УДК 37.4+379.8+ 376.5+376.6
Кожемякина Ольга Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, olgaleko@mail.ru, Новосибирск
особенности самоотношения депривированных
ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛьНОЙ АДАПТАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема социальной адаптации депривированных подростков, которая предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. Выявление особенностей депривированных подростков одна из задач специальной психологии и педагогики. При помощи методики изучения самоотношения (МИС) В. В. Сталина и С. Р. Пантилеева была выявлены особенности самоотношения депривированных подростков зависимости от пола. Девочки отличаются высокими показателями по шкалам саморуководство, самопринятие и самообвинение. Результаты исследования можно использовать при организации психолого-педагогической помощи депривированным подросткам.
Ключевые слова: социальная адаптация; самоотношение; депривация; подростки.
Kozhemyakina Olga Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Psychology of Personality and Special Psychology at Novosibirsk State Pedagogical University, olgaleko@mail.ru, Novosibirsk
PECULIARITIES OF THE SELF- RELATIONS OF DEPRIVED TEENAGERS IN THE PROCESS OF SOCIAL ADAPTATION
Abstract. The problem of social adaptation deprived teens, which involves a comprehensive approach in dealing with the psychological problems of the individual. Identify features of deprived teenagers is one of the special problems of psychology and pedagogy. Was identified and described the specifics of the self-deprived adolescents according to gender. Girls have high scores on self-leadership, self-acceptance and self-blame.
Keywords: integration of pedagogical approaches, a continuous pedagogical education, culture of creative self-realizations of the person
На современном этапе общественного развития формирование здоровой личности ребенка является не только одним из основных направлений деятельности образовательно-воспитательных и оздоровительных учреждений и одним из главных принципов полноценной интеграции личности в социум, но и определяется как особая государственная забота и важнейший приоритет социальной политики государства в отношении детей. Наблюдения показывают, что в условиях сиротства или воспитания детей в ситуациях семейного неблагополучия, неудовлетворение основных потребностей (органических, потребностей в принадлежности и любви, в безопасности, в новых впечатлениях) и сужение на ранних этапах развития ребенка возможностей социальной активности влекут формирование деприви-
рованной личности (состояния психической депривации) со специфическим отношением ребенка к миру, деятельности, окружающим, себе [8; 9; 10].
Системный подход к про-блеме социальной адаптации воспитанников предлагает изменение форм и методов групповой и индивидуальной коррекционно-реабилитаци-онной практики социальной работы не только в реабилитационных учреждениях, но и в образовательных учреждениях [10; 14].
Депривированных подростков характеризует большая неустойчивость настроений, поведения, частая смена самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки [8; 16; 18]. Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
стороны потребностью в самоутверждении, с другой - потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте - интимно-личностная [12]. Эти потребности и образуют основные характеристики личности подростка. Одной из главных личностных характеристик можно считать личностную нестабильность подростка, проявляющуюся в аффективных эмоциональных состояниях. Важным фактором, влияющим на эмоциональное состояние подростка, является такая характеристика личности как самооценка. Старшие подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Эмоционально неблагопо-лучный подросток в зависимости от психической структуры личности может испытывать как тревогу, так и страх, зачастую приводящие к аддиктивному поведению [5].
Рассматривая систему эффективной социальной адаптации необходимо обратиться к анализу внутренних закономерностей развития и индивидуально-психологических особенностей депривированного подростка, прежде всего, системы отношений человека. Одним из важнейших компонентов системы отношений человека является его отношение к себе. В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями [3; 19]. Анализ работ, посвященных изучению данной темы, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий. Следует назвать такие понятия, как: обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка», «личностный смысл», «отношение», «аттитюд», «социальная установка», «чувство» [11].
Самоотношение рассматривается как феномен и понятие. Феномен самоотношения в виде своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку,
эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию. Понятие самоотношения является родовым относительно понятий самосознания, самооценки и других подобных понятий, внутренней жизни личности [4; 15]. Самоотношение по мнению специалистов включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, причем можно говорить о тенденции согласованности между ними [3; 11]. Самоотношение, по мнению С.Р. Пантиле-ева, реализуется на основе сравнения себя посредством приема аутокоммуникации (внутреннего диалога) с самим собой в различных ситуациях жизнедеятельности [2]. Самоотношение влияет и на формирование идентичности подростков, а несформирован-ная идентичность взаимосвязана со склонностью к аддиктивному поведению [17].
Формирование эмоционального компонента самоотношения получил огромное развитие и в педагогике. Поддерживая становление процессов самосознания (самопознание, самоотношение, саморегуляцию), педагог стимулирует развитие индивидуального «Я» школьника, формирование его мировоззрения и системы ценностей, направляет процессы осознанного самоопределения и саморазвития. Самосознание является внутренним стержнем личности, во многом определяющим ее развитие [1; 7].
В содержании педагогики самосознания, рассматривается взаимосвязь сознания (в котором выступает «образ мира») и самосознания («образ Я») через мышление («образ мысли»). Именно педагогика самосознания помогает школьнику в формировании «Я» - концепции, в стимулировании его самовосприятия, самооценки, развитии способов мышления, способности анализировать свою деятельность и взаимодействие с другими людьми [6]. В рамках введения ФГОС педагогика самосознания выходит на новый уровень значимости и внедрения в педагогическую практику. В основе самоотношения лежат способность человека осознавать и анализировать свои эмоции, взаимоотношения с людьми, настроения, свои потребности - «хочу», «надо», «должен» - находить соответствие и видеть разногласия между ними, его умение определять наиболее значимое и ценное [7].
Хотелось бы отметить важность форми-
рования позитивного самоотношения, поскольку именно оно способствует повышению уровня социальной адаптации личности депривированного подростка. Показателями сформированности позитивного самоотношения выступают самоуважение, аутосим-патия, положительное отношение к другим, самопринятие, самоуверенность, саморуководство, самообвинение, самоинтерес.
Центральное место во многих психологических подходах занимает изучение самосознания и «Я» как формы переживания человеком своей личности. У Джемс определил традицию выделения двух аспектов «Я»: «Я» -познающее и «Я» - познаваемое, которое он назвал эмпирической личностью. В последней выделяется физическая или материальная личность, социальная и духовная личности [2].
Цель исследования: выявление особенностей самоотношения депривированных подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: между самоотношением депривированных подростков (мальчиков и девочек), существуют различия.
Материалы и методы исследования: практическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 105 г. Новосибирска, ГКОУ Новосибирской области «Областной детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Все подростки развивались в условиях эмоци-
ональной депривации. Выборку составили 73 подростка в возрасте 12-15 лет, С целью выявления особенностей самоотношения в зависимости от пола нами были выделены следующие две экспериментальные группы: ЭГ-М (N=33) составили мальчики, ЭГ-Ж (N=40) составили девочки.
Методика изучения самоотношения (МИС) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева [13]. Методика состоит из 110 утверждений и предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающая когнитивные, динамические, интегральные аспекты.
Произведен расчет центральной тенденции по параметрам методики изучения самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пан-тилеева и рассчитаны средние значения исследуемых переменных. Графическое выражение результатов исследования представлено на рисунке.
Таким образом, по результатам расчета средних значений можно сделать выводы о том, что девочки отличаются высокими показателями по шкалам саморуководство, самопринятие и самообвинение.
В ходе дальнейшей эмпирической обработки полученных данных рассчитывалась достоверность различий между исследуемыми параметрами. Достоверность различий в уровне выраженности исследуемых признаков между испытуемыми ЭГ-М (N=33) и ЭГ-Ж (N=40), испытуемыми ЭГ-1 (N=38)
8,00
7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00
(9 £ о X
о о н
о о о
н ^ U « о и
1 а U 2
я X ^
>у ft
о о
S S
л л
о о
Г
U Я о с
& о
и ю о с
& о
□ м
1 ж
0
1
к
§
£ £
и
Рисунок - Оценка центральной тенденции распределения характеристик у испытуемых подвумэкспериментальным группам по методикеизучениясамоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева (*р<0,05; ** р<0,01)
*
*
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица - Расчет достоверности различий по исследуемым параметрам между ЭГ-1 и ЭГ-2
Наименование шкал Статистика U - Манна-Уитни Уровень значимости
Самопринятие 470 0,035
Самообвинение 471 0,034
Саморуководство 426 0,009
и ЭГ-2 (N=35) оценивалась при помощи непараметрического критерия и-Манна-Уитни. Результаты расчета достоверности между группами ЭГ-М и ЭГ-Ж представлены в таблице.
Так, анализ данных позволяет нам сделать заключение о том, что по исследуемым характеристикам - самоотношению - между мальчиками и девочками существуют различия.
Девочки отличаются от мальчиков по параметрам саморуководство, самопринятие и самообвинение. Это может свидетельствовать о том, что девочки обладают более выраженными впечатлительностью, склонностью к рефлексии, пессимистичностью в оценке перспектив. Так же девочки в отличие от мальчиков более эмоциональны, восприимчивы и более склонны к чувству незащищённости.
Помимо этого девочки более успешно интегрируют и организовывают свою личность, деятельность и общение; им присуща уверенность, что жизнь находится в их собственных руках. Присущи так же чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть и готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что между самоотношением депривированных мальчиков и девочек, существуют различия, которые необходимо использовать специалистам при организации психолого-педагогической помощи.
Мы считаем, что необходима целостная концепция социальной реабилитации личности, в которой процесс адаптации депри-вированных подростков должен рассматриваться двуедино:
- как реализация внешних социокультурных условий жизнедеятельности личности и потребности в адаптации как условии бла-
гополучия ребенка в социуме;
- как реализация внутренних условий, связанных с развитием эмоциональной и духовной сфер ребенка [10].
Психологическая коррекция самоотношения является одним из важнейших аспектов в процессе социальной адаптации деприви-рованного подростка.
Библиографический список
1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО НГПУ, 2012. - № 4 - С. 197-204.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 209 с.
3. Белова И. М, Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Нехвядович Э. А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3 (часть 3). - С. 620-628; URL: www.rae.ru/fs/? section=content&op=show_ article&article_id=10002996 (дата обращения: 31.08.2014).
4. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 425 с.
5. Винникова Г. В., Ярышева А.А. Социально-психологические детерминанты наркозависимого поведения в старшем подростковом и юношеском возрасте // Философия образования - 2011. -№5 (38). - С.165-174.
6. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
7. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Известия Саратовского университета им. Н.Г.Чернышевского. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. -2010. - Т. 3. - № 4.- С. 80- 84.
8. Кожемякина О. А. Влияние личностных особенностей и депривации на социальную адаптацию подростков // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3[22]. - С. 166-168.
9. Кожемякина О. А. Социальная адаптация
подростков средствами социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 1[26]. - С. 271-273.
10. Кожемякина О. А. Социальная адаптация депривированных подростков: монография. -Новосибирск, изд-во НГПУ, 2013. - 215 с.
11. Колышко Л. M. Психология самоотношения. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
13. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ:Хранитель, 2008. - 671с.
14. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
15. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение лич-
ности //Психология самосознания: хрестоматия; под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ М», 2000. - С. 174-207.
16. Собольников В. В. Коррекция девиант-ного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО НГПУ, 2014. -№ 4 - С.173-178.
17. Ярышева А. А. Взаимосвязь несформи-рованной идентичности и склонности к аддик-тивному поведению старшеклассников: монография. - Новосибирск, изд-во НГПУ, 2013. -131 с.
18. Beebe J. Evolving the Eight-Function Model. - TypeFace, 16 / 2, 2005. - Р. 8 - 11.
19. Berry J. W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario, 1996. - Р.8-12.