УДК 371.134:159.923.2 ББК 74.204.2 Ж 53
Л.З. Жемухова
САМООТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО
УЧИТЕЛЯ
Аннотация. В статье отражены результаты решения задач по определению потребностно-мотивационной сферы и выявлению влияния данной сферы на формирование их самоотношения и успешности. Доказывается, что актуализированные потребности учителя в самореализации, самоутверждении требуют совершения действий: выражение профессионального «Я», проявление собственного «Я» в педагогической деятельности. Эти действия подвергаются оценке со стороны других и самооценке, что вызывает принятие или непринятие этой оценки. Принятие приводит к фиксации достижений и признания самоценности личности учителя, которые вызывают переживание успеха, что формирует позитивное самоотношение, а оно, в свою очередь, состояние успешности учителя. При этом профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор формирования самоотношения личности учителя. Поэтому только при наличии оптимального мотивационного комплекса у учителя возможно эффективное развитие успешности, профессиональной образованности и культуры личности.
Ключевые слова: самоотношение, успешность, учитель, успех, самоуважение, «Я»-концепция, профессиональная мотивация.
L.Z.Zhemukhova
SELF-ATTITUDE AS THE FACTOR OF THE MODERN TEACHER’S SUCCESS
Abstract. The paper shows the results of the solution of tasks on definition of need-motivational sphere and on revealing influence of this sphere on formation of self-attitude and success. It is proved that the staticized needs of the teacher for self-realization and self-affirmation demand fulfillment of actions: expression of professional «ego» and display of own «ego» in pedagogical activity. These actions are subject to the estimation on the part of others and to a self-estimation that causes acceptance or nonacceptance of this estimation. Acceptance results in fixing achievements and recognitions of selfvalue of the teacher’s person that cause experience of success that forms the positive self-attitude and in turn a condition of success of the teacher. Thus, the professional motivation acts as the internal driving factor of formation of the self-attitude of the teacher’s person. Therefore, effective development of success, professional erudition and culture of the person are possible only at presence of an optimum motivational complex at the teacher.
Key words: self-attitude, success, teacher, success, self-esteem, “Ego”-concept, professional motivation.
Анализ западной и отечественной психолого-педагогической литературы позволил установить связь между феноменами самоотношения и успеха в работах Джеймса У., Кона И.С., Маслоу А., Сафина В.Ф., Хорни К. и др.
Зависимость динамики деятельности от наличия или отсутствия успеха, связь успеха с притязанием, трудностью задач, самооценкой (уровнем «Я») личности выявлены в экспериментальных исследованиях Юнкат М.
Формирование положительной «Я-концепции» для педагога заключается, по Бернсу Р., в формировании индивидуальных умений (расширении понятия успеха, самоуважения, уважения других); уверенности в себе (способности выражать свои чувства, давать и получать обратную связь, наблюдать и фиксировать результаты). Некоторые авторы рассматривают формирование положительной самооценки как фактор успешности педагогической деятельности. Они подчеркивают, что у учителя, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей
профессией и эффективность работы в целом.
Джеймс У. [1] отмечает, что источником благоприятного и неблагоприятного состояния человека является его успех или неуспех. Человек, достигший успеха с помощью собственных сил, окруженный друзьями, пользующийся славой, едва ли будет поддаваться странным сомнениям; в противоположность ему - человек, потерпевший ряд неудач, становится неуверенным и отступает перед попытками, превосходящими его силы. Знаменитая формула самоуважения Джеймса У., где самоуважение определяется отношением действительных способностей к потенциальным, позволяет обосновать один из путей формирования самоотношения:
успех
самоуважение =-----------------
притязание
Из формулы следуют два пути повышения самоуважения. Можно уменьшить знаменатель или увеличить числитель. И тот и другой пути реальны. Однако один путь при постоянном снижении ведет вниз по жизненной лестнице, другой может вести вверх.
Самоотношение и степень значимости его компонентов зависят, прежде всего, от ценностей иерархии деятельностей, в которых индивидуум предусматривает преимущественную сферу самореализации (труд, семейная жизнь, общественная деятельность и т.д.) и специфических критериев, которыми он измеряет свои жизненные успехи и поражения». Хорни К. рассматривает ситуацию успеха, отмечая, что «другие нас оценивают не только по степени нашего успеха; волей-неволей наша собственная самооценка следует по тому же пути, ... значимость человека напрямую связана с успехом, сопутствующим ему, что создает шаткую основу для самоуважения» [5, с. 191]. Адлер А. характеризует три основные жизненные задачи, с которыми сталкивается каждый индивидуум - работа, дружба и любовь. По Адлеру, работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в которой она полезна другим. Движущие силы развития личности - универсальное стремление к успеху. Бернс Р. успехи на работе и в жизни связывает с представлениями человека о своих способностях, чем от самих способностей, т.е. не сами способности выражают положительное самоотношение, а представления о своих способностях. Он выделяет три фактора положительной «Я»-концепции: твердая убежденность в импонировании другим людям, уверенность в своих способностях к тому или иному виду деятельности и чувство собственной значимости.
Роджерс К. [3], изучая «Я»-личности, отмечает, что она формируется и развивается во взаимодействии с окружающей средой, действительностью, в общении с другими людьми. Он выделяет «Я»-личности как особую область в поле опыта индивида, которая складывается из системы восприятия и оценки человеком собственных черт. Сущность личности выражается в знании человеком самого себя и отношением к себе. Вопросам формирования самооценки и ее роли в развитии личности уделено большое внимание, он считает самосознание и самооценку центральным звеном в структуре личности. Самооценка, по мнению Роджерса К., обеспечивает человеку ориентацию в окружающей социальной среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями.
Сластенин В.А. [4], рассматривая структуру личности учителя, его профессиональное самосознание, выделяет приоритетные положения профессиональноценностных ориентаций педагога, определяя их как главное образование личности учителя. В качестве главных характеристик он рассматривает избирательность отношения учителя к профессии, личности воспитанника и самому себе.
Содержание профессионально-ценностных ориентаций учителя разделяют на три блока Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. [2, с. 41-43].
Основным содержанием первого блока выступают ориентация на интересы и потребности ребенка, на уважение к нему и безусловное принятие, на его личностное развитие, взаимодействие и сотрудничество с детьми.
Второй блок отражает отношение к профессии и профессиональной деятельности, включает ориентацию на ценности профессии, выражающие значимость трудовой деятельности для личности, характеризующие ее потребности для личности и мотивы участия в ней. Это ориентация на творчество и самореализацию в профессии; социальную значимость профессиональной деятельности; профессиональное сотрудничество.
Третий блок отражает профессионально-ценностные ориентации учителя, определяющие его отношение к личности педагога и к самому себе как педагогу.
Данный блок отношений играет существенную роль в процессе идентификации учителем себя как педагога; становлении позитивного образа «Я»; единой установке по отношению к самому себе; формированию ценностно-мотивационной готовности учителя к профессионально-личностному самосовершенствованию. Данный блок включает в себя также ориентацию учителя на самопознание, позитивное самовосприятие и принятие себя, профессионально-личностное саморазвитие, духовное совершенствование и приобщение к ценностям культуры - профессионально-значимые качества, закрепленные в профессиональном идеале учителя.
Таким образом, ценностные ориентации учителя, являясь структурным компонентом профессионально-педагогической направленности, представляют систему трех видов отношений к значимым моментам профессиональной деятельности: педагогическому труду, личности учащегося, личности учителя и к самому себе как педагогу.
Проведенный анализ выявил прямую зависимость между самоотношением личности и успешностью современного учителя и позволил выстроить динамическую систему логически выверенных шагов учителя по становлению его позитивного самоотношения. Актуализированные потребности учителя в самореализации, самоутверждении требуют совершения действий: выражение профессионального «Я», проявление собственного «Я» в педагогической деятельности. Эти действия подвергаются оценке со стороны других и самооценке, что вызывает принятие или непринятие этой оценки: принятие приводит к фиксации достижений и признанию самоценности личности учителя, которые вызывают переживание успеха, что формирует позитивное самоотношение, а оно, в свою очередь, состояние успешности учителя. Позитивное самоотношение приводит к становлению успешности личности учителя в педагогической деятельности без деструктивных изменений, и эта связь может быть основой, приводящей к необходимости формирования позитивного самоотношения как фактора, обеспечивающего успешность современному учителю.
Таким образом, проведенный анализ по проблеме исследования показал необходимость создания условий, обеспечивающих личностную и профессиональную успешность современному учителю, как совокупность условий, приводящих к успешной личности без деструктивных изменений, что возможно при формировании позитивного самоотношения личности учителя.
Для разрешения задачи выявления влияния потребностно-мотивационной сферы учителя на его самоотношение и успешность изучена мотивация профессиональной деятельности учителя по методике Замфир К. в модификации Реана А., по которой учителя дали оценку значимости мотивов профессионально-педагогической деятельности по пятибалльной шкале.
В исследовании приняло участие 362 учителя 9-14 категории средних школ г. Нальчика (МОУ СШ № 5, 27, 31) возраст которых от 22 до 65 лет.
На основании полученных результатов определили мотивационный комплекс каждой личности. Мотивационный комплекс представлял собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешне-положительной
мотивации (ВПМ), внешне-отрицательной мотивации (ВОМ).
Наилучшим, оптимальным мотивационным комплексом посчитали следующие два типа сочетаний: внутренняя мотивация (ВМ) > внешне-положительной (ВПМ) > внешнеотрицательной (ВОМ); внутренняя мотивация (ВМ) = внешне-положительной (ВПМ) > внешне-отрицательной (ВОМ), а наихудшим мотивационным комплексом тип внешнеотрицательная (ВОМ) > внешне-положительной мотивации (ВП М) > внутренней мотивации (ВМ).
Наилучший мотивационный комплекс показали 85 учителей; наихудший 107; скорее негативный, чем позитивный (ВМ < ВПМ = ВОМ; ВМ < ВПМ > ВОМ) показали 90 учителей; скорее позитивный, чем негативный (ВМ = ВПМ < ВОМ; ВМ = ВПМ<ВОМ) показали 80 учителей.
У этих учителей активность мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов. Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, он с большей готовностью, чем его коллега с неадекватной самооценкой и высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, администрацией школы, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Тем самым педагог, испытывающий убежденность в личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге развивающе воздействует на их личность. К сожалению, 30% учителей полностью не удовлетворены своей профессией, т.е. имеют высокий уровень эмоциональной нестабильности, здесь деятельность педагога обусловлена мотивами избегания порицания, желанием не «попасть впросак» (которые превалируют над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над положительной внешней мотивацией).
Данный этап исследования, позволяет установить связь между потребностно-мотивационной сферой и позитивным самоотношением личности учителя, которая отражена на рис.1.
Мотивационные комплексы учителей (п=362)
Позитивный > чем негативный ВМ < ВПМ > ВОМ, ВМ = ВПМ < ВОМ 22% (п=80) Наилучший ВМ > ВПМ > ВОМ, ВМ = ВПМ > ВОМ 25% (п=90) Негативный > чем позитивный ВМ < ВПМ > ВОМ, ВМ < ВПМ =ВОМ 23% (п=85) Наихудший ВОМ > ВМ >ВПМ 30% (п=107)
4Г
Возможность полной самореализации в педагогической деятельности, удовлетворение от результатов деятельности, потребность в достижении признания и уважения со стороны других, стремление достичь вершин профессионализма, удовлетворенность собой и профессией учителя.
7
Стремление избежать критики со стороны
руководителя, стремление избежать возможных наказаний со стороны руководителя, профессиональная и эмоциональная
неустойчивость.
Неудовлетворенность собой и профессией учителя. --------------------^-----------------------------
Позитивное самоотношение:
аутосимпатия, близость
самоуважение,
Негативное самоотношение: самоуничижение, аутоантипатия, отдаленность
Личностная успеШнОсть - личность, способная к позитивному самоизменению в новых условиях. Профессиональная успешность - проживание личностных достижений в педагогической деятельности; стремление к педагогическому успеху и мастерству.
----------------^------------------------
Эмоциональная нестабильность личности педагога, неумение преобразовывать себя в новых условиях, отсутствие стремления достичь вершин профессионализма, профессиональная неустойчивость.
Рис.1. Связь самоотношения личности учителя с потребностно-мотивационным компонентом
деятельности
Таким образом, профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор формирования самоотношения личности учителя. Только при наличии наилучшего, оптимального мотивационного комплекса у учителя возможно эффективное развитие его успешности, профессиональной образованности и культуры личности.
Примечания:
1. Джеймс У. Личность // Психология самосознания: хрестоматия. Самара, 2000.
2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика. М., 2004. 224 с.
3. Романова И.А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 102-112.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя школы как объект теоретического исследования // Теория и практика высшего педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр. М., 1993. С. 65.
5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени // Теория личности в западноевропейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. С. 191-192.
References:
1. James W. The person / Psychology of consciousness. Reading book. Samara, 2000.
2. Nikitina N.N. and Kislinskaya N.V. An introduction in pedagogical activity. The theory and practice. M., 2004. 224 pp.
3. Romanova I.A. Basic directions of research of self-knowledge in foreign psychology // Psychological journal. 2001. No. 1. P. 102-112.
4. Slastenin V.A. and Isaev I.F. Professional pedagogical culture of the teacher of school as object of theoretical research / The theory and practice of the higher pedagogical education: Interuniversity collection of proceedings / Ed. Slastenin V.A. М., 1993. P. 65.
5. Horni K. The neurotic person of our time // The theory of the person in the West-European and American psychology. Reading book on psychology of the person. Samara, 1996, P. 191-192.