполнителей проводится впервые.
Работа судебного пристава-исполнителя, как и любая другая служебная деятельность, сопряжена с различными стрессовыми факторами, связанными в первую очередь с исполнением решений суда, такими как:
- высокие эмоциональные нагрузки, сопряженные с моральной ответственностью (например выселение граждан, изъятие из семьи ребенка, арест имущества);
- работа с категориями граждан «должник - взыскатель», при взаимодействии с которыми высок риск конфликтных ситуаций;
- необходимость исполнения своих служебных обязанностей в условиях риска для жизни;
- взаимодействие с социально неблагополучными гражданами;
- негативное отношение в обществе к людям данной профессии.
Перечисленные стрессовые факторы могут приводить к развитию у сотрудников синдрома эмоционального выгорания, изменению личности, профессиональной деформации. Особенно высок риск появления негативных симптомов у молодых сотрудников, проходящих период адаптации к служебной деятельности. Для успешной адаптации специалиста к службе, самореализации личности в профессиональном аспекте важно познать себя, свои особенности, возможности и ресурсы. Познание собственной личности тесно связано с ценностным и эмоциональным осмыслением этих знаний, что и составляет основу самоотношения.
Среди большого количества стрессовых факторов хочется обратить внимание на негативный образ профессии судебного пристава-исполнителя в обществе. Представитель данной профессии воспринимается как человек, «выбивающий долги», «отбирающий имущество», а не государственный служащий, стоящий на страже закона, восстанавливающий права граждан, исполняющий решение суда. Молодой сотрудник с несформированным или негативным са-моотношением, столкнувшись с данной проблемой, оказывается неспособным ценностно переработать, осмыслить данную ситуацию и на основе позитивного отношения к себе сформировать принимаемый им благоприятный образ профессии. Это ведет либо к отсутствию самореализации в профессиональной сфере, накоплению негативных эмоций, развитию синдрома эмоционального выгорания, либо к уходу с государственной гражданской службы.
Поэтому важной составляющей психологического обеспечения служебной деятельности является изучение особенностей самоотношения судебных приставов-исполнителей. В дальнейшем полученную в ходе исследования информацию планируется использовать для составления программы по психологическому сопровождению государственных гражданских служащих, вновь принятых на вакантную должность.
Кроме того, актуальность заявленной темы объясняется рядом причин теоретического характера, связанных в первую очередь с определением понятия «самоотношение» личности. Проблема самоотноше-ния личности является достаточно проработанной, раскрыты механизмы его формирования, особенности функционирования и строения, однако многозначность трактовки категории «личность» в психологии
педагогика и психология
отставляет открытым вопрос о методологическом осмыслении понятия «самоотношение».
В современной психологии проблеме самоотноше-ния уделяется пристальное внимание. Среди зарубежных и отечественных научных трудов можно назвать работы Р. Бернса, С. Куперсмита, С.Р. Пантилеева,
Н.И. Сарджвеладзе, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина, М.И. Лисина, И.Г. Чесноковой.
Понятие «самоотношение» раскрывается через такие категории, как «установка» (Д.Н. Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н. Мясищев), «аттитюд» (М. Розенберг), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л. Рубинштейн).
Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе, который понимал под ним особое отношение личности к самому себе и классифицировал самоотношение как класс социальной установки. Рассматривая феномен самоотношения, автор включает в качестве его отдельных сторон самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию [1]. Д.Н. Узнадзе также определял отношение человека к себе как установочное образование [2].
В.В. Столин трактовал самоотношение как особую активность субъекта в адрес своего «Я», состоящую в определенных внутренних действиях и установках на них [3].
Самоотношение в исследованиях Д. Дембо, С. Куперсмита, М. Розенберга рассматривается как своеобразная устойчивая личностная черта. В основе устойчивости самоотношения лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве, устойчивости образа «Я».
Наиболее цитируемой концепцией является точка зрения С.Р. Пантилеева, который определял самоотношение через соотнесение с иерархической структурой мотивов, предложенной А.Н. Леонтьевым. Отношение личности к себе рассматривается как двухуровневое образование, включающее в себя эмоциональноценностное отношение и самооценку. Причем эмоционально-ценностное самоотношение доминирует в данной структуре [4].
Важное значение в формировании отношения к себе придается позитивному самоотношению. В системе позитивного самоотношения выделяются две подсистемы: система самооценок, основанная на сравнении себя с другими (самоуважение), и система эмоционально-ценностного отношения к себе, основанная на сравнении себя с самим собой (аутосимпатия). При неблагоприятном стечении обстоятельств возможно развитие противоположных характеристик: неприятия себя, неуважения, отсутствия интереса к себе, нарастания внутренних конфликтов и чувства вины, которые в целом интегрируются в негативное самоотношение.
Самотношение является действенным началом самоосуществления и саморазвития индивида как личности. Самотношение расширяет человеческие возможности, способности и потребности, оно стимулирует человека к самореализации.
Анализ изученной литературы позволил выдвинуть ряд предположений, связанных с пониманием взаимосвязи самоотношения личности с профессионально важными качествами судебных приставов-исполнителей: вероятно, что положительное, дружественное отношение специалиста к себе взаимосвязано с такими профессионально важными качествами, как эмоциональная устойчивость, ответственность, рациональность, целеустремленность.
Цель исследования - особенности самоотношения судебных приставов-исполнителей в контексте профессионально важных качеств. Для реализации цели и проверки выдвинутых гипотез применены такие методы, как анкетирование, психологическое тестирование (16-факторный опросник Кетелла (форма С), опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева), методы математико-статистической обработки данных.
В исследовании приняли участие 40 испытуемых, которые успешно прошли конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - судебного пристава-исполнителя. Выборка в равной степени состояла из мужчин и женщин в возрасте 22-30 лет.
Для выявления связи индивидуально-типологических особенностей судебных приставов-исполнителей и проявлений самоотношения использован факторный анализ, который был выполнен методом главных компонентов с применением Varimax-вращения. В результате факторного анализа было выделено пять факторов, объясняющих 91,7% кумулятивной дисперсии. Перейдем к описанию и интерпретации полученной факторной модели (см. табл.).
Первый фактор «позитивная самооценка» (факторная нагрузка составила 24,8%) представлен аутосимпатией, самоинтересом, самоуважением, высоким уровнем самоконтроля, сознательностью, точностью в выполнении социальных требований, высоким уровнем эмоциональной стабильности. Положительное, дружественное отношение специалиста к себе, принятие своих особенностей, самостоятельность в выборе, вера в себя, интерес к своим особенностям, активизирующим рефлексивность, сочетаются с такими профессионально важными качествами, как развитый самоконтроль, дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований. Такие судебные приставы-исполнители отличаются высоким уровнем эмоциональной устойчивости, умением находить выход из сложных ситуаций. Для них характерна самостоятельность в принятии решений, независимость во взглядах, упорность в достижении поставленных целей. Кроме того, такие специалисты обладают выдержанностью, сознательностью, ответственностью.
Результаты факторного анализа
Показатели Факторы
1 2 3 4 5
Фактор Q3 0,89
Фактор С 0,88
Шкала самоинтересов 0,78 0,56
«Самоуважение» 0,76
«Ауто симпатия» 0,74
Фактор G 0,70 0,67
Фактор Q2 0,70 - 0,53
«Самопонимание» 1,00
Фактор F - 0,97
Фактор Е 0,90 0,53
«Самоинтерес» 0,62
«Самопринятие» 0,60 0,74 0,58
«Отношения других» 0,60
Шкала ожидаемого отношения от других 0, 61
Фактор I - 0,62
«Самообвинение» - 0,58 0,64
«Саморуководство» 0,96
Фактор N - 0,89
«Самоуверенно сть» 0,88 0,41
Фактор L 0,86
Фактор Q4 - 0,90
Фактор Н 0,58 - 0,75
Фактор Q1 0,98
Фактор О
Фактор М - 0,52
Фактор А 0,42
Фактор В 0,48
Подобные стратегии позволяют успешно адаптироваться к служебной деятельности и проявлять гибкость в поведении.
Второй фактор «самоприятие/эмоциональная зрелость» (факторная нагрузка составила 21,3%) представлен самопониманием, самопринятием, отраженным самообвинением, независимостью, серьезностью. Знание своих особенностей, понимание самого себя, самоодобрение, доверие к себе характеризуют серьезных, самоуверенных, настойчивых, сдержанных судебных приставов-исполнителей, которым присущи твердость в действиях и принципиальность.
Третий фактор «саморуководство» (факторная нагрузка составила 20,1%) представлен саморуковод-ством, самоуверенностью, простотой, практичностью, твердостью. Данной группе специалистов присущи высокий уровень саморуководства, уверенность в себе и своих возможностях, позволяющие человеку активно реализовывать себя как в профессиональной, так
и другой деятельности. Государственных гражданских служащих, относящихся к данной группе, можно описать как практичных, рациональных, реалистичных, склонных брать на себя ответственность за принятые решения.
Четвертый фактор «сензитивность» (факторная нагрузка составила 13,1%) представлен самообвинением, ожидаемым отношением других, конформностью, застенчивостью, флегматичностью, склонностью к чувству вины. Для судебных приставов-исполнителей с высоким уровнем самообвинения, самокритичных, заинтересованных во мнении окружающих, характерны зависимость от группового мнения, конформность, склонность к чувству вины, отсутствие самостоятельности в принятии решений, ориентация на социальное одобрение.
Пятый фактор «радикализм» (факторная нагрузка составила 12,2%) представлен самоуверенностью, самоинтересом, независимостью, радикализмом.
педагогика и психология
Для государственных гражданских служащих данной группы характерно стремление к изменениям и нововведениям, они уверены в себе, инициативны, в то же время их отличает высокий интерес к своей внутренней жизни.
Таким образом, полученная факторная модель описывает пять типов самоотношения судебных приставов-исполнителей в контексте профессионально важных качеств.
На основе результатов, полученных с помощью методов математической статистики, сделаны следующие выводы:
1. Положительное, дружественное отношение специалиста к себе, принятие своих особенностей, вера в себя, интерес к своей индивидуальности связаны с такими профессионально важными качествами, как развитый самоконтроль, дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, эмоциональная устойчивость, умение находить выход из сложных ситуаций, упорность в достижении поставленных целей, выдержанность, сознательность, ответственность.
2. Знание своих особенностей, понимание самого себя, самоодобрение, доверие к себе характеризуют
серьезных, самоуверенных, настойчивых, сдержанных судебных приставов-исполнителей, которым присущи твердость в действиях и принципиальность.
3. Высокий уровень саморуководства, уверенность в себе и своих возможностях отличают практичных, рациональных, реалистичных, государственных служащих.
4. Для судебных приставов-исполнителей с высоким уровнем самообвинения, самокритичных, заинтересованных во мнении окружающих, характерны зависимость от группового мнения, конформность, склонность к чувству вины, отсутствие самостоятельности в принятии решений, ориентация на социальное одобрение.
5. Высокий самоинтерес у государственных гражданских служащих связан со стремлением к изменениям и нововведениям, уверенностью в себе и инициативностью.
В заключение стоит отметить, что позитивное са-моотношение, дружественное отношение к себе, принятие себя и своих способностей являются профессионально важными качествами, способствующими самореализации личности.
Библиографический список
1. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
2. Узнадзе Д.Н. Общая психология : пер. с груз. - М. ; СПб., 2004.
3. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.
4. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоциональнооценочная система. - М., 1991.
5. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от эмоциональных и когнитивных компонентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2007.