несмотря на то, что выявлена положительная статистически значимая связь между абсолютной величиной разрыва ценностей с общим уровнем собственной зависти, данный показатель рассогласованности в моти-вационно-личностной сфере коррелирует с завистью не ко всем выделенным предметам, а лишь к тем, которые относятся либо к сфере разного рода межличностных отноше-
ний, либо к статусным и материальным предметным областям.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социально-психологические детерминанты зависти как характеристики межличностных отношений», проект № 10-06-00091а.
Примечания
1 См.: ШекГ. Зависть: теория социального поведения. М., 2010. С. 16.
2 См.: Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. 1997. Т. 23. № 6. С. 3-11.
3 ИльинЕ.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. С. 318-319.
4 Филипенко В.В., ЧерняевЛ.Л. Зависть и уныние. URL: http://www.sspp.ru/index.php?module=subjects&func=view page&pageid=12 (дата обращения: 27.03.2010).
5 Шек Г. Указ. соч. С. 99.
6 См.: Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004. С. 11, 23.
7 См.: Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М., 1996. С. 81-84.
8 См.: Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1. С. 107-117.
9 Бескова Т.В. Особенности «предметного поля» зависти // Сибирск. психол. журн. 2010. № 35. С. 53.
10 См.: Соколова Е.Е. Психология зависти // Педология. Новый век. 2002. № 10. С. 71-82.
11 Абдрашитова И.В. Зависть: извинительная, продуктивная, конструктивная? URL: http://www.ethicscenter.ru/f/16. html (дата обращения: 11.11.2009).
12 См.: Радлов Э.Л. Философский словарь. СПб., 1904. С. 96.
13 Унамуно М. Испанская зависть // Унамуно М. Избранное: в 2 т. Л., 1981. Т. 2. С. 251.
14 См.: Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. М., 1989.
15 Берлин И. Две концепции свободы. URL: http://www.krotov.info/library/b/ber/lin.htm (дата обращения: 04.03.2010).
16 См.: Муздыбаев К. Указ. соч. С. 3-11; Бескова Т.В. Особенности взаимосвязи самоотношения и зависти // Вес-тн. ун-та (Государственный университет управления). 2009. № 30. С. 15-18.
УДК 316.6
П.Д. НИКИТЕНКО
Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове E-mail: [email protected]
Взаимосвязь самоотношения и характеристик успешности личности социального работника в процессе профессиональной социализации
В статье рассматриваются самоотношение и характеристики успешности личности социального работника в процессе профессиональной социализации. Дается описание самоотношения, успешности во взаимозависимости и взаимовлиянии в процессе профессиональной социализации. Указывается, что отношение к успешности своей профессии может оказывать влияние на самоотношение в той же степени, как и самоотношение может оказывать влияние на эмоционально-оценочные характеристики успешности.
Ключевые слова: самоотношение, успешность, социализация, профессиональная социализация.
P.D. NIKITENKO
Parity of the Self-Relation and Characteristics of Success of the Person of the Social Worker in the Course of Professional Socialisation
In article the self-relation and characteristics of success of the person of the social worker in the course of professional socialisationis considered. The description of the self-relation, success in interdependence and interference in the course of professional socialisationis given. It is underlined, that the relation to success of the trade can influence the self-relation in the same degree, as well as the self-relation can influence emotionally-estimated characteristics of success.
Key words: self-relation, success, socialisation, professional socialisation.
© П.Д. Никитенко, 2010
В настоящее время требования, предъявляемые к работникам социальной сферы, чрезвычайно высоки, что обусловлено социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы, которые коснулись всех социальных слоев общества. В ситуации предельной нестабильности общественного сознания, когда нет приемлемых идеалов прошлого и не найдены новые, адекватные происходящим переменам, в условиях экономической нестабильности, массовой безработицы проблема самоотношения, успешности, профессиональной социализации работников социальной сферы актуальна для социально-психологических исследований. Каждая историческая эпоха требует самодостаточных людей, способных к принятию себя в различных социальных ситуациях — как успешного так и неуспешного процесса профессиональной социализации.
В зарубежной социальной психологии предлагается рассматривать Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. В соответствии с этим выделяются три составляющие:
1) сопоставление образа Я реального и образа Я идеального, причем тот, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должен иметь высокую самооценку;
2) человек стремится оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие, в этом проявляется способность субъекта «принимать» различные социальные реакции;
3) индивид оценивает успешность своих действий через призму своей идентичности, то есть через успешность вхождения в социальное общество, не теряя своей индивидуальности1.
Самоотношение, по Р. Бернсу, существует благодаря тому, что знание о себе не может восприниматься личностью безразлично и пробуждает в нем эмоции, способствует самооценке. Таким образом, Р. Бернс приравнивает самоотношение к интегральной самооценке и определяет его как аффективную составляющую установки на себя, которая имеет устойчивый характер и обладает различной интенсивностью в зависимости от контекста содержания образа Я2.
Р. Бернс дает такое определение Я-кон-цепции: «Это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Описательную составляющую
Я-концепции он называет «образом-Я» или «картиной-Я», что включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя.
В отечественной психологии изучение самооценки велось по двум направлениям: в рамках проблем самосознания; с точки зрения ее роли и функции в структуре личности3.
В.В. Столин считает, что феномены самосознания могут касаться того, как в процессе развития активности субъекта возникает и в дальнейшем развивается самосознание, как структурируется феноменальное Я, как самосознание используется в активности субъекта и влияет на нее. Он также выделяет следующие группы феноменов:
1) субъективного уподобления и дифференциации;
2) самопознания;
3) в которых проявляются функции самосознания в деятельности, общении и развитии индивида4.
Я-концепция, по мнению В.В. Столина, формируется под влиянием различных факторов. Особенно важную роль при этом играет общение со значимыми другими, которые, в принципе, и определяют представления человека о самом себе. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении. Самоотношение понимается как сложная, уровне-вая эмоционально-оценочная система. Оно может быть понято как выражение смысла Я для субъекта, как некое устойчивое чувство в адрес собственного Я, которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, различающихся как по эмоциональному тону, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе5.
ГМ. Андреева считает, что в современной литературе проблема самоотношения раскрывается в двух видах идентичности — личностной и социальной. Если личностная идентичность — это самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида, то социальная связана с отнесением себя к определенной социальной группе6.
Таким образом, большинство зарубежных и отечественных психологов, занимающихся проблемой отношения к себе, рассматривали его как устойчивое чувство или устойчивое отношение к себе. Сама по себе структура самоотношения и факторы, влияющие на ее развитие, с одной стороны, обеспечивают
устойчивость самоотношения, а с другой, позволяют ему проявлять свойства динамической системы в той или иной ситуации.
Успех, по мнению зарубежных психологов, связан с различными этапами социализации. Так, нормальное психологическое развитие личности возможно при динамическом равновесии двух взаимозависимых сторон:
1) взаимодействия личности с обществом;
2) желания выделиться, быть замеченным в своих действиях, признанным. Естественно, что возникающие между этими тенденциями противоречия задают главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности. Само по себе слово «успех» близко по этимологии к слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать социальным параметрам преуспеяния7.
ГА. Тульчинский выделяет четыре основные формы успеха: 1) результативный, приносящий личности некоторое социальное признание, «популярность»; 2) успех, выражающийся для личности в признании со стороны «значимых других»; 3) преодоление трудностей в форме самопреодоления; 4) реализация призвания, когда прежде всего значим не результат, а сама деятельность8.
Естественно, что динамика характеристик самоотношения и успешности не только взаимосвязаны, но и зависят от различных видов социализации личности, одним из которых является профессиональная социализация. Профессиональная социализация определяется профессиональным образованием и трудовой деятельностью, через которые совершается трансляция накопленного опыта и реализация трудовых отношений. Человек овладевает профессиональной деятельностью, кроме того совершается обновление социально-профессиональной сферы общества. Сама по себе профессиональная социализация рассматривается как двусторонний процесс: во-первых, вхождение молодого специалиста в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; во-вторых, процесс активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования9.
Чтобы выяснить связь самоотношения и успешности личности в процессе профессиональной социализации, были опрошены работники различных отраслей социальной
сферы. Общее количество респондентов составило 100 человек, их средний возраст 25-27 лет. На первом этапе был использован проективный метод исследования: социальным работникам предлагалось написать сочинение на тему «Успешна ли моя профессия?», а в конце сочинения ответить коротко на этот вопрос (да; нет; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да). При этом экспериментатор предоставил возможность передать свое видение успешности через метафорический образ, позволяющий выразить нечто сложное и противоречивое через простое и всем знакомое. Время написания сочинения жестко не ограничивалось. Обработка данных проводилась с использованием контент-анализа, при помощи которого были выявлены эмоционально-оценочные характеристики успешности профессии.
На втором этапе испытуемым была предложена методика, разработанная В.В Столи-ным10. В основу опросника положено девять измерений, которые наиболее существенно характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного Я: 1) осознанность Я; 2) самоуважение и уверенность в себе; 3) саморуководство и последовательность Я; 4) ожидаемое отношение других; 5) безусловное самопринятие; 6) переживание ценности собственной личности; 7) чувство привязанности к своему Я; 8) непонимание себя, переживание конфликтности Я; 9) чувство самообвинения.
Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов описательной статистики. Данные были сгруппированы по их значениям, выявлены центральные тенденции распределения (среднеарифметическое). Результаты исследования были также подвергнуты корреляционному анализу, выполненному с помощью метода линейной корреляции Пирсона.
Анализ результатов исследования самоотношения личности предоставил нам следующие данные: «осознанность Я», предназначенная для измерения таких аспектов самоотношения, поведения, которые, являясь значимыми для личности, с трудом осознаются, свидетельствует о закрытости респондентов, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.
Шкала «самоуверенность» измеряет представления личности о себе как волевом, энергичном, надежном человеке, которому
Психология
есть за что себя уважать. Анализируя показатели данной шкалы, можно с определенностью сказать, что высокое самомнение и самоуверенность свидетельствует о низком уровне внутренней напряженности.
«Саморуководство» отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Высокие показатели свидетельствуют, что большинство респондентов считают себя хозяевами собственной судьбы.
Результаты, полученные по шкале «зеркальное Я» свидетельствуют о представлениях относительно собственных личности, характера и деятельности, способных вызывать в других уважение и симпатию, одобрение и понимание. Шкала «самоценность» отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Показатели респондентов говорят о заинтересованности в собственном Я, любви к себе, ощущении ценности собственной личности и одновременно предполагают ценность своего Я для других.
Результаты шкалы «самопринятие» показывают, что большинство респондентов дружески относятся к себе, находятся в согласии с самим собой и принимают себя такими, какие они есть. Данные, полученные по шкале «самопривязанность», информируют о ригидности Я, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. По всей видимости, эти переживания могут сопровождаться привязанностью к неадекватному Я-образу.
Анализ шкалы «внутренняя конфликтность» свидетельствует о повышенной рефлексии, глубоких внутренних переживаниях, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. Результаты, полученные по шкале «самообвинение», раскрывают готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Необходимо также отметить, что последняя шкала является индикатором отсутствия симпатии, что может сопровождаться негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку качеств и достижений.
Полученные в ходе анализа данные позволяют сделать вывод о том, что в процессе профессиональной социализации социальные работники данной возрастной категории не готовы к яркому самовыражению, интег-
рируют свою личность и жизнедеятельность, переживая значимые для себя события на уровне собственного Я. Представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном и надежном человеке позволяют большинству респондентов считать себя хозяином собственной судьбы.
Кроме того, им присуще чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям, адекватного и стабильного владения собственным Я независимо от изменений ситуации, что способствует полноценному решению различных задач на данном этапе профессиональной социализации.
Анализ содержания сочинений на заданную тему позволил определить наиболее распространенные эмоционально-оценочные характеристики успешности социальных работников: 38,4 % считают свою профессию недостаточно успешной, успешной ее считают 30,0 % респондентов. Некоторые считают свою профессию скорее успешной (10,0 %), другие предполагают, что они в своей профессиональной деятельности скорее не успешны, чем успешны (21,6 %).
Анализ характеристик успешности позволил разделить их на позитивные и негативные. Позитивные: «моральное удовлетворение от своей работы» и «ощущение нужности своей работы для людей»; негативных больше: «не оправдывает надежд», «слабый социальный статус», «слабое материальное обеспечение», «отсутствие возможности для творческой реализации», «отсутствие ощущения нужности для государства».
Таким образом, соотношение негативных характеристик успешности к позитивным составляет 5 к 2, что свидетельствует о некоторой неуверенности социальных работников в успешности своей профессии. Необходимо отметить, что если отрицательных характеристик по количественному соотношению в совокупности больше, то по процентному содержанию позитивные превосходят некоторые негативные, что свидетельствует о неоднозначном отношении к успешности на данном этапе профессиональной социализации.
Корреляционный анализ, проведенный по методу Пирсона, позволил выявить десять взаимосвязей между самоотношением и эмоционально-оценочными характеристиками успешности.
Полученные данные представляют двухъ-ядерную структурную композицию корреля-
ционной плеяды, в которой ядрами являются шкала самоотношения — «самоуверенность» (общее количество связей — 5) и эмоционально-оценочная характеристика успешности — «отсутствие ощущения нужности для государства» (общее количество — 5). Полученные ядра связаны между собой (г=0,276), а это говорит о том, что, несмотря на их разнородность, они могут в зависимости от ситуации оказывать друг на друга трансформирующее воздействие. Элементами первого ядра структурной композиции стали следующие шкалы самоотношения: «саморуководство» (г=0,327), «самоценность» (г=0,386), «самопринятие» (г=0,409), а также эмоционально-оценочная характеристика «слабый социальный статус» (г=0,276). Элементами второго ядра стали такие шкалы самоотношения, как «отраженное самоотношение» (г=-0,362), «самопринятие» (г=0,260), «внутренняя конфликтность» (г=0,297), и эмоци-
онально-оценочная характеристика «скорее да, чем нет» (г=0,472). Фундамент структуры представлен в виде двух иерархических подструктур, которые составляют разнородные по своей сути характеристики, оказывающие влияния друг на друга.
Полученные взаимосвязи свидетельствуют о том, что достаточно высокий уровень самоотношения может быть устойчивым фактором успешной профессиональной социализации. Несмотря на то, что респонденты указывают на низкий уровень социального статуса своей профессии, они чувствуют необходимость своей работы для людей, хотя и получают от этого только моральное удовлетворение. Таким образом, отношение к успешности своей профессии может оказывать влияние на самоотношение в той же степени, как и самоотношение может оказывать влияние на эмоционально-оценочные характеристики успешности.
Примечания
1 См.: Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. Саратов, 2006.
2 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 64.
3 См.: СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1998. 343 с.
4 См.: Там же.
5 Там же.
6 См.: Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
7 См.: КуперсмитС. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов. СПб., 2004.
8 См.: Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990.
9 См.: Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М., 1998.
10 Столин В.В. Указ. соч.
УДК 159.9:316.37
С.К. ЛЕТЯГИНА
Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове
E-mail: [email protected]
Социальные представления о дружбе в различных возрастных группах
В статье рассматриваются социальные представления о дружбе. Дается сравнительный анализ представлений о дружбе в разных возрастных группах. Анализируются причины возрастных различий в дружеских отношениях.
Ключевые слова: дружба, друг, аттракция, межличностные отношения, ценностные ориентации личности, самосознание.
S.K. LETYAGINA
Social Conception about Friendship in Different Age Groups
Social conception of friendship is considered in the article. Contrastive analysis of ideas of friendship in different age groups is given. The causes of age differences in friendly relations are analyzed.
Key words: friendship, friend, attraction, interpersonal attitudes, person's value orientations, self-consciousness.
© С.К. Летягина, 2010